Исихазм



14 Декабря 2019, 05:34:20

Автор Тема: Кратко о себе - практика Иисусовой молитвы в миру  (Прочитано 20434 раз)

Колхозник

  • Сообщений: 2487
  • Владимир
    • Просмотр профиля

Владимир! А кто должен за вами наблюдать из "сердечной области?"

Виктор, возможно я не совсем удачно задал вопрос. Но есть факт того, что "я" могу наблюдать за своим умом. Т.е. рассудочная часть ума сама по себе, а некий наблюдатель сам по себе. Причем наблюдатель может слиться с умом, а может встать на свое "законное" "место" и просто выявлять, наблюдать и т.д. все что ум вытворяет. Кто этот наблюдатель?

Колхозник

  • Сообщений: 2487
  • Владимир
    • Просмотр профиля

Не мы своими собственными усилиями собираем ум в сердце, когда молимся, но живущий в нас Параклет, Дух Святой, и без него нам не сделать ничего. «Человек не может управлять своим умом, если им самим не управляет Дух»[xxiii].

Сергий, каким то образом ум порабощает дух (сознание) человека. И выводим мы из власти ума именно дух (сознание) практикой. Я с приведенной цитатой полностью согласен. тут только несколько своеобразно расставлены акценты.

Виктор Шипилов

  • Сообщений: 1056
  • Слава Богу за все!
    • Просмотр профиля

Виктор, возможно я не совсем удачно задал вопрос. Но есть факт того, что "я" могу наблюдать за своим умом. Т.е. рассудочная часть ума сама по себе, а некий наблюдатель сам по себе. Причем наблюдатель может слиться с умом, а может встать на свое "законное" "место" и просто выявлять, наблюдать и т.д. все что ум вытворяет. Кто этот наблюдатель?
Владимир! Здесь опасность и очень серьезная. Вот что по этому поводу говорит Григорий Синаит: "Всегда храни ум бесцветным, безвидным и необразным", наставляет Григорий. В молитве, говорит он, «будем стремиться иметь лишь одно сердечное действие, совершенно безвидное и необразное»; не следует в воображении  «усматривать ни образа, ни очертания ничего, даже по виду святого». Он строго предостерегает от действия человеческого воображения и мечтательности. По толкованию прп. Максима Исповедника воображение стоит между умом и мыслью.Воображение окружает ум стеной, не позволяя ему постигать самые простые и невоображаемые сущности тварных существ". А вот что пишет по этому поводу Новиков: "Воображение не творит образов без тайной бесовской силы. Из всех сил нашей души именно к воображению диавол имеет особенную близость, используя его для прельщения человека. Все люди, которые которые когда либо впадали в грех, или прелесть, прельщались воображением.

Колхозник

  • Сообщений: 2487
  • Владимир
    • Просмотр профиля

Виктор, Григорий Синаит верно все говорит на счет воображения. Но опять же, в подтверждение его слов, еще раз спрашиваю: Кто хранитель ума? "Всегда храни ум бесцветным, безвидным и необразным" Если вы думаете что ум сам себя хранит, то вы ошибаетесь.

Сергий

  • "Россия управляется непосредственно Господом Богом. Иначе невозможно представить, как это государство до сих пор существует".(с)
  • Сообщений: 5071
  • Верую, Господи! Помоги моему неверию.
    • Просмотр профиля

Возможно Вы правы. Я сужу о предмете по ЛЕКЦИЯМ Новикова, а Вы судите по книге. Возможно, в книге он более осмотрителен. Не будем спорить.
Сергий! Я совершенно незнаком с лекциями Новикова.
Ну, вот, например, http://www.nnproekt.ru/pages/audio_2_4_3.html

Вообще у него полно лекций.
Например, по ссылке есть раздел "антропология". Там у него собственная антропология, мало имеющая отношение к словам отцов.
Например, он сходу вводит трехсоставность человека: тело, душа, дух, - хотя у св. отцов преимущественно (подавляюще) вводится двухчленная составность человека: тело+душа.
У него СОБСТВЕННАЯ антропология.
Это понятно?
Я вообще бы опасался "подсесть" на такого автора.
Не нам, Господи, не нам, но имени твоему даждь славу о милости твоей и истине твоей:
Ей гряди Господи Иисусе!  Егоже Царствию не будет конца!  Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе!

Виктор Шипилов

  • Сообщений: 1056
  • Слава Богу за все!
    • Просмотр профиля

Виктор, Григорий Синаит верно все говорит на счет воображения. Но опять же, в подтверждение его слов, еще раз спрашиваю: Кто хранитель ума? "Всегда храни ум бесцветным, безвидным и необразным" Если вы думаете что ум сам себя хранит, то вы ошибаетесь.
Владимир! Кому ум служит, тот его и хранитель. Чему учит Григорий Синаит? Непрестанности молитвенного делания. Если у вас нет этого делания, то ваш ум "в свободное от молитвы время" находится во внешнем (мечтает, помыслы от сатаны всеваемые рассматривает дурачинушка), в телевизор лупится, в интернете сидит часами и так далее и тому подобное. Чтобы вам более была понятна моя мысль, надо помнить о том, что скорость сатаны равна скорости нашей мысли. Вот и думайте теперь - кто хранитель вашего ума?

Виктор Шипилов

  • Сообщений: 1056
  • Слава Богу за все!
    • Просмотр профиля

Я вообще бы опасался "подсесть" на такого автора.
Риск - благородное дело. Кто рискует оправданно, тот пьёт шампанское, а кто неоправданно - за того пьют водку. Кто рискует, тот пьёт шампанское, а кто не пьет шампанского-тот пьет валокордин ...

Колхозник

  • Сообщений: 2487
  • Владимир
    • Просмотр профиля

Владимир! Кому ум служит, тот его и хранитель. Чему учит Григорий Синаит? Непрестанности молитвенного делания. Если у вас нет этого делания, то ваш ум "в свободное от молитвы время" находится во внешнем (мечтает, помыслы от сатаны всеваемые рассматривает дурачинушка), в телевизор лупится, в интернете сидит часами и так далее и тому подобное. Чтобы вам более была понятна моя мысль, надо помнить о том, что скорость сатаны равна скорости нашей мысли. Вот и думайте теперь - кто хранитель вашего ума?

Игорь, Вы научились брать ключик в руки. Вы научились подходить к двери с ключиком, Вы научились вставлять ключик в замочную скважину. Теперь откройте дверь ключиком и войдите. И пусть ключик лежит в кармане, он всегда нужен, ибо дверей много. Подумайте, что такое Вы, и что такое ключик. Не сделали ли Вы из ключика идола?

Сергий

  • "Россия управляется непосредственно Господом Богом. Иначе невозможно представить, как это государство до сих пор существует".(с)
  • Сообщений: 5071
  • Верую, Господи! Помоги моему неверию.
    • Просмотр профиля

Не мы своими собственными усилиями собираем ум в сердце, когда молимся, но живущий в нас Параклет, Дух Святой, и без него нам не сделать ничего. «Человек не может управлять своим умом, если им самим не управляет Дух»[xxiii].
Сергий, каким то образом ум порабощает дух (сознание) человека. И выводим мы из власти ума именно дух (сознание) практикой. Я с приведенной цитатой полностью согласен. тут только несколько своеобразно расставлены акценты.
Что есть ум? Что есть со-знание?
Со-знание есть поток помыслов и осознание их?
А что тогда есть ум? И чем он отличается от рассудка? Или рассудок и есть со-знание? А что есть дух?

Надо договориться о терминах. Иначе будет пустой разговор.

Для меня:
- ум и дух синонимы;
- рассудок и со-знание синонимы;
- рассудок управляет бесконечным потоком помыслов и работает с их анализом;
- ум управляет рассудком, не являясь им. Ум может получать истины непосредственно от Бога без исследования и анализа этих истин рассудком, то есть не в виде помысла, а в виде истин, удостоверенных верой, надежной, любовью и подобным незыблемым образом.

Где то так.

Тогда ответ на Ваш вопрос прост: ум (дух(!)) порабощает дух(?) (со-знание= рассудок) верой, надеждой, любовью и подобными духовными (умными) энергиями (действованиями).
Не нам, Господи, не нам, но имени твоему даждь славу о милости твоей и истине твоей:
Ей гряди Господи Иисусе!  Егоже Царствию не будет конца!  Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе!

Колхозник

  • Сообщений: 2487
  • Владимир
    • Просмотр профиля

Да, терминология здесь важна. И смысл + опыт вкладываемый в те или же иные термины.

нужно подумать в каком образе это преподнести....



Виктор Шипилов

  • Сообщений: 1056
  • Слава Богу за все!
    • Просмотр профиля

Для меня:
- ум и дух синонимы;
Не совсем согласен.
- рассудок управляет бесконечным потоком помыслов и работает с их анализом;
А это откуда взято?
- ум управляет рассудком, не являясь им.
Не верю.
Ум может получать истины непосредственно от Бога без исследования и анализа этих истин рассудком, то есть не в виде помысла, а в виде истин, удостоверенных верой, надежной, любовью и подобным незыблемым образом.
Это уже совсем ни в какие ворота.

Виктор Шипилов

  • Сообщений: 1056
  • Слава Богу за все!
    • Просмотр профиля

Игорь, Вы научились брать ключик в руки. Вы научились подходить к двери с ключиком, Вы научились вставлять ключик в замочную скважину. Теперь откройте дверь ключиком и войдите. И пусть ключик лежит в кармане, он всегда нужен, ибо дверей много. Подумайте, что такое Вы, и что такое ключик. Не сделали ли Вы из ключика идола?
Владимир! Хоть вы и обращаетесь к Игорю, но выдержка взята из моего поста к вам, поэтому думаю что вы просто ошиблись именем. На ваш пост хотелось дать такой вот ответ: "Прп. Никодим Святогорец «Берегись самого себя как злейшего врага. Потому держи всегда наготове оружие против самого себя".

Сергий

  • "Россия управляется непосредственно Господом Богом. Иначе невозможно представить, как это государство до сих пор существует".(с)
  • Сообщений: 5071
  • Верую, Господи! Помоги моему неверию.
    • Просмотр профиля

Для меня:
- ум и дух синонимы;
Не совсем согласен.
- рассудок управляет бесконечным потоком помыслов и работает с их анализом;
А это откуда взято?
- ум управляет рассудком, не являясь им.
Не верю.
Ум может получать истины непосредственно от Бога без исследования и анализа этих истин рассудком, то есть не в виде помысла, а в виде истин, удостоверенных верой, надежной, любовью и подобным незыблемым образом.
Это уже совсем ни в какие ворота.
Виктор, советую Вам заучить следующие слова св. Максима и ориетироваться на них, а не на антропологию Новикова.

Следует сказать об этом яснее. Душа, по словам [старца], имеет две способности: одну, как говорилось, созерцательную, а другую деятельную; созерцательную он называл умом, а деятельную разумом. Они суть первые силы души. И опять же он называл ум мудростью, а разум рассудительностью - они суть первые энергии души". Рассуждая об этом более пространно, он говорил, что к душе, соответственно ее умной части, относятся ум, мудрость, созерцание, ведение и незабывающее ведение; завершением их является истина. Соответственно же разумной части, к душе относятся разум, рассудительность, делание, добродетель и вера; завершением их является благо.
Рекомендую для вразумления перечесть "Мистагогию" св. Максима.

Еще довесок оттуда же
Ибо действие есть и проявление; так, разум есть проявление ума (подобно тому как следствие есть проявление причины), рассудительность есть проявление мудрости, делание — созерцания, добродетель — ведения, а вера — незабывающего ведения. Из всего этого создается внутренняя связь с Истиной и Благом, то есть с Богом, Такая связь, говорил [старец], есть божественная наука, непогрешимое ведение, любовь и мир, в которых и через которые совершается обожение. Это — наука, потому что она есть завершение ведения о Боге и о [вещах] божественных, какое только доступно людям, и непогрешимый оплот добродетелей. Это — ведение, потому что она подлинно восходит к Истине и сообщает нам постоянный опыт Божественного. Это — любовь, потому что данная связь, по своему устроению, вся сопричаствует всей радости Божией. Это — мир, поскольку она испытывает то же самое, что и Бог, подготавливая к тому же людей, удостоившихся быть причастными подобного мира'.
Не нам, Господи, не нам, но имени твоему даждь славу о милости твоей и истине твоей:
Ей гряди Господи Иисусе!  Егоже Царствию не будет конца!  Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе!

Колхозник

  • Сообщений: 2487
  • Владимир
    • Просмотр профиля

Владимир! Хоть вы и обращаетесь к Игорю, но выдержка взята из моего поста к вам, поэтому думаю что вы просто ошиблись именем.

Виктор, извините. Действительно к вам обращался и был не совсем внимателен. Отвлекают..

Виктор Шипилов

  • Сообщений: 1056
  • Слава Богу за все!
    • Просмотр профиля

Виктор, советую Вам заучить следующие слова св. Максима и ориетироваться на них, а не на антропологию Новикова.
Разве я обращаясь к вам в последнем своем посте упоминал Новикова?
Рекомендую для вразумления перечесть "Мистагогию" св. Максима.
Спасибо Сергий за предложение, но мне ближе Григорий Палама: "«Ум человека это орган, с помощью которого возможно созерцать Бога». А вот Сергий постулат Святогорского Томоса, составленный свт. Григорием Паламой: «Ум, это орган, которым человек видит Божественный свет, который есть Царство Божие».
Еще довесок оттуда же
У меня Сергий есть свой довесок: "Прп. Максим Исповедник, различая действие умной и рассудочной силы так определяет: познание «есть действие ума», а «рассуждение» есть действие рассудка".
 

Поиск