Исихазм

Автор Тема: Святость  (Прочитано 17111 раз)

ym_fire

  • Гость
Святость
« : 10 Август 2005, 18:18:16 »
Можно ли обрести святость при жизни или это только посмертный статус, который может дать комиссия по канонизации? Что есть святость: именной статус или реальные достижения? Святые отцы - они святые при жизни или в загробном мире? Если это объективная характеристика (например, вИдения фаворского света, чувство любви ко всему миру, чувство единения с Богом, непрерывное общение с Христом, непрерывное чувствование Христа в своем сердце), то может ли человек ее распознать и честно себе признаться, что он святой (предлагаю оставить разговоры про гордыню. предположим, человек умеет справляться с ней); или это что-то вроде общественного признания вроде звания Героя, т.е. набор мнений (хоть и оформленных документально или еще как-то)?

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11889
    • Просмотр профиля

Святость
« Ответ #1 : 12 Август 2005, 18:59:44 »
В своем вопрошании о святости Вы правы в том, что решение комиссии по канонизации часто вытесняет решение сердца.

Цитировать
то может ли человек ее распознать и честно себе признаться, что он святой


Вот как отвечает ап.Павел:  2Кор.4:16 Посему мы не унываем; но если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется.

Обновление внутреннего человека - это процесс, когда схождение благодати изменяет и преображает, но еще и открывает новые завалы грязи. Обновленный внутренний человек огромен: головой выше облаков, а ноги его вросли в грешную землю. Он свободен, и, одновременно, руки его связаны другими людьми. Вкушая святость, он закован в гниющей клети внешнего человека. Одетый в чистые ризы, он сходит в смрадное страдалище, исполненное гноя и черной рвоты, и работает там, не боясь измараться и не помышляя о награде. А честно признаваться, что он святой, - прерогатива чистого нарцисса, смотрящего в зеркальные воды самолюбования.

ym_fire

  • Гость
Святость
« Ответ #2 : 12 Август 2005, 19:53:17 »
А можете ли привести определение святости? Говорится ли в каких-источниках о признаках, по которым судят о святости. Я сейчас склоняюсь к тому, что это все-таки статус, который присваивается человеку посторонними на основе деяний оного при его жизни (сам-то он просто живет благой жизнью, радуется пребыванию в Боге и с Богом, отрекается от плодов личных деяний, любит весь мир и пр.), своего рода благодарность, приношение дара (хотя, нафиг сдалось это звание собственно нашему герою, если он избегает этого именования, как символа гордыни? либо люди подбрасывают ему дополнительное испытание по укрощению гордыни, либо тешат свои представления о справедливости и воздаянии - причем дарят то что сами считают ценным а одариваемый не считает, - либо еще что-то). Но зачем вообще нужно это понятие, если оно идет вразрез с жизнью в Боге, мешает скромности, провоцирует напыщенность и пафос, внимание к персоне с последующим культом ея, а не к жизни в Боге - непонятно. Или это ориентир, пример для подражания?

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11889
    • Просмотр профиля

Святость
« Ответ #3 : 12 Август 2005, 21:24:08 »
Святость (святой) для внешних - статус, ориентир и икона. А для внутренних - на форуме недавно приводили дивное определение П.Иванова - святость есть человеческое сердце, бьющееся в согласии с сердцем Господа Иисуса Христа.

alluz

  • Гость
Святость
« Ответ #4 : 13 Август 2005, 18:28:19 »
ym_fire, продолжите, пожалуйста, мысль про "зачем вообще нужно это понятие, если оно идет вразрез с жизнью в Боге". По-моему Вы наткнулись на что-то важное.

Evgeny

  • Сообщений: 1187
    • Просмотр профиля

Святость
« Ответ #5 : 15 Август 2005, 04:28:20 »
Святость - это свойство Бога и только Бога. В человеке ровно столько святости, сколько в нем Святого Духа. Человек сам по себе - прах и пепел и святым быть не может. Святым называется тот в ком почивает Дух Святой, и хвалиться ему тут не чем, т.к. человек Духом не обладает, и ничем Его присутствие не заслужил, это - дар благодати, "не от дел, чтобы никто не хвалился". Гордиться святостью святой никак не может, потому что где присутствует Святой Дух, там царствует смирение и гордости быть не может.

alluz

  • Гость
Святость
« Ответ #6 : 15 Август 2005, 07:42:51 »
Слово "святой" употребляется в нескольких смыслах. В обычном обороте "святой " - это тот, кто на иконе, герой веры, прославленный чудесами. Действительно, почитание святых в православии очень напоминает языческий культ героев и, скорее всего, оттуда и заимствован. Более тонкий смысл, "святой" - освящённый, стяжавший Духа, совершенный, но опять-таки заслуженный. В Писании, "святой" - это верующий христианин (Павел приветствует всех святых), освящённый даром. Этот смысл практически вытеснен из нашего лексикона, вместе с учением об оправдании верой.
Первые два значения неприложимы к себе, а вот третье... Отказ от именования "святым" в третьем смысле - это отречение от Христа.
Ещё встречал такую мысль, канонизация - это предвосхищение суда Божьего. И ещё мне интересно, представляли ли апостолыкакие формы примет их почитание?

ym_fire

  • Гость
Святость
« Ответ #7 : 15 Август 2005, 14:04:51 »
Цитата: Evgeny
Святость - это свойство Бога и только Бога. В человеке ровно столько святости, сколько в нем Святого Духа. Человек сам по себе - прах и пепел и святым быть не может.

Т.е. святые отцы - они уже не люди, а Боги?
Мне, кстати нравится эта мысль. Я это представляю себя так: "Святой человек" - это внешнее (т.е. со стороны других людей, восхищенных "его" подвигом) обозначение для человека, который перестает воспринимать себя, как уникальную личность, и все "свои" и прочие деяния интерпретирует как Божьи, как проявление божьей благодати (типа: "что ни делается, все к лучшему", "на все воля Его", "с Божьей помощью"). Например, он построил храм, добыл себе пищу, получил урок в виде искушения и преодоления оного, почувствовал в себе желание поговорить с омраченным человеком о Боге, восхитился красотой облаков на закате, сломал ногу, почувствовал приближение смерти, увидел по телеку как одна страна объявила другой войну - и все это воспринимает как божью благодать, потому что испытывает любовь к миру, плачет от невыносимой красоты всего происходящего, отдает себя всего, делает все что может чтоб донести до других эти простые истины и вИдение мира, поскольку не может не действовать и понимает, что это действует Бог человеческими руками (и уже непонятно, почему эти руки называются человеческими, потому что нет уже ничего человеческого или не-человеческого - все есть Бог, все есть Его плоть (и даже плоть человека, которая суть прах и пепел, но распыленная в организмах червей и взошедшая из земли травой и деревьями, продолжающая существовать в других телах - служит красивой формой для бьщейся внутри (и не только внутри) жизни) и дух, и замысел, и игра, и благодать разливающаяся по миру). В двух словах, святость - это способ восприятия мира, приятие его, и любовь, самозабвенное участие.

ym_fire

  • Гость
Святость
« Ответ #8 : 15 Август 2005, 14:26:47 »
Цитата: alluz
ym_fire, продолжите, пожалуйста, мысль про "зачем вообще нужно это понятие, если оно идет вразрез с жизнью в Боге". По-моему Вы наткнулись на что-то важное.


Это понятие из лексикона заблуждающегося человека, т.е. такого человека, который склонен почитать (т.е. ставить свечки, поминать в соответствуюшие дни, перечислять имена в формальных но пустых (по личному отношению) молитвах) святых, но не может повторить их подвиг, реализовать и наполнить себя любовью, Богом, не пытается понять, о чем говорят все эти святые, но поклоняется им оттого, что их "крутость" подтверждена Церковью. В этом смысле, святость - это вредное понятие, поскольку появляются идолы в золотой оправе, которым легко поклоняться и просить у них что-то для себя в узко прагматичных целях (например, чтоб комп не глючил, чтоб дождик пошел, чтоб семья была здорова, чтоб дом был как полная чаша). Но с другой стороны - это и полезное понятие, как бы тест на  прозорливость и проницательность: чтоб чел увидел мишуру и фальшь всех оберток, пытался увидеть суть за формой и словесами, не поддался бы на искушение дешевым почитанием (этих оберток), а увидел бы действие, руководство и пример в известных жизнеописаниях и словах всех спасителей, воспринял бы Христа как образец для подражания, как брата, а не как кумира и высокого начальника. Конечно, этот брат парит очень высоко, но он при этом говорит, что ты тоже можешь отрастить себе крылья и парить вместе с ним.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11889
    • Просмотр профиля

Святость
« Ответ #9 : 15 Август 2005, 14:35:07 »
О святости можно говорить другими словами. Святость начинается с рождения свыше. Господь прямо указывает, что рожденный свыше слышит голос Духа. Верно сказал Evgeny, святость - это свойство Бога или присутствие Его в нетварных энергиях в человеке. Вспоминая слова ап.Павла о духовном человеке и духовном теле, можно говорить, что святость знаменует появление духовного тела (рождение свыше) и его развитие. Духовное тело развивается,также изменяется душевное тело - оно преображается и начинает развиваться в согласии с духовным. И даже физическое тело должно измениться в преображении и по воскресению.

alluz

  • Гость
Святость
« Ответ #10 : 15 Август 2005, 14:54:45 »
Alexander, как по Вашему, "рождение свыше" это "сверху" или "дополнительное рождение"?

ym_fire

  • Гость
Святость
« Ответ #11 : 15 Август 2005, 15:06:11 »
Сорри что вмешиваюсь. Хочу сказать, как я это понял.
Трактовка №1: рождение свыше - это второе рождение, как второе дыхание, как перерождение, преображение.
Трактовка №2: благоприятное рождение, т.е. когда человека окружает обстановка, располагающая к духовной практике и богопознанию (это может быть как ужасающая (с точки зрения обывателя) обстановка: нищета, лишения, страдания, так и приятственная (с той же точки зрения): роскошь, сытость, удовольствия - все будет определяться отношением человека ко всему этому и его подвигом "несмотря на ..." или "благодаря ..." (что в принципе одно и то же)).

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11889
    • Просмотр профиля

Святость
« Ответ #12 : 15 Август 2005, 15:12:26 »
Рождение свыше... пожалуй, не "сверху" и не "дополнительно", а изнутри. А Дух Святый находит на человека "сверху"

alluz

  • Гость
Святость
« Ответ #13 : 15 Август 2005, 15:39:06 »
А если рассмотреть филологический аспект?

Igor

  • Сообщений: 1049
    • Просмотр профиля

Святость
« Ответ #14 : 15 Август 2005, 16:20:26 »
Цитата: alluz
А если рассмотреть филологический аспект?


Вот вам филологический аспект.
Святой – это свидетель (греч. - martis) Божий.  И «свидетелями» в Древней Церкви именовались не только мученики. Господь апостолам прямо сказал: «Вы приимете силу, когда сойдет на вас Дух Святой, и будете мне свидетелями (martires) в Иерусалиме и во всей Иудее, и Самарии, и даже до края земли» (Деян.1,8). Ветхозаветные патриархи и пророки, апостолы и мученики, преподобные, святители, Христа ради юродивые – все они «свидетели верные» (Откр.2.13). И все «свидетели верные» - мученики, потому что им приходится непрестанно умирать в борьбе со страстями и дьяволом. Как, например,  говаривал авва Макарий, указывая на келии молодых подвижников, - «посмотрите место мученичества (греч.- мartirion) юных странников».  
Но еще раз, акцент ставится не на страданиях и мучениях святых, а на их, говоря словами Максима Исповедника, «божественном задании» - свидетельствовать всему миру о Христе. Вспомним слова старца Силуана, обращенные ко всем, кто в состоянии услышать его:  «О, братья мои, припадаю я на колени и молю вас, веруйте в Бога, веруйте, что есть Святой Дух, Который свидетельствует о том во всех Церквах (!) и в моей душе». Не случайно арх. Софроний называл его «свидетем Божественной любви».
Святые - это "дети Божии" (Рим.8,16). Святые - это откликнувшиеся на призыв Божий (а Господь призывает всех!). Святые - это соработники Божии. Это друзья Господа, в которых нуждается Сам Господь! Он собирает слезы праведников, и как дождем, освежает ими мир (мысль свят. Николая Сербского)

Evgeny

  • Сообщений: 1187
    • Просмотр профиля

Святость
« Ответ #15 : 15 Август 2005, 20:21:01 »
Цитата: Igor
Вот вам филологический аспект.
Святой – это свидетель (греч. - martis) Божий.  


Верно, святой - это свидетель Божий. Но чтобы быть филологически точными, в Новом Завете есть слова "свидетель" (martis) и святой (agios). Например "Разве не знаете, что святые (αγιοι) будут судить мир?" (1-е Кор.6.2) В Ветхом Завете этому соответствует слово KaDoSh. Смысл слов KaDoSh и agios - Божее, нетварное, иное (не от мира сего, отличное от человеческого и тварного). Святость - это одно из свойств и имён Бога.

Evgeny

  • Сообщений: 1187
    • Просмотр профиля

Святость
« Ответ #16 : 15 Август 2005, 23:37:20 »
Цитата: ym_fire
Т.е. святые отцы - они уже не люди, а Боги?


Именно так, оставаясь людьми по природе, они становятся богами по благодати, по причастности к Божественной природе и к вечной жизни в Боге. "Бог стал человеком для того чтобы человек стал богом" - так говорили св. отцы первых веков.

Официальное прославление святых имеет воспитательную цель - чтобы дать нам примеры благочестивой жизни, чтобы никто не говорил что невозможно исполнить Евангельские заповеди и "быть совершенными, как совершен Отец ваш Небесный"(Мф.5.42). Святые явлены нам для того чтобы мы им подражали, учились на их примерах, избегали их ошибок. Бог учит нас не только непосредственно через благодать, но и через людей, особенно святых. Святые помогают нам и своими молитвами: "молитесь друг за друга, чтобы исцелиться: много может усиленная молитва праведного"(Иак.5.16). На самом деле святых гораздо больше чем известных и официально прославленных, большинство святых остаются незамеченными миром, они "как сор для мира"(1 Кор.4.13). Все люди без исключения призваны к святости и могут достигнуть святости, если пожелают и будут иметь решимость. Внешний же человек превращает святых в идолов, а подражание им считает "несмирением".

Цитировать
Если это объективная характеристика (например, вИдения фаворского света, чувство любви ко всему миру, чувство единения с Богом, непрерывное общение с Христом, непрерывное чувствование Христа в своем сердце), то может ли человек ее распознать и честно себе признаться, что он святой


Конечно он может распознать присутствие Святого Духа: "Не говорите никогда, Что может человек любой Святого Духа получить, Не сознавая сам того!" (прп.Симеон Н.Богослов). Как ни странно это может показаться, имеющий Духа человек со стороны может и кажется святым, но сам себе он совершенно искренне кажется прахом и последним грешником, т.к. именно будучи просвещённ благодатью, он видит себя в истинном свете как он есть, проникает в глубины сердца и видит там свою немощь и ещё не изжитые там корни страстей. Не имеющий Духа человек слеп и горд и не видит своего греха, его внутренняя гордость постоянно оценивает "собственную святость". Стяжавший Духа обретает вместе с Духом Божественное смирение и из любви к Богу и ко всему творению совершенно забывает себя и почитает себя за ничто, а если когда и вспоминает о себе, то видит себя грешником и зрит в своём сердце неизжитые страсти, освещаемые Нетварным Светом сияющим в душе. Когда солнечный свет не проникает в подвал, тогда не видно плесени, червей и крыс, и в лунном свете гордости кажется что всё чисто и красиво, когда же проникает солнечный свет, человек начинает отчётливо видеть пространство сердца и ужасается, наблюдая сколько нечисти и грязи обитает в этом сердечном подвале, и сражается с этой нечистью с помощью благодати.

Поэтому Апостол Павел и писал: "Христос Иисус пришел в мир спасти грешников, из которых я первый"(1 Тим.1.2) и в то же время "думаю, и я имею Духа Божия"(1 Кор.7.40), "подражайте мне, как я Христу"(1 Кор.4.16)

ГОСТЬ

  • Гость
Святость
« Ответ #17 : 23 Август 2005, 08:55:20 »

Увидев страсти Христовы, помраченный иуда не припал к покаянию, и горько плача не оплакивал беззаконие свое, но пошел и поверг серебреники там, где их принял...  
 
и удалился и внял иуда нечистый нечистому велиару: решил совершить самоубийство.
 
На месте где он размышлял, было дерево: тотчас снял иуда  с себя пояс, одним концом его затянул свою шею, другим привязал себя к дереву... когда он свергся, чтоб повиснуть,
Ветвь в тот час наклонилась...
 
Бог же не хочет смерти грешника, но еже обратится и живу быти ему.
 
Всевозможным образом действовал Бог, чтобы не повесился иуда, ибо иуда был все же человек, Бог ожидал покаяния иуды.
Но иуда не освобождал себя из петли, чтобы пойти и припасть к подножию креста и сказать:  
я распял Тебя, прости меня!..  
моя злая мысль вознесла Тебя на крест.  
Благосердствуй о мне...
 
Если бы изрек он пред крестом эти три слова, исполнив их делом - выразив свое покаяние всецелым отвержением греха своего, Христос принял бы его...
Но иуда НЕ поступал так: не хотел приклониться на землю пред крестом Христовым во Спасение свое, и с послушанием не взирал к НЕМУ  а повергался на землю, чтобы повеситься а ветвь приклонялась...
 
иуда  не приклонялся, а ветвь древа наклонялась... снова и снова
иуда упорно отвергался Господа и не слушался Его, а Ветвь с послушанием наклонялась…

иуда УПОРНО вместо Слов покаяния старался крепко затянуть петлею горло свое и совершить самоубийство - искариот...
внял иуда нечистый нечистому велиару
 
Взирает вдаль Христос на обе стороны креста Своего: не увидит ли иуды...
ОН, Который жаждал спасения людей, жаждал также иудинаго покаяния и искал его.
 
Велиим Гласом Христос со стенанием воскликнул: ЖАЖДУ...
 
Бог же не хочет смерти грешника, но еже обратится и живу быти ему…
 
в ответ был напоен Желчью и Уксусом.
 
И опять воскликнул Господь и Сказал: СВЕРШИЛОСЬ...
 
иуда отверг послушание Господу, принял послушание велиару -  затянув петлею горло свое - искариот - совершил самоубийство и наследовал озеро огненное.

alluz

  • Гость
Святость
« Ответ #18 : 25 Август 2005, 04:05:05 »
Немного запоздал, но я просил "филологический аспект" "рождения свыше".

stranik

  • Гость
Святость
« Ответ #19 : 24 Ноябрь 2005, 18:53:34 »
Ест в книгах которые читал не согласие в Святости святого Франсиско-почему? Есть святые о которых другие церкви не знают и не захотят знать,хотя они жили в США,а здесь все православные церкви собраны вместе.Антиохийкие,Копты,Ефиопские,Армяские,Русских 6 или более разновидностейгрузинская,Белорусская,Украинская,Сербская так как бываю о Вселенскои В  Константинополскои то должны быт все но и там не все святые святы.Мне говорили при молебне за  иеромонаха Нестора в Жрких/Россия/ все радост с небес почувствовали,а что в России,и так же Украинцы решили что атаманы их тоже Сагаыдачныи и Сирко етот 18 боев провел и все выиграл.А Сагайдачныи как свытои Александр и Дмитриы Донскои,и даже пророчество святого Космы исполнил выгнал Турков из Константинополя на короткое время,но греки не взяли город,так он и ушел на Запорожие.Одни святые не тлеют совершенно Александр Свирский,другие как то усыхают и силно темнеют как Иоан Шанхаиский и Сан Франсиский,а иные как Свытои Иосиф Катунакский тело стлело до костей совершенно но тут уже костей как то определют.Вот ето откуда взято/?/Читал ето был ритуал в древности,потом балзамирование,а сейчас б алзамируют при жизни деятеля видного в религии,в вену вводят раствор и пока сердце движет он заполняет тело до полнои остановки,ето новеыший способ,прочитал у протестантов извините за праздное любопытство.Kak vseze byt v istine,vorovali mozi podmenyli,v egipte 4 svytyh Antoniya.

Георгий Петров

  • Гость
Святость
« Ответ #20 : 02 Декабрь 2005, 08:09:09 »
Цитата: Alexander
О святости можно говорить другими словами. Святость начинается с рождения свыше. Господь прямо указывает, что рожденный свыше слышит голос Духа. Верно сказал Evgeny, святость - это свойство Бога или присутствие Его в нетварных энергиях в человеке. Вспоминая слова ап.Павла о духовном человеке и духовном теле, можно говорить, что святость знаменует появление духовного тела (рождение свыше) и его развитие. Духовное тело развивается,также изменяется душевное тело - оно преображается и начинает развиваться в согласии с духовным. И даже физическое тело должно измениться в преображении и по воскресению.


Можно добавить, что "стяжание" Духа и есть практика исихазма, но Дух Христов даёт Бог, а не сам исихазм.
Свидетельством Духа Святого в человеке является его (человека) ОТНОШЕНИЕ к миру и людям "отражающее Божественную Любовь, в других "свидетелях" Слово Божие в человеке не нуждается.
Критерий святости не имеет необходимости бвть засвидетельствован людьми.
БОГ свидетельствует САМ.

Kosach

  • Гость
Святость
« Ответ #21 : 02 Декабрь 2005, 08:48:40 »
Можно добавить, что "стяжание" Духа и есть практика исихазма, но Дух Христов даёт Бог, а не сам исихазм.

______________________
"Нет сомнения, что молиться к Сыну Божию можно и кроме, так называемой, Иисусовой молитвы даже без слов - одним устремлением ума и сердца." (схимонах Иларион)
"кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего."
А преображение человека может быть и мнгновенным, в результате личной встречи человека с Богом - может быть и долгим аскетическим трудом достигнуто. И тогда уже плоды изливаются вокруг, по плодам и обнаруживаются для сторонних людей святые ( а иногда только после их отхода к Богу). В этом смысле святой , преображенный человек становится  свидетелем о Боге и Его Духе. Также   и святые мученики - своим свидетельством о Христе  мнгновенно преображаясь.

stranik

  • Гость
Святость
« Ответ #22 : 07 Декабрь 2005, 01:30:38 »
Да очень понятно либо вся жизнь самоотречения,самолишения и нишеты если нет духа умереть за Христа в любое время,.Либо жизнь при любых условиях безстрашно проповедывая и укоряя власти мира сего,готовыи к смерти,будто приговорил себя давно.У кого етого духа нет видимо для тех исихасм,аскеты.Было на Афоне когда монахи собиралися к смерти,но им говорили еше не готов терпеть укусов блох,а не ударов по спине палок.,когда те собирались сказать султану все что о нем думают>.Ведь великие подвижники молчали.

Питирим

  • Сообщений: 3666
    • Просмотр профиля

Re: Святость
« Ответ #23 : 28 Октябрь 2009, 00:10:01 »
 Понятий очень много. Вот краткое и близкое.
Свято́й от праслав. - svętъ
Святость - свойство, присущее Богу. Святость означает принадлежность к Богу, стремление к совершенству.
Пребывай в молчании, тишине, и ты познаешь