Исихазм

Автор Тема: Самодисциплина и умение заставлять себя. Как развивать эти качества ?  (Прочитано 2243 раз)

Захар

  • Сообщений: 36
    • Просмотр профиля

Путь легким не бывает… Кто-то видит его как огромный нечеловеческий объем работы, который нужно выполнить, кто-то как тяжелейший путь через горы и пустыни, который нужно пройти до конца, кто-то как войну и схватку с могущественными врагами.  В любом случае ищущему требуется мужество, упорство, сила, выносливость, самодисциплина и умение себя заставлять. Существуют ли какие-то эффективные способы развития в человеке всех этих качеств? Есть ли такой раздел в фундаментальном исихазме?
« Последнее редактирование: 01 Май 2017, 12:20:37 от Захар »

Skylander

  • Сообщений: 2210
    • Просмотр профиля

Раздел в фундаментальном исихазме? Звучит как предмет в школе. Вам нужен способ развития нужных качеств? То есть дали способ и качества развились сами?

Из притчи:
Я попросил у Бога духовного роста, но Бог сказал мне "нет". Он сказал, что дух должен вырасти сам, а Он лишь будет подрезать меня, чтобы заставить плодоносить.
Я попросил сил, и Бог послал мне испытания, чтобы закалить меня.
Я попросил мудрости, и Бог послал мне вопросы, над которыми нужно ломать голову.
Я попросил мужества, и Бог послал мне опасности.

Vacheslav

  • Сообщений: 868
  • Вячеслав
    • Просмотр профиля

Путь легким не бывает… Кто-то видит его как огромный нечеловеческий объем работы, который нужно выполнить, кто-то как тяжелейший путь через горы и пустыни, который нужно пройти до конца, кто-то как войну и схватку с могущественными врагами.  В любом случае ищущему требуется мужество, упорство, сила, выносливость, самодисциплина и умение себя заставлять. Существуют ли какие-то эффективные способы развития в человеке всех этих качеств? Есть ли такой раздел в фундаментальном исихазме?

В фундаментальном исихазме -- работа над своим умом, самодисциплина ума приводит к самодисциплине во внешнем, организация мыслей -- чтобы вы выбирали о чем вам думать, а не мысли влекли бы вас куда захотят. Тут видимо много людей, которые могут это делать постоянно, но если нету внутренней мотивации при том, что есть какие-то цели/интересы, то ничего не поможет кроме пинков :-) если нету ежедневных планов, не жесткого планирования, а какие-то основные дела и привычки, которые вы повторяете ежедневно - пусть даже почистить зубы -- для вас же не составляет тяжелой задачи? -- потому что вы это делаете с детства, даже если сегодня не почистите вы убеждены, что должны это сделать в ближайший день) или съесть обед или ужин, не знаю сколько раз вы едите в день 2 или 3, но в любом случае у вас есть некое правило относительно приема пищи. Так и в остальном -- хотите организованности -- не начинайте сразу с глобального, начните с каких-либо малых дел, которые вы будете повторять ежедневно, пусть это станет для вас такой же необходимостью как прием пищи, молитва в тч, тогда вам не нужно будет каждый раз искать состояния и мотивации -- это будет вашей сутью, а невыполнение -- лишь исключение из правил. Вообщем самому иногда нужны пинки, чтобы делать не то, что в постоянном правиле. По хорошему счету -- вся мотивация должна рождаться изнутри, а не снаружи, сопоставьте то, что вы получите от выполнения и как вы будете чувствовать себя, если не выполните ту или иную задачу. В любом случае лучше если пинок дадите сами себе, хотя бы размышлением о том, как быстро проходит жизнь и что вы теряете не организовывая себя. Совмещать физическую и умственную деятельность также важно как принимать пищу и молиться. Отдайте себя "в армию" -- сами себя, установите какие-то правила, которым будете следовать в течении года, неуклонно когда хотите этого или не хотите. Как в армии -- подъем в 6 и не важно спал ты или нет, не давайте себе времени и шанса еще 5 минут поваляться в кровати, если сами не отдадите себя в армию", то за вас это сделает жизнь, но это будет намного длительнее и больнее.

Вы пишите о долгом нелегком пути, если так смотреть на все, то никогда не начнешь что-то делать. Это как заняться бегом и никогда не ставив перед собой задачи бега решить -- буду бегать каждое утро по часу в день !) -- интересно насколько дней вас хватит... но если поставить задачу -- буду бегать каждый день по 15 минут в день, то это вполне выполнимо, когда в течении длительного времени вы уже без пинка будете идти на пробежку с радостью пробегать каждый день по 15 минут, тогда повысьте планку до 20 минут в день -- достигните постоянства -- берите выше. Так во всем, во внутреннем и внешнем, начинать с малого, утверждаться в нем и повышать уровень, когда утвердитесь в постоянстве малого.
Горé имеем сердца !

SergeyD

  • Сообщений: 37
    • Просмотр профиля

Путь легким не бывает… Кто-то видит его как огромный нечеловеческий объем работы, который нужно выполнить, кто-то как тяжелейший путь через горы и пустыни, который нужно пройти до конца, кто-то как войну и схватку с могущественными врагами.  В любом случае ищущему требуется мужество, упорство, сила, выносливость, самодисциплина и умение себя заставлять. Существуют ли какие-то эффективные способы развития в человеке всех этих качеств? Есть ли такой раздел в фундаментальном исихазме?

В отношении такой дороги приходят такие мысли. Похоже не случайно, что она по человеческому взгляду выглядит так тяжело/трудно и опасно, и горы и дебри и звери и враги. Чтоб было виднее человеку, что если останется сам, то легко пропадет, заблудится, задавится, изнеможет, съестся, и что пробраться через нее может только с Богом. Как маленький ребенок, постоянно держась ручкой за Отца. И главное усилие/фокус тогда не в том чтобы одолеть все эти горы и дебри, а в том чтобы всегда находить/держать/не отпускать свою ручку за Отца и переставлять ножки и оставаться под Его защитой. Тогда главное чему служат и в свою очередь чем питаются эти качества (мужество, упорство, сила, выносливость, самодисциплина...) это соработничество/содействие с Богом.

Одна сторона этих качеств в том что они отражают то насколько в человеке дух преобладает над плотью. Внешне прявления таких качеств могут быть не только от Духа Божиего, но и от духа мира сего, когда например путем определенных практик человек возделывает в себе гордость. Но по доброму/спасительному, таким содействующим духом вытаскивающим человека из порабощения и дающего эти качества должна быть помощь Божия.

Человеку дана свободная воля, и Бог ее не насилует, а помогает в той степени в которой человек выразит произволение/откроет путь Богу содействовать. Приложением усилия в направлении к Богу и исполнению Его заповедей, с постоянством и терпением, человек не сколько преодолевает все эти горы и дебри пути, а показывает свое произволение к Богу, дает право Ему содействовать. Чем большее испытание/искушение перетерпит ради Бога до конца тем большее показывает призволение и открывается большему действию благодати.
А грехами, исполнением того к чему склоняюет его страсти, дает большее право/власть действовать в себе страстям и бесам, изгоняет благодать.

И потому главный подход к развитию этих качеств для меня это понуждать себя с постоянством прикладывать те две лепты сил/усилия которые у тебя есть там где ты сейчас, прилагать свое малое терпение/усилие. А большее терпение, мужество, самодисциплина, собранность и пр. уже приходят как следствие помощи Божией. При большей помощи можешь потом сделать больше и привлечь еще больше помощи, и так постепенно перестраивается образ жизни и характер. Больше дается этих качеств, больше и взыскивается с тебя в их приминении в служении Богу.

В этом направлении свое усилие стоит прилагать в правильной мере и в правильном направлении. Мера такая чтобы не отстать (по лени/нерадению) от той помощи/благодати что на данный момент дана, но и не обогнать ее (по горделивому влечению). Как в аналогии с ребенком, не оторвать руку тем что отстать но и не тем чтобы отбежать вперед. И в том и другом случае теряешь помощь и либо завязнешь в лени и пр., либо гордостью в падение или слом или прелесть.

О том как действует недостаточное усилие//самопонуждение вспомнилось как пример у Старца Арсения Исихаста:
" «Доколе держат вас ноги, на молитве стойте, если желаете увидеть плоды».
«Христос не требует от нас того, что выше наших сил. Если мы действительно не можем ни стоять, ни сидеть, тогда Он с нами, даже если мы лежим. Но если у нас есть силы, то сатана тут как тут. Он тотчас приносит небрежение и сон». " http://www.pravoslavie.ru/82117.html

О том как действует чрезмерное усилие/самопонуждение в "Душевная тревога происходит от диавола" https://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Svjatogorets/s-bolju-i-ljubovju-o-sovremennom-cheloveke-slova-tom1/3_3_4

О выборе того направления куда приложить это усилие вспоминается у прп Исаака Сирина
"Восстановление себя в утерянной добродетели. Что задолжал ты Богу, то и возвращай Ему.
   Всякий недуг врачуется свойственным ему лекарством.
   Посевай милостыню на смирении, и пожнешь милость на суде. Чем погубил ты доброе, тем снова приобретай оное. Овол задолжал бы Богу: вместо него не возьмет Он с тебя жемчужины; например, погубил ты целомудрие — Бог не примет от тебя милостыни, если пребываешь в блуде, потому что хочет от тебя святости тела, так как преступил ты заповедь. Ужели, думая оставить стяжание мира, будешь вести брань за что-либо иное? Оставил ты насажденное, и с другими разве пришел ратовать?3
   Святой Ефрем сказал, что во время жатвы не будешь противоборствовать зною зимними одеждами. Так каждый, что сеет, то и пожнет. И всякий недуг врачуется свойственными ему лекарствами. Ты, может быть, побежден завистию — для чего же усиливаешься бороться со сном? Пока проступок еще мал и не созрел, истреби его, прежде нежели распространится и созреет. Не предавайся нерадению, когда недостаток кажется тебе малым, потому что впоследствии найдешь в нем бесчеловечного властелина и побежишь перед ним, как связанный раб. А кто вначале противоборствует страсти, тот вскоре возгосподствует над нею." http://azbyka.ru/otechnik/Isaak_Sirin/azbuka-dukhovnaja/1_25

Но в целом не смотря на все дебри о горы, борьба человека всегда равносильная (если не пренебречь доступной помощью), как отмечено у прп Макария Египетского:
"Если же говоришь, что противная сила крепче, и порок вполне царствует над человеком; то обвиняешь в несправедливости Бога, Который осуждает человечество за то, что послушалось сатаны. Когда сатана силен и покоряет себе какою-то приневоливающею силою; тогда, по твоему, он выше и, сильнее души. Выслушай же меня, наконец. Если юноша борется с отроком, и отрок побежден, и осуждают отрока за то, что он побежден: то великая в этом несправедливость. Посему, утверждаем что ум есть борец, и борец равносильный. И борющаяся душа, взыскав помощи и защиты, получает их, и сподобляется избавления; потому что борьба и подвиг возможны при равных силах.
"
http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Velikij/duhovnye-besedy/#0_3

Так же об исходном вопросе (и о "тренировке воли") может быть полезны пояснения в такой главке из Н.Е. Пестова:
"Глава 11. Болезни воли, гипнотизм и одержимость" http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pestov/sovremennaja-praktika-pravoslavnogo-blagochestija-tom-1/2_3_5

"Совершенство доставляется тем, что не осуждаем никого ни в чем малейшем, а осуждаем только себя и претерпеваем досаждения (оскорбления)." - авва Макарий Великий

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11889
    • Просмотр профиля

Человек слишком часто большой эгоист и огромный страдалец, невыносимо измученный делатель и безумно скучный потребитель. Нет у него легкости духа и щедрости души, не умеет он с улыбкой относиться к себе, забыл он про беззаботный смех ребенка, вкалывает как раб... чтобы подохнуть как скотина.

Svetlana

  • 3
  • Сообщений: 4269
  • Когда пишу не о Тебе, В стране безмолвия блуждаю.
    • Просмотр профиля

Невозможно понудить себя или заставить. Нужно  желать стать таким, каким видит тебя Бог, а дальше самоустраниться, и дать возможность Духу производить изменения в нас. Бремя Его легко и иго Его благо, и крест легок, так как не сам несешь, а Он несет тебя на руках. Главное не вырываться и не выкручивать Ему руки.

Захар

  • Сообщений: 36
    • Просмотр профиля

Чтобы оценить Свет - нужно пройти через тьму,
Чтобы оценить Жизнь - нужно пройти через смерть,
Чтобы оценить Рай - нужно пройти через ад.

Svetlana

  • 3
  • Сообщений: 4269
  • Когда пишу не о Тебе, В стране безмолвия блуждаю.
    • Просмотр профиля

Чтобы оценить Свет, нужно войти в него
Чтобы оценить Жизнь, нужно просто Жить
Чтобы оценить Рай, нужно отдать себя Ему

Захар

  • Сообщений: 36
    • Просмотр профиля

Родион

  • Сообщений: 9254
    • Просмотр профиля

Человек слишком часто большой эгоист и огромный страдалец, невыносимо измученный делатель и безумно скучный потребитель. Нет у него легкости духа и щедрости души, не умеет он с улыбкой относиться к себе, забыл он про беззаботный смех ребенка, вкалывает как раб... чтобы подохнуть как скотина.

Стоплюсов. :)

К теме - то, что описал Захар как "все признаки схождения благодати" в другом месте - это признаки не схождения благодати, а нервного срыва и сбоя ВНС. В литературе можно найти это под термином - спонтанный подьем кундалини - именно в этой сфере почему то наибольшее количество описаний этого опыта и симптоматики. Причем при спонтанности этого явления человек часто (в основном всегда, но в разной мере) получает повреждение психики. Затем идет откат. Он закономерно сопровождается жестким депресняком. Раздраем. Возможно разрушение личности. Словом - кому интересно - найдет. В сети на эту тему много материала самого разного. Наверно потому, что кундалини одна из тех же спекулятивных тем, как и молитва и эзотерика, и любителей до эксперименту много, здравого смысла мало, поэтому есть масса материала, и местами есть разумный его анализ. Равно как и шарлатанов на нем пасется немеряно.
К вопросу темы - то такой метод есть. Но он подразумевает постепенность, и сперва стоит вернуть в нужное русло психику. Поэтому совет Молчащей плюсую и советую обратить на него внимание. И начать с этого.
Только после этого можно начать помалу получать навык развития тех качеств, о которых спрашивали. Иначе вероятность того, что вы слетите с катушек - велика. Захар, меньше слушайте околоцерковную чушь, а больше подключайте здравый смысл. И наблюдайте. И еще раз - http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=3814.msg190364#msg190364

И исчо :) - не надо ничего оценивать. Это как минимум - бесполезно.
- Путеводитель хороший не посоветуете?
- Пожалуй вот... возьмите Данте.

Никодим

  • Скромный
  • 3
  • Сообщений: 2172
  • Слава Богу за всё!
    • Просмотр профиля

Каждому делу свое время... Семя в зимнюю почву не сажают, и урожай с неспелыми плодами раньше времени не собирают. Захар,не торопите события и сами без нужды не суетитесь. Бог ведет вас и откроет вам все что нужно в свое время.
Храни вас Бог!

SergeyD

  • Сообщений: 37
    • Просмотр профиля

Захар, меньше слушайте околоцерковную чушь, а больше подключайте здравый смысл.

С "околоцерковной" чушью конечно нужна осторожность, потому что если послушаешь/исполнишь те советы который идут от какой-нибудь бесовской прелести/сектанстства, то и сам даешь над собой власть той же прелести, как в истории с древними отцами  (только вместо "ангелов" бесы могут делать тоже через людей, в том числе и внешне церковных и "духовных"):
"110. Брат безмолвствовал в келлии своей. Демоны, приняв вид Ангелов, хотели обольстить его: они приходили к нему, будили его, показывали ему свет и приглашали к Божественной службе. Брат пошел к некоторому старцу и сказал ему: авва! ангелы приходят ко мне и приглашают к Божественной службе. Старец сказал: не слушай их, сын: это - демоны, и когда они придут будить тебя, скажи им: я, когда мне захочется, встану. Получив такое наставление, брат возвратился в келлию. На следующую ночь демоны, по принятому ими обычаю, опять пришли будить его. Но он отвечал так, как было заповедано ему, говоря: я, когда захочу, встану, а вас не слушаю. Они возразили: этот злой старик, лицемер, сбил тебя с толку! К нему приходил брат, прося денег взаймы; деньги у старца были, но он обманул брата, говоря, что у него нет денег, и не дал брату: из этого пойми, что он лицемер. Брат встал рано утром, пошел к старцу и пересказал ему слышанное от бесов. Старец сказал на это: что у меня были деньги - правда, а что я не дал брату, просившему в заем, то поступил так зная, что причиню вред душе его, если дам. Я признал за лучшее нарушить одну заповедь, чтоб исполнением ее не впасть в нарушение десяти; из этого нарушения могло бы произойти значительное смущение, причиною которого были бы деньги, если бы я дал их. А ты не слушай демонов, которые хотят обольстить тебя. Утвержденный словами старца, брат ушел в свою келлию [10].

Никак не должно увлекаться добродетелями, которые предлагаются демонами, как бы эти добродетели ни были возвышенны и блестящи. Все, предлагаемое демонами, должно отвергать, без всяких исключений. Произвольное повиновение демонам, хотя бы оно совершилось по их приглашению и настоянию, подчиняет человека демонам, лишает человека духовной свободы, соделывает его орудием их. Великое бедствие - поработиться демонам и сделаться орудием их! бедствие, объемлющее мир и не понимаемое миром."
http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1452

А в самой Церкви Дух Святой действует, но человек может закрыться от Него даже внешне ведя церковную жизнь, и разделяю/созвучен наблюдению прп Силуана Афонского:
"Дух Святый, всегда реально пребывающий в Церкви, терпеливо и кротко ищет и ждет всякую душу, но сам человек не дает Ему свободы действовать в себе, и потому остается вне Света и познания тайн духовной жизни. Частое явление, что человек после некоторого опыта благодати, не возрастает в ней, но теряет ее; и религиозная жизнь его сосредоточивается в мозгу, как отвлеченное понимание. Пребывая в этом состоянии, он нередко мнит себя обладателем духовного ведения, не разумея, что подобное отвлеченное понимание, хотя бы и предваренное испытанием некоторой благодати, есть своеобразное извращение слова Божия, и Священное Писание, по существу, остается для него «книгой, запечатанной седмью печатями» (Откр. 5, 1)." https://azbyka.ru/otechnik/Sofronij_Saharov/starets-siluan-afonskij/

Без этого Духа и для исихазма и для самодисциплины скорее остается путь "Имитация духовной жизни" http://pravbeseda.ru/library/index.php?page=book&id=281#5 (и со случаем с 5000 Иисусовых молитв) и плодами соответствующии. С кем человек будет сеять с тем и пожнет (чьи плоды хочешь пожинать тому и подражаешь).
"Совершенство доставляется тем, что не осуждаем никого ни в чем малейшем, а осуждаем только себя и претерпеваем досаждения (оскорбления)." - авва Макарий Великий

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11889
    • Просмотр профиля

SergeyD,  прошу Вас, не надо постить цитаты на форум.

Захар

  • Сообщений: 36
    • Просмотр профиля

SergeyD, Родион, как автор ветки хочу отстудить страсти.  :-) :-) :-) Давайте вернемся на тему.



Skylander, спасибо что поправили меня.  :-) Вы абсолютно правы - второй вопрос задан некорректно. Задам его так:
Что на эту тему говорит фундаментальный исихазм ?  ( Как развивать радение и понуждание себя ? )

Вот что я нашел у Иосифа Исихаста:

  Там, где послушание, смирение и борьба, бесы никогда  не  могут
  пленить человека. Ожесточение, преслушание и гордость рождают уныние
  и нерадение, и тогда приходят все бесы и устраивают помойку и стойло
  из души того человека. И не  успокаиваются  до  тех  пор,  пока  не
  сделают  его  виноватым  в  новых  и  старых  грехах  и  совершенно
  плененным.
  Так вот, понуждай себя, чадо мое, как  и  другие  сестры.  Ибо,
  если вознерадеете, придется вам хлебнуть лиха. Однако  если  будете
  понуждать себя, спасетесь навек.  Станете  фимиамом  благовонным  и
  миром драгоценным. Станете воистину жертвой словесной, благоугодной
  Господу.
« Последнее редактирование: 02 Май 2017, 19:41:57 от Захар »

Skylander

  • Сообщений: 2210
    • Просмотр профиля

Просто на слишком общие вопросы будут и такие же общие ответы. Если сузить вопрос допустим как не бояться чего-то конкректного то и ответить легче. А у классиков так и будет "просто делай".