Исихазм

Автор Тема: Предупреждение желающим монашества  (Прочитано 70970 раз)

Evgeny

  • Сообщений: 1187
    • Просмотр профиля

Для женщин (да и мужчин тоже), желающих монашества - очень трезвая и реалистичная сатья, написанная опытным иеромонахом, духовником женских монастырей  http://lazarevskoe.orthodoxy.ru/se_vremia/glava17.html

Некоторые выдержки:

Нередко к монастырскому пастырю обращаются девушки, желающие связать свою жизнь с монашеством и поступить в монастырь. Как правило, пожив некоторое время в обители в качестве паломниц, находясь в раздумьях, они обращаются со своими вопросами прежде всего к монастырскому священнику. ... Желание монашества кем бы то ни было обычно считается добрым делом. И это действительно так при некоторых условиях. Во-первых, на принятие монашества этим человеком должна быть Божия воля; во-вторых, в монастырь нужно уходить тогда, когда пришло время, т. е. человек должен быть подготовлен. В-третьих, должно быть Божие благословение на жизнь именно в этом конкретном монастыре, а не в каком-то другом.
... Поэтому пастырь обязан рассказать девушке, пожелавшей вступить в монастырь, что ее реально там ожидает, а именно

в телесном отношении:
- тяжелый ежедневный физический труд, до 12-14 часов в день, почти наверняка связанный в дальнейшем с потерей здоровья;
- постоянное унижение со стороны старших сестер;
- отсутствие элементарных бытовых удобств и неустроенность;
- недостаток пищи почти всегда со строгим запретом есть что-либо между трапезами, коих бывает две, а иногда даже одна (в некоторых монастырях намеренно благословляется есть только чайными ложками, или пища подается без соли и сахара, разумеется, и без елея);
- отсутствие лекарств (в некоторых монастырях - вообще запрет обращаться к медицине);
- запрет встречаться и общаться с родными и знакомыми, и вообще с кем бы то ни было вне, а иногда и внутри монастыря, например, с паломниками;

в духовном отношении:
- отсутствие всякого духовного руководства;
- невозможность, а порой прямой запрет общаться с духовником, если таковой был до монастыря;
- отсутствие святоотеческих книг, иногда - прямой запрет на их чтение;
- невозможность посещать богослужения (во многих монастырях считается нормальным, когда послушницы бывают за богослужением один раз в несколько недель);
- невозможность частого причащения (не везде); иногда, наоборот - обязательное частое причащение до нескольких раз в неделю;
- невозможность или крайне редкая возможность посещать святые места, а следовательно, разрешать свои вопросы у опытных духовников;
- во многих монастырях существует принудительная ежедневная исповедь помыслов матери игуменье, что нередко является лишь наушничеством сестер друг на друга;
- отсутствие всякой духовной свободы, даже права задавать вопросы;
- бесцеремонные вмешательства со стороны монастырского начальства во внутреннюю жизнь, например, требования показать написанную исповедь или исповедоваться игуменье за всю жизнь;
- в некоторых обителях состав насельниц совершенно случаен, так как зависит исключительно от нужды в бесплатной рабочей силе или желания начальствующих лиц иметь многочисленное сестричество; напрасно насельница такой обители будет искать в ней единодушие, любовь и духовную семью;
- если насельница пожелает выйти из обители, это сопряжено с большими трудностями, особенно если она приняла постриг, даже иноческий. Существует запрет священноначалия принимать в другие обители инокинь, почему-либо оставивших свой монастырь.

Некоторым написанное выше покажется слишком мрачным и нас, скорее всего, обвинят в клевете, особенно те, кто хочет видеть желаемое вместо действительного; но всякий, кто пожил в женском монастыре хоть сколько-нибудь продолжительное время, знает, что, к сожалению, дело обстоит именно так. Конечно же, перечисленные сложности существуют в женских монастырях не в равной мере, но в той или иной степени всем им присущи. Дай Бог, чтобы мы ошиблись и чтобы нашелся хотя бы один монастырь, в котором вовсе отсутствовали вышеизложенные недостатки. К сожалению, на сегодняшний день мы таковых не знаем.
....

Должно признать, что сегодняшнее положение женского монашества в России весьма печально. Данная статья не ставит своей целью рассмотрение причин этого явления и способов улучшить положение. Тем не менее, мы считаем, что оно не безнадежно. Власть исправить что-либо к лучшему находится целиком и полностью у священноначалия. Кое-что сделать можно и нужно, хотя бы обратившись к опыту женских обителей других Поместных Церквей.
Некоторые читатели могут увидеть в данной статье злонамеренность. Это их право. Скажем лишь, что мы не хотели никого оскорбить, обидеть или задеть. Автор данной статьи, приняв священный сан, столкнулся со следующей проблемой: несмотря на то, что многие благочестивые девушки и женщины выражают желание подвизаться в женской обители, выяснилось, что посылать их, собственно, некуда. Практически все новооткрытые монастыри (хотя их - сотни), не устроены ни в духовном, ни в материальном отношении. Обители же, оставшиеся с советских времен или сумевшие более или менее выбраться из нищеты, в духовном отношении, к сожалению, оставляют желать лучшего. В некоторых из них - да простят нас их насельники - порядки больше похожи на лагерные, чем на монастырские,- речь идет не о мужских, а именно о женских монастырях. Дать благословение на поступление в такую обитель человеку, не образованному в духовном отношении, новоначальному,- значит посылать его на тяжкие, труднопереносимые скорби, а возможно, и на погибель.

Много лет разыскивая какую-либо женскую обитель, куда можно было бы направить желающих, мы не нашли ни одной, которая бы соответствовала хотя бы в основных чертах святоотеческим понятиям о монашестве, в которой бы были учтены перемены современной жизни: "Перемены не в сущности, а в обстановке, имеющей на сущность существенное влияние".. Мы не нашли ни одной обители, где сострадательно, заботливо относились бы к ее насельницам, учитывая их немощи, телесные и душевные, при устройстве которой имелась бы в виду не только духовная жизнь, но учитывались бы и телесные нужды современных физически слабых, не имеющих здоровья людей. "Пристани обратились в пучины, в которых вредятся и гибнут душами многие такие люди, которые посреди мира проводили весьма хорошую жизнь"...

Мы встретили немало лиц, которые с благочестивой ревностью и надеждой вступили в подобные монастыри, однако за несколько лет пребывания в них пришли в полное телесное изнеможение и отчаяние, расстроили физическое и душевное здравие, стали инвалидами, не нужными никому ни в монастыре, ни в миру, там и там слышащими попреки в тунеядстве.

Нужда заставила нас взяться за перо и желание предупредить тех новоначальных, которым монашество даже в современном его виде представляется исключительно как райское жительство, а не как непрестанное крестоношение. Мы никоим образом не хотим ослабить ревность тех, кто, несмотря ни на что, решился встать на святой путь монашеской жизни. Бог им в помощь! Мы лишь хотим, чтобы они реально представляли себе тот путь, на который вступают, чтобы, по возможности, избежали ошибок, большей частью неприметных и по причине недооценки их опасности могущих привести к погибели.

Прихожанин

  • Гость
Предупреждение желающим монашества
« Ответ #1 : 08 Август 2005, 21:20:08 »
Увы, горькая правда. Замечу, что весьма ярко перечисленные недостатки представлены в Ново-Тихвинском монастыре под руководством о. Авраама (Рейдмана). Некоторые сестры даже попадали в психушку...

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11889
    • Просмотр профиля

Предупреждение желающим монашества
« Ответ #2 : 08 Август 2005, 22:14:48 »
Цитировать
Некоторые сестры даже попадали в психушку...


Это не показатель низкого уровня (недостатков). И строгость этого монастыря, о которой говорят,  не показатель также.  Прихожанин, Вы опираетесь на слухи или свидельствуете от себя?

Прихожанин

  • Гость
Предупреждение желающим монашества
« Ответ #3 : 08 Август 2005, 23:00:13 »
Александр,  Вы наверно имели ввиду: "не показатель высокого уровня недостатков". Прежде я хочу спросить Вас, Вы сами лично сталкивались с иг. Авраамом? Вы знаете, что в 99-м он оклеветал епископа? Предлагаю Вам ознакомится с этими статьями: http://web.archive.org/web/19991004011709/http://orthodox.etel.ru/situac.htm
в частности, "ПЕРЕВЕРНУТАЯ ВЕРА". Это -- мой источник о том, что сестры оказываются в психушке. Игумен этого не отрицал, но сослался на то, что в "монастырь люди приходят разные".

Насчет внутреннего распорядка монастыря я уже сказал, и в этом опираюсь на свидетельства бывших и находящихся там людей. Я бы не назвал это "слухами". Собственно, это не стоит обсуждать здесь. Меня интересует другое. Вы как-то на кураевском форуме упомянули, что хотели поставить книги иг. Аврама в библиотеку, но решили этого не делать. Что Вы в них увидели? Напишите, пожалуйста, если не трудно.

Victor

  • Сообщений: 466
  • Севастополь
    • Просмотр профиля

Предупреждение желающим монашества
« Ответ #4 : 08 Август 2005, 23:37:19 »
Всё-таки при выборе монастыря нужно быть очень осмотрительным...

Знакомые монахи говорили мне по поводу моего желания уйти в монастырь: "Много непотребств случается в наше время в монастырях, но это не должно тебя отпугивать, Господь всё устроит".

Прихожанин

  • Гость
Предупреждение желающим монашества
« Ответ #5 : 08 Август 2005, 23:47:30 »
Виктор, я тоже так думаю, но... Иг. Авраам благословил одну девушку бросить институт и уйти к нему в монастырь. Уйти, естественно, против воли матери, у нее еще остался больной ребенок. Кончилось тем, что девушка сказала матери, что пойдет на службу и пропала. Потом обнаружилась в монастыре. Нормальна ли вся эта история? Думаю, что нет.

Прихожанин

  • Гость
Предупреждение желающим монашества
« Ответ #6 : 08 Август 2005, 23:49:36 »
Допустил неточность: "остался больной ребенок" имелся ввиду ее брат.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11889
    • Просмотр профиля

Предупреждение желающим монашества
« Ответ #7 : 09 Август 2005, 01:03:08 »
Цитировать
Вы знаете, что в 99-м он оклеветал епископа?


Нет, не знаю. Я слышал, что игумен (и не один) выступал против него. И слышал, что основания были серьезные. Добавлю, что не люблю жареных тем и неуклюжих статей с кучей домыслов по типу "Перевернутой веры".

Вопрос в сторону: есть ли сведения, сколько в психушку попадают из Серафимо-Дивеевского? Впрочем, я насмотрелся на "психов", свихнувшихся на религиозной почве. Такие люди часто появляются рядом с харизматической личностью и в "харизматических" местах. Физические наказания... как интересно! Безусловно, у иг.Авраама есть яркая харизма - на общем сером фоне.

Цитировать
Вы как-то на кураевском форуме упомянули, что хотели поставить книги иг. Аврама в библиотеку, но решили этого не делать.


Надо же! Помню, говорил в приватной беседе, а про форум и запамятовал. Кажется, я хотел поставить его беседы, вдохновленный Повествованием старца Василиска, что вошло в "Ключ разумения". Я тогда, как помню, почувствовал, нечто необычное - исключительную редкость - в этом издании и рассчитывал найти подобное в беседах, но беседы мне показались пресными.

"Благополучные" монастыри, богатеющие материально и не помышляющие о духовном, - вот беда.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11889
    • Просмотр профиля

Предупреждение желающим монашества
« Ответ #8 : 09 Август 2005, 01:20:19 »
Больной брат никак не больной ребенок. Это нормальная история. И пример, как легко чего-то не вспомнить, недослышать, не так сказать...

искатель

  • Гость
Предупреждение желающим монашества
« Ответ #9 : 09 Август 2005, 10:43:27 »
К великому сожалению,на примерах"благополучных"монастырей строится духовная жизнь в подавляющей части современных обителей.Как правило за добрую традиции выдают дурную привычку.Это касается как внешнего,так и внутреннего устроения.Поэтому и получается,что в основополагающем принципе общежительных монастырей-"послушание превыше поста и молитвы",послушание определяется,в первую очередь,как труд,а не как добродетель и состояние духа.К счестью есть исключения.

Anonymous

  • Гость
Предупреждение желающим монашества
« Ответ #10 : 09 Август 2005, 14:28:55 »
Здравствуйте, Александр, поздравляю с праздником.

Цитировать
Нет, не знаю. Я слышал, что игумен (и не один) выступал против него. И слышал, что основания были серьезные. Добавлю, что не люблю жареных тем и неуклюжих статей с кучей домыслов по типу "Перевернутой веры".


Ну вот видите, Александр... Не знаете, но "слышали". А от кого слышали? А ведь это серьезно: принять веру в клевету. Вы знаете, что эти обвинения были опровергнуты синодальной комиссией? Знаете ли, что весь православный Екатеринбург до сих пор не верит в эту чушь, а епископа провожали со слезами? А вся эта клевета активно рапростарнялась и на местном уровне, и с использованием федеральных СМИ. Моему другу тогда знакомые тыкали эти газеты в лицо и говорили: вот она, твоя Церковь. Если Вы не знакомы с темой, я могу дать ссылки.
Насчет статей. Они, если Вы заметили, хоть и написаны светскими журналистами, были опубликованы на сайте епархиальной "Православной Газеты". В упомянутой мной статье есть ясные слова редактора «Православной газеты» иг. Димитрия Байбакова. Я не понимаю, как это можно отнести к "жареной теме" и "домыслам".
По теме наказаний. Вы считаете это нормальным? Во всяком случае, митр. Сергий так не считал, говоря: "Отцу Аврааму тоже были предъявлены соответствующие требования Священного Синода, до сведения которого комиссия довела, например, что отец Авраам отрицает святость некоторых святых. Это немыслимо для монаха! Стало известно, что отец Авраам применяет физическую силу при исповеди, избивает не только монахов, но и прихожан, бьет их по щекам, по голове. Характерна и закрытость его бесед в монастыре, куда не допускаются “непосвященные”. Есть серьезные свидетельства людей, изгнанных с этих собраний, на которых были антииерархические выступления. Священный Синод принял решение, что такой человек не может возглавлять монастырь...".

По поводу книг иг. Авраама. Мне известно, что братья с Афона, встречавшиеся с о. игуменом, читавшие его книги, пришли к выводу о том, что он распространяет лжедуховность.

Цитировать
Больной брат никак не больной ребенок. Это нормальная история.


Александр, во-первых, Вы считате нормальным, когда благословляют бросать учебу? Старец Паисий был иного мнения на этот счет. Он писал, что сейчас такое время, что решения надо принимать в зрелом возрасте. А тут девушку, которая 2 года в Церкви, полтора месяца в монастыре, благословляют на такой шаг. Вы же не думаете, что иг. Авраам -- прозорливый? Да и свт. Игнатий был иного мнения о безусловном послшании в наше время. Во-вторых, больной брат. А как, если он сядет в коляску, его будет поднимать мать, которая после поступка дочери ушла на пенсию? Ведь отца нет. В общем, история никак не кажется мне нормальной.

Про Дивеевский монастырь у меня статистики нет. Писали что-то в светской газете. Подробностей не помню.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11889
    • Просмотр профиля

Предупреждение желающим монашества
« Ответ #11 : 09 Август 2005, 17:05:27 »
Здравствуйте, Прихожанин!

Цитировать
Не знаете, но "слышали". А от кого слышали? А ведь это серьезно: принять веру в клевету.


Как Вы могли заметить, я не предлагаю никакого нравственного суждения и не решаю, кто прав и виноват. Посему прошу не "вешать" на меня скрытые обвинения. Я никогда особо не интересовался теми событиями и мало знаю об иг.Аврааме. И благодарен Вам премного за то, что открыли для меня сильного человека (помните, это не нравственная оценка).

Цитировать
В упомянутой мной статье есть ясные слова редактора «Православной газеты» иг. Димитрия Байбакова. Я не понимаю, как это можно отнести к "жареной теме" и "домыслам".


При чем здесь о.Димитрий? В статье дается краткий пересказ его слов о фанатичных пациентах, в состоянии нервного срыва поступающих в больницу. И решается (кем, кстати?), что виноват в этом иг.Авраам.

Жареные факты... вот они!

1. В статье говорится о работе финансово-контрольной группы в епархии, а дальше дается намек на то, что иг.Авраам может быть богат, да и вывез из монастыря свои вещи на нескольких машинах и связан со всякими предприятиями.

2. "В Спасском монастыре, например, протестующие прихожане очень искренне говорили о том, что без отца Авраама не может быть спасения, что без него храм утратит святость."

Протестовали, как понимаю, потому что любимого ими игумена гнали? И верили, что святость человека больше, чем святость стен? Наивные!

3. "Женщин, уединившихся в монастыре, вполне устраивало, что духовник их избивает, они считали это нормальным и даже благодарили его за это."

Таки избивал, а они при этом благодарили :) А дальше в статье задается вопрос в духе желтой прессы - "Что это, садомазохизм?!"

4. А вот просто перл из-под желтого пера:

Цитировать
Интересно, что среди самых активных сторонников отца Авраама и зачинщиков акции протеста был некий Олег Писаченко. Внешность Писаченко очень напоминает монашескую, но к когорте священнослужителей он отношения не имеет. Его профессия - ювелир, специализирующийся на изготовлении изделий для церковных нужд. Если вспомнить о коммерческих связях отца Авраама, можно предположить, что именно Олег Писаченко помогает прежнему наместнику до сих пор осуществлять контроль над душами бывшей паствы.


Вывод: автору "Перевернутой веры" "благодатней" было бы компромат на о.Иоанна Кронштадтского копать.

Цитировать
По теме наказаний. Вы считаете это нормальным?


А Вы не знаете, что много-много веков физ. наказания (в монастырях, в частности) были нормой?! Да и сейчас в семьях некоторых норма сия успешно практикуется. Как думаете, заставлять послушниц вкалывать 12-14 часов в день, не предлагать бытовых удобств, отказывать в лечении и пр. не есть ли серьезные физические наказания, распространенные ныне в монастырях?

 
Цитировать
Вы считате нормальным, когда благословляют бросать учебу?


Ба! Любой Человек, идущий в монастырь всегда чего-то и кого-то бросает. Поворачиваем ситуацию в мирскую сторону. Скажем, девушка выходит замуж (по любви) и уезжает с мужем жить в другой город, оставляя больного брата на попечение матери. А духовник - бац - и говорит: не благословляю замуж, ухаживай всю жизнь за братом. И что вы скажете об этом духовнике?

О мнении старца Паисия. Слава Богу, мы не в тоталитарной секте, чтобы всем по ранжиру слушать какого-нибудь старца, пусть и высокодуховной жизни.

Evgeny

  • Сообщений: 1187
    • Просмотр профиля

Предупреждение желающим монашества
« Ответ #12 : 09 Август 2005, 18:19:44 »
Давайте оставим дело о.Авраама на попечение архиереев. В Церкви во все времена были безобразия (достаточно почитать византийские хроники, как епископы содержали публичные дома и проч.), а особенно неразбериха начинается когда в дело встревает жёлтая пресса, там уже не разберёшься где правда а где клевета. Ничего, выживем, Святой Дух всегда обновляет и восстанавливает Церковь.

Я собственно хотел не столько указать на недостатки или проблемы, сколько предупредить людей об опасности. Людям желающим монашества надо прежде всего подумать зачем они идут в монастырь, какова духовная цель этого, и можно ли эту цель будет осуществить в подобных условиях. Прп. Антоний каждый день напоминал себе: "Антоний, зачем ты вышел из мира?". Допустим, тяжёлые физические условия (труд, скудная пища) и неплохо для аскетики, хотя и может быть неудобоносимо для новоначальных. Но отсутствие духовного руководства и святоотеческой литературы, отсутствие возможности молиться келейно и церковно - крайне неблагоприятные обстоятельства для духовной жизни и вряд ли способствуют достижению целей монашеской жизни.

Вероятно в подобной ситуации, пока обстановка в монастырях не улучшится, лучше устраивать жизнь по монашески в миру, найти спокойную работу где можно было бы внутренне молиться и не вовлекаться слишком в суету мира сего, наладить домашнюю жизнь чтобы было время для молитвы и чтения, устраивать полу-монашеские общины вокруг хороших духовников, и прочее . Духовной пользы от такого образа жизни в теперешней ситуации может быть гораздо больше чем от жизни в подобных монастырях. Конечно спастись везде можно, всё зависит от внутреннего устроения, новомученики и в сталинских лагерях спасались, но и рассуждение в этом деле нужно. "Всякий, призовующий имя Господне, спасётся".

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11889
    • Просмотр профиля

Предупреждение желающим монашества
« Ответ #13 : 09 Август 2005, 21:19:52 »
Значит, дело заведено... Очевидно, харизматические личности изымаются из современной церкви всеми способами. Право же, невозможно представить человека, сопоставимого по масштабу духовной личности, например, с митр.Антонием (Блумом), в России, ибо сразу заведут на него дело и съедят. Посему полностью согласен с тобой, Evgeny, оставим кесарю кесарево и будем устраивать жизнь по-монашески в миру.

Прихожанин

  • Гость
Предупреждение желающим монашества
« Ответ #14 : 09 Август 2005, 23:16:55 »
Евгений, я, собственно, не собирался здесь решать дело о. Авраама. Мне был интересен взгляд Александра на эту личность. Вопросов по этой части у меня больше нет.

А дело, действительно, заведено: "Но вот, день в день спустя два года после беды, произошедшей в верхотурском селе Меркушино (отсылаю читателя к "ЕН" №12 (525) от 25 марта 2004 г.: www.rspp.su/articles/05.2005/nehristy.html), по благословению правящего архиерея Екатеринбургской епархии архиепископа Викентия состоялось заседание епархиальной дисциплинарной комиссии, на которой – "... участникам... были представлены факты деятельности гр. Петра Рейдмана (игумена Авраама) и Аллы Нестеренко (игуменьи Любови), "духовника" и настоятельницы Екатеринбургского женского Ново-Тихвинского монастыря, выходящие за границы Устава Русской Православной Церкви, Конституции и российского законодательства."Индустрия подавления личности и использование имиджа Русской Православной Церкви в противоправной деятельности ставит т.н. "религиозную общину" Рейдмана – Нестеренко в разряд секты, особенно опасной именно тем, что ее легализация в какой-то мере прошла успешно в постсоветском пространстве. Благодаря несовершенству российского религиозного законодательства и прерванности апологетической традиции (защитницы Христианства от подмен в религиозной практике Церкви) Русская православная Церковь стала доступна влиянию криминальных политтехнологов. Сегодня государство и граждане, в т.ч. и православные, обеспокоены тем, что самый инструмент насилия, который использовался в борьбе с Православием прежним политрежимом, перешел в руки лиц, которым доверяется православная паства России. Церковь и карательная психиатрия, Церковь и организованная преступность – сближение этих категорий может привести общество к очередному революционному проекту", – вывод, который предъявлен докладчиком епархиальной комиссии.
"Комиссия пока не приняла какого-либо решения. Материал обсуждается, ищется выход из создавшейся ситуации. Первая же реакция – молитвенная – о преодолении конфликта", – сообщил архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий" (Новости ИА "Политсовет", 2 июля 2004 г.)". -- http://www.rusforum.org/yabbse/index.php?board=5;action=display;threadid=784;start=msg11809

Заведено, но ход ему не дан. Причина, видимо в том, что, по свидетельству одного из местных священников, иг. Авраам создал группировку среди монахов, независимую от архиерея.

Александр -- уточните, что Вы вкладываете в понятие "харизматической личности"? И заметили ли Вы, что по такому важному вопросу, как сущность старчества, у митр. Антония и иг. Авраама нет никакого согласия?

Кстати, хотелось бы узнать мнение читателей о следующей статье про коммерческую деятельность монастыря: http://www.dkvartal.ru/kvartal/2005/n17/sestryru/

Меня некоторые фразы прямо покоробили.