Исихазм

Автор Тема: Умопостигаемая триада  (Прочитано 1292 раз)

Elena

  • Сообщений: 6707
  • ...
    • Просмотр профиля

Умопостигаемая триада
« : 11 Октябрь 2017, 00:32:52 »
"Умопостигаемая триада"

 (аудиолекция Фокина Алексея Руслановича, краткий конспект).
 
Это учение возникло в античной философии. Восходит к Платону, продолжил Софист, еще Тимей.

Основной тезис такой: истинное, подлинное Бытие, которое стоит за материальным, чувственно воспринимаемым бытием. – оно обладает тремя базовыми свойствами (характеристиками).

1) Оно истино существует, это есть подлинное Бытие (для Платона – это мир идей).
2) Это бытие обладает также жизнью, оно причастно движению, умственному движению. Это обозначалось термином Жизнь.
3) Третий момент – ноэзис, или Ум. Мышление, ум  - умопостигаемость и мыслимость одновременно.

Эти три качества характеризует мир подлинного бытия: то, что всегда существует, всегда живет и всегда мыслит
 
В позднем неоплатонизме эта схема стала рассматриваться как образец для всего остального, для устройства мира. На позднем этапе философской мысли эти категории предстают как ипостазированные сущности, и Порфирий даже называет их тремя Богами.

Еще раз главный тезис... Умопостигаемая триада у платоников и неоплатоников - это бытие-жизнь-ум. Истинное бытие обязательно должно существовать, жить и мыслить.

***

Взаимодействие и влияние (?) на христианство.

Эту теорию воспринял автор Ареопагитик (псевдо Дионисий). Согласно ему, данная триада как полнота совершенства предсуществует в Боге, но проявляется уже в творении.
 
Максим Исповедник, опираясь на Дионисия, использует эту триаду как аналог святой Троице. В рассуждениях о троичности он исходит не из внутреннего устройства души и ее базовых способностей (как большинство богословов той поры), но из восприятия законов сотворенного мира (отражающего и выражающего предсуществующие в Боге совершенства). Выделены 3 категории: сущность (усия), различие (диафора), движение (кинесис). 

В результате он переходит к познанию триипостасного способа существования: «Сущность, различие и движение». Причина существует. Она премудрая и Она живая.
 
МИ производит некоторую инверсию терминов "бытие-мышление (премудрость)-жизнь" в ином, христианизированном порядке. Бытие соотносится им с Отцом, премудрость - с Сыном, жизнь - с Духом.

Везде постулируется, что Бог существует, из различия форм – что он премудрый и из движения – что он живой.
 
« Последнее редактирование: 11 Октябрь 2017, 01:01:17 от Elena »

Elena

  • Сообщений: 6707
  • ...
    • Просмотр профиля

Re: Умопостигаемая триада
« Ответ #1 : 11 Октябрь 2017, 00:35:18 »
Мне содержание этой лекции оказалось полезным в том плане, что я поняла истоки учения о Троице.

В разговорах иногда упоминали, что Максим Исповедник неоплатоник, но в каком смысле - это было непонятно. А после получения данной информации это прояснилось.

Svetlana

  • 3
  • Сообщений: 4269
  • Когда пишу не о Тебе, В стране безмолвия блуждаю.
    • Просмотр профиля

Re: Умопостигаемая триада
« Ответ #2 : 11 Октябрь 2017, 07:25:34 »
 Во внутреннем триада проживается  как "три вещи". Но, это скорее, пока еще мое замутненное видение.