Исихазм

Автор Тема: Поговорим о моей практике?  (Прочитано 2335 раз)

Pavel

  • Сообщений: 388
    • Просмотр профиля

Поговорим о моей практике?
« : 06 Январь 2017, 20:41:14 »
Друзья, помогите разобраться, что к чему!

В «Откровенных рассказах странника» кажется – во второй части, герой приходит в некое село и там у него с  местным старостой (не помню, как именно его назвали в книге, быть может – и председатель; чтобы лчше понять, о ком я говорю, напомню, что у этого старосты жена  подавилась рыбной костью и её «вытазили» с помошью какого-то масла, которое старуха на дух не переносила) заходит разговор о молитве. Посмотрев  на «Добротолюбие», староста заявляет нечто вроде: «А, знаю я эту штуку, на Востоке эти ребята раздуваются как жабы и у них в сердце щекочет, и они это называют молитвой», на что странник отвечает  - «Да нет, вот она, молитва».

В одной из редакций Симеона НБ о способе священной молитвы так же есть слова: «… и когда ум увидит посреди чрева воздух, то будет туда стремиться».

У меня такой вопос: что это за щекотание во время молитвы?  Если я молюсь словесно и гласно *шёпотом), то внутри и правда бывает – не всегда – некое щекотание. Но почему  таого никогда не бывает при молчащих устах? – при молчащих устаж почти всегда происходит «радостный распор», как правило – в  солнечном сплетении или пониже, там внутри как бы образуется некая точка, шарик, от которой и идёт, собственно, распор. Я пытаюсь понять, к чему  всё же надо стремиться: к этому щекотанию или к распору? Что из этого более правильно?

Симеон

  • 3
  • Сообщений: 3025
    • Просмотр профиля

Re: Поговорим о моей практике?
« Ответ #1 : 07 Январь 2017, 00:55:20 »
Ни к чему этому стремиться не надо, лучше так молиться - повторять про себя "Господи, я не лучше других". И внимательно отслеживать как завихряется эгоизм и самость в своих путях и корнях в сознании. Так быстрее всего Благодать явно обнаружит себя. Она то Сама и начнет до боли (и адской) выкручивать самость. Но сначала не будет понятно где подлинная благодать, а где подмена и пустышка. Ощущений будет много, и все они - пустое место. Хоть какие-то серьезные выводы и заключения можно будет в состоянии делать только после лет 5ти постоянной памяти божией и жизни в подлинном покаянии (умоперемене, прежде всего в плане самости, а не самобичевании и комплексе вины). Первый признак взросления - бытийное осознания себя смертельно больным (а не смертным) в результате первородного греха и страстей. А до того, это все равно что игра в танчики ребенка, который не знает что такое война. Вначале вообще чтение подлинно духовных в сотни раз продуктивнее молитвы, почти как созерцание. Причем не только православной, во избежание контузии и зацикливания мозга. Но и любой близкой исихасткому духу.  Например, прочитать "Видеть Бога как Он есть" Софрония Сахарова, а затем для развода (скосившихся под православным углом) глаз Бойко "Йога. Искусство коммуникации". Кстати спасибо дорогим участникам, за советы по книгам!

Pavel

  • Сообщений: 388
    • Просмотр профиля

Re: Поговорим о моей практике?
« Ответ #2 : 07 Январь 2017, 09:22:26 »
Хорошо, я выражусь немного иначе...  Я пытаюсь понять, усвоить - что такое молитва? Если это просто искреннее призывание Господа, то к чему отцы-исихасты писали о всяком о разном, а так и не сказали - просто молись Богу как живому? Почему понадобилось писать про сидение на низком стульчике. про придерживание дыхания, про "ум видит воздух и стремится туда" и многое другое?  Я не вижу смысла в непрестанном призывании имени Божия, да ещё, как написал Сергий в одной из тем - в "фоновом режиме", механически, - чем в таком случае молитва отличается от манты? Понимаю, что при молитве могут быть разные эффекты, но когда у тебя от молитвы постоянно радостный распор то тут, то там - это просто не может не привлечь внимания и не заставить задуматьс "А правильно ли я молюсь?"  ..  Спасибо за идею с книгами, но всё же, только читая, не научиштся молитве...

Никодим

  • Скромный
  • 3
  • Сообщений: 2172
  • Слава Богу за всё!
    • Просмотр профиля

Re: Поговорим о моей практике?
« Ответ #3 : 07 Январь 2017, 11:54:34 »
Чувственные ощущения - это фантомные движения энергий,говорящие о жизни тела и души,точки взаимосвязей духовного с материальным. Отвлекаться на них не стоит, они как признаки того, что человек готов слышать и доверять Богу...Взаимодоверие,вот граница молитвы.Не восхищаться ощущениями, а смиренно благодарить за чувство,за проявление  жизни,за доверие.
Храни вас Бог!

Родион

  • Сообщений: 9254
    • Просмотр профиля

Re: Поговорим о моей практике?
« Ответ #4 : 07 Январь 2017, 12:28:55 »
Pavel, действительно, а зачем вы молитесь? Зачем оно вам нужно? Что вы хотите? Вечности?
Многие, мечтающие о бессмертии, не знают чем им заняться в выходные. Вот и вам, нафига сдалась та молитва?
- Путеводитель хороший не посоветуете?
- Пожалуй вот... возьмите Данте.

Pavel

  • Сообщений: 388
    • Просмотр профиля

Re: Поговорим о моей практике?
« Ответ #5 : 07 Январь 2017, 18:39:51 »
Pavel, действительно, а зачем вы молитесь? Зачем оно вам нужно? Что вы хотите? Вечности?
Многие, мечтающие о бессмертии, не знают чем им заняться в выходные. Вот и вам, нафига сдалась та молитва?

Быть может, если  бы я был физически здоров, мне было бы и наплевать на молитву - как оно и было в мои более здоровые дни. Но поскольку в моём бункере больще нечего делать - то поему бы и нет? НЕ зря же Бог попустил всему этому случиться. Это скореевам вопрос - нафига молитва вам, Родион, здоровому парню, которому только бы жить да радоватья  дас девчонками гулять... )

Pavel

  • Сообщений: 388
    • Просмотр профиля

Re: Поговорим о моей практике?
« Ответ #6 : 07 Январь 2017, 18:46:41 »
Чувственные ощущения - это фантомные движения энергий,говорящие о жизни тела и души,точки взаимосвязей духовного с материальным. Отвлекаться на них не стоит, они как признаки того, что человек готов слышать и доверять Богу...Взаимодоверие,вот граница молитвы.Не восхищаться ощущениями, а смиренно благодарить за чувство,за проявление  жизни,за доверие.

Я могу и не обращать внимание на эти эффекты - оно не особо трудно на самом деле, го что дальше? Где разговор с Богом? Где видение премирного?  Эт эффекты не похожи на присутствие  живого Бога, это не очень похоже и на снисхождение Духа  (без всякой мистики, как в "Классической истории")...

Родион

  • Сообщений: 9254
    • Просмотр профиля

Re: Поговорим о моей практике?
« Ответ #7 : 07 Январь 2017, 19:13:09 »
Pavel, действительно, а зачем вы молитесь? Зачем оно вам нужно? Что вы хотите? Вечности?
Многие, мечтающие о бессмертии, не знают чем им заняться в выходные. Вот и вам, нафига сдалась та молитва?

Быть может, если  бы я был физически здоров, мне было бы и наплевать на молитву - как оно и было в мои более здоровые дни. Но поскольку в моём бункере больще нечего делать - то поему бы и нет? НЕ зря же Бог попустил всему этому случиться. Это скореевам вопрос - нафига молитва вам, Родион, здоровому парню, которому только бы жить да радоватья  дас девчонками гулять... )

Ну у меня нет вопроса такого порядка. А если бы вам со просто написали молиться живому Богу, то для вас это было бы пустым звуком. Для понимания что есть что нужен навык и личный опыт. Вот все эти советы о дыхании и прочее и даются для того, чтобы вам этот навык получить. Отбросить лишнее (все эти распирания и т.п.) и выйти на главное - ощущение присутствия живого Бога в вашей жизни, Его любви и прочего. И сделать возможным ваше общение.
Теперь о вашем посте. От его вкушения обретается вкус сухого песка. Вы ищите не того. Вам нужно "чудо" или переживание. А это как минимум бесполезно. Ищите любовь. Две заповеди Христа это по сути все, что нужно "знать". Остальное лишь полезная информация. Которая может помочь или не помочь. Но оно второстепенно.
- Путеводитель хороший не посоветуете?
- Пожалуй вот... возьмите Данте.

Pavel

  • Сообщений: 388
    • Просмотр профиля

Re: Поговорим о моей практике?
« Ответ #8 : 07 Январь 2017, 19:50:34 »
В том и дело, Родион, что если всё, что от нас требуется в молитве - это молиться живому Богу, то зачем тогда все эти советы о дыхании, покаянии ума, низведении оного в сердце и всё такое прочее? Скажу вашими же словами:, некогда кому-то сказанными: если всё так прсто, то зачем все эти многтомные труд отцов о прелести, молитве и прочих атрибутах?
Вы прекрасно знаете, что у менябыл опыт присутствия живого Бога, посему мн непонятно, к чему здесь это. Да, вы правы - я ищу того присутствия Божия, которое  должно быть в моём понимании - но оно  строится не совсем на иллюзиях, а всё на том же опыте. Или вот, вы сами говорите о том, чтобы искать его любовь: её я и ищу в том числе, но ак её ещё почувствовать, если не чувственно?  Вон ндавно тут на форуме человек был (автор тем "НЕ огу работать"), вон у него в области макушки любоь испытывается -  это не чувственное разве?  Или вот всё тот же Симеон НБ пишет в священном образе молитвы, что рано или поздно практикующий увидит изнутри себя  радость неизречённую - это не чувственое ли? Но ведь  эта радость может быть и от распора, и от щекотания и от чегоугодно ещё - на что ориентироваться? Потому и вопрос.

Родион

  • Сообщений: 9254
    • Просмотр профиля

Re: Поговорим о моей практике?
« Ответ #9 : 07 Январь 2017, 20:09:19 »
Радость имеет другой порядок. А все это там и сям ощущаемое (об этом на форуме уже только ленивый не говорил), нужно не принимать и не отвергать. Посему просто пропускайте не зацыкливаясь. А эти многотомники нужны как описание живого опыта и направления. Вам незачем это повторять в точности. Вам придется понять смысл и адаптировать или найти свои методы для решения аналогичных задач в своих условиях.
- Путеводитель хороший не посоветуете?
- Пожалуй вот... возьмите Данте.

Pavel

  • Сообщений: 388
    • Просмотр профиля

Re: Поговорим о моей практике?
« Ответ #10 : 07 Январь 2017, 20:56:40 »
Про радость в разных местах я знаю, я концентрировал ваше внимание на том, что это всё-же чувственное, а не 2сухой песок"...  И, кс Но с другой стон, есзнаю, чтоОх, Родион... Что хочу сказать - знаю, а вот как сказать, чтобы вы наконец то поняли - не знаю... :) Уж кто из нас дурак, судить не буду )) Ладно,посижу и подумаю, может найду слова, чтоб до вас дошло... Или кто-то ещё поймёт, о чём я пытаюсь сказать...

Сергий

  • "Россия управляется непосредственно Господом Богом. Иначе невозможно представить, как это государство до сих пор существует".(с)
  • Сообщений: 7508
  • "αγαπατε друг друга" - основа ученья (с).
    • Просмотр профиля

Re: Поговорим о моей практике?
« Ответ #11 : 07 Январь 2017, 21:01:36 »
... зачем тогда все эти советы о дыхании, покаянии ума, низведении оного в сердце и всё такое прочее?

 ... если всё так прсто, то зачем все эти многтомные труд отцов о прелести, молитве и прочих атрибутах?
Это все для самых ново начальных. Реально, только для САМЫХ-САМЫХ ново начальных.
Все писания святых - только для ново начальных. Вся остальная информация всегда передавалась и передается только из уст в уста посвященными, как и тут на форуме в постах, а более в личной переписке.
И эти писания святых ОЧЕНЬ важны.
Например, правильное дыхание и низведение ума в сердце позволяет сосредоточить внимание, сосредоточится, то есть очистится от помыслов, и тогда открываются уму ПОДЛИННЫЕ истины Божие.

Не нам, Господи, не нам, но имени твоему даждь славу о милости твоей и истине твоей:
Ей гряди Господи Иисусе!  Егоже Царствию не будет конца!  Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе! Аминь.

Pavel

  • Сообщений: 388
    • Просмотр профиля

Re: Поговорим о моей практике?
« Ответ #12 : 07 Январь 2017, 21:53:55 »
Сергий, таинственное и непробиваемое молчание хранят порой и в личке, это я уже усвоил... :)

Хорошо... Я опишу один свой опыт, чтобы хоть как-о найти общее понимание (это и для вас, Родион). Но прежде хочу заметить, что такое бывало со мной часто на протяжении всей жизни, хотя я не так давно и уверовал в Бога, а до того - не верил и духовными практиками не занимался.

Однажды, когда я уже потерял зрение, мы с моей мамой гуляли. В какой то момент мы остановились, и она рассказала мне, что когда я ещё терял зрение, она хдила к Матронушке в монастырь; там с ней в очереди стояла одна девушка, она не дождалась своей очереди - просто подошла к крылечку, положила около него письмецо и цветы - и ушла (видимо, куда-то спешила). Как только мама закончила этот рассказ, то я не успел даже ничего подумать, как внутри меня взыграл некий Дух (он воспринимался как золотистого цвета) , взыграл прямо в сердце, и из моих уст вырвалось само собой: 2Она 9Матронушка) помогла ей (девушке)!". А в следующий миг до меня дошло, что именно это и  произошдл с Марей при азговоре с Елисаветой - "младенец взыграл во чреве" и из уст Богородицы вырвалась та речь...

Это и есть ваша великая тайна? Это и есть молитва?

Краевед

  • Сообщений: 3596
    • Просмотр профиля

Re: Поговорим о моей практике?
« Ответ #13 : 07 Январь 2017, 22:42:09 »
Pavel, одним словом - вы слишком концентрируетесь на концентрации. На технический приёмах.

Молитва - это общение.
Сначала это просьба...
Потому это уже разговор, т.е. - не молитва.

Но это нужно проживать, опытно. Т.е. - жить в Боге. Это придёт, не надо пытаться понять то, что нужно познать не умом, а душой, и в своё время.

Может быть, вам захочется просто слушать что-то в себе... Нечто тайное... И там кто-то будет. Это тоже молитва, если можно так сказать. Исихазм.
а́  е́  и́  о́  у́  э́  ы́  ю́  я́

svod

  • Сообщений: 3865
    • Просмотр профиля

Re: Поговорим о моей практике?
« Ответ #14 : 07 Январь 2017, 22:47:24 »

Как только мама закончила этот рассказ, то я не успел даже ничего подумать, как внутри меня взыграл некий Дух (он воспринимался как золотистого цвета) , взыграл прямо в сердце, и из моих уст вырвалось само собой: 2Она 9Матронушка) помогла ей (девушке)!". А в следующий миг до меня дошло, что именно это и  произошдл с Марей при азговоре с Елисаветой - "младенец взыграл во чреве" и из уст Богородицы вырвалась та речь...

Это и есть ваша великая тайна? Это и есть молитва?

Нет - это начало Вашего рождения в Истине, Которая со временем должна облечься в плоть Христову в Его Духе. Должна , не значит, что обязана. Все рожденные от Духа находятся на этом пути. Молитва - это глас вопиющего в пустыне, а пустыня мы сами, вопиющий - Сын Божий, умирающий в этой пустыне, Которую он желает воскресить Водой и Духом.

Все наши дела по  спасению самих себя тщетны, если только не увидим, что дела этого спасения принадлежат не нам, но Ему. Наше же дело бесчисленное множество раз умирать, смиренно принимая, что умирающее того заслуживает. И все это для того, чтобы однажды умереть окончательно для себя  на кресте с Ним и ради Него, с Ним же и воскреснуть. В этом и тайна, которая есть надежда на осуществление ожидаемого.

 Молитва. Научающийся молчать, приобретает способность слышать молитву, то есть, научившийся творить молитву, должен научиться и слышать ее в молчании, чтобы затем научиться ее созерцать.
« Последнее редактирование: 07 Январь 2017, 23:08:50 от Svod »
Выбирая между добром и злом, выбирай любовь.