Исихазм

Автор Тема: Лао Цзы. Книга о Дао и Дэ  (Прочитано 33211 раз)

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11889
    • Просмотр профиля

Лао Цзы. Книга о Дао и Дэ
« Ответ #15 : 19 Ноябрь 2005, 16:30:22 »
Смысл отрывка, приведенного Наталiей, в том что, человек, находясь в страданиях, волен выбрать блаженство, потому что блаженство естественно, а страдание - противоестественно. Бог без блаженства - абстракция ума, которая такая же ересь как блаженство без Бога.

stranik

  • Гость
Лао Цзы. Книга о Дао и Дэ
« Ответ #16 : 19 Ноябрь 2005, 19:40:37 »
Простите меня грешного но у псалмах поется что другие боги не есть боги а истуканы сатанинские,которые заменили Бога.И Бог их разрушит,не о тех ли богах тут речь,котох сохранили себе народы языческие.С Серафимом Роузом жил монах 17 лет он потратил на его же благо но с теорией Дао будто все пошоже у них согласия не было.Был тилько святоотеческий,догматы,Еванглие осталное как книга Мормонов,она то ближе етих Дао,и Платона все у них пророки из Библии,от Вавилона одно из колен из Красного моря на корабле ушло в Америку,и Мармон пророк написал им как Моисей как жить.И ето есерес,и здес полно книг Еванглие от Фомы,ето конкретныи апостол и книга Матерь Божией много книг свызаных конкретно с Иисусом Христом ерес.А тут еше астрология да Тао.

Сергей С.

  • Сообщений: 231
    • Просмотр профиля

Лао Цзы. Книга о Дао и Дэ
« Ответ #17 : 19 Ноябрь 2005, 22:27:17 »
Наталia, да я не борюсь ни с чем. Просто во многих религиях духовный опыт близок и вряд-ли по этому естественному откровению человеческой природы (не Божией, а именно человеческой) судить о близости к истине всех религий, поскольку эта близость - скорее не единение с Богом, а именно отсутствие его (единения).

А по поводу радости - вы правы. Когда монах один, он скорбит, а когда с другими, то радуется. Это же заповедь :wink:, кто ж с ней спорит. Я просто о другом говорил - что человек не сказал ученикам ничего из того, что возводило бы их сердце к Богу! Вот и всё. Есть разница между восточными религиями и иудео-христианской, и такое, что скорее чувствуется различие нежели единство. Их свобода - пуста от Бога, их общение - между собой. Даже в вашем отрывке это видно - этот учитель всерьёз думает, что сердцем своим руководит он сам. О каком тогда откровении может идти речь?
Простите меня

Сергей С.

  • Сообщений: 231
    • Просмотр профиля

Лао Цзы. Книга о Дао и Дэ
« Ответ #18 : 21 Ноябрь 2005, 02:44:43 »
Вот например для сравнения:ПРЕП. ИСААК НИНЕВИЙСКИЙ

ГЛАВА 46
Не ожидай, что человек, привязанный к вещам плотским, приблизится к свободе слова в молитве пред Богом.
Душа алчная лишена мудрости; но душа сострадательная умудряема бывает от Духа.
Как елей питает пламя светильника, так и состраданием вскармливается в душе знание.
Ключ к дарам божественным вручается сердцу через любовь к ближнему.
Насколько освободилась душа от уз плоти, в ту же меру раскрываются пред нею врата знания.
Ведай, что переход души из века сего к веку иному совершается через приятие прозрения.
Похвальна и превосходна любовь к ближнему, но лишь если помысл о ней не отвращает нас от любви к Богу.
Усладительна беседа с братьями нашими духовными, но лишь если бы возможно было не прекращать на время ее собеседования с Господом нашим. Потому прекрасно печься о ней, но лишь в пределах упорядоченности, сиречь, без урона для сокровенного служения и непрестанной беседы с Богом. Мы разрушаем общение божественное, возбуждая общение человеческое. Ум не может вместить оба рода общения.
Вид людей мирских приводит в смущение душу, отрекшуюся от своего ради служения Богу. Удел оных — беседовать непрестанно, удел ее — убегать от самого вида.
Труды телесные не имеют препятствия от впечатлений чувственных. Но тот, кто умирил ум свой и желает стяжать радость в служении
сокровенном, смущен будет в тишине сердца своего даже и голосами без всякого вида.
Умерщвление внутреннее не может быть без упразднения чувств. Делание телесное требует остроты чувств, но делание душевное требует прозорливости сердца. Поелику душа естеством своим превосходнее, нежели тело, то и служение душевное превосходнее, нежели делание телесное. Поелику же тело в бытии предшествует душе, то и обязанности телесные предшествуют служению души.
Велика сила малого делания, если сочетается оно с постоянством. Мягкая капля по причине постоянства своего точит даже и твердый камень.
Когда приходит время человеку духовному оживиться в тебе, все умрет для тебя, и душа твоя согрета будет радованием, для которого нет подобия среди вещей сотворенных, и помыслы твои соберутся внутри тебя, по причине сладости в сердце твоем. Но когда мир оживает в тебе, будут возрастать в тебе развлечение ума и малодушие без постоянства. Миром называю я страсти, зачинаемые от развлечения. Когда родятся они и возрастут в меру свою, они становятся грехами и человекоубийцами. Как человек не рождается без матери, так страсти не рождаются без развлечения ума; и грех не возрастает в меру свою без общения со страстями.
Когда приращается терпение в душе нашей, из сего понимаем, что она приняла тайно дар утешения. Крепче сила терпения, нежели чувства радования, возбуждаемые в сердце.
Жизнь в Боге есть конец чувственности. Когда сердце живет, чувственность кончается. Оживание чувственности есть смерть сердца. Когда чувственность оживает, из сего понимаем, что мертво сердце пред Богом.
Не получает сердце водительства от добродетелей, являемых между людьми. Добродетель, которую человек выказывает перед человеком, не властна очистить душу. Все же и она приемлется Богом, дабы получить плату свою и награду. Но совершенство, соделываемое человеком в себе самом, годно для того и другого: оно приемлется для награды его, и оно же устрояет очищение. Потому отложи первое и прилепись ко второму. Если же не прилепишься ко второму, оставить первое — значит явно отречься от Бога. Но второе восполняет место первого.
Будь при жизни мертв, дабы возмог ты быть свободен через мертвость твою. Будь мертв для мира, и возможешь свободен быть от законов. Ибо никто из ходящих в законах не может непогрешительно исполнить их в жизни своей. Кто мертв в жизни своей, тот свободен при жизни и свободен в смерти.
Душа, восчувствовавшая жизнь превыше жизни телесной, не будет украшать себя для мира. Если же кто не обрел первого, едва ли возможет он презреть второе; презреть же его до конца для него и вовсе непосильно. А тот, кто потщится сделать это насильственно, возбудит внутри себя борение великое. Но если он нашел высший род жизни, он возможет отречься от низшего без всякого борения.
Прохлаждение и леность суть погибель для души. Они способны вредить даже более, нежели бесы. Когда душа, пребывающая в свете, подвизается в достохвальных трудах добродетели, бесы не могут сделать ничего. Но душа омрачившаяся становится через то проводником для самих бесов, так что те могут совершить всякое злое дело.
Если тело немощное понуждаемо нести труды непомерные, оно будет умножать в душе тьму и вовлекать ее более и более в смущение и омрачение. Но если тело крепкое и состава здравого приходит в праздность и вкушает прохлаждение, оно соделывает все виды зла в сопряженной с ним душе. И даже если душа великое имеет радование о добре, через малое время отнимет у нее тело помыслы, радующиеся добру.
Когда же упоена душа радованием о надежде своей и веселием о Боге, не восчувствует тело скорбей своих, даже и быв угнетено тяжко. Двойную ношу понесет оно, не становясь утомленным, как тело одебелевшее; и примет оно часть свою в услаждении души, даже и быв угнетено, когда войдет душа в радование духовное.
Если, брате, хранишь ты язык твой, будет тебе дар от Бога — такое расположение сердца, чтобы видеть тебе в нем себя самого; и через сие войдешь ты в радость духовную. Если же, напротив, язык твой победит тебя, попомни слово мое: никогда не избавишь ты себя от тьмы.
Если не имеешь сердца чистого, имей хоть уста чистые. Как говорит блаженный Иоанн: «Если желаешь наставить кого в добром, прежде всего привлеки его к себе для отдохновения телесного и почти его словом, любви исполненным». Ничто не может сделать его столь скромным и
понудить его сменить худое на доброе, как телесное утешение и честь, которые он от тебя увидит.                                            
Второе средство убеждения - в том, чтобы ты потщился сам явить пример достохвальный. Кто владеет собою через молитву и блюдение сердца, легко приведет ближнего своего к жизни даже и без докучных слов и заметных назиданий. Напротив, низость и леность вредят не только тому, кто предался им, но и тому, кто видит их. Что до человека, строгостью к себе понуждающего собратий своих творить добро и одним видом своим устыжающего обленившихся, слова недостаточны, чтобы изъяснить, сколь блажен муж сей. Дело безмолвное с большею силою наставляет других, нежели попечительные слова, оспариваемые беспечностью поведения. Итак, если управишь ты себя самого, ближний твой получит от того помощь немалую.
Чем более входит кто в брань за дело Божие, тем более приблизится к тому, чтобы стяжало сердце его свободу слова в молитве своей. И, напротив, когда он развлекаем множеством людей, он лишается помощи.
Душа, упокоившаяся от уязвлений со стороны тела, будет иметь мир в чувствованиях своих.
Будь по отношению к телу твоему свободным, дабы удостоиться свободы духовной. Ходи с игом свободы твоей, или будешь привязан к игу рабствования врагам твоим.
Если однажды явил ты в лице твоем образ отрешения от жизни бренной, через оставление дел житейских предстоит тебе стать всецело мертвым, по образу будущего отрешения, когда всякая забота будет отнята у тебя смертию. Не досадуй на удары тела, от коих смерть
всесовершенно избавит тебя. Не страшись смерти, ибо Бог поставит тебя выше смерти.

ГЛАВА 76
Блаженный Павел учит нас так: «Совлекитесь ветхого человека и облекитесь в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины» (ср. Еф. 4:22,24).
Он не говорит: «Облекитесь в нового человека поверх ветхого человека»,- ибо знает, что сие невозможно. Помысли, сколь мудро дает он
повеление свое. Не говорит он: «Облекитесь в нового человека, обновленного ведением Бога»,— но говорит: «Сначала совлекитесь сего и после облекитесь в нового». Также говорит он ясно в ином месте: «Плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия, и тление не наследует нетления» (I Кор. 15:50). Под «нетлением» разумеет он знание мира иного; «тлением» же и «плотию и кровью» именует тленные страсти души и тела, имеющие место движения своего в уме плотском. Чистоту зовет он «новым человеком», а под «Царствием Божиим» разумеет отрешенное и умное созерцание блаженных движений сущностных лучей, в каковые дозволено внити одной лишь святой душе, нетленные чувствования которой вознесены превыше тления, и плоти, и крови.
Если зеница ока твоего не очищена, не дерзай воззреть на солнце; иначе лишишься и обычной твоей силы зрения, и ввергнут будешь в одно из тех мест мысленных, каковые суть Тартар и образ Ада, сиречь тьма без Бога, где те, кои порывами ума своего покидают естество, блуждают естеством своим познающим. Сего ради извергнуть во тьму внешнюю велено будет того, кто дерзнул идти на пир брачный в нечистой одежде (Мф. 22:1—14). Под пиром брачным разумеется свет ведения духовного, а устрояемое на нем суть многовидные тайны божественные, исполненные для души радования, и ликования, и услаждения. Одеянием же брачным именует он ризу чистоты; а нечистые одеяния суть чувствования страстей в душе осквернившейся; а тьма внешняя — место, лишенное всякого услаждения ведением Бога и беседою с Ним. Кто в нечистые облечен одежды, если дерзнет мыслить мечтательно умом своим о высотах Божиих, и вводить, и водворять душу свою в духовные созерцания святого оного пира, устроенного, дабы просиявать
лишь в чистом сердце; если, причастен будучи одному лишь услаждению от страстей, пожелает он проникнуть в услаждения мира иного,— будет внезапно осилен как бы мороком неким и ввергнут в место несветлое, каковое зовется Ад и Аваддон, сиречь неведение и забвение Бога.
Ибо сказано: от Бога приходит само собою, если уготовано для него место чистое и неоскверненное.
«Приходит само собою», сиречь, естеству чистоты принадлежит, что свет небесный просиявает в ней без умствований наших и усилий.
Ибо в сердце чистом отпечатлевается небо новое (ср. Откр. 21:1), видение коего есть свет и место коего духовно.
И еще сказано: как магнит по естеству своему имеет силу притягивать атомы железа, таковы же ведение духовное и сердце чистое.
Если и верно было изречено мужами правдивыми, что никакой ум в жизни сей не может утвердиться вполне безопасно противу лести страстей, все же говорю со дерзновением и не страшась истины опыта: облекшийся ризою болезнования в уме своем не только неодолим для лести страстей, но мужествует противу них, как исполин и победитель; ибо не дерзают предстать на брань и даже издали не смеют показать себя, где есть душа болезнующая, сотворившая себя местом скорби для оплакивания грехов своих. Как сказано о блаженном Иакове: во гробе пребывал, доколе не встретил Иосифа возлюбленного. Где есть горечь болезнования, не поверю, что войти возможет сие услаждение от страстей, о коем шла речь выше. Но говорю, что в неусыпности служение сие и упование превыше всякого страха.
Тот, кто непрестанно пребывает в болезновании сердца, побуждаемый к тому страхом своим, ибо не ведает, каков будет конец поприща его, превосходнее, нежели тот, кто непрестанно идет путем веселия, ибо предвкушает награду служения своего.
О ты, чей град осаждается страстями, сущими внутри тебя, возложи на себя доспех болезнования сердечного, и гони их, и вызволяй душу свою из руки их! Ибо всегда непобедимо оружие сие, как и оружие доверенности к Богу; и правдивые прибегают к нему.

ГЛАВА 77
О злополучный человече, желаешь ли обрести жизнь? Избери веру и смирение, дабы через них найти милость, и помощь, и утешение от Бога, и помощь тайную и явную. Хочешь ли стяжать сии вещи, которые суть родник жизни? Облекись искренностью, и притом с самого начала. В искренности твоей ходи пред Богом, а не в знании твоем. Искренность соединяется с верою, но тонкость и умствования — с мыслями надмевающими; помыслы надмевающие — с удаленностью от Бога.
Когда лежишь ты пред Богом в молитве, будь в помышлении твоем как муравей, и как твари земли, и как пчела; и заикайся, как селянин, и не говори пред Ним в знании твоем. С умом младенческим приближайся к Богу и ходи пред Ним, чтобы принять отеческую заботу о тебе, которую родители имеют к малым своим чадам.
Сказано: Господь хранит младенцев. Дитя может приблизиться к змее, может возложить ее на выю свою; и гад не укусит. Дитя может ходить нагое всю зиму; и когда другие одеты и покровенны, и все же хлад проницает члены их, оно сидит нагое в день мраза и льда, не терпя урона, ибо тело младенчества его покрыто иною, незримою одеждою, по действию таинственного попечения, хранящего хрупкие члены младенчества его, дабы зло ниоткуда не приступило к ним. Веришь теперь, что есть таинственное попечение о нежном теле, особливо уязвимом для всякого вреда по причине нежности его и слабости суставов его — так, что оно хранимо от всякого злого действия и не страждет от него? Ибо Господь хранит младенцев.
Ты должен мыслить сие и верить сему не только применительно к младенцам, но и применительно к тем, кто, будучи мудр в мире сем, оставляют знание свое и, положившись на мудрость вседостаточную, соделываются детьми по собственной своей воле. Тогда постигают они мудрость, которой не постигнуть, труждаясь много.
Простите меня

Evgeny

  • Сообщений: 1187
    • Просмотр профиля

Лао Цзы. Книга о Дао и Дэ
« Ответ #19 : 21 Ноябрь 2005, 06:23:46 »
Цитата: stranik
Етим вопросом долго занимался Серафим /Евгений/Роус,много дневников его поисков обшего с христианством осталось.о.Домаскин собрал и получилась книга издателства братства святого Германа Аляскинского.Название Дао или еше как точно не помню.Он знал хорошо китайский долго работал с китайским профессором философом в Беркли Калифорния,так же и о. Дамаскин..


Это книга о. Дамаскина "Христос- вечное Дао" ("Christ the eternal Tao"). Stranik, а Вы часто бываете в Платине? Благословенное место.

Сергей С.

  • Сообщений: 231
    • Просмотр профиля

Лао Цзы. Книга о Дао и Дэ
« Ответ #20 : 21 Ноябрь 2005, 08:43:14 »
Evgeny, немного вводит в сравнение духа востока и христианства статья С.Аверинцева в его сборнике (недавно вышедшем в России) "Многоценная жемчужина" (действительно многоценна она - целая антология коптской христианской письменности, поэзии...). Предыдущий пост пр.Исаака  Сирина - оттуда (он не из известных в России текстов коптского подвижника).

Я совсем не противник Лао Цзы, не почитаю его учение сатанинским, и, возможно, его прямолинейное, чеканное в обычае Востока слово может быть полезным тем, кто безнадёжно испорчен эллинским теоретическим навыком мыслить и говорить более, нежели делать. Только на одно хочу обратить я внимание - что он не познал Христа, он смог как-то обойтись без Него. Его созерцание - плод собственных размышлений о жизни, оно защищало его от того мрака, который неминуем без Христа, но оно же и имеет основание в гордом одиночестве человека. Он даже боялся чувствовать жалость к людям! Его сердце не было расширено верой в Бога до любви. Поэтому, читать его можно с пониманием того, какова судьба жизни человека, не знавшего Христа. И кто знает - отказался ли бы Лао Цзы от своей законченной философии одинокого, возвышенного над жизнью, временем и страданием мудреца  - ради Христа или нет. Вот только о чём я хочу сказать.
Простите меня

stranik

  • Гость
Лао Цзы. Книга о Дао и Дэ
« Ответ #21 : 21 Ноябрь 2005, 09:35:19 »
От туда отправлюсь в странствия,последний раз о.Домастин ехал к китайскому профессору и меня до Беркли довез.А ети книги там лежат можно заказат,я пробовал читать,но увлекся Оптинскими старцами.Простите меня грешнаго.

Evgeny

  • Сообщений: 1187
    • Просмотр профиля

Лао Цзы. Книга о Дао и Дэ
« Ответ #22 : 21 Ноябрь 2005, 16:39:25 »
Сергей С., конечно он не знал Христа, как он мог Его знать? Но на счёт одиночества не могу согласиться. Он предчувствовал дух любви и смирения Христова. Вообще книга Лао-Тзы - это поэзия, не стоит пытаться ловить его на богословских ошибках, надо почувствовать его дух. Смотри сам:

"Благодаря единству, небо стало чистым, земля - незыблемой, дух - чутким, долина - цветущей, и начали рождаться все существа."

"Дао с любовью воспитывая все существа, оно не считает себя их властелином. "

Конечно, всякая поэзия - дело вкуса, кому-то задевает какие-то струны в душе, кому-то нет, это нормально. Так что, как говорится, "не нравится - не ешь"  :D

Сергей С.

  • Сообщений: 231
    • Просмотр профиля

Лао Цзы. Книга о Дао и Дэ
« Ответ #23 : 21 Ноябрь 2005, 17:01:20 »
Evgeny, спасибо, я же понимаю, что поэзия! Однако "лучшее - враг хорошего" и в этом - более поэзии, если поэзия - ближе к истине, а не к удовольствию.
Простите меня

Time

  • Сообщений: 212
    • Просмотр профиля

Лао Цзы. Книга о Дао и Дэ
« Ответ #24 : 21 Ноябрь 2005, 17:58:32 »
Evgeny, мудрость в изложеннном есть. Но есть ли Святой Дух? К спасению это  приближает? Вот закончил по Вашей ссылке де ла Круса читать: да это же прямое излияние Святого Духа из текста. Знающий - говорит! :candle Ну как-то после знакомства с Христианской мистикой все остальное уходит и блекнет...По понятным причинам. :yes
Проблема - путь к совершенству.

Evgeny

  • Сообщений: 1187
    • Просмотр профиля

Лао Цзы. Книга о Дао и Дэ
« Ответ #25 : 21 Ноябрь 2005, 18:21:52 »
Цитата: Time
Evgeny, мудрость в изложеннном есть. Но есть ли Святой Дух? К спасению это  приближает?


Святой Дух - дело тонкое.

"Святой Дух присутствует в каждом из сущих, особенно в тех, кто каким-либо образом причастен Слову2. Ибо Он, будучи Богом и Духом Божиим, содержит в Себе ведение о каждом3, промыслительно проникает во всех, насколько это возможно, возбуждает в каждом естественный разум, через который приводит в сознание греховности соделанного вопреки закону природы всякого, кто способен [это] чувствовать и обладает здравым произволением для восприятия правильных естественных помыслов. И в самом деле, даже среди крайне грубых варваров и кочевников мы находим многих, усвоивших себе высокое нравственное благородство4 и отвергших издревле господствовавшие у них зверские законы.
Стало быть, во всех [людях] вообще присутствует подобным образом Святой Дух. А в частности же и соответственно иному рассуждению, [Он] есть и во всех, [живущих] по закону, как Законодатель и Предвозвеститель будущих таинств5, возбуждая в них осознание преступления заповедей и знание предвозвещенного относительно Христа совершенства. Отсюда и среди них мы находим многих, которые, оставив ветхое и заключающееся в тенях служение, ревностно обратились к новому и таинственному.
Помимо указанных способов действия, [Святой Дух] есть и во всех, унаследовавших через веру подлинно божественное и обожествляющее имя Христово6, не только как сохраняющий и промыслительно возбуждающий естественный разум, не только как обнаруживающий нарушение и соблюдение заповедей, но и как творящий дарованное по благодати через веру усыновление. Ибо как Производитель премудрости Он существует только в тех, кто чист душой и телом благодаря строго подвижническому исполнению заповедей, - с ними [Святой Дух] общается как со своими посредством простого и нематериального ведения и чистыми умозрениями о неизреченном формирует ум их для обожения.
Итак, [Святой Дух] пребывает вообще во всех, поскольку всех содержит, [о всех] промышляет и [во всех] возбуждает естественные семена [добра]. А в частности, [Он пребывает] во всех, кто под законом, поскольку обличает нарушение заповедей и просвещает пророческим обетованием относительно Христа; во всех же, [живущих] по Христу, [Он пребывает], помимо сказанного, еще и как Усыновитель. А как Производитель премудрости [Он не пребывает] вообще ни в одном из названных, кроме только обладающих духовным разумением и сделавших себя, благодаря божественной жизни, достойными Его обожествляющего обитания. Ибо всякий, не творящий божественных волений, даже если он и является верующим, имеет несмысленное сердце, как притон лукавых помыслов, а тело [его] обременено грехами, как постоянно одержимое сквернами страстей." (прп. Максим Исповедник, Вопросоответы, ВОПРОС XV )

Сергей С.

  • Сообщений: 231
    • Просмотр профиля

Лао Цзы. Книга о Дао и Дэ
« Ответ #26 : 21 Ноябрь 2005, 21:38:17 »
А я продолжу о своём :D.  "Прекрасен был на вид и хорош на вкус умертвивший меня плод"(Стихира на стиховне на утрени в пт. первой недели Великого поста). И на вид и на вкус - хорош. Полностью хорош, если доверяться естественному чувству. Так и по поводу даосских текстов - хороши. Однако, кажется, что есть разница между духовной жизнью (в которой ничего лишнего, избыточного в т.ч. похожего на любопытство) и жизнью естественной, доверяющей себе во многом. Только в такой жизни, кажется, место страха Божия, всё более должен тщиться заполнить ум человеческий. Впрочем, я эту грань между нужным и желаемым с трудом различаю, но только помню, что она есть и смелости на страсти там нет.
Простите меня

Evgeny

  • Сообщений: 1187
    • Просмотр профиля

Лао Цзы. Книга о Дао и Дэ
« Ответ #27 : 21 Ноябрь 2005, 23:04:43 »
Конечно, Сергей, во Христе открывается совсем другой уровень реальности и духовной жизни, невиданный язычникам жившим до Христа, и это не их вина, им просто не было это открыто. И соответственно требования к тем кто дерзает быть причастником Христу совсем другие. Но мне лично кажется что среди всей мировой не-христианской литературы Лао-Тзы глубже других почувствовал Дух Божий разлитый в творении и деликатнее других его выразил, не привнося свои человеческие фантазии и догмы которыми так пестрят восточные учения.

Сергей С.

  • Сообщений: 231
    • Просмотр профиля

Лао Цзы. Книга о Дао и Дэ
« Ответ #28 : 22 Ноябрь 2005, 00:19:46 »
Evgeny, а меня не совсем вдохновляет эта деликатность. viktor снова назовёт это проекцией, но всё же позволю себе высказаться.
Цитировать
...во Христе открывается совсем другой уровень реальности и духовной жизни, невиданный язычникам жившим до Христа...
Именно так! И вот ныне пришло то, чего не было у них и то, что было позволено делать им, пребывавшим в свободном поиске истины, уже не позволено нам, Её встретившим. Мне кажется, что целостность духовной жизни, если такая есть, должна сама воспротивиться и задуматься над тем - на что нашей душе Лао Цзы и не является ли радость от такого чтения признаком того, что жизнь соскальзывает в сферу умственную, собственную (эмоциональную), в естественную человеку мистику без живого, взирающего Бога, не являющегося ни частью меня самого, ни бытием мира, ни чем иным... и жгучего вопроса - " именно ли то я делаю, что Он сейчас хочет от меня?".  Вот здравый разум - если нашёл лучшее - оставь хорошее. "вот, мы оставили всё ипоследовали за Тобою" - говорил апостол Пётр Христу. Что скажем мы перед лицом этих слов? Естественная мистика потому и естественна, что там многое можно - ведь естество человеческого разума и чувства там ось, вокруг которой вертится духовная жизнь. А в христианстве, как мне кажется, всё наоборот - есть нечто совершенно недоступное всякому постижению, чот-то внешнее ему, какое-то невероятное насилие над разумом (что называется верой в живого Бога), невероятное стеснение, в котором лишь и открывается свобода быть сБогом, а не с мистикой самой по себе. Не знаю как сказать, извиняюсь.

Вот выкопировка из С.Аверинцева: Блестящие, образованные, утонченные господа из Константинополя отрекались от приманок цивилизации, чтобы пойти на выучку к грубоватым и хмурым египетским мужикам, являвшим на деле ту цельную, бескомпромиссную простоту сосредоточения воли, что так трудно давалась всем этим «последним эллинам» и «последним римлянам». Читатель найдет в этой книге характерный рассказ об одном из таких столичных вельмож, по имени Арсений, который стал монахом в Египте и покорно слушал наставления своего «старца» из коптов. На вопрос: «Как это ты, изучив толикую науку римскую и эллинскую, просишь совета у невежды сего о помыслах твоих?» — Арсений возразил: «Так, науке римской и эллинской выучен я; но из науки невежды сего не вытвердил еще и азбуки».
Там, где человек греко-римской культуры рассуждает и разглагольствует, копт делает. Знаменитый церковный писатель IV в. Афанасий Александрийский средствами греческой риторической прозы представил коптскую решимость уже упомянутого Антония как реализацию идеала совершенной выдержки, который в философских кругах всегда вызывал энтузиазм, но никогда не осуществлялся.
К 386 г. вести о примере, поданном Антонием Великим, дошли (не без участия написанного Афанасием «жития») до кружка интеллигентных молодых богоискателей на севере Италии. Одним из них был Блаженный Августин, который передает испытанное им тогда чувство во взволнованных восклицаниях: «До чего дошли мы? Что приходится нам слышать? Невежды возстают и похищают небо — а мы со всей ученостью нашей не в силах победить плоть и кровь!»


Вот, что было непостижимо бл.Августину: "невежды! похищают Небо - невежды! боящиеся непостижимого и столь далёкого, несмотря на всю близость Бога". И вот мы, наслаждающиеся утончённым учением дзена, например, даосизма и т.д. Мы, кажется похожи на жирных котов - гурманов духовных размышлений, забывшими тот первый страх Божий, подобающий твари в присутствии Творца.

Естественная мистика, как все знают, похожа у многих. Но мы христиане. Горячая вера и трезвенный, деятельный разум, умеющий не верить себе и ставить себе диагноз абстрагируясь от самоощущения, принимая его по вере.  "Душа познаёт помыслы свои из своих деяний" - говорит авва Исайя. Из деяний. Видано ли это - не из помыслов самих, а из деяний, целиком из внешнего душе источника!?

Удовольствие, получаемое от дохристианских текстов в первую очередь должно настораживать, поскольку оно может служить признаком иллюзорности жизни по вере. Скажи мне что ты любишь, чему ты предан, и я скажу тебе, кто ты. "Испытывайте самих себя, в вере ли вы; самих себя исследывайте. Или вы не знаете самих себя, что Иисус Христос в вас? Разве только вы не то, чем должны быть...", когда тратите драгоценное время на посторонние учения без разумно различённой практической цели, приближающей к цели конечной. Тогда спросим себя ещё, для уточнения ситуации: "день мой дан или задан?" Если задан, то что задано мне на сегодня - могу ли я чётко и ясно перечислить это? И какая конкретно обдуманная спасительная задача стоит перед моим участием в форуме и конкретно перед помещением поста с текстом о Лао Цзы (это я только к примеру, Евгений - ведь это не суд)? Простите уж меня - так нас в училище когда-то учили осторожничать =)))), а я всё позабыл и думаю - может хоть устыдившись слов своих, воспряну =)))

Пусть Лао Цзы был таким прозрачным медиумом движения и гармонии естества человека, его сердца, мысли, воли, медиумом самой жизни, как естественного дара Божия. Но этого очень мало.

Впрочем, я это написал не с тем, чтобы перестать читать или постить  Лао Цзы (это уже наверное понятно). Просто хочется помочь (себе в первую очередь) опреде'литься, чтобы лучше разуметь что делаешь и учитывать это в самом действии, чтобы, не имея страха Божия, выраженного в "безумном" в хорошем смысле воздержании, не уйти постепенно с простого пути веры.
Простите меня

Evgeny

  • Сообщений: 1187
    • Просмотр профиля

Лао Цзы. Книга о Дао и Дэ
« Ответ #29 : 22 Ноябрь 2005, 00:52:26 »
Сергей, я кое-что уже писал на по этому вопросу здесь. Это вопрос личного выбора. Если тебя духовно отвлекает не-христианская литература, если не хочешь чтобы что-то уводило от Христа, если хочешь оставть всё и следовать за Христом - низкий тебе поклон, нет выше пути. Просто не все на такую интенсивность духовной жизни способны, обычно люди по немощи читают и светскую литературу, как своего рода отдых или разрядка. Ты ведь наверно читаешь Пушкина (далеко не христианского поэта между прочим, при всём уважении к его гению) и др. поэтов. Поэтому возникает и вопрос - если есть потребность читать светское, что что из светского читать. И здесь лично я предпочитаю Лао-Тзы, но это опять же дело вкуса. Конечно нельзя ставить Лао-Тзы рядом с Писанием или св. отцами, с этим никто не спорит, тут совсем другие уровни реальности.