Исихазм

Автор Тема: Исповедь и духовное руководство в Европе  (Прочитано 6362 раз)

Лена

  • Гость
Знакомая живёт в Швейцарии и регулярно приезжает в Россию, конкретно в наш Орёл, для исповеди и Причастия. Говорит, что у них институт исповеди единоличной почти не практикуется. О духовничестве и борьбе со страстями речь никогда не ведётся. Не поверила-как может так быть?! Братия, неужто правда? :?:

Evgeny

  • Сообщений: 1187
    • Просмотр профиля

Исповедь и духовное руководство в Европе
« Ответ #1 : 17 Август 2005, 18:32:41 »
Про Европу и про Россию не знаю, могу сказать про Канаду - здесь тоже о духовничестве и борьбе со страстями речь никогда не ведётся, да и об умном делании тоже, но если долго искать, то можно найти. Я нашёл такого духовника, вернее Господь привёл. Но это большая редкость. Много ещё зависит от юрисдикции.

Igor

  • Сообщений: 1049
    • Просмотр профиля

Исповедь и духовное руководство в Европе
« Ответ #2 : 18 Август 2005, 00:47:12 »
В Европе, на Константинопольских (Евлогианских) приходах практикуется общая исповедь. Здравый смысл этой практики изложен прот.  Александром Шмеманом в его докладе «Исповедь и Причастие» (1972 г.): http://www.liturgica.ru/bibliot/ispoved.html

В двух словах,  доклад о том, «что превращение исповеди и таинства Покаяния в обязательное условие причащения не только противоречит Преданию, но его действительно искажает.»

Позиция Шмемана мне понятна и близка. Такая практика хорошо работает на небольших приходах, где священник знает каждого прихожанина.

Лена

  • Гость
Исповедь и духовное руководство в Европе
« Ответ #3 : 18 Август 2005, 12:27:03 »
В двадцатых годах прошлого столетия протоиерей Владимир Свенцицкий очень много говорил и писал об общей исповеди. Книга называется "Монастырь в миру". Очень актуальная ныне тема, да?
Смысл общий сих его глаголов тот, что общая исповедь не есть Таинство. Как, позвольте, иерей, не слыша твоих грехов и не зная, что он разрешает, может осуществлять руководство житием? Допускать до причастия, либо запрещать?  :?
Знает каждого прихожанина, говорите? Конкретный случай: во сне случилось блудное осквернение. Ни причащаться, ни прикасаться к святыне нельзя, да? Духовник не знает-не сказали, общая исповедь. Причащаемся, да? Во спасение? :?
Далее. "Прощаю и разрешат тебя от всех грехов твоих, яже изглаголал..." А тут?
Пожалуйста, не надо только кивать на св. Иоанна Крондштадского. Он-свят. И он один на всю огромную Россию, больше нет. Его общая исповедь с тем, что творится у нас, не сравнима. Люди, приезжавщие к нему, были готовы на какое-угодно самораспятие, дары, полученные им от Господа, дополняли всё остальное и в этом случае гласное произнесение грехов действительно было-бы формальностью. А ведь люди свои грехи криком кричали. А скольких он не допускал до Причастия?
А в древней церкви был ещё обычай-каялись перед Церковью, публично. И, думается мне, в некоторых случаях хороший обычай. Вот только немощные мы стали-не понесём покаяния такого ни своего ни чужого. :|

Igor

  • Сообщений: 1049
    • Просмотр профиля

Исповедь и духовное руководство в Европе
« Ответ #4 : 18 Август 2005, 16:44:10 »
Цитировать
Духовник не знает-не сказали, общая исповедь.


Несомненно, если Вы желаете причаститься, а совесть Вас обличает, то Вам требуется частная исповедь, о чем Вы должны духовника поставить в известность.

Igor

  • Сообщений: 1049
    • Просмотр профиля

Исповедь и духовное руководство в Европе
« Ответ #5 : 18 Август 2005, 17:26:15 »
Цитировать
В двадцатых годах прошлого столетия протоиерей Владимир Свенцицкий очень много говорил и писал об общей исповеди. Книга называется "Монастырь в миру". Очень актуальная ныне тема, да?
Смысл общий сих его глаголов тот, что общая исповедь не есть Таинство.


Лена, конечно же, общая исповедь не может быть Исповедью как таинством Покаяния. Речь идет о раздельности Исповеди и Причастия в литургической практике. "Общей исповедью" именуют (и, в общем-то, неграмотно) благословение духовника на причастие.
А то, что покаяние лежит в основании духовной жизни человека, - это не подлежит сомнению.

Лена

  • Гость
Исповедь и духовное руководство в Европе
« Ответ #6 : 19 Август 2005, 11:03:10 »
Нет, Игорь, не о том речь идёт. Благословение - благословением, а под общей исповедью понимается другое. Позвольте привести письмо одного мирянина, нечаянно попавшее мне.
«Пошел я в церковь исповедоваться, -пишет он -Я знал с детства, что исповедоваться –значит перед священником, свидетелем Божиим, подавляя свой страх и стыд, рассказать все грехи, осудить их, выслушать указания священника и получить от него разрешение грехов. В церкви, куда я пошёл в этот раз, было предложено желающим принять общую исповедь. Я сначала подумал: да можно ли, не рассказав своих грехов, получить разрешение их, но тут же решил, что если православное духовное лицо предлагает –значит все в порядке. Приступили к исповеди. Духовник перечислил грехи с воодушевлением, а мы только объявили, что грешны в этих грехах. Затем духовник предложил тем, кто имеет что-нибудь особенное на совести, подойти и сказать ему это. Но что именно говорить? Что называть особенным?
Я нахожусь на службе. Сосед зазевался, и я стащил у него рубль. Сосчитав деньги, он обнаружил пропажу, волновался, горевал. Недоумевал. Я сделал вид, что сам возмущен. На общей исповеди отец духовный всей массе исповедников задавал вопрос: не присваивал ли чужого? А мы отвечали: «Грешны, батюшка». Значит, я уже покаялся, особенного ничего нет, многие отвечали «грешен». Как хорошо: и покаялся, и краснеть не надо. Пошел бы я на частную исповедь, сколько мучился бы, прежде чем рассказал о своём низком и грешном деле, а тут грех прощен, и причащаться можно, и все шито-крыто. Решил всегда ходить только на общую исповедь. Но после этого у меня появились искусительные мысли. Если священник, не выслушав моих грехов, может разрешить их, то почему же он не может разрешить меня заочно? Например, из дома пишу батюшке записку такого содержания: «Немножко нездоров, придти в церковь не могу, но завтра думаю причащаться, во всех грехах каюсь. Прошу разрешить.» Батюшка  пишет: «Разрешаю». Да этого и не нужно. Было бы довольно, если бы священник, выйдя с Чашей, просто спросил желающих причащаться: «Во всех грехах каетесь?»- и получив утвердительный ответ, тут бы и разрешил - и стал причащать. Впрочем, и этого не надо, так как, выйдя с Чашей, священник читает такую молитву, в которой есть такие слова: «Помилуй мя и прости ми прегрешения моя вольная и невольная, яже словом, яже делом, яже ведением и неведением…» Причастники повторяют за священником эту молитву, значит, они каются. Священнику остаётся только сказать: «Прощаю и разрешаю»,- и начать причащать. Если частную исповедь можно заменить общей, то общую тем более можно заменить указанным путём.»
Вот такое письмо.

Vovchik

  • Гость
Исповедь и духовное руководство в Европе
« Ответ #7 : 19 Август 2005, 13:00:36 »
Про пр. Иоанна Кронштадтского читал, что общая исповедь была введена по необходимости. Т.к. вмещавший 5000 человек Кронштадтский Андреевский собор всегда был полон. Невзирая на то ,что причашали несколько священников, причащение шло не один час. А на общей исповеди люди в слезах ,не стесняясь соседей громко выкрикивали свои грехи.
Исповедуем грехи всегда Господу- священник свидетель.И видимо исповедь при свидетеле - прообраз Страшного Суда при бесчисленном сонме свидетелей. Кстати читал, что в первые века христианства исповеди были публичными.Такими они выходит были и у о. Иоанна.

Лена

  • Гость
Исповедь и духовное руководство в Европе
« Ответ #8 : 23 Август 2005, 08:45:17 »
Да, действительно, в древней церкви исповедь была публичной-каялись перед Церковью, затем появилась исповедь частная, тайная, вначале по необходимости-жен, уличенных в прелюбодеянии, побивали камнями, насмерть. Потом тайная исповедь, как дающая больший простор для руководства душой покаянника, стала все более распространённой, и в конце концов заменила собой публичную. А вот теперь явилась "исповедь" общая, хотя существует запрет в Правилах св. отцев и соборов на принятие к исповеди сразу нескольких. Хотя она не теперь ещё явилась, а до революции. Но все это, наверное, знамения времени. Обмирщение, бич Церкви, все более захватывает людей...Страшно.
"И будет, в монастыре как в миру, а в миру, как в аду..."