Исихазм



23 Сентября 2019, 03:33:42

Автор Тема: 3-ий том Исаака Сирина  (Прочитано 6307 раз)

snusmr

  • Сообщений: 777
    • Просмотр профиля

Re: 3-ий том Исаака Сирина
« Ответ #30 : 16 Февраля 2018, 22:12:31 »
А это уже перевод Григория Кесселя
Предлагаемый ниже русский перевод двух текстов Исаака выполнен автором этих строк по критическому изданию С. Кьяла1 со сверкой по вышеуказанным переводам П. Беттиоло2 и А. Луфа3. Перевод нацелен на как можно более близкую передачу оригинального текста, хотя ввиду значительной сложности языка и стиля в некоторых местах пришлось отказаться от такого подхода в пользу более точной (насколько это было возможно) передачи смысла.

1 Chialà, S., Isacco di Ninive. Terza collezione (Corpus Scriptorum Christianorum Orientalium, 637; Scriptores Syri, 246). Leuven: Peeters, 2011, p. 27–30, 112–113 [сир. текст], id., Isacco di Ninive. Terza collezione (Corpus Scriptorum Christianorum Orientalium, 638; Scriptores Syri, 247). Leuven, 2011, p. 43–48, 154–165 [итал. перевод].
2 Bettiolo, P., Isacco di Ninive. Discorsi spirituali. Capitoli sulla conoscenza, Preghiere, Contemplazione sull’argomento della gehenna, altri opuscoli. Magnano, 1990, p. 241–245 [перевод пятого трактата].
3 [Louf, A.,] Isaac le Syrien. OEuvres spirituelles – III, d’après un manuscrit récemment découvert (Spiritualité orientale, 88). Abbaye Sainte-Marie du Mont, 2009, p. 67–72, 178–179.

ГОМИЛИЯ 5
О творении и Боге

1. Хотя и было, когда не было творенья, но никогда не было, чтобы Бог не имел бы Своей любви к нему. Потому что хотя и было, когда творенье не существовало, но никогда не было, чтобы у Бога отсутствовало знание (īd῾āṯā) о нем. И если [творенье] когда-то не обладало знанием (до того, как было сотворено), то у Бога всегда было знание о всех его частях  и сущностях . Его же он наделил существованием, когда Сам того захотел.
2. Истинная любовь Бога к творенью познается вот из чего: после того, как Он закончил созидать все части [творения], Он совокупил его одним единением – всё чувственное и умственное единой связью, – и, соединив со Своей божественностью и вознеся превыше всех небес, посадил его на вечном престоле, сделав богом над всем .
3. И опять же, естественно ли: [подняться на] ступень выше той, которую получило творенье? Не убеждает ли тебя, о человек, что это истинный знак обильной любви Бога к творенью?
4. Благодаря какому ходатайству творенье получило это? И какую молитву оно принесло за себя? Могло ли такое прийти ему на ум? (ср. 1 Кор. 2:9) И какой образ жизни оно показало, чтобы стать богом? Почему мы блуждаем в наших помыслах о ничтожном и не приближаемся к великому богатству, которое мы получили, и не размышляем [о нем]? Ни ночью, ни днем мы не устремляем свой взор к нашему великолепию, но мы уже обожены! Скажи мне, возлюбленный, разве не дана нам полная свобода, чтобы выбрать ради всей природы то, что красиво и превосходно для нас? Но кто же из нас избрал для себя или ради природы все то, что Бог задумал о нас?
5. Существует ли иное место более высокое, чем то, на которое поднялось творенье? Какое же место величественней божественности? Но вот, творенье стало богом.
6. Итак, мы не входим в рассмотрение частностей, из которых проистекало бы свидетельство крепчайшей любви Божией к твари, но устремляемся к конечному богатству, и к тому, что содержит множество проявлений его любви в едином виде, позволяющем рассматривать [их] совместно,
7. и где бы наш взгляд не рассеивался по [отдельным] вещам. Даже если ум входит [в рассмотрение] частных проявлений Его любви, то он простирается над всем удивительным разнообразием сотворенного Им для нас, и обнаруживается, что отовсюду, что бы мы не взяли, сияет знамение Его горячей любви к творенью.
8. Но мы устремляемся к целостному познанию (re῾yānā ḥāḇōšā), где наша мысль преодолевает обособленность различных вещей, и где наш ум, когда мы следуем к Нему, не блуждает во многом. Но собранный воедино, не рассеивающийся взгляд рождается восхищеньем, которое своим обильным убеждением испытывает мысли [сообщая им] крепость разума.
9. В начале творения, когда Бог сотворил Адама, и он еще не мог отличать правое от левого (ср. Быт. 4:11), то, как только был сотворен, он [уже] пожелал [обрести] божественность. Тому, что сатана посеял в нем со злым умыслом, [сказав] «Станьте как боги» (Быт. 3:5), [Адам] поверил по своей неопытности. Бог же осуществил это на деле, и в конце дней по многой любви Того, Кто сотворил его, ему был дан венец (ср. Прем. 5:16) божественности. Правильно сказали отцы, движимые Духом, вещавшим через них Божию силу, Который осуществил это и открыл им сие таинство:
10. «Единство Христа в божественности указывает нам на таинство единения всего во Христе» . Таинство же состоит в том, что все творение благодаря Одному (ср. Рим 5:17–19) таинственно приблизилось к Богу и распространилось во всём . Словно части тела с туловищем , всё объединено в Нем, Он же – будто голова  всего (ср. Кол. 1:18, Еф. 1:22–23). И для всего творения было установлено, что никогда никакая часть от целого не останется отделенной. Поистине, великий замысел Духа не [в том], чтобы передаться  одним только частным существам, но, чтобы совершить нечто более превосходное: он явит [всё] то, что здесь было раскрыто.
11. Слава тебе, Творец и Господь, Ты наполнил меня утешением и радостью в целостном созерцании Твоей любви. Ты вознес мою мысль от глубин земли и принял ее на престоле Твоей Сущности, чтобы водить в богатстве Твоей природы, восхищаться неизреченными таинствами Твоей любви и, удаляясь от множества частей творения, взойти к месту его Творца.
12. Меня опьяняет Его невидимый образ, меня восхищает Его слава, меня воспламеняют Его таинства, меня изумляет Его любовь. Он преподнес мне Свои таинства и явил мне Свое богатство. И когда мне кажется, что мой путь завершается, [все это] вновь охватывает  меня, но только с еще большей силой, чем это было прежде . И когда мне кажется, что я погрузился в них, я начинаю вновь любоваться ими же, что стали передо мной великим морем, которое невозможно пересечь и которое сладко для созерцания. От повторения этого сменяются Его откровения, увеличиваются Его таинства и меняются в уме Его образы.
13. Если уже в том, что касается нас и нашей природы, Его таинства не ограничены, то кто [дерзнет] приступить к Его природе? Может ли быть еще и другая природа, более крепкая для прозрения, [чем та], что у ангелов, дабы не удалиться от их ведения? Если в том, что мы видим и воспринимаем (ср. Ин. 1:1) – [только] стези Его домостроительства (mdabbrānūṯā), которые остаются недоступными для постижения уму, то каково же то, что невидимо?
14. О безмерная любовь Бога к Своему созданию! Мы глядим на это таинство через невыразимое прозрение, уразумевая, что Он присоединил творение к [божественной] Сущности не потому, что нуждался в нем, но основал его, чтобы оно приблизилось к Нему и причастилось Его богатству. Он дал ему Свое, чтобы оно распознало вечную благость Его природы, и Он положил на него честь и славу Своей божественности. Вместо невидимого Бога видимое творение было названо богом , и вместо несотворенного и вневременного Он увенчал (kallel)  наименованием Троицы сотворенное и имеющее начало. То честное имя, для почтения святости которого даже уста ангелов не [достаточно] чисты, было положено на Его создание.
15. Это есть уничижение, о котором говорится в Священном Писании: «Он уничижил Себя Самого» (Фил. 2:7), – о чем блаженный [апостол] Павел сказал в неизреченном восхищении (ср. 2 Кор. 12:1–4). Его толкование есть прозрение истории  божественной любви, ибо Он возлюбил всё творение, чтобы оно называлось богом и имя Его величия стало именем [творения].
16. Велико это таинство! (ср. Еф. 5:32) Я не знаю, как я задумал плавать в этом великом море, и кто дал мне эти крепкие руки, которые сладостно плывут в неосязаемой бездне и не утруждаются. Но чем больше мы видим распростертое море, край которого не показывается, тем больше облекаемся в сладость, и вместо усталости – радость вырывается из сердца. Я не ведаю, каким образом я стал достоин сей благодати, дабы толковать божественную любовь, которая не изрекаема тварным языком. [И даже] существа ангельские слабы, чтобы подняться до высоты ее созерцания и чтобы вместить в своих мыслях все богатство столь великой Его любви.
17. Мы предаемся этому не для того, чтобы исследовать такую высоту, но чтобы наслаждаться ею. Да [через] небольшое вкушение воспримем историю Его попечения . Поэтому остановимся и пребудем в молчании (šeṯqā) после того, как нам было явлено то, предел чего неисследим – любовь Божья к Своему творению. И пока не настало то время, когда мы обретем осуществление прообраза Его таинства в ином мире, который уготован для откровения любви, остановим наше слово здесь, крепко держась сего утешения, являющегося зеркалом [грядущего утешения], и [держась] смутного образа нашего ведения о любви и нашей веры до дня великого и славного откровения, когда мы незримо увидим наше богатство с нами и у нас (ср. 1 Кор. 13:12).
18. Кто способен вместить восхищение и радость от того, что уготовано нам без требования, но по Его вечной любви и безмерной милости? «Бог, богатый милостью, по Своей великой любви, которою возлюбил нас» (Еф. 2:4). Ему слава во веки веков. Аминь. Аминь.

 

snusmr

  • Сообщений: 777
    • Просмотр профиля

Re: 3-ий том Исаака Сирина
« Ответ #31 : 16 Февраля 2018, 22:20:45 »
ГОМИЛИЯ 16
О творении и Боге

1. Существует молитва чистая (ṣlōṯā dḵīṯā) и молитва духовная (ṣlōṯā rūḥānīṯā). Последняя из двух превосходнее первой, как свет солнца [превосходнее] свечения малого светильника.
2. Чистая молитва есть та, что, благодаря попечению о [вечных] благах и памятованию о грядущем веке (ср. Евр. 2:5), превозносится над блужданием помыслов и попечением о земном. Она есть прошение о прекрасном и освобождение от беспокойства о преходящем.
3. Молитва духовная есть та, что возникает в разуме от воздействия Святого Духа и при ощущении  того, что превосходит познание сотворенного. Она не сподвигает ни к каким взысканиям – даже [к взысканию] совершенства, желанию [получить] обетованное и [обрести] Царство Небесное. Ведь в ней действием Святого Духа и без собственной воли природа (kyānā) выходит из себя . [В это время] душа (nafšā) пребывает в изумлении перед божественной Славой (šūḇḥā alāhāyā) в соответствии с чином тех святых сил, [что пребывают] в неизреченных славословиях. Остальное о них говорит [апостол] Павел (ср. Еф. 1:21 и Кол. 1:16).
4. Первая молитва есть труд, и она подчинена свободной воле (ṣeḇyānā). Ее движения (zaw῾ē) закреплены : душа, которая молится c телом и умом.
5. Во [время же] второй [молитвы] ни душа, ни телесные чувства не молятся, и она не подчинена воле. Ибо, когда всё безмолвствует, Дух совершает Свою волю. Это не молитва, а, скорее, молчание (šeṯqā). И это есть бестелесное богослужение, которое, по подобию сил небесных, совершается святыми на земле, словно на небе.
6. Когда душа созерцает сущности (hawnē) , глаза переполняются слезами от сладости увиденного. Временами помыслы одолевают душу, но если она пребывает в изумлении пред божественной Сущностью, то ни один из них [не может возобладать].

svod

  • Сообщений: 3104
  • Мы с тобой одной крови-ты и я.
    • Просмотр профиля

Re: 3-ий том Исаака Сирина
« Ответ #32 : 16 Февраля 2018, 23:12:14 »
Колхозник, Вы ответили не на то, что я написала, а на что-то свое.
Сосуды не смогли вместить Свет и поэтому разбились, обернувшись своей противоположностью. Чтобы исправить поломанное Творец разбивает их снова и водой измельчает до глины, потом глину Он обжигает на огне, и в ней плавит стекло или металл, как материал, пригодный для сосудов, способных вместить Его Свет. Поэтому не наливают новое вино в ветхие мехи. Человеческая природа не способна воспринять Свет Творца - нечем, нужна иная природа, которую творит только Он Сам (поэтому на небо восходит только Сын сшедший с небес, Твоя от Твоих). Я написала очень много для того, у кого есть глаза чтобы видеть и уши, чтобы слышать.

Лиля, у тебя есть желание пополнить ряды всевозможных "посланцев"? Сейчас очередная эпидемия, новости так и пестрят заголовками о путешествующих во времени, а уж по религиозной линии, так этот "тренд" и не прекращается. Что бы не попадать под эти веянья, нужно как можно чаще возвращаться в реальность "здесь и сейчас" и помнить, что эгоизм несовместим с понятием посланник (в высоком смысле), так как он (посланник) не действует от себя.

Трудно с вами, творческими людьми, витаете кто знает где....даже труднее чем с мистиками...)))

зы: усыновление, это реальный акт. Самое первое преображение, это возвращение в реальность. Слои, фантазии, фтопку... хотя они могут быть прикольными и даже талантливыми.

Владимир, какие то необъяснимые жесткие нотки. Зачем ты так, зачем ты так. Ну, нельзя же вечно оставаться ночным дозором. Мне кажется Лилия расцветает, как лилия, а вы ее ногой.

Когда радист "Моряны", горбясь,
искал нам радиомаяк,
попал в приёмник женский голос:
"Зачем ты так? Зачем ты так?"

Она из Амдермы кричала
сквозь мачты, льды и лай собак,
и, словно шторм, кругом крепчало:
"Зачем ты так? Зачем ты так?"

Давя друг друга нелюдимо,
хрустя друг другом так и сяк,
онда другой хрипели льдины:
"Зачем ты так? Зачем ты так?"

Белуха в море зверобою
кричала, путаясь в сетях,
фонтаном крови, всей собою:
"Зачем ты так? Зачем ты так?"

Ну, а его волна рябая
швырнула с лодки, и бедняк
шептал, бесследно погибая:
"Зачем ты так? Зачем ты так?"

Я предаю тебя, как сволочь,
и нет мне удержу никак,
и ты меня глазами молишь:
"Зачем ты так? Зачем ты так?"

Ты отчуждённо и ненастно
глядишь - почти уже как враг,
и я молю тебя напрасно:
"Зачем ты так? Зачем ты так?"

И всё тревожней год от году
кричат, проламывая мрак,
душа - душе, народ - народу:
"Зачем ты так? Зачем ты так?"

(Евтушенко)
Я облачился в мантию философии, дарованной мне Богом, в мантию Его любви.

Колхозник

  • Сообщений: 2479
  • Владимир
    • Просмотр профиля

Re: 3-ий том Исаака Сирина
« Ответ #33 : 16 Февраля 2018, 23:48:52 »
Зачем ты так,

для баланса..



"Во [время же] второй [молитвы] ни душа, ни телесные чувства не молятся, и она не подчинена воле. Ибо, когда всё безмолвствует, Дух совершает Свою волю. Это не молитва, а, скорее, молчание (šeṯqā). "

Золотые слова! Пора помолчать.

svod

  • Сообщений: 3104
  • Мы с тобой одной крови-ты и я.
    • Просмотр профиля

Re: 3-ий том Исаака Сирина
« Ответ #34 : 17 Февраля 2018, 00:13:53 »
Это не ответ. То есть не объяснение. Хотя никто объяснение и не требует. Баланс здесь держится на строках (столбах) Исаака Сирина, а ты лишь балансируешь, чтобы между ними пройти, и к тому же при этом толкаешь других.
Я облачился в мантию философии, дарованной мне Богом, в мантию Его любви.

snusmr

  • Сообщений: 777
    • Просмотр профиля

Re: 3-ий том Исаака Сирина
« Ответ #35 : 17 Февраля 2018, 00:14:22 »
Цитировать
Аскетика настоящего времени сместилась с ментально-созерцательной работы в поле непосредственного действия

Вот это Вы отмечаете как положительную сторону современной аскетики. Но возникает вопрос, не наоборот ли? И еще. Почему деятельная сторона для аскетики прошлого была неподъемной, а сейчас подъемной?

Присоединяюсь к вопросу дорогого Свода

Skylander

  • Сообщений: 1801
    • Просмотр профиля

Re: 3-ий том Исаака Сирина
« Ответ #36 : 17 Февраля 2018, 03:58:32 »
Ну да, толерантность к одним не может не сопровождаться нетерпимостью к другим. Пусть Лили превозносится и хамит вволю, Свод защитит сей расцвет.

Никопон

  • Сообщений: 473
    • Просмотр профиля

Re: 3-ий том Исаака Сирина
« Ответ #37 : 17 Февраля 2018, 04:56:19 »
5:10 и 16:1 - нет ли тут противоречия? Может и нет, однако сомнения какие-то. Вот 5:1 говорит о единстве во Христе. Есть ли во Христе отдельные "я"? Нет. Единое тело Христово. Два образа молитвы, чистая и духовная, о чем сказано в 16:1. Но почему одна "превосходит" другую, как если противопоставляются члены тела? Может перевод неточен. Как тело едино, так и молитва едина, она многогранная и общая во всем теле, и один образ молитвы не превозносится над другим.
любящий другого исполнил закон (Рим, 13-8)

Skylander

  • Сообщений: 1801
    • Просмотр профиля

Re: 3-ий том Исаака Сирина
« Ответ #38 : 17 Февраля 2018, 05:30:29 »
Мне видится что единство во Христе - это превосхождение разделения, без потери индивидуальных я, когда индивидуальные я расцветают и дополняют друг друга, а не перемешивание в единый субстрат. И различение молитв дано ясное, причём здесь превозношение?

Никопон

  • Сообщений: 473
    • Просмотр профиля

Re: 3-ий том Исаака Сирина
« Ответ #39 : 17 Февраля 2018, 06:02:25 »
Skylander,
Различение хорошо, я претыкаюсь о термин "превосходнее" во фразе:
"Последняя из двух 'превосходнее' первой"
p.s.
Да не прозвучит пафосно: в "я" не вижу, не нахожу ценного. Одни грехи от "я", а все хорошее, что бывает в человеке, приходит откуда-то свыше, а не от "я". Поэтому ну его, "я" выкинуть. А может ослеп и не вижу что же хорошего в людской природе в нынешней.

« Последнее редактирование: 17 Февраля 2018, 06:21:42 от Никопон »
любящий другого исполнил закон (Рим, 13-8)

snusmr

  • Сообщений: 777
    • Просмотр профиля

Re: 3-ий том Исаака Сирина
« Ответ #40 : 17 Февраля 2018, 07:37:37 »
5:10 и 16:1 - нет ли тут противоречия? Может и нет, однако сомнения какие-то. Вот 5:1 говорит о единстве во Христе. Есть ли во Христе отдельные "я"? Нет. Единое тело Христово. Два образа молитвы, чистая и духовная, о чем сказано в 16:1. Но почему одна "превосходит" другую, как если противопоставляются члены тела? Может перевод неточен. Как тело едино, так и молитва едина, она многогранная и общая во всем теле, и один образ молитвы не превозносится над другим.

Два образа молитвы — это не разные члены... Два образа — это состояние в котором пребывает один и тот же член. Рука или нога одинаково важна, но рука может гнить, может ныть, а может быть абсолютно здорова... Вот абсолютна здорова - это пребывание руки насколько возможно цельно в Теле Христовым, не отторгаясь от Него, то есть в высшей степени молитвы.

Цитировать
«Превосходнее»
Нормальный термин. от слова «восходить». Кто-то восходит по лестнице выше, кто-то находится ниже

Цитировать
в "я" не вижу, не нахожу ценного.
Долгая тема, неоднозначная, это тема для обсуждения Исаака Сирина.
Но отцы недаром говорят не о растворении в Боге, а о том что каждой личности даются свои дары, в соответствии с ее особенностью и индивидуальностью. Если бы «я» не было, тогда бы растворние в Боге стало абсолютным, однако же оно «неслиянно нераздельно»!
« Последнее редактирование: 17 Февраля 2018, 07:49:14 от snusmr »

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 10972
    • Просмотр профиля
    • http://www.hesychasm.ru

Re: 3-ий том Исаака Сирина
« Ответ #41 : 17 Февраля 2018, 09:12:07 »
Отрицания нет, есть продолжение, поскольку восхождение на вершину молитвы не заканчивается восседанием на ней. Есть и путь нисхождения - принесение вышнего света в низкие, темные места, их освоение.

Если ум замолкает, сердце истаивает и весь мир как бы исчезает при высокой молитве, темное нутро остается прежним, неочищенным, дебелым. Оно укоренено в общем под- и бессознательном, в котором покаянию еще и начало не положено. О чем подвижники и говорили. Сидеть на высокой вершине или работать по очистке завалов? Ветхий ум говорит, что первое - достойно, а второе - нет. На то он и ветхий...

Другая сторона. Есть традиционный способ передачи всяческих требований и благ, базирующийся на иерархической преемственности и посредничестве - известном принципе организации и поддержании сего мира. Земные институты (церковный среди них) построены на этом принципе, который - для сохранения - сакрализируется и возводится в абсолют. Христос подобную иерархию, мягко говоря, во главу угла не ставил, за что и пострадал.

Одна из бед (есть и другие) традиционной передачи - неизбежное дробление и возрастающее искажение при переходе от высоких уровней к низким. Сам инструмент такой передачи подвержен старению и со временем приходит в негодность, в лучшем случае превращаясь в музейный экспонат, в худшем - становясь рассадником дурости и зла.

Когда говорят, что в прошлом было в чем-то лучше (глубже, сильнее и пр.), чем в настоящем, апеллируют к законному иерархическому механизму передачи. Дух Святой может использовать такой механизм, пока он не заржавел, но нисколько им не ограничен. Хотя приверженцы самого механизма так не считают :) Посему и сметаются беспощадным ветром перемен.

Непосредственное действие Святого Духа не ухватывается умом, оно не ментально. Это знает тот, кто водим Духом. И он видит поле нынешней пахоты, осуществляемой Духом.

snusmr

  • Сообщений: 777
    • Просмотр профиля

Re: 3-ий том Исаака Сирина
« Ответ #42 : 17 Февраля 2018, 11:39:46 »
Александр, означает ли это, что завалы свои выгребать плохо, находясь будучи в пещере? Или обязательно надо в социум, так сказать нести свет в мір, параллельно очищая свои завалы? Думается мне что это не всегда возможно (как первое так и второе, нету стандартных решений КАК)
В чем прикол данного этапа на ваш взгляд, что Дух будет нетрадиционно прокладывать себе дорогу?

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 10972
    • Просмотр профиля
    • http://www.hesychasm.ru

Re: 3-ий том Исаака Сирина
« Ответ #43 : 17 Февраля 2018, 12:31:32 »
Понять, в чем прикол, можно, почитав Евангелие. Чему учил Господь, какие действия совершал? Сколько он находился в пещере, и как часто призывал в пещере уединяться? Был ли он в социуме или уходил и уводил из него? И куда? Были его действия традиционными или нет?

snusmr

  • Сообщений: 777
    • Просмотр профиля

Re: 3-ий том Исаака Сирина
« Ответ #44 : 17 Февраля 2018, 12:56:48 »
Понять, в чем прикол, можно, почитав Евангелие. Чему учил Господь, какие действия совершал? Сколько он находился в пещере, и как часто призывал в пещере уединяться? Был ли он в социуме или уходил и уводил из него? И куда? Были его действия традиционными или нет?
Нее, ну как Господь, простите меня... кто тут стяжал такие дары и такую веру ходить по воде? а наш возраст у большинства за тридцать...
что Хоистос делал до 30-ти лет мы вообще не знаем. Равно как и Серафим Саровский, прежде чем помочь тысячам людей - половину жизни провел в строгом уединении и подвиге. Не надо брать на себя больше, чем можем понести, чистить завалы и нести свет не совпадают зачастую по времени.
И вообще путей к Богу не один.
 

Поиск