Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Исихазм



20 Мая 2019, 22:38:12

Автор Тема: Кто такой практик и что такое практика умного делания? Как стать практиком?  (Прочитано 157276 раз)

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 10658
    • Просмотр профиля
    • http://www.hesychasm.ru

***Причём видимо и быстро текущая повседневность не менчется. ***

В зависимости куда сходишь. Если погружение в бытовые подсознательные области ума (ниже страстей), то меняется и текущая повседневность (уплотняется, утяжеляется, происходят вполне конкретные физические события). Так у всех, только человек, живущий на поверхности, отмечает, что наступила слишком темная полоса - в жизни-зебре. И для него выход - возвращение к старому. При сознательной работе - происходит расчистка - и проход к бОльшему.

Игорь Спасский

  • Сообщений: 4927
    • Просмотр профиля

Да. Из того, что заметил-вспомнил. Могут быть проблемы со здоровьем, в отношениях с окружающими, здоровье близких, физические недомогания, разные боли. Иногда инициирующие-раскрывающие события.

Важно именно не выпрыгнуть обратно в пену или в верх, а именно пройти к БОЛЬШЕМУ. И, имхо, здесь ведёт глубокая устремлённость. Ментально-образные представления-движетели рассеиваются в прах. Иногда ведёт волевая сила, о которой писала Окси. Что-то то ведёт, когда уже вроде и не кому и не куда и нечем идти. А оно парадоксально идётся.

Проработка базиса, кроме мучительного, рождает большую полноту смыслов. И, соотаетственно, раскрывает глубину жизни. Открывается то, что не доступно в пене и верхах. Причём происходит удивительно и парадоксально.

Aleks_san

  • Александр
  • Сообщений: 221
  • добрый самаритянин
    • Просмотр профиля
    • VK

""опыт ясного и трезвого (со)стояния молчащего ума - без путешествий вовне, без подключения воображения""
Да-да, именно так. Если наблюдается другой эффект, то значит не то делается. Если ум правильно свести в сердце, то он умолкает и переходит в режим наблюдателя. Что значит правильно - во-первых, ум не хозяином должен опускаться, а подобно маленькому ребёнку в объятья мамы. И ничего не ожидать. Трудно стремиться чего-то там достичь и ничего не ожидать, но надо постараться. Ожидать не ожидая, так сказать. Вот. И если всё правильно делается, то ум ничего не наблюдает, кроме своего молчания) В этом сходство с восточной медитацией, кстати. Но это ещё не всё. Когда станет привычным умолкание ума после сведения в сердце, нужно добавлять чувство признательности и/или благодарности. Ещё лучше - любви, но это трудно, а то - проще. Всё это ИМХО, основанное на опыте.
"Опыт преображения открыт людям уже в этой жизни."
Макарий Египетский.

Никопон

  • Сообщений: 473
    • Просмотр профиля

То, что у Никопона "нет опыта ясного и трезвого (со)стояния молчащего ума" не соответствует действительности. А схождение ума в сердце и погружения в подсознание - это совсем разные движения, не хорошо наговаривать будто кто-то против обоих.

Вход в коллективное бессознательное можно найти и в себе. Но не все походы через любые входы полезны. И ап. Павлу не все было полезно, и нам тоже.

В качестве примеров можно подумать о том же Есенине и многих других поэтах. Весьма восприимчивые, могли улавливать и отражать разные миры, отправляясь в коллективное бессознательное. И потом притаскивать - иногда и в руках свет, иногда и на ногах пыль.
любящий другого исполнил закон (Рим, 13-8)

Игорь Спасский

  • Сообщений: 4927
    • Просмотр профиля

Сидя на высоте, наблюдай, если только знаешь это; и тогда увидишь, как и когда, откуда, сколь многие, и какие тати хотят войти и окрасть твои грозды… (Лествичник)

Эту цитату из Лествицы мы обсуждали ранее на форуме. В ней квинтэссенция приемов по трезвенному молчанию ума. Далее короткий разбор.

Сидя на высоте...

Под высотой не следует понимать конкретное физическое место. Если человек еще не видит внутреннее пространство ума и души, он может попытаться привязать "высоту" к конкретному месту, только без фанатизма. Обычно это середина груди. Для более опытных, не впадающих в экзальтацию, это место может располагаться чуть над головой. Или находиться одновременно и над головой, и в районе сердца. Ум, по мере очищения, может быть в разных местах. Место сосредоточения на физическом плане не является чем-то принципиально важным. Важно умение выйти из обусловленности внешним и войти вовнутрь.

Что же такое внутреннее нахождение на высоте, которая не привязана к конкретному физическому месту? Прежде всего, на высокую внутреннюю гору нужно подняться, что требует владения, пусть и минимального, внутренним пространством и умения в этом пространстве передвигаться умом, причем не абы куда, а вверх. Именно это неумение внутренне (не нравственно, не мыслительно, а энергийно) возвышаться умом приводит к быстрому поражению новичков в молитве. Новичок "садится" умом на молитву в том месте мысленного пространства, в котором доселе болтался. Обычно это место бытового потока сознания, его отходов, среди которых без длительной подготовки долго не усидеть. Или ум скатывается в низкие оккультные пространства - в сон и опьянение сомнительными озарениями.

Подъем на высоту осуществляется энергийно - через осуществление действий ума, требующих развития таких его качеств, как собранность, ясность, трезвенность, неподвижность в соединении со способностью подвигать себя. Неподвижность, соединенная с деятельной способностью - важное качество единого ума, на начальном этапе присутствующее еще только в виде зародыша.   

Ум при замолкании, пока не очищен и инертен, падает вниз. Для него мусор бытового потока сознания является удерживающей силой. Посему он практически не способен к возвышению за счет собственных сил и требует помощи извне, которую может оказать сведующий в этом деле человек или собрание людей. Такой подъем может происходить на церковных службах, при чтении подвижнической литературы, при личном общении, если подкреплен собственным стремлением.

продолжение следует...

Vasilisa, такое различение верха и низа - дело навыка. К примеру, собирание (и относительное возвышение) ума при ментальной работе - вещь известная тем, кто имеет навык такой работы. Ее главный недостаток - вращение мыслей, связанное с их подборкой, согласованием и пр. При молитве собирание ума базируется на его молчании (отсутствии мыслей). Ум замолчал - и сразу же выстраивается позиция наблюдателя, о чем буду говорить позже. Если появилась возможность наблюдения, значит, ум приподнялся. При разотождествлении с мыслями последние предстают не только образно (как формы), но и как силовые потоки (импульсы, вибрации) со специфическими свойствами. Ум ощущает себя как бы плавающим (летающим, пробирающимся, застрявшим и пр.) в различных энергетических потоках.

Ум захватывается молитвой (ее словами) без остатка, когда отождествляется с нею. При этом теряется позиция наблюдателя. И куда понесет молитва, кто же знает? Очень часто несет ее в мечтательность.

Возвышение ума при помощи извне происходит разово. Это легко увидеть при личных беседах, когда в конце разговора ум собеседника возвышается. Проходит некоторое время, и он возвращается вниз - к устойчивому состоянию. При повторении организуется навык и разрабатывается тропинка восхождения. Человек может уже восходить сам. И здесь появляется опасность подмены, когда вместо реального (энергийного, смыслового) восхождения будет происходить рациональное копирование пути.

наблюдай, если только знаешь это...

Молчащий ум, воссевший на высоком месте, становится отстраненным наблюдателем. Когда познаешь это, начнется действенная работа. Позиция наблюдателя очень важна. Мы говорили об этом на форуме немало.

Поначалу роль ума-наблюдателя пассивна. Ум (в тишине-молчании) регистрирует приходящее волнение, никак на него не откликаясь. Не облекает в образы, не домысливает, не присваивает ни хороших, ни плохих качеств и смыслов. Просто и незамутненно видит-ощущает, как бы отклоняясь от навязываемого воздействия. В активной фазе, когда обретается сила, ум начинает проявлять свою волю, давая добро или отклоняя (не поощряя) приходящее.

Ум, пребывающий на высоте, способен наблюдать как действие помыслов, так и действие страстей. Способность ума наблюдать за действием душевных сил становится все более важной по мере его продвижения к сокровенной части души – сердцу, поскольку сердце окутано плотным облаком эмоций-страстей, имеющих свое основание в низовой части души. Обманная сила неочищенных эмоций весьма велика, она легко поглощает неокрепший ум. Особенно опасно тщеславие, которое проявляется как в позитиве (на мне дух святой, я буду крутым подвижником и пр.), так и в негативе (я самый грешный, хуже всех…). Вообще, этап игры душевных сил-страстей с умом по выбиванию его с позиции наблюдателя может быть весьма длительным.

продолжение следует...

Хочу еще раз сказать про отличие "ума над головой" и "ума в сердце" от ума-наблюдателя, находящегося на высоте. Под "высотой" понимается собранное, утишенное и отслеживающее состояние ума. При этом сам ум может находиться в разных местах, и в сердце, и над головой и еще где-то. Причем выполнять функцию наблюдения ум может в любых условиях, даже самых неподходящих для молитвы.

и тогда увидишь, как и когда, откуда, сколь многие, и какие тати хотят войти и окрасть твои грозды…

Так и открывается-нарабатывается дар различения... если еще не духов, то уже помыслов. Можно понять, насколько развито и детально структуировано внутреннее пространство ума у православного молитвенника в 7 веке.

Наблюдающий ум (наблюдатель) не есть ум критический. Наблюдатель не анализирует (не использует рацио для анализа). Он может обращаться к интуиции сердца, он может и обращаться к более высокому (гностическому) уму для формирования последующего отношения к приходящим помыслам и страстям. Если интуиция сердца и более высокий ум схвачены эгоизмом, наблюдатель находится под его контролем. Говорю к тому, что наблюдатель сам по себе не является истинной инстанцией. Ему лишь предстоит стать Наблюдателем, когда будет озарен светом Истины. Пока этого нет, наблюдающий ум весьма ограничен в своих возможностях. К примеру, ум человека, отождествившего себя с каким-то корпоративным течением, будет обусловлен эгоизмом корпорации. Соответственно, и наблюдающий ум не увидит приходящих от духа корпорации "татей", при этом он может видеть помыслы (страстные влияния) более низкого (и доступного для себя) уровня. Влияние подсознательных процессов и глубинных страстей для него обычно также закрыто.

Ум многослоен и способен одновременно исполнять несколько функций (находиться в нескольких потоках-состояниях), напр., наблюдать и молиться (со словами или без слов), отслеживанить ситуацию и инвазии, рационального осмысливать, поддерживать беседу с других человеком и пр.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 10658
    • Просмотр профиля
    • http://www.hesychasm.ru

Простая логика - в том, что Есенин - пример совсем о другом. Или не видите отличия вхождения сознательного работника в свое подсознание от парения-падения в фиг знает чем творческого человека? Повторю для непонимающих, схождение ума в сердце приоткрывает скрытое - то, что находится в подсознании у обычного человека. Уже это схождение чревато для гордецов безумием.

Никопон

  • Сообщений: 473
    • Просмотр профиля

Alexander,
Не спора ради пишу. Зачем спор? Восхождение ума в сердце - это благо, для того чтобы было нелицемерным предстояние. Покаяние, видение своих грехов, конечно часть этого пути восхождения. А погружение в бессознательное, тем более коллективное, чревато и для гордецов и для тех, кому гордецы потом могут понести соблазн. И мучительно бывает наблюдать последствия. Поэтому, подталкивать кого-то лезть в коллективное подсознательное решать проблемы, в которых все участвуют - а надо ли, любовью ли мотивировано? Что любовь велит?
любящий другого исполнил закон (Рим, 13-8)

Игорь Спасский

  • Сообщений: 4927
    • Просмотр профиля

Вспомнились опыты захода в эзотерические магазины. Тошнотворная многовекторность, характерный оккультный фон, давление на голову. Затем по выходу приторное послевкусие. Как-бы включается ряд очень не приятных слоёв. Недавно заходил - меньше такого ощутил или больше экрана-собранности. Вообще видимо места такого рода могут быть как-бы спусковым крючком-катализатором определённых проработок. Но видимо ограничиваясь оккультными слоями. Другие места имхо, соответственно, дают ключи к другим проработкам.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 10658
    • Просмотр профиля
    • http://www.hesychasm.ru

Никопон, Вы не слышите. Причем здесь коллективное бессознательное, которое выдается за некий жупел из ада? Я говорю про область, лежащую ниже обычного сознания, которая - часть вашего сознания, только скрытая. Уже не в первый раз говорю. Я Вы как бы не слышите. Этот неадекват - верный признак скрытого сбоя. 

Никопон

  • Сообщений: 473
    • Просмотр профиля

Alexander, Чего ради вердикты будто не слышу? Я слышу Вас и не в первый раз согласен с необходимостью покаяния. Хорошо бы перестать отрицать собеседника, выйти из давлеющего миража о столкновении, из паттерна непримиримых противоречий. Что если вместо того, чтобы искать различия, вместо споров, видеть общность. Вы говорите про область, и я про область, которая часть сознания, но скрытая. Видение своих грехов и покаяние очень нужны, спора нет, неадекват лишь мираж.
любящий другого исполнил закон (Рим, 13-8)

palomnik

  • Сообщений: 321
    • Просмотр профиля

Можно попробовать посмотреть с другой точки зрения. Рассматривать гостей из разных миров (помыслы), а не только хождение в другие миры (подсозн.,бессозн.  и др.). Прогонять гостей, приветствовать их или не замечать – решать нам. Чаще всего не замечаем, не видим  из-за помраченного (темного) ока  души. "Если око твое будет  чисто…" (Лк. 11:34-35). Некоторые "гости" уже считают себя "хозяевами". Пост и молитва помогают увидеть "гостей" в области вне обычного восприятия сознания, очищают "око души".

Игорь Спасский

  • Сообщений: 4927
    • Просмотр профиля

Извне "хождение" видимо может восприниматься как некое подобие астрального вылета или терапии под гипнозом. Когда реально открывается тот или иной глубокий слой со своей дебелой тяжестью, плотностью, иннертностью, массивными дремучими силами - это совершенно иное, чем наблюдение за помыслами. Это раскрытие реального состояния базиса своей жизни.

Можно выскакивать как пробка в пену, можно до времени игнорировать базис. А как насчёт сораспятия? Это, похоже, именно тот самый процесс, протекающий в глубине материальности.

Метафора. Можно быть наездником автомобиля, управляя им исходя из своего понимания и систем автомобиля. Можно же конструировать авто под себя, меняя идею, материалы, формы и осознанно совершенствовать навыки вождения в нужном направлении.

Наезднику плевать, что происходит под капотом и в ходовой. Он этому слепо подчиняется. Реальный автолюбитель знает, что изменить и как это повлияет на процесс езды. Можно ограничиваться отслеживанием дороги и других водителей через кабину и стёкла, которые есть. Можно менять железо. Можно придумывать летающее и плавающее авто.

Или про компьютер. Можно быть юзером, квалифицированным юзером, можно изображать из себя такого - быть ламером. Можно разбираться на уровне системы. Можно как Гера конструировать железо. А можно разрабатывать схемы на атомарном уровне, придумывая роботы в виде умной пыли.

Хочется этого или нет. Есть базис нас. Он действует хотим этого или нет. Можно принять этот факт прокрустового ложа или русла бытия и менять. Либо игнорить и забивать, имитируя жизнь.

Жизнь в пене - одно дело, работа в верхах - другое, работа в базисе - третье.

Зебра-полосатость жизни показывает плавание всех батерфляем (нырнул-вынырнул). Можно стремиться к верхам или вообще якориться на пене потребительского мира, а можно проходить сквозь плотность, дремучесть, тяжесть к открытию Духа. Образ проветривания Светом душных слоёв-пространств. Каждый нырок может открыть новую возможность проработки. Процесс реально очень тяжёлый и про это очень легко только трепаться.
« Последнее редактирование: 14 Марта 2019, 10:34:13 от Игорь Спасский »

Vacheslav

  • Сообщений: 349
  • Вячеслав
    • Просмотр профиля

Сидя на высоте, наблюдай, если только знаешь это; и тогда увидишь, как и когда, откуда, сколь многие, и какие тати хотят войти и окрасть твои грозды… (Лествичник)

Эту цитату из Лествицы мы обсуждали ранее на форуме. В ней квинтэссенция приемов по трезвенному молчанию ума. Далее короткий разбор.

Сидя на высоте...

Под высотой не следует понимать конкретное физическое место. Если человек еще не видит внутреннее пространство ума и души, он может попытаться привязать "высоту" к конкретному месту, только без фанатизма. Обычно это середина груди. Для более опытных, не впадающих в экзальтацию, это место может располагаться чуть над головой. Или находиться одновременно и над головой, и в районе сердца. Ум, по мере очищения, может быть в разных местах. Место сосредоточения на физическом плане не является чем-то принципиально важным. Важно умение выйти из обусловленности внешним и войти вовнутрь.

Что же такое внутреннее нахождение на высоте, которая не привязана к конкретному физическому месту? Прежде всего, на высокую внутреннюю гору нужно подняться, что требует владения, пусть и минимального, внутренним пространством и умения в этом пространстве передвигаться умом, причем не абы куда, а вверх. Именно это неумение внутренне (не нравственно, не мыслительно, а энергийно) возвышаться умом приводит к быстрому поражению новичков в молитве. Новичок "садится" умом на молитву в том месте мысленного пространства, в котором доселе болтался. Обычно это место бытового потока сознания, его отходов, среди которых без длительной подготовки долго не усидеть. Или ум скатывается в низкие оккультные пространства - в сон и опьянение сомнительными озарениями.

Подъем на высоту осуществляется энергийно - через осуществление действий ума, требующих развития таких его качеств, как собранность, ясность, трезвенность, неподвижность в соединении со способностью подвигать себя. Неподвижность, соединенная с деятельной способностью - важное качество единого ума, на начальном этапе присутствующее еще только в виде зародыша.   

Ум при замолкании, пока не очищен и инертен, падает вниз. Для него мусор бытового потока сознания является удерживающей силой. Посему он практически не способен к возвышению за счет собственных сил и требует помощи извне, которую может оказать сведующий в этом деле человек или собрание людей. Такой подъем может происходить на церковных службах, при чтении подвижнической литературы, при личном общении, если подкреплен собственным стремлением.

продолжение следует...

Vasilisa, такое различение верха и низа - дело навыка. К примеру, собирание (и относительное возвышение) ума при ментальной работе - вещь известная тем, кто имеет навык такой работы. Ее главный недостаток - вращение мыслей, связанное с их подборкой, согласованием и пр. При молитве собирание ума базируется на его молчании (отсутствии мыслей). Ум замолчал - и сразу же выстраивается позиция наблюдателя, о чем буду говорить позже. Если появилась возможность наблюдения, значит, ум приподнялся. При разотождествлении с мыслями последние предстают не только образно (как формы), но и как силовые потоки (импульсы, вибрации) со специфическими свойствами. Ум ощущает себя как бы плавающим (летающим, пробирающимся, застрявшим и пр.) в различных энергетических потоках.

Ум захватывается молитвой (ее словами) без остатка, когда отождествляется с нею. При этом теряется позиция наблюдателя. И куда понесет молитва, кто же знает? Очень часто несет ее в мечтательность.

Возвышение ума при помощи извне происходит разово. Это легко увидеть при личных беседах, когда в конце разговора ум собеседника возвышается. Проходит некоторое время, и он возвращается вниз - к устойчивому состоянию. При повторении организуется навык и разрабатывается тропинка восхождения. Человек может уже восходить сам. И здесь появляется опасность подмены, когда вместо реального (энергийного, смыслового) восхождения будет происходить рациональное копирование пути.

наблюдай, если только знаешь это...

Молчащий ум, воссевший на высоком месте, становится отстраненным наблюдателем. Когда познаешь это, начнется действенная работа. Позиция наблюдателя очень важна. Мы говорили об этом на форуме немало.

Поначалу роль ума-наблюдателя пассивна. Ум (в тишине-молчании) регистрирует приходящее волнение, никак на него не откликаясь. Не облекает в образы, не домысливает, не присваивает ни хороших, ни плохих качеств и смыслов. Просто и незамутненно видит-ощущает, как бы отклоняясь от навязываемого воздействия. В активной фазе, когда обретается сила, ум начинает проявлять свою волю, давая добро или отклоняя (не поощряя) приходящее.

Ум, пребывающий на высоте, способен наблюдать как действие помыслов, так и действие страстей. Способность ума наблюдать за действием душевных сил становится все более важной по мере его продвижения к сокровенной части души – сердцу, поскольку сердце окутано плотным облаком эмоций-страстей, имеющих свое основание в низовой части души. Обманная сила неочищенных эмоций весьма велика, она легко поглощает неокрепший ум. Особенно опасно тщеславие, которое проявляется как в позитиве (на мне дух святой, я буду крутым подвижником и пр.), так и в негативе (я самый грешный, хуже всех…). Вообще, этап игры душевных сил-страстей с умом по выбиванию его с позиции наблюдателя может быть весьма длительным.

продолжение следует...

Хочу еще раз сказать про отличие "ума над головой" и "ума в сердце" от ума-наблюдателя, находящегося на высоте. Под "высотой" понимается собранное, утишенное и отслеживающее состояние ума. При этом сам ум может находиться в разных местах, и в сердце, и над головой и еще где-то. Причем выполнять функцию наблюдения ум может в любых условиях, даже самых неподходящих для молитвы.

и тогда увидишь, как и когда, откуда, сколь многие, и какие тати хотят войти и окрасть твои грозды…

Так и открывается-нарабатывается дар различения... если еще не духов, то уже помыслов. Можно понять, насколько развито и детально структуировано внутреннее пространство ума у православного молитвенника в 7 веке.

Наблюдающий ум (наблюдатель) не есть ум критический. Наблюдатель не анализирует (не использует рацио для анализа). Он может обращаться к интуиции сердца, он может и обращаться к более высокому (гностическому) уму для формирования последующего отношения к приходящим помыслам и страстям. Если интуиция сердца и более высокий ум схвачены эгоизмом, наблюдатель находится под его контролем. Говорю к тому, что наблюдатель сам по себе не является истинной инстанцией. Ему лишь предстоит стать Наблюдателем, когда будет озарен светом Истины. Пока этого нет, наблюдающий ум весьма ограничен в своих возможностях. К примеру, ум человека, отождествившего себя с каким-то корпоративным течением, будет обусловлен эгоизмом корпорации. Соответственно, и наблюдающий ум не увидит приходящих от духа корпорации "татей", при этом он может видеть помыслы (страстные влияния) более низкого (и доступного для себя) уровня. Влияние подсознательных процессов и глубинных страстей для него обычно также закрыто.

Ум многослоен и способен одновременно исполнять несколько функций (находиться в нескольких потоках-состояниях), напр., наблюдать и молиться (со словами или без слов), отслеживанить ситуацию и инвазии, рационального осмысливать, поддерживать беседу с других человеком и пр.



полезная подборка   :wink:
Горé имеем сердца !

Игорь Спасский

  • Сообщений: 4927
    • Просмотр профиля

Различные обстоятельства жизни, неожиданные повороты, переключение ума в различных слоях (когда мгновенно становишься другим человеком, меняется вектор внимания, мысли, желаний, объём состояний)...  Вход в непроработанные слои, подъём -прикосновение к Высокому... Во всём этом сложно уследить единую конву, хранить молитвенный ток, быть практиком УД и т.д. Обстоятельства жизни и слои сознания меняются иногда настолько, что теряется всякая опора. Всё вместе  - масштабная хаотизация времени разбрасывать камни. Не хватает полноты ума это всё вместить и вобрать. Наблюдается рваная фрагментарность-не цельность или бытийная разрозненность.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 10658
    • Просмотр профиля
    • http://www.hesychasm.ru

И при этом возрастает интенсивность проживания - словно несколько жизней живешь одновременно - и в разных мирах.
 

Поиск