Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Исихазм



21 Сентября 2018, 13:29:18

Автор Тема: О представлении себе Бога: произвол, желание или ...?  (Прочитано 13489 раз)

Сергей С.

  • Сообщений: 231
    • Просмотр профиля
    • поэтика

Гость,
Причём здесь платоновская "фантасия"? У Платона не было понятия о "едином". Верхняя планка его духовного восхождения состояла в "мыслях", приходящих философу по откровению свыше, т.е. к наитию помыслов, пусть и соединённых с блаженством озарения. До безмыслия доходит экстаз Плотина. (Это можете вкратце прочитать у мч. И.В. Попова "Жизнь и учение бл.Августина", 2004).

А теперь давайте скажем о том, что "НАМ кажется", т.е. о собственном опыте - есть ли там усилие, сходное с представлением и на что оно может быть похоже? Св.отцы называют это "памятованием", когда Бог ищется памятью сердца. Именно там иногда открывается то окошко, в которое мы усматриваем нечто  :D В смысле - теперь не о догматическом учении, а о живом опыте. Я считаю, что часть человеческая в нём действительно связана с усилием почувствовать, даже представить чувственно Божество, даже не Божество как вшенший Объект, но как состояние взаимного нераздельного и неслиянного Общения,  хотя оно (это усилие) есть только рывок за ручку двери, которую отпирает только Бог, когда "хощет". И даже в этой части человеческой есть несознаваемо принятое побуждение от Бога, Который "хотяй и действуяй" в нас. Кто как думает?
Простите меня

Evgeny

  • Сообщений: 1187
    • Просмотр профиля

Цитата: Сергей С.
Кто как думает?


По сути наше внутреннее представление о Боге есть нематериальная икона, и к нему приложимо православное богословие иконы. Эта икона пишется нами из наших человеческих "красок", однако она есть продукт восприятия и осознания духовного опыта откровения Бога нам через Его нетварные энергии, более того, содержит в себе эти энергии. Поклоняясь этой иконе как образу Бога, мы поклоняемся в ней Самому Богу. Эта "умная" икона совершенствуется и очищается от всего тварного (продуктов человеческой фантазий и заблуждений) по мере того как Бог нам всё более и более открывается в духовном опыте. Или иначе, наше "представление" о Боге есть образ воплощения Христа - нераздельный сплав Божественных энергий и элементов человеческой души (памяти, ума, сердечного чувства).

См. также статью Евгения "Имяславие и византийская теория образа"
http://www.hesychasm.ru/library/Name/eug_p.htm

Сергей С.

  • Сообщений: 231
    • Просмотр профиля
    • поэтика

Evgeny,
Так, как мы вышли за пределы темы, то давайте откроем новую:
http://www.hesychasm.ru/forum/viewtopic.php?p=2581#2581
Думаю, что она будет несколько менее подвержена нашему отвлечённому и не совсем собственному умозрению, чем эта :-)  :D  :lol
Простите меня

Evgeny

  • Сообщений: 1187
    • Просмотр профиля

Вот ещё подходящая цитата по теме:

"Удаляй ум от всего и безучастно устремляй его к Богу и изливай перед Ним всё расположение твоего сердца и любовию к Нему прилепляйся. Ибо памаять Божия есть созерцание Бога, привлекающего к Себе зрение и устремление ума и облиставающего его Своим светом" свт. Феолипт Филадельфийский (учитель свт. Григория Паламы)

Т.е. во всяком устремлении человеческого ума, представления, воли, памяти и серца к Богу всегда присутствует "привлекающее" и "облиставающее" действие Самого Бога, и нетварная энергия этого действия всегда нераздельно слита с действием ума и сердца человека.

Сергей С.

  • Сообщений: 231
    • Просмотр профиля
    • поэтика

Прекрасное слово!
Простите меня

Леонид

  • Сообщений: 6928
  • Mors certa, hora incerta...
    • Просмотр профиля

Мне всю свою жизнь казалось, что проблема созерцания Бога была успешно решена самим же Богом, когда он послал Сына своего Единородного в мiр.
Непостижимый и невмещаемый в человеческий ум Бог стал ради нас Человеком. Теперь его можно было видеть во плоти, и самое главное - горячо и беззаветно любить!
Я уверен, что Бог-Отец простит нам нашу немощь в непостижении Его самого, если мы только сможем воспринять, чувствовать, переживать, (а может даже и видеть!) и любить Господа Христа - плоть от плоти Бога-Отца и совершеннейшего из людей...
Ορθοδοξία ή θάνατος! А кроме того, я считаю, что Аракчеев должен быть свободен.

Сергей С.

  • Сообщений: 231
    • Просмотр профиля
    • поэтика

Аминь  :D
Простите меня
 

Поиск