Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Исихазм



26 Сентября 2017, 14:06:57

Автор Тема: Максим Исповедник. Онтология и метод в византийской философии 7-го века.  (Прочитано 303 раз)

snusmr

  • Сообщений: 705
    • Просмотр профиля

Выкладываю книгу В. В. Петрова, о которой говорил Svod:

https://yadi.sk/i/EALFx8kD3KJXDJ

Оглавление:
ЧАСТЬ I. ОНТОЛОГИЯ, ГНОСЕОЛОГИЯ И АНТРОПОЛОГИЯ
1. Понятийная система Максима Исповедника
1.1. Природа
1.2. Природное движение
1.3. Ипостась
1.4. Логос
1.5. ТрОПОС существования
1.6. Новоустроение природ
1.7. Ведение
1.8. Неведение
1.9. Грехопадение
1.10. Три силы души
1.11. Образ и подобие Божии
1.12. Различие или отличие, природ
1.13. Разделение
1.14. Тождество

ЧАСТЬ II. ТРУДНОСТЬ XLI: ЕЕ ΣΚΟΠΟΣ, ОСНОВНЫ Е ПОНЯТИЯ И ИСТОЧНИКИ
2.1. Что комментируется в Трудности XLI?
2.2. Основные понятия Трудности XLI
2.3. Источники и контексты Трудности XLI
2.3.1. Григорий Богослов. Слова 38 и 39
2.3.2. Немесий Эмесский. О природе человека
2.3.3. пс.-Дионисий Ареопагит. О божественных именах XI, 1-5
2.3.4. Апостол Павел. Послание к Ефесянам 1
2.3.5. Ориген. О началах
2.3.6. Иоанн Скифопольский. Схолии к Ареопагитикам
2.3.7. Григорий Нисский. Об устроениичеловека XVI-XVII
2.3.8. пс.-Дионисий Ареопагит и Иоанн Скифопольский «Божественная вера» Прокла

ЧАСТЬ III. ДИЭРЕЗА КАК МЕТОД ДИАЛЕКТИКИ И МЕТАФИЗИКИ
3.1. Деление и соединение как диалектические методы
3.1.1. Четыре метода диалектики
3.1.2. Деления как последовательность дихотомий
3.1.3. Деление на мужское и женское
3.1.4. Соединение через средний термин
3.2. Типы и механизмы соединений у Максима
3.2.1. Соединение как переход к большей общности
3.2.2. Соединение крайних через средний термин
3.2.3. Усваивание и уподобление в соединении
3.2.4. Обмен свойствами и движение друг к другу в соединении
3.3. Гносеологический аспект соединений: когнитивные способности и онтологическая иерархия
3.3.1. Прокл (412-485)
3.3.2. Аммоний (435/45-517/26)
3.3.3. Пс.-Дионисий и его схолиасты
а) Божественное знание
б) Ангельское знание
в) Душа и ее знание
3.3.4. Максим Исповедник
Восхождение ума к Богу
3.4. Всеобщие деления и соединения в Трудности XLI
3.4.1. Сложность истолкования делений
3.4.2. Деления и космогония
3.4.3. Деления в контексте гностицизма и пифагореизма
3.4.4. Деления и логическое древо Порфирия
3.4.5. Высшие соединения - ипостасны
3.4.6. Обратимость делений
3.4.7. Две парадигмы рассмотрения делений
и соединений
3.4.8. Отчего соединений пять?
3.5. Альтернативная история
3.6. Особенности делений Трудности XLI
Первое разделение
Последующие разделения
3.7. Преодоление делений
Цель и смысл творения человека и мира
Преодоление пятого и четвертого делений
Преодоление третьего и второго делений
Преодоление первого деления
ПРИЛОЖЕНИЕ
Проблема титула и рубрикации Трудностей
Библиография
Примечания

Игорь Спасский

  • Сообщений: 3538
    • Просмотр профиля

Посвящение Живому Богу. Раскрытие пространства служения: внешнего и внутреннего

Svod

  • Сообщений: 1897
    • Просмотр профиля

Очень интересно понаблюдать за развитием мысли, которой так и не дается конкретного ответа, но сам разбор этой мысли расчищает направление для практической деятельности ума. Это вопрос об искуплении (исправлении) человеческой природы во Христе. По другому этот же вопрос можно было бы поставить так: "какую именно человеческую природу воспринял Бог Слово при воплощении?"  У М.И. есть такая особенность, там где вопрос по разным причинам не решается земной логикой, он учит включать так называемую "логику веры".  М.И. можно назвать одним из немногих христианских философов, который учит оставлять отработанную ступень философских изысканий, на более низкой точке орбиты, при этом сам преподобный Максим призывает всего человека, со всеми его составами устремляться ввысь к богословию смыслов, к обожению земных логосов логосами божественными. Вот там и находится ответ на вопрос и не только на этот. Вернее сказать, что там все вопросы снимаются.

Сергий

  • Сообщений: 3462
  • Верую, Господи! Помоги моему неверию.
    • Просмотр профиля

Выкладываю книгу В. В. Петрова, о которой говорил Svod:

https://yadi.sk/i/EALFx8kD3KJXDJ

Слабая и нудная книга слабого философа и никакого богослова.
Сути богословия прп. Максима Исповедника этот философ так и не понял.
Пытался извлечь из этой книги что-то полезное для себя, но так и не смог этого сделать.
Не нам, Господи, не нам, но имени твоему даждь славу о милости твоей и истине твоей:
Ей гряди Господи Иисусе!  Егоже Царствию не будет конца!

Elena

  • Сообщений: 5624
    • Просмотр профиля

Вот еще одна работа Петрова. Может, кого заинтересует...

ТРАНСФОРМАЦИЯ АНТИЧНОЙ ОНТОЛОГИИ У ПС.-ДИОНИСИЯ АРЕОПАГИТА И МАКСИМА ИСПОВЕДНИКА

http://pstgu.ru/download/1282567379.petrov.pdf

snusmr

  • Сообщений: 705
    • Просмотр профиля

Слабая и нудная книга слабого философа и никакого богослова.
Сути богословия прп. Максима Исповедника этот философ так и не понял.
Пытался извлечь из этой книги что-то полезное для себя, но так и не смог этого сделать.
Не читал еще — не могу согласиться и поспорить тоже

Цитировать
Вот еще одна работа Петрова. Может, кого заинтересует...
спасибо, если первая пойдет, то гляну и вторую

Svod

  • Сообщений: 1897
    • Просмотр профиля

Выкладываю книгу В. В. Петрова, о которой говорил Svod:

https://yadi.sk/i/EALFx8kD3KJXDJ

Слабая и нудная книга слабого философа и никакого богослова.
Сути богословия прп. Максима Исповедника этот философ так и не понял.
Пытался извлечь из этой книги что-то полезное для себя, но так и не смог этого сделать.

В своем вступлении (презентации) к книге Петрова, я отметил, что автор не пытается интерпретировать богословие самого Максима Исповедника, что архисложно и по моему еще ни кому не удалось. Плюс автора в том, что он рассматривает наследие М.И. именно как богословскую картину мира (посмотрите как автор скомпоновал оглавление), давая возможность самому читателю войти в ее структуры при помощи текстов М.И., которых в данной книге достаточно много и которые расположены (в смысловом контексте) согласно оглавлению.

Наряду с этим автор приводит мнение и других авторитетных богословов Церкви по тому или иному вопросу. То есть ценность книги, а тем более по такой тематике не в том, чтобы объяснить в чем заключается богословие М.И., а в правильной постановке вопросов. То есть автор вдохновляет на духовный поиск, и мне этого достаточно. Я не требую ответов от автора, скорее взываю к самому Максиму Исповеднику: "Приоткрой, что было тебе открыто". А автор сделал многое. Сама попытка систематизации богословия М.И. многого стоит. Я опять про философскую ступень, которой многие пренебрегают, но которая, становясь не нужной, все же делает свое дело для выхода человека на духовную орбиту.

Согласитесь, Сергий, человек проделал достаточно большую работу по обработке текстов. При этом нигде не микшировал их своим мнением, все аккуратно и красиво. Бери и пользуйся. Разве этого мало. чтобы поставить лайк автору?

P.S. Если удастся со временем, попытаюсь акцентировать внимание на некоторых мыслях  из книги Петрова.
« Последнее редактирование: 21 Июня 2017, 11:22:52 от Svod »

Сергий

  • Сообщений: 3462
  • Верую, Господи! Помоги моему неверию.
    • Просмотр профиля

Решил перелистать книгу.
Нет, я был слишком категоричен. В своей тут оценке этой книги.
Книга полезная. Почитать можно. Но звезд с неба эта книга не хватает. В основном сугубо историко-философский аспект. Местами слишком конспективно. Но есть и полезная информация.
Не нам, Господи, не нам, но имени твоему даждь славу о милости твоей и истине твоей:
Ей гряди Господи Иисусе!  Егоже Царствию не будет конца!
 

Поиск