Исихазм

Автор Тема: Пояс.  (Прочитано 6960 раз)

Кетч

  • Сообщений: 523
    • Просмотр профиля

Re: Пояс.
« Ответ #30 : 11 Ноябрь 2015, 02:52:38 »
Андрей, не то, чтоб я символизма искал... Да вот мн кажется, что и в народе (не говоря уж о воинах) не ради символики пояса носили, о чём и пишет Елена...   И даже, пожалуй, не ради того, чтбы типа повесить "табличку" на чресла "Я Русич" :) Раз носили, значит, была какая то в том нужда. Это сейчас, в наше расхлябное время, у всех штаны  с чресл валятся наземь , и потому теряется смысл пояса как такового... Прав Вереск, пора бабушкины панталоны на резинки для штанов пускать :)
тим
Чем чище зеркало - тем лучше отраженье... :-)

Повитуха

  • Сообщений: 664
    • Просмотр профиля

Re: Пояс.
« Ответ #31 : 11 Ноябрь 2015, 11:20:02 »
 Спасибо что поделились своими  наблюдениями.  Отрыжка- возможно результат невроза желудка или диафрагмальной грыжи. http://антигрыжа.рф/other/prichiny-i-osnovnye-simptomy-gpod.html . Грыжа, в свою очередь, может провоцировать аритмию, которую здесь на форуме тоже обсуждали. У меня впервые сильный приступ такой громкой отрыжки  случился в предродовой  палате ( вторые роды) - вроде с поясом явно никак не связано, хотя  спазмы схваток, на фоне не вполне грамотного врач. вмешательства, могли что-то "сдвинуть". С тех пор и бывают   довольно частые моменты ее прихода. Но... в основном она случается дома. Мне кажется это потому, что дома мы все склоны быть более распоясанными -  и в теле, и в деле,  и в  отношениях с близкими..... Но заметила, что осознание  позыва  в самом начале позволяет ее перевести в спокойный выдох через нос. Если у Вас  ношение пояса  отрыжку спровоцировало - возможно вы слишком туго препоясались, может при этом у вас  дыхание  зажатое, может общий фон был стрессовый в том период. По моему опыту- нательный пояс , который и не провисает и не впивается в тело , способствует именно напоминанию для препоясания внутреннего - т.е приведения в тонус  поперечной мышцы, которую китайцы назвали " пояс силы" или то,  что в методике Пилатеса называется центрированием
Лк.8:18. "Блюди́теся ýбо, кáко слы́шите: и́же бо и́мать, дáст­ся емý: и и́же áще не и́мать, и éже мни́т­ся имѣ́я, вóзмет­ся от­ негó."

Повитуха

  • Сообщений: 664
    • Просмотр профиля

Re: Пояс.
« Ответ #32 : 11 Ноябрь 2015, 11:23:30 »
была сильно удивлена, что о наличии у нас этой самой глубокой стабилизирующей осанку мышцы не знают даже врачи ( в том числе - остеопаты). Более того не во всяком анатомическом атласе она указана.  А она-то и есть этот самый - внутренний пояс, можно ли ее включить, если даже не знаешь о ее существовании? Тем кто много физ. трудится - можно,   Вон балерины  с малолетства воспитываются с ощущением этого препоясывания , даже если анатомию не знают. Но  большинству сегодня нужно знать понимать эту мышцу, подружиться с этой прекрасной внутренней  незнакомкой и внешний пояс как бы соединяет душу с ней.
« Последнее редактирование: 11 Ноябрь 2015, 11:40:07 от Повитуха »
Лк.8:18. "Блюди́теся ýбо, кáко слы́шите: и́же бо и́мать, дáст­ся емý: и и́же áще не и́мать, и éже мни́т­ся имѣ́я, вóзмет­ся от­ негó."

Кетч

  • Сообщений: 523
    • Просмотр профиля

Re: Пояс.
« Ответ #33 : 11 Ноябрь 2015, 11:57:59 »
Очень точно подмечено, что в доме мы, как правило,   распоясываемся на всех планах, а значит, позволяем себе такие вольности, которых не позволили бы  на людях.  С другой стороны, собственно сама отрыхка началась у меня очень давно и ... от курения!  В те времена я  еёщ курил, и нередко после затяжки меня  рыгало дымом  -иначе не скажешь. При этом, не смотря на все усилия сделать её потише,  звучало так, что рядом стоящие люди всё же слышали.

Потом я курить  бросил и вроде всё успокоилось  -вплоть до опыта с препоясыванием.  Впрочем, с  недавних пор я стал заниматься гимнастикой, в коплекс моих упражнений вошли упражнения на  напряжение пресса. Поначалу  после каждого напряжния газы с шумом вырывались наружу, но вскорости всё  улеглось  - хожу и радуюсь :)

Насчёт поперечной мыщцы  - это верно.  Но мне кажется (сужу больше по себе), что всё дело в лени: лень эту мышцу напрягать, чтобы поддержать осанку.  Наверное, это не станет открытием 21 века, но эта мышца взаимосвязана с плечевым поясом: напряжение  мышцы распрямялет спину, а распрямление плеч несколько подтягивает мышцу.
Чем чище зеркало - тем лучше отраженье... :-)

Кетч

  • Сообщений: 523
    • Просмотр профиля

Re: Пояс.
« Ответ #34 : 11 Ноябрь 2015, 12:12:35 »
Я думаю, мы с вам и не будем тут обсуждать "змеиный пояс",  тема которого обсуждается в параллельной теме :) А так не что то вспомнился так называемый пояс верности (иногда он именуется поясом целомудрия)  -надо полагать,  это уже противопоставление русалкам с озера и распутным девкам.
Чем чище зеркало - тем лучше отраженье... :-)

Повитуха

  • Сообщений: 664
    • Просмотр профиля

Re: Пояс.
« Ответ #35 : 11 Ноябрь 2015, 12:20:20 »
с плечевым поясом,  как видно из анатом. схем она напрямую не связана,  как и с распрямлением плеч. Но если , расправляя плечи расправляете  и грудной отдел позвоночника, то последний потянет за собой освобождение поясницы и  от него включаются мышцы пояса. Это легко проверить обхватив себя руками за плечи и поднимая только грудину вверх. такое положение  рук перед причастие и должно давать не только смирение , но и препоясывание, которое перед вкушение Агнца никто не отменял -  "да будут чресла  ваши препоясаны ". Увы  у нас народ и без внешних и без внутренних поясов и без песнопений ( поет только хор, как правило- а ведь пение тоже включает собирание тела-души) идет к причастию с обвисшим чревом, с   тем что называется " прильпе земле утроба моя".

 здесь про праздник http://sobor-spb.org/pravoslavnye-stati/12-poyas-presvyatoy-bogorodicy.html. Но не все схвачено и не все глубоко развернуто
« Последнее редактирование: 11 Ноябрь 2015, 12:42:22 от Повитуха »
Лк.8:18. "Блюди́теся ýбо, кáко слы́шите: и́же бо и́мать, дáст­ся емý: и и́же áще не и́мать, и éже мни́т­ся имѣ́я, вóзмет­ся от­ негó."

Кетч

  • Сообщений: 523
    • Просмотр профиля

Re: Пояс.
« Ответ #36 : 12 Ноябрь 2015, 02:50:09 »
В первую очередь я хочу сказать, что вовсе не  хотел в пресловутом выше посте поднять в данной теме вопрос (обсуждение) о «змеином поясе» или что то же  -порядком  поднадоевшей  кундалини, а посему прошу воспринимать слова об этом «поясе» как неудавшуюся шутку. Впрочем, мы могли бы устроить  экскурсию в дикие джунгли Амазонии, Индии, севернои и южной Америки, Китая и Японии, а так же посетить пески Египта (в основном  -Древнего, полагаю) и  попросить у местных аборигенов рассказать нам, как они из  шкурок бедных гадюк, анаконд, кобр и прочей живности делали весьа неплохие змеиные пояса. Или, быть может, на форуме  есть спецы?)

Признаться, я не рассчитывал обсуждать в этой теме символику пояса, но раз уж зашла речь… Почему бы и нет? Символика  -тоже язык, который нужно понимать. Я, правда, не занимался этим воросом, но, быть может, в разговоре выяснится что либо интересное.

А между строк замечу, что в Москве есть мудей истории пояса, но, возможно, это была временная выставка.

То, что я скажу, скорее, наверно, будет гипотезой, но всё же. Мы с вами верим, что душа находится в области чрева (о, горе нам, пуподушникам!) и мне кажется, что само препоясывание чресл  исмволизирует и препоясывание души (причём, как я вижу по постам Елены, это препоясывание действует на душу вполне ощутимо). Если посмотреть на старые  русские картины, то можно заметить, что порою вместо пояса использовалась простая бечёвка  -и впрямь, откуда у бедного крестьянина могли водиться барыши на дорогой пояс из сыромятной кожи!

На многих картинах с изображением царственных особ можно  -с лёгким удивлением  -найти вовсе не шикарный пояс, укращенный каменьями и жемчугами, а всё тот же, простенький, кожаный пояс. Случайно ли это?

Но теперь я подхожу к основной мысли: пытались ли историки и искусствоведы отследить историю хотя бы одного царского пояса? Именно такого  -чтобы с  «жемчугами и каменьями самоцветными, ни  в сказке сказать, ни пером описать»? И пробовали ли такой пояс рассматривать в плане символики?

Нужно вспомнить, что в те времена  не было массового производства многих товаров, и одежды, и поясов  -тоже. Вот она, мудрость наших  предков:  каждая рубаха, сшитая деревенской  бабой и выложенная на продажу на базаре – быда индивидуальна! Каждая вещь – даже простая деревянная ложка без резьбы, - были сделаны в духе.  И если такая пустяковя веешь, как деревянная ложка,  была столь уникальна, неповторима, индивидуальна  -то что тогда говорить о дорогих предметах (порою даже  - в некотором смысле – не-искусства, обихода)?..

В современном мире всё (или почти всё) длается на потребитедя. Не то, чтобы я хотел сказать, что вокруг сплошное фуфло, и копирайт\клонирование предыдущих моделей (говорю с одной стороны об одежде, с друшой  -обо всём), но частенько на рилавках видны такие безвкусицы… Невольно задаёшься вопросом? Нафига это сделали и какой журак такое купит? И всё же находятся дураки…  Как сгодня смотрит потребитель на товары? «О, красненькое! Я люблю красный цвет! Беру!»  -а на всё остальное  - юех разницы: почему это в  клеточку или горошек, почему тут завитки, а там рюшечкой , а тут запоночки, а тут кружева… Ему главное что  -красное. И  у производителей порой наблюдается то же самое: если спросить их «Зачем тут вот эта запонка?»  зачастую можно услышать банальное «Так красиво».

Всё этоя  говорю к тому, что предметы начинают терять не только индивидуальность (и не столько), сколько сам сысл… Всё делается на потребительство.ю на продажу, на доход… А ведь с умом сшитая одежда могда бы стать и впрями индивидуальной, много рассказать о своём владельце. (Да, кто то возразит, что и сейчас  ш.ётся ожежда на заказ, но мне кажется, что там доминирует принцип не индивидуальности, а «переплюнуть другоо (человека)» - скорее в стоимости данного костюа…).

Но вернёмся к поясу, пока меня совсем не унесло бурей в сине море- окиян)  Есди, как сказано выше, препоясывая чресла – мы препоясываем душу, не могло ли убранство пояса рассказать смыслящему человеку и о характере (душевных свойствах) его носителя? Я, пожалуй, не стану углубляться в символику цвета и камней, но мне думается, что пояса  (для царских персон) шились не абы как, а именно  -индивидуально и, конечно же , в духе )а не тяп ляп).  А теперь представим на минутку , что некоей царевне (допустим, Ольге) подарили серебряный поясок, шитый розовым емчугом, а на пряжке ошнём горит алмаз (или рубин).  Это же не просто красиво, а можно прочитать примерно так: «У неё душа чистая и звенящая, как серебро, нежная, как жеичуг и сердце огненное, как алмаз (рубин)» (Но прошу учесть, что характеристики я взял скорее из головы).

А теперь представим, что в некий золотой пояс царя – государя вшиты самые разные самоцветы, да ещё он украшен затейливй вырезкой, и пряжка не простая медная\железная и не просто с камнем на уровне пупа  -а с резьбой… Да это же целая картина, целая история!

А что же тогда остаётся простым деревенским дуракам вроде меня? Нам остаются пеньковые верёвочки –их можно рассатривать как символ нищеты и дурости, а можно  -как символ душевной простоты… )

ПС. Елена, пожалуй, я слишком громко выразился в  личном сообщении, пообщав вам «текст»,  - простите, если огорчил!
Чем чище зеркало - тем лучше отраженье... :-)

Повитуха

  • Сообщений: 664
    • Просмотр профиля

Re: Пояс.
« Ответ #37 : 12 Ноябрь 2015, 10:10:19 »
обо все можно говорить  в разных аспектах, в том числе и о поясе: пояс как знак различия  в социальном статусе, возрасте,   в боевых искусствах,   в способах изготовления и пр... Пояс как аллегория , пояс как искусство, способы плетения, толкование узоров пр... вот об этом много разговоров на сайтах неоязычников.  И  вот думаю как против этого и восстали мусульмане:). Но я смею утверждать, что  на этом форуме в этой теме важен глубокий символический смысл,  опирающийся на  функциональное значение,  а не способы плетения и украшения  его, как не полезны для умного делания искусство  плетения волос (хотя при этом у волос тоже есть свой символизм в Библии- но не у их цвета или украшения).
    Да,  пояса священников тоже украшены узорами , но главное там - изображение креста и молитва, что читается при надевании пояса священником: "Благословен Бог, препоясуяй мя силою, и положи непорочен путь мой, совершаяй нозе мои, яко елени, и на высоких поставляяй мя" (Пс.17, 33-34).
    И здесь можно поинтересоваться, а почему при навязывании пояса упоминаются ноги и сравниваются с высокими  ногами оленей, позволяющие двигаться по высотам? Можно еще вспомнить  пасхальное: " как прекрасны ноги благовестника"

   Для меня ответ очевиден: освобождая поясницу, освобождаем  на рост и легкость и ноги, а проваливаясь  весом тела на уровне талии, мы обвисаем и на ногах, тяжеля их, постепенно уплощая свод стопы, разрушая суставы... все это можно реально почувствать и передать другим    эту технология собирания тела . Но увы...увы...
  Но это еще не все!  Случайно ли что вслед за препоясанием чресел и освобождением  ног,  Давид упоминает и  руки:" научаяй руце мои на брань" ( там же ),т.е. искусно пользоваться своим руками  в бою хоть с внешним , хоть с внутренним врагом  мы можем,  если у нас для них есть прочная опора в нижней части тела . Это вам легко продемонстрирует любой, кто хоть слегка прикасался к  любому виду спорта,  единоборству или проф. танцу. Тем самым священник готовится к  богослужению, как воин или атлет. Но если он  просто одевается  или "просто" верит в магию облачаемых одежд, что они сами его облекут силою  , то ничего  в духовном плане  доброго не произойдет - нужна не только вера, но и соработничество, синергия, которая стоит на понимании , почему в Писании  использованы именно такие телесные образы и в такой последовательности и почему св. отцами именно они выделены   и  для подготовки богослужения  и для его последующего проведения.
Лк.8:18. "Блюди́теся ýбо, кáко слы́шите: и́же бо и́мать, дáст­ся емý: и и́же áще не и́мать, и éже мни́т­ся имѣ́я, вóзмет­ся от­ негó."

Кетч

  • Сообщений: 523
    • Просмотр профиля

Re: Пояс.
« Ответ #38 : 12 Ноябрь 2015, 14:37:47 »
Всё правильно.

Я не знаю, как бы попроще выразить мою мысль  -и попонятнее... Но мне думается, что Давид, говоря о руке, имеет в виду прежде всего невидимую брань, но сам образ препоясывания основан на телесном: как я уже писал, без пояса было бы трудно правильно взмахнуть мечом, рнатянуть лук, швырнуть копьё...  Но лично за собой я заметил, что даже если просто подтянуть пузо (пресловутую поперчную мышцу), чуток распрямить спину  -то и внутренний человек словно приобадривается. Случайно ли это?

Священники, если по-хорошему, и должны быть воинами, воинами духа, но...  Даже есди закрыть глаза на узоры, украшения, даже на цвет - мне кажется, что с веками смысл, истинный смысл теряется всё больше и больше и традиция (в её глубоком смысле) становится простой ритуальщиной "Так надо" или пресловутым магизмом ("одеяние само всё сделает за меня").

Мне же в каком то смысле больше нравится Пушкинское "лукоморье":

У Лукоморья дуб зелёный,
Златая цепь на дубе том,
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом...

Налицо препоясывание (опоясывание?) дуба... :) Да и во многих сказках и былинах герои шли на ратный подвиг не иначе. как предварительно препоясавшись... и внешне и, надо полагать, внутренне.
Чем чище зеркало - тем лучше отраженье... :-)

Грация

  • Сообщений: 2673
    • Просмотр профиля

Re: Пояс.
« Ответ #39 : 12 Ноябрь 2015, 14:50:18 »
Да и во многих сказках и былинах герои шли на ратный подвиг не иначе. как предварительно препоясавшись... и внешне и, надо полагать, внутренне.

Препоясавшись, человек как бы говорит мысленному зверю: знай свое место и не высовывайся! Пояс – это и есть сам зверь, поверженный, кусающий свой хвост, который теперь незатейливо завязан в узелок.  Препоясывание – это символ уже состоявшейся победы. Кстати, к поясу полагается не только борода, но и жезл - еще один символ власти и победы над змеем.

Повитуха

  • Сообщений: 664
    • Просмотр профиля

Re: Пояс.
« Ответ #40 : 12 Ноябрь 2015, 15:22:08 »
Ох уж эти сказочки! Ох уж эти сказочники! :)
Лк.8:18. "Блюди́теся ýбо, кáко слы́шите: и́же бо и́мать, дáст­ся емý: и и́же áще не и́мать, и éже мни́т­ся имѣ́я, вóзмет­ся от­ негó."

Кетч

  • Сообщений: 523
    • Просмотр профиля

Re: Пояс.
« Ответ #41 : 12 Ноябрь 2015, 15:24:35 »
Наташа, и ты тоже бороду бреешь? Жиллет макс пауэр* Дожили... )

Герои препоясывались на ратные дела, то бишь на бой, на брань, на войну, на подвиги  - а не после них. После  них (не в знак победы над мысленным зверем). После то как раз вешали пояс на крючок, щит на стенку, меч на чердак...

У посоха мого значений.
Чем чище зеркало - тем лучше отраженье... :-)

Кетч

  • Сообщений: 523
    • Просмотр профиля

Re: Пояс.
« Ответ #42 : 12 Ноябрь 2015, 15:26:42 »
Сказка - ложь, да в ней намёк, красным девицам урок))
Чем чище зеркало - тем лучше отраженье... :-)

Грация

  • Сообщений: 2673
    • Просмотр профиля

Re: Пояс.
« Ответ #43 : 12 Ноябрь 2015, 15:36:59 »
Герои препоясывались на ратные дела, то бишь на бой, на брань, на войну, на подвиги  - а не после них.

Тому, кто победил, символы не нужны.))

Кетч

  • Сообщений: 523
    • Просмотр профиля

Re: Пояс.
« Ответ #44 : 12 Ноябрь 2015, 15:42:01 »
Не вижу логики. Можно подумать, что вся победа зависит от того, нацепила ты на себя какую то там бляшку или нет, отрастила бороду или нет. Так и становятся традиции обрядовщиной.
Чем чище зеркало - тем лучше отраженье... :-)