Исихазм

Автор Тема: Разные вопросы  (Прочитано 3341 раз)

Elena

  • Сообщений: 6707
  • ...
    • Просмотр профиля

Re: К разному
« Ответ #30 : 18 Июнь 2020, 19:49:12 »
У Сергия понятие ум выливается далеко за общепринятые пределы, включая и над- и под- и даже за-умь.

Это прозвучало очень нечетко. Мне кажется значимым, что человек - это ум, снабженный плотью. Главное отличие - что в таких условиях невозможно мгновенное однозначное окончательное проявление воли (как окончательный поступок). Это размазано по временной шкале, изменчиво. Чтобы действительно свободно волить, человеку нужно собрать все свои составы в единое целое.

Цитировать
Елена, вы смешиваете понятия привычности действия и воли.

С формулировкой "привычность действий" пока не встречалась в богословии. Это поверхность, а что за нею прячется? Я это вижу как сложившиеся динамические волевые векторы.



Raisa

  • Сообщений: 3749
    • Просмотр профиля

Re: К разному
« Ответ #31 : 18 Июнь 2020, 19:57:33 »
В свете описанного, неуместна необходимость "реанимировать" умерщвлённую часть "воли", ибо это будет шаг, или более, назад. По большому счёту, это уже затруднительно...
Спасибо, Пафнутий, за отклик и мнение-подтверждение. Сама тоже так думаю. И вроде бы что уж тут усложнять и противоречия искать: ум, постоянно (или хотя бы большей частью) погружённый в Источник, прекрасно всё слышит, и задача только реагировать, вот и всё.
Но как быть, когда не говорят и не говорят... Как показывает практика, ничего и не делать, пока не сообщат. Делать можно, конечно, но получается не туда и не то. Поэтому, выходит, необходимо только ждать.
Есть непадательное состояние, это, как понимаю, касательно Воли, и есть такое устроение: погружённости и реагирования.

Просто вот интересно: при этом непадательном устроении-состоянии свобода воли же, по идее, никуда не исчезает. И нужно ли её ощущать-осознавать? Или это она уже в слитно-нераздельном состоянии счастливо пребывает и выковыривать одну аорту от другой как-то не пристало...

Skylander считает, что обязательно надо ощущать.
Леонид сказал-предположил, что то, что абсолютно любой человек ощущает (глубинные подспудные стремления, видимо) - это и есть, на самом деле, та самая персональная для него лично Воля Божия.

Александр тоже об этом, видимо. 
Одно из проявлений такой воли - интенсивная радость-отдача при вхождении в новое, в то, что требует сверхусилия, в то, что воспринимается трудноисполнимым, опасным, болезненным, даже смертельным.
Не знаю, как насчёт опасности (возможно, это особенность психики определённой категории устроений, типа гонщиков, скалолазов и проч.), а вот о предчувствии радости точно можно согласиться. Когда-то об этом читала, правда в неправосл.источнике, что атманическое тело радуется, если выбор сделан верно ("у человека не возникает никаких сомнений в том, что он туда хочет – всем своим существом и без малейших оговорок. Так будущий музыкант бывает заворожен в первый раз услышанной скрипичной мелодией, а кондитер – видом орехового торта, вкус которого он ощутит на расстоянии, но с полной достоверностью"

"именно в миссиях и заключается истинная и глубочайшая разница между разными людьми, и здесь равнение на стандартный образец есть не что иное как духовное растление"

"Обретение веры, то есть нахождение своего идеала, или канала в атманический план, есть главным образом результат собственно атманической медитации, которая осмысляется с большим трудом и лишь очень в небольшой степени. Человек чувствует, что с ним происходит что-то очень для него важное, его куда-то влечет, но что, почему и куда, он сказать не может. Это в чем-то похоже на детскую игру "холодно-горячо".

Фальшивый (для человека) идеал опознать очень легко: он не вызывает никаких ответных вибраций атманического тела, то есть человек не ощущает высшего подъема, энтузиазма, чувства необыкновенной радости и желания посвятить идеалу всю свою жизнь. Однако идеал, показавшийся настоящим, то есть вызвавший в человеке атманический отклик, подлежит очищению, уточнению и оформлению, что порой оказывается чрезвычайно трудной задачей".

"Конечно, идеалы редко меняются на прямо противоположные, но корректируются в течение жизни иногда очень существенно. Однако кроме своих маяков, можно часто увидеть чужие, или пиратские сигнальные огни, заманивающие корабль на скалы, а также старые бакены, не святящиеся сами по себе, но лишь отражающие брошенный на них свет и не указывающие никакого пути – таковы кукольные идеалы."

(https://zapowed-nik.livejournal.com/43075.html)

Про трудности-опасности, полагаю, они во-первых, не так и страшны (т.е. человек понимает, отдаёт себе отчёт, предощущает, что они будут по силам, "выше сил креста не дадут" (на православный манер). Во-вторых, они никак не мотивирующие, а просто некие неизбежности при смене очередного ветхого платья на новое, и появляется привычка, что обязательно кто-то что-то извне или внутри будет сопротивляться. А мотивирует, как мне представляется, всё-таки ощущение "попадания" - "да, это именно то, что моё настоящее глубинное "я" и значит, Бог - хочет", есть предощущение нового, доселе неведомого, развития и опыта, ну и, конечно, радость.

Про очищающее пламя страданий, о котором говорит Пафнутий, это, скорее всего, первый этап раба (наверное, для всех неизбежный). Сын, как правило, уже наделён навыком различения и в очищающем пламени страданий ему нет необходимости (если иногда только для оттачивания навыка). Он умеет находиться в смирении-послушании (погружённости - реагировании).

И счастье иногда выйти на это внутреннее, не всегда доступное, устремление. Как крылья расправляются и получается полет, дыхание, покой движения.
Здорово...
По всей видимости, это какой-то новый, незнакомый мне опыт, который, вероятно, ещё предстоит постичь...

Сергий

  • "Россия управляется непосредственно Господом Богом. Иначе невозможно представить, как это государство до сих пор существует".(с)
  • Сообщений: 7510
  • "αγαπατε друг друга" - основа ученья (с).
    • Просмотр профиля

Re: К разному
« Ответ #32 : 18 Июнь 2020, 21:54:33 »
Elena, нет никакого "волевого потока".
Образы иногда вредят.
Есть только ум и его непрерывное обучение днём и ночью.
Мир - среда обучения, тело - интерфейс с миром.
Это на новоязе суть всего предания и всех парадигм православия.
Мы же тут на этом новоязе занимаемся ещё и осознанным и весьма глубоким самообучением нашего ума, что редкая практика в нашей реальности.

Повторяю, "воля" всего лишь обозначение и принципа действия и самого действия свободной интенции движения ума в этом процессе его самообучения.
Ну, просто мы так говорим о некоторых аспектах реальности существования ума в этом мире.
Принцип воли - просто принцип свободы ума, что есть просто сам принцип разумности субъекта, где:
"существо разумно"="существо свободно мыслит и действует"="существо имеет "волю"".
Просто разными словами об одном и том же, но с разными оттенками.

"Разумность", "воля" - это водораздел между нами и высшими животными.
Животные рабы/роботы, заложенных в них инстинктов/программ. Они могут "выбирать" лишь из моделей поведения различных конфликтующих инстинктов.

Разумное же существо не таково.
Разумное существо свободно абсолютно от всего, кроме текущего и строго индивидуального состояния своего собственного ума на текущей стадии его обучения, что и означает, что оно имеет собственную волю, которую это разумное существо само же и может менять, обучаясь, и меняя себя осознанно и целенаправленно, чего животные не умеют делать практически сто процентно.

Можно, конечно, затянуть, что и животные так могут.
Но это не так.
Животные всё же ограничены инстинктами и не перешли определённую грань.
Разумные же существа абсолютно свободны в контексте выбора и самообучения, так как могут преодолеть любой инстинкт, даже сугубо телесный, свободно и непринуждённо, в смысле, вовсе не в силу заложенных в них инстинктов, а вопреки абсолютно всех инстинктов.

Открою личную тайну.
Я был, теперь уж можно сказать довольно давно, испытан и преодолел инстинкт страха удушья и инстинкт страха смерти от удушья, просто перестав дышать.
Просто не дышал и не испытывал при этом никакого негатива, полностью подчинившись подавлению инстинкта дышать и подавлению страха смерти от удушья. Всё произошло мгновенно, буднично без подготовки.

Это и есть знак нашей разумности, ребята, знак возможности родиться свыше, знак, что мы не животные всё же.

Начал потом дышать не инстинктивно и не от страха, а просто поняв, что я выдержал испытание.

Попытка же животных выйти за грань инстинктов, любой такой пример, ведёт обычно к гибели.

Они ограничены программами.
Мы тоже работаем по программам, но мы программами не ограничены и можем их менять, или просто жить вовсе не по программам ...
Это и есть волевой аспект, и, да, понятие воли особо и не встречал в описании животных и их поведения ...

П,С,
Эксперименты с задержкой дыхания настоятельно рекомендую никому не делать!
Подобных гордецов и безумцев ждёт суровая кара.
Случиться это само собой, как испытание, - это одно, - по иному никак нельзя этим баловаться.
Не нам, Господи, не нам, но имени твоему даждь славу о милости твоей и истине твоей:
Ей гряди Господи Иисусе!  Егоже Царствию не будет конца!  Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе! Аминь.

Сергий

  • "Россия управляется непосредственно Господом Богом. Иначе невозможно представить, как это государство до сих пор существует".(с)
  • Сообщений: 7510
  • "αγαπατε друг друга" - основа ученья (с).
    • Просмотр профиля

Re: К разному
« Ответ #33 : 19 Июнь 2020, 11:35:36 »
В контексте воли, свободы и подобного вот тут довольно много интересного конспективно в монографии по Бернарду Клервоскому:

https://www.academia.edu/36345047/A.V._Tymofieiev._The_doctrine_of_Bernard_of_Clairvaux_in_the_context_of_medieval_intellectual_tradition_monograph._Dnipro_Innovation_publishing_house_2018._-_198_p._in_Russian_?email_work_card=view-paper

- где изложено его учение в сравнении с учением древних восточных православных святых отцов.
Там можно скачать пдф - файл с этой монографией.

Кстати, эта "Академия" - довольно мощный и постоянно пополняющийся ресурс по интеграции богословских публикаций, и там встречаются любопытные работы самой разнообразной богословской направленности. Там, например, публикуются материалы всех богословских конференций, в том числе всех регулярных конференция богословских институтов, духовных академий и семинарий.
Не нам, Господи, не нам, но имени твоему даждь славу о милости твоей и истине твоей:
Ей гряди Господи Иисусе!  Егоже Царствию не будет конца!  Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе! Аминь.

Пафнутий

  • Сообщений: 93
    • Просмотр профиля

Re: К разному
« Ответ #34 : 19 Июнь 2020, 14:45:46 »
Цитировать
Я бы не стала ограничивать понятие воли областью ума. Наоборот, воля - это природный динамизм всего человеческого естества в целом.

Есть хотения ума, но если они не поддержаны общей инерцией природы, то хотения так и остаются прожектерскими проектами, не реализуются. А природа у человека сложная и действующих векторов очень много.

Elena, благодарю, за описание сходного понимания/представления.

Цитировать
Про очищающее пламя страданий, о котором говорит Пафнутий, это, скорее всего, первый этап раба (наверное, для всех неизбежный). Сын, как правило, уже наделён навыком различения и в очищающем пламени страданий ему нет необходимости (если иногда только для оттачивания навыка). Он умеет находиться в смирении-послушании (погружённости - реагировании).

Raisa, видимо, так и есть. Пытался кратко/схематично описать принцип реализации, через своё понимание, дабы выделить более явно ненадобность "реанимирования" отсечённого, ибо оно противоречит содержанию данной практики.

Elena

  • Сообщений: 6707
  • ...
    • Просмотр профиля

Re: К разному
« Ответ #35 : 19 Июнь 2020, 19:43:18 »
Elena, нет никакого "волевого потока".

Это то, что можно реально наблюдать/ощущать в себе. Если у вас нет подобного опыта, не стоит сходу  занимать позицию отрицания. Понаблюдайте над своей желательной силой (самой по себе, в отрыве от предмета желания), над раздражением (тоже в отрыве от раздражителя), над влечением ума (как собственным, активным, имеющим определенную цель, так и пассивным, инициированным извне, которому следуешь, упраздняя свое). И попробуйте все это подвести под общий знаменатель, то есть увидеть в целом, как бы сверху... всю эту неустойчивую динамику.

Raisa

  • Сообщений: 3749
    • Просмотр профиля

Re: К разному
« Ответ #36 : 19 Июнь 2020, 21:43:45 »
Сергий, спасибо, с интересом ознакомлюсь.

Сергий

  • "Россия управляется непосредственно Господом Богом. Иначе невозможно представить, как это государство до сих пор существует".(с)
  • Сообщений: 7510
  • "αγαπατε друг друга" - основа ученья (с).
    • Просмотр профиля

Re: К разному
« Ответ #37 : 19 Июнь 2020, 22:40:11 »
Цитировать
Это то, что можно реально наблюдать/ощущать в себе. Если у вас нет подобного опыта, не стоит сходу  занимать позицию отрицания. Понаблюдайте над своей желательной силой (самой по себе, в отрыве от предмета желания), над раздражением (тоже в отрыве от раздражителя), над влечением ума (как собственным, активным, имеющим определенную цель, так и пассивным, инициированным извне, которому следуешь, упраздняя свое). И попробуйте все это подвести под общий знаменатель, то есть увидеть в целом, как бы сверху... всю эту неустойчивую динамику.

Elena, "воля" лишь некая характеристика движения ума, ведь нельзя сказать, что ум наш неподвижен. Святые учат, да и каждый сам скажет, что ум наш постоянно в движении.
Вот длинные цитаты по выше размещённой ссылке.

Созданный в свободе (свободным творческим актом Бога),человек должен был становиться в свободе, и грехопадение он совершил в свободе. Падение есть акт воли, следовательно, и грех,прежде всего, – в воле. По мнению преподобного Максима, грех –ложная направленность (интенция) воли, уклонившейся мимо Бога к небытию. Зло, считает Максим, как «вещь-в-себе» не существует, оно реально лишь в свободном извращении разумной воли: «Зло есть не-сущее, прежде всего как это устремление или воля к небытию» [цит.по 159, с. 137]. Человек, избранный привести весь мир к Богу, избирал небытие. Воля, как источник греха ветхого Адама, более всего требовала восстановления, и спасение не совершилось бы, если бы Христом не была воспринята и исцелена воля. И поэтому человеческая воля во Христе не только реальна, но и выступает аксиологическим эталоном, мерилом совершенства и чистоты. Незатронутая грехом, внутренне единая, не подверженная колебаниям и противоречиям, человеческая воля Христа внутренне согласуется с волей Божества в цельности и простоте как высшая мера свободы. Эту высшую степень свободы преп. Максим видит в библейском обращении Спасителя к Своему Отцу: «Отче Мой!  Если возможно, да минует Меня чаша сия: впрочем не как Я хочу, но как Ты» (Матф.26:39), и в христианской молитве: «Да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли».
===
По мнению Максима, падение воли заключается в том, что утрачена ее непосредственность и цельность, что воля из интуитивной превратилась в дискурсивную и развертывается в сложный, множественный процесс поиска, апробации, выбора. «Выбор» совсем не есть обязательное условие свободы. Свобода –интуитивно-иррациональна. Бог не колеблется и не выбирает, но именно Он действует в совершенной свободе. Непоколебимое,целостное, безраздельное влечение души к Благу – это и есть подлинная свобода. Поэтому у Максима Исповедника свобода выбора не только не принадлежит к совершенству свободы, а напротив, есть искажение и умаление свободы. Колеблется в выборе только грешная,немощная воля. В учении Бернарда Клервоского свободный выбор также представляет лишь часть подлинной свободы воли, которую Клервоский условно разделяет на три составляющих:
 – свободу выбора; – свободу суждения (согласия); – свободу от страданий (свободу наслаждения).Утратив свободу суждения и свободу от страданий, человек потерял способность к истинной мудрости, которая суть выбор Бога,и возможность непоколебимо держаться этого выбора. «А назначением воли является ее полная обращенность к Богу, всецело преданное и добровольное подчинение Ему. И у этой совершенной праведности должна быть, или даже с ней связана, полнота славы,ибо праведность и слава настолько нераздельны, что нет совершенства праведности иначе, чем в полноте славы, как и полноты славы без совершенной праведности» [13, с. 171]. Здесь праведность Бернард относит к мудрости, а славой называет «полную мощь» воли. Этими тремя свободами обладал Адам в раю, но свобода суждения и наслаждения принадлежали ему лишь в низшей степени –как возможность не грешить, и возможность не испытывать страдания. Высшие степени «невозможности грешить» и «невозможности страдать» были Адаму недоступны, иначе он не мог бы согрешить. Эти отрицательные определения «высших степеней свободы» согласуются с отрицанием преп. Максимом в обоженном человеке гномической воли, которая определяет выбор между добром и злом и принадлежит личности человека, но не его природе. Возвращение утраченной целостности после грехопадения человек не может совершить, пользуясь только одним из оставшихся у него благ – свободой выбора. Как для обожения первого человека требовалось обращение к Божеству, так и спасение грешного человека невозможно без помощи спасительной благодати: «Ведь если бы был такой человек – пишет св. Бернард, – он был бы превыше апостола Павла, который сказал: «Не нахожу в себе силы совершить»[12, с. 278]. Энергия благодати необходима для исцеления и восполнения утраченной целостности свободы воли. При этом предполагается не только прямое воздействие Божества, но и сотрудничество самого человека.
Православный принцип синергии, о котором говорит Бернард Клервоский в трактате «О благодати и свободе воли», представлен в теории обожения Максима Исповедника. Здесь преподобный Максим довольно близок к Макарию Египетскому, акцентируя внимание на двух составляющих этого процесса – божественной благодати и человеческой свободе в их существенно равном взаимодействии.Только при гармоническом действии двух этих деятелей человек достигает высшей цели – обожествления своей природы (   ). Как спасение во Христе совершилось силой Его Божества, так и человеку для обожения требуется благодатная помощь, которая нисколько не упраздняет естественных сил человека. Более того, она предполагает эти силы с необходимостью и в них соответствующую наклонность к восприятию ее. Свободная воля, таким образом, есть необходимое условие в обожении. При таком взаимодействии благодатных и нравственных усилий («энергий»), в них и через них«таинственно в душу верующего вселяется Господь, духовно срастворяя человека с Собой» [цит. по 48, с. 98]. Представляя любовь наиглавнейшей добродетелью, вбирающей в себя все другие виды добродетелей, Максим Исповедник считает ее кратчайшим путем к спасению: «Любовь есть свершение всяческих благ, будучи верной, неукоснительной и всегда пребывающей, она ведет и приводит живущих в ней к Богу, Наивысшему Благу и Причине всякого блага» [95, c. 147]. Драгоценнее любви «нет ничего из того, что после Бога» [93, c. 19]. Именно любовь делает душу богоподобной, позволяет познать дарованное сыновство и соединить ее с Богом: «Стяжавший… любовь стяжал Самого Бога, поскольку Бог есть любовь (1 Ин. 4: 16)» [94, c. 145]. Вера, утвердившаяся в соблюдении божественных заповедей и в подражании Христу, приводит к обретению любви к ближнему и Богу.


В конце речь про любовь.
А теперь прочти всё заново, заменив "Бог" и "благодать" на "Любовь", и ты поймёшь, что "воля" всё же всего лишь характеристика движения ума В ЦЕЛОМ, а не некие абстрактные "потоки чего-то там в уме".
Просто ум человека может ощущать сам себя, но понимать этот наблюдаемый умом процесс движения самого себя, как "некий поток в уме", а не наблюдение умом движения самого себя, всё же не стоит.

Вот это бич дробления целого на части!
Есть только ум и его движения!
Но для обозначения способности ума самому направлять свое движение придумали понятие "воля"!
И "воля" получила самостоятельное существование чуть ли ни как самостоятельная сущность!
А верующие, по примеру Иисуса, всего лишь учатся менять свой ум, а вовсе не некую сущность в уме с именем "воля"!
Ведь изменение умом самого себя и есть изменение воли, ибо изменившийся ум будет сам уже по иному направлять своё движение!
Не нам, Господи, не нам, но имени твоему даждь славу о милости твоей и истине твоей:
Ей гряди Господи Иисусе!  Егоже Царствию не будет конца!  Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе! Аминь.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11889
    • Просмотр профиля

Re: К разному
« Ответ #38 : 20 Июнь 2020, 07:31:58 »
Пафнутий, ***Если вас не затруднит - расшифруйте, пожалуйста, словосочетание "порабощенность (воли) выбором...",***

1. Умерщвление воли - в аскетике - вы рассматривали с некой полускрытой позиции, которая и предопределила выводы. Изменение позиции (напр., на низком уровне - с переходом с объективно-положительного восприятия этого положения на отрицательное) продиктует другие выводы. При подъеме на более высокий уровень появится новая картина.

2.  Само разделение на свободу выбора и свободу действия говорит о порабощенном состоянии человека.

Сверхусилие разрушительно, если за ним не стоит (созидательная) воля более высокого порядка. Радость вхождения в новое (постижения глубин "старого", преодоления косности и тп.)  - признак благословения.

На первых этапах непридуманной аскетики - сверхусилие несет в себе ментальное мучительство. С неизбежными эксцессами страстной натуры и телесными поломками. Следующий этап-период - долгое восстановление прав травмированных души и тела.  В редких случаях путь продолжается... Поскольку выбор - и его свобода - нисколько не привилегия внешнего человека, избранные на такой путь нередко идут в весьма больных телах. И наоборот, ищущие здоровья и гармонии - обусловлены земными силами и под властью земных обстоятельств.

Пафнутий

  • Сообщений: 93
    • Просмотр профиля

Re: К разному
« Ответ #39 : 20 Июнь 2020, 17:21:38 »
Alexander, Благодарю за разъяснения, однако, они больше затуманили, нежели прояснили, ибо уклоняют развитие темы в область субъективных приоритетов в практической реализации.
Попробуем начать с основного посыла. Скажите, пожалуйста, по сути того, что мною было обозначено в изначальном сообщении к Raisa, как "...неуместна необходимость "реанимировать" умерщвлённую часть "воли"..." и тд., вы придерживаетесь иного представления/мнения? Буду благодарен, ежели отразите в простой форме, тогда будет ясность, либо мы оппонируем по центральному вопросу, либо - нет, а значит, лишь сопоставляем нюансы практической реализации, лично сообразные и проверенные. И позвольте прочитать компактную формулировку вашего понимания человеческой воли, которая заметно облегчит понимание вашего личного восприятия этого проявления/аспекта/составляющей человека.

Elena

  • Сообщений: 6707
  • ...
    • Просмотр профиля

Re: К разному
« Ответ #40 : 20 Июнь 2020, 18:31:51 »
Но как быть, когда не говорят и не говорят... Как показывает практика, ничего и не делать, пока не сообщат.

А как именно вам "говорят" или "сообщают"?

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11889
    • Просмотр профиля

Re: К разному
« Ответ #41 : 21 Июнь 2020, 13:41:47 »
Пафнутий, вам было предложено перейти в иное пространство смыслов - поближе к истоку. И с практической позиции умоперемены. Обсуждение в задаваемой вами плоскости мне не интересно. Извините меня :)

Сергий

  • "Россия управляется непосредственно Господом Богом. Иначе невозможно представить, как это государство до сих пор существует".(с)
  • Сообщений: 7510
  • "αγαπατε друг друга" - основа ученья (с).
    • Просмотр профиля

Re: К разному
« Ответ #42 : 21 Июнь 2020, 16:19:55 »
... вам было предложено перейти в иное пространство смыслов - поближе к истоку. И с практической позиции умоперемены. ...
Будем снисходительны друг к другу.
Пространство смыслов менять ой как не просто, и уж не быстро точно.
Умение видоизменять пространство смыслов это и итог, и рычаг нашей перемены ума, нашего покаяния.  Так что не надо так уж сразу, и тем более так быстро ждать результата.
Это всё сказано обо всех нас одновременно, ибо это просто данность, свойственная процессу нашего покаяния.
Так что замечание верное, но это никак не должно быть упрёком каждому из нас.
Не нам, Господи, не нам, но имени твоему даждь славу о милости твоей и истине твоей:
Ей гряди Господи Иисусе!  Егоже Царствию не будет конца!  Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе! Аминь.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11889
    • Просмотр профиля

Re: К разному
« Ответ #43 : 21 Июнь 2020, 18:22:19 »
Сергий, так точно, это нисколько не упрек. Наоборот, Пафнутий пишет четко и собрано - приятно читать. Предложение выйти из вполне проработанного и прозрачного "среза" дефиниций, "понятных" уму (понятность - кажимость). Самое интересное - за пределами понятного :)

Сергий

  • "Россия управляется непосредственно Господом Богом. Иначе невозможно представить, как это государство до сих пор существует".(с)
  • Сообщений: 7510
  • "αγαπατε друг друга" - основа ученья (с).
    • Просмотр профиля

Re: К разному
« Ответ #44 : 21 Июнь 2020, 18:53:16 »
Совершенно верно.
Но это трудно.
Вот молишь Бога, чтобы Он вразумил - изменил тебя.
Он и вразумляет тебя, Он и изменяет тебя.
Но это же не одномоментный акт!
И ты даже часто забываешь, что сам Его просил об этом.
И когда начинаются реальные изменения в тебе, в твоих ещё греховных-ошибочных отношениях-движениях-представлениях, коих на самом деле авгиевы конюшни в твоём бытийствовании, ты не понимаешь часто происходящее, ведь рушатся прежние схемы и даже устои твоего ума.
Да, ещё и новое в уме, к чему и направлено изменение умом самого себя, должно созреть-родиться и возрасти до должной меры с Божьей помощью.
Сложно всё это.
Момент перемены ума, особо момент реальной и глубокой перемены ума, - это непростое и не рядовое событие для ума.
Для этого некоторым и даётся очень долгая жизнь, ибо они ещё долго сохраняют пластичность ума и могут меняться в сторону должного совершенства очень долго и способны достичь многого. 
Не нам, Господи, не нам, но имени твоему даждь славу о милости твоей и истине твоей:
Ей гряди Господи Иисусе!  Егоже Царствию не будет конца!  Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе! Аминь.