Слава Богу!
Низкий поклон Вам, Михаил, и брату Симеону!
Из сообщения брата Симеона:
************
2. //есть ли на Святой Горе отцы, которые действительно таковы, как прп. Симеон Новый Богослов, то есть они прошли сами незаблудным путем послушания дорогу умного делания вплоть до высших ступеней молитвы? Это не праздный интерес, так как моя совесть не мирится с тем, что окружающие мне говорят, что теперь уже не то время, теперь уже богоносных наставников нет и т.д. и т.п...?// - Не знаю, как измерить в человеке стоящим перед тобой степени благодати, но могу сказать, что до сих пор на Афоне очень много подвижников, истинных воинов Христовых, некоторых я видел. Знаете, наверное, что о. Паисий на вопрос «есть ли на Афоне старцы» говорил, что сейчас (то есть, по крайней мере, до 1993 года, когда почил о. Паисий) на Афоне 50 старцев, но все они молят Бога, чтобы Господь скрыл их. Так и есть. И «невидимые» есть. Могу сказать, что на Афоне очень развита наука сокрытия своей внутренней духовной жизни. Никогда по первому впечатлению там судить о человеке нельзя. Один близкий человек, ныне монах в Руссике, человек с двумя высшими образованиями, психолог (для монаха это гремучая смесь
), говорил, что когда он только жил на архондарике Пантелеймонова монастыря, то пытался по привычке анализировать братию, внутренние отношения, характеры и т.д. Но когда через полгода он уже вступил в число братии, то увидел, что всё совсем не так, как ему представлялось. И мой опыт жизни в Хиландаре говорит о том же. С виду брат обычный монах, как все (по-афонски «как все») Только потом узнаешь, что от непрестанного стояния на ночном бдении у него ноги до колен уже чёрные, не опухают как у нас, а уже потеряли способность опухать, уже капилляры полопались. Или сидящий рядом на трапезе молодой и взбалмошный монах вдруг не выдержит и зарыдает, слушая чтение. Таких примеров можно приводить много.
//… окружающие мне говорят, что теперь уже не то время, теперь уже богоносных наставников нет и т.д. и т.п...?// Не верьте. Так говорят уже 2000 лет. И будут говорить. Думаю, если Вы проживете еще лет 50, то услышите от потомков: «да, вот в Ваше время были святые, а наша время оскудело и нет никого». А в святцах будет человек 30-50 из нашего поколения. Еще прп. Варсонофий Великий писал, что однажды ему в Духе было явлено, что есть в его время, всего 3 человека, которые предстоят пред Святой Троицей, и мир весь существует благодаря их молитвам. А раз наш мир стоит, то это значит, что и в наше время есть такие люди. Некоторых Бог открывает. Но большинство сокрыто.
Вообще в современном российском православном сознании, мне кажется поселился дух глубокого уныния. Не видя вокруг себя живых примеров, сосудов Духа, люди (и миряне и монахи и священники) начинают говорить, что везде так, весь мир таков, и неча выделываться. Есть и наставники, есть и отцы богоносные. Нужницы восхищают. В этом плане Святая Гора является источником этого живого преемства Духа Святаго. Да и нетолько Гора. Наше кавказское отшельничество, в том числе и современное даёт много примеров таких святых. В одном абхазском городе (имён и адресов я называть не уполномочен) есть такой перевалочный пункт для пустынников. Просто дом как и все за высоким забором. Там бывали почти все наши известные старцы. Отцы спускаются с гор и запасаются там продуктами, с кем-то встречаются и т.п. Матушка-хозяйка рассказывала, что однажды соседи полюбобытствовали – «Что это у тебя там за старик живёт?» – «А что?» – «Да по воздуху ходит». А он залезал на высокое дерево в саду и стоял там всю ночь с воздетыми руками. И это НАШЕ время, а не 4 век.
Если Вы постараетесь, и будет на то воля Божия, то Вы сможете найти такого наставника. Сам я пользуюсь советами о. Маркелла из Каракалла и о. Рафаила (Берестова). Можно по-разному относится к взглядам о. Рафаила на ИНН, паспорта, но я не знаю никого, кто был бы опытней в молитве.
А на Горе сам строй жизни является школой молитвы. Считается, что если человек живёт пустыннической жизнью, где-то на келлии, то если он молится Иисусовой молитвой менее 5 часов в день, то это вменяется ему в грех нерадения. У о. Рафаила ночное правило для послушников – до 6 часов. Если человек пытается жить на скитах Капсокаливия, Малая Анна и т.д. и отцы замечают, что он не прилежит к молитве, то его попросят от туда. Но опять повторюсь, необходимо вам будет найти себе наставника, у которого вы будете в послушании. А то много русских приехало на Карули, залезают в пещеры и думают о себе, что они теперь пустынники. Не имея духовного руководства, они зачастую впадают или в прелесть или в раскол и проводят дни в обсуждении кто к какому течении зилотов принадлежит, кто с кем сослужит, кто у кого причащается и т.д.
Один брат тут так приехал, просидел на Карулях в пещере полгода, а потом обьявил, что до него никто из отцов ничего не понимал в Иисусовой молитве, а он всё понял, и теперь открывает новую школу исихазма. Но видать, сердце у него было не злое и потому смогли его вытащить с Карулей поближе к Руссику, где он постепенно пришёл в себя.
В больших монастырях Горы, особенно в филофеитских, т.е. тех которые были заселены учениками Иосифа Исихаста, сам воздух пропитан Иисусовой молитвой. Поэтому молитве можно учиться не только в пустыне, но и в крупных обителях.
//ОЧЕНЬ нуждаюсь в советах (а еще лучше - прямых указаниях) от человека, который сам проходит это делание и уже стяжал от Бога то, что дает ему право руководить другими//. Конечно, когда Вы встретите такого человека, Вы убедитесь, что с ним даже разговаривать не надо. Слова ничего не значат, особенно в наше время. Часто достаточно увидеть, как этот человек дышит, ест, молится, смеется и т.д., чтобы понять в молитве больше, чем из чтения ста книг.
Однажды я попал на бдение в Руссик. И по неопытности, залез в стасидию, где стоят старики (справа от входа в наос). Стою себе, а справа стоит какой-то глуховатый старичок, и вслух читает Иисусову. «Иисусе, Сыне Божий, помилуй мя». Я притих и стоял слушал. Это дало мне больше понятия о молитве, чем десяток книг. Мы ведь все – интеллигенты, всё у нас через голову, поэтому современный человек и воспринимает все эти книги о молитве умом, а до сердца мало что доходит. Поэтому такое личное общение и играет для нас такую роль.
Ищите и обрящете. Нужницы восхищают.
//По роду деятельности и складу характера я программист, а среди верующих очень предубежденное отношение к таким людям, впрочем как и к "научникам".. Скажите, как относятся отцы святой Горы к таким желающим иночества?// На Святой Горе большинство монахов с высшим образованием. Есть там и компьютеры в канцеляриях (на Linux:). Так, что дело не в этом. Просто высшее образование развивает в человеке некую внутреннюю гордость, самодовольство плюс желание все критиковать и пропускать через ум, а не доверяться. (Доверять ся). Если может человек избавиться от этого, то и проблемы-то, собственно говоря, нет.
***********