Исихазм



18 Сентября 2019, 23:11:35

Автор Тема: Кто такой практик и что такое практика умного делания? Как стать практиком?  (Прочитано 172244 раз)

Vacheslav

  • Сообщений: 392
  • Вячеслав
    • Просмотр профиля

Структура, компоновка, состав базисных слоёв определяет различные динамики на более внешних уровнях. Перемена базисных слоёв много сложнее и, вместе с тем, она как-бы более фундаментальна.

То как выглядит положение вещей в базисных массивных слоях разительно отличается от подвижности внешних.

Ну да, базис - это как кости в организме, самая плотная структура, в нем же зарождается кровь, а все остальное менее инертное и помягче. Но тут тоже мб ошибка логического ума, что как бы базис сложнее менять - высокая инертность, потому как, чтобы изменить базис нужна более мощная сила, сила Духа, это как Краевед как-то писал, что эта энергия как бы не природна человеку.

А вместе с тем, только эта Сила и может изменить базис, а изменив базис - все остальные слои неминуемо будут трансформироваться. Поэтому глядя на все необычной логикой, базис поменять не сложнее, чем все другие слои, важно скорее какого качества энергия трансформации.

Вот Христос же когда исцелял людей, Он менял базис, переводил инертное в мощнейший потенциал горячего воска, на который, поставив печать, базис в моменте трансформировался.

 Те уже было все сделано, исцеление в потенциале уже было и на уровне парадигм ума и на уровне тела, оставалось только согласие человека: веруешь - да, Господи, помогу моему неверию! И исцеление происходило по согласию человека, через принятие, ставилась печать на горячем воске и все менялось.
Горé имеем сердца !

Игорь Спасский

  • Сообщений: 4983
    • Просмотр профиля

Интересны перемены, происходящие в массовом уме.

Живёшь себе, считая себя уникальным и не повторимым. А тут в какой-то момент оказывается, что так как ты живут и думают многие. Начинаешь трезвее видеть своё место под солнцем.

Можно отслеживать в себе и действиях на себя сдвижек в общем сознании. Причём действие совсем не поверхностное, есть глубина.

Родион

  • Возвысь свое сердце и вернись к обыденному.
  • Сообщений: 8972
    • Просмотр профиля

Цитировать
Прямо сейчас вы держите книгу. Где вы видите книгу? Покажите пальцем на то место, где вы ее видите. Думаете, изображение находится вне вас? Подумайте еще раз. Помните, как это работает? Свет падает на книгу, отражается, проходит через роговицу, хрусталик и стекловидное тело, а затем проецируется как перевернутое изображение на сетчатке – вы знаете всю историю. Итак, на самом деле вы видите книгу внутри себя. Где вы видите весь мир? Опять же внутри себя. Все, что когда-либо происходило с вами, вы испытали непосредственно внутри себя. Свет и тьма, боль и удовольствие, агония и экстаз – все это произошло внутри вас. Если сейчас кто-то коснется вашей руки, вы можете подумать, что ощущаете чужую руку, но на самом деле все ощущения вы испытываете только в своей собственной руке. Весь опыт содержится внутри. Весь человеческий опыт на сто процентов генерируется его носителями.
В выражении «Бог Есть Любовь» одно слово лишнее… Ты догадался какое?.. Правильно, любое!..
Тогда два!.. Догадался какие?.. Правильно, любые!.. Тогда три…

Игорь Спасский

  • Сообщений: 4983
    • Просмотр профиля

Цитировать
Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною...  (Мф. 16:24)

Куда следует Господь и куда, соответственно, приглашает? Что-такое своей крест?

Мой ответ: следует по Пути глубочайшего обожения, духовного преображения тварного мира. Следует по Пути Любви в раскрытии её глубины и объёма.
Мой крест - конкретные обстоятельства жмзни, в которую помещён. Конфигурация этноса, рода, семьи, где родился. Реальное текущее состояние, его особенности. Метафорически - дом с его фундаментом, подвалами, стенами, планировкой, чердаком, окнами, пространством внутри и во вне, жителями и т.д.

Взять свой крест - принять обстоятельства в их многомерности и в них (сквозь и через) пойти Путём Духа в преображение. Это путь тяжести, боли, сложнейших проживаний.

Взять свой крест - трезво увидеть реальные обстоятельства своей жизни и свою конфигурацию и пойти во всём этом за Ним.

Это движение приводит к тяжести базовых слоёв, скрытых от пенного человека в подсознании, раскрытию высот и при этом опаления тела с сопутствующими болями и поломками.

Этот евангельский призыв является прямым благословением-указанием-ориентиром практики.

Сатчинанда - знание-бытиё-блаженстао раскрывается в несении креста. Господь не призывает к лёгкой прогулке или легковесной поверхностной жизни. Крест - жесть встоечи дремучей материи и Духа и всё, что связано с этой драмой инволюции и эволюции.

Плерома Царствия Божьего открывается именно через несение креста сквозь свою жизнь на многих уровнях.

продолжаю:

Чем глубже погружение в уплотняющиеся слои душевной субстанции, тем более чистым и развитым должен становиться ум для проведения сознательной работы.

Здесь нужно сказать об одном важном законе. Если знать, что главная цель человека - обожение (стать богом по благодати), открывается смысл жизни-пути любого из нас. Любой из нас проходит через характерные этапы, начиная с рождения и заканчивая смертью. Внешний человек, соответственно, идет внешней стезей, богатея земным богатством и теряя его, внутренний человек, коль мало-мальски развит, постигает глубинные пространства... Человек может забить на свой ум, оставив его в ленной тупости, может наплевать на свои нераскрывшиеся чувства или даже подавлять их: душа - чурбачок, ум - пятачок... Человек может издеваться над своим физическим телом. И каким-бы злым, ленивым и тупым он не был по отношению к себе, сама мать-природа будет вести его по давно проложенному пути от рождения через комедию жизни и драму смерти к своей далекой цели. Эта цель - смутное отражение божьего замысла о человеке, его инволюции и эволюции. И выбор у человека не велик: либо сознательная работа над собой ради главной цели обожения, либо рабский труд в галерах-телах, плывущих в непонятую даль.  Рабы порой бредят о спасении своих душ и в бунте ломают тела-галеры, а флотская армада плывет и плывет...

Дело тела одно для всех, его можно выполнять либо с безысходностью раба, не получающего воздаяния, либо в свободе сыновьего труда.

продолжение следует...

Сказанное мной в предыдущих сообщениях - присказка. Сказ же впереди...

Предположим, некий старатель из картели умного делания в достаточной степени очистил, утишил и возвысил свой ум, отчасти успокоил и благословил страсти, входя умом все глубже в их вязкие слои вплоть до контакта с низовыми животными силами, приоткрыл люки подсознания... Спуск вниз (как и подъем наверх) сталкивает ум с силами души, которые никак не укладываются в простую схему. Они плохо вербализируются, они не имеют четкого узнаваемого образа. Их отличительные черты - тупость, невежество, тяжесть, ленность. Им нравится "блаженство" (нравится и блаженство - слова чрезмерные)  ничегоневедения  и нигденепребывания. Мучительное "блаженство" защищает от архаичного страха, который прячется в "расщелинах" этих сил, пропитывает собой их тупую субстанцию, парализует. Если же страх прорывается наружу черной магмой, разносит все к чертовой матери.

Взорвать сокрушительный вулкан страстей могут и сексуальные силы. Это понятно. Однако они расположены выше и не способны растолкать инерцию сверхплотных слоев ума и души, завязанных на самые элементарные бытовые действия - те, которые мы совершаем почти автоматически.  И та сила, которая на востоке называется кундалини, хоть она и неизмеримо больше сексуальных истечений, не способна пробудить самый низ.

Пробуждает божий свет, приходящий сверху. Только реакция заканчивается одинаково - поломкой, которая выражается в (около)физических болезнях и конкретных жизненных потрясениях, которые затрагивают как самого человека, так и его окружение. В этом нет ничего принципиально нового. Подобное происходит и при проработке верхних этажей душевного тела и находит проявление в буйстве страстей. Страсти подвижны и текучи, тело (как физическое тело, так и "тело" жизни) инертно и дебело, посему последнее и ломается.

Другая проблемка по-своему интересна и имеет вполне понятный характер. Очищенный ум и проработанные страсти (душевные силы) остаются предоставленными самим себе, их деятельность носит лишь вспомогательный характер, поскольку работа на определенном уровне должна совершаться с помощью соответствующих инструментов. Нельзя с помощью ментальных схем и страстными наездами преобразить околофизическое пространство. Можно обуздать, поработить, обустроить, пробить на чудо, умертвить... но суть материи жизни останется старой. И вот что происходит: ум и душевные силы очищены и частично изменены, они как бы сверху, а сама работа ведется внизу - в тупой грязи проклятого тела, ждущего освобождения. "Лопата" копает, грязь летит наружу и вверх, засоряя умно-душевные пространства. Со стороны такой труд выглядит непривлекательно - ну нет образа праведника в белом одеянии на быстром коне :) И хорошо, что нет: этот образ - один из ментальных инструментов, которые лишь мешают работе.

продолжение следует... 

Регулярные взрыаы-выбросы вулкана страстей как-бы призывают идти вглубь, неся крест идя за Ним.

Призыв нести крест как-бы отсекает всевозможные "если бы", "за что", "почему у тех так, а у меня иначе". Это путь принятия своих обстоятельств и действия из них и в них.

Путь с крестом ведёт в истинное смирение, Любовь,  через ад, через толпы мучителей, искушения, ловушки на Пути. И в этом движении тоже принятие. Не пытаясь перекроить (даже виртуально) правила игры, а конкретное следование в колее этих правил за Ним.

Несение креста в преодоление унылой тупости и бессмысленности, разрозненных и нечистых сил, тягот материального бытия на Пути за Ним. Сам Путь за Ним открывает энергийно-смысловое вдохновение-посвящение.

Окно возможностей - вход в Путь креста в движении за Господом очень в конретном практическом смысле.

Вхождение в Путь креста даёт реальную возможность смиренно идти сквозь хляби подсознания, давящие плиты плотных слоёв за Ним. Который Путь, Истина и Жизнь в реальном конретном проживании.

То, что написал о Пути креста проступила сквозь жуткую головную боль этой ночи. Буквально разрывающую. Не дающую возможности просто жить. Заметил, что после такого пишется что-то для меня новое. Как-бы в ином ключе, чем виделось ранее. И это, имхо, также проявление Пути креста.

Насколько понимаю, процесс взятия своего креста и последующего несения за Ним - процесс не единовременный. Контуры своего креста - обстоятельств жизни проступают далеко не сразу. По мере трезвения и проработки ума, утончения и очищения. Затем момент взятмя - смиренного принятия. А затем несения также раскрываются не быстро.

Плюс видение контуров креста постепенно уточняется и всё более глубоко детализируется. Вход в тайну Пути креста многомерен и объёмен. Это реальное окно возможностей.  Возможность обширного входа создала работа Александра и её выражение на форуме.

Считаю очень и очень важным эту  возможность не упустить и войти в тайну несения креста по Пути за Ним.

Можно внутренне обратиться и попросить от самой своей глубины: "Господи, помоги войти в тайну Пути креста и последовать за Тобой". Помоги открыть свой крест именно в моих обстоятельствах, принять его и пойти за Тобой.

Сквозь боль, вчерашний детский гробик, давящие обстоятельства стал проступать Путь креста и видеться вход в него. Думаю в жизни каждого можно рассмотреть возможность такого входа и именно войти, пойти за Ним со своим конкретным крестом.
« Последнее редактирование: 30 Апреля 2019, 07:23:53 от Игорь Спасский »

Игорь Спасский

  • Сообщений: 4983
    • Просмотр профиля

Путь креста преломляется в разных гранях и составах. Он особый в слоях ума, в слоях страстных сил, эмоциональных движений, различных измерениях сердца, телесности, социальных отношениях, слоях коллективной матрицы. Однако на всех уровнях есть общее. Глубокое смиренное принятие обстоятельств в их предельноц конкретности (трезвенное видение и не сбегание) и движение в этих обстоятельствах за Ним.

Осознание и понимание призыва к Пути креста, хотим мы этого или нет. Фразы типа "мой Бог меня на крест не позовёт" и т.п. не проканывают. Здесь дело принятия данного призыва и жизнь в нём. Очень и очень в конкретном смысле.

Имхо. Раскрытию Пути креста и удержанию в нём помогает как раз единство знани-быти-блаженства. Глубокая ткань-вязь смыслов, открываемая объёмом жизни и ввсшее блаженство (оно не страстное, оно крестное, т.е. логосно-смысловое - жизнь не в балдеже, а со смыслом движения по Пути с крестом за Ним).

Насколько получилось - постарался выразить то, что пришло.

Хорошо бы обсудить конретные грани Пути креста, его осознания, принятия, усвоения для расширения прохода и поддержания открывшегося окна возможностей входа в Путь креста и жизни в нём.

Можно рассмотреть то, что в нас мешает принятию Пути креста, якорит на успехах в мире сём. Какие возникают внутренние отторжения, проявляющиеся как желания перекроить этот мир под себя.

Вопрос как именно мне войти в тайну Пути креста? Как увидеть его контуры в объёме? Как принять прищыв взять крест и идти? Как избежать внешне-слащавого понимания и штампованных трактовок Пути креста?

Глубина тайны Пути креста ...  Как наше форумское общение и предыдущие наработки помогаю в нё войти? Что говорит Писание и святоотеческая традиция? Что говорят современные исследователи практики?

Как это всё вместить, интегрировать и войти в тайну Креста? Имхо. Какждому из нас стоит озаботиться этим вопросом по настоящему. До глубины. Вложив все свои силы в осуществление прохода в тайну несенич креста. Найти способ именно в своих обстоятельствах. Рассмотреть и вместить опыт тех, кто прошёл на этом пути по дальше. Поискать возможности имплантировать этот опыт в свои конкретные обстоятельства.

Отдельная тема - несение креста в бытовой повседневности. Без прикидывания и иммитаций. А в настоящем евангельском смысле. Про это неоднократно писал Александр.

Вторя СергеюЧ - Путь креста он по лезвию и на пределе, часто по неразведанных и неразмеченным слоям пространствам. Путь за Ним сквозь всё.
« Последнее редактирование: 30 Апреля 2019, 08:00:52 от Игорь Спасский »

Игорь Спасский

  • Сообщений: 4983
    • Просмотр профиля

Путь и символика (онтологический проход - окно) креста раскрывается как в истории планеты в целом, так и различных народов и городов.

...если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною. (Лк., IX, 23)

Кто хочет идти за Господом, должен отвергнуть себя, взять крест свой и следовать за Ним - по крестному пути. Выбор этого пути не легок, и шествие по нему - через боли и страдания - в Царство Божие. Признав Христа, берут люди кресты на рамена свои; приняв христианство, встают на крестный путь целые страны и народы. Есть свой крест и у Руси Великой - такой же огромный, как и страна.

По преданию первым пришел к славянам с проповедью слова Божьего Апостол Андрей Первозванный. Он по Днепру поднялся до места, где стоит ныне Киев-град, и воздвиг крест, а затем поднялся еще выше и водным путем дошел до Валаама. Так была прочерчена вертикальная составляющая Русского Креста, и предание об Андрее Первозванном, просветившем славянские земли, уловило замысел Божий о судьбе России.

Русский Крест - восьмиконечный. Основание его - в Византии, от которой приняла Русь христианство, взлет Креста задал Апостол Андрей, а нижним перекрестьем, связавшим небесную волю с жизнью народа русского, стал славный град Киев - первая столица Руси. У нижнего перекрестья как бы нет равновесия - оно косое - это неустойчивое подножье для стоп Святой Руси: и поныне Киев - основание православной веры и источник политических и церковных распрей...

Крестное древо прорастает ввысь и разрастается вширь, Киевскую Русь сменяет Русь Московская, и у Креста появляется центральное перекрестье: все громче стучит сердце России, и руки ее, раскинутые вширь и пригвожденные к горизонтальной перекладине, соединяют Восток и Запад. Русь Святая распинается на кресте во святых своих, а распинатели ее бредят в мечтах о Третьем Риме - граде земном и падшем - круговой цитадели и пауке, сосущем кровь из России. Образ Града Небесного меркнет, и взыскующие его становятся странниками в православном отечестве. Учение о цели христианской жизни растворяется в заволжских лесах. Наступает долгое затмение...

Смысл Русского Креста откроет верхнее перекрестье, где глава Святой Руси распятой. Возрождается третья столица, град Святого Петра, - логос Руси - коронованный тернием город, город смерти и город воскресения. И в еще неярком свете утренней зари начинают проступать забытые буквы на табличке у царственного изголовья.

А почему Киев называют матерью городов русских, Москву - сердцем, а Санкт-Петербург - главой? Или в Китеж-граде усматривают прообраз Небесного Иерусалима? И пишут книги о метафизике Петербурга? Бисер под ногами: будем подбирать или топтать?..

О символике восьмиконечного креста - с исихастской позиции.

Центр креста символизирует молитвенное предстояние в сердце - собственно, сердечную молитву, в которой молитвенник обнимает весь мир. Нижнее перекрестье и косая перекладина - сосредоточение на чреве для поражения мысленного зверя - схождение во ад (подсознание) своей души и стояние (на подножии) во аде. Верхняя часть и перекрестье - умное постижение (сверхсознание) божественного Логоса, соединенное с видением тварных логосов.
« Последнее редактирование: 30 Апреля 2019, 08:07:10 от Игорь Спасский »

Игорь Спасский

  • Сообщений: 4983
    • Просмотр профиля

Вход в тайну Пути креста через символ крестного древа, Древа Жизни. Тайна бытия в кресте. В прямом конкретном смысле, без высокопарностей и образов. Указание на непосредственную практику.

Можно здесь вспомнить Силуаново: "держать ум во аде и не отчаиваться". Имеющее прямое указание на аход в тайну Пути креста.

Вход в Путь креста раскрывает объём духного мышления-рассуждения. Возможности творческой синнергии с Духом в конкретных обстоятельства. Без фантазирования, преукрашения или умаления реальности.
« Последнее редактирование: 30 Апреля 2019, 08:11:25 от Игорь Спасский »

Родион

  • Возвысь свое сердце и вернись к обыденному.
  • Сообщений: 8972
    • Просмотр профиля

Однажды Сын Человеческий распростер руки и вернулся к Отцу, пробив стену человеческой темницы, стену невежества, и пустил в нее Свет мудрости, Любовь, Блаженство, Ведение.



Но люди все поправили. Они возвели на этом месте крест, восстановили стену и создали культ поклонения кресту. Некоторые даже развили серьезную теорию и продолжают латать чтоб не вывалился. Но тот ли это "крест"?



Мне кажется что нет. Жизнь и смерть разные состояния. Хотя вроде как в одной стене.

Завесу в храме тоже заштопали в несколько рядов. Так чтоб попрочнее была.
В выражении «Бог Есть Любовь» одно слово лишнее… Ты догадался какое?.. Правильно, любое!..
Тогда два!.. Догадался какие?.. Правильно, любые!.. Тогда три…

Игорь Спасский

  • Сообщений: 4983
    • Просмотр профиля

Обратен кресту гедонизм. В том числе и духовный. Ублажение, исключительность, состояние ищущего и т.д. могут не иметь ничего общего к реальной духовной жизни, к которой призывает Господь: взять свой крест и идти за Ним.

Родион

  • Возвысь свое сердце и вернись к обыденному.
  • Сообщений: 8972
    • Просмотр профиля

Все полностью зависит от смысла, который вкладывается в понятие - "возьми свой крест". Кто скорбно смиряется со своей грешной природой и вымученно прет к смерти кляня все и вся и в первую очередь себя, а кто то принимает ответственность за свою жизнь на себя и начинает отвечать Жизни, поддерживая и духовный и душевный гомеостаз в гармонии с Богом и миром во всей дарованной нам полноте. С ближним и дальним. Не перекладывая забот на плечи мифических созданий. И это тоже несение креста.
В выражении «Бог Есть Любовь» одно слово лишнее… Ты догадался какое?.. Правильно, любое!..
Тогда два!.. Догадался какие?.. Правильно, любые!.. Тогда три…

Raisa

  • Сообщений: 2749
    • Просмотр профиля
    • zapowed_nik

Опыт копить тоже нет нужды, нужно уметь его отпускать, чтобы открылось что-то новое, что как раз может стать разъяснением предыдущего опыта, ничего не удерживать и не считать своим опытом.

Вот как у детей доверие к Богу и родителям не требует знаний и опыта, так и не требуется опыт, чтобы доверять Богу и искать опоры в Нем, опыт и знания - это, как побочный продукт доверия Богу и Его слову.
Интересные суждения. Значит ли это, на Ваш взгляд, что опыт-знания надо вообще нивелировать? Ведь в том состоит и развитие, иначе зачем оно?
"Не удерживай слова, когда оно может помочь" (Сир 4.27)

Raisa

  • Сообщений: 2749
    • Просмотр профиля
    • zapowed_nik

Игорь, всё в общем-то правильно написали. И спасибо и за напоминания, и за глубину.
Только ещё такие небольшие вставки-комментарии:
Во время несения Креста конфигурации могут неожиданно меняться.
И надо помнить об общем святоотеческом принципе "от деяния к боговидению" или в восточных практиках понятия кармы-дхармы. Карма - это багаж, это то неприятное, что надо как бы отстрадать - прожить - принести плоды покаяния. (уже рассказывала, как в больнице под наркозом очень не хотела обратно в тело и взывала: "Ну зачем это надо? Зачем мы тут?" и как бы тихий голос ответил очень кратко: "Отстрадать"). После кровавого проживания которого наступает дхарма - уже более лёгкий, свободный, благостный Путь с учётом всех знаний, опыта, по-святоотечески, приближение уже на земле к церкви-торжествующей от церкви-воинствующей. Но тут, верно, не надо обольщаться и раньше времени думать, что ты уже в торжествующей. Пирог должен испечься. Но критерий, что жизнь должна становиться всё легче и легче, хотя бы по чуть-чуть, считаю верным и показательным, что есть результаты и плоды правильной практики.

И да, это также верно, что по мере приближения к блаженству как этапу, возрастают и "проработки" и испытания. Как старинная фраза "если б люди знали, какие утешения испытывают монахи, все бы пошли в монахи, но если б знали, какие испытания они проходят, никто бы не пошёл".
"Не удерживай слова, когда оно может помочь" (Сир 4.27)

Игорь Спасский

  • Сообщений: 4983
    • Просмотр профиля

Крест ситуативен, имхо, предельно. Он берётся и глобально, и в динамике повседневности в моменты выборов, движений, действий.

Родион

  • Возвысь свое сердце и вернись к обыденному.
  • Сообщений: 8972
    • Просмотр профиля

(уже рассказывала, как в больнице под наркозом очень не хотела обратно в тело и взывала: "Ну зачем это надо? Зачем мы тут?" и как бы тихий голос ответил очень кратко: "Отстрадать")

Raisa, отчасти в шутку - :), не обижайтесь, а то иногда проинтерпретируешь что нибудь - и люди думают что из не уважения к или еще что - и обижаются. Этот рассказ тоже имеет 2а полюса восприятия. Отстрадать можно понимать как страдания, а можно и как отстрадать чем либо. И второе не менее актуально чем первое. Более того, когда отстрадаешь всякой фигней (что второе), то заканчивается и первое. И человек переходит к жизни и иному мировосприятию. И не только "миро".
В выражении «Бог Есть Любовь» одно слово лишнее… Ты догадался какое?.. Правильно, любое!..
Тогда два!.. Догадался какие?.. Правильно, любые!.. Тогда три…

Игорь Спасский

  • Сообщений: 4983
    • Просмотр профиля

Несение креста не имеет ничего общего с унылой иммитацией-подменой аскетики. Хотя радость здесь иная. Как-бы не гедонистическая.

Знание-жизнь-блаженство. Радость смыслов и серъёзной работы. Гедонизм, у меня, от нихрена не делания и пустоты жизни. Взял миссию  - неси как в игре. До следующего левела. Есть и глобальная миссия.
 

Поиск