Исихазм

Автор Тема: Сотницы Никиты Стифата - перевод непереведенного  (Прочитано 16682 раз)

snusmr

  • Сообщений: 856
    • Просмотр профиля

snusmr, +
:-)
Итак, продолжаем.

27. Как первые ангельские силы, одни пламенейшие (θερμότατες) и быстрейшие (ταχύτατες) вокруг божественных (θεία), имеющие способность вечно двигаться вокруг них, а другие обладают способностью к боговидению (θεοπτικότατες), [обилию] ве́дения (γνωστικές) и [излиянию] премудрости (σοφότατες), и это есть их божественное навыкновение (έξη), чтобы им вечно двигаться вокруг них (божественных). Так и эти души пламенейшие вокруг божественных (θεία) и быстрейшие, премудрые, ведающие и воспростертые (ανυψώνονται — поднятые) таинственными созерцаниями. Им свойственно, по силе и божественному навыкновению, вечно двигаться вокруг Бога, неуклонно подниматься и пребывать в Нем. А вместе с этим, существует навыкновение в восприимчивости освещения (ελλάμψεων), с которым [они] становятся причастниками Бога и передают на других изобильно словом освещения Его и благодати (χάριτές).

snusmr

  • Сообщений: 856
    • Просмотр профиля

28. Бог есть Ум и причина вечного движения всего. И все умы, в самом том Первом Уме, имеют и постоянное (μόνιμη) стояние (στάση) и непрестанное движение. Это происходит с теми, которые не имеют (έχουν) веществолюбивого (φιλόυλη) и страстного (εμπαθή) движения, но священными подвигами приобрели движение чистое (καθαρή) и незагрязненное (αθόλωτη). И происходит это потому, что, имея божественную любовь (έρωτα), передают друг другу, и самим себе, благодетельные освещения (ελλάμψεις), испускаемые от Богоначалия (Θεαρχία); и сокровенную в них премудрость таин Божиих с любовью передают другим, чтобы [они] непрестанно прославляли любовь Божию.

snusmr

  • Сообщений: 856
    • Просмотр профиля

29. Стоят и движутся вокруг Бога души тех, кто легко отринул помышления от вещества, и двоякой (δυάδα) бранью с самим собой (плоть–дух, σάρκα–πνεύμα) соделали благоуправляемую (πειθήνιο – послушную) колесницу, текущую на небеса. И [они] непрестанно двигаются вокруг Бога, как некоего центра, являющегося причиной движения всего цикла (κύκλου). Стоят постоянно и непоколебимо как в круге, не способные рассеять свое единство (συνοχή) {в своем месте пребывания} и обратиться к чувству и земной прелести человеческих вещей. И это есть совершенный (ολοκληρωμένο) конец безмолвия, ведущий истинно безмолвствующих к тому, чтобы в то время как двигаться — стоять, и пока они стоят твердо — двигаться вокруг божественных (περί τα θεία). И пока это не будет совершено, мнимым безмолвием, как мы думаем, невозможно обрести наш ум свободным от вещества и прелести (περιπλάνηση – скитаний).

snusmr

  • Сообщений: 856
    • Просмотр профиля

30. Когда всяким усердием и старанием (σπουδή) прийдем к древней (αρχαίο) добро́те (красоте) слова и получим благую часть от излияний (επιφοίτηση, озарений) Духа премудрости и познания, свыше нам подаваемых; тогда удостоверяемся (διαπιστώνομε), что первый Источ-ник и Причина произведения (παραγωγής) всего (πάντων) премудрого и доброго [находится] в нас, что́ мы более (μπορούμε) можем зреть (βλέπομε) по [своему] естеству (κατά φύση). И больше нет в нас ничего осудительного, чтобы быть обвиняемыми в той злобе (κακία), застрявшей (κόλλησε) в нашем создании (κόλλησε) при отклонении к худшему. Когда от одного оторвались и пали, и от первоначальной добро́ты отторглись, то потеряли образ обо́жения, а другой, вместо этого, нашли, и, таким образом, злоба ворвалась (εφόρμησε) внутрь [нас] и придала ему (образу) неразумный (άλογη) вид (μορφή).

snusmr

  • Сообщений: 856
    • Просмотр профиля

31. Первым этапом (βάση – основанием) у стремящихся преуспеть [в обо́жении] является познание сущих, которое осуществляется пребыванием в деятельном (πρακτική) любомудрии. Вторым — осознание (επίγνωση) сокровенных тайн Бога, которым тайнонаучаются (μυσταγωγούνται) посредством естественного созерцания. И третий — соединение и срастворение (ανάκραση) с Первым Светом, в котором заканчивается и упокоевается (αναπαύεται) всякая деятельность (πρακτική) преуспеяния и всякое созерцание.

snusmr

  • Сообщений: 856
    • Просмотр профиля

32. Все умы, сами в себе, тремя этапами единовидно вращаются, собираются, и направляются к себе и к поистине Сущему. И просвещая ближних, как очищенные (καθαίρονται) духи (πνεύματα), тайнонаучают (μυσταγωγούν) их божественным (θεία) и совершенствуют (τους τελειοποιούν) небесной премудростью, объединяя тех с собою и с Единицею.

snusmr

  • Сообщений: 856
    • Просмотр профиля

33. Обожение в [настоящей] жизни, есть воистину духовное и божественное священнодейство (ιερουργία), в котором слово священнодействуется (ιερουργείται) невыразимой премудростью и подается, насколько это возможно, тем, кто приуготовил себя. Это Бог благолепно даровал нашему разумному естеству ради единства веры. Те, именно, кто чист, приобщаются этого высокого положения (καταστάσεως) через познание божественных (θείων), и уподобляются Богу сообразно образу Сына Его (Рим. 8, 29) вместе с высокими и духовными движениями (κινήσεις) вокруг божественного (θεία). И так положением (θέσει) богами станут среди других людей на земле. А другие, через очищение их [божественным] словом (λόγου) и через священное (ιερής) взаимодействие с первыми, будут совершенствоваться (τελειοποιούνται) в добродетели (αρετή); и, по мере их преуспеяния [в том] и очищении, приобщаться к обожению (θέωση) первых, становясь причастниками их соединения (ενώσεώς) в Боге. И все они, таким образом, вместе объединенные и охваченные союзом любви, непрестанно соединятся с Богом; и будет Бог, источник всех благих дел, пребывать среди богов (ср. Пс. 81, 1). Бог по естеству (φύσει) среди богов по положению, свободный от всякого порицания, как все создавший.

snusmr

  • Сообщений: 856
    • Просмотр профиля

36. Мы должны не только стремиться прийти к миру находящихся (сущих) в нас сил, но и стремиться достичь умного (νοερής) покоя (αναπαύσεως) помыслов (λογισμών), который, как известно (ξέρει), всякое желание (έφεση, обращение) о благом (αγαθό) упокоевает тишиною (γαλήνη) помыслов, и божественной росой, сходящей с небес, освежает раненое сердце и врачует его огнем, ниспосылаемым свыше и возжигаемым Духом.

snusmr

  • Сообщений: 856
    • Просмотр профиля

37. Душа, глубоко уязвленная любовью к Богу, по вкушении сладости мысленных Его даров, совсем не может оставаться в себе или пребывать в томже состоянии (κατάσταση), но стремится простираться в бо́льшие восхождения на небеса. Ибо насколько она свои восхождения проходит Духом и проникает в глубины Божии, настолько еще бо́льшим воспаляется огнем желания и испытывает величие глубочайших Его тайн, и спешит приблизиться к блаженному свету, в котором останавливается всякий исступленный (άπλωμα) ум, чтобы завершить в там свой путь (πορεία) и упокоится в веселии сердца.

Никодим

  • Скромный
  • 3
  • Сообщений: 2172
  • Слава Богу за всё!
    • Просмотр профиля

Как радостно читать о том, что когда-то сам испытал и пережил,но что сам изъяснить не в силах!!! Перечитывая, сладостная благодать возвращает в те моменты,напоминая душе о горнем. Спасибо вамsnusmr,  и спасибо Никите Стифату!!! благословенные вы люди!!!
Храни вас Бог!

snusmr

  • Сообщений: 856
    • Просмотр профиля

Как радостно читать о том, что когда-то сам испытал и пережил,но что сам изъяснить не в силах!!! Перечитывая, сладостная благодать возвращает в те моменты,напоминая душе о горнем. Спасибо вамsnusmr,  и спасибо Никите Стифату!!! благословенные вы люди!!!
Никто не знает чужого опыта, Никодимушка... в твоих простых высказываниям есть доброта, а это главное.
я же черная птица, увидевшая зарю... и пока, к сожалению, все та же птица.
... продолжаю.

39. Тело, однажды распаленное огнем подвижничества и орошенное водою слез, уже не бывает угнетенным от своих трудов, оставив многие поты́ (αγώνες), поскольку стало превыше деятельного упражнения (άσκηση), но приняв внутрь тишину и молчание мира, бывает исполненным иной силой, иным благомощием (ευτονία), иной крепостью Духа (Πνεύματος). Душа, обогатевшая таким содействующим [ей] телом и получившая устроение, превышающее телесное обучение, изменяет естественные (φυσικές) движения [и поворачивается] в мысленные (νοητούς) подвиги (αγώνες), и трудясь с усилием (δύναμη) в умном делании, сохраняет для себя плоды безсмертных садов в мысленном (νοητό) рае (Παράδεισο). Где, как река истекает источник боголепных (θεοπρεπών) смыслов (νοημάτων), и в котором стоит древо (δένδρο) познания Божия (Θεού), приносящее плоды премудрости, радости, мира, благости, милосердия, долготерпения и  неизреченной любви (Гал. 5, 22). Так тщательно делающий, и так охраняющий (φυλάει), отдаляется (απομακρύνεται) от тела и проникает (εισδύει) в мрак богословия. В исступлении (έκσταση) уходит от всего, как ничем из видимого не держимый, и соединившись с Богом прекращает (σταματά) труды (αγωνίζεται – борьбу) и желания (ποθεί).

snusmr

  • Сообщений: 856
    • Просмотр профиля

45. Жизнь (βίος) человека разделяется на два пути (τρόπους), а его цели (στόχοι) имеют три класса (τάξεις). Один из путей является мірским и общественным (κοινωνικός), а другой уединенным и премірным. Общественная жизнь, таким образом, разделяется на целомудрие и жадность (απληστία). Уединенная жизнь разделяется на любомудрие в естественном познании (γνώση) и сверхъестественном действии (ενέργεια). Первый из них, или заключается в правде, приходя в свое природное состояние, или в неправде, потому приходит к неправде, потеряв (χάνοντας) свойственное естеству движение. Другой, если идет к намеченной цели, следуя правилу, приходит к бесконечному (άπειρη) Естеству (Φύση), к сверхъестественному совершенству. Но если по честолюбивому (φιλοδοξία) намерению станет упражняться (άσκησή) — погрешит (потерпит неудачу), в неприемлемый (αδόκιμο) приходя ум (ср. Рим 1, 28), и как несовершенный, обоснованно отвергнется из чина (τάξη) совершенства.

snusmr

  • Сообщений: 856
    • Просмотр профиля

46. Дух Святой (Άγιο Πνεύμα) – это свет, жизнь и мир. Тот, кто просвещается божественным Духом, умиротворенно и тихо проводит свою жизнь. От того происходит у него познание сущих и премудрость слова, и он приобретает ум Христов (νου του Χριστού) (ср. 1 Кор. 2:16). Он ведает тайны Царствия и проникает (εισχωρεί) во глубины Божии; и изо дня в день, из безмятежного (ακύμαντη) и просвещенного сердца, изрекает слова жизни [на благо] людям, потому что благ тот, кто имеет в себе Благого (Αγαθό), говорящего новое и старое (Мф. 13, 52).

snusmr

  • Сообщений: 856
    • Просмотр профиля

47. Бог есть премудрость, и ходящих в слове и премудрости, боготворит познанием (γνώση) небесных (όντων), светом соединяет их с Собою, и соделывает их богами по положению (по благодати). И как Бог, после того, как он премудростью сотворил все из ничего (μηδέν), премудростью все сущее в міре направляет, управляет; и также всегда совершает спасение всех, обращающихся к Нему с покаянием (μετάνοια). А также тех, кто сподобился, по причине чистоты, стать причастником высшей премудрости, и он всегда, как образ Божий, той же премудростью творит и делает, что по воле Божьей.  Собирает же себя от внешнего (εξωτερικά) и разнообразного (πολυσχιδή), и каждый день простирает словесное (λογιστικό, помысленное) свое со знанием (γνώση) неизреченных (απορρήτων) к ангельскому, воистину, образу (τρόπους) жизни. И совершая, насколько это возможно, единовидную (ενοειδή) свою жизнь, соединяется с вышними силами, которые вращаются вокруг единого Бога; и теми, как добрыми вождями, поднимается к первому Началу (Αρχή) и Причине (Αιτία).

snusmr

  • Сообщений: 856
    • Просмотр профиля

48. Соединившийся премудростью с вышними силами, и по той причине соединившийся с Богом, ибо это по подобию Божию, любомудро (εμφιλόσοφο) со всеми беседуя, словом и сочетанием (συναναστροφή), и божественной силою отвязывает (αποδεσμεύει) тех, кто хочет, от внешних и разнообразных, выводя их, как себя, к духовной (πνευματικά) и единовидной (ενοειδή) жизни, как подражатель Бога. И, [собирая духом,] поднимает их разумом, премудростью и сокровенным озарением (έλλaμψη) к созерцанию славы единого и первого Света; и так соединенных с пребывающими вокруг Бога ангельскими (αγγελικές) существами и чинами, приводит к единству с Богом, после того, как сделались всесияющими (ολόλαμπροι) освещением (φωτισμό) Духа.