Исихазм

Автор Тема: Сотницы Никиты Стифата - перевод непереведенного  (Прочитано 16718 раз)

snusmr

  • Сообщений: 856
    • Просмотр профиля

49. Четырем общим (γενικών) добродетелям соответствуют восемь естественных [и важнейших (первейших)] добродетелей, к каждой из которых с одной и с другой стороны по две добродетели присоединяются, образуя таким образом каждая троицу. Ведь мудрость сопровождают познание (γνώση) и созерцание (θεωρία) премудрости. Справедливость — рассуждение и сострадательный совет (σπλαχνική διάθεση). Мужество — терпение и твердость (σταθερότητα). Целомудрие — чистота и девство. Бог, как некий Строитель и Тайноводитель (Μυσταγωγός), этой троичной дюжины (δωδεκάδας) добродетелей, высшей (т. е. Бога) премудростью восседает на престоле ума, посылая Слово (Λόγο), чтобы создать сей мір добродетелей. Слово, принимая от каждой из первоначальных (αρχικές) добродетелей (αρετές), создает в душе умопостигаемый мір благочестия. И, как небо, Он простирает в нем рассудительность (φρόνηση), полное звезд, для всеосвещающей (καταλάμπει) жизни, в которой, как два великие светила устанавливает божественное познание (γνώση) и естественное созерцание (φυσική), сияющие и просвещающие; как землю, Он утверждает в нем справедливость для нескончаемого (αδάπανη) праздника (πανδαισία); и как воздух устанавливает целомудрие, для прохлаждения и освежения (εκούρασμα) чистейшей жизни; как море определяет мужество против (γύρω) болезней (ασθένεια) естества, для разрушения твердынь и превозношений (υψώματα) сатаны (σατανά) (2 Кор. 10, 4). Вот именно так [Божественным] Словом создав сей мір, Бог влагает внутрь него (βάζει μέσα) силу Духа, для мысленного и непрестанного движения и, в то же время, непрерывного единства (συνοχή), неотделимого (αδιάσπαστη) и постоянного (διαρκή), по сказанному Давидом: Словом Господним небеса утверждены и Духом уст Его вся сила их (Пс. 32, 6).

snusmr

  • Сообщений: 856
    • Просмотр профиля

53. Душа, все дольнее презрев, и всецело любовию к Богу уязвившаяся, странное некое и божественное исступление испытывает. После того, как ясно увидит естества и логосы сущих, и постигнет концы (результаты) человеческих вещей (πραγμάτων) — не терпит, чтобы находится внутри міра (σύμπαν) и ограничиваться телом (σώμα), которое ее содержит. Но выйдя за его пределы и расторгнув мучительные узы чувств, преодолев природу всех сущих (όντων), с неизреченным (ανέκφραστη) молчанием вступает в мрак богословия и лицезреет красоту Сущего (Όντος) во свете смыслов (νοημάτων) несказанной (ανείπωτης) премудрости, насколько дается ей (душе) по благодати. Так душа боголепно углубляется (εμβαθύνει) смыслами в Его созерцание и блаженствует (εντρυφά) со страхом (φόβο) любви (αγάπης) плодами бессмертных растений (φυτών), имею ввиду, смыслы (νοήματα) божественных понятий (εννοιών), чье великолепие (εννοιών) и славу невозможно выразить полностью[, когда она возвратится из исступления (έκσταση) в себя]. Но как это не странно, действуемая (ενέργεια) Духом, переживает похвальную (επαινετό) страсть в невыразимой радости и тишине, но образ этого божественного (θείας) действия, или кто тот, что управляет, смотрит и говорит сокровенно (μυστικώς) невыразимое, не может объяснить.

snusmr

  • Сообщений: 856
    • Просмотр профиля

54. Тот, кто сеет слезы умиления во [имя] добродетели (αρετή), — будет собирать плод жизни, как радость невыразимую. Кто усердно (ζήλο) и терпеливо ожидает (αναμένει) Господа до тех пор, пока не взойдут плоды его добродетели (αρετής), тот пожнет сочные (μεστωμένα) колосья Божьего познания; и просветится светом Его премудрости, и будет вечно сущим светильником света, чтобы освещать (φωτίζει) всех людей (ανθρώπους). И не будет завидовать себе и ближним, не скрывая под сосудом зависти данный ему свет премудрости (Мф. 5, 15), но в Церкви верующих будет говорить благие слова на пользу многих, и раскрывать изначальные гадания (Пс. 77, 2), согласно с тем, что (όσα) он услышал с неба от оглашения (υπαγορεύει) божественного Духа, и то, что он узнал в обучении (σχολάζοντας) созерцания (θεωρία) сущих (όντων), и то, что ему поведали отцы (Пс. 77, 3).

snusmr

  • Сообщений: 856
    • Просмотр профиля

55. Это будет происходить с каждым [усердным] подвижником (αγωνιστή) в день совершенства его в добродетели, горы совершения божественных заповедей будут изливаться (σταλάξουν) ему сладостью веселия, и будет царствовать в Сионе в чистом уме, и холмы слов, то есть (δηλαδή) добродетели, источат молоко, предлагая ему пищу, в то время как он будет отдыхать на ложе бесстрастия; и все источники Иудины, говорю, веры и познания, источат воду, то есть доктрины (δόγματα), притчи и загадки божественных вещей; и из сердца, как из дома Господня, выйдет невыразимый источник премудрости и напоит долину (χείμαρρο) тростников (σχοίνων) {поток зимний} (Иоил. 3,18), то есть людей, иссушенных засухой и зноем страстей. И тогда он поймет (διαπιστώσει, обнаружит) в себе исполнение слов Господних: кто верует в Меня, у того из чрева потекут реки воды живой (Ин. 7, 38).

snusmr

  • Сообщений: 856
    • Просмотр профиля

56. Взойдет, говорит Бог, для вас, боящихся Меня, Солнце правды, и их действия (πράξεις) приведут к исцелению. Они выйдут из темницы страстей, и взыграют, как тельцы, освободившиеся от [рабства] греха. И будут попирать беззаконников (άνομους) и демонов, ибо они будут прахом под ногами вашими в тот день устроения (αποκαταστάσεώς) их, в который Я соделаю, говорит Господь Вседержитель (Малах. 4, 2–3). Это, конечно, будет, когда явно вознесутся (ανυψωθούν) всеми добродетелями и так, что будут совершенны премудростью (σοφία) и познанием (γνώση) через причастие (μέθεξη, приобщение) Духу.

snusmr

  • Сообщений: 856
    • Просмотр профиля

57. Когда на горе равнинной (πεδινό) этого міра и (και) Церкви Христовой, поднимешь флаг нового знания и возвысишь (υψώσεις, задрать), согласно Пророку, голос премудрости (Ис. 13, 2), данный тебе Богом, поддерживая (στηρίζοντας) словом и уча братию твою, раскрывая им смысл (νόημα) божественного Писания для познания дивных даров Божиих, и для того, чтобы привести их к исполнению заповедей; то не бойся тех, кто завидует силе твоих слов и искажает всякое {все} (κάθε) божественное Писание, потому что они пустые, негодные и готовы быть жилищем дьявола (ср. Мф. 12, 44). Ибо Бог записывает твои слова в книгу живых и не будет тебе вреда от них, как не было Петру от Симона мага (μάγο). Скажешь, наверное (μάλλον), и ты в тот день с Пророком, в который увидишь этих людей, строющих против тебя ловушки (παγίδες) на пути: «Вот Бог мой и Господь — Спаситель мой; буду уповать на Него и спасусь Им, и не убоюсь, ибо слава моя и похвала моя — Господь; и Он был мне во спасение, и не перестану возвещать славные (ένδοξα) дела (έργα) Его по всей земле» (Ис. 12, 2. 4).

snusmr

  • Сообщений: 856
    • Просмотр профиля

58. Если ты понял, что влечение (ορμή, импульс) страстей в тебе недеятельно (άπρακτη) и, что умиление и  смиренномудрие (και η ταπεινοφροσύνη) {от смиренномудрия} истекает из твоих глаз, то ведай, что пришло к тебе Царствие Божие и ты стал преисполнен (εγκυμονείς, забеременел) Святого Духа. Кроме того, если ты чувствуешь, что Дух действует, движется и говорит во утробе твоей, и побуждает тебя сказать [на большом (μεγάλη) собрании (συνάθροιση)] в Церкви спасительные Божии истины, — не возбраняй своим устам, опасаясь зависти иудейски мудрствующих (ιουδαιοφρόνων), но сядь и напиши на доске, как говорит Исайя (Ис. 30, 8 ), то, что тебе говорит (υπαγορεύει, диктует) Дух, потомучто они останутся на долгое время, и даже навечно. По сказавшему так:  Те, что мучительно завидуют, — народ непокорный (απειθής), внебрачные (νόθα) дети лжи, которые не имеют веры и не хотят слышать, что Евангелие действует и сегодня (σήμερα), создавая друзей Божиих и Пророков (Ис. 30, 9). Но они говорят пророкам и учителям Церкви: «не возвещайте (αναγγέλλετε) нам премудрость Божию и тех, кто видит видения естественного (φυσικής) созерцания, говоря: не говорите того, что вы говорите нам и возвещаете другим, но говорите и возвещайте нам иное обольщение, которое мір любит, и отнимите от нас суд Израилев (Ис. 30, 10. 11). Так что не внимай их зависти и словам, потому что оглашаемое тебе свыше сказано на благо многих: совсем глухие, и те, кто находится во тьме этой жизни, и те, чьи очи ослепли во мгле греха — узрят свет твоих слов (ср. Ис. 35, 5), и возрадуются о них нищии духом, и отчаявшиеся люди исполнятся веселия (Ис. 29, 18. 19), и блуждающие духом познают премудрость в словах твоих, и ропщущие на тебя научатся повиноваться словам Духа, и языки заикающиеся (τραυλίζουν) научатся говорить „мир” (Ис. 29, 24).

snusmr

  • Сообщений: 856
    • Просмотр профиля

59. Блажен тот, кто имеет в Сионе, то есть в Церкви Божией, семя (τέκνα) обучения слов своих, говорит Исайя, и собственных (δικούς) духовных (πνευματικούς) сыновей (υιούς) в вышнем (άνω) Иерусалиме из первородных (Ис. 31, 9). Ибо человек, говорит он, скрывающий до времени слова свои, скроется, как от несущейся воды; и, наконец, явится в Сионе, в Церкви верующих, как река текущая, славная в земле жаждущей (Ис. 32, 2) струями премудрости своей. А те, привлекаемые (παρασύρονται) завистниками, перестают быть убежденными в них, но будут внимательно слушать слова того человека (Ис. 32, 3), и сердце ослабевших (ασθενούν) душою со вниманием послушает (Ис. 32, 4). И теперь слуги зависти не скажут «молчи», ибо, будучи благочестивым (ευσεβής), он благоразумно (συνετά) мыслит (σκέφθηκε), а не как безумные (μωροί) мудрецы міра сего, говоря безумное (Ис. 32, 8. 6). Ни сердце его помышляет о пустом, чтобы совершать беззаконное (άνομα), и говорить о Боге словами заблуждения, дабы рассеять голодные (πεινούν) души и души жаждущие (διψούν) оставить неудовлетворенными (Ис. 32, 6). Поэтому слова его остануться (παραμείνουν) на пользу многим, и пусть это не нравится завистникам.

snusmr

  • Сообщений: 856
    • Просмотр профиля

60. Тому, кто поселится в высокой пещере, в твердой скале, в насыщение будет дан хлеб разума, и чаша премудрости для питья, и так вода у него не иссякнет (Ис. 33, 16). И увидит Царя (Βασιλιά) во славе, и глаза его увидят землю издалека (Ис. 33, 17). Душа его будет научаться премудрости и возвестит всем место вечное (Ис. 33, 18. 14), вне пределов которого нет ничего.

snusmr

  • Сообщений: 856
    • Просмотр профиля

61. Если же научение Господне открывает уши каждого боящегося Его (Ис. 50, 5), и направляет ухо, чтобы слышать, и дает язык научения (παιδαγωγημενη), чтобы знать, когда надобно говорить (Ис. 50, 4); Кто есть другой, возвращающий разумных (φρόνιμους) и мудрых міра сего назад, и советы их делающий глупыми, и утверждает (βεβαιώνει) только слова рабов Своих (Ис. 44, 25–26), разве только Сам делает новое и преславное к славе Его (Του)? творя в пустынном (έρημο) и пересохшем (κατάξερη) сердце путь смирения и кротости, и в сухом и безводном уме — неописуемые реки премудрости, чтобы напоить народ Его избранный, народ, который Он сохранил, чтобы возвестить о Его добродетелях (Ис. 43, 19–21). Он идет впереди любящих и боящихся Его, и горы страстей уравнивает, и сокрушает медные врата неведения, и открывает двери Своего познания, и открывает им сокровища [разума], сокрытые во тьме, тайные (απόκρυφοι) и невидимые. Для того, чтобы узнали, что Он есть Господь Бог, называющий их (τους) по имени Израиль (Ис. 45, 2–3).

snusmr

  • Сообщений: 856
    • Просмотр профиля

62. Кто есть возмущающий море страстей и прекращающий волны его, и избавляющий любящих Его от опасности (κίνδυνο) греха, и успокаивающий бурю помыслов (λογισμών)? Это Господь Саваоф, влагающий Свои слова в уста их и покрывает их под тенью Своей руки, которою поставил небо и основал землю (Ис. 51, 15–16). Он дает боящимся Его язык научения и слух благоразумия (συνετή), чтобы слышать свыше Его голос и возвещать (απαγγέλλουν) заповеди (προστάγματά) в доме Иакова, т. е. в Церкви верующих. А те, которые не имеют [внутренних] глаз, чтобы видеть лучи Солнца правды, и ушей (слуха), чтобы слышать  славная (ένδοξα) Божия, их удел – тьма невежества, и надежда их суетна, как и их слова. Никто из них не говорит правды, никто не может судить по истине, надеются на тщетное, говорят пустое, ибо зачинают зависть и рождают клевету (Ис. 59, 4). Потому что необрезаны их уши и не могут они слушать; и потому слово познания (γνώσεως) Бога у них в посмеянии, и не будут хотеть слышать его (Иерем. 6, 10).

snusmr

  • Сообщений: 856
    • Просмотр профиля

63. Какая у них, чревоболящих завистью на ближнего, есть премудрость? (Иер. 8, 9) Как скажут завистники, говорит Иеремия, что «мы мудры, и закон Господень у нас?» (Иер. 8, 9), когда тают (λιώνουν) от ревности (ζήλεια) к тем, кто принял благодать Духа через познание и премудрость Божию. Но бывает напрасно это ложное знание для ученых (γραμματείς) и мудрецов міра [сего], как пропустившим (αστόχησαν) истинное познание (γνώση). После этого, посрамленные мудрецы, став недостойными (ανάξιοι) премудрости Утешителя, видя ее умножаемую в сынах рыбаков (ψαράδες), и убоявшись силы (δύναμη) их слов, были пойманы в сети своих смыслов (νοημάτων), потому что отвергли истинную премудрость и познание Господа. 

snusmr

  • Сообщений: 856
    • Просмотр профиля

64. Для чего завистники оставили источник Божией премудрости, от ревности истаяв к тем, кто обогател благодатию Духа и принял язык пламени, как трость книжника скорописца? (Пс. 44, 2). Если бы они ходили путем Божиим, то жили бы в міре бесстрастия вовеки (Вар. 3, 12–13), познали бы, где находится мудрость, где сила, где разум и познание (γνώση) сущих, где находится долгоденствие и жизнь, где находится свет очей и премудрость с миром (Вар. 3, 14). И увидели бы, что заповедует Бог через Пророка своим таинникам (μύστες) слова, говоря: Пророк, видевший сон откровения, пусть и рассказывает видение сна своего; а получивший слово Мое себе, пусть возвещает слово Мое верно (Иер. 23, 28). И еще: напиши себе все слова, которые Я говорил тебе, в книгу (Иер. 36, 2); и потому [если они пойдут путем Божиим, то] никогда не будут таять от зависти к этим людям.

snusmr

  • Сообщений: 856
    • Просмотр профиля

65. Если переменит Эфиоплянин кожу свою и рысь пятна свои, то завистники смогут ли думать (σκεφτούν) и говорить доброе, научившись злу? (Иерем. 13, 23). Ибо преткновение ставят ближним своим {украдкой ударяют ближних}, будучи лицемерны (υποκριτικοί) и вероломны (δόλιοι), и ругаются с друзьями своими, и истины не говорят, потому что приучили язык свой говорить  суетное и ложное(Иер. 9, 4–5). Потому пойми тех, которые по причине [твоего] и познания Божиего и слова, смеются и завидуют тебе, и помолись как следует, подобно Иеремии говоря: Господи, вспомни меня, и посети меня, и защити меня от гонящих меня завистливых мужей, по долготерпению Твоему не губи меня, желая искусить меня во многом; знай, что за Тебя я потерпел поругание от отвергающих познание (γνώση) Твое (Иер. 15, 5). Положи конец рвению их, и будет слово познания Твоего мне в радость и в веселие сердца моего (Иер. 15, 16); не сидел я в веселом собрании тех, кто высмеивает (χλευάζουν) познание Твое, но боялся руки Твоей, и когда в уединении сидел, исполнялся скорби от зависти их (Иер. 15, 17). И услышишь: хорошо знаю их; но если возвратишь заблудившегося с пути его [на путь истинный], — поставлю тебя между друзьями Моими, и пред лицем Моим будешь предстоять; и если изведешь драгоценное из ничтожного, то как уста Мои будешь, и избавлю тебя от рук завистливых губителей, говорит Господь, Бог Израилев (Иер. 15, 19. 21).

snusmr

  • Сообщений: 856
    • Просмотр профиля

66. К концу слова пусть завистливые мудрецы слышат: Назореи, очистившись Божиими трудами, были чище снега, и просветились своей жизнью белее молока, вид их премудрости превосходил сапфир (Плч. Иер. 4, 7), и начертание их слов превосходило чистый жемчуг. И наоборот (Αντίθετα), евшие сладкое мірское знание, — погибают от голода перед источниками Духа (Πνεύματος), а воспитанные (ανατρέφονταν) на багрянице (πορφύρα) мудрости греков, — покрываются навозом (κόπρο) невежества (άγνοιας) (Плч. Иер. 4, 5), и они возложили на меня оковы и связались ими. Потому что их язык застрял в гортани их, и они потеряли слух после того, как порицали истинную премудрость, и отвергли познание божественного Духа, и не захотели принять Его от трудов.