Исихазм

Автор Тема: Апокатастасис и практика молитвы  (Прочитано 74020 раз)

Антиквар

  • Сообщений: 5219
    • Просмотр профиля

Апокатастасис и практика молитвы
« Ответ #60 : 23 Февраль 2006, 12:03:43 »
Цитата: Alexander
Не будет нашего времени и нашей памяти.


Я часто думаю об этом и неизменно ловлю себя на мысли, что хочу забыть почти все про себя, но узнать почти все про других   :red:

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11889
    • Просмотр профиля

Апокатастасис и практика молитвы
« Ответ #61 : 23 Февраль 2006, 12:17:05 »
Антиквар,
Цитировать
Я часто думаю об этом и неизменно ловлю себя на мысли, что хочу забыть почти все про себя, но узнать почти все про других

Молитва разрешает этому сподобиться и в жизни сей, отчасти. Сужу по себе :) Уже давно стал "забывать" то, что осталось в прошлом. Нет, умом я вижу и, применив усилие, могу войти туда, но прошлое с воспоминаниями о нем как бы гаснет и исчезает, уходит за полупрозрачную перегородку. Кстати, этот феномен развивается и в восприятии настоящего: читая пустые тексты или выслушивая пустые слова, я их не вижу и не слышу - какая-то какафония, и желания разобраться в ней становится все меньше.

Gior

  • Сообщений: 1895
    • Просмотр профиля

Апокатастасис и практика молитвы
« Ответ #62 : 23 Февраль 2006, 12:24:42 »
Цитата: Alexander
Не будет нашего времени и нашей памяти.

Память будет настолько - насколько Дух откроется в нас уже "по эту сторону"...

Олег

  • Сообщений: 168
    • Просмотр профиля

Апокатастасис и практика молитвы
« Ответ #63 : 23 Февраль 2006, 18:34:03 »
Цитата: Alexander
Из Откровения Иоанна:
И Ангел ... клялся ... что времени уже не будет;

Не будет нашего времени и нашей памяти.


О времени можно говорить много, но то что будет думаю как минимум можно назвать другим временем (сверхвременем, вечностью…), не таким как «наше время». Только как размышления об этом изменят жизнь человека здесь и сейчас? А вот с памятью ситуация другая. Думаю здесь знания о будущем очень сильно меняют устремления и отношение к настоящему. Можно насчет «не будет нашей памяти» поподробнее?

Igor

  • Сообщений: 1049
    • Просмотр профиля

Апокатастасис и практика молитвы
« Ответ #64 : 23 Февраль 2006, 19:21:58 »
Alexander
Цитировать
Не будет нашего времени и нашей памяти.


О том, что не будет памяти этого мира в мире ином - об этом уже давно думаю. Вернее сказать, не думаю, а воспринимаю эту идею. Мир этот уходит, блекнет. А скажут, что "коегождо деяния обнажатся". Да, обнажатся. Но в мире ином никто не будет писать мемуаров о теперешнем житье-бытье. Младенцы, приходя в этот мир, не помнят о своем внутриутробном житье. Всякие попытки начинать медитировать на эту тему и "вспоминать" свою эмбриональную жизнь просто несостоятельны.

Антиквар

  • Сообщений: 5219
    • Просмотр профиля

Апокатастасис и практика молитвы
« Ответ #65 : 23 Февраль 2006, 21:34:01 »
Нет, господа, времени больше не будет.
Ибо жизнь в нашем земном линейном времени - лишь призрак бытия. Прошлое, отстоящее от нас даже на секунду, нам уже не принадлежит, будущего - отстоящего на ту же секунду - не существует.
А популярная некогда песенка из "Земли Санникова"  - "есть только миг между прошлым и будущим" - слишком страшна. Одно время меня мучили кошмары: мне казалось, что я провалился в этот миг и не могу из него выкарабкаться. Застрять в нем - похоже на ад. А может, ад - это и есть остановившееся время?
Но все это лишь догадки, стремление геометрией плоскости поверить пространство.
Все-таки времени больше не будет. Иначе земное бытие с его гниением и червями не кончится никогда.

Олег

  • Сообщений: 168
    • Просмотр профиля

Апокатастасис и практика молитвы
« Ответ #66 : 23 Февраль 2006, 21:43:56 »
Цитата: Igor
Младенцы, приходя в этот мир, не помнят о своем внутриутробном житье. Всякие попытки начинать медитировать на эту тему и "вспоминать" свою эмбриональную жизнь просто несостоятельны.

Тоже думаю давно: когда сотворенная личность начинает свой диалог (даже в глубинном безмолвии) с Создателем; когда происходит та самая первая встреча; кто, как и о чем говорит?..

Igor

  • Сообщений: 1049
    • Просмотр профиля

Апокатастасис и практика молитвы
« Ответ #67 : 23 Февраль 2006, 21:58:34 »
На пути в иной век поток мыслей иссыхает, угасают воспоминания,  чувства упраздняются... Забывается весь этот мир.

Gior

  • Сообщений: 1895
    • Просмотр профиля

Апокатастасис и практика молитвы
« Ответ #68 : 23 Февраль 2006, 23:06:20 »
Не иссыхает/угасают/упраздняются - преображаются.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11889
    • Просмотр профиля

Апокатастасис и практика молитвы
« Ответ #69 : 24 Февраль 2006, 00:48:49 »
Igor,  
Цитировать
На пути в иной век поток мыслей иссыхает, угасают воспоминания, чувства упраздняются... Забывается весь этот мир.

Gior,  
Цитировать
Не иссыхает/угасают/упраздняются - преображаются.

Есть намек в Евангелии. Господь говорит: Так и вы теперь имеете печаль; но Я увижу вас опять, и возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас; и в тот день вы не спросите Меня ни о чем.

Олег,  
Цитировать
Можно насчет «не будет нашей памяти» поподробнее?

Уже в старости у человека изглаживаются многие воспоминания, и он чем-то начинает походить на младенца. Я в некоторой степени понимаю, как это происходит. Умственные рубцы и засечки, которые обычно и определяют воспоминания (память), рассасываются, и мысленный взгляд не цепляется за них - проскакивает мимо. Если ум развит и не очищен, то он подобен набору-свалке таких рубцов, и цепляние за них будет помехой, ибо каждый рубец - памятка-искажение и вход в изломанный мир. Это можно увидеть при молитве, когда воспоминание, ухватив, уводит ум в сторону. В этом смысле рациональное образование ужасно - оно подобно современному многоэтажному дому, в который загоняется жительствовать ум без возможности выйти из него.

Наталia

  • Гость
Апокатастасис и практика молитвы
« Ответ #70 : 24 Февраль 2006, 09:20:45 »
Вечность – это низменность, в которой нет места движению, нет иного. Бог находится вне времени и пространства. Тогда где может она быть, вечность. Посмотрим на живое. Оно живет, т.е.  движется, меняется, различается, т.е. душа находится во времени. Но где-то же она берет мысли, по которым творит. Да, в уме, который и находится в вечности. Но идеи тоже текучи, значит они цельный в один МИГ – вечный миг. Вот такое учение Плотина о вечности в понимании А.Лосева. Ну ладно, пока замолкаю надолго, а то, наверное, уже достАла неоплатонизмом. :ohh:

Gior

  • Сообщений: 1895
    • Просмотр профиля

Апокатастасис и практика молитвы
« Ответ #71 : 24 Февраль 2006, 09:45:26 »
Alexander,
Цитировать
...и в тот день вы не спросите Меня ни о чем
ИМХО - преображенное мышление и чувства восприняв в себя Христа не оставят места сомнениям и печали, которые есть результат помраченности. Вы иначе понимаете этот фрагмент?

Цитировать
Умственные рубцы и засечки, которые обычно и определяют воспоминания (память), рассасываются, и мысленный взгляд не цепляется за них - проскакивает мимо. [...] ибо каждый рубец - памятка-искажение и вход в изломанный мир.
ИМХО - это высказывание касается "памяти Эго" - памяти личностной, памяти о проблемах и неудовлетворенных желаниях суетного мира. (Рубцы - классный термин!) Но ведь есть еще Память о моментах жизни в которых проявился Дух. Память "форм", а не "шрамов".

Наталia, вечный миг - это вечное сейчас? Скажите, Вам знакомо состояние когда воспоминания прошлого, восприятие настоящего и (нечто подобное) "фантомам" будущего умственно видятся как одна "пространствення" картина? Не в последовательности, а "разом"?

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11889
    • Просмотр профиля

Апокатастасис и практика молитвы
« Ответ #72 : 24 Февраль 2006, 13:51:42 »
Память человека помрачена и направлена на внешнее - в этом корень и сама среда-субстанция для записи и хранения воспоминаний (поддерживающих чувственную матрицу с ее эмоциями и страстями). Встреча с Господом снимает покров помраченности вместе со вшитыми в него воспоминаниями - старая память уходит. Хочу четко определиться: говорить об этих вещах нам следует, опираясь на  опыт (который питает и размышления). Голые размышления без опыта мало полезны.

Думаю, кто-то знаком с феноменом исчезновения или качественного изменения (обычного) времени на молитве. Я имею в виду молитву по исихастскому типу, т.е. без уплывания в различные измененные состояния с частичной или полной утратой сознательности и выпадения из физического пространства, что характерно для многих типов медитаций и осознанного сновидения. Именно ясное сознание, умение распоряжаться своим физическим телом и нахождение в иновременном - как соприкосновение с вечностью и вхождение в нее. Частичный опыт вечности можно получить и в этой временной жизни.

И еще об одном важном опыте, приобретаемом при начальных посещениях благодати. Когда благодать приходит - вопросы, недоумения, просьбы, жалобы и страдания - все это исчезает, и обычная память как бы стирается, исчезает. Но вот благодать ушла - и через несколько дней память о благодатном опыте становится мелкой, жесткой и распыляется сама в повседневных впечатлениях, и человек не помнит полученного опыта благодати, который в момент посещения был огромным и всеохватывающим.

Gior

  • Сообщений: 1895
    • Просмотр профиля

Апокатастасис и практика молитвы
« Ответ #73 : 24 Февраль 2006, 15:43:49 »
Цитировать
Встреча с Господом снимает покров помраченности вместе со вшитыми в него воспоминаниями - старая память уходит.
Alexander , именно это я имел ввиду говоря о "личностной" памяти. Но предчувствие мне подсказывает, что не все воспоминаниия столь "поверхностны"... Окончательный эксперимент надеюсь еще не скоро  :wink:

Наталia, к сожалению эти понятия очень трудновыразимы... И индивидуальный язык часто непонятен для окружающих  :ohh:

Антиквар

  • Сообщений: 5219
    • Просмотр профиля

Апокатастасис и практика молитвы
« Ответ #74 : 24 Февраль 2006, 20:10:53 »
Цитата: Alexander
Встреча с Господом снимает покров помраченности вместе со вшитыми в него воспоминаниями - старая память уходит. Хочу четко определиться: говорить об этих вещах нам следует, опираясь на  опыт (который питает и размышления). Голые размышления без опыта мало полезны.


И все же, опираясь на голые размышления, скажу: если память и уходит, то не сама по себе. Наверное, сам человек, там, за чертой,  сам, добровольно отказывается от нее, видя ее ненужность, бесплодность... Ну не может Господь быть хирургом, отрезающим аппендикс у ничего не соображающего больного. Господь всегда сохраняет человеку свободу воли, разве нет?
Снимается покров помраченности, человек сам все видит и сам отказывается от того, что не нужно ему...