Исихазм

Автор Тема: семинар М.Г. Калинина, посвященный "Главам о ведении" Афнимарана  (Прочитано 2928 раз)

AlexS

  • Сообщений: 28
    • Просмотр профиля

РАББАН АФНИМАРАН И ЕГО «ГЛАВЫ О ВЕДЕНИИ»
ПО СЛЕДАМ СЕМИНАРА М.Г. КАЛИНИНА «СИРИЙСКИЕ МИСТИКИ VII-VIII ВВ.».

Публикуемые записи содержат детальный разбор как уже изданных глав, так и тех, которые только ожидают своей встречи с читателем.
https://7seminarov.com/mar_afnimaran


         Имя Раббана Афнимарана (ок. 600/5 — 700/5 гг.), великого мистика, отшельника, насельника знаменитого монастыря БетʽАвэ на севере Ирака, в котором около 676 г. в епископы Ниневии был рукоположен преподобный Исаак Сирин, до недавнего времени было неизвестно не только широкой аудитории, но и исследователям восточносирийской мистической традиции.
         По свидетельству Ишоднаха Басрского и Фомы Маргского, Афнимаран был по доносу обвинен в ереси мессалианства и изгнан из обители Мар Иоанна Хлахлаха, но вопреки этому, оказал большое влияние на своих современников. Уйдя в горы Бет Нухадра на севере Ирака, он основал там знаменитый Шафрановый монастырь, который просуществовал вплоть до XIII столетия.
         Хотя Афнимаран стал автором многочисленных агиографических и гимнографических сочинений, которые читались не только в Церкви Востока, но и в других древневосточных ортодоксальных церквях, до нас дошли только его «Главы о ведении».
         Вплоть до 2011 года, когда Г. М. Кесселем и К. Пинггерой была опубликована «Библиография сирийской аскетической и мистической литературы», считалось, что этот трактат Афнимарана сохранился только в составе анонимного восточносирийского толкования. И только в 2019-2020 гг. А.М. Преображенским и М.Г. Калининым были введены в научный оборот западносирийская и арабская версии «Глав о ведении».
         Их медленному чтению, разбору и комментированию были посвящены несколько встреч семинара «Сирийские мистики VII-VIII вв.», которые вылились в публикацию перевода и критического издания первых 13-ти глав текста Афнимарана.

«Главы о ведении» Раббана Афнимарана. Сирийская и арабская рукописные традиции. Часть I / критическое издание сирийского текста, перевод с сирийского и комментарии М. Г. Калинина и А. М. Преображенского; подготовка и перевод арабского текста М. Г. Калинина под ред. А. Н. Дунцова //Библия и христианская древность. 2020. № 1 (5). C.15-64.
https://www.academia.edu/43087435/Gnostical_Chapters_of_Aphn%C4%ABm%C4%81ran_East_Syriac_West_Syriac_and_Arabic_Manuscript_Traditions

Запись велась в живой рабочей обстановке и не являлась целью сама по себе. Приносим извинения за качество звука.


НА ПЕРВОЙ ВСТРЕЧЕ СЕМИНАРА «СИРИЙСКИЕ МИСТИКИ VII – VIII ВВ.» (17.02.2020) МАКСИМ ГЛЕБОВИЧ КАЛИНИН РАССКАЗЫВАЕТ О РАББАНЕ АФНИМАРАНЕ И РАЗБИРАЕТ ПЕРВЫЕ ЧЕТЫРЕ ИЗРЕЧЕНИЯ ИЗ «ГЛАВ О ВЕДЕНИИ».

00:17 — Раббан Афнимаран — старший современник Исаака Сирина. Свидетельства об изгнании Афнимарана и об основании монастыря в книге «Целомудрие» Ишоднаха Басрского и «Книге настоятелей» Фомы Маргского.
04:47 — «Главы о ведении» Афнимарана: проблема авторства, рукописные источники и их судьба.
06:50 — Основные цели и задачи «Глав о ведении». Смысл надписания «Глав о ведении» и разночтения в надписаниях в багдадской рукописи (IX в.) и в девяти рукописях западно-сирийской традиции.
11:20 — Первое изречение из «Глав о ведении» и его значение в контексте учения о пяти созерцаниях Евагрия Понтийского, двух веках Феодора Мопсуестийского и трех этапах восхождения у Иоанна Апамейского и Дионисия Ареопагита. Преломление этих идей в текстах Исаака Сирина и Иосифа Хаззайи.
35:30 — Второе изречение из «Глав о ведении». Понятие mlīlā, представление о первых природах и традиционное толкование первых трех стихов Книги Бытия в Церкви Востока, восходящее к Феодору Мопсуестийскому.
50:20 — Третье изречение из «Глав о ведении». Слово-Творец и человеческое слово в веке нынешнем и в веке будущем.
59:30 — Четвертое изречение из «Глав о ведении». Вопросы слушателей и обсуждение.

НА ЭТОТ РАЗ УЧАСТНИКИ СЕМИНАРА, РАЗБИРАЯ 5 И 6 ФРАГМЕНТ ИЗ «ГЛАВ О ВЕДЕНИИ» РАББАНА АФНИМАРАНА, ОБСУДИЛИ ШИРОКИЙ КРУГ ВОПРОСОВ ОТ ИСТОРИИ ПЕРЕВОДОВ ТЕКСТОВ ИСААКА СИРИНА И ИХ СУДЬБЫ В ДРЕВНИХ ХРИСТИАНСКИХ ЦЕРКВЯХ ДО АНТРОПОЛОГИИ ТЕЛА И ДУШИ И ЭСХАТОЛОГИИ СИРИЙСКИХ МИСТИКОВ, А ТАКЖЕ ПОГОВОРИЛИ ОБ АКТУАЛЬНЫХ ПО СЕЙ ДЕНЬ ПРОБЛЕМАХ СИСТЕМАТИЗАЦИИ БОГОСЛОВИЯ ЦЕРКВИ ВОСТОКА.

01:26 — Специфика жанра «Глав о ведении». «Главы о ведении» Раббана Афнимарана и «Главы о знании» Евагрия Понтийского.
07:52 — К вопросу о канонизации Исаака Сирина: судьба текстов преподобного в древних христианских церквях до и после Халкидонского собора.
14:06 — О проблеме подлинности II и III томов сочинений Исаака Сирина.
15:30 — О третьем изречении из «Глав о ведении». Афнимаран, Иосиф Хаззайя и Исаак Сирин о подлинной природе слова и его значении в нынешнем и будущем эсхатологическом веке.
21:47 — Пятое изречение из «Глав о ведении». Представления сирийских мистиков о теле и душе. Тело и душа в веке нынешнем и веке будущем.
53:22 — Шестое изречение из «Глав о ведении». Метафорическое размышление Афнимарана о мистическом опыте.


ЗАПИСЬ ВСТРЕЧИ СЕМИНАРА (02.03.2020), НА КОТОРОЙ В ХОДЕ РАЗБОРА 7-ГО И 8-ГО ИЗРЕЧЕНИЙ ИЗ «ГЛАВ О ВЕДЕНИИ» РАББАНА АФНИМАРАНА УЧАСТНИКИ ПОД РУКОВОДСТВОМ МАКСИМА КАЛИНИНА ПОДРОБНО АНАЛИЗИРОВАЛИ СОХРАНИВШИЕСЯ ИСТОЧНИКИ ПО ХРИСТОЛОГИИ ВОСТОЧНО-СИРИЙСКОЙ МИСТИЧЕСКОЙ ТРАДИЦИИ И ПРИШЛИ К ВЫВОДУ, ЧТО ТАКИХ РАЗНЫХ МИСТИКОВ И БОГОСЛОВОВ КАК МАРТИРИЙ САХДОНА, ИОАНН ДАЛЬЯТСКИЙ, ИОСИФ ХАЗЗАЙЯ, АФНИМАРАН, ИСААК СИРИН ОБЪЕДИНЯЕТ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ТОМ, ЧТО ТОЛЬКО ЧЕРЕЗ СВЕТ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА ХРИСТА ВОЗМОЖНО ВОСПРИЯТИЕ БОЖЕСТВЕННОГО СВЕТА ОТЦА.

00:10 — О критическом издании первых тринадцати глав из «Глав о ведении» Раббана Афнимарана: рукописные источники в восточно-сирийской и западно-сирийской традициях и анонимный комментарий VIII века на «Главы о ведении».
10:02 — Седьмое изречение из «Глав о ведении». Светоносные лучи и Безвидный Свет. Наследник и наследники. Разночтения в рукописях и два варианта христологического прочтения отрывка.
18:15 — Восьмое изречение из «Глав о ведении» и анонимный комментарий к нему. Христос как Наследник, интерпретация фрагмента в контексте христологических споров в Церкви Востока, тайна единения человеческой и Божественной природы во Христе и ее постижение в мистическом опыте.
45:47 — Проблема созерцания человеческой природой Христа Его божественной природы в тексте отречения Нестория Нухадрского.
57:23 — Концепция общения свойств во Христе у Мартирия Сахдоны.
01:01:20 — Вопрос о созерцании человеческой природой Христа Его божественной природы в «Книге собеседований Илии, митрополита Нисивина, с везиром Абу-л-Касимом ал-Хусайном».
01:15:30 — Видит ли человечество во Христе Его Божество? Свидетельство христологической и мистической полемики в учении Иоанна Дальятского.
01:30:12 — Образ наследников в 1-й беседе Третьего тома Исаака Сирина.
01:44:20 — Обсуждение и вопросы.


КАК ВЫГЛЯДИТ МЕСТО БЕЗ ФОРМЫ И ОБРАЗА? НА ЧЕМ ВОССЕДАЕТ УМ И ПОЧЕМУ ОН ЛЮБИТ ТИШИНУ, ПОКОЙ И УМИРОТВОРЕНИЕ? ГДЕ НАХОДЯТСЯ ВНУТРЕННИЕ КОМНАТЫ РАЗУМА? НА ЭТИ И ДРУГИЕ ВОПРОСЫ ИСКАЛИ ОТВЕТЫ УЧАСТНИКИ СЕМИНАРА (16.03.2020), ЧИТАЯ ЭНИГМАТИЧЕСКИЕ ИЗРЕЧЕНИЯ 9, 10 И 11 ИЗ «ГЛАВ О ВЕДЕНИИ» РАББАНА АФНИМАРАНА.

00:37 — Вводная информация для новых участников семинара. Афнимаран и специфические особенности его «Глав о ведении», проблема авторства. Изгнание Раббана Афнимарана из монастыря по обвинению в мессалианстве.
14:30 — Девятое изречение из «Глав о ведении». «Место без формы»/ «место без образа» как категория реальности, постигаемая на высших этапах созерцания и характеристика Божественного Света. Параллельные места из «Глав о ведении» Евагрия Понтийского и Третьего тома Исаака Сирина.
30:40 — Читали ли сирийские мистики «Апокалипсис»? А также о некоторых удивительных параллелях между сирийскими мистиками и Серафимом Саровским.
01:07:45 — Десятое изречение из «Глав о ведении» и анонимный комментарий VIII века к нему. Образ внутренней комнаты у Афнимарана и в «Песне песней». Цитаты-парафразы из Евангелий (Мк. 13:42; Мф. 26:41) в комментарии к «Главам».
01:17:08 — Как выглядит пространство мистического опыта в «Главах о ведении» Афнимарана, «Книге благодати» Симеона Благодатного и «Книге вопросов и ответов» Иосифа Хаззайи. Образный ряд ум/царь - престол/седалище – разум/внутренняя комната и его значение.
01:30:00 — Одинадцатое изречение из «Глав о ведении». Сокровенная комната как образ путей ума и пространства мистического опыта, в котором возможно созерцание Божественного Света.


«ПРЕСЛЕДУЙ САМ СЕБЯ, И ВРАГ ТВОЙ ПРОГНАН БУДЕТ ПРИБЛИЖЕНИЕМ ТВОИМ. УМИРИСЬ САМ С СОБОЮ, И УМИРЯТСЯ С ТОБОЮ НЕБО И ЗЕМЛЯ. ПОТЩИСЬ ВОЙТИ ВО ВНУТРЕННЮЮ СВОЮ КЛЕТЬ И УЗРИШЬ КЛЕТЬ НЕБЕСНУЮ; ПОТОМУ ЧТО ТА И ДРУГАЯ – ОДНО И ТО ЖЕ, И, ВХОДЯ В ОДНУ, ВИДИШЬ ОБЕ», — ПИШЕТ ВО 2 ТРАКТАТЕ ПЕРВОГО ТОМА СВОИХ СОЧИНЕНИЙ ИСААК СИРИН. О КАКИХ ВНУТРЕННИХ И НЕБЕСНЫХ КОМНАТАХ-КЛЕТЯХ ГОВОРИТ САМЫЙ ИЗВЕСТНЫЙ ИЗ СИРИЙСКИХ МИСТИКОВ? КАК ПРЕДСТАВЛЯЛИ СЕБЕ ПРОЦЕСС МИСТИЧЕСКОГО ВОСХОЖДЕНИЯ ВОСТОЧНО-СИРИЙСКИЕ АВТОРЫ? ЧТО ОНИ ДУМАЛИ О ПОСМЕРТНОЙ УЧАСТИ ЧЕЛОВЕКА, БЕССМЕРТИИ ДУШИ И ГРЕХОПАДЕНИИ АДАМА?
НА ЭТИ ВОПРОСЫ, УЧАСТНИКИ СЕМИНАРА «СИРИЙСКИЕ МИСТИКИ VII-VIII ВВ.» ПЫТАЮТСЯ ОТВЕТИТЬ В ПРОЦЕССЕ МЕДЛЕННОГО ЧТЕНИЯ И КОММЕНТИРОВАНИЯ «ГЛАВ О ВЕДЕНИИ» РАББАНА АФНИМАРАНА НА ВСТРЕЧЕ, СОСТОЯВШЕЙСЯ 30 МАРТА 2020 ГОДА.

00:10 — Дополнения к толкованию десятого изречения из «Глав о ведении» Афнимарана и два варианта прочтения 13 главы.
47:00 — Четырнадцатое изречение из «Глав о ведении» Раббана Афнимарана. Представления о посмертной участи и бессмертии души в восточно-сирийской традиции.
58:22 — Бессмертие в Боге и смерть греха. Учение о грехопадении Адама в текстах восточно-сирийских авторов.
01:32:15 — Пятнадцатое изречение из «Глав о ведении». Мистическое восхождение как движение внутрь. Значение выражения «место мест умов». Параллельные места в текстах Евагрия Понтийского, Исаака Сирина, Иосифа Хаззайи и мар Шамли.

ОДНА ИЗ КЛЮЧЕВЫХ И САМЫХ СЛОЖНЫХ ТЕМ В ТЕКСТАХ ВОСТОЧНО-СИРИЙСКИХ АВТОРОВ — ХРИСТОЛОГИЯ. И РАББАН АФНИМАРАН НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ИСКЛЮЧЕНИЕМ, ОН КАСАЕТСЯ ПРОБЛЕМАТИКИ СОЕДИНЕНИЯ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДВУХ ПРИРОД ВО ХРИСТЕ СРАЗУ В НЕСКОЛЬКИХ ФРАГМЕНТАХ «ГЛАВ О ВЕДЕНИИ». ВДУМЧИВОМУ РАЗБОРУ ДВУХ ИЗ НИХ (16 И 17) БЫЛ ПОСВЯЩЕН ОДИН ИЗ АПРЕЛЬСКИХ СЕМИНАРОВ (13.04.2020).

00:00:26 — Продолжение разбора пятнадцатого изречения из «Глав о ведении» Афнимарана. Параллельные места из девятого изречения, «Мыслей» Евагрия Понтийского, «Глав о ведении» Иоанна Дальятского.
11:12 — Христологические главы Афнимарана. Шестнадцатое изречение из «Глав о ведении». Образы наследника и наследства. Параллельные места из седьмого и восьмого изречения и «Глав о ведении» Евагрия Понтийского.
21:50 — Семнадцатое изречение из «Глав о ведении». Мистические плоды Боговоплощения и несколько ступеней Боговидения.
32:43 — Представление о соединениии двух природ во Христе в 91-м изречении из «Глав о ведении» Афнимарана и у других восточно-сирийских авторов. Понятие «смешение свойств» в «Книге совершенства» Мартирия-Сахдоны.
01:15:25 — Восемнадцатое изречение из «Глав о ведении». Учение Афнимарана о домостроительстве Божьем в истории: от творения до эсхатологии. Понятие «Брешит» и «Амин». Параллельные места в текстах других восточно-сирийских авторов.


ЗАПИСЬ ВСТРЕЧИ СЕМИНАРА, СОСТОЯВШЕЙСЯ 27 АПРЕЛЯ 2020 ГОДА, В ХОДЕ КОТОРОЙ УЧАСТНИКИ РАЗБИРАЛИ ТРИ ИЗРЕЧЕНИЯ (21-23) ИЗ «ГЛАВ О ВЕДЕНИИ» РАББАНА АФНИМАРАНА И ЧИТАЛИ КОММЕНТАРИЙ К НИМ АНОНИМНОГО ВОСТОЧНО-СИРИЙСКОГО АВТОРА VIII ВЕКА, СОДЕРЖАЩИЙ МИСТИЧЕСКОЕ ТОЛКОВАНИЕ БИБЛЕЙСКИХ ОБРАЗОВ МОИСЕЯ И ПРОРОКА ИОНЫ. В ХОДЕ МЕДЛЕННОГО ЧТЕНИЯ «ГЛАВ О ВЕДЕНИИ» РУКОВОДИТЕЛЬ СЕМИНАРА МАКСИМ ГЛЕБОВИЧ КАЛИНИН ТАКЖЕ РАССКАЗАЛ ОБ ОТНОШЕНИИ МИСТИКОВ К ФИЛОСОФИИ И БОГОСЛОВСКОМУ ОБРАЗОВАНИЮ, А ТАКЖЕ О СПЕЦИФИКЕ АНТРОПОЛОГИЧЕСКОЙ ТЕРМИНОЛОГИИ ВОСТОЧНО-СИРИЙСКИХ АВТОРОВ НА ПРИМЕРЕ «КНИГИ БЛАГОДАТИ» ШЕМ'ОНА ДЕ-ТАЙБУТЕ И АНОНИМНОГО КОММЕНТАРИЯ К «ГЛАВАМ О ВЕДЕНИИ» АФНИМАРАНА.

00:10 — Два изречения из «Глав о ведении» Раббана Афнимарана, посвященные библейским сюжетам. 21 изречение и анонимный комментарий VIII века к нему. Добродетель смирения и кротости и образ Моисея, которому дано было увидеть оборотную сторону Бога. Созерцание тварного мира как путь к изумлению.
20:38 — «Главы о ведении» Евагрия Понтийского как источник представления о том, что созерцание логосов творений приводит мистика в изумление, при котором прекращается вербальная молитва. Две истории творения в интерпретации Евагрия и Оригена. Мистическое толкование образа Моисея.
43:13 — 22 изречение из «Глав о ведении» Раббана Афнимарана. Добродетель веры и библейский сюжет о пророке Ионе Ниневийском.
52:18 — 23 изречение из «Глав о ведении» Раббана Афнимарана. Демон гордости и демон хулы. Параллельные места из «Глав о ведении» Иосифа Хаззайи и 76-го трактата Исаака Сирина.
01:22:09 — 23 изречение как отражение скрытой полемики между монастырской и школьной традициями. Критика философии и богословского образования мистиками.
01:39:15 — Антропологическая терминология анонимного толкователя «Глав о ведении» Афнимарана и Шем'она де-Тайбуте в его «Книге благодати».


«ОТПАДЕНИЕ ОТ НАДЕЖДЫ — ГОРДОСТЬ», — УТВЕРЖДАЕТ В ОДНОМ ИЗ СВОИХ ЭНИГМАТИЧЕСКИХ ИЗРЕЧЕНИЙ ВОСТОЧНО-СИРИЙСКИЙ АВТОР РАББАН АФНИМАРАН. О СМЫСЛЕ ЭТОЙ, НА ПЕРВЫЙ ВЗГЛЯД, ЯСНОЙ СЕНТЕНЦИИ И ДРУГИХ ИЗРЕЧЕНИЯХ ИЗ «ГЛАВ О ВЕДЕНИИ», ПОСВЯЩЕННЫХ ДУШЕСПАСИТЕЛЬНЫМ ДОБРОДЕТЕЛЯМ И ПОРОКАМ, ПОДСТЕРЕГАЮЩИМ ЧЕЛОВЕКА НА ПУТИ МИСТИЧЕСКОГО ВОСХОЖДЕНИЯ, УЧАСТНИКИ СЕМИНАРА ГОВОРИЛИ НА ПЕРВОЙ МАЙСКОЙ ВСТРЕЧЕ 2020 ГОДА, ПОПУТНО РАЗМЫШЛЯЯ О ПРЕДЕЛЬНЫХ «ПРОКЛЯТЫХ» ВОПРОСАХ О ПЕРВОПРИЧИНЕ ЗЛА И СТРАДАНИЙ, ИСТОЧНИКАХ НАДЕЖДЫ И ПОСМЕРТНОЙ УЧАСТИ ЧЕЛОВЕКА.

01:42 — Продолжение разбора 23-го изречения из «Глав о ведении» Раббана Афнимарана. Окончание анонимного комментария VIII века по копии рукописи №367 из Национальной библиотеки Франции.
04:55 — 24-е изречение из «Глав о ведении» Раббана Афнимарана. Заблуждение — богатство мира или ложный духовный опыт? Нетривиальная трактовка анонимного комментатора и параллельные места у других восточно-сирийских авторов. Эсхатология восточно-сирийской мистической традиции.
31:15 — 25-е изречение из «Глав о ведении» Раббана Афнимарана и анонимный комментарий VIII века к нему. Учение сирийских мистиков о хранении внешних и внутренних чувств. Антропологическая терминология сирийский мистиков.
01:13:53 — 26-е изречение из «Глав о ведении» Афнимарана. Почему отпадение от надежды — гордость? Эсхатологическое толкование анонимного автора VIII века. Параллельные места в 14 трактате Второго тома Исаака Сирина и в трактате «О помысле» Иосифа Хаззайи».
01:28:29 — 27-е изречение из «Глав о ведении» Афнимарана. Проблема теодицеи и вопрос о причине зла и страданий.
01:36:30 — 28-е изречение из «Глав о ведении» Афнимарана и анонимный комментарий VIII века к нему. Размышление о добродетелях рассудительности и скромности. Параллельные места в текстах Евагрия Понтийского, Исаака Сирина, Иоанна Дальятского.