Исихазм

Автор Тема: Искушение  (Прочитано 22341 раз)

Alexeiy

  • Сообщений: 3947
    • Просмотр профиля

Искушение
« : 17 Сентябрь 2004, 21:31:12 »
Здраствуйте уважаемые участники форума. Несколько дней назад я зарегистрировался здесь и думаю начать более глубокое изучение исихазма и аскетической, святоотечиской литературы.

Будем знакомы, меня зовут Алексей!   :D

Сам я недавно стал заниматся молитвой Иисусовой, и вот меня посетило искушение. Собственно по поводу его я и обращаюсь к вам. Это было вчера, я уже отходил ко сну и решил, на последок, немного помолится. Прямо в постели взял четки и лёжа в темноте, стал их медленно перебирать. Через 7-10 молитв я почувствовал, где-то в области сердца небольшое напрежение, в это время как бы само собой усилилось внимание ума к словам молитвы. Далее я почувствовал, что усилилось сердцебиение, и почувствовал некую нежность (ну или теплоту) в груди. Такое чуство, что что-то в сердце пыталось увлеч молитву туда, так сказать к себе. Я прекратил молитву, как потом оказалось, прочитав 40-45 молитв. По окончании молитвы я ощутил некое чувство, напоминающее тихую зубную боль опять же в области сердца, и напряжение, которое не уходило минут десять. Отмечу, что все мысли были заметны, то есть даже незначительный помысел представлялся очень ярким.
Во время этого я молился гласной молитвой, немного ее, разнообразив (...милостив, буди мне грешному. ... мне блудному. ...мне тщеславному и т.д). Молился шёпотом, ни как, не пытаясь применять дыхание, просто концентрировал внимание на содержании (словах) молитвы и по возможности отражал все помыслы.


 :?: Так что же это? Прелесть? Насколько я понимаю это ненормально. Может, я круто взял и для новоначального есть, что нибуд попроще?  

Буду благодарен всем ответам.  :wink:

С уважением, Алексей.

Evgeny

  • Сообщений: 1187
    • Просмотр профиля

Re: Искушение
« Ответ #1 : 17 Сентябрь 2004, 23:58:48 »
Приветствую Вас, Алексей!

Похожий вопрос уже обсуждался в теме "что есть это?". Осмелюсь высказать мое частное мнение. Хотя я не достаточно опытен в молитве чтобы давать советы, но из чтения литературы и своего малого опыта я для себя выработал такое понимание: умная молитва может иногда сопровождаться психосоматическими явлениями (теплота или боль в сердце, странные умственные ощущения и т.п.), однако сами по себе эти явления являются побочными. На них не следует отвлекать внимание, а лучше их попросту игнорировать. Они могут сопровождать произвольную человеческую молитву (т.е. которую мы творим собственными усилиями) и являются тогда читсо психо-соматическим эффектом, часто мешающим молитве и отвлекающим от внимания к Богу и к духовному сердцу, а иногда могущим привести и к заболеваниям сердца или психическим нарушениям. Они могут быть и искушением от врага, который либо пытается отвлечь от правильного молитвенного состояния, внушить что теплота сердца является признаком благодати и вложить в нас гордые помышления о (мнимом) духовном преуспевании, или наоборот, напугать и отвратить от молитвенного делания. Они также могут сопровождать посещения Божией благодати, но при этом признаком благодатности всегда служит не теплота сердца или другие психо-соматические ощущение, а чисто духовное чувство неизреченного мира, смирения и любви к Богу и к людям которое человек своими стараниями не может в себе произвести и которое ни с чем невозможно спутать.

Лучше всего конечно с Вашим вопросом обратиться к священнику или опытному духовнику, но если Вы такового не имеете, мне кажется, во избежание нарушений здоровья или прелести, безопаснее будет просто игнорировать это и пытаться не отвлекать внимание на такие ощущения.

С уважением, Евгений

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11889
    • Просмотр профиля

Искушение
« Ответ #2 : 18 Сентябрь 2004, 17:22:02 »
Здравствуйте, Алексей!

Я думаю, Ваши ощущения при молитве не есть прелесть, они вполне нормальны и естественны. Прелестно не какое-либо ощущение, а безусловное принятие этого ощущения за благодатное (или за неблагодатное). Есть царский путь в умном делании, по которому приглашают идти св.отцы, - это не принимать и не отвергать приходящие ощущения и помыслы. Высочайшая цель пути - стяжание Святого Духа, и на этом пути обязательно что-нибудь произойдет по мелочи или по крупному: встречи-события, переживания, ощущения... Если же ничего не произойдет - сие также будет знаком.

Ценным является спокойное, ровное, трезвенное отношение, соединенное с огненной ревностью по Богу, решительностью, устремленностью и мужеством на молитвенном пути. Если человек хватается за свои переживания и начинает ими хвалиться или, наоборот, их бояться, то он подвержен прелести, потому что придает недолжное, излишнее значение преходящему.

Еще хочу отметить, что при внимательном отношении к себе многие ощущения, которые были до этого за порогом сознания, начинают всплывать и проявляться. Это нормально.

Alexeiy

  • Сообщений: 3947
    • Просмотр профиля

Искушение
« Ответ #3 : 19 Сентябрь 2004, 10:30:04 »
Цитата: Alexander
не принимать и не отвергать


Тогда что же с ними делать?

Если придёт блудный или хульный помысел его не надо отвергать? Так по вашему?  :?

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11889
    • Просмотр профиля

Искушение
« Ответ #4 : 19 Сентябрь 2004, 20:12:37 »
Хульный и блудный помысел не принимать.

Царский путь ведет к Богу, и если по правую сторону этого пути канава с "добром", а по левую - со "злом", то не нужно метаться от канавы к канаве, а идти вперед следует. И не слишком долго купаться в том, что справа, и не погрязать в том, что слева, но, даже испачкавшись в дерьме или извозившись в шоколаде, очиститься и идти к Богу. Бывает то, что принимают за добро, оказывается злом, а во зле сверкают добрые крупицы. Только понимая это, откроешь для себя смысл слов Господа: (Мф.21:31)истинно говорю вам, что мытари и блудницы вперед вас идут в Царство Божие.

Anonymous

  • Гость
Искушение
« Ответ #5 : 20 Сентябрь 2004, 09:14:38 »
Один добрый человек мне сказал, что желающий спастись да помнит всегда, что не сам он спасается, но Бог его спасает. И когда что-то необычное происходит на молитве, дабы не впасть в искушение, сразу пусть преклонит колена перед Господом и скажет (примерный перевод): "Господи, вот я перед тобою стою и это моя радость и моя жизнь"  (я так понимаю, чтобы не подменить реальные отношения с Господом какими-то "достижениями в области молитвенного делания")

Евгений

  • Сообщений: 930
    • Просмотр профиля

Re: Искушение
« Ответ #6 : 20 Сентябрь 2004, 15:49:24 »
Я думаю, что подобные явления не следует принимать, то есть обращать на них внимание. Если они будут усиливаться, то надо с  ними бороться (например, что-то менять в молитвенной практике). Особенно, по-моему, потенциально опасно учащенное сердцебиение. Это не значит, что при истинно-благодатной молитве не может быть, допустим, учащенного сердцебиения. Но тогда и нельзя будет с этим бороться. На все тогда воля Божия, обращающая любые последствия к благу. Когда же есть возможность бороться с соматическими явлениями, так же как мы боремся с помыслами, с помощью трезвения, или даже когда существует малейшее сомнение в их происхождении, то лучше их отвергнуть или игнорировать, так как они, в лучшем случае безвредны, а в худшем -- весьма опасны.

о. Вадим

  • Гость
Искушение
« Ответ #7 : 28 Сентябрь 2004, 07:50:19 »
Немного не в тему.
Один духовный друг мне посоветовал обратить внимание на участие тела в молитве, все-таки человек существо целостное.  Т.е. некоторое телесное, если не напряжение, то собранность должны присутствовать.  После этого я никогда не молюсь лежа. Если только утром немного , чтобы немного собраться для вставания.  Теперь когда сижу  при молитве, то не опираюсь спиной. Но если посторонний помысел приходит, то я не замечая того, отбрасываюсь в прислоненное положение. То же самое, когда стою, помысел приходит и я не замечая того уже сижу, если есть силы, то встаю опять.   Я думаю, что эта телесная вовлеченность это и часть святоотеческой традиции умного делания. Еще у меня такие ощущения уменьшились, когда это телесное напряжение я стал сочетать с  подвиганием сердца к покаянию, к сокрушению, и в то же время взывая к милости Божьей, а ум заключая в слова молитвы, насколько могу.  Слава Богу скорби посылаются, все по моим страстям, грехам, так что часто просто вопишь всем существом о помиловании, при том, что серьезных искушений, наверное, я еще не видел, но хватает и того что есть.  Так что когда ты так загружен, то не стоит вопроса о  сокрушении, сосредоточении на словах и др., ты весь там хочешь или нет, держит эта душевная боль.  
В любом случае успехов в молитвенных трудах.

Evgeny

  • Сообщений: 1187
    • Просмотр профиля

Re: Искушение
« Ответ #8 : 28 Сентябрь 2004, 21:39:49 »
Вот еще хотел подбросить в тему пару цитат (простите за графоманию), может не вполне по теме (не о соматических явлениях), но в общем идея та же:

… С деланием Иисусовой молитвы приобретается памятование о Боге, зрение своей греховности и беспомощности, исчезает видение своей праведности и уверенность в своих силах. Человек перестает считать себя достойным чего-либо особенного, так как через внимание к помыслам и желаниям обнаруживает себя полностью погрязшим в грехе.

… Отныне помыслы, исходящие из сердца, уже не столь грубы, как прежде, - они проявляются в более тонких формах. Тонкие формы искушений распознавать труднее, но обретший по благодати умную молитву получает и благодатную помощь против хитростей дьявола. Теперь ум, не замечавший ранее тонких искушений, действующих в сердце, начинает их обнаруживать и посекает мечом умноделаемой молитвы. Всякий раз, когда вражеский помысел усмотрен и отражен, это заставляет дьявола изобретать все новые ловушки, но и ум, упорно внимающий лишь молитве и отвергающий все прочее, получает в благодатный дар еще большую тонкость в различении дьявольских нападений.

… Дьявол нередко подходит с помыслами, которые кажутся добрыми, чтобы удобнее отвлечь от молитвы, которая ненавидима им превыше всего. Он дает способность рассуждать о вопросах богословия, открывает какие-то тайны, предлагает подобие высоких дарований или некую иную ложь. Ум, возмечтавший о дарованиях вместо вымаливания прощения, ум, пустившийся в богословие, забыв о недостоинстве своем, ум, увлекшийся в общение с духами вместо покаянного предстояния Богу, ум, принимающий откровения от духов или склонный к чему-либо в этом роде, - таковой ум оставил Бога и уклонился в помощники к сатане. Велико прельщение такого ума, и что хуже всего - он ни от кого не примет советов, оставаясь в своем помрачении.

... В этот период, когда искушения от дьявола становятся более тонкими и сложными, весьма трудно не запутаться в них. Если имеется опытный наставник - старец, духовный отец, учитель, - тогда нет и проблемы, он укажет, когда как поступить, предупредит искушение. Если же опытных людей нет, то и тогда боязни предаваться не следует - пребывай с молитвой и лишь молитве внимай, а все прочее отгоняй. Бог всякому делателю молитвы попускает искушение по мере его умных сил, ничего дьявол сделать не сможет свыше попущенного. Только бы брань с сатаною велась мечом молитвы, а искушения будут на пользу, послужат к уразумению хитростей дьявольских и укреплению ума человеческого.

...Святые отцы говорят, что назначение тела в этой жизни - быть в роли глухонемого слуги, исполняя все, что ему указано. Святые к телам своим были строги, внимали им очень мало, зная, что сея храмина придана душе лишь для принесения покаяния, а не для чего иного.

... Делателю молитвы, пока он не пришел в меру чистоты сердечной, нельзя уделять внимания физическим ощущениям: теплоте в теле или в груди, жжению или некоему взыгранию внутри тела или под кожей. Все это нужно отвергать, не придавая никакого значения. Такая теплота имеет происхождение чувственное, тварное. По преимуществу все эти явления естественно-нервные, следовательно, безвинные, но если принять таковые за благодатные, то последует прельщение. Может ощущаться сладость в гортани, или некое благоухание, или нечто подобное, то есть действие одного из пяти внешних чувств. Ничему чувственному внимания не уделяй, гони прочь. Знай лишь молитву, заботься лишь о внимании. В молитве все нужное содержится, и она приводит к тому, что "око не виде, и ухо не слыша, и на сердце человеку не взыдоша, яже уготова Бог любящим Его " (1 Кор. 2,9). Когда сердце очистится Богом, тогда Господь будет жить там и действовать, а в Господе и благодать, и дары, и все и вся изобилуют вполне. Господь, дав Себя человеку, дарует ему и все то, что принадлежит Ему.

Aрхиепископ Антоний (Голынский-Михайловский)
О молитве Иисусовой и божественной благодати
http://www.ccel.org/contrib/ru/Other/Antony/main.htm

Дмитрий Данилов

  • Сообщений: 28
    • Просмотр профиля

Искушение
« Ответ #9 : 28 Сентябрь 2004, 22:12:23 »
Еще немного о соматических явлениях.

Сосредоточенность ума определенным образом связана с неподвижностью глазных яблок (при закрытых глазах, разумеется). И, наоборот, приходящие помыслы вызывают быстрое движение закрытых глаз (REM, rapid eyes movement, так это, кажется, называется). Неоднократно обращал внимание на то, что, когда долго не удается установить умственную тишину и удерживать ум в словах молитвы, глазные яблоки беспорядочно двигаются, а попытки их от этого движения удерживать ("смотреть" прямо перед собой с закрытыми глазами) способствуют сосредоточению.

Собственно, это не мои личные наблюдения. Я это почерпнул из йогической практики, которой я занимался много лет назад, до воцерковления. Но потом я для себя выяснил, что и в молитвенной практике это работает.

Наверняка это много где описано, но я не читал.
С уважением,
Дмитрий Данилов

Alexeiy

  • Сообщений: 3947
    • Просмотр профиля

Искушение
« Ответ #10 : 30 Сентябрь 2004, 20:49:44 »
Спаси всех Христос!

___________________________________________________________

Ну а если в сердце не заметно проберётся гордыня? Я то по своей испорченности этого не замечу. Или приидут ко мне “ангелы”? Если в итоге начну медленно сходить с ума? Что же делать в таких случаях?

С тех пор Иисусовой молитвой не занимался. Может лукавый через это хочет отвратить меня от молитвы?

Evgeny

  • Сообщений: 1187
    • Просмотр профиля

Искушение
« Ответ #11 : 30 Сентябрь 2004, 21:38:07 »
Цитата: Алексей
Ну а если в сердце не заметно проберётся гордыня? Я то по своей испорченности этого не замечу. Или приидут ко мне “ангелы”? Если в итоге начну медленно сходить с ума? Что же делать в таких случаях?
С тех пор Иисусовой молитвой не занимался. Может лукавый через это хочет отвратить меня от молитвы?


Конечно хочет, и таки добился своего! Вы не бойтесь наперед, а как средство выявить прелесть прибегайте к искренней исповеди , ваш духовник увидит прелесть и откроет Вам ее. В сердце у всех у нас живет гордыня, и без молитвы от гордыни невозможно избавиться, в этом то и цель - искоренить её из сердца, и Иисусова молитва в этом - первая помощь, т.к. она научает нас вниманию к помыслам сердца, открывает нам нашу гордыню и греховность и смиряет нас.

света

  • Гость
Искушение
« Ответ #12 : 01 Октябрь 2004, 09:44:40 »
Цитата: Алексей
Спаси всех Христос!

___________________________________________________________

Ну а если в сердце не заметно проберётся гордыня? Я то по своей испорченности этого не замечу. Или приидут ко мне “ангелы”? Если в итоге начну медленно сходить с ума? Что же делать в таких случаях?


Очень возможно  :!:  Это общая проблема. Мне кажется, только одно тут может спасти, если все рассказывать, что случается, знающему человеку.

Как хорошо сказал Козьма Прутков - "БДИ!"

Цитата: Алексей
С тех пор Иисусовой молитвой не занимался. Может лукавый через это хочет отвратить меня от молитвы?


Мне кажется - правильно вы поступили - пока получите совет знающего человека, или человека смиренного. Или того, кто вас отругает так, чтобы при молитве ничего кроме сознания собственной дурости и мольбы к Богу об исцелении не было - никаких видений.

Это мое предположение...

света

  • Гость
Искушение
« Ответ #13 : 01 Октябрь 2004, 15:00:13 »
Цитата: Evgeny
[В сердце у всех у нас живет гордыня, и без молитвы от гордыни невозможно избавиться, в этом то и цель - искоренить её из сердца, и Иисусова молитва в этом - первая помощь, т.к. она научает нас вниманию к помыслам сердца, открывает нам нашу гордыню и греховность и смиряет нас.


Как можно прочитать в разных книжках (слава Богу, в жизни не видела таких случаев), иногда как раз кто много молится и неправильно (сам то думает, что правильно) тот так сходит с ума, что ой-ой-ой (даже и цепями связывают) ... от гордости вероятно... если кто не имеет наставника... и не рассказывает свои переживания никому...

Evgeny

  • Сообщений: 1187
    • Просмотр профиля

Искушение
« Ответ #14 : 01 Октябрь 2004, 17:38:17 »
Цитата: света
Как можно прочитать в разных книжках (слава Богу, в жизни не видела таких случаев), иногда как раз кто много молится и неправильно (сам то думает, что правильно) тот так сходит с ума, что ой-ой-ой (даже и цепями связывают) ... от гордости вероятно... если кто не имеет наставника... и не рассказывает свои переживания никому...


Верно, Света, без участия в таинствах церкви, особенно исповеди и причастия, не спасается никто. Особенно откровенная исповедь духовнику необходима всем проходящим умную молитву - духовник предохранит от неправильного образа молитвы и обнаружит признаки прелести и помешательства. Другое дело что трудно и редко удается найти духовника опытного в деле Иисусовой молитвы, который мог бы не просто отпускать грехи и предотвращять явные уклонения в прелесть, но руководить и научать умному деланию. Но это, как многократно писали св. отцы, не должно останавливать. Вспомните притчу о талантах. Этот вопрос на форуме уже несколько раз обсуждался (см. http://www.hesychasm.ru/forum/viewtopic.php?t=24 и http://www.hesychasm.ru/forum/viewtopic.php?t=21 ).

По поводу совета Алексею - правильно проводимая словесная и умная молитва (с покаянием, смирением, без воображения, разгорячения и художественных приемов, с отвержением всех телесных и чувственных ощущений, без преждевременных поисков сердечного места), по многочисленным свидетельствам св. отцов, никогда не приводила к прелести, поэтому не думаю что стоит оставлять такую молитву из страха. Но конечно, надо искать наставника и просить Господа чтобы дал его нам.

"О месте сердечном не беспокойся, лишь делай молитву, борясь со страстями, а Господь Сам входит в очищенное сердце, вводя с собой и ум, и молитву, ибо сердце - обитель Божья, и путь в нее знает только один Бог. Пока сердце кипит страстями или хотя бы один какой-то грех остается в нем, до тех пор Господу в нем пребывать невозможно. Где Господь, там нет греха. А без Господа и уму, и молитве в сердце быть бесполезно. Господь вовне, и молитва с умом вовне. Очистит Господь сердце, тогда будут в сердце и ум, и молитва, и Сам Господь, ибо в молитве присутствует имя Божье, а где имя Его Святое, там и Сам Господь. Так следует разуметь о сердце и о пути в сердце. Будь, делатель молитвы, в простоте, а не в ухищрениях дерзости. Господь слышит твою молитву, веруй сему и молись. С помыслами не соглашайся, греховного всего избегай, себя считай грешнейшим всех и всячески недостойным Бога. Плачь, скорби и молитве внимай." Aрхиепископ Антоний (Голынский-Михайловский)
О молитве Иисусовой и божественной благодати