Исихазм

Автор Тема: Исаак Сирин. Главы о знании  (Прочитано 5840 раз)

Сергий

  • "Россия управляется непосредственно Господом Богом. Иначе невозможно представить, как это государство до сих пор существует".(с)
  • Сообщений: 7508
  • "αγαπατε друг друга" - основа ученья (с).
    • Просмотр профиля

Re: Исаак Сирин. Главы о знании
« Ответ #15 : 09 Февраль 2018, 22:30:05 »
Спасибо.
Глоток чистой воды.
Не нам, Господи, не нам, но имени твоему даждь славу о милости твоей и истине твоей:
Ей гряди Господи Иисусе!  Егоже Царствию не будет конца!  Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе! Аминь.

snusmr

  • Сообщений: 856
    • Просмотр профиля

Re: Исаак Сирин. Главы о знании
« Ответ #16 : 30 Апрель 2018, 05:47:28 »
Избранные главы второго слова о знании

1. Подобно тому, как движения воздухов своими переменами возвещают то, что у них есть Правитель, так и разум своими изменениями в противоположные стороны — то вправо, то влево — показывает, что его движениям непрестанно сопутствуют борение и помощь благодати, и от них день за днём он совершенствуется в учении о новом [мире].
2. Есть слово, облеченное в материю, но не отпечатывающееся в материи. Есть [слово], не облеченное в материю и отпечатанное. Наконец, есть простое [слово] и не отпечатанное. Когда простое слово, без печати, движется в молитве, оно завершает облеченное [материей] слово, [двигаясь] к Тому, Кто есть прежде всего и Кто ведет [все] к завершению.
13. Тот, Кто ясным образом свидетельствует точную истину, от чтения о знании попустил нам почувствовать огонь, падающий в сердце во время молитвы, [в то время как] конечности расслаблены, чувства пропали, язык ослаб, разум прекратил движения, в коленопреклонении на одном и том же месте в течение длительного времени. Когда человек приступает к молитве, то память об этом зажигает ум молящегося в разумении здравых слов о Боге, над которыми он размышлял незадолго до этого.
14. Насколько человек удостоится откровения Божественных тайн, [настолько] он в совершенной чистоте по действию Святого Духа познает [свой ум]. В этом знамении мысленный восторг познается теми, кто идет по пути познания: в размышлении ли над псалмами, чтении ли, молитве или в упражнении ума. Насколько действию [этому] удостаиваются они в своем уме, [настолько] в этом особом удивлении и сердечном восторге наслаждаются в радости о Боге и время от времени таинственным образом получают [ее] в своем разуме — те, которые ради познания Бога каждый день совершают великие дела и радостно приготовляют свои души к смерти, чей дух беспечален и кто не покидает тишину.
15. Страх, рождающийся в человеке от Божественного провидения, от боязни, скажем так, прегрешения, во время спокойного движения корабля его в сопровождении бриза радости и возвышающих сердце мыслей, рождает в сердце его Божественную печаль (ср.: 2 Кор. 7, 10), которая, несомненно, [является] укреплением души. Отсюда возрождаются в нем чистые и горячие молитвы, носящие в себе радость и печаль, которые есть надежда и страх (т. е. надежда будущих благ рождает радость, а страх наказания и мук — печаль). Когда он мыслит: «Только бы мне не сойти с пути, о, лишь бы я внезапно не согрешил перед Богом на ошибочном пути!», — тогда приобретает человек в уме своем великое смирение, и из-за страха его не гордится сердце его приходящими к нему благами.
16. Во время испытаний и скорбей убежище души — ее вера в Господа нашего. Убежище же ее служения — исповедование ее немощи.
17. Те, кто утвердились в грядущей надежде и стали достойны этой радости в Духе, не ищут больше остаться в этой жизни, но вырывается их сердце и тоскует, что они еще не оставили эту жизнь и счастье в ней. Они знают, о чем я говорю, — те, кто обезумел в этой мысли, и мир стал возмутительным для них от нестерпимого наслаждения, которое воздвигнулось и переполнило их сердце так, что от большой уверенности, которую принял их разум, совершенно развеялось сомнение. В этот момент [их] разум пожелал оставить тело и в действительности увидеть это достояние. [Они] — те, кто в благодати Божией удостоились этой радости от Того, Кто не по трудам [человека], но по Своей неизмеримой благости безвозмездно изливает Свой дар этой веры на детей во Христе. Он дает обильно наслаждаться [еще] в [этих] скорбных и тленных жизнях тем, кому пожелает. Какие из тех [вещей], что [можно найти] на земле, сравнимы с верой сердца, подаваемой время от времени по милости Божией в качестве дара для наслаждения людей?
18. О, как слаба сила чернил и начертание букв, чтобы точно выразить в книге что-либо, в сравнении со знанием тех, кто в действительности стали достойны дара восторга духовными благами по обильной благодати Божией!
19. Слава Тому, Кто стал для нас Посредником (ср.: 1 Тим. 2, 5; Гал. 3, 19–20) в этих благах и через Кого мы удостоились получить, узнать и почувствовать веру в то, что «ни око не видело, ни ухо не слышало» (1 Кор. 2, 9), ни чувства души не могли воспринять; эти блага, которые сначала посреди нас [были сокрыты] от нас. Истинно Он есть образ Того, Кто невидим (ср.: Кол. 1, 15). Божественная природа [Сына] соединилась с Тем, Кто был взят от нас ради надежды разумных существ о тех [благах], которые хранились изначально у Него и которые ныне Он явил. И теперь Им показана их часть, чтобы утвердить в оставшемся, сохраняемом для нас до обновления, которое через Него получит творение сие.
23. Смирение — совершенство здравого ума. До тех пор, пока оно пребывает в человеке, не бывает с ним богооставленности в каком-либо искушении так, чтобы он искушался телом или умом одной из страстей или печалей на телесном или душевном уровнях.
24. Всякая страсть, которую мы любим и которая нам приятна, даже если мы не осуществляем ее, по определению божественного суда подлежит наказанию по своей вине, которое мы полностью осознаем. Мы получим наказание за это здесь или в грядущем веке, как если бы мы на деле совершили: будь то желание похоти, или за зависть, или лукавство на ближнего, или любая страсть. Потому что мы возжелали в сердце своем то, о чем отлично знали, что оно против божественной воли, а мы добровольно думали и любили вспоминать об этом.
25. Когда тщеславие появляется в телесном уме, оно предает нас блудной страсти. Когда же [оно возникает] в душевном уме, оно взращивает гордость. То [происходит] от телесного довольства, а это — от превосходства в образе жизни или знании.
27. Когда во время одного из богоугодных дел или искушений ради них ты увидишь непривычную мощь и терпение в твоей душе, благодаря которым ты легко претерпеваешь и не угнетаешься, как это свойственно природе, так что даже некоторое ликование прилепляется к твоему сердцу и воодушевляет [его], а усталость и тяжесть этого [труда] ослаблены и уменьшены, и ревность овладевает разумом, — в это время разумей, что [это] действие [Бога] близ тебя, и божественное присутствие благоприятствует тебе в деле этом.
28. Когда одна из страстей, даже если ты ее ненавидишь, или помысел, который ты способен видеть, необычно настойчиво движется в тебе, будь осторожен, потому что у этого есть причина. Господь наш, которому все легко, через страдание в молитве, усердно приносящейся Ему, способен Своей силой удалить от нас [любые препятствия], когда мы усердно (букв. «не ленясь») призываем Его. Он способен умудрить сердце наше в познании сокрытого, как это, и привести к благому исходу конца его.
Комментарий: Благодаря молитвенному размышлению, раздумью и мысленному страху просветляется разум. Божиим содействием, которое сопровождает страх Божий, [разум] избегает и спасается от ошибки послушания сатане, порабощающего человека, как правило, через помрачение души. Молитва же, поскольку является размышлением о Боге, естественным образом просвещает сердце.
29. Бывает такая скорбь, которая, как кажется, переносится ради Бога или за грехи, из-за того, что мы не стяжали божественных [даров], или же их отсутствие мучает нас, однако [на самом деле] это ловушка сатаны, которую он прячет в уме, который в страхе Божием наивно рассуждает, как написано: «На этом пути, по которому я ходил, скрыли сеть для меня» (Пс. 141, 3), и еще: «Преткновения на пути положили мне» (Пс. 139, 6). Печалью по Богу хочет [сатана] отвратить его (т. е. объект своих нападок) от радости и наслаждения по Нему, а страхом греха затянуть его в отчаяние. Любой страх о грехах и печаль о добродетели, не соединенная с надеждой на Божие милосердие, неизменно в одном [направлении] движется и приводит нас в отчаяние. Мы точно знаем, что [в эти моменты] разжигаемся сатаной.
30. Христос, дающий жизнь всему, чтобы обновить человечество, прячущий божество Свое от очей серафимов, в человеческом теле [Ты] явился видимым миру. Умудри меня в Твоем пути, дай мне, Господи, мудрость, чтобы знать, как приблизиться к Твоему Господству. Пусть воссияет надежда на Тебя в сердце моем, да буду ей опьянен все время и забуду смертный мир в наслаждении надежды на Тебя. Боже мой, удостой меня забыть [о мире] от движения надежды на Тебя, которая явлена во всех святых. Воистину, братия мои, говорю вам, что человек в миг сей кажется подобным безумцу, когда этой мыслью озаряется сердце [его]. Поверьте мне, потому что я не лгу.
31. Одиночество приобщает нас Божественному Уму и в короткое время беспрепятственно приближает нас к просветленности ума.
32. Во время заката и нехватки воздуха усердно используй внешние средства, а именно: коленопреклонения, продление молений и прочее. Внезапно освобождается воздух, и неожиданно солнце вновь поднимается и распростирает лучи до середины небосвода.
33. Пустынное место по причине господствующей там великой нужды стяжает нам смерть сердца (т. е. смерть греховного ума) и дает ему (сердцу) поведение ребенка, соединяет его с Богом из-за того, что взор его по необходимости непрестанно обращен к Нему день и ночь.
34. Смирение — это предел собранности ума. Всякий раз, когда рассеивается ум, части смирения отрываются. Если, однако, ты скажешь, что собранная в самой себе мысль может помышлять злое, то покажи мне [хоть] одну из лукавых страстей, которая возникает в уме без образов. Если ум подвергся воздействию материальных образов, то в нем нет сосредоточенности. Если же [материальные образы] рассеиваются, то поистине ясно, что он освободился даже от образов страстей.
35. Безмятежность разума является состоянием [необходимым] для [присутствия] истины в душе, поскольку истина познается без образа. Истина есть сияние восходящей в уме Божественной мысли.
36. Всякое размышление над [каким-либо] предметом, к которому оно движется, оставляет в уме отпечатка. Истина же, поскольку у нее нет образа, не оставляет в уме отпечатка в прямом смысле, будь то в материальном или скоплении помышлений. И хорошо сказал мудрец, облеченный в Бога, что разум, который созерцает Бога, свободен от отпечатков и [всего] материального. Итак, каждый образ, возникающий в разуме, ниже истины. Размышление о Боге в уме ставит ум выше образов.
37. Страсть больше не царит в том уме, который умер для мира (ср.: Гал. 6, 14; Кол. 2, 20). Смерть для мира — это постоянное ожидание смерти. От любви к чему бы то ни было, существующему оживленно (букв. «напористо») и бурно, возмущается в уме память об этом. Когда же любовь угасает, то воспоминание еще долгое время остается в человеке. Постепенно она охладевает и сходит на нет, и воспоминание об этом ничем не беспокоит нас — это и есть смерть, о которой я говорил. Когда в нас нет любви ни к чему, то и страсть, связанная с этим, спит, и ни воспоминание, ни образ нас не беспокоит. Если же нас беспокоит воспоминание об этом или его образ, нам следует знать, что [страсть] еще жива в нас из-за любви к нему.
40. Где бы ты ни был, будь один в твоем уме, в сердце — не привязанным [ни к чему] одиночкой и странником.
41. 43. Не думай, что все подвижничество со всеми его чудными деланиями равно пребыванию в неизвестности и забвении или равно бегству от всего... Мы, отшельники, заперли двери не для того, чтобы упражняться в добродетели, но чтобы стать мертвыми даже для самой добродетели... Ибо если бы от безмолвия мы ожидали добродетели, тогда наши добродетельные братия приобретают то же самое в общежитии. И что тогда сверх этого дает бегство и погребение себя в келлии? Но нет! Мы надеемся получить от безмолвия то, что у многих находится перед глазами, но что невозможно обрести (т. е. невозможно обрести, находясь в общежитии.). Если бы мы стремились к приобретению добродетели, какое препятствие для добродетели было бы в сожительстве с многими людьми? Жизнь среди многих людей не препятствует ни посту, ни службе, ни милосердию, ни другим подобным вещам...
44. Для отшельника нет праздников. Праздник отшельника есть его плач, а вместо трудов, которыми прочие гордятся друг перед другом, у него перенесение скорбей, свойственных безмолвию.
46. Слово разбойника, [висевшего] справа, несло [выражение] веры и покаяния (Лк. 23, 42). Те же, кто уверовал и молят подобно ему, будь они убийцы или блудники, если кладут конец былым путям, несомненно, не будут отделены и лишены части с ним в полученном им обетовании.
48. За совершение грехов люди получают наказание, тогда как за ошибку ума и превозношение получают они наказание от демонов, поскольку то и другое, в действительности, суть причина богохульства. Наказание за первое есть исправление, за второе — совершенная погибель.
51. Святость — это освящение человека молитвой и силой священного воздействия Духа.
52. Пока наше сердце не освятится в Духе Господнем, мы не можем ясно различать сокрытые движения, происходящие от бесов и от ангелов, от природы и по воздействию Святого Духа (имеется в виду, от какого из этих источников они происходят).
53. Пока наше слово освящено силой Духа, оно не боится демонов и не подчиняются ему природы, будь то словесные или бессловесные.
54. Пока мы не очистимся от действий греха, не присутствует в наших душах действие Святого Духа, дабы мы стали священными сосудами для схождения Господа.
59. Отвергай тех, кто устанавливает чувственный образ в уме своем во время молитвы и вместе одного простого и одинокого помысла прозрения в Его непостижимость во время моления к Спасителю нашему утешает себя образами ума своего. Что касается нас, то мы отвергаем таковых, обманутых собственными фантазиями. И когда душа наша собрана в полной сосредоточенности в страшное время молитвы, предадим чувства души нашей Духу Божию с простотой сердца.
65. [Он есть] «Рожденный прежде (букв. «Первородный») всякой твари» (Кол. 1, 15) — тех разумных существ, видимых и невидимых, — поскольку Он первым родился в жизнь иного мира после воскресения из мертвых.
66. Он — справедливо Первородный по отношению к нам, поскольку до Него не было рожденного там [на небе], и правильно Он называется Первородным не только по отношению к нам, но и к бестелесным существам, потому что и их создание также взирает на это рождение.
70. Во всех чинах разумных естеств каждый день происходит восхождение, и никакого нисхождения там вовсе нет, так как у восхождения нет предела. Начиная от самого старшего и первого из всех по чину и до самого последнего, все они каждый день — с момента своего создания и доныне — постоянно восходят к Богу.
73. Первое наслаждение разума при духовном откровении — созерцание промысла Бога, творящая сила Которого ощущается умом деятельности в видимых делах. Второе наслаждение — [созерцание] Его промысла о сущих. Третье наслаждение — в созерцании Его творческой силы. Четвертое наслаждение — созерцание Его премудрости в них (творениях). Непостижимая сила замысла Его [проявляется] в бесподобном разнообразии решений Его.
В первом видении [наслаждение] начинается человеческими средствами — и это первая вера ума. Во втором видении [наслаждение] опирается и укрепляется упованием на Творца. В третьем видении [ум] поглощается Его любовью, словно ребенок, чувствующий [рядом] своего родителя. В четвертом случае [ум] покрывается облаком многоразличной премудрости [Божией] (Еф. 3, 10). В пятом движении [ум] пребывает в неизъяснимом изумлении о непостижимости Его замысла.
80. Смотри, не пренебрегай ни одним из твоих служений и, прежде чем заснуть, изнуряй тело свое в служении и многих молитвах, чтобы, когда ты спишь, ангелы всю ночь охраняли в чистоте твое тело и душу в великолепии от ужасных видений, мерзких фантазий и вреда демонов, поскольку твоя кровать и твой сон освящены гимнами и молитвенным трудом. Если только ты не болен, никогда не ложись спать, если не видишь, что от большого труда тело твое падает на кровать от великого утомления, трудясь в молитвах и гимнах и песнопениях на протяжении многих часов. Никогда не приближайся к кровати для удовольствия, чтобы не высмеивали нас всю ночь непокорные демоны.
83. День разумной природы состоит в размышлении над таинством [в желании] проникнуть вглубь. Это и означает «праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их» (Мф. 13, 43).
94. Без безмолвия сердце не смирится, а без смирения сердце не воспламенится различными божественными движениями. А без этого все служение отшельника — лишь прах и пепел.
97. Многие начали с трудов, нищеты, умерщвления по отношению к преходящему, постоянных молитв, слез, многих земных поклонов, смиренного образа жизни, стремления к неизвестности, продолжительного воздержания, тишины, удаления от людей, но после всех этих перечисленных вещей окончили тем, что предались отдыху, сделались известными, вступили в собеседование с богатыми людьми и в постоянные пересуды с мирянами; стали обличителями, судьями, советниками, посредниками в важных делах, иногда для братий, а иногда и для мирян; стали засматриваться на женщин, наставлять и поучать их; и души их стали местом бесед и встреч с людьми недалекими; и вместо прежнего своего умерщвления избрали они для себя жизнь рассеянную и пребывание в духовной слепоте. Жизнь их закончилась в телесных деланиях после всего их прежнего подвижничества и столь прекрасного образа жизни, когда не хотели они даже видеть лицо человеческое и, словно уже находясь в будущем веке, подражали бесплотным со всей ревностью своего подвижничества в безмолвнической жизни.

Raisa

  • Сообщений: 3749
    • Просмотр профиля

Re: Исаак Сирин. Главы о знании
« Ответ #17 : 30 Апрель 2018, 06:27:09 »
Спасибо!

Родион

  • Сообщений: 9254
    • Просмотр профиля

Re: Исаак Сирин. Главы о знании
« Ответ #18 : 30 Апрель 2018, 09:19:26 »
Бомба. Спасибо. Кстати чудесное описание - "конечности расслаблены, чувства пропали, язык ослаб, разум прекратил движения, в коленопреклонении на одном и том же месте в течение длительного времени. " Многим кто говорит о молитве стоит это прочесть. О остальном вообще молчу :).
- Путеводитель хороший не посоветуете?
- Пожалуй вот... возьмите Данте.

Сергий

  • "Россия управляется непосредственно Господом Богом. Иначе невозможно представить, как это государство до сих пор существует".(с)
  • Сообщений: 7508
  • "αγαπατε друг друга" - основа ученья (с).
    • Просмотр профиля

Re: Исаак Сирин. Главы о знании
« Ответ #19 : 30 Апрель 2018, 09:37:49 »
snusmr,
для надежности хранения добываемых Вами сокровищ заведите в рунете ресурс-блог- или еще что подобное и складируйте там все добытое Вами.
Да поможет Вам Бог.
Спасибо!
Не нам, Господи, не нам, но имени твоему даждь славу о милости твоей и истине твоей:
Ей гряди Господи Иисусе!  Егоже Царствию не будет конца!  Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе! Аминь.

Vopiyushiy

  • Сообщений: 7
    • Просмотр профиля

Re: Исаак Сирин. Главы о знании
« Ответ #20 : 30 Апрель 2018, 13:46:11 »
А это разве не отсюда всё?
http://isaacsyrin.orthodox.ru/

snusmr

  • Сообщений: 856
    • Просмотр профиля

Re: Исаак Сирин. Главы о знании
« Ответ #21 : 30 Апрель 2018, 15:06:09 »
snusmr,
для надежности хранения добываемых Вами сокровищ заведите в рунете ресурс-блог- или еще что подобное и складируйте там все добытое Вами.
Да поможет Вам Бог.
Спасибо!
Благодарю, Сергий.
Когда-нибудь обязательно, но думаю к тому времени книгу уже выпустят
P.S: Александр может выложить на ресурсе сайта.

Vopiyushiy
Цитировать
А это разве не отсюда всё?
http://isaacsyrin.orthodox.ru/

Видно же что там довольно старый и совсем неполный перевод из книги Алфеева )))
« Последнее редактирование: 30 Апрель 2018, 15:31:15 от snusmr »

Никопон

  • Сообщений: 473
    • Просмотр профиля

Re: Исаак Сирин. Главы о знании
« Ответ #22 : 30 Апрель 2018, 15:48:44 »
Сергий, почему на блоге надежнее? Там хозяевам блога взбредет чего в голову - и могут закрыть или удалить. Тут разве не более сохранно, ведь Александр сам рулит хранением и не станет удалять. Плюс наверное надо копировать с внешних ссылок на локал, а то неровен час - и там накроют медным тазом.
любящий другого исполнил закон (Рим, 13-8)

Сергий

  • "Россия управляется непосредственно Господом Богом. Иначе невозможно представить, как это государство до сих пор существует".(с)
  • Сообщений: 7508
  • "αγαπατε друг друга" - основа ученья (с).
    • Просмотр профиля

Re: Исаак Сирин. Главы о знании
« Ответ #23 : 30 Апрель 2018, 17:21:41 »
Сергий, почему на блоге надежнее? Там хозяевам блога взбредет чего в голову - и могут закрыть или удалить. Тут разве не более сохранно, ведь Александр сам рулит хранением и не станет удалять. Плюс наверное надо копировать с внешних ссылок на локал, а то неровен час - и там накроют медным тазом.
Чем больше копий - тем надежнее.
Не нам, Господи, не нам, но имени твоему даждь славу о милости твоей и истине твоей:
Ей гряди Господи Иисусе!  Егоже Царствию не будет конца!  Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе! Аминь.

Vopiyushiy

  • Сообщений: 7
    • Просмотр профиля

Re: Исаак Сирин. Главы о знании
« Ответ #24 : 30 Апрель 2018, 17:34:54 »
Да я просто узнать хотел, тот же ли это перевод или свой авторский...

snusmr

  • Сообщений: 856
    • Просмотр профиля

Re: Исаак Сирин. Главы о знании
« Ответ #25 : 30 Апрель 2018, 17:54:03 »
Да я просто узнать хотел, тот же ли это перевод или свой авторский...
Это переводы Турина (или Туркина), а также А. Макарова из журналов, Последний журнал что использовался «Богословские труды», предпоследний, если не изменяет память «Церковь и время»

Никопон

  • Сообщений: 473
    • Просмотр профиля

Re: Исаак Сирин. Главы о знании
« Ответ #26 : 12 Май 2018, 07:47:32 »
А вот хорошо или нет было бы сделать следующую систему? Текст и много параллельных его переводов. Каждый пользователь может добавить свой перевод на какой хочет язык. Подобно статьям википедии, только может быть несколько вариантов на одном языке.
любящий другого исполнил закон (Рим, 13-8)

Oxygen

  • Сообщений: 2043
    • Просмотр профиля

Re: Исаак Сирин. Главы о знании
« Ответ #27 : 12 Декабрь 2018, 10:20:09 »
Пусть будет здесь, хотя это и хорошо знакомое "О божественных тайнах и о духовной жизни".

(Из Беседы 39)


..Не для того милосердный Владыка сотворил разумные <существа>, чтобы безжалостно подвергнуть их нескончаемой скорби – тех, о ком Он знал прежде их создания, во что они <превратятся после сотворения>, и которых Он <все-таки> сотворил. Тем более, что замышлять зло и предпринимать месть свойственно страстям тварей, а не Создателю. Ибо это <свойственно людям>, которые не знают или не сознают то, что они делают или думают, когда что-либо случается с ними;ибо если какое-либо событие произойдет с ними неожиданно, воспламенением гнева возбуждаются они к отмщению. Такое отнюдь не <свойственно> Создателю, Который даже до того, как начертал картину тварного бытия, знал всё, что случилось прежде и что <случится> впоследствии в результате действий, а также и намерений разумных <существ>.

...Вот что говорят Писания и о чем напоминают нам, как мы часто показывали в пространном изложении выше, <а именно> что Бог – не мститель за зло, но исправитель зла: первое свойственно злым <людям>, тогда как последнее <свойственно> отцу. <Писание> показывает, будто Он попускает добро и зло как возмездие, тогда как Его цель – не в этом, но <в том, чтобы> возбудить в нас любовь и страх, чтобы посредством последнего мы очистили свой образ жизни, а посредством любви возросли к разумной добродетели.

16. Если бы это было не так, то какое соответствие было бы между пришествием Христа и делами поколений, которые были до Него? Неужели воздаянием за те злые дела кажется тебе это великое сострадание? Скажи мне, если Бог – мздовоздаятель, и по способу возмездия совершает <дела> Свои, в чем именно усматриваешь ты здесь доказательство возмездия, о, человек? Покажи мне!

17. Итак, не будем приписывать <делам> Божиим и <действиям> по отношению к нам намерение отомстить. Напротив, <будем говорить> об отцовском промышлении, о мудром домостроительстве, о совершенной воле, направленной к нашему благу, о совершенной любви. Где любовь, там нет возмездия; а где возмездие, там нет любви. Любовь, когда совершает добрые дела или исправляет прошлые поступки, не воздает тем самым за дела прошлого. Но заботится она о том, что наиболее полезно в будущем: она исследует грядущее, а не прошедшее.

И если противным образом думаем мы, тогда, в соответствии с таким ребяческим взглядом, Создатель окажется немощным, – я говорю как человек, – ибо после того, как созданное Им растлилось против Его воли, Он задумал какое-то другое средство и в воздаяние за его растление уготовал для него <множество> зол. Такие мнения являются немощными по отношению к Создателю!

18. Ибо если мы задумаемся о том, что поистине есть некое сокровенное домостроительство в движении творения, и если мы исследуем судьбы Божии, которые несут <в себе> некую тайну, – ибо негодны такие выражения и такое словоупотребление, когда к Естеству Создателя мы приближаемся созерцанием, так как они несостоятельны в отношении знания и свойств этого Естества, проявляющихся в действиях <Божиих>,– <тогда> придем и воскликнем Богу вместе с блаженным Давидом, говоря: Судьбы Твои – бездна великая! Поистине, таково сознание, которое ощутило, по дару духовного знания, то, что превыше тела и что является более внутренним, чем <словесные> выражения и телесные образы.

19. Хотя и <говорится> о ярости, гневе, ненависти и прочем применительно к Создателю, мы не должны представлять, что Он также и делает что-либо из гнева, ненависти или зависти. Многие образы употреблены в божественных Писаниях по отношению к Богу, которые весьма далеки от естества Его. И как разумное естество мало помалу все более просвещается и умудряется в святом знании о тайнах, сокрытых в словах о Боге, – то есть, что мы не все должны понимать как написано, но <что мы> должны видеть под телесной внешностью повествований сокровенное домостроительство вечного знания, которое ведет всех, – точно так же многое предстоит нам постичь и ощутить, <по отношению к чему> наше теперешнее знание окажется противоположным <тому, каким оно будет> тогда; и все тамошние устроения уничтожат всякое точное мнение, которое мы имеем сейчас в наших предположениях относительно истины. Ибо много поистине бесконечных вещей, которые даже не приходят в наше сознание здесь – даже в качестве обещаний или обетований.
Все же обнаруживаемое делается явным от света, ибо все, делающееся явным, свет есть (с)