Исихазм

Автор Тема: Святость и непогрешимость  (Прочитано 4857 раз)

svod

  • Сообщений: 3865
    • Просмотр профиля

Святость и непогрешимость
« : 09 Июнь 2016, 21:03:00 »
Братья и сестры предлагаю  разгрузить тему о женском монастыре, там возникло много наслоений из разных тем.


Сергий, надо же! Настороженность появилась :) Ветхие умы сделали из святых идолов, прежде их умертвив (иначе кумира не сотворить).

И вот начинается медленное прозрение:
И вы вовсе не величайший из королей!  А всего лишь выдающийся, да и только! И вы не по заслугам именуетесь почетным святым. Вы отшельник, подвижник, но не святой...

Святой подвижник, святой отшельник, святой человек. Святой - значит рожденный в Духе - это главное - первое условие. И таковых относительно много было, есть и будет, пока конец света не наступит. О них говорится:

«Но вы - род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет; некогда не народ, а ныне народ Божий; некогда непомилованные, а ныне помилованы» (1.Пет. 9-10)

Но рождение в Духе еще не означает  спасение для вечности и вхождение в вечность, поэтому земная церковь выделяет из святых тех, кто по ее мнению засвидетельствовал своей жизнью, смертью и трудами то, что они спасены. К ним относятся апостолы и святые Церкви, о которых она свидетельствует.

Таким образом Церковь свидетельствует и о святых  Отцах Церкви и  о тех святых, которые оставили после себя богословские труды по толкованию хранимого и носимого Церковью, как Священное Предание.

Вот тут то и возникает вопрос: Можем ли мы говорить о том, что святые, о которых Церковь засвидетельствовала как о спасенных не только святы, но и непогрешимы в своих трудах. Где критерий богодухновенности текстов святых и тех их письменно зафиксированных мыслей, с которыми мы можем соглашаться или не соглашаться?


Профессор  Московской Духовной Академии Тареев писал: «Теперь представьте себе, что творится в нашем школьном и популярном богословии, в церковной публицистике. По каждому вопросу выводится на справку “церковное учение”; каждый параграф, каждый абзац начинается словами: “Православная церковь учит”. Как же добывается церковное учение? Приводится мнение какого-либо отца и выдается без малейших колебаний за церковное учение. “Православная церковь учит: св. Макарий Египетский пишет” и пр. “Церковь учит: св. Василий Великий пишет так-то”. Да разве голос Макария Египетского есть уже голос церкви? Разве мнение Василия Великого есть уже церковное учение? Разве учение св. отцов есть уже eo ipso церковное предание? Нет ни малейшего намека отличать учение церкви, церковное предание от частных систем и мнений святоотеческих. Можно же вообразить себе, каким тормозом на путях к христианской истине является традиционно-вульгарный взгляд на непогрешимость и законообязательность святоотеческого учения…  Мы потеряли критерий церковного учения, мы потеряли способность различать между законообязательным в вероучении и личными мнениями. Чего, чего у нас не выдавали, при посредстве святоотеческих цитат, за церковное учение! Наше богословие есть сплошная фальсификация христианского учения, прикрываемая принципом “отечества”»
Выбирая между добром и злом, выбирай любовь.

Игорь Спасский

  • Сообщений: 5492
    • Просмотр профиля

Re: Святость и непогрешимость
« Ответ #1 : 09 Июнь 2016, 21:23:05 »
Как-то Александр сказал не помню где, что методами научного богословия можно долезть до вершины, а взлететь сил не будет, т.к. нет крыльев и отяжелели. С этой позиции можно посмотреть на данное обсуждение ...  Мой ум, к примеру, вязнет и буксует ...  Возникает вопрос для чего это обсуждать? Какой в этом смысл?  Дать уму новые поля для прыжков?  А что толку-то?

Колхозник

  • Сообщений: 3022
  • Владимир
    • Просмотр профиля

Re: Святость и непогрешимость
« Ответ #2 : 10 Июнь 2016, 01:44:56 »
Святые учат, Церковь учит, а что же в это время делает Бог?

Aндpeй

  • 3
  • Сообщений: 3015
    • Просмотр профиля

Re: Святость и непогрешимость
« Ответ #3 : 10 Июнь 2016, 08:50:11 »
Святые учат, Церковь учит, а что же в это время делает Бог?

Разгневанный неслыханной людской дерзостью, Бог «смешал их языки» и рассеял строителей Вавилонской башни по всей земле, вследствие чего люди перестали понимать друг друга.

http://www.abc-people.com/phenomenons/mysteries/budarin-3.html

svod

  • Сообщений: 3865
    • Просмотр профиля

Re: Святость и непогрешимость
« Ответ #4 : 10 Июнь 2016, 11:42:22 »
Святые учат, Церковь учит, а что же в это время делает Бог?

Лучше сказать свидетельствуют и собеседуют. Свидетельствуют о действии Духа, который освящает ум и сердце, а собеседуют с теми кто обратился к их трудам. По поводу учат, посоветовал бы проанализировать слова Сергия:


 В наследии святых есть целые куски, где я наверняка могу сказать: вот тут устами того или иного святого говорит Дух Святой. Вот что я ищу в наследии святых. А еще пытаюсь провести синтез мыслей святых, ибо они не выстроили, кроме отчасти св. Максима, стройной системы богословия. А то, что имеется в учебниках богословия читать невозможно, ибо там полный ужас бессвязных догматических мнений, которые противоречат друг другу ...

Вообще сложного синтеза идей и постулатов в единое целое у святых крайне мало. Все фрагментарно.
Когда начинаешь все связывать в одно целое, и компонентов набирается более 3х-4х-5и, вот тут то и всплывают противоречия, ранее не бросавшиеся в глаза ...
Это еще хорошо, что Вселенские соборы прекратились, а то бы накрутили еще противоречивых друг другу догматов ...
Видимо этот момент хорошо разглядели и остановились на минимуме обязательных Вселенских догматов ...
Выбирая между добром и злом, выбирай любовь.

svod

  • Сообщений: 3865
    • Просмотр профиля

Re: Святость и непогрешимость
« Ответ #5 : 10 Июнь 2016, 11:44:56 »
Как-то Александр сказал не помню где, что методами научного богословия можно долезть до вершины, а взлететь сил не будет, т.к. нет крыльев и отяжелели. С этой позиции можно посмотреть на данное обсуждение ...  Мой ум, к примеру, вязнет и буксует ...  Возникает вопрос для чего это обсуждать? Какой в этом смысл?  Дать уму новые поля для прыжков?  А что толку-то?

Без дара рассуждения и имеющему крылья грозит судьба Икара.
Выбирая между добром и злом, выбирай любовь.

svod

  • Сообщений: 3865
    • Просмотр профиля

Re: Святость и непогрешимость
« Ответ #6 : 10 Июнь 2016, 11:52:28 »
Разгневанный неслыханной людской дерзостью, Бог «смешал их языки» и рассеял строителей Вавилонской башни по всей земле, вследствие чего люди перестали понимать друг друга.

Aндpeй, это все же говорится о мiре, а не о трудах святых от отцов.

Выбирая между добром и злом, выбирай любовь.

Сергий

  • "Россия управляется непосредственно Господом Богом. Иначе невозможно представить, как это государство до сих пор существует".(с)
  • Сообщений: 7508
  • "αγαπατε друг друга" - основа ученья (с).
    • Просмотр профиля

Re: Святость и непогрешимость
« Ответ #7 : 10 Июнь 2016, 16:31:47 »
Святые святы, как ни банально и тупо звучит эта мысль.
Что есть святость?
Только пребывание в них Духа Святого.
Где и как он пребывает в них? Где благодать Духа Святого во святых?
Увы, традиция свела пребывание благодати Духа Святого к мощам святых и к связанным с ними РЕАЛЬНЫМ чудесам.
Для меня это не главное, хотя я и этого не отрицаю.
Для меня же главное то, что Дух Святой пребывает в уме святых.
Дух Святой - Он прежде всего Ум. Ум же познается и воздействует через помыслы, мысли, слова. В них то и вся благодать и сила Духа, нетварная энергия Духа, то есть ДЕЙСТВИЕ Духа, и состоит. Поэтому ищу благодать Духа в словах, мыслях и помыслах святых, которые получены ими от Духа. Это сложно, но это возможно. Это и есть особая нетварная неосязаемая благодать Слова, Которого Дух и передает, влагая Слово=Христа святыми помыслами в святых, от чего для меня они и становятся истинными носителями святости, то есть нетварной энергии, действия Духа, которое передается мне через их слова. Находить эту святость в словах святых - особое наслаждение, и эта святость слов начинает воздействовать и на тебя и менять тебя. Так понимаю святость святых и механизм действия Духа Словом через святых и на нас.

Но почитаемые, как святые, говорили не всегда от Духа. Поэтому никакой непогрешимости у них нет. И я привел пример слов считающегося великим святым в соседней теме, который просто ради красного словца обвинил Пресвятую честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим Богородицу во тщеславии и желании властвовать. С тех пор, как я это у него прочел, слов этого святого я более не читаю ... Есть масса непрочитанного и у других святых ...
Не нам, Господи, не нам, но имени твоему даждь славу о милости твоей и истине твоей:
Ей гряди Господи Иисусе!  Егоже Царствию не будет конца!  Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе! Аминь.

Родион

  • Сообщений: 9254
    • Просмотр профиля

Re: Святость и непогрешимость
« Ответ #8 : 10 Июнь 2016, 16:54:13 »
Святые святы, как ни банально и тупо звучит эта мысль.

А вот например император Константин. Он святой. А свят ли?

"Святой Равноапостольный царь Константин" - круто звучит.
- Путеводитель хороший не посоветуете?
- Пожалуй вот... возьмите Данте.

Сергий

  • "Россия управляется непосредственно Господом Богом. Иначе невозможно представить, как это государство до сих пор существует".(с)
  • Сообщений: 7508
  • "αγαπατε друг друга" - основа ученья (с).
    • Просмотр профиля

Re: Святость и непогрешимость
« Ответ #9 : 10 Июнь 2016, 17:08:23 »
Святые святы, как ни банально и тупо звучит эта мысль.

А вот например император Константин. Он святой. А свят ли?

"Святой Равноапостольный царь Константин" - круто звучит.
Его святость была им все же проявлена добрым делом. Помысел Духа достиг его и ожил в нем действием уже ума Константина, а затем уже обрел плоть реального дела. Благодать Духа повлияла на него, и он сам явил благодать Духа через себя.
Хотя, конечно, он был обычным воином и правителем со всем из этого следующим в том жестоком мире начала 4 века ... Да, к тому же, он был еще и арианином (крестил его арианский епископ). Хотя тогда почти все, за редким исключением, были арианами ...   :-)
Прямой мотив сравнения с разбойником на кресте ... Крестился то он только перед самой смертью, отойдя от дел ...
Не нам, Господи, не нам, но имени твоему даждь славу о милости твоей и истине твоей:
Ей гряди Господи Иисусе!  Егоже Царствию не будет конца!  Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе! Аминь.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11889
    • Просмотр профиля

Re: Святость и непогрешимость
« Ответ #10 : 10 Июнь 2016, 17:13:23 »
Святые святы, но степень святости разная. Земное прославление и святость, очевидно, не одно и то же. Прошу простить и меня за эти банальности.

Сергий

  • "Россия управляется непосредственно Господом Богом. Иначе невозможно представить, как это государство до сих пор существует".(с)
  • Сообщений: 7508
  • "αγαπατε друг друга" - основа ученья (с).
    • Просмотр профиля

Re: Святость и непогрешимость
« Ответ #11 : 10 Июнь 2016, 17:16:08 »
Святые святы, но степень святости разная. Земное прославление и святость, очевидно, не одно и то же. Прошу простить и меня за эти банальности.
Это как раз многие , да, почти все, и не понимают.
Это для некоторых тут прижившихся на форуме - банальность, для большинства, увы, не банальность, а откровение ...
Не нам, Господи, не нам, но имени твоему даждь славу о милости твоей и истине твоей:
Ей гряди Господи Иисусе!  Егоже Царствию не будет конца!  Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе! Аминь.

Колхозник

  • Сообщений: 3022
  • Владимир
    • Просмотр профиля

Re: Святость и непогрешимость
« Ответ #12 : 10 Июнь 2016, 17:48:37 »
Как бы это не странно звучало, но самым сильным стимулом к изменению, является грех. Правда в мире противопоставлений, признания этого факта стараются избегать.

Колхозник

  • Сообщений: 3022
  • Владимир
    • Просмотр профиля

Re: Святость и непогрешимость
« Ответ #13 : 10 Июнь 2016, 18:02:04 »
Лучше сказать свидетельствуют и собеседуют. Свидетельствуют о действии Духа, который освящает ум и сердце, а собеседуют с теми кто обратился к их трудам.

Если бы только святые свидетельствовали....но ведь Церковь учит их "правильно" понимать.

Игорь Спасский

  • Сообщений: 5492
    • Просмотр профиля

Re: Святость и непогрешимость
« Ответ #14 : 10 Июнь 2016, 18:10:19 »
Как-то Александр сказал не помню где, что методами научного богословия можно долезть до вершины, а взлететь сил не будет, т.к. нет крыльев и отяжелели. С этой позиции можно посмотреть на данное обсуждение ...  Мой ум, к примеру, вязнет и буксует ...  Возникает вопрос для чего это обсуждать? Какой в этом смысл?  Дать уму новые поля для прыжков?  А что толку-то?

Без дара рассуждения и имеющему крылья грозит судьба Икара.

А что Вы понимаете под даром рассуждения? Очень похоже на мем ветхого ума

Сергий

  • "Россия управляется непосредственно Господом Богом. Иначе невозможно представить, как это государство до сих пор существует".(с)
  • Сообщений: 7508
  • "αγαπατε друг друга" - основа ученья (с).
    • Просмотр профиля

Re: Святость и непогрешимость
« Ответ #15 : 10 Июнь 2016, 18:21:00 »
Лучше сказать свидетельствуют и собеседуют. Свидетельствуют о действии Духа, который освящает ум и сердце, а собеседуют с теми кто обратился к их трудам.

Если бы только святые свидетельствовали....но ведь Церковь учит их "правильно" понимать.
Вот, вот ... В точку. Это всегда меня вводило в ступор. Теперь привык не обращать внимание ... Разве, что обращаю внимание на оросы и определения Вселенских соборов. К счастью их не много ... А так просто коллекционирую разные мнения ... Чем это по сути и является .. И ищу ответа у Духа в молитве. Но это очень сложно. Мы ведь привыкли идти "по накатанной дорожке", как школяры ... Дух же дает часто НЕОЧЕВИДНЫЕ истины, которые и озаряют, и вводят в ступор одновременно. Тогда начинаю перебирать слова святых на эту тему ... И .... о чудо ... почти всегда нахожу консенсус у святых, который церковь, увы, или не обнаруживала, или намеренно держала в тени ...

Так, например, было с озарением меня истиной, что Богом был предусмотрен иной способ размножения человеков, которая, как оказалось в последствии, консенсус у святых, но замалчивается и прячется церковью, призывающей плодиться и размножаться имеющимся способом ...

Это все печально ... Обратный поиск у святых высказываний на ту или иную тему очень трудоемкий, но другого выхода нет, так как без проверки своих "озарений" соборным мнением святых можно дров наломать, и ошибиться, то есть согрешить помыслом.
Не нам, Господи, не нам, но имени твоему даждь славу о милости твоей и истине твоей:
Ей гряди Господи Иисусе!  Егоже Царствию не будет конца!  Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе! Аминь.

Молчащая

  • Сообщений: 839
    • Просмотр профиля

Re: Святость и непогрешимость
« Ответ #16 : 10 Июнь 2016, 19:25:02 »
Святые святы, но степень святости разная. Земное прославление и святость, очевидно, не одно и то же. Прошу простить и меня за эти банальности.
И да...Как определить святость людей, непрославленных земным прославлением или например непринадлежащих конфессионально ни одной религии? Интуитивно, по делам, по Духу?
Страшно впасть в руце Бога Живаго!
Что сотворите одному из малых сих, то Мне сотворите!

svod

  • Сообщений: 3865
    • Просмотр профиля

Re: Святость и непогрешимость
« Ответ #17 : 10 Июнь 2016, 19:37:22 »
И я привел пример слов считающегося великим святым в соседней теме, который просто ради красного словца обвинил Пресвятую честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим Богородицу во тщеславии и желании властвовать. С тех пор, как я это у него прочел, слов этого святого я более не читаю ... Есть масса непрочитанного и у других святых ...

Хотел сказать в той теме, теперь скажу в этой.

Мы зовем Богородицу не святой Богородицей, а Пресвятой Богородицей, это значит, что ее святость является святостью высшей пробы. Если никто из святых Церкви не был свободен от прегрешений: словом делом или помышлением, то Богородица была непогрешима. Тому кто обличал Богородицу в тщеславии, когда она пришла с братьями Иисуса и:  "некто сказал Ему: вот Матерь Твоя и братья Твои стоят вне, желая говорить с Тобой", следует ответить следующее.

Не тщеславие двигало Богородицей, а материнское сердце, которое переживало о своем Сыне. Можно поразмышлять о причине этих переживаний, (например: прошел слух, что Иисуса хотят взять силой, осуждая за Его деятельность). Подобное переживание за судьбу Сына мы уже встречали в Евангелие: Когда родители искали Отрока Иисуса в Иерусалиме, Он сказал: «Или вы не знаете, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему?».

 И так, кто посмеет обвинить в прегрешении материнское сердце, которое переживало за Сына, над которым, возможно, нависла опасность. При этом, мы никогда не слышали, что Богородица начинала перечить своему Сыну, последним словом было за ним, оно и успокаивало сердце Богородицы: "се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему".

Выбирая между добром и злом, выбирай любовь.

palomnik

  • Сообщений: 330
    • Просмотр профиля

Re: Святость и непогрешимость
« Ответ #18 : 10 Июнь 2016, 20:43:51 »
Цитировать
Православная Церковь обращается к Богородице словами «Пресвятая Богородица, спаси нас», что указывает на участие Богородицы в деле спасения и искупления (к святым принято обращение «моли Бога о нас»). (http://pravoslavie.by/page_book/bogorodica-2)
Имхо, в Евангелии описаны случаи обращения к Богородице за помощью (притчи, в каком-то смысле) и показано, в каком случае это обращение остается без ответа.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11889
    • Просмотр профиля

Re: Святость и непогрешимость
« Ответ #19 : 10 Июнь 2016, 21:59:22 »
И да...Как определить святость людей, непрославленных земным прославлением или например непринадлежащих конфессионально ни одной религии? Интуитивно, по делам, по Духу?

Мерою того света (святостью), который имеем в себе. В ином случае мы, образно говоря, управляемы специально созданными для этого программами и за святость принимаем навязываемые нам представления о ней. Есть искорка Божьего света в нас, увидим и свет интуитивно (по Духу) или по делам - в других.

Aндpeй

  • 3
  • Сообщений: 3015
    • Просмотр профиля

Re: Святость и непогрешимость
« Ответ #20 : 11 Июнь 2016, 13:42:47 »
И я привел пример слов считающегося великим святым в соседней теме, который просто ради красного словца обвинил Пресвятую честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим Богородицу во тщеславии и желании властвовать. С тех пор, как я это у него прочел, слов этого святого я более не читаю ... Есть масса непрочитанного и у других святых ...

Хотел сказать в той теме, теперь скажу в этой.

Мы зовем Богородицу не святой Богородицей, а Пресвятой Богородицей, это значит, что ее святость является святостью высшей пробы. Если никто из святых Церкви не был свободен от прегрешений: словом делом или помышлением, то Богородица была непогрешима. Тому кто обличал Богородицу в тщеславии, когда она пришла с братьями Иисуса и:  "некто сказал Ему: вот Матерь Твоя и братья Твои стоят вне, желая говорить с Тобой", следует ответить следующее.

Не тщеславие двигало Богородицей, а материнское сердце, которое переживало о своем Сыне. Можно поразмышлять о причине этих переживаний, (например: прошел слух, что Иисуса хотят взять силой, осуждая за Его деятельность). Подобное переживание за судьбу Сына мы уже встречали в Евангелие: Когда родители искали Отрока Иисуса в Иерусалиме, Он сказал: «Или вы не знаете, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему?».

 И так, кто посмеет обвинить в прегрешении материнское сердце, которое переживало за Сына, над которым, возможно, нависла опасность. При этом, мы никогда не слышали, что Богородица начинала перечить своему Сыну, последним словом было за ним, оно и успокаивало сердце Богородицы: "се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему".
Святость завистит не от колличества грехов и страстей а от прощения Бога, святые они святые не потому что с младенчества постились по средам и пяткам, а по милости Господа, что двигало Пресвятой Богородицей было известно её Сыну и именно это послужило причиной Его отречения от Матери.

Молчащая

  • Сообщений: 839
    • Просмотр профиля

Re: Святость и непогрешимость
« Ответ #21 : 12 Июнь 2016, 22:21:50 »
И да...Как определить святость людей, непрославленных земным прославлением или например непринадлежащих конфессионально ни одной религии? Интуитивно, по делам, по Духу?

Мерою того света (святостью), который имеем в себе. В ином случае мы, образно говоря, управляемы специально созданными для этого программами и за святость принимаем навязываемые нам представления о ней. Есть искорка Божьего света в нас, увидим и свет интуитивно (по Духу) или по делам - в других.
В принципе я так и думала, что интуитивно. а заслуги и конфессии здесь не при чем...
Страшно впасть в руце Бога Живаго!
Что сотворите одному из малых сих, то Мне сотворите!

геворк

  • 3
  • Сообщений: 51
    • Просмотр профиля

Re: Святость и непогрешимость
« Ответ #22 : 08 Январь 2018, 22:54:31 »
Дополню ещё эту тему немного фактами и своими соображениями. Богодухновенным является только Писание. Предание и прочее не считается богодухновенным. Соборность это хорошо, а почему бы Библию не почитать. За всеми отцами, свечами, иконами, святыми, книгами, итд, Бога, молитву и любовь к ближнему не забыли случайно? Напомню, что Христос общался не с учеными, не с философами, а с простыми людьми и, в свете этого, что непонятного можно найти в Евангелиях? Есть конечно исторические и другие контекстные нюансы, но если не горячиться, молиться и разбираться по мере сил, втч и с помощью Предания, то лучше читать Библию и разбираться во всех ее тонкостях, глубине и ширине, чем во всех перипетиях всех остальных писаний вместе взятых.
Про святость в соседней теме писал, что по мне Свят только Бог.
А, и Христос не "отрекался" конечно от Богородицы, просто ближними были в тот момент другие люди, а в любви нет очередности и блата так сказать.
« Последнее редактирование: 08 Январь 2018, 23:27:07 от геворк »