Исихазм

Автор Тема: Сотницы Никиты Стифата - перевод непереведенного  (Прочитано 16633 раз)

snusmr

  • Сообщений: 856
    • Просмотр профиля

67. Бог, унижающий (ταπεινώνει) высокое дерево, и возвышающий древо смиренное (ταπεινό), и иссушающий зеленое дерево, и произращающий сухое дерево (Иез. 17, 24), Он есть Тот, кто Своим рабам открывает уста среди собрания многих рабов (Иез. 29, 21), и дает слово благовествующим Его (Του) истину (αλήθεια) с великою силою (Пс. 67, 12), ибо у Него премудрость, ведение и сила (Дан. 2, 20). Он изменяет как времена (χρόνους) и лета (καιρούς), так и души ищущие и желающие его; и поставляет их царствовать над страстями, и поднимает от жизни в жизнь. Он дает премудрость духовно (πνευματικά) премудрым, и понимание имеющим разум (Дан. 2, 21). Он открывает глубокое и сокровенное ищущим глубины Божии, и дает познание (γνώση) гадающим во тьме; потому что с Ним пребывает свет премудрости и познания, и [он] дает его (свет) там, где хочет (Дан. 2, 22).

P.S: ну и осталось осилить 12 глав, даже чуть меньше.

snusmr

  • Сообщений: 856
    • Просмотр профиля

68. Всякому с терпением делающему заповеди (ср. Рим. 2, 7) по внешнему и внутреннему человеку, стремящемуся только к славе Божией, дается честь (τιμή) небесного познания, мир души и нетление, как не просто слушателю, но исполнителю закона благодати (Рим. 2, 13). Это знание подтверждается трудом и познанием, чтобы не презирать Бога, но прославлять вместе со словами познания от просиявших божественной премудростью в Церкви верующих, ибо нет лицеприятия у Бога (Рим. 2, 11). А тот, который от эгоизма (εγωισμό) изо все сил борится и противится словам тех, кто руководствуется Духом (Πνεύμα), — убеждается (πείθεται) собственным разумом и лживыми словами тех, кто имеет только внешнюю форму (σχήμα) благочестия (ευσέβειας, набожности) и действуют от честолюбия (φιλοδοξία) и сластолюбия (φιληδονία), тому дается скорбь (θλίψη) и утеснение (στενοχώρια, беда), зависть, ярость и гнев (см. Рим. 2, 8. 9). Теперь же они (зависть, ярость и гнев) становятся платой за его заблуждения (πλάνης), в то время как в будущем (μέλλον) он будет обвиняем мыслями осуждающими или оправдывающими одна другую (Рим. 2, 15), в день, в который Бог [через Иисуса Христа] будет судить тайные дела человеческие (Рим. 2, 16), и воздаст каждому по делам его (Рим. 2, 6).

Elena

  • Сообщений: 6707
  • ...
    • Просмотр профиля

в будущем (μέλλον) он будет обвиняем мыслями осуждающими или оправдывающими одна другую

А как вы это понимаете? Значит ли это, что в будущем он может оправдаться?

P.S. А где вы изучали греческий, если не секрет?

snusmr

  • Сообщений: 856
    • Просмотр профиля

Эта глава переведена Феофаном частично
73. Истинная десятина наша Богу есть душевная пасха, т. е. преодоление всякого страстного навыка (нрава) и всякого неразумного чувства, на которой Слово приносится в жертву созерцанием сущих, а пожирается Оно в хлебе ведения, и пиется честная Его кровь в чаше несказанной мудрости. Сей, вкусивший пасхи, причащается Агнца непорочна, взявшего (вземшего) грех міра, и не умрет ктому, но, по слову Господа, будет жить вовек (Ин. 6, 50. 51).

snusmr

  • Сообщений: 856
    • Просмотр профиля

А как вы это понимаете? Значит ли это, что в будущем он может оправдаться?
тут понимается, что он осуждаем будем на суде, т. е. в будущем
и каждая мысль его будет  или осуждать его, или оправдывать.
Ну на суде уже поздно менять ход мысли — там приходится отвечать. Хотя может если сильно покаится - приговор уменьшится. ад может и не вечен  :wink:

Цитировать
P.S. А где вы изучали греческий, если не секрет?
секрет  :-) знаю я его не шибко, но это не столько перевод с греческого, сколько со славянского Добротолюбия,
а греческий текст служит для уточнения, так как понять смысл только по одному славянскому переводу не всегда получается возможным.


Продолжаем. Эта глава переведена Феофаном частично

83. Не всех слуг своих и учеников Господь вводит с Собою в откровение сокровенных и высших тайн своих, но только таких неких, коим дано ухо для слышания, коих око открыто для видения и язык новый ясен. Таких взяв и отлучив от прочих, кои тоже ученики Его суть, восходит на Фаворскую гору созерцания и преображается пред ними; не тайно открывая им потребное о Царствии Небесном, но явно показуя славу и светлость Божества. И от Себя дает сияние (λάμπουν) их образу жизни и слову, как солнцу посреди Церкви верующих; а их смыслы (νοήματα, разумения) превращает в белизну (λευκότητα) и чистоту пресветлого (υπέρλαμπρου) света. И ум Свой в них влагает, и вносит их устами новое и старое (Мф. 13, 52) к созиданию (οικοδομή) Его Церкви.

snusmr

  • Сообщений: 856
    • Просмотр профиля

Эта глава переведена Феофаном частично

86. Не оставляется непричастным благодати Духа никто из уверовавших во Христа и крестившихся, если только он не предал себя совсем в плен всякому действию противного духа и не осквернил веры делами, или с нерадением и унынием живет. Почему тому, кто сохранил неугасимым начаток Духа, приятый им в крещении, или угашенный опять возжег делами правды, тому невозможно не приять и исполнения Его. После того, как до́бро подвизался, утвердится полнотою Духа, чтобы: или принять слово премудрости Божией и учить в Церкви; или слово познания таин Божиих тем же Духом (1 Кор. 12, 8 ), чтобы ведать тайны Царства Небесного; или [дар] веры завещательный, чтобы верить всем обещаниям (επαγγελίες) Божиим, по Аврааму; или дар исцелений в том же Духе, чтобы исцелять болезни; или дар действия (ενέργειας) сил (δυνάμεων), чтобы изгонять бесов и совершать чудеса; или дар пророчества, чтобы предвидеть и предсказывать будущее; или дар различения духов, чтобы различать кто говорит Духом Божиим, а кто нет; или дар истолкования различных языков (1 Кор. 12, 9–10); или дар заступления за насилуемых (καταπονούνται); или дар управления стадами [овец] Божиих и народом (см. 1 Кор. 12, 28); или любовь ко всем и дарования ее: долготерпение, благость и все прочие (1 Кор. 13, 4). Но если кто-то найдется всего этого непричастный, то я и не знаю как назвать такового верного, или из числа облеченных божественным Крещением во Христа (Гал. 3, 27).

snusmr

  • Сообщений: 856
    • Просмотр профиля

88. Из тех, кто получил божественную благодать Святого Духа через различные дарования, одни еще младенцы и несовершенные в божественных дарованиях, а другие мужи и исполненные в дарованиях (1 Кор. 12, 11). И первые из них распространяются (επεκτείνονται) к деланию божественных заповедей и возрастают в них, и исполняются бо́льших дарований Духа, отменяя прежние дарования младенства; вторые же, достигнув вершины (κορυφή) любви и познания Бога, теперь оставляют частные (επιμέρους) дарования: или пророчества, как говорит слово, или различение духов, или вспоможения, или управления и прочее (1 Кор. 12, 28). Потому вошедший во дворец (ανάκτορα) любви не отчасти ведает Бога, Который есть любовь, но говорит с Ним лицом к лицу, познает Его с полнотою (πληρότητα), как и Тот познал его (1 Кор. 13, 12).

Elena

  • Сообщений: 6707
  • ...
    • Просмотр профиля

тут понимается, что он осуждаем будем на суде, т. е. в будущем
и каждая мысль его будет  или осуждать его, или оправдывать.
Ну на суде уже поздно менять ход мысли — там приходится отвечать. Хотя может, если сильно покается - приговор уменьшится. ад может и не вечен  :wink:

Спасибо  :-)

snusmr

  • Сообщений: 856
    • Просмотр профиля

89. Кто от ревности духовных дарований искал свою любовь и приобрел, тот не терпит говорить в молитве и чтении для духовного (πνευματικό) назидания одного себя. Ибо говорящий только Богу, с языка во время молитвы и пения, назидает только себя (1 Кор. 14, 4), как говорит Павел. Но и пророчествовать старается к назиданию Церкви Божией (1 Кор. 14, 12), то есть учит ближнего своего деланию божественных заповедей, и как до́лжно (πρέπει) спешит (σπεύδουν) к благоугождению (чтобы угодить) Богу. Ибо какую пользу могут принести некоторые настоятели (ηγούμενος), говорящие всегда в молитве и пении только себе и Богу, если не будут говорить вверенной им братии (υποτακτικούς) или откровением Святого Духа, или познанием таин Божиих, или предвидетельным (προορατικό) дарованием пророчества, или учением (1 Кор. 14, 6) слова премудрости Божией? Ибо если не дать им легко понять (ευκολονόητο) слова учения в письменной или устной форме, то кто из послушников (υποτακτικούς) будет подготовлен к брани (1 Кор. 14, 8 ) против страстей и бесов? На самом деле, если пастырь, к назиданию своей паствы, не ищет, чтобы иметь обильное (πλούσια) слово учения и познание (γνώση) Духа, то он не ревнитель Божиих дарований (1 Кор. 14, 12). Потому что молиться только и много петь языком, молиться своим духом (πνεύμα του), то есть своей душой, [значит] созидать (οικοδομεί) себя самого; ум же его остается без плода (1 Кор. 14, 13–14), поскольку (αφού) не пророчествует словом обучения и не созидает Церковь Божию. Если Павел, который более всех людей через молитву объединялся с Богом, хотел лучше пять слов сказать в Церкви плодовитым (έγκαρπου) умом своим, чтобы и других наставить, нежели тьму слов пения языком (1 Кор. 14, 19); так отпали от пути (δρόμο) любви духовно (πνευματικοί) начальствующии над другими, и одним пением со чтением предавшии пастырское достоинство.

snusmr

  • Сообщений: 856
    • Просмотр профиля

Спасибо  :-)
Пожалуйста, Елена  :-)

Итак, следующая глава (и мы все ближе к завершению)

90. Тот, кто дал нам существование от вещества и умной сущности (ουσία), и противоположное по природе (φύση) непостижимо (παράδοξο) соединил в одну ипостась (υπόσταση) и, таким образом, дал [возможность] быть благими словом Своей премудрости и словом познания. И Он сделал это, чтобы, с одной [стороны], духовным (πνευματική) познанием (γνώση) узрели (δούμε) скрытые сокровища Царствия Небесного; а с другой, — извещали (γνωστοποιήσομε) ближних словом премудрости и богатством Его благости (Рим. 2, 4) и блага вечной жизни, которые для наслаждения Бог приготовил любящим Его (1 Кор. 2, 9). 

snusmr

  • Сообщений: 856
    • Просмотр профиля

91. Тот, кто поднялся над угрозами и обетованиями трех законов, вошел в жизнь не подлежащую закону; будучи законом Церкви, но не подвластным закону. А если свободная жизнь есть неподзаконная, таким образом, [она] выше любой естественной (φυσική) потребности (ανάγκη) и изменения (παραστράτισμα), и кто достиг этой жизни — свободен, как преодолевший плоть и ставший огнем через приобщение Духу (Πνεύματος), и соединился полностью со Христом, превышающим всякое естество, и прекращающим в нем то, что отчасти (1 Κορ. 13, 10).

snusmr

  • Сообщений: 856
    • Просмотр профиля

92. Принявший познание первого Ума, который есть начало и конец всего, и беспредельный сам по себе, и есть внутри всего и вне, — знает и может, как один уединяться, так и среди одиноких (отшельников) хранить уединение. И как в одиноком уединении не терпит вреда совершенству, так и в уединении среди многих. Но бывает тот среди всех и везде одинаков, потому что это для других начало и движение к уединенной жизни, а конец — совершенство добродетели перед ними.

snusmr

  • Сообщений: 856
    • Просмотр профиля

93. Неслитное соединение и объединение души и тела, согласное само с собой, совершает одно дело: или вещества (материи), или естества (природы). Но когда оно не согласуется, то желание каждого победить приводит к междоусобице. Однако, пришедшее и принявшее власть слово (λόγος), сразу же решает их вражду (φιλονεικία), приводя к согласию (ομόνοια), и вверяет все дела естеству (φύση) и духу (πνεύμα).

Эта глава интересна тем, что здесь «слово» и «дух» с маленькой буквы, отсюда можно сделать вывод, что Никита Стифат говорит о частях человеческой природы — слове и духе. Он придерживается трихотомии (в противовес дихотомии), о чем можно судить по другому его творению, которое есть в переводе Дионисия (Шленова)  :-)
по памяти: человек троичен образом — словом, духом и душой (ох бы не соврать)

Dmitrii

  • Сообщений: 476
    • Просмотр профиля

93. ... Но когда оно не согласуется, то желание каждого победить приводит к междоусобице..

Доброго времени суток
Если не сложно, напишите фразу в оригинале.

С уважением Дмитрий

snusmr

  • Сообщений: 856
    • Просмотр профиля

Доброго времени суток
Если не сложно, напишите фразу в оригинале.

С уважением Дмитрий

Доброго!
пожалуйста:
Несогласyющо же, желaніе побѣды воздвижетъ междуусобно...

Όταν όμως δε συμφωνεί, τότε δημιουργεί εμφύλια μάχη, όπου το καθένα επιθυμεί τη νίκη.