Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Исихазм



21 Сентября 2018, 07:58:23

Автор Тема: Об имяславии или богословии, действующем методами мiра :-)  (Прочитано 12186 раз)

Сергей С.

  • Сообщений: 231
    • Просмотр профиля
    • поэтика

Evgeny, спасибо за ссылку - с интересом прочёл статью.  http://www.hesychasm.ru/library/Name/eug_p.htm  
Цитировать
Такая структура образа характерна для всех церковных символов: облик являемого характеризует его ипостась, а имя являемого являет его действие. Имя являет действие именуемого.
^^ К сожалению, для меня это несколько абстрактное, хотя и высокое богословие, которое не знаю как отнести к жизни. Мне бы лучше просто сказали, что делать... :D
Цитировать
Этот Свет, открывающийся верным в иконе или в Имени Божием, и есть Бог, и по причине этого света и иконы и Имя могут и должны называться богами, как и Писание называет обоженых людей богами: "Бог ста в сонме богов" и прочее.
^^ Вот этого я не совсем понимаю - что в этом отрывке понимается под "именем".  Мне как то смешно кажется, что спор с имяславием стал возможен потому, что люди говорили "имя", а думали кто о писаных буквах имени, кто о сущности того, что есть имя, как различимое и различающее явление в этой жизни,  кто о звуко-смысловой магии, когда каждому звуку соответствует своё единственное и даже разумное значение (тогда и комбинации звуков в слова становятся совершенно необходимо подчинёнными какому-то безличному закону по типу деталей машин), кто ещё Бог знает о чём.

Было или есть понятие Шехины или Славы Божией, Которая жила в Ветхом Завете в ковчеге Завета, а после воскресения "поселилась" в Кресте (см. 2 том мар.Исаака Сирина)

Цитировать
Иисус Христос воипостазировав человеческую природу в Свою ипостась, воипостазирует в Своем Имени и энергии Св. Троицы в церковные символы, подвергая обожению не только человеческое естество, но и весь материальный мир внутри Церкви, образующий, таким образом, новое творение или, по слову ап. Иоанна Богослова, "новый мир и новую землю".
^^ Вот здесь несколько странная логика и в течении мысли не могу распознать. Церковь - это Тело Христово, но никак не митра, например, ни стена храма... Говорить слово "воипостазирует" (принимает в Свою ипостась?) кажется несколько излишней остановкой на значении неживого мира, впрочем не уверен.
Цитировать
Итак, образом Христа называют икону по причине сходства изображения, а по причине ее надписания - называют Христом. Тем более само Имя Христово может и должно быть называемо Богом по причине присутствия в нем Божественных энергий.
^^ Согласно думаю, но опять не понимаю того, зачем об этом так говорить? Это прямое расточение бисера перед некими людьми из нереалистичного предположения, что отменив слова пр.Исаака, что "истина познаётся праведной жизнью", некие люди вдруг придут от этих слов в познание в обход обязательного делания. Кажется мы начинаем понимать, почему о таких мелочах (они же не касаются по существу ни учения о Божестве, ни учения о человеке, но, кажется относятся только к попытке научить чему-то мир его же способом в обход Церковного пути:-)) святые отцы предпочитали просто молчать.
Цитировать
во-первых, что имя есть один из видов образа, а именно - образ по-преимуществу, который совпадает со своим надписанием;
Совпадает с надписанием? Это как? В смысле звуко-смыслового соответствия? Т.е. тогда мы заключим, что одни буквы этого мира более близки к Богу, а другие менее? Или я неправильно понял смысл фразы?

Я почему-то с некоторым недоумением всегда думаю о попытке имяславия учить мир не своим примером и подвигом в молчании, но о какой-то немного бунтарской дерзостью, принимаемой за дерзновение. И кого они желали научить? Мир, проникший в Церковь? Но мир не учат его методами - восстаниями и т.д. Мир учат кротостью и святостью. Да и Церковь не нуждается в спасении от человеков в таком смысле. Так яростно говорить совершенно светским людям о том, о чём страшно говорить и между посвящёнными? Это, если по формально понятому "существу" предмета и было "правильно", то по действию не было верным и тем опровергало себя. К такому выводу я пришёл после прочтения материалов об Имяславии, его защитников и сочувствующих  - Булатовича, о.Павла Флоренского и т.д. и противников. И те и другие были по-своему правы, но не так, как это, кажется, было угодно Богу, а потому можно оправдывать некоторую нечувствительность к нежной молчаливой Истине и воле Божией имяславцев разве их благими намерениями  :D, и думать о них с сожалением.
Вот цитата, поясняющая суть:
Цитировать
Богословие есть дар Бога Слова.
Богословие есть служение Богу Слову.
Пусть две эти аксиомы станут основанием нашего очерка богословских трудов святителя Филарета.
Флоровский удивлялся загадочности "векового молчания" русского богословия, хотя, кажется, и не совсем справедливо, ибо в древней - Киевской - Руси вкус к нему ощутим и даже более, чем в позднейшую эпоху [1].
Потом же действительно было так: святитель Петр по потребности души писал иконы, но не рассуждал о законе и благодати; святитель Алексий переводил Евангелие, но не оставил нам толкований на него; преподобный Сергий искал книжного учения и чудесным образом обрел способности к нему, но свои умозрения и даже наставления братии не предаде писмени.
Безмолвно-молитвенное созерцание образа Пресвятыя Троицы, побеждающее ненавистную рознь мира, - вот древнерусское богопознание в его идеале, силе и действовании.

См. эту статью: http://www.pagez.ru/philaret/about039.php - о богословии воистину великом и чутком - святителя Филарета.
Простите меня

Сергей С.

  • Сообщений: 231
    • Просмотр профиля
    • поэтика

В смысле - эта тема о том, что имяславие показало Церкви пример того, как не надо защищать тайну и скромницу-истину Церкви, хранимую в тишине упования, о том, что со словом истины можно входить осторожно только в отверстые врата, а в закрытые можно только стучаться терпением, надеждой и молитвой, о том, что пример значит более слова, что вера не рассказывается, а показывается, что нам, христианам - современникам очень загнанного и обидчивого мира (присутствующего и в Церковном обществе),  нужно больше иметь ума (хитры яко змеи), такта, любви и надежды на Бога. Всякое же демонстративное намерение приводит к профанации того, о чём говорят и, как следствию, - к наказанию Божию, посылаемому с любовью к Своим ревнивым не по разуму детям.
Простите меня

Igor

  • Сообщений: 1049
    • Просмотр профиля

"Как быть Корделии? - Любить. Молчать."
...
...И умирать за свою любовь.

Сергей С.

  • Сообщений: 231
    • Просмотр профиля
    • поэтика

Простите, не понял (говорит истинно, не притворяясь знающим художественную литературу:( ). Ну и ладно :lol
Простите меня

Igor

  • Сообщений: 1049
    • Просмотр профиля

Цитировать
Так яростно говорить совершенно светским людям о том, о чём страшно говорить и между посвящёнными?


Сергей, «о Имени Иисусовом» говорил уже апостол Павел. Это то зачало, которое читалось на Успение.  У многих отцов Церкви ясно прослеживается их имяславская позиция. Интересно, что яростных имяславских споров не было в византийские времена.  Но там мы можем провести аналогию имяславия с иконопочитанием. В те времена, как раз, для иконоборцев, не отвергавших систему «Ареопагитик», имяславие было яснее. А иконопочитание?... Более полутора века длилась борьба. И иконопочитатели, заметим это, - выступали «яростно» в защиту икон. Но апологетика иконопочитателей, - если взять и первый, и второй период, - была очень слаба. Аргументы апологетов, практически, были неубедительными. И в этом заключался трагизм иконоборческой эпохи. Надо заметить, что доказать истинность иконопочитания невозможно ни платоновским, ни аристотелевским языком. Система «Ареопагитик» могла оправдать только мистико-познавательную функцию икон, но не поклонение иконам. Фактически, иконопочитатели оказывались перед иконоборцами беспомощными. Им нужно было доказывать, что они так сильно любят Христа, Божию Матерь и святых, и поэтому чтут их изображения и хранят все, с Ними связанные предметы, как святыни. А их за это обвиняли в фетишизме. Приходилось доказывать, что это совсем не так. Представьте, как убедительно можно обвинить влюбленного человека в этом извращении, найдя у него какую-нибудь вещицу любимого человека (в литературе таких примеров немало). Теоретически иконоборцы рассуждали складно. И не доводы апологетов второго периода, хотя и учитывавших слабости ранней апологетики, убедили иконоборцев. Можно сказать, что сама жизнь доказала истинность иконопочитания.

Цитировать
пример значит более слова...  вера не рассказывается, а показывается


Истинность иконопочитания была показана - она была засвидетельствована кровью мучеников-иконопочитателей. Торжество Православия – это не только торжество иконопочитания, а это победа Церкви в преодолении неоплатонического спиритуализма и интеллектуализма.

Еще раз хочется подчеркнуть, что иконопочитатели оказывались в положении Корделии, младшей дочери Короля Лир, глубоко любящей своего отца, но не находившей слов для требуемого панегирика. Корделия свою любовь могла доказать, отдав, в итоге, жизнь за отца. Но иконопочитатели, в отличие от Корделии, не имели права молчать, когда «ложь пожирала истину». Они обязаны были, по мановению Святого Духа, исповедовать Истину, не обращая внимания на толпу орущих профанов.
Мне думается, что афонские имяславцы видели, насколько глубоко проник в Синодальную церковь номинализм, который парализовывал мистическую жизнь Церкви, и они, как раз таки, прозревали свою задачу – вещать о Имени Иисусовом. Вещать, не впадая в сомнения по поводу здравости их выступления и, конечно, не думая о последствиях.

,

Сергей С.

  • Сообщений: 231
    • Просмотр профиля
    • поэтика

Ну уж прямо сравнили с иконоборчеством :-)
Имяславцам никто не запрещал заниматься внутренней молитвой и думать как они хотят. Скандал разгорелся-то на ровном месте. Впрочем, если Вы это так воспринимаете, к пользе, то зачем спорить :wink:? Мир памяти их.
Простите меня

Igor

  • Сообщений: 1049
    • Просмотр профиля

Цитата: Сергей С.


Имяславцам никто не запрещал заниматься внутренней молитвой и думать как они хотят. Скандал разгорелся-то на ровном месте.


"На ровном месте", по Евангелию от Луки, начал Иисус проповедь о блаженствах...

Примечательно, что синодальная церковь в лице епископов (один из них стал главой РПЦЗ, а другой из них - МП) хоть как-то (правда, богословски, совершенно бездарно) отреагировала на сие афонское мнение.
Нужно было бы церковной богословской мысли в наши годы дать, наконец-то, соборное pro или contra (прав же вл. Иларион Алфеев)!
Но сегодняшняя церковная богословская мысль плавно покоиться в формалине.

Igor

  • Сообщений: 1049
    • Просмотр профиля

Цитировать
Но сегодняшняя церковная богословская мысль плавно покоиться в формалине
.

Извиняюсь за опечатку: "в формализме". :D

Сергей С.

  • Сообщений: 231
    • Просмотр профиля
    • поэтика

Цитировать
Но сегодняшняя церковная богословская мысль плавно покоиться в формалине
Это так. Но разве не ясно почему? Природа человеческая изнемогает от греха. Надобно прийти соблазнам ... но несколько столетий соблазнов и всё больший комфорт для страстей, предлагаемый миром - это что-нибудь да значит. Слава Богу, что в формалине хотя бы сохраняется то, что есть, а то если уже всё пересматривать нынешними богословами, то можно многое привести в соответствие с современностью  :|. Такого богословия мы ждём от наших учёных богословов? Ой, горе, горе живущим на земле. И никто этого ужаса, происходящего с природой человека, с его душой, не замечает. Видимо мы просто любим этот ужас и он для нас миленький и "еичего страшного"... :(
Простите меня

viktor

  • Сообщений: 733
    • Просмотр профиля

Сергей, а почему бы и не приводить богословие в соответствие с современностью? Пауль Тиллих, например, - яркая фигура в богословии ХХ века (могу выслать конспекты его работ, если хотите). Не будет богословия, Церковь духовно протухнет, превратится в бастион с высоченными стенами, пулеметами и дозорными колокольнями для выслеживания "врагов православия"... и никакой формалин не поможет, выветрится. :D
...И скорее справа, чем правый,
Я был более слово, чем слева...

Сергей С.

  • Сообщений: 231
    • Просмотр профиля
    • поэтика

Да я не против развития богословия. Только бы это было от Бога, а не от человеков.
Простите меня

viktor

  • Сообщений: 733
    • Просмотр профиля

То есть как? То, что от человеков, оно не от Бога? Вы про прямое Откровение говорите?
...И скорее справа, чем правый,
Я был более слово, чем слева...

Сергей С.

  • Сообщений: 231
    • Просмотр профиля
    • поэтика

"хотяй и действуяй в нас". Конечно, если не Господь созиждет дом - всуе трудятся зиждущие. Впрочем, viktor, Вы кажется не понимаете некоторых вещей о том, что есть разум веры. Прочтите:
"Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа.  9 Никодим сказал Ему в ответ: как это может быть?  10 Иисус отвечал и сказал ему: ты - учитель Израилев, и этого ли не знаешь?  11 Истинно, истинно говорю тебе: мы говорим о том, что знаем, и свидетельствуем о том, что видели, а вы свидетельства Нашего не принимаете.  12 Если Я сказал вам о земном, и вы не верите, - как поверите, если буду говорить вам о небесном?"
Отсюда ничего рассудком не поймёшь кроме одного - есть нечто большее, чего рассудку знать не дано. Не знаю как сказать. Простите :lol .
Простите меня

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 10349
    • Просмотр профиля
    • http://www.hesychasm.ru

Цитировать
почему бы и не приводить богословие в соответствие с современностью?


Богословие вытекает из жизни в Боге и, одновременно, задает строй этой жизни. Современная церковная жизнь имеет соответствующее богословие и ждать чего-либо большего... разве только в еретической и крамольной форме,  :) как это было в 20-ом веке. Если мы видим единство жизни и слова, то и понимаем, что богословие всегда находится в соответствии с современностью. Если богословие отрываем от жизни, то, разумеется, есть что развивать :)

Igor

  • Сообщений: 1049
    • Просмотр профиля

Надо сказать, что Православию, в отличие от западного христианства, присущ консерватизм. И вещь сия не есть, однозначно, явление отрицательное. В определенном смысле, стагнация (лат. – «стоячая, заболоченная вода») имеет свое место в духовной жизни. Здесь есть мудрость, родственная святоотеческой – «не принимай и не отвергай». Помню, на вопрос одного афонита «как спасаешься?», я сразу уныло ответил: «прозябаю». И тут же получил веселое-утешительное: «Ну, что ж, не прозябнешь – не воскреснешь». Есть прозябание как естественный (хоть, по-своему, тягомутный) процесс роста, но (sic!) опасно, когда семя в своем прозябании загниет и не даст плода.
Спешка в выходе из стагнации чревата! Можно это уподобить заблудившемуся в лесу человеку и ступившему на болотную топь (вспоминаю себя, заблудшего, с лукошком грибов в карельских лесах :D ) – очень стоит подумать нужно ли делать следующий шаг (соответствующий, в общем-то, движению вперед!) или...
В общем, характерная для духовного пути «палка о двух концах»: на одном конце сосредоточено дерзновение (упование на Бога) вкупе с дерзостью (самоволием), а на другом – осмотрительность (трезвость) вкупе с трусостью (малодушием, унынием). Вот и выбирайся из этой заковыки!
...
Недавно наблюдал у знакомых по ящику приезд нового папы в Кельн на молодежное «рандеву». Набралось туда много сотен тыщ народу и состоялась уже вечером при свете огней месса. Похожа она была не на христианское богослужение (там было столько эклектики – немецкие хоралы в духе вагнеровских нибелунгов, африканские забубенные ритмы, американские спиричуэлсы – туши свет!), а больше на мистерии при римском Капитолии времен празднования тысячелетия Рима, которые Вергилию и не снились.
Тогда-то я подумал – уж лучше, как у нас, «тихой сапой»...
 

Поиск