Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Исихазм



23 Марта 2017, 07:23:52

Автор Тема: Медитация - зло?  (Прочитано 475 раз)

Pavel

  • Сообщений: 123
    • Просмотр профиля

Re: Медитация - зло?
« Ответ #15 : 20 Декабря 2016, 05:23:27 »
Игорь, спасибо за рассказ!  С ваших слов всё звучит так здорово и интересно, что аж саому захотелось поучавствоать во всём этом :)  Жаль, что этому вряд ли суждено сбыться,  ведь на расстоянии (по инету) такого н устроишь...
Истинно говорю вам: если кто ударит вас по левой щеке - вырвите тому правый глаз.

Pavel

  • Сообщений: 123
    • Просмотр профиля

Re: Медитация - зло?
« Ответ #16 : 20 Декабря 2016, 05:42:33 »
Раиса: "НЕужели этому можно научить?"

НЕ могу отвечать за Игоря, но выскажусь за себя :) Если правильно понять слово "учить" - то почему бы и нет? Ведь, по сути, даже препод в школе не может вдолбить в голову ученика правило по алгебре, если  ученик сам  не соображает (т.е. не работает)...  И препод, объясняя правило, по сути не говорит ничего нового, отличного от книги - зато он можт поправить ченика , указв на ошибку... Ну и в занятиях Игоря, думаю, нечто подобное: он не вдалюливает знания в головы участников, а как бы даёт м азы или "сыройматериал", с которым те и работают, и так и учатя етодом практики...

Ну это я так понял, если не прав - пусть Игорь мну поправит )
Истинно говорю вам: если кто ударит вас по левой щеке - вырвите тому правый глаз.

Игорь Спасский

  • Сообщений: 2522
    • Просмотр профиля
    • Личный сайт

Re: Медитация - зло?
« Ответ #17 : 20 Декабря 2016, 08:26:25 »
Раиса: "НЕужели этому можно научить?"

НЕ могу отвечать за Игоря, но выскажусь за себя :) Если правильно понять слово "учить" - то почему бы и нет? Ведь, по сути, даже препод в школе не может вдолбить в голову ученика правило по алгебре, если  ученик сам  не соображает (т.е. не работает)...  И препод, объясняя правило, по сути не говорит ничего нового, отличного от книги - зато он можт поправить ченика , указв на ошибку... Ну и в занятиях Игоря, думаю, нечто подобное: он не вдалюливает знания в головы участников, а как бы даёт м азы или "сыройматериал", с которым те и работают, и так и учатя етодом практики...

Ну это я так понял, если не прав - пусть Игорь мну поправит )

Да, здесь тоже как и в алгебре не вдолбить. Также и у нас в универе - заучивание без включеия ни к чему не ведет. Имхо, важно пробудить искренний и хотя бы относительно глубокий интерес. Можно создать условия (как бы организовать пространство). Поделиться какими-то примерами, тем что сам делаешь с собой. Показать как делаешь, что получаетсч. Тогда и участники по тихонечку включаются. Павел, можно в качестве эксперимента попробовать и по скайпу или по тел. Можно наверно и письменно, но долго строчить и детали практик легче устно обьяснить. Так никогда не работал, но может быть интересно. Так что если что пишите в личку.
« Последнее редактирование: 20 Декабря 2016, 09:03:22 от Игорь Спасский »

Raisa

  • Сообщений: 1934
    • Просмотр профиля
    • zapowed_nik

Re: Медитация - зло?
« Ответ #18 : 20 Декабря 2016, 10:34:20 »
Ну не знаю, обычно на подобных "тренингах" лично у меня в одно ухо влетает, в другое вылетает, утомляет и хочется сбежать...
А когда от Б* лично открываются какие-то находки - совсем другое дело. Первое - насилие; второе - естественный путь.
(Но это не в "огород" Игоря, уверена, он дипломатичен + действительно есть люди, которым это "то, что доктор приписал", им какие-то техники-приемы созвучны).
«Блаженны хранящие откровения Его, всем сердцем ищущие Его» (Пс. 118:1-3)

Vacheslav

  • Сообщений: 169
  • Вячеслав
    • Просмотр профиля

Re: Медитация - зло?
« Ответ #19 : 20 Декабря 2016, 14:01:13 »
Если да, то почему? Релаксация, например, это не совсем медитация. Я заметил, что после релаксации молитва лучше идет.
Если перед молитвой слушать успокаивающую музыку плюс воскуривать эфирные масла (лаванда, ладан, жасмин, шалфей, нероли), то молитва просто льется сама, при этом нет никаких суетных мыслей в голове и все отчетливо понятно. Что здесь опасно?

Давно интересовался этой темой. Были разные мнения, мысли и осознание зло все же это или нет - медитация. Я начал медитировать еще до того, как узнал как это называется, это было чисто интуитивно и видимо необходимо в тот момент времени, когда это было необходимо для восстановления. Я не знал никаких учений и пр, многие из этих учений о медитации могут быть злом, как бы руководством к общению с духами, но не теми, которые служат Богу.
Зло ли медитация? - все зависит от намерений, намерение -- для чего ты этим занимаешься? - если внутренняя подоплека раскрыть в себе сверхспособности и пр. - скорее всего это обернется злом и злые духи воспользуются твоим намерением и подшутят так, что без Божией благодати не выберешься..
Если медитация начинает заменять молитву, то это не приведет ни к чему хорошему. Но если она помогает молитве, то почему нет? Суть медитации не просто в релаксации, скорее релаксация -- это побочный продукт медитации, т.е постоянного возвращения ума в момент "здесь и сейчас", как только улетел в мысли, даже хорошие -- нужно это осознать и вновь вернуть себя в настоящее, в присутствие. Не нужно пытаться выйти из тела и пр, скорее наоборот стараться и тело осознавать в настоящем через сосоредоточение на дыхании - вдохе и выдохе, либо на словах молитвы "Господи Иисусе Христе помилуй мя" --- эта молитва также может быть синхронна с дыханием -- на вдохе Господи Иисусе Христе, на выдохе - помилуй мя.
Медитация -- это как условие молитвы т.е. осознание каждого мгновения, каждого слова без улетания в мысли, суть медитации в этом - в тренировке ума "не улетать в многомыслие". {Только это я нашел, что Бог сотворил человека правым, а люди пустились во многие помыслы.} Екклесиаст (7:29)
Человек, если не Причащается, не молится, то для него медитация может стать как бы дверью для вхождения в него духов, враждебных ему, что можно сделать, чтобы медитация не стала злом? --  1. не искать неких состояний, улетаний, психовозбуждения и пр.
 2. не принимать мысли как хорошие, так и плохие -- все они выбрасывают человека из осознанности в сферу многомыслия, если хотите - в астрал. Почему это плохо?- потому что это область поднебесной, где есть разные состояния, которые могут надолго увести человека от реальности.
3. отбросить мысль, что каждая медитация будет такая же как и предыдущая.
4. нужно находить некий якорь, ступицу колеса, где тебя не будет выбрасывать в область "житейского моря" {Житейское море воздвизаемое зря напастей бурею, к тихому пристанищу Твоему притек, вопию Ти: возведи от тли живот мой, Многомилостиве.}
те нужно найти это пристанище, откуда только и можно обратиться к Богу осознанно.
в медитации -- это может быть якорь дыхания, либо фокусировка на области вдыхаемого воздуха носа, вообщем найти то, что постоянно и неизменно, найти точку опоры от которой будет рождаться молитва и к которой сможешь возвращать внимание, если улетишь в мысли.
Этот якорь несомненно Христос, но Он же и Дверь. {Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется, и войдет и выйдет, и пажить найдет} (Иоанна 10:9)
5. Т е намерение придти к Иисусу Христу, все остальные намерения не дадут дойти, они могут быть привлекательными, но человек будет все же во вне..

Не искать и не прилепляться к состояниям, которые могут родиться в медитации -- это на мой взгляд самое важное предостережение, я много в этом и пострадал в свое время..
6. Не бояться! -- страх сжимает человека, нарушает течение энергии, вообщем то, что делают бесы, они словно энергетические сгустки, словно раковые клетки, которые замыкают энергию на себе, истощают человека и не дают течь энергии дальше, создают как бы тромб, коллапс энергетического потока. св. Силуан говорит: {Держи ум свой во аде и не отчаивайся!} -- т.е. осудить себя на смерть, увидеть очевидность -- что за все в жизни ты не достоин ее. И в то же самое время иметь страх Божий, благоговение перед Ним и памятовать о его Многомилостивости к нам, верить и надеяться, что Он придет на помощь и успокоит бурю и защитит.
Осознать некое влияние бесов, которые пытаются ввергнуть в пучину страхов и принять это,  встретить лицом к лицу, не зажиматься, даже на уровне тела, а открыться осудив себя, что и так достоин смерти, но помнить при этом, что Иисус Христос есть Бог, который не даст тебя в руки врагов, если тебе будет неполезно притерпеть для вразумления на время.

Осознанность рождается из возвращения в "здесь и сейчас" , улетание в сотояния, мысли и вновь осознанное возвращение к тому, что постоянно и неизменно, к Маяку, Тихой пристани.
Не нужно верить мыслям, что Бог тебя оставил, Он всегда рядом и держит каждого из нас за руку и ведет, чувствуем это или нет.
Он хочет, чтобы мы были верны, даже когда все рушиться и хочется отчаяться, сам Христос ощутил Богооставленность на Кресте, когда Он пережил как человек это состояние:

{а около девятого часа возопил Иисус громким голосом: Или, Или! лама савахфани? то есть: Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил} Мф. 27:46

Он все пережил и поэтому, Он может нам во всем помочь.

Медитация как бы возвращает человека на линию ума, линию смирения -- видения всего так как есть. Медитация позволяет разтождествить себя со своими мыслями и чувствами, растождествить себя с эмоциями, увидеть, что ты не есть опыт прошлого, не есть твои мысли. Это как и на Исповеди -- чеовек называет свои грехи, кается и Божья Благодать разтождествляет человека и его грех, дает человеку свободу сознательно отказаться от греха, сознательно увидеть, что ты не есть твои пристрастия, грех и совершается в неосознанности, когда человек пленится состояниями и ведется ими в страну далече, как раб. Чтобы освободиться, он должен растождествиться и поверить, что он не есть тот, что внушает ему мысль. И потом, стоя в этой осознанности, человек раз за разом видит приходящее состояние, мысли которые пленяли его и сознательно говорит этим мыслям - НЕТ, я не буду говорить с вами! И не впуская мысль даже на порог нужно призывать Иисуса. И бесы выйдут, им просто будет не интересно и больно жить в человеке, который всегда при встрече говорит им нет.

Т.е. человек перестает верить своим мыслям. Медитация вне Христианства опасна, потому что человек доходит до своего ума, видит отраженный свет солнца и может принять его за источник света, но это лишь тусклое отражение. А если человек видит отраженный свет, то значит Источник света у него за спиной! те кто медитируют и не имеют Христианского понимания, говорят о вселенском разуме, высшей силе, силе вселенной и пр те. что-то там есть и мы это что-то ощущаем. Но без Христа, без любви к Нему, человек может плениться мудростью своего ума и поверить даже в то, что во вселенной Бога нет, а он сам Бог.(не в понимании Православном -- те что мы можем быть Богами по Благодати т.е. обоженными самим Источником Жизни, а в эзотерическом понимании того, что человек может быть автономным источником жизни, того, что святость это то что человек сам наработал и сделал себя автономным святым - просветленым)
Вся суть осатонелости в автономности, в отрицании того, что Сила которую ты употребляешь принадлежит не тебе. Как и Денница, когда увиидел как он прекрасен, стал Люцифером, замкнулся на себе самом.
Так и человек, если не будет мотивирован поиском Бога, не будет движим любовью ко Христу, мыслью, что он погибнет без Христа -- тогда он способен подойти к черте ума, где все видится как есть, но оставаться вне Царства те. не войдя в Дверь. Не признав Христа Богом и не любя Его -- человек остается на перифирии, он может творить чудеса, может знать многое, но Благодатью он не Вводится во Святая Святых т.к. подумал, что уже пришел.
Те самые буддисты, мне кажется, в одном шаге от Бога, но они не зовут Его, не взывают, а остаются на линии ума, вне Двери, вне Пути и Истины и Жизни. Они просветленные, но только отражением света, они успокоили свой ум, но стук Христа в дверь принимают за мысль, которую не нужно принимать, котрая кажется им иллюзией. {Се, стою у двери, и стучу: если кто услышит голос Мой, и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною} Откровение (3:20)
Но если человек на линии ума, успокоенного от шума волн, воззовет, то Бог ответит. {воззови ко Мне--и Я отвечу тебе, покажу тебе великое и недоступное, чего ты не знаешь.} Иеремия(33:3)
т.е. это шаг, воззвать и есть шаг к повороту от отраженного света, к Источнику света, когда Бог открывается лично человеку, не как некая сила вселенной, а как Бог Личность, Иисус Христос - любящий и милующий. Который хочет, чтобы придя к этой линии ума мы не увлеклись отражением света, но развернулись к Источнику.
Поэтому многие православные даже не знают о медитации и не хотят о ней ничего слышать т.к. многие люди прельщаются тем, что начинают быть осознанными, но не идут дальше, увлекаясь необычностью реальности, забывают, что не пройдя Дверью - ты не спасешься. А Иисусова Молитва как бы соплетена с медитацией-возвращению в настоящий момент "здесь и сейчас" и одновременым взыванием к Иисусу те такокой человек идет, не отвлекаясь на некие откровения прямо в Дверь Царства, т.е соблазн забыть Бога крайне мал, но медитация только ради осознанности{медитация ради медитации} может успокоить человека и не дать решиться идти дальше. Отвергая мысли, он может отвергнуть стук Христа и оказаться вне Царства.
Это движение ума хорошо отразил св Силуан Афонский 3мя движениями ума: {Первое движение ума - есть движение во вне; второе - возвращение его к самому себе, и третье - движение к Богу чрез внутреннего человека.}
так что зла в медитации нет, если она подспорье ко Христу - это мое мнение.
Еще интересно думаю будет почитать книжку Дэниела Сигела "Внимательный мозг"  -- это ученый, психолог, он глубоко изучает мозг, связи на уровне нейронов. Также в ней много чего есть о медитации, и его собственный опыт. И  то, что осознанное восприятие меняет структуру мозга, то что даже на физическом уровне наши мысли, концентрация в настоящем меняет наш мозг и совсем другие области начинают быть задействованы. Наблюдение  меняет реальность, дает нам смотреть и видеть, слышать и слушать. Осознанность уводит человека от автоматизма, только в автоматизме человек может совершить грех, когда он выпадает из настоящего и отвлекается, уносясь своими невольными мыслями. Думаю полезно почитать про эти нейро открытия нашего времени, но медитация без молитвы--это только успокоение ума, разтождествление с мыслями, но не встреча с Богом. А о встрече в этой книге не написано)
В какой-то мере медитация дает увидеть свои грехи, если человек не ищет в ней состояний, это то, что открывает нам Бог своей благодатью, но это внешнее действие благодати через ум, а не внутреннее действие через сердце.
И святые говорили, что первые признаки действия благодати - видение своих грехов, в какой-то мере тех состояний и отождествлений через которые мы субъективно смотрим на мир, через призму этих состояний, неких энергетических сгустков, которые держат нас в тюрьме ума.
Как-то Леонид писал на форуме, что "Попытка разрушения "эго", без радикальной смены модели мира на Христианскую, может привести к тяжелейшим, подчас необратимым последствиям для психики."
так вот ложь обличается через медитацию и осознанность, эта призма наших состояний уходит, когда мы ее осознаем, растождествляемся с ней.

 И не давая энергии нашему эго, нашим отождествлениям мы даем возможность истлевать нашему внешнему человеку и возрождаться внутреннему "Посему мы не унываем; но если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется. Ибо кратковременное легкое страдание наше производит в безмерном преизбытке вечную славу, когда мы смотрим не на видимое, но на невидимое: ибо видимое временно, а невидимое вечно" (2 Кор. 4:16)
Но если истощать эго, чтобы стать самим собой (ipseity) чистым от воздействия наложенных опытов и состояний, мыслей, и не призывая Иисуса Христа в свою жизнь, мы можем серьезно повредить свою психику, как говорил Леонид.
Ipseity -- термин, который использует Дэниел Сигел, который соответствует опыту чистого "я".
Те медитация может быть не злом, только в случае, если человек не забудет 3го движеничя ума, которое по св Силуану "третье - движение к Богу чрез внутреннего человека".
« Последнее редактирование: 20 Декабря 2016, 14:19:40 от Vacheslav »
Горé имеем сердца !

Игорь Спасский

  • Сообщений: 2522
    • Просмотр профиля
    • Личный сайт

Re: Медитация - зло?
« Ответ #20 : 20 Декабря 2016, 15:20:49 »
Имхо, очень важное направление духовного поиска обозначенно в посте Владимира.

Согласен, очень важно научится неискажённо и адекватно воспринимать Божественную Волю, но убежден, что есть более высокая степень состояния разума, когда человек охвачен единством с Богом, когда не только восприятие, но и действия человека станут воистину божественными, во всех своих проявлениях. Ибо можно даже знать (воспринимать) волю Бога, но делать свое.

Такое понимание, имхо, рождает конкретные приемы практики. Практики единения, а не внешнего различения, наблюдения, осознания и т.д. Для начала, опять же имхо, можно попробовать обнаружить кусочек Его Сознания в своем. И затем дать Ему возможность (разрешить, создать условия) изнутри всквашивать остальное.

И молитва, и медитация таким образом сориентированные, имхо, дадут искомые духовные плоды.

Имхо, само внимание, обращенное к тем или иным людям, событиям, обстоятельствам из Того Состояния и есть деятельная молитва, низводимая в земное бытие. Это и может быть новым образом молитвы, о котором говорила Oxygen. Здесь однако очень важно найти Его кусочек в своем сознании, Его присутствие в нем. Не спутать, сыммитировать, достроить-додумать ветхой частью ума, а именно обнаружить Его частичку ума в единении с глубоким сердцем. И оттуда видеть остальное, давать Ей возможность всквасить страсти и ум, и затем другие формы земного бытия.

Еще раз повторюсь, такой подход, имхо, породит направленные конкретные практики молитвы и других форм работы со вниманием, затем и соединит их.
« Последнее редактирование: 20 Декабря 2016, 15:36:31 от Игорь Спасский »
 

Поиск