Исихазм

Автор Тема: О тщеславии и гордыне — почему они самые страшные.  (Прочитано 12116 раз)

svod

  • Сообщений: 3866
    • Просмотр профиля

Гордость первична по отношению к тщеславию.

буквально по первой ссылке в поисковике: http://www.pravoslavie.ru/43370.html

"Брат: Но как зарождается гордость, преподобный отче, в уме человека?

Старец: Гордость, брат Иоанн, имеет обыкновение зарождаться в уме человека главным образом на следующих основаниях: самолюбии, тщеславии, самомнении, незнании себя, неразумном и неумеренном посте, обособленности жизни, то есть самочинии, когда человек живет своим умом и не просит совета у других."


и тут: https://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-i-asketika/vvedenie-v-pravoslavnuyu-asketiku/3

Владимир, Вы представили одно богословское мнение, и то это не столько лаконичная мысль - определение, сколько рассуждение на аскетическую тему, что сопутствует гордости и как с ней бороться.

Свидетельств Святых отцов о первичности гордости относительно других страстей предостаточно. Вот далеко не все:


Святитель Григорий Двоеслов: "Гордость имеет двенадцать дочек. Первая тщеславие".

Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин: "Гордость есть причина первоначального падения и главное начало болезни. Гордость через Люцифера (Денницу), низверженного за нее, вкралась потом в первозданного Адама, произвела слабости и поводы ко всем порокам".

Иоанн Лествичник: "Смерть - это низвергнутая с небес гордость".

Иоанн Златоуст: "От гордости происходит презрение бедных, страсть к деньгам, властолюбие и сластолюбие". (То есть вся триада греховных страстей берет начало от гордости: сребролюбие, властолюбие и сластолюбие).

Преподобный Макарий Оптинский: "Все происходит от гордости. Это главный источник всех наших грехов, зол и бедствий".

Выбирая между добром и злом, выбирай любовь.

snusmr

  • Сообщений: 856
    • Просмотр профиля

Svod
Гордость живет в каждом человеке как некое семя, которое берет свою силу от пороков. Но именно пороки взращивают гордыню... А та, в свою очередб, усиливает пороки
P.S: Я перевел Кассиана Римлянина по греческому Добротолюбию — он хорошо дает понять это.

Кассиан Римлянин
О гордыни

Наша восьмая борьба против духа гордыни. Этот зверь самый лютый, свирепее всех предыдущих. Особенно старается низвергнуть совершенных и почти уже поставленных на вершину добродетелей. И как заразная (κολλητική) и смертельная болезнь разрушает не просто один из членов тела, но все тело; так и гордыня не только часть души, но всю ее уничтожает. И каждая из других страстей смущает (ταράζει) душу, но [яростнее] нападает на сопротивляющуюся ей добродетель. И пытаясь ее победить помрачает и смущает душу отчасти (т. е. часть души, связанную с этой добродетелью). А страсть гордыни помрачает всю душу, и низвергает ее в крайнее падение.
Чтобы лучше понять смысл сказанного, давайте рассмотрим следующее: чревоугодие пытается развратить воздержание; блуд — целомудрие; сребролюбие — нестяжание; гнев — кротость; и все другие виды злобы — противостоящие им добродетели. А злоба гордыни, когда овладеет (κυριεύσει) несчастной душою, как жестокий (φοβερότατος) мучитель (τύρρανος), взяв высокий и славный город, весь его до основания разрушает. Свидетель тому ангел, который упал с небес из-за своей гордости. Будучи созданный Богом и украшенный всякою добродетелью и премудростью, он хотел приписать это не Господней благодати, но своему естеству, и потому посчитал себя равным Богу. Обличая это, Пророк говорит: а ты говорил в уме (νου) своем: взойду на небо, сяду на горе высокой, поставлю престол мой, поднимусь выше облаков, и буду подобен Всевышнему. А все-таки (όμως) ты человек, а не Бог (Ис. 14, 13–14). И еще другой Пророк говорит: Что хвалишься злобою, сильный (Пс. 51, 3)? [И об этом же продолжает в других псалмах]. Зная это, будем бояться и всяким вниманием охранять свое сердце от смертоносного духа гордыни, всегда говоря себе, когда исправим некую добродетель, слово Апостола: не я, но благодать Божия, которая со мною (1 Кор. 15, 10), а также сказанное Господом: ибо без Меня не можете делать ничего (Ин. 15, 5). А также слово Пророка: Если Господь не построит дома, напрасно трудятся строители (Пс. 126, 1). А также: все зависит не от хотения, ни от подвига, но от помилования Божия (Рим. 9, 16). Ибо если даже кто-то будет воспламенен искренней (ολόθερμη) готовностью и ревностным произволением, будучи облеченный в плоть и кровь, то не сможет достичь совершенства ничем, кроме как благодатью Христа. И Иаков говорит: [всякое доброе даяние] и всякий совершенный (ωφέλιμη, полезный) дар (δωρεά) приходит свыше (Иак. 1, 17). И Апостол Павел: Что ты имеешь, чего бы не получил? А если получил, что же хвалишься, как будто не получил (1 Кор. 4, 7), но хвастаешься как-будто они твои? А что благодатью и милостью Божией бывает нам спасение, этому истинный свидетель разбойник, получивший в награду Царствие Небесное не за добродетель, но по благодати и милости Божией (см. Лк. 23, 43).
Наши святые отцы, в едином мнении друг с другом, передали это нам, зная, что невозможно иначе достигнуть совершенства добродетели, как только через смирение. Смирение же достигается верой, страхом Божиим, кротостью и совершенным нестяжанием. Этими же добродетелями (αρετές) достигается (κατορθώνεται) и совершенная любовь, через благодать и человеколюбие Господа нашего Иисуса Христа. Ему же слава во веки. Аминь.

Грация

  • Сообщений: 2673
    • Просмотр профиля

Человек борется с грехом. В этом ему в помощь тщеславие.
Ну почему тщеславие? Отвращение. Ведь есть и неявные грехи, что никто не узнает. Да и явные грехи могут быть поощряемыми.

Если нет любви к порядку, к гармонии, то появляется естественное желание прибраться, если кто-то идет к тебе в гости. Если ты знаешь, что кто-то может узнать твои мысли, то также появляется желание прибраться в мыслях. Если ты веришь, что Бог видит твои мысли, то также эта вера будет твоим стимулом к очищению. Но все это – тщеславный стимул, основанный на страхе быть в чьих-то глазах (Бога или человека) не чистым. Этот страх и движет человека к тому, чтобы спрятать подальше свои мысли – прибраться. Заниматься уборкой постоянно, не делать из нее что-то сверхъестественное, не округлять глаза, откуда пыль опять взялась – это и есть самое сложное. А вот спрятать подальше все, что не нравится в себе и вызывает отвращение, эта задача легко решаема с помощью тщеславия.

Этот страх (тщеславие) и развивает в человеке гордыню. Попрятав от себя все неприятные вещи, человек видит, как он стал чист перед кем-то (перед людьми, перед Богом) и начинает гордиться этим. 

Грация

  • Сообщений: 2673
    • Просмотр профиля

У творческого человека всегда легкий беспорядок. Если это художник, то краски, кисти, тряпочки, посуда разная… После творения остается всегда какой-то материал, который надо убрать за собой. Это нормально. Человек берет и убирает спокойно, затем опять творит. Не нормально, если он вдруг забывает о том, что это его собственная мастерская и, увидев творческий беспорядок, хватаясь за голову, кричит: кто это все здесь натворил?! И ищет виноватых, вместо того, чтобы заняться уборкой.

Вспомнила Городок. Там один из героев говорит: Я пустых бутылок не покупал!))

Колхозник

  • Сообщений: 3022
  • Владимир
    • Просмотр профиля

Svod, я согласился с цитируемой мыслью старца, по причине того, сам опытно не раз с этим сталкивался, вникал, и рассматривал взаимосвязи страстей.

Знаю что мнения в православии по поводу страстей и их трансформаций подается по-разному, но все же остаюсь сторонником оф версии, что есть три основополагающие страсти, это:  Сребролюбие, славолюбие, сластолюбие и это подтверждает (повторюсь) опыт. Даже в вики об этом есть:( https://ru.wikipedia.org/wiki/Сребролюбие,_славолюбие,_сластолюбие ) с ссылками на с.о.

svod

  • Сообщений: 3866
    • Просмотр профиля

Svod, я согласился с цитируемой мыслью старца, по причине того, сам опытно не раз с этим сталкивался, вникал, и рассматривал взаимосвязи страстей.

Знаю что мнения в православии по поводу страстей и их трансформаций подается по-разному, но все же остаюсь сторонником оф версии, что есть три основополагающие страсти, это:  Сребролюбие, славолюбие, сластолюбие и это подтверждает (повторюсь) опыт. Даже в вики об этом есть:( https://ru.wikipedia.org/wiki/Сребролюбие,_славолюбие,_сластолюбие ) с ссылками на с.о.

Кстати еще раз, но в тему: Иоанн Златоуст: "От гордости происходит презрение бедных, страсть к деньгам, властолюбие и сластолюбие".


А, по существу, кто бы был против, смешение в разных пропорциях этих страстей между собой это фабрика по налаживанию  всех других страстей.

Я же вообще о другом. А именно о том, что гордость не страсть, а дух всех страстей. То есть гордость не следует рассматривать как страсть, это дух страстей, который дьявол примешивает везде и всюду, по духовному принципу "вся исполняяй".

Поэтому гордость невозможно победить как страсть, избавление от гордости - это всегдашнее пребывание в Духе Святом, многие этого сподобились?

Выбирая между добром и злом, выбирай любовь.

Грация

  • Сообщений: 2673
    • Просмотр профиля

Гордость живет в каждом человеке как некое семя, которое берет свою силу от пороков.

У Григория Нисского: "...когда человек, приняв в себя добрые семена, уснул, врагом жизни нашей укоренено в нас главное из противоположного сеяния — плевелы гордости. Ибо, чем сам он свергнул себя на землю, тем же самым и бедный человеческий род вовлек с собою в общее падение; и для естества нашего нет другого такого же зла, как этот недуг, производимый гордостью."

Когда было осбуждение в теме о различии помыслов и мыслей, то смотрела о страстях у отцов, и хорошо запомнились слова преподобного Иоанна Кассиана Римлянина. Приведу цитату:

Цитировать
Восемь страстей имеют разное происхождение и разные действия, однако шесть первых, то есть чревоугодие, блуд, сребролюбие, гнев, печаль и уныние соединены между собой каким-то средством или связью так, что излишество первой страсти дает начало последующей... и потому против них надо сражаться подобным же образом... и в борьбе с ними всегда надо переходить от предыдущих к последующим...

Остальные две страсти: тщеславие и гордость так же соединяются между собою, как и предыдущие, так что усиление одной дает начало другой... Но от шести первых они совершенно отличаются и не соединяются с ними подобным союзом; не только не получают от них никакого повода к своему рождению, но даже возбуждаются противоположным образом. Ибо по истреблении первых шести эти две сильнее плодятся... Поэтому мы подвергаемся брани особенным образом... И все же, чтобы истребить гордость, надобно прежде подавить тщеславие. И таким образом, по подавлении предыдущих, последующие утихнут... И хотя названные восемь страстей связаны между собой упомянутым образом и смешаны, однако чаще они разделяются на четыре союза и сопряжения; ибо блудная похоть соединяется особым союзом с чревоугодием; гнев - с сребролюбием; уныние - с печалью, а гордость тесно соединяется с тщеславием.



Elena

  • Сообщений: 6707
  • ...
    • Просмотр профиля

С моей стороны пока только пунктирные замечания...


Насколько понимаю, тема заведена, чтобы вглядеться в содержание упомянутых страстей, понять их суть.

Так вот, у страсти нет и не может быть сути. Страсти не имеют логоса, о них Бог не промышлял. Поэтому размышлять о страсти нужно по принципу - на какой силе души они паразитируют, и каких возможностей лишают.

На форуме ведь часто звучит мысль, что страсти нужно преображать, то есть вскрывать плененное ими доброе начало и высвобождать.

Вот например, тщеславие. Человек должен быть во славе, это его естество. И это заповедь Божия - иметь славу от людей:

14 Вы есте свет мира: не может град укрытися верху горы стоя:
15 ниже вжигают светилника и поставляют его под спудом, но на свещнице, и светит всем, иже в храмине (суть).
16 Тако да просветится свет ваш пред человеки, яко да видят ваша добрая дела и прославят Отца вашего, Иже на небесех.


Значит слава от людей - это нормально. А что тогда ненормально?

_______________



Плюс ко всему, интересно понять, на какой доброй основе паразитирует гордыня. Можно ли преобразить эту страсть, или по отношению к ней не действует принцип "преображать".


Мне очевидно, что тщеславие - это человеческая страсть (реализующаяся в чувственном), а гордыня - ангельская (духовная). В человеке (обычном, плотском, душевном) гордыня всегда будет лишь обертоном общего звучания. И только тот, кто довел ум до демонского состояния, может явить гордыню в полноте.

Гордыня - максимализм выбора "все или ничего". И поскольку первое невозможно, рождается абсолютное, замкнутое вечностью движение духовного протеста. Это мгновенное движение возвышения/самоуничтожения, внедрившись в естество человека проступком праотцев, оплотневает и получает поле жизнедеятельности. В человеке это в полноте реализоваться не может, не может и быть полностью преодолено. 

Конечным итогом гордыни вижу саморазрушительную волю к небытию, захватывающую все что можно по пути.

Не-бытие в мире, живущем по-Божьи, порождает альтернативную реальность - вымороченную прелестную реальность обмана. Смирение - это пребывание в  истинной реальности. Второе упраздняет первое.








если верить Писанию, то сатана вполне может предстоять перед Богом!?


Насколько помню,  говорят  что сатана не стерпел, что ему нужно было служить ангелом Адаму. Макарий-Симеон говорит, что он все равно стал ангелом Адаму, только тем "спаринг-партнером", который в единоборстве выковывает его добродетель, сам желая его побороть (это в чем-то перекликается с иудейским представлением).

В истории Иова происки сатаны служили делу возрастания праведника и привели того к опыту пророческого Богообщения. То есть, противник сделал положительное дело.  Божий промысел учитывает как человеческую, так и ангельскую волю. Может поэтому рассказ упоминает факт личного предстояния (предузнание Богом ангельской воли, выраженное в мифологической форме).

Помню, при мне кто-то спросил - можно ли спасти собственного ангела-провокатора (который постоянно ошую нашептывает вредное). И в ответ прозвучала шутка, что если все происки сатаны служат делу возрастания подвижника, то, наверно, шанс есть.  :-) 
« Последнее редактирование: 01 Февраль 2017, 01:37:38 от Elena »

snusmr

  • Сообщений: 856
    • Просмотр профиля

Грация,
Цитировать
Остальные две страсти: тщеславие и гордость так же соединяются между собою, как и предыдущие, так что усиление одной дает начало другой... Но от шести первых они совершенно отличаются и не соединяются с ними подобным союзом; не только не получают от них никакого повода к своему рождению, но даже возбуждаются противоположным образом. Ибо по истреблении первых шести эти две сильнее плодятся... Поэтому мы подвергаемся брани особенным образом... И все же, чтобы истребить гордость, надобно прежде подавить тщеславие. И таким образом, по подавлении предыдущих, последующие утихнут... И хотя названные восемь страстей связаны между собой упомянутым образом и смешаны, однако чаще они разделяются на четыре союза и сопряжения; ибо блудная похоть соединяется особым союзом с чревоугодием; гнев - с сребролюбием; уныние - с печалью, а гордость тесно соединяется с тщеславием.

Ну хорошо, что гордыня живет как семя понятно, что первое идет тщеславие в связке с гордостью тоже понятно. А что касается того, что тщеславие и гордость не соединяется с первыми шестью... победа над ними не приводит к ускорению победы над тщеславием и гордыней, возможно гордыня и тщеславие на них даже не опирается, но рождает ли гордыня и тщеславие грехи? ибо сказано: гордыня — кладезь греха

Ian

  • Сообщений: 378
    • Просмотр профиля


Гордыня и смирение, добро и зло, любовь и нанависть, свет и тьма и т.д. это наш мир который без этого разделения не мог бы существовать.
 Без Отца нет Сына, но и без Сына Отец не может открыть, явить Себя. "Аще кому Сын волит открыть" это об этом.

"Мир не может существовать."
Может. Это мы не можем представить себя в мире без противопоставленний.
 

Я как раз говорю о единстве а не о противопоставлении.

А как вы видите существование нашего мира без добра и зла, дня и ночи, света и тьмы, положительных и отрицательных зарядов и т.д.

Ian

  • Сообщений: 378
    • Просмотр профиля

Гордыни и тщеслвия не следует бояться, и борьба с ними может порождать еще большую гордыню и тщеславие. Эти страсти надо преобразовывать следуя со смирением и молитвой через покояние, путем Христа... как-то так это видится из опыта.

Skylander

  • Сообщений: 2210
    • Просмотр профиля

Насколько помню,  говорят  что сатана не стерпел, что ему нужно было служить ангелом Адаму.
А это звучит гордо! Да послужат ангелы Челу. А какой отказался - низвергнут в ад! Это так по-человечески придумывать гордые мемы. Очень много подобных мемов в человеческих религиях.



Если ты веришь, что Бог видит твои мысли, то также эта вера будет твоим стимулом к очищению. Но все это – тщеславный стимул, основанный на страхе быть в чьих-то глазах (Бога или человека) не чистым.
Да, это так, когда Он для нас внешний, то это хороший стимул. Когда Он становится ближе то появляется какая-то фамильярность в отношениях с Ним. Не знаю, хорошо ли это.



Знаю что мнения в православии по поводу страстей и их трансформаций подается по-разному, но все же остаюсь сторонником оф версии, что есть три основополагающие страсти, это:  Сребролюбие, славолюбие, сластолюбие и это подтверждает (повторюсь) опыт.
Я всё-таки склонен разделять сластолюбие на 2 разные страсти: блудную и стремление к кайфу, вижу что они разные. Как вижу действие страстей в себе и других, всего 4 группы: гордыня, похоть, кайф, корысть. Считаю их разной природы. Если проследить за жизнью чела, то можно увидеть что это как 4 основные кнопки, на которые он отзывается как бездумный манекен. Это хорошо проявляется в политических лозунгах и статьях, рекламе, всяческих кнутах и пряниках нашей матричной жизни. Часто люди отдают жизнь и здоровье или даже теряют душу служа этим бесам. Это печально.

Грация

  • Сообщений: 2673
    • Просмотр профиля

...но рождает ли гордыня и тщеславие грехи? ибо сказано: гордыня — кладезь греха

Честно?) Не знаю!

Просто, мысли вслух.. Гордыня – «благородный» грех, грех «чистоты», грех «праведности». Человек, страдающий низменными (животными) страстями, не бывает борим помыслами гордыни. Его сердце остается чистым от тщеславных помыслов.  И именно эта чистота открывает двери в Царство Небесное. Вот почему так удивлялись фарисеи, что Господь - друг мытарям и грешникам. «Земной» грех не превозносит человека над всеми, начиная с растительного и животного царства и заканчивая миром чувств и мыслей других людей. 

Когда говорят о непреодолимой пропасти между Богом и чувственным миром, то думаю, что эта пропасть и носит название гордыни. И Господь стал мостом через пропасть для грешного и слабого человека… А сильный и праведный, он ведь и сам дойдет… но сначала перед ним встанет искушение гордым помыслом…   

snusmr

  • Сообщений: 856
    • Просмотр профиля

Грация,
Цитировать
Честно?) Не знаю!

вот и япока не до конца осознал сие.

Цитировать
Гордыня – «благородный» грех, грех «чистоты», грех «праведности». Человек, страдающий низменными (животными) страстями, не бывает борим помыслами гордыни.

Из этого следует, что гордыня появляется при отсутствии страстей, то есть путем побеждения их. И именно отсутствие греха приводит к развитию гордыни. Но ведь это буквально против всего святоотеческого учения. Вам не кажется, что в таких выводах мы еще дальше забредаем в лабиринте ума?... не находя выхода.
Не лучше ли считать гордыню — возношением, которое может прийти и от свалившегося благосостояния и от того, что у тебя круче машина и то, что ты имеешь в чем-то успех. По сути все это проявление ГОРДЫНИ, взращенной на тщеславии. Если мы возьмем в пример монахов, священников, которые гордятся своей «духовностью», то это тоже пример гордыни, взращенной на тщеславии. Побеждение первых шести тут косвенно присутствует, по сути гордец найдет чем гордится. Видимо Кассиан Римлянин прав, не стоит связывать гордыню с первыми шестью грехами.

Грация

  • Сообщений: 2673
    • Просмотр профиля

Цитировать
Гордыня – «благородный» грех, грех «чистоты», грех «праведности». Человек, страдающий низменными (животными) страстями, не бывает борим помыслами гордыни.

Из этого следует, что гордыня появляется при отсутствии страстей, то есть путем побеждения их. И именно отсутствие греха приводит к развитию гордыни. Но ведь это буквально против всего святоотеческого учения.

Гордыня помогает бороться только с низменными (животными страстями) помыслами, но с тонкими помыслами, искушающими разумную, человеческую природу, как тщеславие, осуждение, зависть, она не помогает бороться, здесь ее положительная роль заканчивается. Но сама гордыня так не думает, поэтому никуда и не уходит от человека, так охотно принявшего ее помощь в самом начале пути.