Исихазм

Автор Тема: Дочери Лота - опьянение сердечными помыслами  (Прочитано 10742 раз)

Evgeny

  • Сообщений: 1187
    • Просмотр профиля

Повествование о Лоте есть удивительное по глубине учение-притча о духовной жизни. Особенно психологически глубоко и точно раскрыт процесс пленения ума помыслами сердца в главе о дочерях Лота, показвая образно этапы развития помысла (прилог, сочетание, сложение, пленение, страсть) и механизм овладения ума помыслом.

Для краткости, опустим бездонную мудрость предыдущего повествования  о том как ангелы Господни попалили огнём благодати Содом и Гоморру - грубые плотские страсти в человеке, и приказали Лоту поселиться на горе умного уединения, покинув города - отвергнувшись мира страстей сердца.  "И вышел Лот из Сигора и стал жить в горе, и с ним две дочери его, ибо он боялся жить в Сигоре. И жил в пещере, и с ним две дочери его." (Быт.19.30)

Но вот что происходит потом. Дочери Лота - неизжитые страсти сердца - понимают в тайниках подсознания что на горе умного делания, где ум (муж) уже не сочетается со страстями сердца (жёнами), не будет продолжения их рода и конец их неизбежен: "И сказала старшая младшей: отец наш стар, и нет человека на земле, который вошел бы к нам по обычаю всей земли". И тогда решают они овладеть умом-Лотом, опьянив его вином: "итак напоим отца нашего вином, и переспим с ним, и восставим от отца нашего племя". И далее раскрывается процесс пленения ума помыслом сердца. Важно то что самое главное орудие пленения - это напоение вином сладости греховной страсти и опьяенние ума этой сладостью. Тогда опьянённый ум забывает о трезвении, о Боге, и потеряв над собой контроль, в состоянии забвения, некоего обморока, совокупляется со страстью сердца. Сперва помысел стучится в дверь ума (прилог) и предлагает сладкое вино, затем Лот принимает и пьёт вино (сочетание), опьяняется сладостью помысла и впадает в забвение: "И напоили отца своего вином в ту ночь", а затем помысел уже беспрепятственно овладевает умом (сложение), совокупляется с ним (пленение), так что ум уже не замечает и не чувствует греха и тайных действий страсти: "и вошла старшая и спала с отцом своим [в ту ночь]; а он не знал, когда она легла и когда встала.". По проторенной дороге, узнав что ум легко опьяняется сладостью греха, идут и другие "младшие" срасти и таким же образом овладевают умом: "На другой день старшая сказала младшей: вот, я спала вчера с отцом моим; напоим его вином и в эту ночь; и ты войди, спи с ним, и восставим от отца нашего племя. И напоили отца своего вином и в эту ночь; и вошла младшая и спала с ним; и он не знал, когда она легла и когда встала. ". И от такого совокуплния страсти приносят тайный плод - их развитие и укрепление в сердце (страсть), продолжение рода этих страстей, так что они впоследствии овладевают землёй сердца: "И сделались обе дочери Лотовы беременными от отца своего, и родила старшая сына, и нарекла ему имя: Моав [говоря: он от отца моего]. Он отец Моавитян доныне. И младшая также родила сына, и нарекла ему имя: Бен-Амми [говоря: он сын рода моего]. Он отец Аммонитян доныне"  

Главная мысль этой притчи - помыслы могут овладеть умом только сначала опьянив его сладостью греховного чувства. Соответственно, хранение ума от помысла состоит прежде всего в трезвении от всякой сладости которую предлагают помыслы. В этом и состоит трезвение  - состояние протвоположное опьянению - отказ от всякого "вина" сладости греховных помыслов, а не просто отсечение суетных мыслей. Если ум будет пребывать неуклонно в таком трезвенном состоянии, помысел никаким способом не может овладеть умом. Если же ум прежде не отрезвится от пленения сладостью страсти, бесполезно будет ему бороться с мыслями приносимыми этой страстью. Корень развития страсти - опьянение ума её сладостью, а мысли и действия - уже листья и плоды. Не выдернув корня, бесполезно обрывать листья и плоды, всё равно новые вырастут.

Характерен также образ падшего состояния человека который предлагает притча. По сути это состояние духовного алкоголика, человека непрерывно пьяного тайными сладостями греховных страстей, и в опьянении и забвении своём не понимающего всего ужаса происходящего. В этом состоянии страсти по очереди одна за другой овладевают умом, поддерживая его в состоянии постоянного и глубокого опьянения.

Igor

  • Сообщений: 1049
    • Просмотр профиля

Дочери Лота - опьянение сердечными помыслами
« Ответ #1 : 28 Сентябрь 2005, 22:50:46 »
Да... здесь вся схема падения. Но более того -  происходит страшное падение. Происходит кровосмесительство! Вообще, вся история с Лотом весьма поучительна. Это история человека, призванного Богом. Также, как и в отношении Авраама, у Бога был Свой замысел о Лоте. Мы видим горячий отклик Аврама на божественный призыв, а параллельно наблюдаем этапы падения Лота,  также призванного Богом! Вся 19-я глава об этом. Господь через двух ангелов призывает Лота покинуть Содом и взойти на гору. И как красочно представлен образ человека малодушного. «Когда взошла заря»  - знак идти горЕ, - Лот стал медлить. Его уже ангелы торопили. А о чем он помышлял? Он верил, что Содом погибнет, но до конца во всем довериться Богу у него не хватало решимости. Он смекал по-своему, по нашей лукавой пословице – на Бога надейся, а сам не плошай.
Господь прощает ему и эту медлительность (нерешительность):

 
Цитировать
...то мужи те (Ангелы), по милости к нему Господней, взяли за руку его, и жену его, и двух дочерей его, и вывели его, и поставили его вне города (16).


Но и далее Лот упирался и «ёжился» (в отличие от мультяшного ежика, доверившегося течению реки :D ).  

Цитировать
17... (Один из ангелов) ему сказал: спасай душу свою; не оглядывайся назад и нигде не останавливайся в окрестности сей; спасайся на гору, чтобы тебе не погибнуть.


Вот оно, божественное задание, которое верные записывают на скрижалях своего сердца, и устремляются на его свершение. Здесь Свыше задана планка – все определено, и все определенно. Человек может совершать задание с чистой совестью.

Цитировать
18 Но Лот сказал им: нет, Владыка!


Падение начинается с «упертости» человека, с этого протяжного  «нет» Богу, за которым следует малодушное самооправдание и уговаривание Господа:
Цитировать

19 вот, раб Твой обрел благоволение пред очами Твоими, и велика милость Твоя, которую Ты сделал со мною, что спас жизнь мою; но я не могу спасаться на гору, чтоб не застигла меня беда и мне не умереть;
20 вот, ближе бежать в сей город, он же мал; побегу я туда, - он же мал; и сохранится жизнь моя [ради Тебя].


Малодушие, трусость ведут ко лжи. Ум еще более помрачается и запутывается. Занижая планку, пытается себя оправдать. Ум лжет и коснеет во лжи. Царский город Бэла, куда Лот захотел устремиться, избегая  «страшного» задания «спасаться на гору», оказывается в его лживых речах «маленьким» (евр. zoar). Ум запутывается настолько, что в своем решении видит сохранение своей жизни «ради Бога»! (Сколько злодеяний в истории человечества было совершено под эти лозунгом!)

Цитировать
21 И сказал ему: вот, в угодность тебе Я сделаю и это: не ниспровергну города, о котором ты говоришь;
22 поспешай, спасайся туда, ибо Я не могу сделать дела, доколе ты не придешь туда. Потому и назван город сей: Сигор (евр. Zoar).


Какова бездна милосердия Божиего! Лот, отказываясь от божественного задания, отказывается от Призыва и, фактически, отступает от Бога. Но  Господь снисходит к его малодушию: задача Лота сводится только к поспешному уходу из Содома. (Примечательно, что стихи 27-29 - о молитвенном ходатайстве Авраама за своего племянника).
Лот стал жить со своими дочерьми в Сигоре, но не было на его доме благословения Божиего, потому что акт богоотступничества уже произошел. Светильник Лотовой души погас. Печальная история.

Лот стал жить «сам по себе», без Бога. Он лишился Божественного Покрова и, если он в Содоме уживался с местным населением, то уже в Сигоре  страх стал сопутником в его жизни. Этот «маленький» город, который представлялся ему местом упокоения, оказался сущим адом:

 
Цитировать
30 И вышел Лот из Сигора...ибо он боялся жить в Сигоре.


Косматый одебелый ум уже не в состоянии взывать ко Господу в своей беде. Ум пытается выправить положение (метанойя отсутствует!), и вспоминая свое невыполненное божественное задание,
 
Цитировать
«вышел из Сигора и стал жить в горе, и с ним две дочери его» (30).


 Заметим, вот она,  - механика эмпатического ума. Призыв «спасайся на гору» вспоминается (достается из нафталинного сундука), представляется единственным выходом из положения и приводится в исполнение. Совершается магическое действо!  Живой призыв, который был актуален именно тогда , по выходе из Содома, за которым непременно нужно было бы ожидать следующего божественного указания , возводится в символ. Этот же мертвый символ превращается в форму. Пример: монах как «черная головешка».

Цитировать
И жил в пещере, и с ним две дочери его (30)


И жил Лот на горе как в пещере...

Примечательно, что Лот с 19-й главой выбывает из Священной истории. Его имя в ВЗ звучит только в контексте Моава и Аммона – вечных врагов Израиля. Лишь только в НЗ апостол Петр помянул Лота, назвав его «праведным» (2 Петр. 2, 7-8).

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11889
    • Просмотр профиля

Дочери Лота - опьянение сердечными помыслами
« Ответ #2 : 29 Сентябрь 2005, 01:10:17 »
Человек, в душе которого звучит призыв к обожению, переводит возводящую на гору силу в "долину" земного бытоустроения с "городом" маленького "я". Это драма почти каждого человека... и ума, потерявшего жену-душу... и земных желаний-дочерей, порожденных не горним умом, и поработивших его. И иллюзия спасения - в горной пещере, ибо уже и город не нужен тому, кто, раз вкусив богообщения, отказывается от него навсегда...

Igor

  • Сообщений: 1049
    • Просмотр профиля

Дочери Лота - опьянение сердечными помыслами
« Ответ #3 : 29 Сентябрь 2005, 17:24:36 »
Цитировать
Живой призыв, который был актуален именно тогда...


В божественном призыве фиксируется временная точка отсчета. Налицо пульсация стремительности исполнения божественного задания: сейчас или никогда. Или характерное «тотчас» в Евангелии от Марка.  Всякое промедление чревато! Ответ на призыв Божий – это всегда рывок,  «возгонка», полная концентрация внимания на поставленной цели. И чаще всего складывается ситуация, когда нужно успеть вскочить на подножку уходящего поезда.  Оглянувшийся в этот момент назад превращается в «соляной столп».

Igor

  • Сообщений: 1049
    • Просмотр профиля

Дочери Лота - опьянение сердечными помыслами
« Ответ #4 : 29 Сентябрь 2005, 20:01:00 »
А праведного Лота утомленного обращением между людьми развратными избавил... (2 Петр. 2, 7)

Праведный Петр видит праведность в Лоте. Да, Лот пребывал среди содомитов и томился общением... Хотя и вполне с ними уживался. У его дочерей уже были молодые женихи из жителей Содома. Лот их усердно звал с собой, говоря об истреблении города, «но зятьям его показалось, что он шутит»  (Быт.19,14)...

Alexander:

Цитировать
и земных желаний-дочерей


Дочери Лота представляются мне  страстными силами души, имя которым Epithymia и Thymos. То есть как «пожелательная» и «раздражительная» части души, которые с Умом-отцом являют целостность. Epithymia и Thymos обладают большой энергией и способны со всей страстностью и пылом отдаться как Свету, так и Тьме.

Дочери Лота были молоды и девственны. Но у них уже было «приражение» с женихами греха. Божественный Промысел вырывает семейство Лота из инфернального окружения, преуготовляя ему лучшее. Трагедия призванного Лота в том, что выполнив божественное задание только на одну часть, вырвавшись из Содома, он отказывается от его завершения и одебелевает в одиночестве. В гордом одиночестве!

 Epithymia и Thymos, не реализовав себя во Свете, и не принеся доброго плода, огрубели и превратились в Похоть и Раздражительность.

Следующий процесс «одебелевания» внутреннего автономного («монизированного») человека – смешение всех душевных сил и способностей, горькие плоды которого в лице Моава и Аммона становятся «сынами противления».

Evgeny

  • Сообщений: 1187
    • Просмотр профиля

Дочери Лота - опьянение сердечными помыслами
« Ответ #5 : 29 Сентябрь 2005, 20:48:34 »
Прмечательно что в отличии от Авраама, который, где бы ни находился, всегда ставил жертвенник Богу и возводил молитвы Ему, Лот никогда этого не делает, им движут земные и душевные интересы - страх, стремление жить в покое и безопасности, забота о себе. И Бог, в свою очередь, никогда больше с Лотом не говорит, Он дал ему шанс один раз, но Лот не воспользовался. И на гору он бежит от страха, а не ради Бога, но если человек восходит на гору (внутренней молитвы) не ради Бога, его ждёт неудача, потому что без помощи Божией на этой горе никто не сможет прожить.

Что-то мы совсем бедного Лота раскритиковали  :? Его урок - нам наука, но надеюсь Христос и его вывел из ада вместе с ветхозаветными праведниками.

Igor

  • Сообщений: 1049
    • Просмотр профиля

Дочери Лота - опьянение сердечными помыслами
« Ответ #6 : 30 Сентябрь 2005, 00:20:21 »
Evgeny:

 
Цитировать
Что-то мы совсем бедного Лота раскритиковали  Его урок - нам наука, но надеюсь Христос и его вывел из ада вместе с ветхозаветными праведниками.


У Лота есть большой дядя-заступник. :D

А вообще, мне нравится нелицеприятие Священного Писания. Вижу даже в этом печать Его богодухновенности: «Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные» (Евр. 4, 12)

Elena

  • Сообщений: 6707
  • ...
    • Просмотр профиля

Интересную вещь заметила - общение идет как параллельный поток изолированных размышлений, где не видно, чтобы участники слушали друг друга.

В начальном посте присутствует текстологическая и смысловая ошибка, но ее никто не замечает. В ответах собеседники выстраивают свои размышления на правильном тексте, но не находят нужным указать автору темы на неточность понимания.

...

А меня в истории с Лотом интересует предыстория - событие разделения путей Авраама и Лота. Это когда их пастухи стали конфликтовать и выяснилось, что Авраам и Лот не могут жить вместе.

Авраам говорит Лоту - "выбери себе область жизни, а я поселюсь в противоположном месте". Какое бы Лот направление не выбрал, Авраам, исходя из выбора Лота, предпочитает другое.

Я здесь чую указание на какой-то этап подвижнической жизни, когда от нас требуется сделать выбор "от противного". Но что именно это может быть - пока не вижу. Если у кого есть мысли - поделитесь, пожалуйста.
 

Svetlana

  • 3
  • Сообщений: 4269
  • Когда пишу не о Тебе, В стране безмолвия блуждаю.
    • Просмотр профиля

....Я здесь чую указание на какой-то этап подвижнической жизни, когда от нас требуется сделать выбор "от противного". Но что именно это может быть - пока не вижу. Если у кого есть мысли - поделитесь, пожалуйста.

Можно строить жизнь на собственных тварных энергиях, при этом пополняя запысы энергии с помощью Божьей, и использовать эти энергии для себя, своих личных нужд, а не для изменения и очищения ума и души.(Лот)
 А можно искать только Царствия Божьего, все остальные жизненные заботы  отдав Богу, и Он совершит.(Авраам)

 
« Последнее редактирование: 27 Ноябрь 2016, 11:16:14 от Svetlana »

Elena

  • Сообщений: 6707
  • ...
    • Просмотр профиля

Светлана, спасибо, что поделились своим пониманием.

Пару Лот-Авраам обычно в таком ключе и интерпретируют - как противопоставление чувственное/духовное, внешнее/внутреннее и т.д... В вашем случае, если правильно поняля, - тварное/божественное, самозамкнутое/самоотверженное.

Но меня интересует способ выбора направления пути "от противного".

В нас живет внутренний Лот и внутренний Авраам. И на определенном этапе Авраам не знает куда идти. Он смотрит на влечение Лота, и выбирает противоположное, именно это становится для него ориентиром.

Это как-то перекликается с начальным обращением Бога к Аврааму: выйди из... Не говорится куда, говорится откуда.

Никодим

  • Скромный
  • 3
  • Сообщений: 2172
  • Слава Богу за всё!
    • Просмотр профиля

Но меня интересует способ выбора направления пути "от противного".
Сердце наполняется благодатью,когда отказывается от своего намерения,пожелания,то есть от своего ХОЧУ... Это самый явный механизм стяжания благодати.
Храни вас Бог!

Svetlana

  • 3
  • Сообщений: 4269
  • Когда пишу не о Тебе, В стране безмолвия блуждаю.
    • Просмотр профиля

....Это как-то перекликается с начальным обращением Бога к Аврааму: выйди из... Не говорится куда, говорится откуда

выйти откуда -  у каждого свое, и на разных этапах разное.