Исихазм

Автор Тема: Сотницы Никиты Стифата - перевод непереведенного  (Прочитано 16628 раз)

snusmr

  • Сообщений: 856
    • Просмотр профиля

Итак, вторая сотница...
13. Коротка [эта] жизнь (βίος), долог (απέραντοι — необъятен) будущий век, и мал промежуток настоящей жизни (ζωής). Человек — это великое и малое животное, которому отпущено недолгое время [настоящей жизни], является слабым (αδύνατος). Время очень коротко, человек слаб, но предстоящий подвиг в награду за труды, — велик, [хотя] имеет множество искушений (πειρασμούς) и опасностей в [нашей] недолгой жизни.

snusmr

  • Сообщений: 856
    • Просмотр профиля

36. Тот, кто по степени чистоты достиг познания сущих (όντων), тот познал себя, в соответствии со сказанным: «познай самого себя». Кто же еще не познал логосы (λόγων) творенья (κτίσεως), и божественных и человеческих вещей, тот, может быть, знает то, что вокруг него и вне его, но совсем не знает (γνώρισε) самого себя.

snusmr

  • Сообщений: 856
    • Просмотр профиля

37. Не то есть я, что есть на мне (связано со мной). И не то есть я, что обо мне (вокруг меня). Также не то есть я, что вне меня. Потому что я есть образ Божий, видимый в душе умной (νοερή), бессмертной и разумной (λογική), как неотделимый и единосущный ей ум, который есть отец разума (λόγου). То, что на мнѣ — это природные (έμφυτες – врожденные) свойства (ιδιότητες) человека, чтобы царствовать (βασιλεύει) и господствовать (άρχει) над твореньем (κτίση), разумно (λογικός) и самовластно (αυτεξούσιος). А то что обо мне — это свобода воли (προαίρεση) выбирать кем быть: земледельцем, купцом, учителем или философом. То, что вне меня, относится к общественным (κοινωνικές) ценностям (τιμές) и мірскому благу (ευγένεια), как то: богатство, слава, честь, процветание (ευημερία) и высота рангов, или наоборот: бедность, бесславие (αδοξία), бесчестие и несчастье (δυστυχία).

snusmr

  • Сообщений: 856
    • Просмотр профиля

52. Мир велик у любящих закон Твой, и нет им преткновения (Пс. 118, 165). Потому что Богу нравится не то, что нравится людям, — всем может показаться что то не хорошо, но по своей природе [то́] очень хорошо (πολύ καλά) для тех, кто знает логосы (λόγους) сущих (όντων) и творенья (δημιουργημάτων).

snusmr

  • Сообщений: 856
    • Просмотр профиля

53. Добро (άριστο) есть умереть для міра и жить во Христе, иначе никто не способен родиться свыше, по слову Господню: если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия (Ин. 3, 3). Такое рождение [обычно] бывает от повиновения духовным отцам. Потому что, если мы сперва (πρωτύτερα) не забеременеем семенем слова (λόγου) через обучение (διδασκαλία) отцов, и посредством их не станем сынами Божьими, то не можем родиться свыше. Ибо таким образом и двенадцать апостолов родились от одного Христа, и семьдесят апостолов от двенадцати, став сынами Бога и Отца (Πατέρα), как сказал Господь: вы сыны Отца Моего Небесного (ср. Мф. 5, 45). Потому и говорит апостол Павел нам: и что, если у вас множество наставников во Христе, но не много отцов; я родил вас [во Христе], подражайте мне[, как я Христу] (1 Кор. 4, 15. 16).

snusmr

  • Сообщений: 856
    • Просмотр профиля

54. Если не повиноваться духовному отцу в подражание Христу (Χριστού), который был послушен [Небесному] Отцу даже до крестной смерти (ср. Фил. 2, 8 ), то невозможно родиться свыше. Таким образом, не ставший любимым сыном благого отца, как сам, не родившись от Слова (Λόγο) и Духа (Πνεύμα), станет благим отцом своих [духовных] детей, которые сообразуются с благостью отца своего? В противном случае (Διαφορετικά), по дереву обязательно (οπωσδήποτε) будет и плод его (ср. Мф. 12, 33).

И последняя недостающая глава (возможно в других главах еще есть пропуски) второй сотницы:
84. Тот, кто не желает (προαίρεση) подняться от индивидуально (επιμέρους) и мало полезного и взойти к абсолютно (καθολικά) полезному, тот еще ест хлеб с отрубями в поте лица своего, согласно с изначальным (παλαιά) решением (απόφαση) Бога (см. Быт. 3, 19). Потому и имеет нежелательную (ανόρεχτη) душу в отношении духовной (νοητό) манны и самого того меда, который потек ради Израильского народа из расступившейся скалы (см. Втор. 32, 13. Пс. 80, 17). Но тот, кто услышал призыв (προτροπή): встаньте, пойдем отсюда (Ин. 14, 31), и на сей глас Учителя восстал от приболезненного труда, и перестал есть этот хлеб скорби (οδύνης), сбросив груз (ζυγό) чувств и испив из чаши премудрости (σοφίας) Божией, тот познал (γνώρισε), яко благ Господь (Пс. 33, 9), как исполнивший таким образом закон заповедей служением слова, поднявшись на горницу (υπερώο) и ожидая пришествия Утешителя (Святого Духа).

snusmr

  • Сообщений: 856
    • Просмотр профиля

Третья сотница
15. Тот, кто преодолел разделение союза (ένωση) плоти и духа естеством и достоинством [духа], тот все творение подчинил Богу, во едино соединив расстоящееся (χωρισμένα) и помирил (ειρηνοποιώντας) всяческое (πάντα).

snusmr

  • Сообщений: 856
    • Просмотр профиля

18. До тех пор, пока нестоятельные (άστατοι, неустойчивые, изменчивые) помыслы (λογισμοί) разделяют нас и закон плоти имеет силу (ισχύει) и соблюдается (τηρείται) в нас, мы на многие части рассеиваемся (διασκορπιζόμαστε) и от Божественной Единицы отпадаем, как не обогатевшие этим единством. Когда же эта мертвенность (θνητότητα) будет принесена в жертву объединяющей (ενοποιό) силе Единицы и обретет сверхъестественную (υπερφυσική) беззаботность (αμεριμνία), и ум будет сам себе хозяин (κύριος – господин), озаренный мудрость творящими (σοφοποιές) смыслами (νοήματα) и осияниями (ελλάμψεις); тогда душа, в священном соединении с Единым, освободившись от разлада, в подражании (μίμησή) Ему, простотой (απλότητα) соединятся (ενώνεται). Таково восстановление (αποκατάσταση) души в свое изначальное (αρχική) состояние и таково наше обновление (ανακαίνισή) в лучшую сторону.

snusmr

  • Сообщений: 856
    • Просмотр профиля

19. Невежество – ужасное (φοβερό) зло (κακό), более ужасное, чем осязаемая (ψηλαφητό) тьма (σκοτάδι). Души, покрытые (ρίχνει) темнотой (ζόφο), разделяются помыслами на много частей и разъединяются от союза с Богом. Итогом этого становится неразумие (αλογία), приводящее человека к безумию (άλογο) и нечувствию ко всему. И так невежество, когда становится огромным, в адскую пропасть низвергает душу, в которой [она находит] наказание, страдание, печаль и воздыхание. И наоборот, Божественное ведение (γνώση), будучи блестящим и полным бесконечного света, делает души, в которых оно появилось по причине их чистоты, световидными (φωτοειδείς) и боголепными (достойными Бога). Исполняя их миром, тишиной, радостью, несказанной премудростью и совершенной любовью.

snusmr

  • Сообщений: 856
    • Просмотр профиля

21. Озарения (ελλάμψεις) Первого Света, приходящие со знанием (γνώση) к очищенным душам, не только сотворяют их благими и световидными, но и, посредством естественного (φυσική) созерцания (θεωρία), возводят на мысленные (νοητούς) небеса. И [там], как и здесь, не прекращается [влияние] Божественное действия (ενέργεια) на них, они совершаются там до той поры, пока души премудростью и познанием неописуемых таин не соединятся с Единым, и из состояния множественности не придут в состояние единства в Нем.

snusmr

  • Сообщений: 856
    • Просмотр профиля

22. Первым делом, необходимо нам стать чистыми (καθαροί) и незамутненными (αθόλωτοι) от привещественной злобы (κακία) мысленых [духов] — это этап (τάξη) очищения. Затем, необходимо сделать наши умные очи просвещенными (φωτισμένα) и всегда сияющими — это этап освещения (φωτιστική), который совершается таинственно (μυστική) в сокровенной (κρυμμένη) премудрости (σοφία) Божией. И так, после того как поднимемся к науке (επιστήμη) священного ведения, в качестве (οποια) служения (διακονεί) новым и ветхим словом тем, кто имеет уши, станем преподавать сокровенные (απόκρυφα) и таинственные (μυστικά) смыслы (νοήματα), являя то несквернным, как обращающим слухи (ακοές), а от несовершенных скрывая, чтобы не давать святыни псам и не бросать жемчуг слова перед свинскими душами, делая его непригодным (непотребным) (ср. Мф. 7, 6).

snusmr

  • Сообщений: 856
    • Просмотр профиля

23. Когда человек от веры, имеющей залог, и любви Божией, видит горение (φλόγα) своей души вокруг расширяемым (πλατύνεται), — тогда пусть знает, что он носит в себе Христа, который действием (ενεργεί) возвышает души от земли и видимых (ορατά) [вещей] и готовит обитель им на небесах. Когда же видит, что сердце его исполняется радостью и желанием невыразимых божественных благ (αγαθά) со умилением (κατάνυξη), — тогда пусть знает, что внутри (μέσα) него действует (ενεργεί) божественный Дух (Πνεύμα). Когда же чувствует, что его разум наполняет невыразимый свет и смысл (νοήματα) небесной (ουράνιας) премудрости, — тогда пусть знает, что это происходит (ενεργείται) сошествие (επιφοίτηση) Утешителя к его душе, чтобы проявить сокровища Царствия Небесного, что спрятаны внутри Него. И потом [человек], как дворец (παλάτι) Бога и обитель Духа, да хранит (φυλάει) себя с усердием.

snusmr

  • Сообщений: 856
    • Просмотр профиля

24. Хранение сокровенных сокровищ Духа есть воздержание от человеческих вещей, которое справедливо (κυρίως) называется безмолвием (ησυχία). От этой чистоты сердца и сладости умиления горит (ανάβει) сильнее желание (πόθο) любви (αγάπης) к Богу, и разрешает душу от уз чувств, и убеждает (πείθει) следовать свободному образу жизни (ζωής). И когда переключает (μεταστρέψει) ее силы, возводит их в естественное состояние и возвращает им первобытное устроение, чтобы не было какого-либо порицания на Творца (Δημιουργού) добрых (καλών), что изменяет образ (εικόνας) Свой и двигает (κίνησή) к худшему.

snusmr

  • Сообщений: 856
    • Просмотр профиля

25. В это священное и божественное совершенство возводит великолепие (λαμπρότητα) разума (λογική) и искусное (επιστημονική – научное) безмолвие, когда, конечно, практикуется и осуществляется в соответствии с правилами. Если кто-то, не достигнув такой высоты и совершенства, думает что безмолвствует, в то время как еще не достиг такого умного и совершенного безмолвия, [тот даже] не успокоится (ησυχάσει) от внутренней бури страстей, до тех пор, пока не поднимется на эту высоту. Но только тело пусть имеет закрытым (κλεισμένο) в стенах или пропастях и пещерах, изнуряемое непослушным (άτακτο) и скитающимся умом.

26. Души, достигшие крайней чистоты и востекшие [на] великую высоту премудрости и ведения (γνώσεως), подобны Херувимам, после того, как они приближаются своей наукой (επιστήμη) к Источнику добра (καλών). И оттуда откровения (αποκάλυψη) истинного видения чисто внутрь принимают, которыми только силы Херувимские, как сказал некто, непосредственно осияваются от самого Божественного Начала (Θεαρχία) божественных созерцаний, по высочашему их воспростертию (ανάταση).

Никодим

  • Скромный
  • 3
  • Сообщений: 2172
  • Слава Богу за всё!
    • Просмотр профиля

snusmr, +
Храни вас Бог!