Исихазм

Автор Тема: Сердечное место  (Прочитано 1901 раз)

Виктор Шипилов

  • 3
  • Сообщений: 1056
  • Слава Богу за все!
    • Просмотр профиля

Сердечное место
« : 27 Январь 2018, 21:14:45 »
Сегодня просматривал переписку с Новиковым Н.М. и прочитал его ответ мне за 2015 год, в котором он поделился со мной о расположении сердечного места:

"Сердечное место располагается НАД сердцем, поэтому опускать внимание НИЖЕ соска - неправильно и опасно. Напомню, как найти точку, где держать ум: "Ладонь, со всеми пятью сомкнутыми пальцами, следует приложить (плашмя) горизонтально к груди, так, чтобы большой палец оказался непосредственно под межключичной впадиной. Тогда снизу под концом мизинца оказывается точка, примерно соответствующая искомому месту".
Нужно следить за этим, и если ум сползает ниже, то возвращать его в сердечное место. Если же не уследим, то бывает то, о чем говорит прп. Василий: "Увы их прелести!.. Недугуя окончательным неразумием и грубостью, не знают даже и самого того сердечного места... Они частью ума касаются сердца и частью чресл [чресла - область под сердцем и ниже], сами собой призывая прелесть, как факиры змею, ибо невозможно таким способом... избежать приближения вражеского... [Когда] начинают творить молитву снизу, на конце сердца, при чреслах... [тогда] ум, возлегши весь на чреслах... прелюбодействует в сердце своем, распаляя члены свои сладострастием блудным, и добровольно впускает врага внутрь себя, что и есть явная прелесть". О том же говорит прп. Амвросий Оптинский: "Когда во время молитвы держишь внимание ума очень низко... бывают плотские движения и скверные хульные помыслы".

Хотелось услышать ваше мнение по данному поводу.

Виктор Шипилов

  • 3
  • Сообщений: 1056
  • Слава Богу за все!
    • Просмотр профиля

Re: Сердечное место
« Ответ #1 : 27 Январь 2018, 21:47:08 »
В свое время Neovit открывал тему  "О месте сосредоточения" - http://hesychasm.ru/forum/index.php?topic=3022.0, но она не пошла. Хотя для практикующих это достаточно серьезный момент практики умного делания.

Оптинское предание сохранило для нас замечательный рассказ, в духе древних патериков, о том, как посетивший Оптину Пустынь в 1856 году святитель Игнатий (Брянчанинов), искал в среде ее братства кого-нибудь из серьезно занимающихся Иисусовой молитвой, к которой уже и в то время во многих отечественных монастырях изрядно поохладели. Оптинцы указали Преосвященному на рясофорного послушника Алексия Зерцалова — будущего старца Анатолия (духовного отца о. Варсонофия), который действительно, опытно проходил святоотеческое учение об умной молитве. Епископ Игнатий принял его дружелюбно и ласково, и они долго беседовали о разных духовных предметах. Пройдут годы — старец Анатолий (Зерцалов) сам станет наставником юных, сам будет убеждением и советом поощрять своих пасомых к прохождению Иисусовой молитвы. На страницах журнала «Душеполезное чтение» в 1902—1906 годах были впервые опубликованы письма иеросхимонаха Анатолия к сестрам Шамординской женской обители, в которой целое десятилетие он был духовником. Основная тема этих дивных душеспасительных писем — Иисусова молитва, которая, по слову Старца «веселит сердца».

Иеросхимонах Анатолий (Зерцалов):
 "Молитву умственно держать можно и по болезни, и по немощам, и по случаю народа, и в службе. Ты старайся держать мысль с Иисусом не в голове собственно, а направляя несколько к персям. Тогда, конечно, грудь заболит, но без этого нельзя. Бог наш — огнь... А где нечисто — там и больно. Такая боль за недостоинство посылается, но со временем пройдет".
"Пока не вкусит человек (яко благ Господь), трудно непрестанно иметь в сердце Иисуса. Но пока держится молитва — не оставляй ее".
"Молитва Иисусова не может быть без тучи помыслов вначале. А после мало-помалу очищается".
"Молитва Иисусова не только не мешает, но даже способствует слушать чтение и пение и помогает обыкновенной церковной и келейной молитве, и услаждает, очень услаждает сердце, и дух делает мирным, и мысль дает светлую... Старайся смирять себя — и молитва скоро привьется. Только не спеши, а жди помощи Божией".
"А что радость разливается в сердце — это я тебе говорил: бывает. Иногда Господь желает подвижника утешить, видя, что он уже изнемогает, иногда же — от усиленного напряжения к этой молитве... Настоящие молитвенники через несколько дней чувствуют радость и сладость, которая из сердца разливается — и на всего человека. Но только опасно принимать ее [радость] без разбора, ибо и сатана преобразуется в Ангела света. А потому — будь осторожна: и принимать берегись, и отвергать берегись... Молитва прекращается — это обыкновенно от празднословия, обжорства, осуждения, и главное — от гордости".
"Когда будет утверждаться молитва, отнюдь не спускай внимания вниз. Иначе блудная страсть замучит. И это не есть прелесть, а дело естества, происходящее от неправильного умного делания. Вот если бы ты эту сладость приняла за благость, тогда была бы прелесть. Исправление начни с того — не спускай вниз внимания, а держи ум в средине сердца. А если он у тебя уж повадился лазить вниз, то оставь на время и займись чтением. Держись этого правила и не погибнешь. Молитвы же не оставляй. Такие уклонения случаются со многими".
"Сердечного места упруго отыскивать не должно: когда возрастет молитва, она сама отыщет оное. Наше старание — заключать ум в слова: Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешную! Святитель Димитрий учит: «Где ум, там и сердце». Что молитва прерывается, это иначе и быть не может. А если постоянно стоит, то, учат святые отцы: «Убойся. Это волчий путь».
"Странно спрашивать, как воду греть? Разумеется, положить углей и поджечь, и поддувать. А слезную воду, рождающуюся от теплоты чувств, подогревать тоже горячим углем — огнем. Видишь — охладевает (слеза), емлись (держись) крепче за Бога, Иисуса Христа Сына Божия, и закипит вода — слеза. Ноздренное дыхание впоследствии объясним. А пока вот немножко: ты дышишь чем? Ухом? Ведь ноздрями! Ну, вот тебе и все! Значит, соедини с дыханием молитву — вот и ноздренное дыхание".
« Последнее редактирование: 27 Январь 2018, 21:59:43 от Виктор Шипилов »

Elena

  • Сообщений: 6707
  • ...
    • Просмотр профиля

Re: Сердечное место
« Ответ #2 : 28 Январь 2018, 00:18:11 »
"Сердечное место располагается НАД сердцем, поэтому опускать внимание НИЖЕ соска - неправильно и опасно. Напомню, как найти точку, где держать ум: "Ладонь, со всеми пятью сомкнутыми пальцами, следует приложить (плашмя) горизонтально к груди, так, чтобы большой палец оказался непосредственно под межключичной впадиной. Тогда снизу под концом мизинца оказывается точка, примерно соответствующая искомому месту".
Нужно следить за этим, и если ум сползает ниже, то возвращать его в сердечное место. Если же не уследим, то бывает то, о чем говорит прп. Василий: "Увы их прелести!.. Недугуя окончательным неразумием и грубостью, не знают даже и самого того сердечного места... Они частью ума касаются сердца и частью чресл [чресла - область под сердцем и ниже], сами собой призывая прелесть, как факиры змею, ибо невозможно таким способом... избежать приближения вражеского... [Когда] начинают творить молитву снизу, на конце сердца, при чреслах... [тогда] ум, возлегши весь на чреслах... прелюбодействует в сердце своем, распаляя члены свои сладострастием блудным, и добровольно впускает врага внутрь себя, что и есть явная прелесть". О том же говорит прп. Амвросий Оптинский: "Когда во время молитвы держишь внимание ума очень низко... бывают плотские движения и скверные хульные помыслы".

Хотелось услышать ваше мнение по данному поводу.

А у вас самого есть личный опыт на этот счет? Опубликованное мнение подтвердилось в вашем случае?

В моем случае (еще когда для меня это было вообще актуально) никаких отрицательных последствий не наблюдала, где бы ни находилась точка внимания в молитве.

Оптинское предание сохранило для нас замечательный рассказ, в духе древних патериков, о том, как посетивший Оптину Пустынь в 1856 году святитель Игнатий (Брянчанинов), искал в среде ее братства кого-нибудь из серьезно занимающихся Иисусовой молитвой, к которой уже и в то время во многих отечественных монастырях изрядно поохладели. Оптинцы указали Преосвященному на рясофорного послушника Алексия Зерцалова — будущего старца Анатолия (духовного отца о. Варсонофия), который действительно, опытно проходил святоотеческое учение об умной молитве. Епископ Игнатий принял его дружелюбно и ласково, и они долго беседовали о разных духовных предметах. Пройдут годы — старец Анатолий (Зерцалов) сам станет наставником юных, сам будет убеждением и советом поощрять своих пасомых к прохождению Иисусовой молитвы. На страницах журнала «Душеполезное чтение» в 1902—1906 годах были впервые опубликованы письма иеросхимонаха Анатолия к сестрам Шамординской женской обители, в которой целое десятилетие он был духовником. Основная тема этих дивных душеспасительных писем — Иисусова молитва, которая, по слову Старца «веселит сердца».

Это ваш текст, или скопированное?

Если ваш, то хочу отметить, что вы намного более свободно и литературно выражаетесь, чем раньше.

Виктор Шипилов

  • 3
  • Сообщений: 1056
  • Слава Богу за все!
    • Просмотр профиля

Re: Сердечное место
« Ответ #3 : 28 Январь 2018, 11:45:51 »
А у вас самого есть личный опыт на этот счет? Опубликованное мнение подтвердилось в вашем случае? В моем случае (еще когда для меня это было вообще актуально) никаких отрицательных последствий не наблюдала, где бы ни находилась точка внимания в молитве.
Елена! Вы хорошо знаете святоотеческое учение о трех силах души: разумной, вожделевательной и раздражительной.
!/ Разумная сила души также именуется словесной, мыслительной и познавательной. Она признается господствующей частью души.
2/ Раздражительная сила души есть ее чувствующая, эмоциональная сила.
3/ Вожделевательная часть души называется желательной (пожелательной) или деятельной.
4/ «Раздражительную часть души обуздай любовью, желательную воздержанием увядь, разумную молитвою окрыли…» (Каллист и Игнатий Ксанфопулы).

Елена! В книге "Основы искусства святости" Епископа Варнавы (Беляева) - https://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyaev/osnovy-iskusstva-svjatosti-tom-1/ я нашел следующее:
В зависимости от того, на какой части тела строится внешний фундамент для внутренней духовной жизни, различаются три главных рода подвижничества.
1. Головное подвижничество — преимущественно йога, занесенная в последнее время из Индии и к нам в Европу.
2. Чревное, или, вернее сказать, подчревное подвижничество, мистика живота. Сюда относятся «созерцания» и переживания разных николаитов, хлыстов, католических святых последних времен.
 3. Наконец, подвижничество груди, или сердца — наше, православное, чистое, древневосточное, богоспасаемое, Христово.

Это ваш текст, или скопированное? Если ваш, то хочу отметить, что вы намного более свободно и литературно выражаетесь, чем раньше.
Елена! Если выложена информация свободно и литературно, то это не мое - http://www.logoslovo.ru/forum/all/topic_14121/