Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Исихазм



19 Ноября 2017, 04:20:31

Автор Тема: Интересные материалы и статьи на стыке богословия, мистики и исихазма  (Прочитано 1824 раз)

Колхозник

  • Сообщений: 2111
  • Владимир
    • Просмотр профиля

Да кто может запретить Неовиту писать богословские сочинения по заказу, в нужном для заказчика формате?

Elena

  • Сообщений: 5837
    • Просмотр профиля

Да кто может запретить Неовиту писать богословские сочинения по заказу, в нужном для заказчика формате?

Я как-то плохо понимаю, почему вы в таком ключе думаете о Неовите - как исполнителе чьих-то заказов в нужном для заказчика формате.

Я читала некоторые размышления Неовита ещё до публикации. Импульс высказаться тут родился из сердца. И ему в том тексте, что лично я читала, удалось передать нечто.  Текст вводил меня в молитвенное состояние, чем-то родственное созерцанию.

И в своём ЖЖ он высказывался не по чьему-то заказу, а от избытка сердца.

Вы зря так пренебрежительно говорите о своём брате во Христе. Да, его путь отличается от вашего, но это не основание, чтобы высказывать подобные уничижительные предположения.

Грация

  • Сообщений: 2662
    • Просмотр профиля

Думаю, что если какие-то слова способны окрылить только мощный ум

Речь шла не о словах и конкретных текстах, а о развитии дара богословствовать (говорить в Духе о Боге из опыта молитвы), который не каждому даётся. И о ценности самого этого дара.

Елена! Вы говорите сейчас о развитии тех способностей, которые есть у человека как у развитой ментальной личности. У этих способностей есть свой предел. Сколько не развивай умственные способности, они не изменят свое качество. Так и останутся менталом. А богословие святых отцов – это, действительно, дар. Он за пределами ментала и выражается не только на языке, понятном рациональному уму, а касается непосредственно сердца человека. Если слова не касаются чувств, а обращаются только к менталу, то это мертвый язык, язык сухого слова, а значит, безжизненного.  И у такого языка нет развития в духе.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 9780
    • Просмотр профиля
    • http://www.hesychasm.ru

Elena, возражая Колхознику, Вы допустили несколько свойственных для себя ошибок-подмен. Главная: прочитали его в негативном ключе. Далее. "Некоторые размышления... до публикации" и высказывания в ЖЖ не имеют отношения к обсуждаемому тексту и мнению по нему Колхозника. И, наконец, как опытная училка-ведьма, читаете мораль и обвиняете.

Такое происходит, когда головой рассуждений скрыто управляет шея страстей. Если Вы не можете отследить такие простые импульсы, Ваше мнение о богословии, его месте рождения и высоте ничего не стоит.

Сергий

  • Сообщений: 3552
  • Верую, Господи! Помоги моему неверию.
    • Просмотр профиля

Что мы все про Виктора? Теперь еще и про Елену ...

Исследование Виктора - добротное и честное - вот что меня занимает.

Виктор четко показал заимствование "по аналогии" св. Максимом идей Платона через неоплатоников, идей об отказе от чувственного и телесного. В материалах Неовита я не увидел у св. Максима возведения чувственного и телесного к Богу, а увидел отказ от чувственного и телесного.
Это лично для меня подтверждает мое раннее чувство о оригенистско-евагреистском подходе ко всему в богословии и аскетике у св. Максима, разумеется, с учетом исключения их наиболее одиозных и не православных идей. Концепции введения тела человека и всего чувственного мира в богообщение, приведения человека и мира к Богу, через преодоление разделений я так и не рассмотрел в приведенных материалах. Преодоление разделений сведено к отрицанию чувственного, к отбрасыванию различий и переходу от"низших" состояний к "высшим" состояниям. Это миро отрицающая доктрина. Увы. И эта доктрина не вытекает ни из ВЗ, ни из НЗ, а есть прямое следствие "эллинского пленения" богословия. Увы. Увы. Увы.
И мне все это не нравится ...

Вот в этом аспекте было бы интересно поговорить в этой теме в контексте УД и молитвы.
А Виктор, как исследователь и богослов-исихаст - просто молодец - создал такую отличную посылку для разговора по существу.
Не нам, Господи, не нам, но имени твоему даждь славу о милости твоей и истине твоей:
Ей гряди Господи Иисусе!  Егоже Царствию не будет конца!

Elena

  • Сообщений: 5837
    • Просмотр профиля

Elena, возражая Колхознику, Вы допустили несколько свойственных для себя ошибок-подмен. Главная: прочитали его в негативном ключе.

Пусть Владимир сам пояснит, в каком ключе он высказывался. Да, я прочитала пренебрежительную интонацию по отношению ко всей такой деятельности, якобы инициируемой и регламентируемой волей заказчика. Поэтому попыталась скорректировать мнение, напомнив, что тексты Неовита появились много раньше, чем "заказчик".  Такое же пренебрежение прочитала и в рассуждениях о традиции.

Допускаю, что могла и ошибиться в восприятии. Но, думаю, вряд ли последние посты можно прочитать как свидетельство уважения к традиции.

Цитировать
Далее. "Некоторые размышления... до публикации" и высказывания в ЖЖ не имеют отношения к обсуждаемому тексту и мнению по нему Колхозника.

Имеют. Опять-таки в ключе опровержения мнения о работе якобы по заказу.

Цитировать
И, наконец, как опытная училка-ведьма, читаете мораль и обвиняете.

Ну, тут вы в своём обычном репертуаре развертывания всяких отталкивающих ассоциаций... :-D  воспринимаю как юморной "подкол". Хотя тоже могла бы записать это в проявление определённой страсти.  :-)

Цитировать
Такое происходит, когда головой рассуждений скрыто управляет шея страстей. Если Вы не можете отследить такие простые импульсы, Ваше мнение о богословии, его месте рождения и высоте ничего не стоит.

Импульс отслеживала. Вы текст не в той интонации прочитали (опять-таки явив присутствие определённого страстного фильтра восприятия). Не было обвинительного импульса. Было личное огорчение случившейся ситуацией и озвучивание недоумений. Это было сетование-вопрошание в надежде получения объяснений.   :-)
« Последнее редактирование: 24 Октября 2017, 20:00:02 от Elena »

Elena

  • Сообщений: 5837
    • Просмотр профиля

Елена! Вы говорите сейчас о развитии тех способностей, которые есть у человека как у развитой ментальной личности. У этих способностей есть свой предел. Сколько не развивай умственные способности, они не изменят свое качество. Так и останутся менталом. А богословие святых отцов – это, действительно, дар. Он за пределами ментала и выражается не только на языке, понятном рациональному уму, а касается непосредственно сердца человека. Если слова не касаются чувств, а обращаются только к менталу, то это мертвый язык, язык сухого слова, а значит, безжизненного.  И у такого языка нет развития в духе.

Богословие не сводится к менталу. Речь шла не о ментальном.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 9780
    • Просмотр профиля
    • http://www.hesychasm.ru

Сергий, Вы же ничего нового не нашли. Лишь увидели подтверждение своих идей. Потому что смогли увидеть и захотели увидеть. Напомню, никто достоинств обсуждаемого труда не отрицает, если его рассматривать в страте рационального богословия. Преодолеваем эту область, и само рац.богословие превращается в пшик. Загоняем себя в рац.богословие, и от Духа остается пшик. Об этом шла речь.

А теперь постарайтесь выйти из своих зауженных навязанным образованием представлений-клише о Платоне, неоплатониках, развоплощении у Максима и пр. Попробуйте увидеть с более высокой позиции - узрите действо-мистерию разворачивания вселенского человека в рамках христианской церкви. Прп.Максим выразил становление-строительство высокой ментальности - от прозрения в Гнозис до низведения в обычную философию. И на нем произошел разрыв (выразился символически), когда высшие гностические знания оказались отвергнуты. Ментальная область без Гнозиса провисла в проповеди развоплощения, а затем свалилась в примитивное богословие...

Сергий

  • Сообщений: 3552
  • Верую, Господи! Помоги моему неверию.
    • Просмотр профиля

Alexander,  вот это уже ближе к тому разговору, который бы хотелось хоть немного завязать в этой теме.
Не нам, Господи, не нам, но имени твоему даждь славу о милости твоей и истине твоей:
Ей гряди Господи Иисусе!  Егоже Царствию не будет конца!

Колхозник

  • Сообщений: 2111
  • Владимир
    • Просмотр профиля

Пусть Владимир сам пояснит, в каком ключе он высказывался.

Елена, вам что-то пояснять и объяснять крайне сложно и малоэффективно, буду прибегать к этому только в крайних случаях. Сейчас, как вы сами понимаете, не тот случай.

Колхозник

  • Сообщений: 2111
  • Владимир
    • Просмотр профиля

Это лично для меня подтверждает мое раннее чувство о оригенистско-евагреистском подходе ко всему в богословии и аскетике у св. Максима, разумеется, с учетом исключения их наиболее одиозных и не православных идей. Концепции введения тела человека и всего чувственного мира в богообщение, приведения человека и мира к Богу, через преодоление разделений я так и не рассмотрел в приведенных материалах. Преодоление разделений сведено к отрицанию чувственного, к отбрасыванию различий и переходу от"низших" состояний к "высшим" состояниям. Это миро отрицающая доктрина. Увы. И эта доктрина не вытекает ни из ВЗ, ни из НЗ, а есть прямое следствие "эллинского пленения" богословия. Увы. Увы. Увы.

Сергий, я вам подкину идею для разминки ума. Займитесь коллекционированием концепций и идей с доктринами, разных течений в христианстве и их взаимного влияния, начиная с древних философов. Это можно выразить в виде древа. Даже интересно, чисто визуально, что из этого получится..))? Закончить работу можно построением схемы влияния на древо современных богословов и патрологов. Уверяю, эта работа если ее провести, будет нарасхват в определенных кругах.))

Elena

  • Сообщений: 5837
    • Просмотр профиля

Елена, вам что-то пояснять и объяснять крайне сложно и малоэффективно, буду прибегать к этому только в крайних случаях. Сейчас, как вы сами понимаете, не тот случай.

Хорошо. С моей стороны все нормально, надеюсть, что и с вашей тоже. 

С уважением...
« Последнее редактирование: 24 Октября 2017, 22:44:24 от Elena »

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 9780
    • Просмотр профиля
    • http://www.hesychasm.ru

Alexander,  вот это уже ближе к тому разговору, который бы хотелось хоть немного завязать в этой теме.

Если мы хотим что-то понять в Духе и приобщиться к Гнозису, нужно выйти из навязанной ментально-матричной системы. Перестать работать на рационального заказчика. Этот заказчик транслирует свою волю из всевозможных рупоров. Современное богословие - один из его заводиков по изготовлению обманного дурмана, наевшись которого человек полагает себя обладателем высоких знаний, недоступных непосвященным.

Известно два способа преодоления барьера рационального знания с целью восхождения в область Гнозиса. Первый - мучительно-долгий, полный соблазнов, обманок и приражений. По нему идут многие, а доходят единицы единиц. Он заключается в шлифовке и организации ума в процессе научной проработки материала. В конце этой деятельности рациональный ум добирается до своих пределов, и происходит понимание ограниченности этого пути. Такой ум может взглянуть ввысь, но взлететь в высоты не может - у него нет крыльев, он приучен ползать. Да и сердце может спать.

Второй способ и путь - молитвенный, деятельно-созерцательный. Про него я говорил неоднократно. Схождение успокоенного и молчащего ума в очищенное и умиренное сердце, их единение, рождение в Духе, а затем освоение умственно-душевного пространства под водительством Духа. В этом освоении есть как этапы восхождения на сверхумственные высоты, так и этапы спуска в глубины души. Такая работа происходит в самом человеке, отсюда и внимание переносится на человека, а не на набор и обсуждение внешних знаний.

Человек, соединяющий оба способа, т.е. идущий деятельно-созерцательным путем и имеющий развитый обученный ум, может наполнить рациональную (догматическую) систему бОльшим смыслом, предлагая ее в качестве символической лестницы восхождения для других умов. Таких людей, соединивших оба способа, очень мало. Среди них - прп.Максим. Но даже и на нем мы видим всю сложность такого соединения-построения, когда высокие прозрения сменяются банальной философией и заумью ненужных рассуждений.

Важное для нас - это не изучать догматизированные ступени символической лестницы, не лобызать их, а идти по ним, восходить, отталкиваясь от низших ступеней, касаясь высших, поклоняясь не им, а Богу.

Родион

  • Молитва стала просьбой, а должна быть Песней...
  • Сообщений: 7501
    • Просмотр профиля

Alexander, мне видится что первого пути нет, как и нет третьего пути (совмещения). Второй, он же единственный, является не столько путем, сколько реализацией природы человека. Задействованные в нем механизмы, в том числе и психические и соматические, природно заложены в человека и гармонично в нем работают и срабатывают (реализуются), продвигая человека в своем развитии. Что собственно и есть жизнь во всем ее многообразии и в динамике.
Первый путь обязан или вывалиться во второй, с потерей времени и накоплением лишнего груза, либо погибнуть. Как и третий - вся эта заумь лишь погрешности на пути молитвы. Ну и еще - необходимость передать опыт. С неизбежным понижением тонуса жизни в описании. Вот тут появляется почва для первого и части третьего. Но она очень мнимая и призрачная. Единственный ее смысл подвинуть человека ко второму пути. (Единственному :) ). ИМХО. Или я ошибаюсь?
В выражении «Бог Есть Любовь» одно слово лишнее… Ты догадался какое?.. Правильно, любое!..
Тогда два!.. Догадался какие?.. Правильно, любые!.. Тогда три…

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 9780
    • Просмотр профиля
    • http://www.hesychasm.ru

Первый не путь, а способ, используемый часто, для преодоления верхнего барьера. Верно то, что с помощью его можно иногда дойти до границы. Перейти же барьер с помощью его нельзя. Идут по нему, потому что другого не имеют, не знают, не желают, сбегают...

Второй - и способ, и путь.

Соединение способов - для передачи опыта. Господь говорил внешним притчами. Так и здесь говорится притчами догматического (богословского, философского) языка.
 

Поиск