Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Исихазм



16 Августа 2018, 14:42:20

Автор Тема: Лао Цзы. Книга о Дао и Дэ  (Прочитано 29657 раз)

Evgeny

  • Сообщений: 1187
    • Просмотр профиля

Лао Цзы. Книга о Дао и Дэ
« : 09 Сентября 2005, 17:39:10 »
Мне тоже вслед за Леонидом захотелось поделиться своим любимым из восточной мудрости. Наверно это все уже читали, но я ни когда не перестаю заново удивляться, перечитывая этот текст. Привожу не полный текст, только то что мне больше всего нравится.

"То, что называют христианской религией, существовало среди древних и никогда не переставало существовать со времени сотворения человека." Святой Августин
________________

"В начале было Дао, и Дао было у Бога, и Дао был Бог"
Иоанна 1.1, дословный перевод китайского Евангелия.
___________


1 ДАО, которое может быть выражено словами, не есть постоянное Дао. Имя, которое может быть названо, не есть постоянное имя. Безымянное есть начало неба и земли, обладающее именем - мать всех вещей. Поэтому тот, кто свободен от страстей, видит чудесную тайну [Дао], а кто имеет страсти, видит только его в конечной форме. Безымянное и обладающее именем одного и того же происхождения, но с разными названиями. Вместе они называются глубочайшими. Переход от одного глубочайшего к другому - дверь ко всему чудесному.

2. Поэтому совершенномудрый, совершая дела, предпочитает недеяние; осуществляя учение, не прибегает к словам; вызывая изменения вещей, [он] не осуществляет их сам; создавая, не обладает [тем, что создано]; приводя в движение, не прилагает к этому усилий; успешно завершая [что-либо], не гордится.

7. Небо и Земля - долговечны. Небо и Земля долговечны потому, что существуют не для себя. Вот почему они могут быть долговечными. Поэтому совершенномудрый ставит себя позади других, благодаря чему он оказывается впереди. Он пренебрегает своей жизнью, и тем самым его жизнь сохраняется.

8. Высшая добродетель подобна воде. Вода приносит пользу всем существам и не борется [с ними]. Она находится там, где люди не желали бы быть. Поэтому она похожа на Дао. Поскольку [совершенномудрый], так же как и вода, не борется с вещами, [он] не совершает ошибок.

10. Создавать и воспитывать [сущее]; создавая, не обладать [тем, что создано]; приводя в движение, не прилагать к этому усилий; руководя, не считать себя властелином - вот что называется глубочайшим ДЭ.

11. Тридцать спиц соединяются в одной ступице, [образуя колесо], но употребление колеса зависит от пустоты между [спицами]. Из глины делают сосуды, но употребление сосудов зависит от пустоты в них. Пробивают двери и окна, чтобы сделать дом, но пользование домом зависит от пустоты в нем. Вот почему полезность чего-либо имеющегося зависит от пустоты.

16. Нужно сделать [свое сердце] предельно беспристрастным, твердо сохранять покой, и тогда все вещи будут изменяться сами собой, а нам останется лишь созерцать их возвращение.

18. Когда устранили великое Дао, появились "человеколюбие" и "справедливость". Когда появилось мудрствование, возникло и великое лицемерие. Когда шесть родственников в раздоре, тогда появляются "сыновняя почтительность" и "отцовская любовь". Когда в государстве царит беспорядок, тогда появляются и "верные слуги".

20. Все люди радостны, как будут присутствуют на торжественном угощении или празднуют наступление весны. Только я один спокоен и не вставляю себя на свет. Я подобен ребенку, который не явился на свет. О! Я несусь! Кажетяс, нет места, где мог бы остановиться. Все люди полны желаний, только я один подобен тому, кто отказался от всего. Я сердце глупого человека. О, как оно пусто! все люди полны света. Только я один подобен тому, кто погружен во мрак.Все люди пытливы, только я один равнодушен. Я подобен тому, кто несется в мирском просторе и не знает, где ему остановиться. Все люди проявляют свою способность, и только я один похож на глупого и низкого.

21. Содержание великого дэ подчиняется только Дао. ДАО бестелесно. Дао туманно и неопределенно. Однако в его туманности и неопределенности содержатся образы. Оно туманно и неопределенно. Однако в его туманности и неопределенности скрыты вещи. Оно глубоко и темно. Однако в его глубине и темноте скрыты тончайшие частицы. Эти тончайшие частицы обладают высшей действительностью и достоверностью. С ревних времен до наших дней его имя не исчезает. Только следуя ему, можно познать начало всех вещей. Каким образои мы познаем начало всех вещей? Только благодаря ему.

22. Стремясь к малому, достигаешь многого; стремление получить многое ведет к заблуждениям. Совершенномудрый исходит не только из того, что сам видит, поэтому может видеть ясно; он не считает правым только себя, поэтому может обладать истинной; он не прославляет себя, поэтому имеет заслуженную славу; он не возвышает себя, поэтому он старший среди других. Он ничему не противоборствует, поэтому он непобедим в Поднебесной. Слова древних:"Ущербное становится совершенным..." - разве это пустые слова? Они действительно указывают человеку путь к [истинному] совершенству.

23. Даже Небо и Земля не могут сделать что-нибудь долговечным, тем более человек. Поэтому он служит Дао. Тот, кто [служит] Дао, тот тождествен Дао. Тот, кто [служит] дэ, тот тождественен дэ. Тот, кто теряет, тождествен потере. Тот, кто теряет Дао, приобретает Дао. Тот, кто тождествен дэ, приобретат дэ. Тот, кто тождествен потере, приобретает потерянное. Только сомнения порождают неверие.

24. Кто поднялся на цыпочки, не может [долго] стоять. Кто делает большие шаги, не может [долго] идти. Кто сам себя выставляет на свет, тот не блестит. Кто сам себя восхваляет, тот не добудет славы. Кто нападает, тот не достигает успеха. Кто сам себя возвышает, не может стать старшим среди других. Если исходить из Дао, все это называется лишним желанием и бесполезным поведением. Таких ненавидят все существа. Поэтому человек, обладающий Дао, этого не делает.

27. Умеющий шагать не оставляет следов. Умеющий говорить не допускает ошибок. Кто умеет считать, не пользуется инструментом для счета. Кто умеет закрывать двери, не употребляет запор и закрывает их так крепко, что открыть их невозможно. Кто умеет завязывать узлы, не употребляет веревку, [но завязывает так прочно], что развязать невозможно. Поэтому совершенномудрый постоянно умело спасает людей и не покидает их. Он всегда умеет спасать существа, поэтому он не покидает их. Это называется глубокой мудростью.

31. Победу следует отмечать похоронной процессией.

32. Дао вечно и безымянно. Хотя оно ничтожно, но никто в мире не может его подчинить себе.

33. Знающий людей разумен. Знающий себя просвещен. Побеждающий людей силен. Побеждающий самого себя могуществен.

34. Великое Дао растекается повсюду. Оно может находиться и вправо, и влево. Благодаря ему все сущее рождается и не прекращает [своего роста]. Оно совершает подвиги, но славы себе не желает. С любовью воспитывая все существа, оно не считает себя их властелином. Оно никогда не имеет собственных желаний, поэтому его можно назвать ничтожным. Все сущее возвращается к нему, но оно не рассматривает себя их властелином. Его можно назвать великим. Оно становится великим, потому что никогда не считает себя таковым.

35 Когда Дао выходит изо рта, оно пресное, безвкусное. Оно незримо, и его нельзя услышать. В действии оно неисчерпаемо.

36 Мягкое и слабое побеждает твердое и сильное.

37. Дао постоянно осуществляет недеяние, однако нет ничего такого, что бы оно не делало. Не обладающее именем - простое бытие - для себя ничего не желает.

38. Внешний вид - это цветок Дао, начало невежества. Поэтому [великий человек] берет существенное и оставляет ничтожное. Он берет плод, и отбрасывает его цветок. Он предпочитает первое и отказывается от второго.

39. Благодаря единству, небо стало чистым, земля - незыблемой, дух - чутким, долина - цветущей, и начали рождаться все существа.

41. Кто узнает Дао, похож на темного; кто проникнет в Дао, похож на отступающего; кто на высоте Дао, похож на заблуждающегося; человек высшей добродетели похож на простого; великий просвещенный похож на презираемого; безграничная добродетельность похожа на ее недостаток; распространение добродетельности похожа на ее расхищение; истинная правда похожа на ее отсутствие. Великий квадрат не имеет углов; большой сосуд долго изготовляется; сильный звук нельзя услышать; великий образ не имеет формы. Дао скрыто [от нас] и не имеет имени. Но только оно способно помочь всем существам и привести их к совершенству.

43. В Поднебесной самые слабые побеждают самых сильных. Небытие проникает везде и всюду. Вот почему я знаю пользу от недеяния. В Поднебесной нет ничего, что можно было бы сравнить с учением, не прибегающим к словам, и пользой от недеяния.

45. Высшее совершенство похоже на несовершенное, но его действие [не может быть] нарушено; великая полнота похожа на пустоту, но ее действие неисчерпаемо. Великая прямота похожа на кривизну; великое остроумие похоже на глупость; великий оратор похож на заику.

47. Не выходя со двора, можно познать мир. Не выглядывая из окна, можно видеть естественное Дао. Чем дальше идешь, тем меньше познаешь. Поэтому совершенномудрый не ходит, но познает [все]. Не видя [вещей], он проникает в их [сущность]. Не действуя, он добивается успеха.


48. Кто учится, с каждым днем увеличивает [свои знания]. Кто служит Дао, изо дня в день уменьшает [свои желания]. В непрерывном уменьшении [человек] доходит до недеяния. Нет ничего такого, что не делало бы недеяние. Поэтому овладение Поднебесной всегда осуществляется посредством недеяния. Кто действует, не в состоянии овладеть Поднебесной.


49. Совершенномудрый не имеет собственного сердца. Его сердце состоит из сердец народа. Добрым я делаю добро и недобрым также делаю добро. Искренним я верен и неискренним также верен.

50. Я слышал, что, кто умеет овладевать жизнью, идя по земле, не боится носорога и тигра, вступая в битву, не боится вооруженных солдат. Носорогу некуда вонзить в него свой рог, тигру некуда наложить на него свои когти, а солдатам некуда поразить его мечом. В чем причина? Это происходит оттого, что для него не существует смерти.

51. Создавать и не присваиваить, творить и не хвалиться, являясь старшим, не повелевать - вот что называется глубочайшим дэ.

52. В Поднебесной имеется начало, и оно - мать Поднебесной. Когда будет постигнута мать, то можно узнать и ее детей. Когда уже известны ее дети, то снова нужно помнить об их матери. В таком случае
до конца жизни [у человека] не будет опасности. Если [человек] оставляет свои желания и освобождается от страстей, то до конца жизни не будет у него усталости. Если же он распускает свои страсти и поглощен своими делами, то не будет спасения [от бед].
Видение мельчайшего называется зоркостью. Сохранение слабости называется могуществом. Следовать сиянию [Дао], постигать его глубочайший смысл, не навлекать [на людей] несчастья - это и есть
соблюдение постоянства.


55. Кто содержит в себе совершенное дэ, тот похож на новорожденного. Ядовитые насекомые и змеи его не ужалят, свирепые звери его не схватят, хищные птицы его не заклюют. Кости у него мягкие, мышцы слабые, но он держит [Дао] крепко. Не зная союза двух полов, он обладает животворящей способностью. Он очень чуток. Он кричит весь день, и его голос не изменяется.

56. Тот, кто знает, не говорит. Тот, кто говорит, не знает.

63. Нужно осуществлять недеяние, соблюдать спокойствие и вкушать безвкусное. Великое состоит из малого, а многое - из немногого. На ненависть нужно отвечать добром.
Преодоление трудного начинается с легкого, осуществление великого начинается с малого, ибо в мире трудное образуется из легкого, а великое - из малого. Поэтому совершенномудрый начинает не с великого, тем самым он совершает великое.

64. Кто действует - потерпит неудачу. Кто чем-либо владеет - потеряет. Вот почему совершенномудрый бездеятелен, и он не терпит неудачи. Он ничего не имеет и поэтому ничего не теряет. Поэтому совершенномудрый не имеет страсти, не ценит труднодобываемые предметы, учится у тех, кто не имеет знаний, и идет по тому пути, по которому прошли другие. Он следует естественности вещей и не осмеливается [самовольно] действовать.

66. Реки и моря потому могут властвовать над равнинами, что они способны стекать вниз. Поэтому они властвуют над равнинами. Совершенномудрый не борется, благодаря чему он в мире непобедим.

70. Мои слова легко понять и легко осуществить. Но люди не могут понять и не могут осуществить.
Совершенномудрый подобен тому, кто одевается в грубые ткани, а при себе держит яшму.

71. Кто, имея знания, делает вид, что не знает, тот выше всех. Кто, не имея знаний, делает вид, что знает, тот болен. Кто, будучи больным, считает себя больным, тот не является больным. Совершенномудрый не болен. Будучи больным, он считает себя больным, поэтому он не болен.

72. Совершенномудрый отказывается от самолюбия и предпочитает невозвышенное.

73. Кто храбр и воинственен - погибает, кто храбр и не воинственен – будет жить. Кто знает причины того, что небо ненавидит [воинственных]? Небесное Дао не боретсяс, но умеет побеждать. Оно не говорит, но умеет отвечать. Оно само приходит. Оно спокойно и умеет управлять [вещами]. Сеть природы редка, но ничего не пропускает.

76. Сильное и могущественное не имеют того преимущества, какое имеют нежное и слабое.

78. Вода - это самое мягкое и слабое существо в мире, но в преодолении твердого и крепкого она непобедима, и нет ей на свете равного. Слабые побеждают сильных, мягкое преодолевает твердое. Это знают все, но люди не могут это осуществлять.
Правдивые слова похожи на свою противоположность.

81. Верные слова не изящны. Красивые слова не заслуживают доверия. Добрый не красноречив. Красноречивый не может быть добрым. Знающий не доказывает, доказывающий не знает.
Совершенномудрый ничего не накапливает. Он все делает для людей и все отдает другим. Небесное Дао приносит всем существам пользу и им не вредит. Дао совершенномудрого -- это деяние без борьбы.

Яна

  • Гость
Re: Лао Цзы. Книга о Дао и Дэ
« Ответ #1 : 10 Сентября 2005, 13:04:20 »
Евгений, давно читаю этот форум, но в дискуссиях ни разу не участвовала. Надо признаться, что Ваши высказывания читаю всегда с особой радостью и интересом. Именно поэтому родился вопрос: восхищаясь восточной мудростью, какое место Вы ей отводите в деле спасения?:)

Насколько я поняла из Ваших предыдущих постингов, в буддизме, индуизме, йоге и проч. Вы видите лишь один плюс - то, что через эти учения многие прорываются к христианству, которое сразу многие просто не в состоянии вместить.

А фразу св. Августина я пытаюсь понять, но не получается... Было ли христианство до Христа? Было язычество, был отход от памяти о Едином Творце, были (в последнее тысячелетие до Р.Х.) идеи (наконец-то!) об Абсолюте, о едином Боге - которые, правда, тут же обрастали таким количеством "элементов" от лукавого, что пользоваться ими становилось опасным для здоровья души и тела:), были попытки ввести какие-то моральные заповеди... Но где же там христианство? Христианство - это Христос...

Evgeny

  • Сообщений: 1187
    • Просмотр профиля

Re: Лао Цзы. Книга о Дао и Дэ
« Ответ #2 : 10 Сентября 2005, 20:33:27 »
Спасибо за добрые слова, Яна. Ваш вопрос не простой, не знаю смогу ли я верно ответить, но попытаюсь высказать своё мнение. Прежде всего надо различать верование как догму или мировоззрение от веры как состояния души. Первое есть лишь несовершенное словесное выражение второго, хотя с другой стороны мировоззрение оказывает определённое влияние на состояние души. Я думаю бл. Августин имел ввиду христианство не в виде оформленного верования, учения или богословия, а как интуитивное ощущения присутствия и близости Бога и духовного стремления к высшей любви и добру, заложенной в каждом человеке, поскольку дух человека был дан ему Богом, и закон христианской любви, по словам ап. Павла, написан Богом в его сердце. Энергии Божии разлиты во всём творении и могут созерцаться естественными силами человеческой души, поэтому во многих мировых религиях присутствует некоторое знание о Боге и о пути к нему, хотя это знание несовершенно и часто искажено, будучи результатом несовершенного познания, искажённого человеческим заблуждением и грехом. В отличие от языческих религий, христианство есть прямое откровение Бога человеку, выраженное насколько это возможно на языке человеческих слов и понятий. Но главное конечно что христианство - не просто практика или учение, а путь к прямому и непосредственному единству с личным Богом и соединение с его Церковью. Проблема в том что восприятие этого откровения человеком по необходимости искажено в той степени, в какой его состояние души искажено грехом и страстями. Парадоксально, но язычник, не зная Христа по имени, может быть душёй ближе к Нему чем христианин, призывающий имя Христа в молитвах, но сердцем далёкого и не знающего Его. Хотя быть ближе - не есть ещё спасение, не значит быть в союзе с Ним. Спасение есть непосредственный союз и опытное знание Бога в трёх ипостасях "лицом к лицу", а такое состояние человека и есть принадлежность к Церкви - Телу Христову, поэтому и говорится что окончательное спасение вне Христа и Его Церкви невозможно.  

Какое место восточной мудрости в деле спасения? Как уже говорилось ранее, она часто приводит ко встрече со Христом, примеров тому масса. Но что дальше, после того как мы пришли ко Христу, нужна ли нам, христианам, восточная мудрость, добавляет ли она что нибудь к тому знанию которое мы имеем от Бога? Думается определённого ответа и рецепта нет. Некоторые предпочитают забыть о всей мирской и языческой мудрости, литературе и философии, и сфокусироваться на христианском пути в той форме в какой он исторически оформился. В принципе путь верный и могущий привести к цели, если только путник не застрянет в многочисленных западнях на пути (как то - стагнация на внешнем делании, на догмах или богословии, на законничестве и фарисействе, на осуждении и превозношении перед теми кто не следует по тому же пути, впадение в разного рода прелести и проч.). Другие, идя христианским путем, остаются открытыми и восприимчивыми и к мудрости и красоте в восточных учениях или в мирском искусстве за пределами христианства, оценивая конечно эту мудрость сквозь призму своего христианского духовного знания и опыта. Что это может дать и чем помочь? Думается, такой подход имеет свои положительные стороны и свои опасности. Положительное в том что он иногда помогает выйти из стагнации законничества, догматизма, гордости по отношению ко "внешним", заставляет по новому задуматься над такими простыми вещами как смирение и любовь, каким-то образом иногда превращающиеся в закоснелые догмы и правила, взглянуть по новому свежим взглядом на то что кажется давно понятным и очевидным, вновь  почувствовать свежее дыхание красоты и мудрости. Опасность в том что можно незаметно "подцепить" искажения и заблуждения примешанные к проблескам истины в мирской или восточной мудрости. В общем, в принципе святому человеку стяжавшему Духа Святого и имеющему прямое знание от Бога никакая написаная словами мудрость уже не пользует, будь то восточная или христианская. Но как поступать тем кто ещё не стяжал? Пусть каждый сам выбирает, и главное не будем осуждать друг друга, "кто ест - не осуждай того кто не ест", и кто не любит восточную мудрость - не осуждай того кто любит, и наоборот. Но и тем и другим, думается, надо без осуждения и с любовью помогать друг другу выходить из стагнаций и "ловушек" на пути и освобождаться от заблуждений, если конечно сами помогающие из них вышли и от них освободились, вот в чём проблема.

В общем, трудно всё это сформулировать словами, "мысль изречённая есть ложь". Поэтому наверно мы так ценим редкие искры Божественной мудрости и красоты, выраженные в словах, красках или звуках людьми которые сердцем чувствовали Бога, неважно были ли они христианами или нет. Мне особенно близок Лао-Тзы - мало кто, кроме Самого Христа, смог так выразить словами невыразимое.

Леонид

  • Сообщений: 6928
  • Mors certa, hora incerta...
    • Просмотр профиля

Лао Цзы. Книга о Дао и Дэ
« Ответ #3 : 11 Сентября 2005, 15:23:07 »
Цитата: Яна
А фразу св. Августина я пытаюсь понять, но не получается... Было ли христианство до Христа? Было язычество, был отход от памяти о Едином Творце.

Мы же не можем отрицать Предвечное Существование Господа Христа.
Пресвятая Троица несотворенно пребывала в Вечности. Помните, Яна, библейскую сцену под дубом Мамврийским?
Христианством мы называем, в частности, возврат ветхого человека в Адамово состояние жизни до его грехопадения. Я полагаю, что Адам, поэтому, был христианином.
Выдающиеся мистики и духовные искатели несомненно могли прозревать зерна Христианства еще и до Воплощения Бога-Слова.

Evgeny, спасибо за Дао Де Дзин. Как всегда - не убавить, не прибавить...
Спаси Господи.
Ορθοδοξία ή θάνατος! А кроме того, я считаю, что Аракчеев должен быть свободен.

George Indulen

  • Гость
Лао Цзы. Книга о Дао и Дэ
« Ответ #4 : 15 Сентября 2005, 14:00:07 »
Цитировать
Христианством мы называем, в частности, возврат ветхого человека в Адамово состояние жизни до его грехопадения


Человек искуплённый и человек первозданный - вещи несколько различные. :think

Леонид

  • Сообщений: 6928
  • Mors certa, hora incerta...
    • Просмотр профиля

Лао Цзы. Книга о Дао и Дэ
« Ответ #5 : 15 Сентября 2005, 23:06:30 »
Цитата: George Indulen
Цитировать

Человек искуплённый и человек первозданный - вещи несколько различные. :think


Кто-ж с этим будет спорить?
Я тут где то говорил, что, по моим представлениям, мы все содержим в себе матрицу Первозданного человека, незапятнанного вообще никаким грехом. От этой матрицы и идет личный отсчёт всех наших дел, поступков, преступлений и мыслей. Если бы её не было, то и Искупление вкупе с Покаянием было бы крайне затруднительно.
Ορθοδοξία ή θάνατος! А кроме того, я считаю, что Аракчеев должен быть свободен.

Владiмiр

  • Гость
Лао Цзы. Книга о Дао и Дэ
« Ответ #6 : 04 Октября 2005, 15:30:42 »
Век живи, век учись! Вот как раз из "восточной мудрости" ДАО я и пропустил. Но долгое время варился в этих "восточных религиях", особенно буддизме.  Мнение мое конечно категоричное, но твердое: восточные религии - царство сатаны. Разве это не так? Удивительно мне более всего то, что в приведенном Евгением отрывке ничего "крамольного" я не нашел (хоть и искал). Здесь не идет речь о осуждении приверженцев той или другой не христианской религии, речь идет о правильности или неправильности самой религии. Может быть кто-нибудь подскажет ссылки на критику ДАО с православной точки зрения? Спасибо.
С уважением,
Владимир.

Evgeny

  • Сообщений: 1187
    • Просмотр профиля

Лао Цзы. Книга о Дао и Дэ
« Ответ #7 : 04 Октября 2005, 18:24:50 »
Владiмiр, просто не следует отождествлять Лао-Тзы с даосизмом. Лао Тзы был великий философ, просто он выразил свое видение в терминах и контексте той культуры в которой он жил, используя представления о ДАО которые людям того времени были понятны и известны. Лишь позднее даосская религия включила его писания в свой канон. Не думаю что сам Лао-Тзы был бы адептом религии позднего даосизма с его "алхимией" и прочим бредом.

Владiмiр

  • Гость
Лао Цзы. Книга о Дао и Дэ
« Ответ #8 : 05 Октября 2005, 11:36:45 »
Evgeny, вообще то я отождествляю Лао Тзы  не с ДАОсизмом, а с
сатаной.

Evgeny

  • Сообщений: 1187
    • Просмотр профиля

Лао Цзы. Книга о Дао и Дэ
« Ответ #9 : 05 Октября 2005, 17:37:02 »
Цитата: Владiмiр
Evgeny, вообще то я отождествляю Лао Тзы  не с ДАОсизмом, а с сатаной.


Ну, это Вы зря.

viktor

  • Сообщений: 733
    • Просмотр профиля

Лао Цзы. Книга о Дао и Дэ
« Ответ #10 : 05 Октября 2005, 21:36:23 »
Евгений, Вы использовали чей перевод Дао Дэ Дзин? Мне больше всего понравился и показался цельным перевод Маслова с комментариями Ван Би...
...И скорее справа, чем правый,
Я был более слово, чем слева...

Evgeny

  • Сообщений: 1187
    • Просмотр профиля

Лао Цзы. Книга о Дао и Дэ
« Ответ #11 : 05 Октября 2005, 21:55:29 »
Цитата: viktor
Евгений, Вы использовали чей перевод Дао Дэ Дзин? Мне больше всего понравился и показался цельным перевод Маслова с комментариями Ван Би...


Это перевод Ян Хин-шун, есть в библ. Мошкова. А здесь собраны целых 20 различных переводов.

Evgeny

  • Сообщений: 1187
    • Просмотр профиля

Лао Цзы. Книга о Дао и Дэ
« Ответ #12 : 19 Ноября 2005, 04:33:31 »
Именно.

stranik

  • Гость
Лао Цзы. Книга о Дао и Дэ
« Ответ #13 : 19 Ноября 2005, 07:31:21 »
Етим вопросом долго занимался Серафим /Евгений/Роус,много дневников его поисков обшего с христианством осталось.о.Домаскин собрал и получилась книга издателства братства святого Германа Аляскинского.Название Дао или еше как точно не помню.Он знал хорошо китайский долго работал с китайским профессором философом в Беркли Калифорния,так же и о. Дамаскин..

Сергей С.

  • Сообщений: 231
    • Просмотр профиля
    • поэтика

Лао Цзы. Книга о Дао и Дэ
« Ответ #14 : 19 Ноября 2005, 15:07:34 »
Владiмiр,
Цитировать
Мнение мое конечно категоричное, но твердое: восточные религии - царство сатаны. Разве это не так? Удивительно мне более всего то, что в приведенном Евгением отрывке ничего "крамольного" я не нашел
Если почитать параллельно два текста, например, Лво Цзы и пр. Марка Подвижника, то через какое-то время понимаешь, что писание Лао Цзы  - откровение не только ясного  трезвенного, бесстрастного разума, но также и человеческой гордости, которая идеально красива, тонка и мертва. Однако, вряд ли Лао Цзы - сатана; - скорее душа, которая не знала Христа в то время, как она - по природе христанка. Смирение перед непознаваемой сутью бытия и тайное (конечно же невидимое себе!) утешение надмением - нелёгкий крест этого человека. Однако как не бывает снег чёрным, так и самый мудрый человек без Христа, без Истины, блажен. Такого просто не бывает, иначе святые отцы ошибались и есть много "Путей, Истин и Жизней".

Писания Лао Цзы действеено вырывают из духа этого мира, но вводят в дух иного, не Божьего мира, не тёплого. Тут, кажется, Владимир прав - это мир сатаны, стеснённый (полуподвальный) мир с жёлтыми электрическими лампочками вместо свободы любви и белого Солнца Правды.

Кстати, последний рассказ Натальи подтверждает сказанное. Какой, скажите, христианин согласен просто выбрать счастье? Мы то хотим не блаженства самого по себе, но Бога, Того, Кто действительно есть, существует и вне зависимости от нас! Мы согласны быть и в аду, но только бы с Ним, только бы всё было по настоящему.
Простите меня
 

Поиск