Исихазм

Автор Тема: Сидя на высокой горе...  (Прочитано 5547 раз)

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11889
    • Просмотр профиля

Сидя на высокой горе...
« : 10 Декабрь 2017, 14:21:57 »
Сидя на высоте, наблюдай, если только знаешь это; и тогда увидишь, как и когда, откуда, сколь многие, и какие тати хотят войти и окрасть твои грозды… (Лествичник)

Эту цитату из Лествицы мы обсуждали ранее на форуме. В ней квинтэссенция приемов по трезвенному молчанию ума. Далее короткий разбор.

Сидя на высоте...

Под высотой не следует понимать конкретное физическое место. Если человек еще не видит внутреннее пространство ума и души, он может попытаться привязать "высоту" к конкретному месту, только без фанатизма. Обычно это середина груди. Для более опытных, не впадающих в экзальтацию, это место может располагаться чуть над головой. Или находиться одновременно и над головой, и в районе сердца. Ум, по мере очищения, может быть в разных местах. Место сосредоточения на физическом плане не является чем-то принципиально важным. Важно умение выйти из обусловленности внешним и войти вовнутрь.

Что же такое внутреннее нахождение на высоте, которая не привязана к конкретному физическому месту? Прежде всего, на высокую внутреннюю гору нужно подняться, что требует владения, пусть и минимального, внутренним пространством и умения в этом пространстве передвигаться умом, причем не абы куда, а вверх. Именно это неумение внутренне (не нравственно, не мыслительно, а энергийно) возвышаться умом приводит к быстрому поражению новичков в молитве. Новичок "садится" умом на молитву в том месте мысленного пространства, в котором доселе болтался. Обычно это место бытового потока сознания, его отходов, среди которых без длительной подготовки долго не усидеть. Или ум скатывается в низкие оккультные пространства - в сон и опьянение сомнительными озарениями.

Подъем на высоту осуществляется энергийно - через осуществление действий ума, требующих развития таких его качеств, как собранность, ясность, трезвенность, неподвижность в соединении со способностью подвигать себя. Неподвижность, соединенная с деятельной способностью - важное качество единого ума, на начальном этапе присутствующее еще только в виде зародыша.   

Ум при замолкании, пока не очищен и инертен, падает вниз. Для него мусор бытового потока сознания является удерживающей силой. Посему он практически не способен к возвышению за счет собственных сил и требует помощи извне, которую может оказать сведующий в этом деле человек или собрание людей. Такой подъем может происходить на церковных службах, при чтении подвижнической литературы, при личном общении, если подкреплен собственным стремлением.

продолжение следует...
« Последнее редактирование: 10 Декабрь 2017, 14:38:38 от Alexander »

Vasilisa

  • Сообщений: 142
    • Просмотр профиля

Re: Сидя на высокой горе...
« Ответ #1 : 11 Декабрь 2017, 07:52:37 »
Alexander,  каким образом можно различить внутренние верх и низ? Если даже мусор бытового сознания удерживает ум от падения в низ, что же еще ниже тогда?
Получается, что при молитве в верху ум ощущается как энергия? Захватывается молитвой целиком, без остатка? И такой вопрос: возвышение ума при помощи извне происходит разово или будет уже постоянным?

Игорь Спасский

  • Сообщений: 5492
    • Просмотр профиля

Re: Сидя на высокой горе...
« Ответ #2 : 11 Декабрь 2017, 09:55:00 »
Имхо. Вход во внутреннее пространство без локализации делает его более что-ли пространным, глубоким, т.е. не ограниченным обусловленнлстью представлений о его движении. Поглощение потоком бытового сознания выбрасывает ум в узкое и мутное состояние, замутняет ясность и трезвость. ..."садится" умом на молитву в том месте мысленного пространства, в котором доселе болтался"... может законсервироваться на годы и поддерживаться молитвенными правилами, осуществляемыми "со сжатыми зубами".

Цитировать
Подъем на высоту осуществляется энергийно -  через осуществление действий ума, требующих развития таких его качеств, как собранность, ясность, трезвенность, неподвижность в соединении со способностью подвигать себя.

Именно энергийное движение ума как цельности, а не его представлений о себе и внутри себя. Морализаторство, внешнее понимание заповедей, добродетелей может стать здесь серьезной помехой-цепью на которой сидит привязанный ум.

Цитировать

Неподвижность, соединенная с деятельной способностью - важное качество единого ума, на начальном этапе присутствующее еще только в виде зародыша.    действий ума, требующих развития таких его качеств, как собранность, ясность, трезвенность, неподвижность в соединении со способностью подвигать себя. Неподвижность, соединенная с деятельной способностью - важное качество единого ума, на начальном этапе присутствующее еще только в виде зародыша.   

Неподвижность, соединенная с деятельной способностью ... Единство внешне кажущееся парадоксальным, его можно прожить внутренне. Важнейший момент практики.

Окрадывание татями ... они многоуровневы и действие происходит на разных планах. Внутренне их действие очень отличается от внешних представлений. Например, действие энергийное, действие смысловое и т.д.
« Последнее редактирование: 11 Декабрь 2017, 10:05:20 от Игорь Спасский »

Игорь Спасский

  • Сообщений: 5492
    • Просмотр профиля

Re: Сидя на высокой горе...
« Ответ #3 : 11 Декабрь 2017, 10:59:07 »
Подчеркнутая позиция наблюдателя. Сидение на горе - разотождествление-отстранение. Возможность видеть-наблюдать.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11889
    • Просмотр профиля

Re: Сидя на высокой горе...
« Ответ #4 : 11 Декабрь 2017, 11:19:21 »
Vasilisa, такое различение верха и низа - дело навыка. К примеру, собирание (и относительное возвышение) ума при ментальной работе - вещь известная тем, кто имеет навык такой работы. Ее главный недостаток - вращение мыслей, связанное с их подборкой, согласованием и пр. При молитве собирание ума базируется на его молчании (отсутствии мыслей). Ум замолчал - и сразу же выстраивается позиция наблюдателя, о чем буду говорить позже. Если появилась возможность наблюдения, значит, ум приподнялся. При разотождествлении с мыслями последние предстают не только образно (как формы), но и как силовые потоки (импульсы, вибрации) со специфическими свойствами. Ум ощущает себя как бы плавающим (летающим, пробирающимся, застрявшим и пр.) в различных энергетических потоках.

Ум захватывается молитвой (ее словами) без остатка, когда отождествляется с нею. При этом теряется позиция наблюдателя. И куда понесет молитва, кто же знает? Очень часто несет ее в мечтательность.

Возвышение ума при помощи извне происходит разово. Это легко увидеть при личных беседах, когда в конце разговора ум собеседника возвышается. Проходит некоторое время, и он возвращается вниз - к устойчивому состоянию. При повторении организуется навык и разрабатывается тропинка восхождения. Человек может уже восходить сам. И здесь появляется опасность подмены, когда вместо реального (энергийного, смыслового) восхождения будет происходить рациональное копирование пути.

Oxygen

  • Сообщений: 2043
    • Просмотр профиля

Re: Сидя на высокой горе...
« Ответ #5 : 11 Декабрь 2017, 11:39:33 »
При разотождествлении с мыслями последние предстают не только образно (как формы), но и как силовые потоки (импульсы, вибрации) со специфическими свойствами. Ум ощущает себя как бы плавающим (летающим, пробирающимся, застрявшим и пр.) в различных энергетических потоках.


Еще он может быть как бы неподвижным, но при этом его цепляют и дергают то туда, то сюда. Тогда он или увлекается, или как бы "растягивается", как резиновый , то есть пребывает и в центре и на периферии одновременно.

А что касается возвышения, то нахождение рядом с человеком более тонкого "качества" действует разово, но эта разовость может быть пролонгированной или кратковременной. Это зависит от многих факторов, в том числе и от готовности ума принимать. В любом случае, это весьма полезно не только как опыт пребывания в ином качестве, но и как запуск "рефлекторной дуги" - именно этот запуск способствует приобретению и упрочению навыка, а в дальнейшем и незаметной трансформации ума. Поэтому на определенном отрезке нужна и практика и дисциплинированность, и общение, встречи с теми, кто может помочь в возвышении.
Только возвышение это, как уже говорилось раньше, не пространственное. Возвышение как переход в иное качество.
Все же обнаруживаемое делается явным от света, ибо все, делающееся явным, свет есть (с)

Игорь Спасский

  • Сообщений: 5492
    • Просмотр профиля

Re: Сидя на высокой горе...
« Ответ #6 : 11 Декабрь 2017, 11:55:34 »
Да, возвышение как обретение иного качества самого ума-глаза души. Трансформация самой субстанции ума, а не его только направление-перемещение.

Подмена "рациональным копированием пути" как уже не раз говорили может быть очень тонкой, труднораспознаваемой. Не раз ловил себя на этом.

Skylander

  • Сообщений: 2210
    • Просмотр профиля

Re: Сидя на высокой горе...
« Ответ #7 : 11 Декабрь 2017, 12:15:57 »
Ещё ум может возвышаться через молитвенные переживания, которые несут некоторые тексты и художественные произведения. Можно осознанно приподнимать ум читая, созерцая, прослушивая такие произведения. Когда ум утвердился в таких переживаниях во время восприятия произведения, можно уже входить в подобные состояния без непосредственного контакта с произведением.

Oxygen

  • Сообщений: 2043
    • Просмотр профиля

Re: Сидя на высокой горе...
« Ответ #8 : 11 Декабрь 2017, 12:29:33 »
Да. Вообще, сонастройки иногда очень важны. Необходимы прямо-таки.
Все же обнаруживаемое делается явным от света, ибо все, делающееся явным, свет есть (с)

akellah

  • Сообщений: 778
  • Олег
    • Просмотр профиля

Re: Сидя на высокой горе...
« Ответ #9 : 11 Декабрь 2017, 14:41:09 »
Да, мысли (или мысле-ощущения, мысли-состояния) - суть силы. Кстати, ночью (когда тело спит) их можно видеть (более ясно) приходящими в виде мужиков, каких мы знаем в повседневной жизни - пьянчуг, слабых и дряблых... Если ум стережет себя в дневное время, то можно видеть что ум с ними делает и ночью...
Разве нет бальзама в Галааде? разве нет там врача? Отчего же нет исцеления дщери народа моего? (Иеремия 8: 22)

Skylander

  • Сообщений: 2210
    • Просмотр профиля

Re: Сидя на высокой горе...
« Ответ #10 : 11 Декабрь 2017, 16:45:54 »
Силы действуют в области ума, но они не являются мыслями. И образы их зависят от воспринимающего ума, совсем не ограничиваются мужиками.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11889
    • Просмотр профиля

Re: Сидя на высокой горе...
« Ответ #11 : 11 Декабрь 2017, 19:52:37 »
наблюдай, если только знаешь это...

Молчащий ум, воссевший на высоком месте, становится отстраненным наблюдателем. Когда познаешь это, начнется действенная работа. Позиция наблюдателя очень важна. Мы говорили об этом на форуме немало.

Поначалу роль ума-наблюдателя пассивна. Ум (в тишине-молчании) регистрирует приходящее волнение, никак на него не откликаясь. Не облекает в образы, не домысливает, не присваивает ни хороших, ни плохих качеств и смыслов. Просто и незамутненно видит-ощущает, как бы отклоняясь от навязываемого воздействия. В активной фазе, когда обретается сила, ум начинает проявлять свою волю, давая добро или отклоняя (не поощряя) приходящее.

Ум, пребывающий на высоте, способен наблюдать как действие помыслов, так и действие страстей. Способность ума наблюдать за действием душевных сил становится все более важной по мере его продвижения к сокровенной части души – сердцу, поскольку сердце окутано плотным облаком эмоций-страстей, имеющих свое основание в низовой части души. Обманная сила неочищенных эмоций весьма велика, она легко поглощает неокрепший ум. Особенно опасно тщеславие, которое проявляется как в позитиве (на мне дух святой, я буду крутым подвижником и пр.), так и в негативе (я самый грешный, хуже всех…). Вообще, этап игры душевных сил-страстей с умом по выбиванию его с позиции наблюдателя может быть весьма длительным.

продолжение следует...

Игорь Спасский

  • Сообщений: 5492
    • Просмотр профиля

Re: Сидя на высокой горе...
« Ответ #12 : 11 Декабрь 2017, 20:31:35 »
Цитировать
Способность ума наблюдать за действием душевных сил становится все более важной по мере его продвижения к сокровенной части души – сердцу, поскольку сердце окутано плотным облаком эмоций-страстей, имеющих свое основание в низовой части души. Обманная сила неочищенных эмоций весьма велика, она легко поглощает неокрепший ум. Особенно опасно тщеславие, которое проявляется как в позитиве (на мне дух святой, я буду крутым подвижником и пр.), так и в негативе (я самый грешный, хуже всех…). Вообще, этап игры душевных сил-страстей с умом по выбиванию его с позиции наблюдателя может быть весьма длительным.


Это тот самый страстной живчик

Vasilisa

  • Сообщений: 142
    • Просмотр профиля

Re: Сидя на высокой горе...
« Ответ #13 : 12 Декабрь 2017, 07:09:23 »
 Наблюдателем плохо получается быть. Да, ум отождествляется со словами молитвы без остатка, помыслов, страстей- не видит, как-  будто их нет. И считает( считала), что это есть "прогресс".
То, что описали Александр, Оксиген и Акелла по поводу того, как представляются мысли при отстранении от них- , как силовые потоки, вибрации, или ум может растягиваться ими- так не получается.
Когда помыслы облекаются уже в образы и при соприкосновении их (с умом?) ими причиняется боль, тогда только я их могу "регистрировать".На сердце почти всегда какая-то непонятная тревога, боль, при концентрации на нем с молитвой ненадолго проходит. Но как она проникает туда, остается незамеченным. Видимо, мало практики, не хватает собранности, осознанности.

 ***...Ум (в тишине-молчании) регистрирует приходящее волнение, никак на него не откликаясь. Не облекает в образы, не домысливает, не присваивает ни хороших, ни плохих качеств и смыслов. Просто и незамутненно видит-ощущает, как бы отклоняясь от навязываемого воздействия. ...***

 Спасибо, Александр!

***...Особенно опасно тщеславие, которое проявляется как в позитиве (на мне дух святой, я буду крутым подвижником и пр.), так и в негативе (я самый грешный, хуже всех…). ..***   Да, и то, и другое попеременно овладевают моим умом. Плотное облако эмоций-страстей.Их наверное еще труднее распознать, чем помыслы?
Недавно попалась информация, что часто возникающие мысли, привычки- это нейронные связи нашего мозга.Возник такой вопрос, все-таки помыслы приходят извне или это связано с этими нейронными "цепями"?


Игорь Спасский

  • Сообщений: 5492
    • Просмотр профиля

Re: Сидя на высокой горе...
« Ответ #14 : 12 Декабрь 2017, 09:56:39 »
Имхо. Нейронные цепи образуют принимающую структуру-каркас-матрицу. Они определяют диапазон приемника. Энергии помыслов  касаясь мозга, нервной системы вызывают ее реакцию в зависимости от комплекса настроек. В энергии содержится определенное качество инфы помысла, в помысле содержится энергия. Мозг работает как система фильтров. Что-то воспринимает, что-то нет. Можно отследить связь в целом нервной системы с сознанием  и мозга в частности. Мозг в частности и нервная система в целом образуют как-бы форму, прокрустово ложе сознания, отождествленного с ними. Путь тот же. Встать на гору разотождествления. И далее разбираться. Разотождествление-дифференциация мозга, ума-сознания, сокровенного сердца, низовых энергий и т.д. Затем соединение, цельность на другом уровне.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11889
    • Просмотр профиля

Re: Сидя на высокой горе...
« Ответ #15 : 12 Декабрь 2017, 10:38:20 »
Хочу еще раз сказать про отличие "ума над головой" и "ума в сердце" от ума-наблюдателя, находящегося на высоте. Под "высотой" понимается собранное, утишенное и отслеживающее состояние ума. При этом сам ум может находиться в разных местах, и в сердце, и над головой и еще где-то. Причем выполнять функцию наблюдения ум может в любых условиях, даже самых неподходящих для молитвы.

Oxygen

  • Сообщений: 2043
    • Просмотр профиля

Re: Сидя на высокой горе...
« Ответ #16 : 12 Декабрь 2017, 10:39:46 »
Василиса, наблюдателя можно "разработать" направлением внимания. Вы просто смОтрите (слушаете - кому как удобнее) - на то, что вы делаете в повседневности: моете посуду, смОтрите на посуду, губку, воду, руки...вниманием следуете за действием, предметом..СмОтрите, как выдавливаете пасту на щетку, как вы идете, с какой ноги встаете.. При этом никакой внутренней болтовни или комментариев. (Направлять внимание через взгляд продуктивнее и проще, поскольку мы привыкли жить в визуальной культуре).
Все же обнаруживаемое делается явным от света, ибо все, делающееся явным, свет есть (с)

Игорь Спасский

  • Сообщений: 5492
    • Просмотр профиля

Re: Сидя на высокой горе...
« Ответ #17 : 12 Декабрь 2017, 10:46:31 »
Либо как с изучением азбуки Брайля. Видишь свою сенсорную немощь. И пытаешь воспринять сенсорно мир. Можно попробовать на ощупь отличать цвета предметов и т.д. Усиливается начальная тонкость наблюдателя.  Может быть еще одна грань - разотождествление с визуальной культурой как таковой хоть в небольшой степени. Открывает новые грани. Просто присутствие в момент как есть. Видение действий, положения тела, внутренних движений изнутри. Наблюдение в молитве.

Насколько понимаю "ум над головой" и "ум в сердце" могут быть не успокоины и не глубоки. Ум на вершине вне зависимости от локализации раскрывается в пространстве широты и глубины, в многомерном объеме и хотя бы начальной просветленности Духом.

Oxygen

  • Сообщений: 2043
    • Просмотр профиля

Re: Сидя на высокой горе...
« Ответ #18 : 12 Декабрь 2017, 11:03:29 »
Да, если есть возможность направлять внимание различными путями - отлично! А что касается смотреть - можно еще смотреть на то, что "между"- на узоры, например, не листьев или ветвей, а те узоры, что между ними образуется, на контур пустоты.
Все же обнаруживаемое делается явным от света, ибо все, делающееся явным, свет есть (с)

Игорь Спасский

  • Сообщений: 5492
    • Просмотр профиля

Re: Сидя на высокой горе...
« Ответ #19 : 12 Декабрь 2017, 11:07:51 »
Да, и смотреть на то, что "между" можно при отслеживании переключений ума из слоя в слой. В сам момент переключения может быть открыта прореха в большее. Это щели матричного пространства, через которые можно заглянуть дальше. Нужен некоторый навык отслеживания этих переключений слоев. И как-бы задерживание без напряга на самом моменте переключения.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11889
    • Просмотр профиля

Re: Сидя на высокой горе...
« Ответ #20 : 12 Декабрь 2017, 11:15:39 »
Наблюдателем плохо получается быть. Да, ум отождествляется со словами молитвы без остатка, помыслов, страстей- не видит, как-  будто их нет. И считает( считала), что это есть "прогресс".
...
Когда помыслы облекаются уже в образы и при соприкосновении их (с умом?) ими причиняется боль, тогда только я их могу "регистрировать".На сердце почти всегда какая-то непонятная тревога, боль, при концентрации на нем с молитвой ненадолго проходит.
...

Плотное облако эмоций-страстей.Их наверное еще труднее распознать, чем помыслы?
Недавно попалась информация, что часто возникающие мысли, привычки- это нейронные связи нашего мозга.Возник такой вопрос, все-таки помыслы приходят извне или это связано с этими нейронными "цепями"?

Да, это прогресс - отождествление ума со словами молитвы. Вернее (о чем говорят отцы) - нерассеянное нахождение ума внутри слов молитвы. Ум будет прорабатываться, и проявятся его скрытые качества, среди которых - наблюдение.

Среди тех, кто "видит" помыслы, одни (наверно, большинство) воспринимают их в виде образов (так проще), другие - в виде энергетического воздействия (потоков, касаний, вибраций...). Известный пример: луч проектора и образ на экране.

Тревожность на сердце - страстная сила, выражающая более глубокие душевные подвижки. При молитве Вы ее частично растворяете или отодвигаете. Поскольку проблема глубже, то и тревога с болью возвращаются.

Тревожность (как страсть) Вы распознали. Она более заметна. И она на поверхности - в облаке эмоций. Ее также можно "увидеть" как вибрацию (это легче сделать через чувство сердечной боли, возникающей при тревоге). Вообще, ум, сходящий в сердце (при этом ум находится на высоте - такой парадокс), обязательно входит в область эмоций-страстей. Это начинается (при относительно условной физ.локализации) с района горла, когда последнее открывается.

Skylander

  • Сообщений: 2210
    • Просмотр профиля

Re: Сидя на высокой горе...
« Ответ #21 : 12 Декабрь 2017, 13:04:33 »
Наблюдатель хорошо развивается, когда пытаешься молиться во время повседневных дел. Получается надо и дело делать и в себе пребывать и молиться. Иногда чередуя, по возможности совмещая. Как бы тренируется дополнительная степень свободы. И если во время внешних передряг применять этот навык, частично удерживаясь над ситуацией, то проходишь бурные ситуации более достойно.

akellah

  • Сообщений: 778
  • Олег
    • Просмотр профиля

Re: Сидя на высокой горе...
« Ответ #22 : 12 Декабрь 2017, 13:30:58 »
Когда помыслы облекаются уже в образы и при соприкосновении их (с умом?) ими причиняется боль, тогда только я их могу "регистрировать".На сердце почти всегда какая-то непонятная тревога, боль, при концентрации на нем с молитвой ненадолго проходит. Но как она проникает туда, остается незамеченным. Видимо, мало практики, не хватает собранности, осознанности.
Потому что ум ваш пока еще целиком внешний, не соприкоснулся с мистическим опытом глубокой молитвы. В Патерике еще описано было.
Цитировать
Брат сказал некоторому старцу: я не вижу никакой брани в моем сердце. Старец отвечает ему: ты – храмина четверодверная: желающий приходит и исходит чрез тебя, а ты не разумеешь. Если же ты имеешь дверь и затворишь ее и не дашь чрез нее пройти лукавым помыслам, тогда ты увидишь их, извне стоящих и воюющих против тебя.
Чем больше ум неподвижно молится в сердце, тем более он проясняется и сможет видеть очень ясно приходящие помыслы, когда те еще на пути к нему. И охранять сердце таким образом от приражений. Это совершенно реальное, не вымышленное, не фантастическое свойство ума.
Разве нет бальзама в Галааде? разве нет там врача? Отчего же нет исцеления дщери народа моего? (Иеремия 8: 22)

Игорь Спасский

  • Сообщений: 5492
    • Просмотр профиля

Re: Сидя на высокой горе...
« Ответ #23 : 12 Декабрь 2017, 22:39:46 »
Только сейчас обратил внимание на продвижение ума вверх во внутреннем пространстве. Не абы куда, а именно вверх. Расширение, возвышение ума, способное расширить, дополнить, вместить, исцелить. Именно энергийное движение умом.

Наблюдатель - ум воссевший на высоком месте

Не из бытового потока или какого-то бытийного слоя.

Очень важная практическая подача. Простая и очень конкретная.

Энергийная высота.

Хочу еще раз сказать про отличие "ума над головой" и "ума в сердце" от ума-наблюдателя, находящегося на высоте. Под "высотой" понимается собранное, утишенное и отслеживающее состояние ума. При этом сам ум может находиться в разных местах, и в сердце, и над головой и еще где-то. Причем выполнять функцию наблюдения ум может в любых условиях, даже самых неподходящих для молитвы.

База к которой надо постоянно возвращаться, чтобы идти как Владимир Колхозник сказал налегке, вычищая чулан.
« Последнее редактирование: 12 Декабрь 2017, 23:01:44 от Игорь Спасский »

Vasilisa

  • Сообщений: 142
    • Просмотр профиля

Re: Сидя на высокой горе...
« Ответ #24 : 13 Декабрь 2017, 07:41:03 »
Игорь Спасский, Oxygen, Skylander спасибо! Вроде бы все так просто - наблюдать за своими действиями, эмоциями , не вовлекаясь в них умом, но заметила, что всплывает внутреннее сопротивление, которое пытаюсь "растворить". Это как-будто вхождение в какой-то новый слой или уровень, из того где я была.
Alexander,  спасибо! В районе горла пребывать молитвой мне почему-то легче всего, какое-то время при молитве ощущается какой-то энергетический пульсирующий обьем, волны от которого могут распространяться до района сердца и вверх, в район головы. В районе сердца какая-то стена, преграда. Если намеренно туда спускаюсь, молитва начинает "гаситься".Но если по каким-то обстоятельствам начинаю молиться не за себя, а за другого, тогда бывает, что начинается в сердце и расширяется.
Alexander,  когда ум выполняет функцию наблюдателя, он в это время молится? Или просто тихо-собранно наблюдает?
akellah,  спасибо! Да, опыта глубокой молитвы нет. Может быть кратковременные фрагменты. Получается так, что в молитве "дохожу" до какого-то уровня и упираюсь в "тупик". Бывает, что теряется ориентация и кажется что если сделаю шаг, упаду в "пропасть". Сетую на то, что мало времени для практики. Думаю, вот бы выделить хотя бы сутки... С другой стороны, не от лукавого ли это?

Игорь Спасский

  • Сообщений: 5492
    • Просмотр профиля

Re: Сидя на высокой горе...
« Ответ #25 : 13 Декабрь 2017, 09:36:47 »
Имхо.
Насколько понимаю позиция наблюдателя - начально-подготовительная. Далее огненная молитва в том или ином пространстве. Огонь молитвы до и без наблюдателя, с одной стороны, может быть подменен иным. А, с другой, будет действовать в узком бытийном пространстве. А, с третьей стороны, и огня не будет. Будет рациональная подмена с движением в мутном бытовом потоке мирских сил. Наблюдатель разотождествляется и познает бытийные слои. Затем вход с Силой, с Огнем Духа - переплавдяет и преображает.

Кроме того, понятие вершины может быть связано не только с трезвенным, прозрачным умом наблюдателя, но и огненным состоянием.

akellah

  • Сообщений: 778
  • Олег
    • Просмотр профиля

Re: Сидя на высокой горе...
« Ответ #26 : 13 Декабрь 2017, 12:42:04 »
Vasilisa, не от лукавого. Если нет возможности уделять молитве целые сутки, то всегда можно найти хотя бы час. Здесь как в спорте - главное регулярность, так "мышца" молитвы со временем развивается, приобретается большая тишина. Через тишину высвобождается место и для наблюдения. Также один из известных приемов, чисто технический - задержка дыхания (вдох-задержка, выдох-задержка), поверьте, когда дыхание задерживается (жизненно важная функция) уму не до блужданий. Вообще привязка молитвы к дыханию - очень важный момент.
Разве нет бальзама в Галааде? разве нет там врача? Отчего же нет исцеления дщери народа моего? (Иеремия 8: 22)

Славик

  • Сообщений: 252
    • Просмотр профиля

Re: Сидя на высокой горе...
« Ответ #27 : 13 Декабрь 2017, 15:42:19 »
Спрошу в этой теме.

Много в психике подавленных эмоций и чувств.Сначала часто человек начинает практику через подавление чувств и эмоций,что приводит к отрицательному результату. Потом как то приходит понимание что крышку люка не так просто и снять..настолько механизм подвления силен и происходит на автомате. Как не подавлять? И как дальше работать с тем что выходит?

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11889
    • Просмотр профиля

Re: Сидя на высокой горе...
« Ответ #28 : 13 Декабрь 2017, 18:51:51 »
и тогда увидишь, как и когда, откуда, сколь многие, и какие тати хотят войти и окрасть твои грозды…

Так и открывается-нарабатывается дар различения... если еще не духов, то уже помыслов. Можно понять, насколько развито и детально структуировано внутреннее пространство ума у православного молитвенника в 7 веке.

Наблюдающий ум (наблюдатель) не есть ум критический. Наблюдатель не анализирует (не использует рацио для анализа). Он может обращаться к интуиции сердца, он может и обращаться к более высокому (гностическому) уму для формирования последующего отношения к приходящим помыслам и страстям. Если интуиция сердца и более высокий ум схвачены эгоизмом, наблюдатель находится под его контролем. Говорю к тому, что наблюдатель сам по себе не является истинной инстанцией. Ему лишь предстоит стать Наблюдателем, когда будет озарен светом Истины. Пока этого нет, наблюдающий ум весьма ограничен в своих возможностях. К примеру, ум человека, отождествившего себя с каким-то корпоративным течением, будет обусловлен эгоизмом корпорации. Соответственно, и наблюдающий ум не увидит приходящих от духа корпорации "татей", при этом он может видеть помыслы (страстные влияния) более низкого (и доступного для себя) уровня. Влияние подсознательных процессов и глубинных страстей для него обычно также закрыто.

Ум многослоен и способен одновременно исполнять несколько функций (находиться в нескольких потоках-состояниях), напр., наблюдать и молиться (со словами или без слов), отслеживанить ситуацию и инвазии, рационального осмысливать, поддерживать беседу с других человеком и пр.

Игорь Спасский

  • Сообщений: 5492
    • Просмотр профиля

Re: Сидя на высокой горе...
« Ответ #29 : 13 Декабрь 2017, 22:42:15 »
наблюдатель и Наблюдатель, озаренный Светом Истины. Имхо - важнейшая грань, которая часто путается.

Кроме того, исследование своего ума в его многослойности и движениях....

Расширение видения до гностического ума и интуиции сердца ...

Для меня сложно отследить сразу несколько действующих потоков-состояний ума в их одновременности протекания. Внимание залипает на одном слое-процессе. Сразу несколько не видно.

Как распределить-расширить зону осознанного внимания, чтобы увидеть несколько процессов сразу?

Получается начальный наблюдатель - только начало формирования истинного я? До этого зомби, плывущее по волнам.

Структуризация внутреннего пространства очень отличается от рациональной схематизации.

Одновременность процессов ума ...  Осознанно получается быть только в одном слое. Если управляешь автомобилем, например, концентрируешься на управлении, либо управление на автомате, а внимание на музыке, либо на движении, либо на обдумывании чего-то. Осознанность только в одном слое, а остальное как-бы фоново и выдавлено за грань восприятия. Параллельно внимание не работает, не развито в переферической широте.

Если не из пены, а из бытийной глубины и широты - вроде видится чуть шире, но все равно сильная доминанта одного слоя.

Как структурировать внутреннее пространство? Именно структупировать, а не подменить рациональной схематизацией по типу недавно преведенного мной хьюмендизайна.

Совмещение текущей активности, поддержание молитвенного состояния, видение инвазий ... Как распределить внимание?
« Последнее редактирование: 13 Декабрь 2017, 23:12:21 от Игорь Спасский »

Vasilisa

  • Сообщений: 142
    • Просмотр профиля

Re: Сидя на высокой горе...
« Ответ #30 : 14 Декабрь 2017, 07:11:52 »
 Заметила, что при попытках быть в процессе наблюдения, не так-то просто удержаться.Внимание незаметно увлекается текущими событиями, помыслами. Это в обычной повседневной жизни. Удается надежнее удержаться в тишине одиночества.Очень сложным представляется понять, разобрать для себя структуры и детали внутреннего пространства ума.
Когда замечаешь помысл, например, тщеславия - направляешь на него внимание, печалишься и каешься? Покаяние начинается, когда видишь в себе эти нечистоты, начинаешь отделять их от себя? Но тут получается, что это все уже внутри есть, речь же о том, кто может еще войти внутрь, с целью окрасть. Это, наверное, уже для ТЕХ, у кого есть, ЧТО можно украсть, для ТЕХ, у кого внутри уже все чисто.


Vasilisa

  • Сообщений: 142
    • Просмотр профиля

Re: Сидя на высокой горе...
« Ответ #31 : 14 Декабрь 2017, 14:21:12 »


... К примеру, ум человека, отождествившего себя с каким-то корпоративным течением, будет обусловлен эгоизмом корпорации. Соответственно, и наблюдающий ум не увидит приходящих от духа корпорации "татей", при этом он может видеть помыслы (страстные влияния) более низкого (и доступного для себя) уровня. Влияние подсознательных процессов и глубинных страстей для него обычно также закрыто.


  Это также наводит на серьезные размышления. Чтобы выйти из под зоны влияния корпорации нужно ли быть уже Наблюдателем (а не наблюдателем)? Потому, как легко наверное заблудиться без Света Истины. Наверное должен быть перед глазами живой пример Человека -Наблюдателя? Или это опять игра ума, пытающегося создавать новые связи, ищущего новые опоры?  Для меня сейчас это не праздные вопросы, стою как раз на перепутье.В замешательстве.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11889
    • Просмотр профиля

Re: Сидя на высокой горе...
« Ответ #32 : 14 Декабрь 2017, 15:04:16 »
О покаянии постараюсь ответить чуть позже.

Выйти из-под скрытых влияний корпоративных (и связанных с ними) сил не просто. Можно стать на позицию противоборствующих сил и на что-то прозреть при трезвенно-объективном отношении. Напр., понять позицию атеиста, критикующего религию. Или прислушаться к позиции харизмата, а не только вопить, что "велика Артемида Ефесская".  Реальный выход из-под такого влияния будет сопровождаться вполне конкретными уничтожающими действиями со стороны корпоративных адептов. Посему и не полезно становиться выразителем и служителем корпоративного культа. Такое служение дает всяческие материальные и душевные привилегии, отнимая дух.

Говорить о позиции Наблюдателя следует после того, как трезвенный ум соединиться с сердцем, и будет поверяться сердечной интуицией - сердечным знанием Истины.

Vasilisa

  • Сообщений: 142
    • Просмотр профиля

Re: Сидя на высокой горе...
« Ответ #33 : 15 Декабрь 2017, 04:54:38 »
Alexander, спасибо, поняла.

Vacheslav

  • Сообщений: 868
  • Вячеслав
    • Просмотр профиля

Re: Сидя на высокой горе...
« Ответ #34 : 15 Декабрь 2017, 19:59:45 »

Выйти из-под скрытых влияний корпоративных (и связанных с ними) сил не просто. Можно стать на позицию противоборствующих сил и на что-то прозреть при трезвенно-объективном отношении. Напр., понять позицию атеиста, критикующего религию. Или прислушаться к позиции харизмата, а не только вопить, что "велика Артемида Ефесская".  Реальный выход из-под такого влияния будет сопровождаться вполне конкретными уничтожающими действиями со стороны корпоративных адептов. Посему и не полезно становиться выразителем и служителем корпоративного культа. Такое служение дает всяческие материальные и душевные привилегии, отнимая дух.


А все же это возможно, быть в корпорации, но не отождествляться, или вне корпоративного потока не будет должных результатов работы?

СпасиБо за тему :-) Хотелось бы еще услышать, что может способствовать повышению энергийного уровня ума, понял, что молитва, служба, общение с теми у кого ум на высокой горе, чтение определенной литературы и, думаю, незалипание на различных энергетических потоках, а восхождение в качестве наблюдателя.
Насчет затворения двери тоже не совсем понятно, стоит ли ее затворять от различных энергетических потоков или же это затворение родит сопротивление и оценочный ум вступит в силу, имею ввиду рациональный ум. А как насчет оставаться в восхождении, не затворяя двери, с Иисусовой молитвой ума или просто присутствием, проходить сквозь эти энергетические потоки не уклоняясь от них, а как бы растворять присутствием? Бывает, что осознаешь энергетический поток, но не можешь понять какие он несет мысли что ли, каких татей. Обязательно ли стремиться распознать этот поток прежде того, как он дойдет до осознания или же достаточно присутствием его нейтрализовать?
Степень глубины молитвы, это тоже самое, что степень погружения ума в сердце?

Горé имеем сердца !

ivanches

  • Сообщений: 26
    • Просмотр профиля

Re: Сидя на высокой горе...
« Ответ #35 : 16 Декабрь 2017, 04:21:56 »
Тревожность на сердце - страстная сила, выражающая более глубокие душевные подвижки. При молитве Вы ее частично растворяете или отодвигаете. Поскольку проблема глубже, то и тревога с болью возвращаются.

Тревожность (как страсть) Вы распознали. Она более заметна. И она на поверхности - в облаке эмоций. Ее также можно "увидеть" как вибрацию (это легче сделать через чувство сердечной боли, возникающей при тревоге).
Alexander, сейчас перечитывал эту тему, мимо глаз как то до этого пролетело, вопрос в другой теме задал:
http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=3225.msg201045#msg201045
Это то о чём Вы с Василисой обсуждаете или нет?

Симеон

  • 3
  • Сообщений: 3025
    • Просмотр профиля

Re: Сидя на высокой горе...
« Ответ #36 : 21 Июнь 2018, 23:33:40 »
мастерам однозначно обратить внимание - на макушечную область. меняется слишком многое. особенно у кого прикрытые доминаторские модели в поведении, жестокосердие, желание по шапке настучать, стойкое ощущение что чужие страдания и должны такими быть. может случиться переворот внутри

Sergij

  • Сообщений: 7
    • Просмотр профиля

Re: Сидя на высокой горе...
« Ответ #37 : 28 Июль 2018, 03:09:50 »
  Приняв решение молиться непрестанно, делатель ИМ "столбит участок" для молитвы в уме, где она теперь будет жить там всю его жизнь. Этот участок внимания в уме делателя вначале очень крохотный и тяжело сохраняемый под течением потока обычных каждодневных мыслей и переживаний делателя. Однако на определенном этапе его насильного удерживания непрекращающимся повторением ИМ, вам начинает помогать Сам Христос. Он, видя наше усердие и искреннее наше желание продолжать молиться Ему до конца наших дней делает нашу поддерживаемую нами молитву САМОДВИЖНОЙ. Обратите внимание во время св. Литургии в Церкви как ведут себя матери с маленькими детьми. Они учавствуют в св. Литургии и одновременно контролируют поведение малышей. Мы есть нерукотворный Храм Божий. Мать это наше внимание, а ИМ-это литургия,а не поседливые дети-это наши мысли. Дети-мысли во Христе очень быстро подрастают и Он, наш Господь Иисус Христос у покаиваетих со временем в храме-уме. Важно только, чтоб наша молитвенная жертва Ему не прекращалась нами до смерти. "Прииди те ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Аз успокою вы..."