Исихазм

Автор Тема: Христианство и восточные религии  (Прочитано 33168 раз)

Chevanton

  • Гость
Мне всегда удивительно как некоторые христиане искренне восторгаются различными восточными «мудростями». Усматривают аналогии, параллели, «перечитывают». Иеромонахи пишут книги «Христос истинное дао». Дело в том, что я тоже не понаслышке знаком с даосизмом. Учение Лао-Цзы строится на принципе дуальности, биполярности мироздания. Символ великого предела (тай-цзи) обозначает, что во тьме есть свет, равно как и в свете есть тьма. «Кое бо причастие правдe к беззаконию? Или кое общение свeту ко тьмe? 15 Кое же согласие Христови с велиаром? Или кая часть вeрну с невeрным?» Православный взгляд – свет может существовать без тьмы. Господь может существовать без сатаны. Тьма там, где нет Бога. Дао же просто стоит вне Инь и Ян, стоит над ними. Дао абсолютно безличностное начало и конец. Никакого акта Божественного вмешательства нет и близко. Про естественность. Даосизм совершенно не запрещает своим адептам половые связи вне брака. Напротив, разработана подробнейшая система «брачных покоев», как достигать просветления с помощью секса. Малявин в своей «Антологии даоской философии» резко противопоставляет христианские «табу» и зашоренность даосской прекрасной свободе и естественности в вопросах пола. Мастер у которого я занимался черпал силы от вида красивых женщин и воображении связи с ними. «Я же говорю вам, что всякий, кто посмотрит на женщину с вожделением, уже совершил прелюбодеяние в сердце своём.» Естественность… Исаак Сирин под естественным состоянием понимает состояние кающегося грешника. А единение с Господом называет сверхъестественным. В даосизме обретается гармония с собой, что равносильно гармонии c мирозданием. Человек микрокосм. А святые отцы нызывают человека макрокосмом в микрокосме. Потому что в человеке есть нечто, чего нет во всей вселенной – образ и подобиt Божия. Разница диаметральная. «Покайтесь… вкусите и ядите… непрестанно молитесь» - Вот формула христианского спасения. В практическом даосизме, или во внутренней алхимии адепт собирает пилюлю бессмертия из ингридиентов своего тела. Ртуть, свинец, киноварь, медь – все это суть различные энергии в человеке, правильное расположение которых в котле позволяет выплавить бессмертную жемчужину. Имеет ли это какую-нибудь аналогию с православием. Цзин в ци, ци в шень, шень в пустоту. Вот формула даосского «спасения». Это означает энергию семени в жизненную энергию, жизненную энергию в духовную, духовную куда? правильно в пустоту. Не в полноту Божественного общения, а восточную пустоту. Прибавьте сюда традиционную для этого региона идею реинкарнации и вы получите «истинное» православие, ну прям таки Иоанна Златоуста. И самое главное, пусть мне поклонники восточных культов ответят на простой, простейший вопрос: если до Христа было возможно спасение для чего была нужна Голгофа, пятидесятница? Многие из нас пришли ко Христу из оккультизма, даосизма, буддизма и проч. Мы похожи на людей, которых Господь вывел из Содома и Гоморры. Но поворачивая свои головы назад, мы превратимся в соленой столб.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11889
    • Просмотр профиля

Христианство и восточные религии
« Ответ #1 : 14 Июнь 2005, 15:22:21 »
Chevanton, обратите внимание на эту тему: http://www.hesychasm.ru/forum/viewtopic.php?t=381

Свт.Николай Сербский  в молитве своей очень хорошо объясняет, как христианину (душе христианской, должной быть девой) следует относиться к восточной мудрости.

Anonymous

  • Гость
Христианство и восточные религии
« Ответ #2 : 14 Июнь 2005, 18:13:01 »
Иисус сказал: "Истинно говорю вам: кто не зайдёт в овечий загон через калитку, а заберётся туда любым другим путём, тот грабитель, пытающийся украсть овец. 2 Кто же заходит через ворота, тот пастух своего стада. 3 Сторож открывает ему ворота, и овцы послушны его голосу. Он называет своих овец по именам и выводит их из загона. 4 Выведя овец, он шагает впереди, а они следуют за ним, ибо знают его голос. 5 Но они никогда не пойдут вслед за тем, кого не знают, скорее убегут от него, ибо голос его им не знаком". 6 Иисус рассказал им эту притчу, но они не поняли, что Он говорил им. 7 И сказал тогда Иисус снова: "Истинно говорю вам: Я и есть те ворота для овец. 8 Все, кто приходил до Меня, - воры и грабители, и овцы не слушались их. 9 Я - эти ворота: кто войдёт через Меня, спасён будет. Он войдёт и выйдет, и найдёт всё, что ищет.  (Ин.)

"за то Бог сокрушит тебя вконец, изринет тебя и исторгнет тебя из жилища [твоего] и корень твой из земли живых. 8 Увидят праведники и убоятся, посмеются над ним [и скажут]: 9 "вот человек, который не в Боге полагал крепость свою, а надеялся на множество богатства своего" (Пс.)

"13 А говорил в сердце своем: "взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой и сяду на горе в сонме богов, на краю севера; 14 взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему". (Ис.)

"Я победил всех врагов, я всемудр, свободен от каких-либо загрязнений; я все покинул и обрел освобождение через разрушение желаний. Самостоятельно овладевши знанием, кого мог бы я назвать учителем своим? Нет у меня учителя; нет равного мне ни в мире людей, ни в областях богов". В ответ на это самовосхваление Будды джайнист отвечает: "Итак, друг, ты утверждаешь, что ты — святой, абсолютный Джина?" — "Да!" — аскет, "покачавши головой", прошептал: "быть может, и так, друг!", но сам "свернул на другую дорогу", не осмелившись идти по следам чересчур самоуверенного проповедника

Chevanton

  • Гость
Христианство и восточные религии
« Ответ #3 : 14 Июнь 2005, 18:23:36 »
Виноват, Гсть это я.

"Царский сын индийский учит душу мою очиститься от всех семян и посевов мирских полностью, отрешиться от всех змеиных соблазнов бессильной и призрачной материи и, когда исполнит сие, ждать, подобно пустой, бесстрастной, чистой и блаженной Нирване. Да славится Будда, царский сын и непреклонный учитель народа своего! "

"В одном из перевоплощений Будда идет с учениками по пустыни. Они измождены, хочется пить. Вдруг видят старую женщину. Она напоила их молоком своей груди. Ученики спрашивают Будду, мол кто это. Он отвечает, что эта женщина 120 воплощений назад была его матерью, но так и вынуждена, несчастная, перерождаться, потому что никак не может избавиться от любви к нему. "

Так все-таки стоит мне, Александр, избавиться от любви к своей матери? А от любви к Господу? А то перерождаться неохота.

Evgeny

  • Сообщений: 1187
    • Просмотр профиля

Христианство и восточные религии
« Ответ #4 : 14 Июнь 2005, 20:32:26 »
Цитата: Chevanton
Многие из нас пришли ко Христу из оккультизма, даосизма, буддизма и проч
.

Вот именно, что многие из нас пришли ко Христу из них, в этом их положительная роль. Очевидно восточные религии не спасают, поскольку спасение есть обожение - едниение с Христом. Однако они могут помочь человеку прийти к христианству. Не все могут сразу вместить христианство, и многие приходят к нему через восточные религии, так что они служат как бы "детоводителем ко Христу" по изречению ап. Павла. Никто не станет оспаривать что в восточных религиях содержится масса заблуждений и неверных представлений, свойственных любым религиям имеющим человеческое происхождение, но вместе с тем в основе их часто лежит поиск Бога, стремление познать истину, познать себя, научиться любить, отречься мира с его страстями и похотями, очистить душу от страстей. Эти крупицы истины помогают адептам этих учений немного возрости духовно и стать готовыми принять Христа, хотя не все из них конечно Его в конце концов принимают. Нашедшим же Христа и обретшим в Нём полноту истины восточные учения очевидно становятся уже не нужны.

Что касается конкретно даосизма например, то в нём намешана масса языческих аберраций и верований которых в самой книге Лао-Тзы нет. Поздний даосизм далеко ушёл от книги Лао-Тзы, и мне кажется вообще не следует отождествлять Лао-Тзы с даосизмом.  

А вообще на вопрос о том спасутся ли язычники самы лучший ответ дал для нас сам Господь, ответив на него прп. Антонию: "Антоний, себе внимай!"

Во времена раннего христианства восточные религии не были распространены в Римской империи, но можно обратиться к тому как св. отцы оценивали греческую философию с точки зрения христианства. Правомерно будет такое их отношение применить и в наше время к восточным религиям. Вот например отрывок из книги "ЖИЗНЬ И УЧЕНИЕ СВ. ГРИГОРИЯ БОГОСЛОВА" Еп. Иллариона (Алфеева).

"Раннехристианские апологеты критиковали античных философов прежде всего за их религиозную непоследовательность. Иустин и Афинагор в своих апологетических и полемических сочинениях указывали на то, что античная философия не может считаться последним словом истины, так как она не дает единой картины мира и единого учения о Боге: каждый философ и каждая отдельная философская школа выдвигает свою теорию происхождения мира, смысла человеческого существования и природы Божества. Но у обоих упомянутых апологетов мы находим, помимо критики заблуждений философов, нечто гораздо более серьезное. ... Для Афинагора и Иустина, в отличие от Ермия и Татиана, античная философия есть некое предвкушение христианства; Иустин говорит о Логосе, который таинственным образом действовал в философах, и называет Сократа и Геркалита “христианами”, жившими согласно Логосу.[46] Иустин, который обратился к христианству из неоплатонизма, даже после своего крещения продолжал носить мантию философа, подчеркивая тем самым, что, уверовав во Христа, не отверг философию.

            Не менее характерной является фигура Климента Александрийского, который считал, что не следует противопоставлять христианскую веру философии. По его учению, “философия не отвращает от веры”, напротив, “мы ограждаемся ею, как неким прочным оплотом, приобретая в ее лице своего рода союзника, вместе с которым утверждаем и свою веру”.[47] Согласно Клименту, “путь к истине один, но в него вливаются различные потоки, соединяясь в реку, текущую в вечность”.[48] Одним из таких потоков является древнегреческая философия, которая есть “приуготовительное учение, пролагающее и выравнивающее путь ко Христу”.[49] Философия была дана эллинам как божественный дар, как “воплощенный образ (икона) истины”;[50] для эллинов она - такой же детоводитель ко Христу,[51] каким было для евреев Писание Ветхого Завета.[52] Сам термин “философия” употребляется Климентом в расширительном смысле: для него философия - не учение Платона, Эпикура или Аристотеля, но “то лучшее, что каждая из этих школ говорит о справедливости и благочестивом знании”."

Chevanton

  • Гость
Христианство и восточные религии
« Ответ #5 : 14 Июнь 2005, 21:08:20 »
Евгений, в общем я согласен. Но...
1) "Детоводитель ко Христу" именно Закон. Господь выбрал себе народ, который намеренно вел по пути понятий единобожия, покаяния, греха. Можно ли сказать, что Господь озарил Будду и предопределил его учение как "глас вопиющего в пустыни"? Детоводителем может стать армия, может стать тяжелая болезнь, может стать "большая дорога", публичный дом и проч. Как каждый приходит к Господу Ему одному ведомо. Только после наркотиков и усиленной практики йоги можно уже не прийти ко Христу. Йог или какой-нибудь оккультист, увидивший в себе свет и прочие игрушки уже твердо знает, знает а не верит, что он и есть эманация Брахмана, что никакой ему спаситель, а тем более Спаситель не нужен и в помине. Как Вы не видите: лозунг востока "станете яко бози". какое тут духовное возрастание? Скажите, какое, если сам "почитаемый" так заявляет о себе. См. выше. Какое покаяние в даосизме? Какая совесть в буддизме? Неужели это не "мудрость века сего"?
2) Греческая философия это культура мысли. Действительно богословие существует не без приемов логики. Гомилетика не без риторики. Это действительно то, что охотно переняли отцы. Но... вакханалии Диониса? Мистика Митры? Культы Изиды? Нет. За все это христиане сжигались, распинались, варились в масле.
3) Спасутся ли язычники. Полностью согласен: "Внимай себе!"
Недавно посмотрел фильм о событиях съездов международного совета церквей под предводительством Ватикана, имевших место В Чикаго, Канбере, Риме в период 80-90х годов. Ламаисты поют мантры в католическом костеле, индейцы призывают духов в соборе св.Петра, аборигены Австралии ритуальными танцами "очищяют" алтарь, все причащаются под современное "пение" чернокожей братии. Там присутствовали... представители Московской Патриархии, представители Вселенской (Констанипольской) Церкви, Румынской церкви. Хотелось плакать. Поэтому, братья, когда в Ваш храм приедет для экуменического экстаза группа ламаистов - дайте знать.

Chevanton

  • Гость
Христианство и восточные религии
« Ответ #6 : 14 Июнь 2005, 21:22:39 »
Простесанские клирики практикуют дзенскую медитацию. Католические монашеские ордена осуществляют обмен с чаньскими и дзенскими монастырями для обмена опытом.

Ну а на авторитет св.Николая Сербского (я честно говоря был просто в шоке) отвечу авторитетом арх. Софрония (Сахарова):

"Убедившись в недостаточности всех человеческих усилий достигнуть сию искомую нами вечную Истину, так, чтобы слиться с Нею, иметь Ее как свое личное достояние, я обратился к молитве, сначала не-христианской, а типа дальневосточных медитаций. Прошло немало времени, приблизительно 7-8 лет, когда я с большой силой увидел себя на ложном пути: в духе мне явился Тот, Кто сказал: “Аз есмь Истина” (Ин. 14, 6). О, этот светоносный момент, что вывел меня из ада смертной тьмы: всем существом я ощутил, что вступил на верный путь…

Преодолев добрый навык молиться моему детскому Богу, я в часы медитации стремился к абсолютному Бытию. Я совлекался, как мне казалось, всего относительного, что связано с различными формами: видимыми или невидимыми, чувственными или мысленными. Я упорно уходил во мрак неведения, чтобы чрез совлечение всего преходящего достичь Того, Что или Кто трансцендирует грани всего изменяемого, колеблемого. Случалось, я испытывал некий “покой” и не чувственно-плотски услаждался этим состоянием. При более полном порыве к неименуемому, всетрансцендирующему Бытию-Небытию я видел мой ум как свет. Я не гнался ни за чем на этой Земле, кроме как к вечному. Параллельно с этим я напряженно искал выражения в картине красоты, свойственной едва ли не всякому природному явлению. Тот период моей жизни кто-либо мог бы счесть полным вдохновения, но я вспоминаю его далеко не с любовью: я понял, что я предавался своеобразному “упокоению”, которое было по существу своему — самоубийством в метафизическом смысле…

Наиболее недопустимым является смешение ее с йогой, с буддизмом и даже «трансцендентальной медитацией» и подобное сему. Радикальное различие всех этих уклонений с христианством состоит в том, что в основе нашей жизни лежит Откровение о Боге личном: АЗ ЕСМЬ. Все другие пути отводят ум человека от личных взаимоотношений между Богом и молящимся в область отвлеченного трансперсонального Абсолюта, в имперсональную аскетику. Медитация, как отвлечение нашего ума от всяких образов, может давать нам ощущение успокоения, мира, исхода из условий времени и пространства, но в ней отсутствует сознательное предстояние Богу личному; в ней нет действительной молитвы, т.е. лицом к Лицу. Это может привести к тому, что увлеченный медитацией удовлетвориться психическими результатами подобных экспериментов и, что хуже всего, восприятие Живого Бога, Абсолюта Персонального станет для него чуждым…

По моем новом обретении Христа, мой “восточный” опыт, длившийся приблизительно семь или восемь лет предстал моему духу как самое страшное преступление пред любовью Бога, Которого знала моя душа с раннего детства…

Мой искренний “восточный” опыт носил, скорее, интеллектуальную — оторванную от сердца — форму: аскеза умного совлечения со всего относительного. Постепенно я убеждался, что стою на неправильном пути: ухожу от истинного реального Бытия в не-бытие…

Мне самому дорого обошлись заблуждения, которыми я увлекался около семи-восьми лет. По-человечески рассуждая, я не смог бы своею силой выбраться из бездонности трансцендентизма восточного видения: Сверх-Личного Абсолюта…»

Evgeny

  • Сообщений: 1187
    • Просмотр профиля

Христианство и восточные религии
« Ответ #7 : 14 Июнь 2005, 21:46:12 »
Конечно трудно в общем оценить влияние восточных религий на человека, некоторых они "ими же веси путями" приводят ко Христу, но часто приходится в жизни встречать пострадавших от оккультных  и восточных практик, получивших серьёзный вред духовному и психическому здоровью. Последовательного адепта ложные практики часто приводят в прелесть. Многие однако из последователей, привлеченные сперва крупицами истины содержащимися в восточных учениях, чувствуют также "написанным в их сердцах законом" примешанную ложь и скрытую гордость этих учений, что в конце концов подвигает их продолжать поиски и приводит к истинной вере.

Вопрос об отношении христианства к другим религиям прост, однако вопрос об отношении к людям - последователям этих религий, более деликатен. Это вопрос миссионерства - как привлечь этих людей ко христианвству, помочь им сделать шаг от их веры ко Христу. Сказать им что их вера - от диавола, а все они - сыны лукавого, значит отвратить их навсегда от христианства. Мы знаем как проповедовал ап. Павел афинянам - он не сказал им "Вы поклоняетесь диаволу", а сказал "Афиняне! по всему вижу я, что вы как бы особенно набожны.  Ибо, проходя и осматривая ваши святыни, я нашел и жертвенник, на котором написано "неведомому Богу". Сего-то, Которого вы, не зная, чтите, я проповедую вам." (Деян.17.22). Хороший пример того как следует проповедывать христианство среди иноверных был дан и прп. Силуаном Афонским. Это вопрос не праздный, нам часто по жизни приходится общаться с друзьями и знакомыми практикующими восточные религии, и мы должны уметь обьяснить им грамотно и убедительно, без осуждения и оскорбления их религиозных чувств, в чем состоят заблуждения их учений и что им может дать вера во Христа. Парадоксально, но именно наш предыдущий опыт и знание этих учений может помочь нам раскрыть глаза наших ближних на ошибочность их веры.

Что касается экуменизма, я уверен что никто из наших иерархов не собирается обьединяться с другими религиями в ВЦС, присутствие представителей МП в ВЦС обьясняется сотрудничеством в гуманитарной сфере и стремлением свидетельствовать о православии среди инославных (хотя эффективность такой проповеди православия среди функционеров ВЦС сомнительна). Насколько я знаю, сейчас рассматривается вопрос о выходе МП из ВЦС. А факты нарушения канонов (совместные служения) конечно печальны. Нам всем в жизни приходится иногда нарушать каноны, но не стоит соблазнять нарушениями миллионы верующих только для того чтобы выглядеть политически корректными перед инославными.

Chevanton

  • Гость
Христианство и восточные религии
« Ответ #8 : 14 Июнь 2005, 23:03:54 »
А вот теперь разрешите с Вами категорически согласиться :D
Видить за буддистом сначала человека а затем буддиста наша прямая обязанность. Прошу прощения за резковатость постов.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11889
    • Просмотр профиля

Христианство и восточные религии
« Ответ #9 : 15 Июнь 2005, 00:33:10 »
Evgeny объяснил...

Цитировать
Ну а на авторитет св.Николая Сербского (я честно говоря был просто в шоке) отвечу авторитетом...


Почему в шоке, точнее, от чего? Мню, от собственного непонимания.

Свт.Николай ставит очень высокую планку отношения христианина к другим верам. Главное условие: душа христианская должна стать мудрой девой и не убивать (т.е. не осуждать) земных пророков. Такое осуждение  - призрачный обман и убийство собственной души.

Только мудрая дева (целомудренная душа) может принять дары мудрецов с востока, для сына (родившегося от Святого Духа) предназначенные!

И как же читаете Евангелие: разве не шокируют слова, что беззащитный Младенец открылся языческим мудрецам (волхвам, магам) восточным, и Мать Его дары от них приняла. Родившийся Господь открылся мудрецам-язычникам и простецам-пастухам - вот уж шок для правоверных!

ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься.

Chevanton

  • Гость
Христианство и восточные религии
« Ответ #10 : 15 Июнь 2005, 13:56:46 »
"Вместе с тем и для того, чтобы более просияла слава Христа, когда свидетельствуют волхвы, которые служили скорее демонам и были врагами Божиими." Демонов душа моя дева должна восхвалять? Или служителей демонов?
"Ибо если они пожелали поклониться в чужой стране, то могли ли они не быть смелыми в Персии и не проповедовать? " А не Китай и Индия, которые Христа не приняли. С чего Вы решили, что Далай-Лама принес смиренно дары своего учения к алтарю Христа? Непонятно.
"Золото принесли Ему, как царю, ибо царю мы, как подданные, приносим золото; ладан, как Богу, ибо Богу мы воскуряем фимиам; а смирну, как имеющему вкусить смерти, ибо иудеи со смирной погребают мертвецов, чтобы тело оставалось нетленным, ибо смирна, будучи сухой, сушит влагу и не позволяет червям зарождаться." Причем здесь дары их учений? Изучив толкование Златоуста и Феофилакта я к такому выводу не пришел.
Насчет души девы: может Макарий Великий и сострадал демонам. Но я пока в такую меру не пришел, и демонов я призван ненавидить и их учение: "станете яко бози", а ровно этому и учит восток. Виссарион, преподобный Мун, лидер аум синрике, Порфирий Иванов, Алистер Кроули, Рон Хаббард - все ведь "пророки". Скажите, Александр, как моя душа дева должна относиться к этим "пророкам"?

Владимир

  • Гость
Христианство и восточные религии
« Ответ #11 : 21 Июнь 2005, 12:09:47 »
Димитрий Ростовский сказал "я не знаю, спасутся ли буддисты или мусульмане. Я знаю одно - вне православия я не спасусь".
Не помню где прочитал "кто хвалит чужую веру - хулит свою".
Любой царь может помиловать восставшего врага, но своего изменившего воина казнит.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11889
    • Просмотр профиля

Христианство и восточные религии
« Ответ #12 : 21 Июнь 2005, 13:43:38 »
Цитировать
Скажите, Александр, как моя душа дева должна относиться к этим "пророкам"?


Если душа - юродивая  дева, то она ждет своего Жениха и никого другого вокруг не видит,  если душа - дева мудрая, то отличает слугу Жениха от слуги иного.

Душа, которая осуждает врагов своих, порочна: она не дева.

Цитировать
"кто хвалит чужую веру - хулит свою".


Кто хвалит свою веру, не стяжав Духа, тот пустохвал.

Хвалить чужую веру значит жить по законам чужой веры.

Хулить свою веру - внешне блюсти ее, а внутри быть полным мерзостей.

Хулить чужую веру - осуждать врагов своих.

Anonymous

  • Гость
Христианство и восточные религии
« Ответ #13 : 22 Июнь 2005, 05:51:38 »
Вне Святого Православия спасения нет. Определите это каждый для себя раз и на всегда.А те кто хвалят чужую веру,могут утратить и свое спасение.

Anonymous

  • Гость
Христианство и восточные религии
« Ответ #14 : 22 Июнь 2005, 05:53:00 »
Цитата: Владимир
"кто хвалит чужую веру - хулит свою".
.
Это слова Святого Феодосия Киево-печерского.