Исихазм

Автор Тема: Бессмертие души, а также аберрация понятий  (Прочитано 45198 раз)

Evgeny

  • Сообщений: 1187
    • Просмотр профиля

Бессмертие души, а также аберрация понятий
« Ответ #30 : 25 Август 2005, 18:04:30 »
Цитата: Alexander
От себя добавлю - очень верный совет был дан: читать св.отцов и думать, не замечая легковесного материала на поверхности. Но прежде всего необходимо молиться и получить духовный опыт, а получив его, уметь хранить и развивать, не будучи обольщенным мнением людей плотских и душевных.


Совершенно верно. Вообще богословие есть ни что иное как словесное выражение духовного опыта. Проблема в том что опыт разный, что мы лишь "отчасти знаем и отчасти пророчествуем", каждый соприкасается с разными аспектами и проявлениями Божественных энергиий и соответственно имеет разный духовный опыт, отсюда и разница мнений даже у великих св. отцов.

Что касается проблемы апокатастасиса, то на самом деле она очень глубока и корнями уходит в самую суть процесса спасения и обожения, природы адских мук и роли во всём этом свободной воли человека. Ясно что простые ссылки на постановления соборов вопрос не разрешают. Не случайно воззрения на это самых великих отцов - св. Григория Нисского и Григория Богослова, Максима Исповедника и Исаака Сирина, отличались, поскольку у них был изначально разный духовный опыт. Надо честно признаться что в нашем веке мы не знаем точный ответ на эту загадку, все попытки определённого ответа будут лишь частными мнениями.

Моё личное мнение, основанное на собственном духовном опыте, близко к взглядам прп. Максима и Исаака. Я считаю роль свободной воли человека в процессе спасения решающей.

Evgeny

  • Сообщений: 1187
    • Просмотр профиля

Бессмертие души, а также аберрация понятий
« Ответ #31 : 25 Август 2005, 18:29:57 »
Цитата: Наталia
Evgeny, объясните, пожалуйста ваше «понимание духа как чистое "Я есть" обладающее необусловленной свободной волей и пребывающее за пределами пространства-времени».


Наталья, если честно, я не могу более понятно обьяснить, это из области невербального опыта, могу только повторить за митр. Ерофеем что  дух "невозможно определить при помощи научных терминов".  У меня вообще с языком проблемы, я толком не умею обьяснять и речь у меня топорная, как Вы наверно уже заметили. Может Виктор лучше обьяснит, тем более что он в этом профессионал.

По поводу Платона - действительно, он был великим философом и его взгляды повлияли на ранневизантийское богословие. Это не значит что эти взгляды во всём верны. Развитие знания идёт по спирали, например нельзя сказать что механика Ньютона вообще не верна, она просто менее точно описывает реальность по сравнению с квантовой. Также и с Платоном. По поводу его взглядов на тело как источник греха - наиболее фундаментальные грехи - гордость, тщеславие, с телом не связаны. Ап. Павел писал о "душевном", "плотском" человеке живущем в нас, в нашем сердце, и являющимся источником греха и страстей. Христос говорил - "Из сердца исходят помыслы лукавые". Тело же есть лишь инструмент удовлетворения этих страстей, и освобождение от тела не освобождает от них. "Под именем плоти Павел и здесь разумеет не тело, не сущность тела, а плотскую и мирскую жизнь, исполненную роскоши и распутства, которая целого человека делает плотью" (Св. Иоанн Златоуст)

Igor

  • Сообщений: 1049
    • Просмотр профиля

Бессмертие души, а также аберрация понятий
« Ответ #32 : 26 Август 2005, 01:48:48 »
Наталia писала:

 
Цитировать
Я хочу спросить у Igor о сознании и совести, которые древними философами не упоминались, может это как-то связано с развитием понятия «Личность»?


Думаю, что взаимосвязь здесь есть. Интересно, что в Ветхом Завете можно найти лишь несколько мест, где есть нечто похожее на «совесть». В ветхозаветные времена пользовались понятием «сердце» (которое, кстати,  арх. Киприан Керн считает наиболее близким к нашему «личность» из всей ветхозаветной лексики), и с ним встречается множество идиоматичеких выражений. Например, красивая идиома - «вложить в свое сердце». Здесь речь уже идет о глубоком внутреннем помысле. Но среди этих «сердечных» выражений мы не найдем нечто похожее на внутренний голос человека, который советует, обличает, осуждает. Это кажется странным, если мы обратимся, скажем, к 50-му псалму, в котором, казалось бы, человеческая совесть должна играть ведущую роль. И Давид взывает: «яко беззаконие мое аз знаю». Может быть, это голос совести, скажем мы. Но для ветхозаветного человека это не было внутренним голосом. Это была реальность – Давид нарушил закон, то есть совершил без-законие, грех. И также конкретно (без всякой рефлексии :D )  он этот грех исповедует. Здесь есть тонкость, которую нам современным людям, сложно усмотреть. Так же сложно, как понять, что у древних не было этого понятия «лицо», какое мы в него сейчас вкладываем. Да в Ветхом Завете есть выражения «встретиться лицом к лицу», «приклонить лицо свое», «пасть на лицо свое», «видеть лицо его», но это лицо в понятии «фасад человека» (!), также как есть и «лицо земли», то есть «поверхность земли». В ветхозаветном paneh – «лицо» мы не увидим не только черт личностных, но и индивидуальных. Грубо говоря, это еще не «лицо», а безличная «морда». Также, как и греч. prosopon, взятый из театрального быта,  или сомнительное безличное hypostasis отмечали в человеке не «другое», а «то же».  Святые отцы, взяв эти «слабые» понятия, возвели их, вложив в них высочайший смысл, неведомый древним.

В общем, мне хочется провести ту мысль, что у древних дифференциация логосов проходила по другим линиям и плоскостям. Нельзя сказать, что она была неверна или примитивна. Так же, думаю, нельзя сказать, что механика Ньютона примитивнее квантовой механики. Когда вам на голову упадет яблоко, механика Ньютона объяснит это явление яснее и понятнее, чем квантовая.  :D   У древних было свое (ныне) неповторимое, глубокое мироощущение. Можно назвать его «детским», но не примитивным.

«Совесть» была  понятием религиозным как сознание о Боге. «Сознание» - это иное (запредельное) знание, которое появляется в отношениях Я и не-Я, в которых не-Я определяется как Ты или Он. Уже здесь упоминалось, что «сознание» по греч. – synaesthesis, то есть букв. «со-ощущение». И это очень верно: сознание это иное знание, которое постигается не дискурсивно, а так сказать, своим нутром, своей кожей.  Заметим, что в «сознании»  еще нет полноты бытия – она проявляется в «сверхсознании».  А с «личностью» эти понятия связывает общее развитие в раскрытии полноты Божества.

Evgeny писал:

Цитировать
Кстати, согласен с вашим пониманием духа как чистое "Я есть" обладающее необусловленной свободной волей и пребывающее за пределами пространства-времени.


Чистое «Я есть», как мне кажется, это более как «ощущение внутреннего» (Исаак Сирин). Мне нравится святоотеческое – дух как божественная частица, как «искра Божия», а еще лучше – как алтарь «храмины» человеческой. Это есть место Богообщения.

Igor

  • Сообщений: 1049
    • Просмотр профиля

Бессмертие души, а также аберрация понятий
« Ответ #33 : 27 Август 2005, 11:35:25 »
Наталia писала:

Цитировать
Раньше меня очень занимал вопрос: какое мое «Я» будет жить после смерти, останутся ли мои воспоминания в памяти или погибнут вместе с телом


Есть в сети книга, составленная арх. Иоанном (Крестьянкиным), "Размышления о бессмертии души":
http://www.pskovo-pechersky-monastery.ru/russian/books/526/547/

Там можно найти и такие рассуждения:

 "Со смертью тела не умрет ни наше сознание, ни все те чувства, с которыми здесь мы живем, и в условиях новой загробной жизни все это раскроется во всей глубине и силе.
...
Вернувшиеся из загробного мира рассказывали о своих переживаниях после разлучения их с телом.
Во всех рассказах неизменно повторяются следующие моменты:
1) Ушедшая из тела душа продолжает мыслить и чувствовать и переживать события так же, как и будучи в теле.
2) По смерти тела душа входит в общение с Ангелами или бесами.
3) Душа подвергается суду за все поступки.
4) Переживания души после смерти тела (во временном их разлучении) сохраняются в памяти после возвращения души опять в тело и оказывают на душу сильное впечатление."

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11889
    • Просмотр профиля

Бессмертие души, а также аберрация понятий
« Ответ #34 : 27 Август 2005, 14:17:18 »
Хочу возразить :)

Цитировать
1) Ушедшая из тела душа продолжает мыслить и чувствовать и переживать события так же, как и будучи в теле.


Вот уж не так. Даже киношка "Куда приводят мечты" (What Dreams May Come) поймала более глубокую вещь - трансформацию мыслей и чувств ушедшей из тела души гл.героя. Новый опыт поначалу не вмещается в сознание, он неописуем - и этому множество свидетельств. Об этом же четко говорят оккультисты-практики. Так и "простой" человек даже во сне может видеть (вернее, помнить) тускло или цветасто, двухмерно или трехмерно, а кто-то видит уже в "4-х" измерениях: снаружи и сразу внутри, а кто-то наблюдает энергетические потоки. И т.п.

Цитировать
2) По смерти тела душа входит в общение с Ангелами или бесами.


Если человек воспитывался в одной системе мировоззрения, то будет видеть одно, в другой - другое. Возможно, это одно и то же, но называться (и вести себя) "оно" будет по разному. Кстати, если душа не развита, то и общение с кем-либо ее сомнительно.

Цитировать
3) Душа подвергается суду за все поступки.


С оговоркой. Душа подвергается суду (никак не юридическому) за все поступки еще при жизни в мире сем. Более того, поступки человека определяются сродством его души (направленностью к) свету или тьме. Господь говорит: Никто не может служить двум господам Кому служишь, к тому и идешь.

Здесь есть еще очень интересный момент. Православие отвергло учение о предсуществовании душ и оказалось перед неразрешимой вилкой: рождения души родителями или творения ее Богом. И то, и другое мнение, очевидно, страдает большими дефектами, о которых нельзя забывать, разбирая представления о посмертной участи души.

Цитировать
4) Переживания души после смерти тела (во временном их разлучении) сохраняются в памяти после возвращения души опять в тело и оказывают на душу сильное впечатление.


Совсем не так. Многие ничего не помнят. А кто вспоминает... помнит лишь то, что удалось ухватить и переработать. Полагаю, это небольшая и очень редуцированная часть опыта.

И последнее. Не разобравшись в том, что есть душа, говорить об ее рождении или посмертном опыте будет слишком наивным. Что и наблюдаем в ставшей уже тупиковой ветви православной антропологии, которая не может сказать вразумительно и хоть как-то непротиворечиво ни о рождении, ни о бессмертии, ни о составе души.

Наталiа

  • Гость
Бессмертие души, а также аберрация понятий
« Ответ #35 : 27 Август 2005, 15:28:03 »
Igor, спасибо за ссылку, я обязательно прочитаю ее. Сейчас уже заканчиваю "Православную антропологию" о.Андрея Лоргуса, за которую благодарна Alexander. Вообще-то я давно уже знаю о том, что человек живет после смерти. Моя мать умирала в 1975г. и потом несколько раз рассказывала об этом своим подружкам, а я внимательно слушала. Начинала она обычно со следующего, что была тогда неверующей, поскольку церквей в нашем крае со времен Советской власти и в помине не было, и все мы воспитывались в атеистическом духе. Дальше говорила о том, что за неделю до этого события у нее держалась немного повышенная температура, но ей надо было ехать на  сессию, поэтому она не обращала на это внимание. Когда же она приехала к родной сестре на время сдачи экзаменов, то температура резко подскочила до 40 и выше, и у нее начались видения. Со всех сторон к ней устремились отвратительные существа, которые лезли отовсюду: и из окон, и от двери, и сквозь сени, а одно было такое отвратительное и напоминало Бабу Ягу по ее представлениям. Мать стала от них прятаться, убегать. Конечно, подумали, то она сошла с ума, вызвали скорую и привезли ее в психушку. Но врачи посмотрели на нее и сказали, что это не наша больная и данные галлюцинации от высокой температуры. Привезли ее в больницу, когда она была уже без сознания и врачи сказали, что ничем не могут ей помочь. А мать моя в это время уже падала в черный колодец, откуда сиял небесно-голубой очень красивый свет. И необыкновенно красивый голос («никогда такого не слышала и не услышу уже») сказал ей:
- Ну вот, ты и умираешь.
- Я не могу умереть! Я еще такая молодая! (ей тогда было 27 лет)
- Всякие умирают – и старые, и молодые.
- Но у меня еще маленькие дети! (мы с сестрой еще ходили в детский сад)
- Ничего. Они без тебя вырастут, а ты будешь смотреть на них, как они выучатся, замуж выйдут. Только они не будут тебя видеть.
- Как это я буду их видеть? Ведь после смерти человек все, умирает, его уже нет!
- Ну почему же. Люди и после смерти живут. Просто оттуда еще никто не возвращался.
После таких слов мать моя признается, что она уже согласилась умереть, но тут ее спасли.
Теперь я понимаю, что эти гадкие существа были бесами, которые хотели схватить ее душу.
Конечно, вначале смерти мы будем как всегда, но потом, потом что будет с теми, кто окончательно перейдет Предел? Мы, действительно, будем страдать в очищающем огне Апокатастасиса как все люди, которые не успели избавиться от страстей? Или же христиане избегнут такой участи по-милости Божьей, потому что еще при жизни что-то делали для спасения души? И вообще каково быть без тела человеку, который по определению состоит из тела и души, ведь он житель двух миров, материального и духовного? А новое тело, измененное как будет взаимодействовать с душой? И как это, чтобы гномическая воля совпала с природной, ведь так будет после воскресения в живот вечный? Вопросов много, на которые вряд ли возможно найти ответ, поэтому я, практически давно уже и не задумываюсь на эту тему. Хожу в церковь на службы, участвую в Таинствах, читаю дома молитвы, акафисты, пощусь, а там как получится. Но, все равно, информацию ищу в данном направлении. Может хоть какое-то мнение для себя составлю.

Evgeny

  • Сообщений: 1187
    • Просмотр профиля

Бессмертие души, а также аберрация понятий
« Ответ #36 : 27 Август 2005, 18:24:12 »
Цитата: Alexander
Здесь есть еще очень интересный момент. Православие отвергло учение о предсуществовании душ и оказалось перед неразрешимой вилкой: рождения души родителями или творения ее Богом. И то, и другое мнение, очевидно, страдает большими дефектами, о которых нельзя забывать, разбирая представления о посмертной участи души.


Щас скажу ересь. Если человеческий дух пребывает вне времени, в присно-бытии Божественного, то нельзя сказать что он возник (был сотворён) в момент рождения человека, но и нельзя сказать что он существовал до рождения во временнОм смысле, т.к. он не существовал во времени до рождения, а лишь вошёл во время в момент рождения. Если это так, то не верно говорить ни о предсуществовании духа во времени, ни о его не-сущесвовании до момента рождения  - он не существовал до рождения во времени, но пребывал вне времени, в присно-бытии.

Evgeny

  • Сообщений: 1187
    • Просмотр профиля

Бессмертие души, а также аберрация понятий
« Ответ #37 : 27 Август 2005, 20:07:30 »
Наталья, спасибо за интересный рассказ. Думаю состояние души человека не меняется после смерти тела, и наши неочищенные страсти сердца идут с нами в загробную жизнь, не допуская нас к причастию и созерцанию Божественного чистым умом и серцем - к Царству Небесному. Нам предстоит пройти через очищение вещества греха и страстей сердца огнём Божественной Любви, через смерть душевного человека, или в земной жизни, или в "загробной".

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11889
    • Просмотр профиля

Бессмертие души, а также аберрация понятий
« Ответ #38 : 27 Август 2005, 20:52:27 »
Evgeny, с тобой можно, если не согласиться (полностью), то не спорить. Но возникают вопросы. Дух человека (искра Божия?) находится в блаженном приснобытии. Так искру Божию спасать и не надо, ибо она непорочна и нетварна. Опять-таки об искре Божией в православии говорится, а что она такое, "забывается" (еще в неоплатонизме обвинят), и получается этакое образное выражение, оторванное от реальности. А тварная душа человеческая? А если назвать душу душевным телом, в которое облекается искра Божия, это предположение еще не станет ересью? :) Душевное тело как облачение человеческого духа, а физ.тело - облачение души. Нетварная искра облекается в тварные ризы, которые "шьются" из той материи, которая есть. При таком рассмотрении не нужно делать выбор между рождением каждой души от родителей или сотворением ее Богом. Но родители "шьют" (или "подшивают") как умеют из того, что есть, а раскрой индивидуальности с вложенными способностями задан из вечности свыше (или изнутри). Искра Божия свободна и необусловлена, а душевное тело - мне видится - уже нет, и только в случае обожения становится единым с духом, бессмертным и свободным.

Не слишком загнул? :)

Evgeny

  • Сообщений: 1187
    • Просмотр профиля

Бессмертие души, а также аберрация понятий
« Ответ #39 : 27 Август 2005, 23:25:14 »
Цитата: Alexander
Искра Божия свободна и необусловлена, а душевное тело - мне видится - уже нет, и только в случае обожения становится единым с духом, бессмертным и свободным.
Не слишком загнул? :)


Вполне согласен. Думаю нетварный дух соединён с тварной душёй и телом  нераздельно, и единственный выход для целостности человека - целостное обожение. В очищении огнём благодати сгорает вещество страстности души, а не сама душа, силы души не уничтожаются, но преображаются и начинают действовать новым образом - с согласии с благодатью. В состоянии же падшем дух, хотя и соединён с душёй, но не един с ней в действии, а попран, и нетварная воля его логоса не действует, а действует вместо неё гномическая воля тварной души, находящаяся в плену страстей и цепи бессмысленных выборов.

Думаю можно говорить о бессмертии духа-искры в смысле его нетварности, вне-временности. И в то-же время о бессмертности (бесконечности во времени) тварной души по благодати, поддерживающей в ней жизнь и соединяющей её с духом. Вне-временность и нетварность духа созвучна с мыслью Экхарта о вечном рождении в нас Отцом Сына, не в том смысле что наш дух едино-ипостасен с Сыном, но в смысле нетварности, едино-сущности духа с Богом. Именно этот дух и есть образ Божий в человеке, и через него тварное человека приобщается к Божественному. Бог сотворил человека из тварного праха земного, но вдунул (а не сотворил!) в него дыхание жизни - нетварный дух, и стал человек душёю живою.

Наталiа

  • Гость
Бессмертие души, а также аберрация понятий
« Ответ #40 : 28 Август 2005, 07:05:41 »
Поздравляю всех с праздником!

Evgeny, а как вы относитесь к следующему месту из из книги Митрополита Ирофея Влахоса «ПРАВОСЛАВНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ»?

«Душа является тварной, поскольку она была создана Богом. Главным источником наших сведений об этом служит откровение, данное Моисею: "И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душою живою" (Быт.2:7). Здесь для нас описывается создание души человека. Объясняя это место, святитель Иоанн Златоуст говорит, что его необходимо рассматривать "очами веры", ибо так сказано "по великому снисхождению к нашей немощи". "Самое выражение "создал Бог человека и вдунул" недостойно Бога, но божественное Писание так повествует об этом ради нас и нашей немощи, снисходя к нам, чтобы мы, удостоившись такого снисхождения, могли взойти на высоту (истинного понятия)" (Свт. Иоанн Златоуст. Указ. соч. Т.4. Ч.1. С.98-99). Способ, которым Бог создал человеческое тело и сделал его душою живою, так описывается в божественном Писании по снисхождению, ради нашей собственной немощи. Преподобный Иоанн Дамаскин говорит, что "то, что сказано о Боге телесным образом, сказано символически и имеет очень возвышенный смысл, ибо божество - просто и не имеет формы". Поскольку же Писание говорит, что Бог вдунул в лице человека, давайте посмотрим, какое толкование дает Иоанн Дамаскин относительно уст Божиих: "Уста же и речь - то, что изъясняет Его волю, вследствие того что у нас заключающиеся в сердце помышления показываются через посредство уст и речи" (Св. Иоанн Дамаскин. Указ соч. С.30-31/102-103). Разумеется, одно дело - уста, и другое - дуновение, однако я привожу это место как свидетельство, поскольку между ними существует связь и взаимная зависимость. Вообще, как говорит преподобный Иоанн Дамаскин, "все то, что телесным образом сказано о Боге, имеет некоторый сокровенный смысл, посредством того, что бывает с нами, научающий тому, что выше нас, если не сказано чего-либо о телесном пришествии Бога Слова" (там же, с.31-32/103-104). Итак, душа, как и тело, есть творение Божие (Исихий Пресвитер. Добр. Т.2. С.200). Святитель Иоанн Златоуст, объясняя это дуновение Божие, говорит, что предположение, будто дуновение Бога было душою, душа же была передана от сущности Божией через рот Адама, "исполнено не только невежества, но и бессмыслицы". Ведь если бы это было правдой, то душа не была бы в одном человеке мудрой, а в другом - глупой и неразумной; в одном - праведной, а в другом - неправедной. Сущность Бога "не разделяется и не изменяется, но пребывает неизменной". Следовательно, дуновение Бога было "действием Святого Духа". Как Христос сказал "примите Духа Святаго" (Ин.20:22), так и божественное дуновение, "называемое так по-человечески, есть поклоняемый и Святой Дух". Согласно словам святителя, душа - это не частица Бога, но действие Пресвятого Духа, Который сотворил и создал душу, однако сам не стал ею. "Изойдя, этот Дух не сделался душою, но сотворил душу; не сам преложился в душу, но создал ее. Ибо Дух Святой созидателен, и он принимает участие и в создании тела, и в создании души. Ведь Отец, Сын и Дух Святой божественной силою творят создание"
Я так понимаю, что говоря о нетварности духа-искры, вы считаете его частью Святаго Духа?

Evgeny

  • Сообщений: 1187
    • Просмотр профиля

Бессмертие души, а также аберрация понятий
« Ответ #41 : 28 Август 2005, 07:25:58 »
Я понимаю, Наталья, что мои домыслы нестандартны, более того, я на них не настаиваю. Душа конечно же тварна, но возможно что есть в человеке нечто нетварное, которое мы обозначили "искра Божия", и предположили что возможно это и есть дух человека, некая его непостижимая сущность. Вполне возможно что предположение о том что этот дух нетварен неверно, но мне представляется что этот дух пребывает вне времени, в присно-бытии, даже если он тварен. (Ведь и в конце мира времени уже не будет и всё обоженное творение будет пребывать в присно-бытии)

viktor

  • Сообщений: 733
    • Просмотр профиля

Бессмертие души, а также аберрация понятий
« Ответ #42 : 28 Август 2005, 12:08:50 »
Уважаемая Наталiа! Есть мнение, что Св.Дух "делить на части" как-то некорректно, это метафора всё же. Разве может Бог сам в себе разделяться? Думаю тут опять подмена (аберрация) понятий, из-за чего может нарушиться диалог. Можно, конечно, понимать дух как кусок Благодати (магия), но ведь можно понимать дух и как логос, принцип Божества, как конечную форму бесконечного, т.е. образ Божий. Дух неуловим, поэтому Влахос и пишет, что дуновение Бога=душа=абсурд. По ходу дискуссии нашей может создаться впечатление, что мы ловим дух в сачок своего рассудка. Ещё раз приведу формулировку (на основе Предания), что дух есть умное чувство сердца, Я-чувство, которое неделимо. И если чувства другие есть "субстрат" постигаемой души, можно увидеть, иногда измерить их телесное выражение (телесное выражение чувства есть эмоция), то Я-чувство измерить и увидеть нельзя и постичь тоже, потому что оно субъект любого познания. Чувства же возникают как бы из трения между Я и миром/телом и если это "трение" есть, то душа жива, а если нет, то душа мертва ( при прихических болезнях бывает, что душа мертва, но человек жив).
...И скорее справа, чем правый,
Я был более слово, чем слева...

Наталiа

  • Гость
Бессмертие души, а также аберрация понятий
« Ответ #43 : 28 Август 2005, 15:09:06 »
Евгений, я подумала и, кажется, частично поняла ход ваших мыслей. В этом мне помог о.Андрей Лоргус в  "Православной антропологии", у которого есть следующие рассуждения:  «является ли дух человека частью его природы или нет - спорный вопрос, но однозначно верно то, что в жизни человека дух составляет центр его духовной жизни…Духовное, несомненно, возвышеннее, от Бога, в этом его природное свойство. Если считать дух человека сверхприродным уровнем бытия, то он свободен от греховной скверны, и тогда противостоит греху по природным своим качествам. А если дух является частью природы, тогда его противостояние только нравственная устремленность, проявление его действования... Одно из главных отличий действия духа от действий души в том и состоит, что душа неотделима от человека, от его личности ни в этой жизни, ни в загробной. Пока человек жив, душа не отделяется от тела, а дух может и покинуть человека, хотя бы на время... Дух человека, таким образом, не принадлежит человеку онтологически. Человек пользуется плодами духа, но не владеет им. Дух не входит в его свободу. Чтобы пользоваться плодами духа, человек должен употребить усилия, стяжать благодать…Господь в богословском смысле никогда не покидает человека, Он всегда близь есть. Но дух человека, который есть плод Духа Божия, или действие (энергия) Его, Господь может отнять».
Все это вполне согласуется с учением Св.Григория Палама о том, что человек не может быть причастником сущности Божией, но может причаститься Его энергий. И тогда, действительно, дух как «искра Божия» находится вне времени и пространства. Грубо говоря это та самая батарейка, которая оживотворяет душу, а та, в свою очередь, тело. Об этом, оказывается, и говорит Alexander просто другими словами, но смысл тот же. Его теория очень красиво и изящно решает проблему наследования новой души грехов от родителей при том, что создается она Духом Святым , как объяснял Св.Иоанн Златоуст.
Конечно, подобный взгляд на дух, как нетварный, шокирует меня, но, тем не менее вполне, оказывается, православный.
Что касается, воли то данное понятие мне вообще малознакомо, поэтому для начала надо, наверное, посмотреть у Шопенгауэра как более легкоудобоваримое…
Вообще-то, я туповата, поэтому простите, что не сразу понимаю, но я стараюсь по мере сил и возможностей.

viktor, мне некогда, отвечу позже

Evgeny

  • Сообщений: 1187
    • Просмотр профиля

Бессмертие души, а также аберрация понятий
« Ответ #44 : 28 Август 2005, 16:58:42 »
Спасибо за разъяснение, Наталья, я именно это и имел ввиду, просто не мог чётко выразить свою мысль.