Исихазм

Автор Тема: лекции М.Г. Калинина о восточносирийских подвижниках  (Прочитано 19914 раз)

AlexS

  • Сообщений: 28
    • Просмотр профиля

https://youtu.be/gxFfct1j1dY Презентация новонайденных отрывков "Глав о ведении" Иосифа Хаззайи

https://youtu.be/VoEfiPLV3RY  Звезды в полуденном небе: как месопотамские мистики видели Бога

https://youtu.be/MzWNF4ed8_M Все ли попадут в рай? Сирийские мистики о конце времён

https://youtu.be/ovqJ5fLLAK8 Мистик под угрозой доноса: Раббан Афнимаран и его библейские загадки

https://youtu.be/nSmApftnXVw Числовой символизм в сирийской мистике у раббана Афнимарана (VII в.) и Иосифа Хаззайи (VIII в.)

https://vk.com/wall-111677185_101719 Учение об ангелах месопотамских мистиков

Oxygen

  • Сообщений: 2043
    • Просмотр профиля


https://youtu.be/nSmApftnXVw Числовой символизм в сирийской мистике у раббана Афнимарана (VII в.) и Иосифа Хаззайи (VIII в.)


Из материалов лекции:

- И пусть, Господи, разделятся эти воды на четыре потока, и оросят
умопостигаемые страны во мне: два и три, — и насытят троичность
и шестеричность.


- Сердце инока есть сад Эдемский, из которого источается источник жизни и орошает
четыре и пять, и в нем возрастают и просветляются три и десять.


- Тремя светами ведется ум к тому свету, который превыше всех светов; и одним из них он
научается, третьим же и тем, что перед ним [= вторым], наставляется, а покрывается
(поглощается) тем, что превыше всех.



- Блажен инок, из сердца которого проистек Христос, источник жизни, и источил [воду], и
оросил три и два, и дал питание семи и четырем.


3+2 = 5 чувств
7 = силы души: целомудрие, любовь, праведность, могущество, мудрость, знание,
понимание
4 = тело

Пять составляются из четырех, и, опять, пять исполняются в десяти. Так и три получают
полноту [в шести] и единство с одним, не имеющим частей.
5 = чувства
10 = телесные и душевные чувства
3 = части души: вожделение, ярость, разумность
6 = силы души: целомудрие, праведность, могущество, мудрость, знание, понимание


Если ум в третий день достигает совершенства во Христе, то ясно, что двумя днями ранее
он взошел на крест и тогда вошел в покой Христов.
Толкование. «Если в третий день ум достигает совершенства во Христе» - он составляет
(букв. «ставит») эту главу о трех степенях, называя «третьим днем» воскресенье, когда
Господь наш восстал из гроба, и в нем аллегорически изображена (mamtlā) духовная
степень. «Ясно, что двумя днями ранее он взошел на крест»: на телесной степени он
претерпел труды переносимых им искушений, они таинственно указали на
пятницу, в которую Господь наш взошел на крест. «И тогда вошел в покой Господень»:
«покой Господень» есть суббота, в которую упокоился Господь наш во гробе, и ей
аллегорически изображена душевная степень, на которой подвижнический ум
упокоевается от назойливости страстей.

Иосиф Хаззайя. Книга глав о ведении, 4-я сотница
У души праведника есть три помощника, поощряющих ее к добродетели, и четыре
[взаимных] противника, служащих его [т. е. праведника] воле. У души же грешника есть
два помощника, поощряющих ее к противоположному [т. е. к пороку], и четыре взаимных
противника вместе с пятью [вещами], которые отовсюду собирают ведение.

3 помощника = естественные семена, ангел-хранитель и благодать Духа Святого
4 противника = стихии тела
2 помощника = сатана и злая воля
4 противника = страсти и помышления тела
5 = чувства

Раббан Афнимаран. Главы о ведении, 13

Когда четыре придут к согласию от
волнения своего друг против друга, то
не только они, но и пять пребудут в
тишине. Неупорядоченность пяти не
препятствует четырем в их действии.

Иосиф Хаззайя. Послание другу о действиях благодати, 15

Итак, после этого состояния наступает иное состояние, о коем невозможно написать в
послании. Знай лишь, что оно бывает. Признак его таков: нет двух или трех, и
четверичность не отличается от пятеричности, но одно упрощается и другое умаляется, а
источник существования (tursāyā) у того и другого в этом состоянии один. Действие же в
этих двух состояниях, о коих я сказал, есть у первого и у пятого [умных] чувств.


Иосиф Хаззайя. Книга глав о ведении

Когда же из четырех познаѐтся нами Бог, Он показывает нам силу Своих творчества,
праведности и суда. Когда же из трех [Он познаѐтся нами], мы узнаѐм об изобилии Его
благости, милости и любви.
******
Евагрий Понтийский. Главы о ведении I 15–16

Когда будут устранены четыре, будут устранены и пять. Но когда будут устранены пять,
четыре не будут устранены вместе с ними.
Что отделено от пяти, то не отделено от четырех, но что отделено от четырех, то
освобождено также и от пяти.


Авва Исаия Отшельник. Главы о подвижничестве и безмолвии

1. Три добродетели суть всегдашние блюстительницы ума: естественное ему стремление,
мужество и безленостность.
2. Три есть добродетели, которые когда увидит в себе ум, уверяется, что достиг в
бессмертие: «рассуждение», тонко различающее страсти одну от другой, «предувидение»
всего прежде времени, и «несосложение» ни с каким чуждым помыслом.
3. Три есть добродетели, которые всегда доставляют свет уму: не знать злобы никакого
человека, сносить без смущения все случающееся и благотворить зло творящим. Эти три
добродетели рождают три другие, которые выше их: не знать злобы человека рождает
любовь, сносить без смущения все случающееся приносит кротость, благотворить зло
творящим приносит мир.
4. Есть четыре добродетели, которые очищают душу: молчание, соблюдение заповедей
(послушание), самоутеснение и смиренномудрие.


Йоханнан бар Пенкайе. История временного мира, книга 1

Первые природы, которые сотворил Бог, как Он говорит через раба Своего Моисея: небо и
ангелы, земля и огонь, вода и ветер, тьма и свет. Из двух появилось нечто. И один
поделился на что-то. Один побуждает все. И с помощью четырех все было установлено.
Один указывает на что-то. С помощью двух были обозначены все времена и эпохи
маленького и временного мира/века.


Иосиф Хаззайя. 30 глав, глава 9

Язык Духа, глаголющий в душе, в сии четыре времени являет действие свое: во время
литургии, и во время молитвы, и после Трапезы или после первого часа ночи, а также
после чтения [Писаний].

Все же обнаруживаемое делается явным от света, ибо все, делающееся явным, свет есть (с)

AlexS

  • Сообщений: 28
    • Просмотр профиля

https://vk.com/wall-111677185_104898   Телесность и любовь в месопотамской христианской мистике

Natalia

  • Сообщений: 312
    • Просмотр профиля

Сергий

  • "Россия управляется непосредственно Господом Богом. Иначе невозможно представить, как это государство до сих пор существует".(с)
  • Сообщений: 7508
  • "αγαπατε друг друга" - основа ученья (с).
    • Просмотр профиля

Я во "В контакте" не вхож.
Кто-нибудь сумеет "вытащить" оттуда видео, типа на Яндекс-Диск, и позволить мне посмотреть?

Зарегиться во "В контакте" не предлагать!
Сам соображаю такой вариант, но это не для меня вариант.
 :-(
Кроме как во "В контакте" это видео нигде пока не нашёл.
Не нам, Господи, не нам, но имени твоему даждь славу о милости твоей и истине твоей:
Ей гряди Господи Иисусе!  Егоже Царствию не будет конца!  Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе! Аминь.

AlexS

  • Сообщений: 28
    • Просмотр профиля

mp3 двух лекций из "Вконтакте":

https://cloud.mail.ru/public/gvwU/4XZ8ANp5B Ангелология месопотамских мистиков
https://cloud.mail.ru/public/PH75/ScrYG1feY Телесность и любовь в месопотамской мистике

Сергий

  • "Россия управляется непосредственно Господом Богом. Иначе невозможно представить, как это государство до сих пор существует".(с)
  • Сообщений: 7508
  • "αγαπατε друг друга" - основа ученья (с).
    • Просмотр профиля

Огромное спасиБо!
Не нам, Господи, не нам, но имени твоему даждь славу о милости твоей и истине твоей:
Ей гряди Господи Иисусе!  Егоже Царствию не будет конца!  Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе! Аминь.

svod

  • Сообщений: 3865
    • Просмотр профиля

Огромное спасиБо!

Да, присоединяюсь, благодарю за труд.
Выбирая между добром и злом, выбирай любовь.

Oxygen

  • Сообщений: 2043
    • Просмотр профиля

Максим Калинин. Визионерский опыт сирийских мистиков и границы сознания.

https://www.youtube.com/watch?v=GRxPO8CVw4g
Все же обнаруживаемое делается явным от света, ибо все, делающееся явным, свет есть (с)

прозелит

  • Сообщений: 6066
    • Просмотр профиля

Oxygen, спасибо.
AlexS, благодарю

SergeyCh

  • Сообщений: 743
    • Просмотр профиля

Интересное качество (свойство) Форума. Появление ссылки на лекцию и ее содержание. В конце лекции при рассуждении о мистике, богословии, словесной риторике почти явственно присутствует подведение итогов дебатов последних месяцев в темах Евангелия от Фомы и Трех экстазов. В самой лекции и про не вторичность женщины, и про отсутствие комплекса вины и первородного греха, и......

Очень понравилась лекция - глубина, искренность личного поиска лектора, открытость.....   

Oxygen

  • Сообщений: 2043
    • Просмотр профиля

Да. Еще важны слова от ответственности: "Человек - это руки Бога.У человеческого зла нет метафизического обоснования. У человеческого зла есть обоснования, которыми может заниматься социология, биология, но так или иначе, человек несет ответственность за то, что он делает. Вопрос о том, что Бог допустил чего бы то ни было снимает ответственность с человека. Человек отвечает за то, что он сделал. И в данном случае, нужно исходить из того, как если бы Бога не было - если совсем до грубой формы довести этот тезис. Потому что люди действуют в пространстве, в которое Бог не вмешивается. И единственный путь Богу вторгнуться в это пространство - это открыть Его в глубине своего сознания".
Все же обнаруживаемое делается явным от света, ибо все, делающееся явным, свет есть (с)

прозелит

  • Сообщений: 6066
    • Просмотр профиля

Oxygen, //Человек - это руки Бога.У человеческого зла нет метафизического обоснования. У человеческого зла есть обоснования, которыми может заниматься социология, биология, но так или иначе, человек несет ответственность за то, что он делает. Вопрос о том, что Бог допустил чего бы то ни было снимает ответственность с человека.// Не соглашусь в том, что у человеческого зла нет метафизического обоснования, оно как раз есть. Обоснование это - в признании корня человеческого зла, который есть человеческое неведения. Базовое не-ведение своей изначальной, истинной природы, неотделимой от Бога. Это неведение - прежде всякой гордыни. В этом неведении человека можно сравнить со спящим или невменяемым. Несет ли такой ответственность за зло, если он не в состоянии нести ответственность за самого себя? Вопрос интересный.

Родион

  • Сообщений: 9254
    • Просмотр профиля

прозелит, ты рассуждаешь из данности. Понятия добра и зла в человеке воспитываются. Более того. Если ты поднимешься в среде, где нет понятия "Бог", ты не будешь верующим или ещё каким. Может ты из опыта усвоишь заповеди, если захочешь (поймёшь как) выжить. Почему никто не видит - не будет социума, не будет Бога? Маугли быстро сдохнут.
- Путеводитель хороший не посоветуете?
- Пожалуй вот... возьмите Данте.

прозелит

  • Сообщений: 6066
    • Просмотр профиля

Родион, конечно, из данности. Из данности того, что сокровенная природа человеков, сокровенная антропология - универсальна. Ей происходит единение.
//Если ты поднимешься в среде, где нет понятия "Бог", ты не будешь верующим или ещё каким.//
Ты не будешь верующим, да. Но, даже если твои доктрины полностью отторгли и деконструировали Бога на "энергии", или на "ясность", "блаженство", "пустотность", на необусловленные "любовь" и "сострадание", как на самосуществующие без всякого Бога, то даже эти игры буддистского или адвайтинского или еще какого ума не мешают пребыть в Боге. Такой вот юмор.

Про то, что добро и зло - весьма относительны и вообще не критерий, поскольку истинно одно лишь Божье благо, знали и ранние христиане.