Исихазм

Автор Тема: О тщеславии и гордыне — почему они самые страшные.  (Прочитано 12076 раз)

Родион

  • Сообщений: 9254
    • Просмотр профиля

Гордыня это всего лишь извращенное чувство благодарности. Когда срабатывает хваталка. Рефлекс присваивания. Прямое следствие слепоты и невежества. Лечится просвещением.
Можно отнести (и относят) к "смертным" грехам (не забываем что грех это не что то прям алес, а просто ошибка, не верное мировоззрение, промах, не верно приложенное усилие), так как на лесенке эволюции сознания, становления ума, (кому охота пусть берет лествицу), такая ошибка блокирует развитие и фиксирует ум, а то и снижает его потенциал. Размазывет его по плоскости тварного, причем доступного тварного, оставляя прикровенным большее. Человек закосневает. И так как слеп, продолжает ошибаться, и наматывать клубок ошибок. В этом смысле гордыня просто кладезь, источник ошибок. Или греха.
Да, тщеславие предшествует ему (ИМХО), сперва нужно прославить тщетное и присвоить благо, а не поблагодарить за явленную милость, и воспеть себя, дабы дать толчок гордыне. Извратить благодарность в гордыню. Осознав же тщету и возздав благодарение Достойному его, все ИМХО можно вернуть на место.
- Путеводитель хороший не посоветуете?
- Пожалуй вот... возьмите Данте.

Сергий

  • "Россия управляется непосредственно Господом Богом. Иначе невозможно представить, как это государство до сих пор существует".(с)
  • Сообщений: 7508
  • "αγαπατε друг друга" - основа ученья (с).
    • Просмотр профиля

Грехи - есть ошибки функционирования разумного существа, ведь разумное существо способно распознать, оценить свои движения и их откорректировать. Кроме того ошибки могут быть и в этической сфере, о которой у неразумных существ речи нет.
Что есть ошибка? Что есть грех? Это как и везде ошибки первого и второго рода.
1. Признать нечто истинным, при условии, что оно на самом деле ложно. Это работать с ложным мусором, с ложными ценностями.
2. Признать нечто ложным, при условии, что на оно самом деле истинно. Это отбросить ценное, отбросить истинное, иногда (и часто) ради того даже, чтобы не пропустить ложное.

В этом контексте ГОРДОСТЬ есть прежде всего ошибка самооценки первого рода, когда любые свои действия человек оценивает положительно, тем самым ЧАСТО принимая ложную оценку себя за истинную.
В результате встроенный в ум механизм контроля и самооценки работает неправильно и человек начинает жить в искаженном мире своих болезненных представлений о своем месте в мире.

ТЩЕСЛАВИЕ также ошибка первого рода, выраженная в стремлении получать любой ценой положительную и завышенную оценку себя другими.

В целом это серьезная проблема. Проблема неадекватности оценки человеком самого себя, своих действий, то есть РЕАЛЬНОГО места человека в мире. Естественно, что такие ошибки (грехи) очень мешают разумному существу развиваться и совершенствоваться, особенно когда они становятся не случайными, а системной страстью.
Не нам, Господи, не нам, но имени твоему даждь славу о милости твоей и истине твоей:
Ей гряди Господи Иисусе!  Егоже Царствию не будет конца!  Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе! Аминь.

Родион

  • Сообщений: 9254
    • Просмотр профиля

Сергий, думаю что это и так и не так. Промысел и работа совершенных умов, а в абсолюте промысел Бога, настолько превосходят уровень ума человека, что говорить об ошибках и первого и второго рода просто не приходится. Это как раз и будет той самой гордыней, думать что мы можем признавать что то ложью или истиной. Все есть. Все может быть. Все материя и все энергия. Все исчезает и появляется. Нигде нет хаоса, а там, где мы видим хаос, скорее всего мы просто не можем увидеть его уровень порядка :).
А гордость я вообще не склонен считать грехом или ошибкой, а скорее состоянием ума. Следствием. Болезнью. Алмазной черепашкой. Крепость панциря огромна, и что бы вывести ум из состояния гордости, нужна мощная игра света на алмазном панцире. Чтобы он сам вылез.
- Путеводитель хороший не посоветуете?
- Пожалуй вот... возьмите Данте.

snusmr

  • Сообщений: 856
    • Просмотр профиля

В любом случае тщеславие легко заметить — оно проявляется всегда когда ЖДЕШЬ благодарности. Предки говорили же: «делай добро и бросай его в воду, добром тебе обернется».
Гордыня выражается в любом высокомерии, когда считаешь себя лучше другого и опираешься на это самое высокомерие, как основу, опору.
вцелом больше и нечего знать. Но все же... хочется докопаться до сути зарождения гордыни, быть может это поможет при борьбе с ней. 

Elena

  • Сообщений: 6707
  • ...
    • Просмотр профиля

Гордыня

Не лучше ли считать гордыню — возношением, которое может прийти и от свалившегося благосостояния и от того, что у тебя круче машина и то, что ты имеешь в чем-то успех.

Здесь, на мой взгляд, отмечено главное - духовное движение возношения, тайный рычаг гордыни, присутствующая в уме каждого восходящая инерция умного движения.

Духовный ориентир верх/низ - это реальность каждого свободного сознания, и каждый свободный ум предпочитает двигаться вверх, и это благо.

Существуют два движения духовного возношения: возношение "к" (кому-то, кто выше тебя) и возношение "от" (чтобы стать выше относительно кого-то, а в перспективе -- относительно всех, стать во главе пирамиды). Второй тип духовного возношения продемонстрировал фарисей, в молитве предъявив Богу свое более высокое место по сравнению с мытарем.

В настоящей реальности (где тварь видит Творца, находится с ним в общении) осуществление второго желания (стать выше относительно всех) самоубийственно по последствиям (невозможно стать выше своего Источника). В итоге - внутренний коллапс, помрачение ума, изолящия от Божественного света, выпадение "во тьму внешнюю". - Это история падших ангелов.

Проступком праотцев это внедрено в человеческое сознание  и всегда в наличии как реальная интенция умного движения. При том, что все люди пребывают в страсти неведения Бога, движение превозношения над кем-то становится почти единственным инструментом задания вектора умного движения.

Движение возвышения к тому, что реально выше - оно тоже извращается вне реального Богообщения. Оно выливается в итоге в сотворение кумиров, в идолопоклонство

Теперь можно попытаться понять, что значит преобразить страсть гордыни. Это значит стяжать состояние реального Богообщения. В этой истинной реальности, когда видишь свою меру относительно Создателя, приобретаешь истинное вИдение (смирение). Внутреннее чаяние духовного возвышения осуществляется в свободном устремлении к Источнику всех и вся.


И практический остаток. Для избавления от страсти важно отслеживать мысли превозношения относительно другого. Они могут иметь вид не только возвышения себя, но и принижения другого. Лучше вообще уходить от оценочности. Наличие в уме иерархических градаций, куда сортируем собеседников - это тоже признак гордыни, даже если мы кого-то записываем в более высокую категорию, чем собственная.










возношением, которое может прийти и от свалившегося благосостояния и от того, что у тебя круче машина и то, что ты имеешь в чем-то успех.

Гордыня не приходит "от"... Она не есть следствие внешних обстоятельств. Внешние обстоятельства только обнаруживают имеющееся скрытое внутреннее духовное движение превозношения. Работать нужно с исходным внутренним.

По сути все это проявление ГОРДЫНИ, взращенной на тщеславии. Если мы возьмем в пример монахов, священников, которые гордятся своей «духовностью», то это тоже пример гордыни, взращенной на тщеславии. Побеждение первых шести тут косвенно присутствует, по сути гордец найдет чем гордится. Видимо Кассиан Римлянин прав, не стоит связывать гордыню с первыми шестью грехами.

Мне вообще не близок этот прием перетасовывания имеющихся тезисов древней аскетической литературы в тщетной попытке выстроить какую-то универсальную схему. Это невозможно. Все схемы верны и на основании каждой можно увидеть важный смысл (определенный его нюанс).

« Последнее редактирование: 01 Февраль 2017, 16:35:04 от Elena »

Сергий

  • "Россия управляется непосредственно Господом Богом. Иначе невозможно представить, как это государство до сих пор существует".(с)
  • Сообщений: 7508
  • "αγαπατε друг друга" - основа ученья (с).
    • Просмотр профиля

Сергий, думаю что это и так и не так. Промысел и работа совершенных умов, а в абсолюте промысел Бога, настолько превосходят уровень ума человека, что говорить об ошибках и первого и второго рода просто не приходится. Это как раз и будет той самой гордыней, думать что мы можем признавать что то ложью или истиной. Все есть. Все может быть. Все материя и все энергия. Все исчезает и появляется. Нигде нет хаоса, а там, где мы видим хаос, скорее всего мы просто не можем увидеть его уровень порядка :).
А гордость я вообще не склонен считать грехом или ошибкой, а скорее состоянием ума. Следствием. Болезнью. Алмазной черепашкой. Крепость панциря огромна, и что бы вывести ум из состояния гордости, нужна мощная игра света на алмазном панцире. Чтобы он сам вылез.
Ну, здравые мысли у Вас в посте. Со всем согласен. Просто этот аспект я не рассматривал.
Тут Вы правы. Ведь есть и ошибки второго рода ... С ними то как? Как истину не принять за ложь? И тут следует сказать, что в своей гордыне монашеская аскетика, как раз часто грешит ошибками гордыни второго рода. Увы это так ... Это ясно видно, если читать аскетические труды отцов ... Они порой этим даже бравируют ...
Не нам, Господи, не нам, но имени твоему даждь славу о милости твоей и истине твоей:
Ей гряди Господи Иисусе!  Егоже Царствию не будет конца!  Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе! Аминь.

svod

  • Сообщений: 3866
    • Просмотр профиля

Внимательно читаю топик и с каждым разом моя позиция сдвигается от первоначального взгляда, как мне кажется в более верном направлении, чему несомненно способствуют дебаты в данной теме. На данный момент пришел к осознанию следующего парадокса в том, что гордыня способна не допустить до себя и дьявола.  Логично. Человек творит из себя бога планомерно и по взрослому, тут нет места ни кому кроме себя сАмого, ни Богу, ни черту, а только одному человеку. Поэтому святые отцы отмечали: "Духовная гордость обыкновенно борет только тех, которые, победив все другие страсти, находятся уже почти на самом верху добродетелей". Вершина добродетели подразумевает  победу над дьяволом, казалось бы все, ан нет, а там гордость чисто человеческая гордость.

"Только человек во всем творении Божьем призван любить себя, то есть сознавать в себе Божественный дар и чудо своего Я. Человеческая личность есть любовь к себе, и потому - любовь к Богу, любовь к Богу, и потому - любовь к себе. И вот этой любви к себе и присуще обратиться в любовь себя, в то себялюбие, которое и составляет суть гордыни. Нет, не "злом" прельстился человек, а собою, своим богоподобием, божественным чудом своего Я".(О. А. Шмеман.)

Так вот гордость, если рассматривать ее как страсть - это не страсть. Страсти паразитируют на каких либо силах человеческой души, а гордость это,  в своей конечной инстанции это любовь, но любовь к себе. Любовь к себе без любви к Богу и ближнему - это  гордыня.
« Последнее редактирование: 01 Февраль 2017, 19:19:01 от Svod »
Выбирая между добром и злом, выбирай любовь.

snusmr

  • Сообщений: 856
    • Просмотр профиля

Elena,
Елена, спасибо за пост, вы выложили все что думаете, но там нет ответа на мой вопрос  :-)

Svod
Цитировать
Так вот гордость, если рассматривать ее как страсть - это не страсть. Страсти паразитируют на каких либо силах человеческой души, а гордость это,  в своей конечной инстанции это любовь, но любовь к себе. Любовь к себе без любви к Богу и ближнему - это  гордыня.
Я бы сказал, что гордость — это МИРОВОЗЗРЕНИЕ, в котором ты сам для себя и трон и царь... Часто гордыня, таким образом, приобретает привычки: обслуживаться себя, смотреть на себя, делать для себя... Ну а мір то един. Гордость — это позиция раковой клетки в едином организме...
и опять же по поводу грехов я пока не имею четкого ответа. 

Сергий

  • "Россия управляется непосредственно Господом Богом. Иначе невозможно представить, как это государство до сих пор существует".(с)
  • Сообщений: 7508
  • "αγαπατε друг друга" - основа ученья (с).
    • Просмотр профиля

Так вот гордость, если рассматривать ее как страсть - это не страсть. Страсти паразитируют на каких либо силах человеческой души, а гордость это,  в своей конечной инстанции это любовь, но любовь к себе. Любовь к себе без любви к Богу и ближнему - это  гордыня.
Ну, да. Верно. В этом контексте гордость - это ошибка разумного существа в определении смысла своего существования.
Очередная ошибка первого рода.
Не нам, Господи, не нам, но имени твоему даждь славу о милости твоей и истине твоей:
Ей гряди Господи Иисусе!  Егоже Царствию не будет конца!  Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе! Аминь.

Виктор Шипилов

  • 3
  • Сообщений: 1056
  • Слава Богу за все!
    • Просмотр профиля

Поэтому гордость невозможно победить как страсть, избавление от гордости - это всегдашнее пребывание в Духе Святом, многие этого сподобились?
Добрый вечер всем.
Svod, немножко с вами несогласен, потому что Господь изначально всех своих последователей предупредил "в мире скорбни будете, претерпевый до конца, той спасется". Современный опыт подвижничества подтверждает святоотеческое в том, что правильно шествующий за Христом, идет скорбями и искушениями, которые суть есть обучительные ко стиранию главы самости нашей.

Виктор Шипилов

  • 3
  • Сообщений: 1056
  • Слава Богу за все!
    • Просмотр профиля

Из этого следует, что гордыня появляется при отсутствии страстей, то есть путем побеждения их. И именно отсутствие греха приводит к развитию гордыни.
snusmr, современный многолетний опыт подвижничества показывает нам что страсти наши не покидают нас, а лишь ослабевают под воздействием аскетизма. Стоит "отпустить вожжи", как все возвращается "на круги своя". Святые отцы (не помню точно где это читал) утверждают что сподобившись ДАРа благодати ДУХА СВЯТА, мы не освобождаемся от падения. Как вы думаете - с какого перепуга Серафим Саровский и Вырицкий стояли (молились) 1000 дней и ночей на камне? Причина одна - потеря благодати ДУХА СВЯТА в следствие отступления от Христа лишь мыслью одной. Да и сатана был извергнут с неба за то, что в мыслях вознесся.

snusmr

  • Сообщений: 856
    • Просмотр профиля

Из этого следует, что гордыня появляется при отсутствии страстей, то есть путем побеждения их. И именно отсутствие греха приводит к развитию гордыни.
snusmr, современный многолетний опыт подвижничества показывает нам что страсти наши не покидают нас, а лишь ослабевают под воздействием аскетизма. Стоит "отпустить вожжи", как все возвращается "на круги своя". Святые отцы (не помню точно где это читал) утверждают что сподобившись ДАРа благодати ДУХА СВЯТА, мы не освобождаемся от падения. Как вы думаете - с какого перепуга Серафим Саровский и Вырицкий стояли (молились) 1000 дней и ночей на камне? Причина одна - потеря благодати ДУХА СВЯТА в следствие отступления от Христа лишь мыслью одной. Да и сатана был извергнут с неба за то, что в мыслях вознесся.

Мое предложение служило лишь для подчеркивания смысла, что гордыня не может быть следствием побеждения страстей, хоть и частичного.
.Вцелом я с вами согласен. Что касается Серафима Саровского, то там причина была и та и не та. Перед Серафимом стояла особая миссия — явить человечеству всю (или почти всю) силу Святого Духа, доступную человеку. До момента пока ему Богоматерь не сказала выйти из затвора, он вынужден был вычищать все закоулки своего внутреннего міра от греха. Вещь малодоступная обычному смертному, ибо в соответствии с чистотой он мог принять и полноту Св. Духа и преобразиться в того, кем стал. По выходу же из затвора такой необходимости в подвиге уже не было, ибо он был преображен. Но до этого момента он опускался в самые глубины ада и вынужден был, в соответствии с бранью, стяжать соответствующую силу.

Мари

  • Сообщений: 7
    • Просмотр профиля

Дорогие братья и сестры. Я недавно начала практиковать умное делание, поэтому многого не знаю, особенно писаний святых отцов. Тем не менее, практика шла хорошо, интересно, хоть и очень трудно в отношении переоценки ценностей и борьбы с привычками и инерциями. Изменения были настолько сильны, что это стало заметно для многих, даже не христиан, связи с которыми сохранились. И вот, меня похвалили... а я, как дура, возрадовалась - и капец! Всё пропало, как будто дверь в сердце закрылась. И так хреново стало, как будто форточка со свежим воздухом закрылась и я осталась задыхаться в душном помещении. К чему это я? А к тому, что, читая ваши посты, я искала то, что мне могло бы реально помочь, то, что вызвало бы отклик, такой себе "дзинь" у моей болящей души, то, на что она бы сказала: да, это оно. И вот такими откликами стали следующие ваши слова:
* "тщеславие, разрывает связь с Богом, потому что человек начинает искать славы человеческой (а не Божественной) и теряет союз с Богом" (snusmr)
*"Гордыня это ... Когда срабатывает хваталка. Рефлекс присваивания. ...такая ошибка блокирует развитие и фиксирует ум, а то и снижает его потенциал. Размазывет его по плоскости тварного, причем доступного тварного, оставляя прикровенным большее. Человек закосневает. И так как слеп, продолжает ошибаться, и наматывать клубок ошибок. В этом смысле гордыня просто кладезь, источник ошибок. Или греха.
Да, тщеславие предшествует ему (ИМХО), сперва нужно прославить тщетное и присвоить благо, а не поблагодарить за явленную милость, и воспеть себя, дабы дать толчок гордыне. Извратить благодарность в гордыню. Осознав же тщету и возздав благодарение Достойному его, все ИМХО можно вернуть на место."(Родион)

Не знаю, что там пишут отцы, но именно так со мной и произошло: сначала тщеславие, а потом гордыня, вследствие чего - разрыв связи с Богом, фиксация ума, снижение его потенциала и закостенение. И права Елена, которая напоминала, что и гордыня, и тщеславие есть в нас, а не приходят извне. Очень надеюсь, что всё можно вернуть на место, осознанием тщеты и благодарением.

Были и опасные, на мой взгляд, высказывания, например:
"само тщеславие можно использовать для борьбы со грехом, ну раз оно уже присутствует. Ведь честно говоря многие начинают подвижничество из-за тщеславия, а некоторые из них потом приходят в гавань бесстрастия."(Ian)
По моему небольшому, но всё же опыту, только когда мир перестаёт быть манким (а тщеславие работает только когда мир имеет значение), практика только начинается. Господь говорил притчу о пастыре добром, который жизнь свою положит за своих овец и о наёмнике, который, который боится волков и потому не станет защищать стадо. Если пастырь добрый - Господь, то кто такой наёмник? - не Самость ли, которая смотрит, как человек, например, становится одержим и смирнёхонько где-то пересиживает, а потом возвращается и качает свои права как ни в чём не бывало. Если я права и самость - это и есть наёмник, то кто её нанял, - не Господь же!? Так какой смысл слушать голос наёмника и думать, что он тебя поведёт в нужном тебе направлении? Мне кажется, что практика - это научение слышать голос Пастыря доброго и следовать ему. А вот я сделала ошибку - послушала не тот голос, хотя были оба, сделала неверный выбор, потому, что показалось сладким, вот и сижу теперь в этой сладкой жиже...

snusmr

  • Сообщений: 856
    • Просмотр профиля

Мари,
С приходом на форум мари. Это форум ищущих, иногда встречается фанатизм, но не часто.
Знание святых отцов — это не обязанность, но техника безопасности, так же как желательно знать систему йоги или ваджраяны, чтобы заниматься ею. в системе УД — это сборник святоотеческих текстов, как лучший — Добротолюбие.
P.S: И гордыня мешает всем, независимо от системы.

Никодим

  • Скромный
  • 3
  • Сообщений: 2172
  • Слава Богу за всё!
    • Просмотр профиля

Смиренно примите себя такой какая вы есть.Не мните себе, что вы иная...Слава Богу, что Бог вас обличил на пути в молитве,Он явственно показал вам сейчас ваше состояние и что противно Ему видеть в вас. Благодарите бога за такое откровение о себе и упросите теперь избавить вас от этой нечисти...с готовность за это положить все  к Его ногам,даже саму жизнь...Вот тогда и произойдет митаноя вашего ума, преображеие - через покаяние.
Храни вас Бог!