Исихазм

Автор Тема: Объективные критерии успешности практики ??  (Прочитано 6220 раз)

Краевед

  • Сообщений: 3596
    • Просмотр профиля

С позитивом.


Раз для новоначального...
Можно принять практику как то, что мы желаем, делаем, каковы мы, и то, что с нами происходит.

Правильно желать - Царствия Небесного, воли и закона Божиих.
Правильно молиться - в начале не говорим о высотах, просто не использовать первый способ молитвы.
Каковы мы - мы грешные, а если видим святость и праведность - то просто не видим своих грехов - надо просить, и Бог покажет. И смириться.
А то, что с нами происходит - использовать как знаки пути к Богу, а непонятности откладывать на потом - не принимать и не отвергать.
(Например - согрешил - значит, нужно покаяться, увидел грех в других - поискал его в себе.... сошёл небесный свет - отложил своё мнение об этом "на потом".)
а́  е́  и́  о́  у́  э́  ы́  ю́  я́

svod

  • Сообщений: 3865
    • Просмотр профиля

Спасибо за ответы !  ....Вопрос был новоначального и военного инженера по профессии , привык к четким указаниям с ссылкой на авторитеты :)

Военные люди в большей степени, относительно общего числа людей,  в  глубине своей души призваны служить Отчизне, и когда человек, имеющий такие природные дарования, начинает служить Богу, выбирая Отчизной Царствие Небесное, и при этом, по словам Александра: "соединяет ясность и четкость мышления, диктуемые профессией, со свободой внутреннего поиска"., такой человек, близ при дверях. "Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам, ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят". (ЛК 11.9).
Простите . Этот пост написан с сарказмом или с позитивом ?

Исключительно с позитивом, нет и тени сарказма.
Выбирая между добром и злом, выбирай любовь.

Антиквар

  • Сообщений: 5219
    • Просмотр профиля

Чем дальше, тем больше осознаешь условность и обманчивость любых "критериев". То, что долгое время кажется верным и "успешным", в один момент способно превратиться в труху и остается только дивиться своей глупости и самонадеянности. Впрочем, и такой взгляд тоже  оказывается обманчивым. "Критерии" - это королевство кривых зеркал, в которые лучше и не заглядывать - просто смысла особого нет.

Родион

  • Сообщений: 9254
    • Просмотр профиля

Потеря смысла эгоцентричного существования вещь совершенно нормальная и предсказуемая. Обретение смысла - вещь энерго (физ и психо) затратная. И связана с промыслом. Пока человек царь природы, владыка мира, венец творения и т.п. - еще и не реальная. Поэтому остаются кривые зеркала, в которых человек ищет свое отражение. Но он, рано или поздно, или никогда, выйдет на то, что он сам отражение. И вот тогда наверно раскроется образом и подобием Кого он является. И потеряет интерес к своим отражениям, которые он считает собой. И, возможно, поймет промысел. Так обретается смысл. ИМХО.
- Путеводитель хороший не посоветуете?
- Пожалуй вот... возьмите Данте.

Андрей.....

  • Сообщений: 186
    • Просмотр профиля

Спасибо за ответы !  ....Вопрос был новоначального и военного инженера по профессии , привык к четким указаниям с ссылкой на авторитеты :)
[Лк.17:20]  Быв же спрошен фарисеями, когда придет Царствие Божие, отвечал им: не придет Царствие Божие приметным образом,
[Лк.17:21] и не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там. Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть.

Четкие указания даются не на такие вопросы. Четкие указания присутствуют только для внешней стороны дела: тогда-то сделай то-то вот так-то вот там-то. Внутренняя часть дела присутствует лишь в намеках на суть, т.к. суть - несказанна. "Молчание есть тайна будущего века" - Исаак Сирин.

Никодим

  • Скромный
  • 3
  • Сообщений: 2172
  • Слава Богу за всё!
    • Просмотр профиля

Здравствуйте ! Существуют ли объективные внутренние или внешние критерии по которым можно убедиться что практика идет в правильном русле и наоборот?? спасибо 
Вера без дел мертва... если нет искреннего преживания за ближних и нет желания им помочь, вся практика пустое...
Храни вас Бог!

Игорь Спасский

  • Сообщений: 5492
    • Просмотр профиля

Здравствуйте ! Существуют ли объективные внутренние или внешние критерии по которым можно убедиться что практика идет в правильном русле и наоборот?? спасибо 
Вера без дел мертва... если нет искреннего преживания за ближних и нет желания им помочь, вся практика пустое...

Равно пустыми могут быть и переживания, также как и желание помочь

Никодим

  • Скромный
  • 3
  • Сообщений: 2172
  • Слава Богу за всё!
    • Просмотр профиля

Здравствуйте ! Существуют ли объективные внутренние или внешние критерии по которым можно убедиться что практика идет в правильном русле и наоборот?? спасибо 
Вера без дел мертва... если нет искреннего преживания за ближних и нет желания им помочь, вся практика пустое...

Равно пустыми могут быть и переживания, также как и желание помочь
Переживание с естественным желанием помочь ближнему - есть уже проявления любви к нему,что он вам не безразличен...так что пустыми они уже быть не могут. Реализуя свое желание помочь вы вступаете в Божественное делание,промысел, где Бог вашими руками творит свое дело...приумножая тем самым в вас, Божественную благодать. Наполняясь, она потом переходит в естество человека, что-то вроде рефлекса на боль,где необходимо проявлять сочувствие и заботу.Уже ваше естество само творит дело, а вы лишь наблюдаете не вмешиваясь в Божий промысел.Так же потом,по естеству происходит и озарение-прозрение мыслей.
Храни вас Бог!

Игорь Спасский

  • Сообщений: 5492
    • Просмотр профиля

Здравствуйте ! Существуют ли объективные внутренние или внешние критерии по которым можно убедиться что практика идет в правильном русле и наоборот?? спасибо 
Вера без дел мертва... если нет искреннего преживания за ближних и нет желания им помочь, вся практика пустое...

Равно пустыми могут быть и переживания, также как и желание помочь
Переживание с естественным желанием помочь ближнему - есть уже проявления любви к нему,что он вам не безразличен...так что пустыми они уже быть не могут. Реализуя свое желание помочь вы вступаете в Божественное делание,промысел, где Бог вашими руками творит свое дело...приумножая тем самым в вас, Божественную благодать. Наполняясь, она потом переходит в естество человека, что-то вроде рефлекса на боль,где необходимо проявлять сочувствие и заботу.Уже ваше естество само творит дело, а вы лишь наблюдаете не вмешиваясь в Божий промысел.Так же потом,по естеству происходит и озарение-прозрение мыслей.

Мне кажется здесь не все так однозначно. Стоит разграничивать духовные движения и чувства от душевных. Не всякое желание помочь и сопереживание духовно, а значит Божье. По крайней мере у меня так

Oxygen

  • Сообщений: 2043
    • Просмотр профиля

Со-причастность в Духе - это не переживание, она не имеет окрашенности, боль или радость, например, может уходить в эмоции, а может совершенно ими не резонировать. Это больше похоже на силу, которая непременно реализуется ее направлением.
Все же обнаруживаемое делается явным от света, ибо все, делающееся явным, свет есть (с)

Игорь Спасский

  • Сообщений: 5492
    • Просмотр профиля

Со-причастность в Духе - это не переживание, она не имеет окрашенности, боль или радость, например, может уходить в эмоции, а может совершенно ими не резонировать. Это больше похоже на силу, которая непременно реализуется ее направлением.

Чтобы это увидеть уму важно научиться разотождествлению с чувствами и наблюдать эти грани. Ум, соотнесенный с эмоциональной сферой, желательными движениями пленяется душевным составом и ему сложно взайти к Большему. Тем более, что Большее видится через королевство кривых зеркал эмоциональной сферы и как-бы кажется, что уже нашел. Вот Он. Но это не Он, в лучшем случае отражение, модулированное страстной кривизной. 

Редко встретишь такое сочетание как у Никодима. Внешне-православные мемы дружно живут со сталкерством по душевным пространствам и фантомными практиками. Мне, имхо, кажется, что ум как раз фантомными практиками скорее пленяется, чем освобождается от контроля. А душевные пространства в прямую пленяют и подменяют Большее. Господи, помоги Никодиму обрести ясное состояние ума и разотождествить ум с эмоциональной сферой!  Братья и сестры, давайте помолимся об этом! И Вы сами, Никодим, обязательно попросите!
« Последнее редактирование: 24 Июнь 2016, 12:14:47 от Игорь Спасский »

svod

  • Сообщений: 3865
    • Просмотр профиля

Мне кажется здесь не все так однозначно. Стоит разграничивать духовные движения и чувства от душевных. Не всякое желание помочь и сопереживание духовно, а значит Божье. По крайней мере у меня так

Как во Христе были разделены слезы по умершему Лазарю и духовное действие - воскрешение Лазаря. Не являлись ли они одним целым.  Личность Христа имеет две природы, но Личность (Ипостась) то одна, и Она  через человеческую природу скорбит о смерти Лазаря, а через божественную природу воскрешает его и это действие одной Личности, одной Ипостаси.

Не стоит разграничивать душевное и духовное, следует стремиться к слиянию их, через предварительное очищение душевного духовным..
Выбирая между добром и злом, выбирай любовь.

Oxygen

  • Сообщений: 2043
    • Просмотр профиля

Свод, а что такое в вашем понимании духовный плач?
Все же обнаруживаемое делается явным от света, ибо все, делающееся явным, свет есть (с)

svod

  • Сообщений: 3865
    • Просмотр профиля

Свод, а что такое в вашем понимании духовный плач?

Это плач, приносящий утешение сердцу.  «Блаженны плачущие, ибо они утешатся». Это плач, который возникает не иначе как через прикосновение Духа Божьего. Он очищает ум от суеты и метаний, приводит в спокойствие сердце, утишает эмоции, оставляя в душе тихую радость о Боге, как послевкусие Его любви на нас излившейся. Духовный плач для человека, это всегда его изменение относительно: "Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное". Можно сказать, духовный плач- это и свидетельство  свершения таинства исповеди, в сокровенном сердце человека, которое очищается этими слезами до возможности видеть, что Царство Небесное приблизилось.
« Последнее редактирование: 24 Июнь 2016, 13:41:08 от Svod »
Выбирая между добром и злом, выбирай любовь.

Игорь Спасский

  • Сообщений: 5492
    • Просмотр профиля

Свод, имхо, ум выплясывает  по  поверхности слов и суждений. А внутрь и за пределы никак. Ум я понимаю здесь не как способность мыслить вообще, а как созерцающий орган. Который ощущается почти как глаз, только внутренний. Он отличается от эмоций и потока мыслей.

Здесь дело не в победе в научном диспуте о соотношении природ, сущности, ипостаси, энергиях, эманациях. И даже не в соборной полноте понимания истины через диалог. Здесь все проще. Важно ощутить свой ум и наблюдать за его движениями. А потом увидете как это применить и в рассуждениях и в молитве