Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Исихазм



19 Ноября 2017, 04:20:40

Автор Тема: Интересные материалы и статьи на стыке богословия, мистики и исихазма  (Прочитано 1825 раз)

Сергий

  • Сообщений: 3552
  • Верую, Господи! Помоги моему неверию.
    • Просмотр профиля

Виктор Неовит, всем нам хорошо известный и любимый, опубликовал большую статью на серьезном богословском портале.
Статья о понимании мистики молитвы св. Максимом на примере вхождения в суть 41 амбигвы святого не с точки зрения патристики и богословской науки, а с точки зрения молитвенного созерцательного опыта.
Статья большая и интересная. Она в двух частях. Пока прочитал только мельком. Ясно, что надо внимательно читать и размышлять.
Рекомендую всем к прочтению.
Потом обсудим.
Ссылки на статью:
Часть 1 - http://www.bogoslov.ru/text/5558591.html
Часть 2 - http://www.bogoslov.ru/text/5558598.html
Не нам, Господи, не нам, но имени твоему даждь славу о милости твоей и истине твоей:
Ей гряди Господи Иисусе!  Егоже Царствию не будет конца!

Elena

  • Сообщений: 5837
    • Просмотр профиля

Виктор Неовит, всем нам хорошо известный и любимый, опубликовал большую статью на серьезном богословском портале.
Статья о понимании мистики молитвы св. Максимом на примере вхождения в суть 41 амбигвы святого не с точки зрения патристики и богословской науки, а с точки зрения молитвенного созерцательного опыта.
Статья большая и интересная. Она в двух частях. Пока прочитал только мельком. Ясно, что надо внимательно читать и размышлять.
Рекомендую всем к прочтению.
Потом обсудим.
Ссылки на статью:
Часть 1 - http://www.bogoslov.ru/text/5558591.html
Часть 2 - http://www.bogoslov.ru/text/5558598.html


А сам Неовит знает об открытии этой темы? Хорошо бы и он поучаствовал...

Сергий

  • Сообщений: 3552
  • Верую, Господи! Помоги моему неверию.
    • Просмотр профиля

А сам Неовит знает об открытии этой темы? Хорошо бы и он поучаствовал...
Виктор о теме знает. Будет ли участвовать - не уверен. Скорее нет.
Кто хочет с ним поговорить на тему статьи наверное может это сделать через интернет-почту.
Может с ним связаться. Ранее такой вопрос подымался, и он не возражал. Такое возможно, я его почтовый адрес давал уже на форуме. Могу еще раз его дать и в этой теме или в личке, если кому-то надо будет с ним поговорить по вопросу его статьи.
Статья не простая. Нужно думать. И думать что сказать.
Не нам, Господи, не нам, но имени твоему даждь славу о милости твоей и истине твоей:
Ей гряди Господи Иисусе!  Егоже Царствию не будет конца!

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 9780
    • Просмотр профиля
    • http://www.hesychasm.ru

Посмотрел мельком за недостатком времени. Неплохой язык, спокойное и выверенное изложение. Познавательно. Хороший и добросовестный исследователь говорит о предмете исследования на принятом в научной среде языке. Неовит, как помню его по форуму, предстает в академической форме - и без излишней зауми. На бледном фоне "серьезного отечественного богословия" (Сергий улыбнул "серьезным богословским порталом") работа выглядит достойно.

В практическом плане это работа, вводящее в мысленное рациональное поле - музейную копирку чужих опытов-представлений о чем-то большем. Гнозис, если говорить о таком способе постижения божественного, в ней отсутствует - заменен объективно-отстраненным
научным отношением.

Сергий

  • Сообщений: 3552
  • Верую, Господи! Помоги моему неверию.
    • Просмотр профиля

Посмотрел мельком за недостатком времени. Неплохой язык, спокойное и выверенное изложение. Познавательно. Хороший и добросовестный исследователь говорит о предмете исследования на принятом в научной среде языке. Неовит, как помню его по форуму, предстает в академической форме - и без излишней зауми. На бледном фоне "серьезного отечественного богословия" (Сергий улыбнул "серьезным богословским порталом") работа выглядит достойно.

В практическом плане это работа, вводящее в мысленное рациональное поле - музейную копирку чужих опытов-представлений о чем-то большем. Гнозис, если говорить о таком способе постижения божественного, в ней отсутствует - заменен объективно-отстраненным
научным отношением.

Да. Но это формат портала. Виктору пришлось выполнить требования администрации портала и рекомендации его консультантов и значительно расширить богословско - философский аспект статьи в ущерб исихастской практической части.
« Последнее редактирование: 22 Октября 2017, 12:11:34 от Сергий »
Не нам, Господи, не нам, но имени твоему даждь славу о милости твоей и истине твоей:
Ей гряди Господи Иисусе!  Егоже Царствию не будет конца!

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 9780
    • Просмотр профиля
    • http://www.hesychasm.ru

Понятно, с учеными лисами жить - по лисьи тявкать :)

Я проработал в системе Академии наук много лет. Все та же суета сует и нескончаемое томление духа. А сейчас разгром и профанация...

Это отжитое, умершее, засохшее. И таким же предстает богословие, когда силу нужно изъять, а слово законсервировать.  Играть по этим правилам - убивать в себе зародыши высоких смыслов.

Получается, с нами неовит не может. Потому что (выскажу свое мнение) недотягивает. И тогда он падает в казенное богословие, которое лишь кажется восхождением. Вот нерв созерцания и постижения - экзистенционального ужаса пропасти, принимаемой за гору, а не разбор его письменного труда, по формальным признакам весьма качественного.

Сергий

  • Сообщений: 3552
  • Верую, Господи! Помоги моему неверию.
    • Просмотр профиля

Виктор молодец. Его статья во всех смыслах очень хороша. И в части целевой аудитории, как рассказ о исихазме и его сути, чрезвычайно удачна. В этом и была цель статьи: донести до "богословского сообщества и широких кругов "Максимоведов"" простую мысль, что без глубокого погружения в молитвенную практику исихазма постичь по-настоящему мысли св. Максима невозможно. Но, да, в плане серьезного разговора об исихазме там всего лишь словесное молоко, а не твердая пища, но это только из-за целевой аудитории, так как сам Виктор опытный практик и ему есть что дать и в виде твердой пищи.
Виктор очарован св. Максимом. Я его прекрасно понимаю. Сам такой же был. Сейчас же я понимаю, что ничего ценнее "Сотниц о любви" у св. Максима нет, и что все его философские построения в стиле модернизированного платонизма вещь пустая и малоценная, а по большой части и ошибочная, точнее не точная, и идущая от неверной парадигмы платонизма, почитающей мир идей, как высший мир, что у св. Максима выражается в почитании ангельского мира и ангельской простоты, как высшей ценности по отношению к миру тварному и вещественному. По моему мнению это ошибка парадигмы, основной идеи, так как по моему мнению более сложное творение просто не может быть низшим по отношению к более простому творению, а "простота" Бога - это простота не примитива, а простота сверх сложности Абсолюта, и Бог возводит тварь к Себе не упрощая творение, а все более и более усложняя творение.
Не нам, Господи, не нам, но имени твоему даждь славу о милости твоей и истине твоей:
Ей гряди Господи Иисусе!  Егоже Царствию не будет конца!

Колхозник

  • Сообщений: 2111
  • Владимир
    • Просмотр профиля

Такое ментальное па-де-де, для искушенных в этом зрителей (имхо). Накой Неовиту это нужно? Нет слушающих? Ну хоть перед зрителями выступить, и то дело.

По мне, так пара слов сказанных в Духе, может куда как эффективнее (но не гарантировано) из зрителей, сделать Слушателей.

Богословских трудов горы,…. Живых Слов мало.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 9780
    • Просмотр профиля
    • http://www.hesychasm.ru

Сергий ***ничего ценнее "Сотниц о любви" у св. Максима нет***

Именно так!

Elena

  • Сообщений: 5837
    • Просмотр профиля

Большой плюс Неовита, что он усваивает и пытается изъясняться языком святоотеческтого богословия. Это открывает возможность адекватного описания опыта. Максим Исповедник начинал с комментирования текстов Григория Богослова и именно из этого родился строй его речи, масштаб и глубина его мыслей.

Смыслы, открывшиеся в созерцании, воссоздаются не любой речью. Нужно какое-то особое смысловое поле. Отцы думали Писанием, пользуясь плотью его сюжетов, могли адекватно явить невидимые духовные вещи. Такую же ценность представляет язык античной философии "воцерковленный" отцами.

Мне кажется, все у Неовита еще впереди. Он, на мой взгляд, имеет не только опыт, но и особый дар словесной его передачи. Это и Александр отмечал и приветствовал в свое время. Этот дар нужно развивать. Что Неовит и делает.

Тут есть опасность поглотиться и усредниться, изъясняясь научным образом. Но вот с Максимом Исповедником ведь  этого не произошло, чему свидетельство - его "Сотницы о любви".

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 9780
    • Просмотр профиля
    • http://www.hesychasm.ru

Елена
***Большой плюс Неовита, что он усваивает и пытается изъясняться языком святоотеческтого богословия.***

Когда-то и я предполагал похожее. До тех пор пока тайна языка оставалась закрытой. Сейчас же прекрасно вижу, все такие попытки сродни желанию написать гениальные стихи на мертвом языке. Не получится. В лучшем случае выйдет лишь слепое подражание - пустой звук... Муза музейных работников без крыльев духа.

Язык святоотеческого богословия не есть язык мертвых, но язык живых. И слово живое выражает Духа дыхание. Игра же в правильные термины - ворошение старых  мощей в красивой усыпальнице.

Elena

  • Сообщений: 5837
    • Просмотр профиля

Игра же в правильные термины - ворошение старых  мощей в красивой усыпальнице.

Согласна.

Если все будет на уровне "старых правильных терминов" - тогда получится кунсткамера. Но я верю в силу Духа и в то, что текст может стать "явлением движимой духом силы". В отдельные моменты это в текстах Неовита присутствует. Сам по себе язык бессилен. Но если есть что сказать - то будет живое. Я видела реакцию на тексты Неовита в ЖЖ со стороны некоторых патрологов - они ощутили наличие опыта, был отклик на некую силу свидетельства.

Колхозник

  • Сообщений: 2111
  • Владимир
    • Просмотр профиля

Да. Но это формат портала. Виктору пришлось выполнить требования администрации портала и рекомендации его консультантов и значительно расширить богословско - философский аспект статьи в ущерб исихастской практической части.

Общество все сильнее захватывает театр абсурда, вернее театры абсурда, развивающиеся в тех или иных социальных группах. Всеобщее поглощение игрой друг перед другом, у актеров уже давно потеряна связь с реальностью, для них игра, это жизнь. Брошенные семена Духа в среду этих пространств,  тут же попираются или же лишаются силы, из них пытаются себе слепить новые маски, для следующего театрального представления.

Театр церковной среды, отличается особенной утонченностью и изысканностью, имитация реальности, поставлена на высочайший уровень. Здесь нужно провести немало времени, что бы за ворохом ветхих декораций, найти действительно что-то ценное и Живое, хотя и оно, как правило, не раз подвергалось бессмысленной реставрации.

Сложно не вовлекаться в эту массовую игру, сбросить с души вросшие в нее театральные костюмы, стать самим собой. Найти реальность, и в реальности Жизнь.

Был ли подобный театр раньше? Думаю, что был всегда, но сейчас его отличительная черта, все нарастающий цинизм. Плохие актеры не в цене, они никогда не будут иметь внешнего благополучия, а не умеющие играть, по заранее прописанному сценарию, вообще должны быть готовыми, в любой момент, быть выброшенными на улицу. Хорошие актеры жонглируют словами, правильно двигаются и нравятся публике. Трудно понравится критикам, тем более заслуженным, тут уж нужно особенно потрудится в актерском мастерстве, они в игре знают толк, а тексты пьес знают еще лучше, зорко наблюдают за последними трендами. Это их хлеб, и не дай Бог, если наметится тенденция к тому, что этот кусок хлеба у них будет отобран, в ход пойдет все их умение жить и драться в этой стихии.

Действительно, "суета сует".
« Последнее редактирование: 23 Октября 2017, 13:04:26 от Колхозник »

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 9780
    • Просмотр профиля
    • http://www.hesychasm.ru

Есть ли ценное в реакции патрологов? Лишь для того, кто их игру принимает за истину, ее поиск. И здесь я высказываю классическое мнение святых отцов. Верно отметил Колхозник, сейчас стала очевидной имитация - игра в матричный набор слов, называемый богословием и патрологией.

Elena

  • Сообщений: 5837
    • Просмотр профиля

Я лично вижу поиск и глубину во всем. Читаю современные размышления по поводу мыслей отцов - душа часто откликается на глубину. Так бывает не всегда, проблесками, но бывает.

Возможно, причина разницы восприятия в особенностях склада души. С чем-то попадаем в резонанс, с чем-то нет. Я лично больше резонирую духом со свидетельствами опыта созерцателей типа Евгения, Неовита. Даже молитва изнутри поменялась, когда был период совместного обсуждения какой-то темы. И наоборот, некоторые вещи, претендующие на духовность, оставляют почему-то равнодушными. Так что все индивидуально.

Цитировать
Есть ли ценное в реакции патрологов? Лишь для того, кто их игру принимает за истину, ее поиск.

С моей стороны присутствует глубочайшее уважение некоторым личностям, через которое моему уму открылось ранее недоступное. Как правило, это люди неординарные, которые мыслят незашорено, с философским складом ума. Я вижу не игру, вижу реальный глубокий поиск.

Бывает, что человек предпочитает вообще избегать сферы богословия, на определенном этапе поставив на ней жирный крест. Очень часто так поступает ум, не шибко мощный, которому проще двигаться интуитивно. Такой ум не способен развернуться в сфере богословия, поскольку многоэтажные смысловые построения им вытягиваются с трудом, становятся клеткой для ума, неподъемной ношей (он выражает себя иначе - через свободные эссе).

А для иного ума, та же самая "конструкция" оборачивается вместо клетки подъемной силой, становится сверкающим оперением полета.
« Последнее редактирование: 23 Октября 2017, 17:43:00 от Elena »
 

Поиск