Исихазм

Автор Тема: Покаяние и радость  (Прочитано 13718 раз)

Андрiй

  • Гость
Покаяние и радость
« : 29 Июнь 2005, 09:37:35 »
Доброго времени суток.
Уважаемые форумчане, не могли бы вы мне помочь в следующем затруднительном вопросе. Неоднократно сталкивался с утверждением, что молитву следует творить, находясь в покаянном состоянии - именно тогда она имеет смысл и силу. Более того, советуют постоянно пребывать в оном покаянном состоянии, состоянии плача о своих грехах, тогда молитва творится и без слов. Это с одной стороны, с другой же неоднократно встречаю: "Всегда радуйтесь". Печаль, тоска, уныние - грехи, которых надо избегать и бороть. Вспоминая о своих пригрешениях, так или иначе прихожу в состояние печали, подавленности, о какой же радости может идти речь? Иными словами, как сочетать в себе постоянное чувство покаяния и чувство радости? Молитва без чувства покаяния - пуста, опечаленность же - греховна. Как быть? Возможно, многим мой вопрос покажется простым, но он действительно меня оазадчил. Может быть, кто-нибудь подскажет соответствующую литературу? И второй вопрос: как вызвать в себе чувство покаяние во время молитвы? Пока я действую так, что перед и во время молитвы вспоминаю о своих грехах, наиболее "царапающих душу" - пусть даже и исповеданных. Сразу появляется чувство раскаяния. Правильно ли я поступаю? Либо нельзя прицеплятся к какому-то "прошлому" греху, а стараться вообще вырабатывать в себе чувство общей греховности, дабы и без воспоминаний всегда ощущать себя сокрушенным? Итак, два вопроса:
1) Как совместить радостное настроение и сокрушенное чувство покаяния?
2) Как удобнее всего возбудить в себе покаянное чувство во время молитвы (да и вне оной)?
Заранее благодарен.

Chevanton

  • Гость
Покаяние и радость
« Ответ #1 : 29 Июнь 2005, 13:48:14 »
Дорогой брат! На форуме есть люди опытнейшие меня. Несомненно они ответят на ваш действительно какжущийся антиноминичным вопрос более искушенно. Однако, примите и мои убогие рассуждения.
Покаяние есть центральное место православия. Словами "покайтесь" начинается проповедь Иоанна и Христа. В покаянии есть 3 уровня: 1) осознать образ жизини и мысли как противный Богу 2) перестать творить грех 3) начать действовать противоположно греху, т.е. жить добродетелью. Это и есть "перемена", метанойа. Абсолютно все три уровня происходят в человеке по дару Господа. Уровень и глубина покаяния также зависят от дара Господа нашего Иисуса Христа. Воспоминание же о грехах есть акт идущий снизу, от нашего естесства, от памяти. Такие воспоминания только бередят и смущают душу. В них есть печаль и уныние без радости. В противоположность этому - освещение грехов светом невечерним, но светом пока еще позади нас. Такое озарение нашей греховной сущности происходит как бы в метафизическом смысле и при этом радость от того, что свет присутствует в данном акте, хотя еще по немощи нашей стоит позади нас, освещая место нашего пребывания. Чувство покаяния в молитве возникает только при ощущении Бога, это чувство несоразмерности нашего убого произволения ко Господу и его неизреченной кроткой и смиренной любви и терпению к нам грешникам. Без ощущения Бога нет той радости покаяния. Мы можем лишь в известной мере нудить себя к покаянию. Лишь в известной человеческой мере проявлять свое произволение к покаянной молитве. Нуждение это ни в коем случае не должно бытиь воспоминанием своих грехов, а тем паче воображением себя в кандалах бесовских и во тьме кромешной. Такой род действий в молитве может давать обильные слезы, сотрясание всех членов, чуть не крик внешний или внутренний. Однако так и будет носить акт человеческий, а значит ложный. Ощущения себя чем-то малозначительным не позволяет нам осуждать, гневаться, спорить и вообще творить грех. Ощущения себя низменнным дает возможность от всего сердца взывать: "Господи Иисусе Христе сыне Бога живаго помилуй нас". Чем глубже бездна в которую мы спустимся увидив себя пронизанным люцифирической гордыней, тем более мы сможем вместить в себя милость Господа. Поэтому призывы отцов "почитай себя худшим из людей" скорее показывают вектор, но принимая этот совет буквально, стараясь своими силами достичь состояния "величайшего из грешников" без Божьей милости мы лишь врем себе и Богу. Это становится тонкой формой тщеславия: "Никто так не грешен как я, может разве что еще и авва Дорофей, ибо он себя считал достойным ада, как и я".  Не знаю могу ли я давать соет, но на меня произвела огромное впечатление книга арх. Софрония (Сахарова) "Видеть Бога как Он есть". Ее легко достать в сети.
Что каксается двух Ваших вопросов в конце, дерзну ответить так: "Человекам это невозможно, Богу же все возможно".

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11889
    • Просмотр профиля

Покаяние и радость
« Ответ #2 : 29 Июнь 2005, 14:31:24 »
Первый вопрос Ваш не такую уж и простой, а камень преткновения для многих.

Истинное покаяние возможно только по наитию Святого Духа, а действие Его в душе человеческой всегда радостно, поэтому и сливается печалование о грехах с радостью о Духе.

Вымученное покаяние идет от самости человека и вгоняет в тоску или вводит в прелесть. Уныние при видении своих грехов возникает от нежелания (невозможности для ветхого человека) с ними расстаться. Человек понимает, что вся его ветхость должна умереть. Для эгоизма это ужасно и невыполнимо: он должен исчезнуть. Это катастрофа, конец всем надеждам, устремлениям, это сразу огромная потеря жизненных сил. До видения своих грехов эгоистическая душа была пвсевдоцелостной, а теперь открывается ее гниль - и понимание неминуемой смерти.

Близость смерти требует совершить выбор. Всего есть четыре основных варианта.

1. Сбежать и забыть, закрыть свою память, избавиться как от дурного сна. И продолжать жить жизнью внешнего благочестивого человека, ходить в храм, исповедываться, учиться и учить, причащаться и причащать...
2. Сбросить тяжесть на других, осудив их. Устроить суд и борьбу за чистоту веры: сражаться с еретиками, масонами, жидами, ждать избавителя от ужаса своей души в лице царя и пр.
3. Бесконечно истощаться и умирать. С постной физиономией и склоненной головкой, с мыслями о неминуемой смерти и проклятости этого мира, с подавленными чувствами, с измученным телом. Заражая других ядом танатизма.

4. Помнить о близкой смерти и войти в ее врата. И пройти через эти врата в новую жизнь, где духовное радование растворено с печалью.

Evgeny

  • Сообщений: 1187
    • Просмотр профиля

Покаяние и радость
« Ответ #3 : 29 Июнь 2005, 20:37:38 »
Покаяние есть осуждение, распятие и умерщвление в себе плоско-душевного человека - нашего главного врага. Видение своего греха печалит самолюбие внутреннего плотского человека, и это есть печаль плотская. Грех печалит и духовного человека, потому что он поступил вместе с плотским против Бога, но такая печаль сорастворена с радостью. Смерть и отвержение от себя плотского человека даёт свободу духовному, позволяет войти в сердце Христу и Святому Духу и приносит истинную духовную радость. На изображении креста Господня часто стоит фраза - "Место лобное становится раем" - место распятия плотского человека в сердце становится местом встречи со Христом.


"Понимание покаяния содержит в христианстве два момента - негативный и позитивный. Гений греческого языка выражает это религиозное чувство словом "метаноия", что существенно отлично от нашего "раскаяние". В "раскаянии" слышно сожаление о содеянном, угрызение, что-то пассивное в смысле созидательном. Горечь о непоправимости занимает тут главное место. Мы не слышим в этом слове "сотвори благо", а только "уклонись от зла". Греческое же слово "метаноия" передаёт нечто импульсивное, зовущее к новому деланию, обратному тому, которое привело ко греху, так как буквально это слово означает "перемена мышления", или, расширительно истолкованное, - "перемена души, жизни, поступков, делания". В этом призыве слышно нечто активное, созидательное."

архим. Киприан (Керн)

Igor

  • Сообщений: 1049
    • Просмотр профиля

Покаяние и радость
« Ответ #4 : 01 Июль 2005, 01:51:47 »
Цитата: Alexander
... До видения своих грехов эгоистическая душа была пвсевдоцелостной, а теперь открывается ее гниль - и понимание неминуемой смерти.

Близость смерти требует совершить выбор. Всего есть четыре основных варианта.

1. Сбежать и забыть, закрыть свою память, избавиться как от дурного сна. И продолжать жить жизнью внешнего благочестивого человека, ходить в храм, исповедываться, учиться и учить, причащаться и причащать...
2. Сбросить тяжесть на других, осудив их. Устроить суд и борьбу за чистоту веры: сражаться с еретиками, масонами, жидами, ждать избавителя от ужаса своей души в лице царя и пр.
3. Бесконечно истощаться и умирать. С постной физиономией и склоненной головкой, с мыслями о неминуемой смерти и проклятости этого мира, с подавленными чувствами, с измученным телом. Заражая других ядом танатизма.

4. Помнить о близкой смерти и войти в ее врата. И пройти через эти врата в новую жизнь, где духовное радование растворено с печалью.


В принципе, про первое мы много слышим с амвона. И в основном, все православные форумы - тож на эту тему. Можно это первое назвать "бытовым исповедничеством", по слову одного русского религиозного мыслителя. Хотя это никакое не исповедничество, а "седьмая вода на киселе".

Про второе - тут ясно, что преобразить мир можно только, начав с преображения своего внутреннего человека. И чего тут на других смотреть и других ругать. Зилотства всегда было много в истории христианства. И про них Господь сказал: "Если не покаетесть, все так же погибнете"(Лук.13.3)
Но мне кажется, что между вторым и третьим есть еще один вариант, характерный как раз для нашего форума: добиваться неких высших духовных состояний. Потому и возникают здесь часто споры о восточных аскетических практиках.
А вот про третье и четвертое реже слышится на форуме. И в третьем и четвертом есть "понимание неминуемой смерти". В тоже время, третье и четвертое - абсолютно полярны как день и ночь, вернее, - как ночь и день :D . Здесь ставится вопрос: быть или не быть. Третье и четвертое стоит перед смертной чертой и отвечает на этот вопрос принципиально по-разному. Казалось бы, что в третьем варианте легче придти к осмыслению того, что мы "в смерть Его крестились", что мы все должны УМЕРЕТЬ, чтобы осуществиться во Христе. А жизненный опыт показывает, что "яд танатизма" настолько смертелен, что убивает все живые и живительные ростки Духа Святого, которые могут  все же произрасти в первых вариантах.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11889
    • Просмотр профиля

Покаяние и радость
« Ответ #5 : 01 Июль 2005, 20:00:51 »
Согласен с Igor. И согласен с тем, что между вторым и третьим вариантом есть место желанию добиваться неких высших духовных состояний. Т.е., не умерев миру, искать духовное, - что легко вводит в тонкое прелестное состояние, когда оккультное принимается за действие Духа.

Первый и второй варианты суть грубая прелесть, Переживание духовных состояний выше и тоньше привязанности к внешнему благочестию или зилотству. Мы уже говорили на форуме, что поиск духовных состояний не является целью, но цель - поиск Бога и стяжание благодати, когда могут и должны приходить новые переживания, отличающиеся от привычного набора, даруемого внешними чувствами. Грань между устремлением к Богу и устремлением к неким духовным состояниям может определена только с истинной духовной позиции. Плотской и душевный человек этой грани не различает, поскольку судит по внешним признакам.

И если такому душевному (уже не плотскому) человеку внушено, что он не должен испытывать никаких переживаний, кроме очень мелко (и негативно) понятого раскаяния и видения своих грехов, то этот человек на пути к Богу неизбежно изберет третий вариант и будет бесконечно истощаться и умирать. Ибо рождение от Духа, о котором говорит Господь, есть новое духовное состояние, которое оказывается запрещенным для такого душевного человека.

r.b.Alexander

  • Сообщений: 154
    • Просмотр профиля

Покаяние и радость
« Ответ #6 : 03 Июль 2005, 13:27:24 »
Доброго времени суток Андрiй....В своё время я тоже столкнулся с таким вопросом....помощь в изучений святоотеческих писаний..Всё дело в том,что св отцы пишут как бы на все случаи жизни и поэтому получается один пишет так другой эдак на самом деле каждый стоит на своём этапе т.сказать развития и каждый найдёт в тот момент своё.
Беспорно и нужно обязатель творить молитву о покаянии и сокрушении так советуют все отцы...радость восторг улыбки не одобряются напротив Иоан Лествичник пишет улыбка во время молитвы знак прелести. Поэтому придерживайся покаянию плачу и сокрушения..Бывает от великих трудов (да и не от великих) постоянного сокрушения...дух впадает в уныние дескать грешен и молитва моя не поможет мне ...вот тут нам помогает и радость того,что Господь дарует нам дыхание и жизнь и надежду во спасение и уныние это грех он убивает труд и расслабляет здесь и место нашей радости и утешения.

А вот как возбудить в себе покаянное чувство.. это дело твоей практики тут практика чужого не поможет....помогает частое чтение псалтири именно так как рекомендует Игнатий Брянчанинов протяжно как бы имитируя плачь. Перед прочтением псалтири есть замечательное вступление Василия Великого...ну очень даже подвигает к плачу и покаянию улови смысл слов и из низ можешь изьять себе на пользу душевную...
Спаси тебя Господь..
Христос ныне, днесь, тойжде и во век.

Евгений

  • Сообщений: 930
    • Просмотр профиля

Покаяние и радость
« Ответ #7 : 06 Июль 2005, 16:24:06 »
+++Неоднократно сталкивался с утверждением, что молитву следует творить, находясь в покаянном состоянии - именно тогда она имеет смысл и силу. Более того, советуют постоянно пребывать в оном покаянном состоянии, состоянии плача о своих грехах, тогда молитва творится и без слов. Это с одной стороны, с другой же неоднократно встречаю: "Всегда радуйтесь". Печаль, тоска, уныние - грехи, которых надо избегать и бороть. Вспоминая о своих пригрешениях, так или иначе прихожу в состояние печали, подавленности, о какой же радости может идти речь? Иными словами, как сочетать в себе постоянное чувство покаяния и чувство радости?

Здесь, на мой взгляд, существует определенная путаница понятий. Когда отцами говорится, что "молитву следует творить, находясь в покаянном состоянии", то имеются ввиду две вещи.

1. К молитвенному деланию надо приуготовлять себя покаянием. Покаяние здесь -- это внешнее,  совершаемое усилиями самого подвижника, аскетическое делание, вроде памятования о своих грехах и о смерти, которое приуготовляет его к молитве (но не сама молитва).

2. Покаянное состояние, которое приходит во время молитвы (само, а не благодаря усилиям подвижника), -- благодатное, и коль скоро оно пришло, надо усиливаться пребывать в этом состоянии как можно дольше.

Но нигде (по большому счету) не говорится, что на молитве нужно специально усиливаться вызывать в себе покаяние. И это правильно. Усилия по вызыванию у себя покаяния -- это внешнее делание, обращенное к самому себе. А молитва -- это делание, обращенное к Богу. Если ты предстал перед Богом, то усиливайся целиком внимать Ему и принимай тогда все то, что Он тебе пошлет. Как же ты пытаешься одновременно внимать Богу и самому себе? Это показывает, что подвижник еще не готов к принятию благодати. Он не целиком положился на Бога, малодушно пытается себя и свои собственные состояния контролировать и направлять, надеется на свои собственные усилия и свои собственные (пусть даже где-то усвоенные) представления о молитве. Такая молитва не принесет плода. Дело подвижника приготовить себя к молитве и стать на нее, остальное -- дело Божие. [Это не значит, что на молитве вообще не надо себя контролировать. Но контроль на молитве в том только и должен заключаться, как в отсечении всего того, что можно отсечь, так как того, что от Бога, отсечь нельзя. Но уж никак не в вызывании у себя каких-либо состояний, пусть даже это состояние покаяния].


+++1) Как совместить радостное настроение и сокрушенное чувство покаяния?
2) Как удобнее всего возбудить в себе покаянное чувство во время молитвы (да и вне оной)?

Поэтому радостное настроение и сокрушенное чувство -- это все внешние делания до и вне молитвы (если не являются благодатным плодом самой молитвы). Борет тебя уныние -- радуйся и помни о милосердии Божием. Борет тебя нечувствие и увлекает внешний мир, помни о своих грехах, о скорой смерти и о будущем Суде. Отсюда и мнимое разногласие отцов в рекомендациях по этому поводу. Но когда ты стал на молитву, внимай только Ему. Полностью оставь самого себя и свои мелкие чувства и переживания. Все, что пошлет тогда тебе Бог, неизмеримо выше этого. Это неотмирное покаяние и неотмирная радость, единственные состояния, которые невозможно контролировать и невозможно отсечь. Воля подвижника в таких состояниях "ведется", пассивно следует за волей Божией и внимает только тому, что Богу тогда угодно будет подать.

Андрiй

  • Гость
Покаяние и радость
« Ответ #8 : 06 Июль 2005, 18:01:13 »
Доброго времени суток, уважаемые братья - форумчане. Большое спасибо всем, кто откликнулся на мои вопросы,  было очень приятно. Как хорошо, что я озадачился этим вопросом и обнародовал его. Увы, приходится признать, что я блуждал. Возможно, и продолжаю блуждать. Спасибо за развернутые, умные ответы, объяснения "на пальцах". Очень понравилось слово метанойя (Вот и "велик и могуч" после этого...:-)))) Я-то полагал, что покаяние и есть горчайшее чувство раскаяния, параллельно сопровождаемое посыпанием головы пеплом (п. 3 в объяснении Александра). Теперь мне видется, что покаяние это не только печаль о грехах, но и оптимизм, неизменно сопровождающий желание обновления в лучшую сторону. Или я опять стал жертвой недопонимания? Мне кажется, я испытал нечто подобное некоторое время назад. И умом и сердцем. По прошествии некоторого времени это осталось только в уме, а сердце, увы, так сильно уже не отзывается. Очевидно, самому такое чувство не стяжать (как совершенно справедливо замечают участники форума), хотя оно является сильнейшим стимулятором к исправлению жизни. Спасибо всем еще раз. С удовольствием буду посещать этот форум.

игорь-т

  • Сообщений: 562
  • Призывающий Имя
    • Просмотр профиля

Re: Покаяние и радость
« Ответ #9 : 17 Июль 2012, 08:18:29 »
Первый вопрос Ваш не такую уж и простой, а камень преткновения для многих.

Истинное покаяние возможно только по наитию Святого Духа, а действие Его в душе человеческой всегда радостно, поэтому и сливается печалование о грехах с радостью о Духе.

Вымученное покаяние идет от самости человека и вгоняет в тоску или вводит в прелесть. Уныние при видении своих грехов возникает от нежелания (невозможности для ветхого человека) с ними расстаться. Человек понимает, что вся его ветхость должна умереть. Для эгоизма это ужасно и невыполнимо: он должен исчезнуть. Это катастрофа, конец всем надеждам, устремлениям, это сразу огромная потеря жизненных сил. До видения своих грехов эгоистическая душа была пвсевдоцелостной, а теперь открывается ее гниль - и понимание неминуемой смерти.

Близость смерти требует совершить выбор. Всего есть четыре основных варианта.

1. Сбежать и забыть, закрыть свою память, избавиться как от дурного сна. И продолжать жить жизнью внешнего благочестивого человека, ходить в храм, исповедываться, учиться и учить, причащаться и причащать...
2. Сбросить тяжесть на других, осудив их. Устроить суд и борьбу за чистоту веры: сражаться с еретиками, масонами, жидами, ждать избавителя от ужаса своей души в лице царя и пр.
3. Бесконечно истощаться и умирать. С постной физиономией и склоненной головкой, с мыслями о неминуемой смерти и проклятости этого мира, с подавленными чувствами, с измученным телом. Заражая других ядом танатизма.

4.  Помнить о близкой смерти и войти в ее врата.И пройти через эти врата в новую жизнь, где духовное радование растворено с печалью.
"Помнить о близкой смерти и войти в ее врата" с Именем Господа на устах и в сердце - это и есть истинное покаяние.
« Последнее редактирование: 17 Июль 2012, 08:28:45 от игорь-т »
Призвать Имя незнанием . Ждать  "облаком неведения". Призвать Свет темнотой . Ждать  "мраком  пресветлым".
Призвать Слово безмолвием . Ждать  тишиной. Призвать Дух душой . Ждать  "тьмой  над  бездной".

Rada

  • Сообщений: 833
    • Просмотр профиля

Re: Покаяние и радость
« Ответ #10 : 27 Август 2012, 23:49:05 »
Первый вопрос Ваш не такую уж и простой, а камень преткновения для многих.

 Уныние при видении своих грехов возникает от нежелания (невозможности для ветхого человека) с ними расстаться. Человек понимает, что вся его ветхость должна умереть. Для эгоизма это ужасно и невыполнимо: он должен исчезнуть. Это катастрофа, конец всем надеждам, устремлениям, это сразу огромная потеря жизненных сил.

Всем сразу здравствуйте
Приблизительно всех участников знаю, так как давно вас читаю, но не постоянно.

Очень важный для меня в данное время вопрос. начала копаться в себе и в гугле. И вот именно то, что выделено Александром началось. Понимаю интуитивно(духовно) что не то. Потому что освобождение не наступает, прояснение не приходит. Читаю Псалом 50, по многу раз. Молитву Исаака Сирина также. Заодно 90 Псалом и 102-103. Ну и умную молитву по мере сил. В основном перед сном до засыпания.
Чернота. Я обидела человека. И не могу себя простить. Пока я не прошу себя, он не сможет простить истинно, а не словами.

Нашла вот что. Извините, но скопирую, потому что своими словами еще не получается
"Но что же на самом деле имеется в виду под покаянием? Обычно говорят: сожаление о грехах, чувство вины, ощущение горечи и ужаса от того, что мы нанесли раны другим и самим себе. И все же такое представление является неполным. Горечь и ужас действительно составляют существенный элемент покаяния, но они не исчерпывают его, даже не являются его наиболее важной частью. Мы ближе подойдем к существу вопроса, если рассмотрим буквальный смысл греческого слова, обозначающего покаяние: metanoia. Оно означает "изменение ума": не просто сожаление о прошлом, но фундаментальная трансформация нашей способности смотреть на вещи, новый взгляд на самих себя, на других и на Бога - "великое понимание"[9], по слову Пастыря Ерма. Великое понимание - но не обязательно эмоциональный кризис. Покаяние - это не приступ угрызений совести и жалости к себе, но обращение, перенесение центра нашей жизни на Святую Троицу. "

И вот. ВАжно

 Как "новый ум", обращение, перенесение центра существования, покаяние - прежде всего позитивно, не негативно. Как говорит св. Иоанн Лествичник, "покаяние есть дочерь надежды и отвержение отчаяния"[10]. Это не упадок духа, но энергичное ожидание; это не значит, что ты оказался в тупике, но что ты обретаешь выход. Это не ненависть к себе, но утверждение своего истинного "я" как созданного по образу Божию. Каяться - значит смотреть не вниз на свои собственные недостатки, но вверх - на любовь Божию; не назад, упрекая себя, но вперед - с доверием и надеждой. Это значит видеть не то, чем я не смог быть, но то, чем я еще, по благодати Христовой, могу стать.


Пока в комнате темно, говорит епископ Феофан Затворник, вы не замечаете грязи, но при ярком освещении можно различить каждую пылинку[12]. Так же обстоит дело и с комнатой нашей души. Порядок не таков, что мы должны сначала покаяться, а потом осознать присутствие Христа; ибо только тогда, когда свет Христов уже вошел в нашу жизнь, мы действительно начинаем понимать свою греховность. "Каяться, - говорит св. Иоанн Кронштадтский, - значит знать, что в твоем сердце - ложь"[13]; но ты не можешь обнаружить присутствие лжи, если еще не имеешь некоторого понятия об истине. Как говорит Уоткин, "грех [... ] это тень, которая возникает, когда какая-либо привязанность воли преграждает путь свету Божию и препятствует ему просвещать душу. Таким образом, познание Бога порождает чувство греха, а не наоборот"[14]. Согласно отцам пустыни, "чем ближе человек к Богу, тем яснее он видит, что он грешник"[15]. В качестве примера они приводят Исайю: сначала он видит Господа на престоле и слышит серафимов, возглашающих: свят, свят, свят; и лишь после этого видения он восклицает: Горе мне! погиб я! ибо я человек с нечистыми устами" (Ис 6, 1-5).
Speak to me a word that I may live

Краевед

  • Сообщений: 3596
    • Просмотр профиля

Re: Покаяние и радость
« Ответ #11 : 28 Август 2012, 01:15:03 »
"Чернота. Я обидела человека. И не могу себя простить. Пока я не прошу себя, он не сможет простить истинно, а не словами."
Чернота.
Я обидела человека.
И не могу себя простить.
Пока я не прошу (прощу ?) себя,
он (этот человек ?) не сможет простить истинно (меня ?), а не словами.

Я... правильно понимаю ?

Извинения, исправление ситуации (заглаживание обид и зла) по возможности - сделаны ?
« Последнее редактирование: 28 Август 2012, 01:40:46 от Краевед »
а́  е́  и́  о́  у́  э́  ы́  ю́  я́

Rada

  • Сообщений: 833
    • Просмотр профиля

Re: Покаяние и радость
« Ответ #12 : 28 Август 2012, 01:57:46 »
Краевед

Да, я принесла многочисленные извинения. Но случилось что-то странное и страшное. Наряду с сильным чувством друг к другу образовалась пропасть. И даже после примирения она продолжала как-то медлено и тихо расползаться..если метафорой то ощущение поднимающихся мостов..когда стоишь с протянутыми руками и кричишь слова..которые в немоту претворяются
потому что нет таких слов, котрыми все можно исправить. Скажу сразу - предательства не было с моей стороны. Но слова были жуткие, ядовитые, несправедливые. Это когда говорят "оскорбила до глубины души"

И вот я начала "исследовать" думать про слово, звук. Смысл. Почему. зачем. страх. Гордыня.
Так много всего что нужно раскопать, но самое первоочередное, все же покаяние. и как в этот момент не скатиться просто в самобичевание и депрессию.
Агония уже пройдена, Слава Богу.
Speak to me a word that I may live

Родион

  • Сообщений: 9254
    • Просмотр профиля

Re: Покаяние и радость
« Ответ #13 : 28 Август 2012, 09:04:58 »
 Нужно ли простое делать сложным? Можно подумать что этот мазохизм способен что либо изменить. Неужели не достаточно просто все обьяснить человеку и оставить все ему самому решать, а не виснуть на нем удушая ему шею и удивляясь что пропасть растет. В жизни много моментов достойных сожаления, но это не повод ковырять в себе дырки. Человек которого Вы "так обидели" жив, слава Богу. Так о чем речь? Любите. Извинтесь, обьяснте и любите себе человека потихоньку. Любовь все лечит. Зачем продолжать все травить тем же ядом обиды и сожаления. Да еще пытаясь навязать на него узлов. Я так понял Вас не устроит если человек Вас "не простит". А очень хочется чтобы простил. Вот и насилуете и его и себя. А достаточно просто отпустить с любовью.
- Путеводитель хороший не посоветуете?
- Пожалуй вот... возьмите Данте.

Gabriel

  • Сообщений: 3181
    • Просмотр профиля

Re: Покаяние и радость
« Ответ #14 : 28 Август 2012, 09:05:38 »
Агония уже пройдена...
агония еще даже и не начиналась... :-)
просто вдруг появился неприятный запах... :-o запах может развеяться, однако грязи внутри не уменьшится... ее еще вычищать и вычищать...  :-)
не скатиться в самобичевание и депрессию возможно только с Божьей помощью,  осознав свою нищету духовную и полностью сдавшись Ему на милость...  :-)