Исихазм

Автор Тема: Два крыла целостности  (Прочитано 1312 раз)

Raisa

  • Сообщений: 3749
    • Просмотр профиля

Два крыла целостности
« : 03 Апрель 2017, 22:28:34 »
Пришла к выводу, что по существу все духовные практики и всё какое-либо делание духовное сводятся лишь к двум ключевым «вещам»:

✔  Молитва (хотя теперь мне перестало нравиться именно такое именование, т.к. похоже всё-таки на активное одностороннее участие; медитация где-то ближе, но слишком овосточенное затёртое понятие, не охватывающее будто глубин и тоже напоминает некое действие. Вот «пребывание» отражает удачнее).
Одним словом, непрестанная чистая, без единого помысла и движения, связь-единение в глубоком покое - это чуть ли не единственное, что необходимо. Это позволяет быть единым с Создателем, иметь общение, входить во всё новые состояния, насыщаться и узнавать удивительные и каждый раз новые энергии. Всё новое и интересное именно внутри. Это важно понять.
В молитвенном (пребывающем) состоянии особенно важно благодарить и доверять.
Но эта молитва должна быть именно чистой, соединяющей, погружением. Если просто односторонне талдычить, смысла нет никакого вообще.

✔ И вот это предыдущее позволяет быть богом. Степень причастности разная, но уже буквально с первых моментов сознательной веры человек начинает её ощущать. Под «быть богом» подразумевается уже как бы реализация того покойно-пребывательного состояния вовне. Пребывая на достижимой к настоящему моменту полноте, участвовать в домостроительстве Царства: проводить Высшую Волю, дарить счастье и всё остальное, что требуется, быть печкой, искрить, служить, эмпатия, врачевать словом и т.д. Быть в нужное время в нужный час.

Всё остальное - только средства к этому.

Raisa

  • Сообщений: 3749
    • Просмотр профиля

Re: Два крыла целостности
« Ответ #1 : 03 Апрель 2017, 22:39:35 »
Каково же было удивление, когда на следующий день вышеописанного инсайта встречаю у Силуана Афонского следующее:

«смысл и цель православного подвижничества — хранение заповедей Христа, стремление к тому, чтобы заповеди эти стали единственным вечным законом всего нашего бытия. И если вы спросите, какие именно заповеди, то ответ следующий: первая заповедь — «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостью твоею». Вторая, подобная ей, — «Возлюби ближнего, как самого себя». Ибо, по слову Христа, «на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» (Мр. 12, 30–31; Мф. 22, 40).


Наше понимание аскезы синтетически может быть определено как свободно-разумный подвиг и борьба за достижение христианского совершенства. Но совершенство, мыслимое нами, не заключено в тварной природе человека и потому не может быть достигнуто простым развитием возможностей этой природы, взятой в самой себе, в своей ограниченности. Нет, совершенство наше лишь в Самом Боге и есть дар Святого Духа. Отсюда аскеза, как таковая, никогда у нас не становится целью; она лишь средство, лишь проявление нашей свободы и разумности на пути к стяжанию дара Божия. Как разумный подвиг в своем развитии, наша аскеза становится наукой, искусством, культурой. Но, снова скажу, как бы ни была высока эта культура, взятая в своем человеческом аспекте, она имеет весьма условную ценность. Посты, воздержание, бдения; суровый образ жизни, нищета, понимаемая как нестяжание, как нежелание «иметь», как свобода от власти над нами вещественного мира; послушание, как победа над своей эгоистической, «индивидуальной» волей и как одно из высоких и прекрасных выявлений нашей любви к Богу и ближнему; отшельничество, как следствие искания внутренней клети, где можно «помолиться Отцу в тайне»; поучение в слове Божием, не в смысле «внешнего», так сказать академического знания, а как напоение себя тем духом благодатной жизни и богопознания, который заключен в Священном Писании и в творениях Св. Отцов; целомудрие, как преодоление плотских «бессловесных» движений и вообще «комплекса плоти» чрез пребывание в памяти Божией; мужество, долготерпение и смирение; сострадание и милостыня, как выражение любви к Богу и ближнему; вера, как тот же подвиг любви, — все это может и должно быть разумным и свободным подвигом человека; но доколе не придет всеутверждающее действие Божественной благодати, дотоле все это останется лишь человеческим действием и следовательно — тленным.


В силу этого все в нашем подвиге сводится к исканию слияния нашей воли и нашей жизни с волею и жизнью Самого Бога. Выражается это и достигается, гл. образом, в молитве, и потому молитва есть вершина всех аскетических деланий; она есть центр, от которого всякое иное действие черпает свою силу и утверждение. В молитве — культура православного аскетизма достигает своего наивысшего проявления и совершенства. Чрез истинную молитву совершается наше вхождение в Божественное Бытие силою Духа Святого. Вот почему преимущественное внимание и главная сила подвижника отдаются именно деланию молитвы. Молитва может быть бесконечно разнообразною и по формам, и по своему достоинству. Наиболее совершенной является так называемая — ЧИСТАЯ МОЛИТВА. Ради достижения этой чистой молитвы, христианин-подвижник оставляет все прочее как бы позади себя».

Raisa

  • Сообщений: 3749
    • Просмотр профиля

Re: Два крыла целостности
« Ответ #2 : 03 Апрель 2017, 22:56:53 »
Теперь, исходя из того, об иерархии ценностей. На первом месте  - получается, пребывание, богообщение. На втором - домостроительство. На третьем - контроль за чистотой молитвы и устранение всего, что тому мешает. На четвёртом - праведная жизнь и чистая совесть (чтобы была чистая молитва). На пятом - таинства, книги, устная молитва и т.д.
Это для чего? Для того, чтобы всё-таки понимать абсурдность некоторых действий. Например, если ты УЖЕ пребываешь, УЖЕ в богообщении глубоком, зачем контролировать чистоту молитвы или зачем читать книги? Это ж как бы грех (то, что разделяет) получается...
Другое дело, например, чувствуешь, что нет чистой молитвы, совесть мутна, тогда да, начинаешь искать - обращаться и к исправлению жизни или таинствам.

Татьяна Д.

  • Сообщений: 38
    • Просмотр профиля

Re: Два крыла целостности
« Ответ #3 : 03 Апрель 2017, 23:01:57 »
Очень интересные размышления.
К сожалению, нет такой линейности - всегда чистая молитва,
всегда совесть немутная, всегда молитва нерассеянная.
Качает так, что не успеваешь фиксировать свои собственные ступени в том или ином делании.

Raisa

  • Сообщений: 3749
    • Просмотр профиля

Re: Два крыла целостности
« Ответ #4 : 03 Апрель 2017, 23:11:39 »
О борьбе со страстями. Как все уже давным давно поняли, страсти - это не репей и не сорняки, которые надо полоть или с корнями выдирать. Не выдрать, потому что это просто искажения нормальных вложенных в естество сил. Задача - не выдирать, а причесать, привести все силы души в гармоничное равновесие. На пути всё бОльшего обожения они сами, под действием благодати, выравниваются, встают на свои места. Поэтому своих каких-то сил, кажется, прилагать совсем не нужно и не надо сильно концентрировать на этом своё внимание.
Лучше и надо концентрировать на молитве, стараться как можно больше времени проводить в таких целенаправленных погружениях в течение дня. Какой бы образ жизни ни был, по максимуму пребывать во всех случающихся островках тишины, со временем времени на молитву всё будет больше и больше.

Raisa

  • Сообщений: 3749
    • Просмотр профиля

Re: Два крыла целостности
« Ответ #5 : 03 Апрель 2017, 23:46:13 »
Эффективные способы для пребывания (чистого, безмысленного).
Использую снова понятие именно «пребывание». Подразумевая не молитвенное какое-либо делание, правила и т.д. (хотя и они, бывает, нужны, вот, например, хороший очень полный молитвослов, где есть всё и даже больше - https://www.molitvoslov.com/content/soderzhanie)


- Сон (говорят, Высшим Силам часто удобнее что-то делать и менять в нас, когда именно спим, меньше блоков и т.д. поэтому когда явная потребность спать - надо спать).

- Пешая прогулка в безмолвии в природных условиях.

- Целенаправленное погружение в течение дня, когда есть возможность, в любом удобном положении (чтобы не думать о ногах).

- Релакс. Но не любой. Нужен не мелодичной направленности, а именно практичной, такой, который обладает сильным очищающе-успокаивающим воздействием. Например, такой предложил Skylander:
https://www.youtube.com/watch?v=ImNn7e9y6K0

(обещала своё мнение. Сначала показался чересчур ментальным, снежно-королевским, потом, слышу, нет, достаточно тёплый при том. Ассоциации: слово - «сфера», цвет - глубокий синий, иногда с серебристым... Думала, что спокойна, но поначалу даже ощутила собственную бешеность, потом очень хорошо успокоилась. Это такой практичный релакс).

Приветствую, если кто-то дополнит-расширит.

Raisa

  • Сообщений: 3749
    • Просмотр профиля

Re: Два крыла целостности
« Ответ #6 : 03 Апрель 2017, 23:58:41 »
К сожалению, нет такой линейности - всегда чистая молитва,
всегда совесть немутная, всегда молитва нерассеянная.
Качает так, что не успеваешь фиксировать свои собственные ступени в том или ином делании.
Тут главное начать и понимать что к чему. Нет чистой молитвы - ищем почему, исправляем жизнь, совесть, сразу невозможно - обращаемся к таинствам, читаем душеполезные книги. Внимание рассеянно - трудовая молитва и т.д.

Но когда приходит чистая молитва, глубокое единение, инсайты м.б. - оставляем в этот момент всё, как Серафим Саровский, например, сам так делал и другим советовал.

Игорь Спасский

  • Сообщений: 5492
    • Просмотр профиля

Re: Два крыла целостности
« Ответ #7 : 04 Апрель 2017, 09:28:41 »
Раиса, большое спасибо!!!

Skylander

  • Сообщений: 2210
    • Просмотр профиля

Re: Два крыла целостности
« Ответ #8 : 04 Апрель 2017, 10:42:05 »
Raisa, здорово! Огромное спасибо!

Raisa

  • Сообщений: 3749
    • Просмотр профиля

Re: Два крыла целостности
« Ответ #9 : 04 Апрель 2017, 11:01:09 »