Исихазм

Автор Тема: О тщеславии и гордыне — почему они самые страшные.  (Прочитано 11989 раз)

snusmr

  • Сообщений: 856
    • Просмотр профиля

Skylander
Ты оказался прав.
(Премудрости Иисуса, сына Сирахова, гл. 10 ст. 15)
В Елизаветинской Библии:
«яко начало греха гордыня...» 
Вот так! и перевели греческий текст:  ὅτι ἀρχὴ ὑπερηφανίας ἁμαρτία  (Sir 10:13 BGT): «ибо начало гордыни — грех..»
Затем это переводческое достижение («яко начало греха гордыня...») перешло в синодальный перевод:
«ибо начало греха — гордость»
И растиражировалось тьмами тем.......
А в оплеванной никонианами Острожской Библии дан верный перевод: 
"яко начатокъ гордыни грехъ"

Svod
Цитировать
Гордость - это не просто страсть - это страсть любой другой страсти, это сам дьявол, желающий быть везде и во всем.

Да вот оказывается Библия как-то по-другому говорит... получается по твоим словам дьявол порождает грех, а тут получается грех порождает дьявола, ну если считать что гордость — это дьявол

Грация

  • Сообщений: 2673
    • Просмотр профиля

Человек борется с грехом. В этом ему в помощь тщеславие. В тщеславии заключена такая сила, которая позволяет победить все низменные страсти: сребролюбие, похоть, чревоугодие, гнев, печаль, уныние. Но гордость тщеславие победить не может. Гордостью как раз и заражается чистый от всех низменных страстей человек. Поэтому, гордость – самый страшный враг. Это ослепление собственной чистотой. Тщеславие потому умаляется, так как уже не перед кем тщеславиться своими качествами, некому их будет оценить, все перед тобой остаются как бы позади, утопающие в грехе и страстях, а ты один - чист и лучезарен!)  Гордость - это, значит, быть выше других. Но отцы называют гордость не возвышением, а падением, потому что по словам Григория Нисского "конец горделивого превозношения есть нисхождение в преисподнюю". Когда развитие идет только вверх, к свету, а темнота (собственная) – отрицается человеком, то рано или поздно человек встретится с непреодолимым препятствием на своем пути, не пускающим к Богу – гордыней.

snusmr

  • Сообщений: 856
    • Просмотр профиля

Грация
Цитировать
Но отцы называют гордость не возвышением, а падением,

ну а как можно упасть, никуда не поднявшись? чем выше поднимаешься — тем сильнее падаешь... Всем известный закон.
Обидно то, что богословы продолжают неверно понимать гордыню.
Skylander точно подметил. Сначала человеку надо совершить грех, чтобы надмиться (возвыситься) и только потом упасть. Вот и Библия подтверждает в нормальном переводе.

Родион

  • Сообщений: 9254
    • Просмотр профиля

...
... Всем известный закон.
Обидно то, что богословы продолжают неверно понимать гордыню.
...

Два вопроса можно?
1 - Кому "всем" ?
2 - Что есть верх, а что низ?
:)
- Путеводитель хороший не посоветуете?
- Пожалуй вот... возьмите Данте.

Грация

  • Сообщений: 2673
    • Просмотр профиля

2 - Что есть верх, а что низ?
:)

Это из области... что есть добро, а что зло?)

Антоний Великий: "как гордость и возношение ума низвергли диавола с высоты небесной в бездну, так смирение и кротость возвышают человека от земли на небо."

Возношение ума и возвышение человека...

snusmr

  • Сообщений: 856
    • Просмотр профиля

Грация, спасибо.
Родион
Цитировать
2 - Что есть верх, а что низ?
:)
В данном случае возвышение для гордости — это высокомерие (где вместо Бога в центр всего ставишь себя и как бы с этого воображаемого престола смотришь на всех)
А настоящее возвышение для подвижника — смирение, что есть мир (покой) в Боге, который как известно находится за пределами тварного міра — это возвышение другого рода.

кому интересен перевод...
Текст с этой страницы: http://bushmeister6.livejournal.com/5403.html
Приведенную выше статью нашел по памяти
Оказывается подробный анализ перевода Книги Премудрости Иисуса, сына Сирахова  сделал А. Рождественский, она издана в 1911 году, ее можно сказать в интернете. На 159 странице этот перевод разобран на примере еврейской, греческой и славянских Библий.

Родион

  • Сообщений: 9254
    • Просмотр профиля

snusmr, :) совершенно верно.
"В данном случае возвышение для гордости — это высокомерие (где вместо Бога в центр всего ставишь себя
и как бы с этого воображаемого престола смотришь на всех)
А настоящее возвышение для подвижника — смирение, что есть мир (покой) в Боге, который как известно находится
за пределами тварного міра — это возвышение другого рода. "

Это два "возвышения", одно истинное, дающее результат (при условии нахождения цели в богопознании), или не дающее его, при условии целеполагания в сфере материального блага и земной власти, и тогда ложное. И наоборот.
Но так как реальность не существует в отрыве от субьекта этой реальности (наблюдателя) (или другими словами она нейтральна), и воля этого субъекта определяюща, то не имеет смысла говорить о падении или возвышении. Это все реально одно и тоже. Просто в одном случае оно приближает к цели, в другом удаляет, в случае Антония, но совсем наоборот в случае например Моргана.


ЗЫ - и то не факт, т.к. Дух дышит где хочет. И учеников себе Господь подбирал совсем не по тем принципам, которые
так превозносятся в литературе.
- Путеводитель хороший не посоветуете?
- Пожалуй вот... возьмите Данте.

snusmr

  • Сообщений: 856
    • Просмотр профиля

Родион,
Спасибо за развернутый ответ

Прочитал 10 главу в переводе А Рождественского... Все не так просто. Действительно с греческой Библии переводится так: начало гордыни — грех
Однако, с учетом еврейского и сирийского текста получается иначе
Это место требует особого понимания. я бы сказал что гордыня безусловно подталкивает ко греху, являясь его источником, но из чего она развивается, как не из греха? Ведь гордыня тоже взращивается в человеке.
тот же Рождественский пишет, что: гордость рассматривается как среда благоприятная для развития греха...
то есть получается что оба перевода правильны: начало гордыни — грех и грех — начало гордыни

Колхозник

  • Сообщений: 3022
  • Владимир
    • Просмотр профиля

Сначала человеку надо совершить грех, чтобы надмиться (возвыситься) и только потом упасть. Вот и Библия подтверждает в нормальном переводе.

....а грех, оживает законом.

snusmr

  • Сообщений: 856
    • Просмотр профиля

Колхозник
Цитировать
....а грех, оживает законом.
каким?

P.S: А. Рождественский переводит так (с учетом всех переводов):
Начало высокомерия, — когда человек становится могущественным,
и когда сердце его отступает от Создателя своего,
ибо кладязь гордыни — грех,
и источник ея (гордыни) изливает скверну.
Поэтому Господь чудесно поражает ее до конца.

то есть грех развивается в водоеме гордости.

Svod
Цитировать
Гордость способна питать любые другие страсти, она универсальна

Получается что гордыня растет по мере удаления сердца от Бога и усиливает грех.
но сдается мне что и грех усиливает гордыню, так как при этом сердце сильнее удаляется от Бога,
получается это замкнутый круг.

Колхозник

  • Сообщений: 3022
  • Владимир
    • Просмотр профиля

snusmr

7 Что же скажем? Неужели от закона грех? Никак. Но я не иначе узнал грех, как посредством закона. Ибо я не понимал бы и пожелания, если бы закон не говорил: не пожелай.
8 Но грех, взяв повод от заповеди, произвел во мне всякое пожелание: ибо без закона грех мертв.


я не знаю был ли дан ангелам (сатане) какой-то закон, что бы они могли знать, что делают что-то не так. Возможно закон появился после падения сатаны...писание о сем умалчивает..

svod

  • Сообщений: 3865
    • Просмотр профиля

snusmr, "ибо кладязь гордыни — грех"

В таком случае гордыня - это совокупность грехов? Не похоже.

Я бы поправил сам себя. Гордыня - не сам дьявол, а его несвятой дух. Искажения духа любви. Дьявол - первый монотеист. Любовь самозамыкается на себе самом.

 Дела дьявола совершаются в его духе, а это и есть дух гордыни. А все страсти, которые мы называем грехом, таковыми являются, так как искажены гордыней. "Гордость – начало греха. С нее начинается всякий грех и в ней находит свою опору". (Иоанн Златоуст).

Возьмем семь смертных грехов. Их расположение более закономернр выглядит в католической системе, где гордыня стоит на первом месте, а плотские грехи на последнем.

Superbia (гордыня)
Invidia (зависть)
Ira (гнев)
Acedia (уныние)[30]
Avaritia (алчность)
Gula (чревоугодие)
Luxuria (похоть, блуд)


1. Гнев - яростная сила (положительный аспект) + гордыня (со мной несогласны, как это так). Яростная сила вместо движения к Богу, направлено гордостью на того, кто тебя таковым не считает.
2. Чревоугодие - довольствоваться плодами с Древа Жизни (аспект полож.) + угождение чреву с Древа познания Добра и Зла (будете как боги - ключевой момент подвинувший к чревоугодию).
3. Зависть - кто то сомневается, что ведущей в зависти есть гордыня.

Не буду схематить, главное ухватить саму мысль, о чем я хочу сказать. Гордость - дух дьявола, который примешиваясь к человеческим страстям (неискаженным) порождает все разнообразие грехов.

Выбирая между добром и злом, выбирай любовь.

snusmr

  • Сообщений: 856
    • Просмотр профиля

В таком случае гордыня - это совокупность грехов? Не похоже.
Нет, автор дает такое пояснение:
«А из гордости, как из зараженного колодца, вытекает только грех и скверна, зло против Бога и ближних: «ибо кладязь гордыни — грех, и источник ея изливает скверну», а ниже с учетом сирийского и еврейского варианта, он подчеркивает: гордость рассматривается, как среда, благоприяная для развития греха

Несколько мы помним «грех» (амартия) переводится с греческого «ошибка», главная ошибка человека — отступление от Бога (сердце удаляется от него), т.е. первой следует ошибка (грех), от которой рождается гордыня. Из вышеприведенного можно понять, что когда человек начинает чувствовать силу, ему кажется, что он не нуждается в Боге, из этого следует — возношение и гордыня. так что непонятно что первое: удаление от Бога или гордыня. Лечение возношения от силы — осознание своей немощи


Цитировать
Не буду схематить, главное ухватить саму мысль, о чем я хочу сказать. Гордость - дух дьявола, который примешиваясь к человеческим страстям (неискаженным) порождает все разнообразие грехов.
так следует и из перевода, гордыня их взращивает, но, видимо и взращивается грехом.

svod

  • Сообщений: 3865
    • Просмотр профиля


Несколько мы помним «грех» (амартия) переводится с греческого «ошибка», главная ошибка человека — отступление от Бога (сердце удаляется от него), т.е. первой следует ошибка (грех), от которой рождается гордыня.

Дьявол - отец лжи. Ложь и есть первый грех. А гордыня это  дух дьявола, который является производным от этой лжи - осколки разбитого зеркала, в которое любовался собой дьявол.   Для нас, льдинки в чувственном сердце и умных очах Кая, оледенелые страсти, растаяв они делаются  "источником воды, текущей в жизнь вечную".
 

Из вышеприведенного можно понять, что когда человек начинает чувствовать силу, ему кажется, что он не нуждается в Боге, из этого следует — возношение и гордыня. так что непонятно что первое: удаление от Бога или гордыня. Лечение возношения от силы — осознание своей немощи

Заметил, что точка перезагрузки  покаяние, изменение ума и сердца происходят именно через посрамления гордости Господом в тебе. Посрамление, без унижения, так как просрамляется то, что не должно тебе принадлежать.  Эти слова (Прит.11,2) я бы назвал золотым сечение умного делания.

Придет гордость, придет и посрамление; но со смиренными - мудрость.(Прит.11,2)
« Последнее редактирование: 30 Январь 2017, 19:19:19 от Svod »
Выбирая между добром и злом, выбирай любовь.

Elena

  • Сообщений: 6707
  • ...
    • Просмотр профиля

Все, что нас окружает влияет на нас, что видно из написанного, возможно и сотницы повлияли. Однако, видимо, эта мысль следствие посещения святого места. На следующий день рано утром пришла вот такая законченная мысль.

У этого текста есть определенная тональность, и стилевая особенность, 

Когда сама пытаюсь размышлять, не рискую говорить таким слогом - боюсь, что получится стилизация. Красота слога не соответствует мизерности имеющихся мыслей.

Я тут попыталась подумать на тему гордыни - полный крах. Одна теория полезла. Я в упор не вижу гордыню. А вот тщеславие увидела.

Тщеславие. Душа человека, лишенная небесной славы, пребывая в обеспокоенности стыда, ищет возможности опоясаться смоковными листьями людского почитания.

У меня получилось, что это вполне объяснимая потребность, только не нашедшая правильного способа реализоваться  :-)