Исихазм

Автор Тема: Прелесть ли такая молитва?  (Прочитано 6197 раз)

константин

  • Сообщений: 54
    • Просмотр профиля

Прелесть ли такая молитва?
« : 09 Июль 2005, 11:08:28 »
Подскажите является ли прелестью следующий тип молитвы,когда утренние молитвы читаешь наизусть около чачса по времени а вечерние полтара стараясь произнести в уме слова молитвы.Правда такое делание отнимает много сил если глаза открыты,при закрытых глазах меньше проявляется усталость.Пришел помысел не является ли это прелестью. Никакие видения не присутствуют  внимание на том чтобы произношение было внутренним голосом и на слова молитвы
Может надо просто читать не по памяти,тогда уйдет времени минут тридцать если класть поясные поклоны при начале и конце каждой молитвы и при упоминании имени Господа. Еще проблема с причастием если вычитать вечерние молитвы это полтора часа и три канона плюс последование то к середине ум отказывается соображать смысл молитвы уберешь чтение канонов терзает сомнение в достойности подготовки к причастию То есть в другом случае нужен целый день на молитву. :((

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11889
    • Просмотр профиля

Прелесть ли такая молитва?
« Ответ #1 : 09 Июль 2005, 14:31:28 »
Митр.Антоний Сурожский говорит, ссылаясь на Феофана Затворника:

Говоря сначала в порядке как бы внешней техники вопроса, есть замечательный совет в сочинениях епископа Феофана Затворника. Он указывает, что для того, чтобы молитва могла быть глубокая, неспешная, спокойная, внимательная, благоговейная, надо ее определять не количеством молитв, которые предполагаешь прочесть, а временем, которым ты располагаешь, и в это время молиться предложенными нам молитвословом или другими богослужебными книгами молитвами, не заботясь о том, закончишь ты свое правило или нет, дочитаешь или нет (здесь, конечно, речь идет о частной молитве отдельного христианина). Он указывает, например, что если у человека полчаса времени по ходу его дел, пусть он становится на молитву и с крайним, предельным вниманием, собирая в себе все благоговение, на которое он способен, приносит каждое слово молитвенное, каждое молитвенное предложение Богу, не заботясь о том, что будет. И он указывает в этом письме, что если за все время, которым ты располагаешь, ты прочтешь какую-нибудь четверть или половину вечерни или другого правила, которое ты себе назначил, но прочел это всем умом, всем сердцем, всем твоим естеством, ты исполнил правило, тогда как если ты “вычитал” все, проходя мимо каждой молитвы, ради того чтобы дойти до следующей (и это бывает), ты не исполнил правило, хотя и вычитал все. Потому что Богу нужно наше сердце, наше сознание, Богу нужна, так же как и нам, встреча, а вовсе не повторение молитв, которые были сложены другими и которые мы можем принести как свои, только если вложим в них наш ум, наше сердце, нашу волю, весь порыв всего нашего естества, включая и тело наше.

Взято: http://www.metropolit-anthony.orc.ru/molitva/vremia.htm

Имеет смысл прочитать эту беседу (в МДА, 1968 г.) полностью. А еще лучше познакомиться с его книгой "Может ли еще молиться современный человек":  http://www.metropolit-anthony.orc.ru/molitva/a_main.htm Вот еще отрывок из нее:

Заведи будильник и молись, не думая о времени, не заботясь ни о чем, кроме того, чтобы произносить слова молитвы со всем трепетом, со всем благоговением, со всей убежденностью, на которые ты способен. И сколько бы ты ни прочитал молитв, пока не прозвонит будильник, считай, что ты выполнил утреннее или вечернее правило, потому что единственное, что важно, это чтобы слова молитвы, мысль, которая в них содержится, чувство, которое она пробуждает, дошли до самых глубин нашего сознания. Очень важно научить свой ум быть совершенно устойчивым и собранным.

Взято: http://www.metropolit-anthony.orc.ru/molitva/vernost.htm

Есть другой вариант (полной вычитки), когда в молитвенное правило входишь как в многоводную реку и уже не вникаешь в смысл каждого слова, ибо их много, но река молитвы окутывает своим смысловым потоком и быстро несет. Здесь важно поймать и не терять молитвенный настрой.

Chevanton

  • Гость
Прелесть ли такая молитва?
« Ответ #2 : 09 Июль 2005, 17:42:45 »
Константин, непонятно мне, убогому, где можно увидить признаки прелести в Вашем молитвенном делании.
Насчет причастия... У тогоже Феофана Затворника есть ответ на одно письмо, где одна дама интересуется можно ли разбить правило перед причастием. Ответ: можно, но, по-моему, лучше сразу все.
На мой взгляд, я могу конечно ошибаться, но ничего страшного нет если заменить три вечера перед причастием и вместо обычного правила, с таким же вниманием и благоговением читать по 2 канона за вечер. Поговорите со священником. Действительно, полное правило слишком много нам немощным за раз.

константин

  • Сообщений: 54
    • Просмотр профиля

Прелесть ли такая молитва?
« Ответ #3 : 09 Июль 2005, 18:48:25 »
Спаси вас Бог братья! Иногда находит чтото что и в истинах сомнение закрадывается Теперь двинусь вперед .Скажите при 1.5 годичном таком делании и неукоснительном посещении служб(не хвалясь)а для более ясного представления ,обнаруживаю движение помыслов которые навязывают что либодаи вообще внимаю немного к помыслам. При любом свободном моменте, творю молитву Иисусову.Но после прочтения книги"ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЕ
читающим духовные отеческие книги
и желающим проходить умную Иисусову молитву.""Страх и трепет прииде на мя и покры мя тьма" плюс залез случайно в книгу "Евагрий Понтийский_ О помыслах"понял что мне капут раз узнал как действуют Бесытут же и пошло обучение что ли ео возможно ли при моём опыте и при моей жизни а не в монастыре всему этому противосстать (с одеждой не брачной попал на пир) _________Ч Т О  ДЕЛАТЬ?Вернуться простым молитвословиям и ждать когда возмужаюдуховно? Страшно без руководителя а где его взять?Да ещё под холодный душ попал Хвалю милостииаго Бога что есть этот ФОРУМ. Скажите что Бог по силе даёт но не прелестьли и ЭТО?

Evgeny

  • Сообщений: 1187
    • Просмотр профиля

Прелесть ли такая молитва?
« Ответ #4 : 09 Июль 2005, 19:19:51 »
Константин, предостережение - это не запрет, а указание на то что надо быть осторожным и бдительным  - это для тех кто слишком легкомысленно относится к внутреннему деланию. А бесов не следует бояться, при всём их коварстве нас охраняет Господь и ангелы Его, и Он  попускает нам быть искушаемыми от бесов только для нашей пользы - для научения в смирении и пробретения опыта в брани. Помните о том что отцы говорили - непрестанная молитва обязательна для всех христиан, а не только для монашествующих или имеющих опытных духовников ( http://www.hesychasm.ru/forum/viewtopic.php?t=364 ). И что свт. Игнатий писал - путь умного делание сопряжён с опасностью прелести, но оставляющий молитву из за страха прелести изначально находится в прелести и никогда из неё не выйдет, если не будет молиться. А главное - прелесть не может коснуться человека стяжавшего смирение. "Смиренномудрие минует все сети диавольские, и они даже не могут прикоснутся к нему" (ответ Господа преп. Антонию Великому) Читайте понемногу св. отцов, Добротолюбие, сверяйте свой опыт с ними (в чтении тоже хороша последовательность: http://www.hesychasm.ru/forum/viewtopic.php?t=19 ). Двигайтесь неспешно и осторожно, но настойчиво и терпеливо. Господь не оставит верующих в Него, отвергшихся себя и следующих за Ним.