Исихазм

Автор Тема: Православие и эзотерика  (Прочитано 4108 раз)

Raisa

  • Сообщений: 3749
    • Просмотр профиля

Православие и эзотерика
« : 07 Август 2015, 09:55:56 »
Эзотерикой, наверное, называют разные вещи, поэтому оговорюсь, что имею под ней ввиду путь внутреннего человека. Так вот уже давно хочется выяснить: универсален ли этот внутренний путь, или действительно мистика православия уникальна и принципиально важна?
Как понимаю, для спасения имеет значение только внутренний путь, внутренние перемены, потрясающие и меняющие человека, а внешняя религия - это определённый диалект, язык, чтобы разговаривать с человеком о Боге, передавать определённые знания и главным образом, направлять внутрь, к этим переменам. Если религия не направляет к внутренним переменам, получается, и предназначенного смысла в ней нет.
Заметила, что в православии много достаточно примитивных, даже лубочных, текстов и обрядов по сравнению, например, с другими вероучениями, в которых, бывает, некоторые аспекты внутреннего раскрыты глубже и раз люди их описывали, значит, несомненно обладали этим внутренним опытом. И ведь у всех мистиков он схож!
Можно, наверное, всё упереть в личность Иисуса Христа. Но. Мне до сих пор непонятен момент - почему Он лучше, предпочтительнее перед остальными двумя ипостасями триединого Бога? Откуда такое гипертрофированное почитание в ущерб Богу-Отцу и Святому Духу? Не мне, конечно же, судить, и люди, которые решили первоначально писать иконы, наверняка лучше меня были осведомлены, почему так делают, но почему на иконе тоже только одна ипостась?
Теперь о молитве Иисусовой. Мне дорого это Имя и я какое-то время занималась этой молитвой. Но, положа руку на сердце, перешла к другим 2 кратеньким молитвам, которые, казалось, лучше были созвучны моему внутреннему. А именно Иисусова не шла, не ложилась, не резонировала. Сейчас у меня только один критерий: или молитва есть и она идёт или её нет. Это просто внутреннее, без слов каких бы то ни было. И наверное же у всех, идущих внутренним, она такая же, как она может быть другой?
Так вот хотелось бы расставить-таки уже все точки над и. Принципиально спасителен только путь исихазма или нет?

Антиквар

  • Сообщений: 5219
    • Просмотр профиля

Re: Православие и эзотерика
« Ответ #1 : 07 Август 2015, 10:11:28 »
Раиса, мне кажется, беда Православия в том, что его всегда консервировали, стараясь не давать ему говорить современным человеку языком, отсюда эта лубочность, которая действительно является лишним барьером для восприятия и лишним поводом для внешних распрей.
Схожесть путей мистиков разных традиций бесспорна. Но можно однозначно утверждать лишь их схожесть, а вопрос о единстве пути - он гораздо глубже и тоньше, и он очень индивидуален.
То есть, проще говоря, не стоит отбрасывать опыт мистика на том основании, что он не православный или даже вообще не принадлежит внешне христианской религии. Как, кстати, не стоит и сразу принимать чей-то путь на том основании, что перед нами "лицензированный" православный святой :)

Сергий

  • "Россия управляется непосредственно Господом Богом. Иначе невозможно представить, как это государство до сих пор существует".(с)
  • Сообщений: 7511
  • "αγαπατε друг друга" - основа ученья (с).
    • Просмотр профиля

Re: Православие и эзотерика
« Ответ #2 : 07 Август 2015, 11:44:25 »
Можно, наверное, всё упереть в личность Иисуса Христа. Но. Мне до сих пор непонятен момент - почему Он лучше, предпочтительнее перед остальными двумя ипостасями триединого Бога? Откуда такое гипертрофированное почитание в ущерб Богу-Отцу и Святому Духу? Не мне, конечно же, судить, и люди, которые решили первоначально писать иконы, наверняка лучше меня были осведомлены, почему так делают, но почему на иконе тоже только одна ипостась?
Это от не восприятия христианского, православного богословия.
Бог Троица Един и Единственный, явивший Себя в трех Своих ипостасях, только для того, чтобы мы правильно могли воспринять боговоплощение.
Воплотилась Единственная ипостась Троицы - Бог Слово, Бог Сын, но в этой ипостаси весь Бог Троица присутствует ЦЕЛИКОМ. Мы же очень часто воспринимаем три ипостаси Троицы, как троебожники, воспринимаем, как трех богов. Это очень распространенное имплицитное умозрение.

Вторая сотница
1. Един Бог, потому что едино Божество; Единица безначальная, простая, сверхсущностная, неделимая и нераздельная; Она же Единица и Она же Троица, целиком Единица и целиком Троица; целиком Единица - по сущности, и целиком Троица - по Ипостасям. Ибо Божество есть Отец, Сын и Святой Дух, и Божество - в Отце и Сыне и Святом Духе. Оно целиком в целом Отце, и Отец целиком в целом Божестве; Оно целиком в целом Сыне, и Сын целиком в целом Божестве; Оно целиком в целом Святом Духе, и Святой Дух целиком в целом Божестве. Оно целиком Отец и в целом Отце; целый Отец в целом Божестве и целый Отец есть целое Божество. И целое Божество есть целый Сын, целое Божество в целом Сыне и целый Сын в целом Божестве. Целое Божество есть Дух Святой, и Оно в целом Духе Святом; целиком Божество есть целый Святой Дух, и целый Святой Дух в целом Божестве, Ибо Божество не отчасти в Отце, и Отец не отчасти Бог; Божество не отчасти в Сыне, и Сын не отчасти Бог, Божество не отчасти в Святом Духе, и Святой Дух не отчасти Бог. Ведь Божество неделимо, и Отец или Сын или Святой Дух не есть несовершенный Бог, но совершенное Божество целиком и совершенным образом есть и в совершенном Отце, и в совершенном Сыне, и в совершенном Святом Духе. Отец целиком и совершенным образом есть в целом Сыне и Духе; Сын целиком и совершенным образом есть в целом Отце и Духе; Святой Дух есть целиком и совершенным образом в целом Отце и Сыне. Поэтому Отец и Сын и Святой Дух есть единый Бог. Ибо одна и та же самая сущность, сила и действие Отца и Сына и Святого Духа; они не существуют и не мыслятся в ком-либо [из этих Божественных Лиц] отдельно одна от другой.


Впрочем, у того же святого (Максима Исповедника) есть замечательные слова, как ключ к богословию.

13. С верою рассмотрим таинство Божественного Вочеловечивания и только в простоте
[сердечной] прославим Соблаговолившего ради нас стать человеком. Ибо кто, уповая на
силу логического доказательства, может сказать, каким образом происходит зачатие Бога
Слова? Как возникает плоть без семени [мужского]? Как могло быть рождение без
тления? Как Матерь [Божия] и после разрешения от бремени осталась Девой? Как
Сверхсовершенный преуспеял по мере возмужания? Как Чистый был крещен? Как [Сам]
Алчущий насыщал [других]? Как Утомленный трудами даровал [другим] силу? Как
Страждущий исцелял? Как Умерший животворил? И, наконец, самое главное: как Бог
становится человеком? А наиболее таинственное [из всего]: как Слово по ипостаси
существенно пребывало во плоти, будучи все целиком по сущности и ипостасным
образом во Отце? Как Тот же Самый есть и целиком Бог по природе, и целиком стал
человеком по природе, совершенно не отрицая ни одного из этих естеств - ни
Божественного естества, по которому Он есть Бог, ни нашего естества, по которому Он
стал человеком? Эти таинства вмещает одна только вера, будучи осуществлением вещей
(Евр. 11:1) превышающих ум и разум.



Не нам, Господи, не нам, но имени твоему даждь славу о милости твоей и истине твоей:
Ей гряди Господи Иисусе!  Егоже Царствию не будет конца!  Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе! Аминь.

Родион

  • Сообщений: 9255
    • Просмотр профиля

Re: Православие и эзотерика
« Ответ #3 : 07 Август 2015, 12:59:22 »
Raisa, а что такое путь исихазма? А что такое православие? А что такое христианство? Без конкретного человека все эти слова ни о чем.
Помните параллельную тему? " Раиса, да Он всегда там "где двое или трое". " - это слова не о собрании в храмах, не о кворуме, который гарантирует присутствие Бога. Это жизнеутверждающий принцип. Там где Ваши двое или трое (Ваши разделения, Ваши сомнения, недоумения и т.д. и т.п.) соберутся во Имя Его, там где Вы избавитесь от разделения и вместо того, чтобы разбирать пазл и рассматривать отдельные ячейки, начнете собирать его, дав право всему быть. Когда исчезнет правильное и не правильное, когда грех не будет противопоставляться добродетели, а обьеденится с ней и вы поймете две стороны одной медали, Он начнет проявляться в Вас. Что появляется раньше, явление или определение? Чем был исихазм во времена первого исихаста? :)
Христианство современное преподает так, что у меня давно вопрос - вы действительно верите что Иисус плотник и чудотворец в те времена и в тех условиях смог поставить на уши всю Иудею, и что убили его из зависти или еще как? Причем не сразу, хотя до этого город вырезали младенцев. А тут с Иисусом не справились по сути пока Он не сдался сам? Власть, политика, деньги - вот что убило Иисуса - Царя, а не плотника и чудотворца. А почему христиан чем больше гнали тем больше их становилось, и ничего не могли поделать? А уж они далеко были не чудотворцы все. За что они так шли на смерть, и от чего не отрекались? Пока Константин (святой) не нашел путь как - не просто уничтожить христиан, не просто возглавить религиозную верхушку, но и превратить христианство в механизм, который держит в покорности и раболепии миллионы, превратить все в механизм власти, денег и политики. Тотального контроля. Так что явил Господь? И главное - чем? Посмотрите на силу Его жизни и посмотрите чего не хватает в учении церкви (а лучше что вытравлено из учения Христа)? Проповедь Евангелия с древних веков превратилась в войну престолов. То Рима, то Византии, то Киева, то Москвы. Никогда церковь не допустит даже мысли, что есть еще какой либо путь и есть еще какая либо верная религия. Слишком большая власть и деньги на кону.
Господь не сильно то и делит людей, а видя веру никому не отказывает. Спасителен не путь исихазма, а Ваш путь. А уж через какую Вы пройдете традицию, пока пазл начнет собираться, не суть. Были бы плоды. Я так считаю.
- Путеводитель хороший не посоветуете?
- Пожалуй вот... возьмите Данте.

Raisa

  • Сообщений: 3749
    • Просмотр профиля

Re: Православие и эзотерика
« Ответ #4 : 07 Август 2015, 13:44:14 »
а вопрос о единстве пути - он гораздо глубже и тоньше, и он очень индивидуален.
Да, замечаю, что есть моменты, которые в религиях никак не описаны, не обозначены, но эти явления на практике, в жизни присутствуют и нужно самому находить ключи к их пониманию, определению и решать, что с этим делать. Всё гораздо тоньше, глубже и многогранней, поэтому невольно напрашивается вывод: может, у каждого из нас своя религия? своя аскеза и прочее?

Raisa

  • Сообщений: 3749
    • Просмотр профиля

Re: Православие и эзотерика
« Ответ #5 : 07 Август 2015, 13:50:12 »
Это от не восприятия христианского, православного богословия.
Бог Троица Един и Единственный, явивший Себя в трех Своих ипостасях, только для того, чтобы мы правильно могли воспринять боговоплощение.
Воплотилась Единственная ипостась Троицы - Бог Слово, Бог Сын, но в этой ипостаси весь Бог Троица присутствует ЦЕЛИКОМ.
Сергий, если говорить о боговоплощении, то целиком и полностью согласна с Вами написанным. Но почему мы должны почитать исключительно этот только краткий период боговоплощения? Почему нам не должно быть столь же важно изначальное бытие Бога, миросотворение и Его нынешнее и вечное бытие?

Raisa

  • Сообщений: 3749
    • Просмотр профиля

Re: Православие и эзотерика
« Ответ #6 : 07 Август 2015, 13:59:39 »
Там где Ваши двое или трое (Ваши разделения, Ваши сомнения, недоумения и т.д. и т.п.) соберутся во Имя Его, там где Вы избавитесь от разделения и вместо того, чтобы разбирать пазл и рассматривать отдельные ячейки, начнете собирать его, дав право всему быть. Когда исчезнет правильное и не правильное, когда грех не будет противопоставляться добродетели, а обьеденится с ней и вы поймете две стороны одной медали, Он начнет проявляться в Вас.
Родион, как понимаю, речь идёт о двойственности? Вот да, для меня это пока, видимо, слепое пятно, вижу Вы лучше ориентируетесь. Можете, если сочтёте возможным, раскрыть суть двойственности и единства (хотя бы вкратце)?

Симеон

  • 3
  • Сообщений: 3025
    • Просмотр профиля

Re: Православие и эзотерика
« Ответ #7 : 07 Август 2015, 15:18:07 »
банально это строится на двух вещах - "что попросите во имя моё дам вам" и Иисус - вечное сияние отца, божие просвещение - это духом зрение отца в или через сына. Это одна из главных исихастских тайн. Отличный от этого опыт у нас отцы называют прелестью

Родион

  • Сообщений: 9255
    • Просмотр профиля

Re: Православие и эзотерика
« Ответ #8 : 07 Август 2015, 15:28:37 »
Родион, как понимаю, речь идёт о двойственности? Вот да, для меня это пока, видимо, слепое пятно, вижу Вы лучше ориентируетесь. Можете, если сочтёте возможным, раскрыть суть двойственности и единства (хотя бы вкратце)?

Даже не двойственности а множественности  :-). Раскрыть суть, вкратце..... ну, Вы, барин, и задачи ставите....

Боюсь что все будет тривиально и многажды озвучено. Тут как бы не столько сложно понятие, сколько его простота не дает уму в это поверить.... Это как - орел и решка. Кто то видит орел и не верит что есть решка, кто то видит решку, и не верит что есть орел. А если еще сказать что у монеты кроме аверса и реверса есть гурт, вообще начнется. Кстати еще одна игра - какую сторону считать аверсом а какую реверсом? Это суть множественности. Когда целое - включая сам мир, разбивают на части и не видят что это все части целого. И что бы понять что есть целое, не нужен ни реверс ни аверс (хотя они есть), не нужен гурт (он тоже есть), но нужна монета. Целиком. Добро и зло это части целого. Части условные. Это стороны одного блага. Блага Вам данного. И как пять хлебов и две рыбки Вы должны их раздать. В раздаянии благо умножается. Вы не можете копить блага. Это не его природа. Но ум чудесный игрок. Будучи оторван от сути (от сердца) он видит не понимая, поэтому делит на части и все обьясняет и придумывает связи и т.д. и т.п.. Но возвращение его в сердце - то бишь к сути бытия, заставляет его видеть без обьяснения. Будучи един с сердцем он видит суть. И тогда он замолкает в созерцании сути. Он становиться един с сердцем. Когда Вы будете смотреть на событие и переживать его без определения понятий и построения цепочек связи - вы будете двигаться к единству. А "правильность" будет определятся откликом сердца. Это путь сердца. Не слепого уже. И путь ума. Но уже не болтающего. И это уже путь чего то большего, чем ум и сердце, чего то их обьеденившего. И так до тех пор пока вся мозаика станет одной картиной, где все всегда есть и было и будет. И все всегда благо.
- Путеводитель хороший не посоветуете?
- Пожалуй вот... возьмите Данте.

Raisa

  • Сообщений: 3749
    • Просмотр профиля

Re: Православие и эзотерика
« Ответ #9 : 07 Август 2015, 18:30:50 »
Глубоко и пожалуй, исчерпывающе. Спасибо. Но обретение целостности, единства всей мозаики - дар. И не сразу... У меня пока отчасти бывают проблески. И ещё не вмещаю, что добро-зло - стороны одного блага, но уже догадываюсь...
Да просветит и умудрит...

Родион

  • Сообщений: 9255
    • Просмотр профиля

Re: Православие и эзотерика
« Ответ #10 : 07 Август 2015, 19:30:06 »
Дар это не только подарок, :) есть ещё значение талант или способность (что человек может в себе развивать). В данном случае согласен, это дар и он развивается человеком. Бог все уже дал и продолжает давать. Это милость. И тут синергия. Притча о талантах.
А что не сразу - так это естественно. Просто когда видишь что либо, можно крутить его и смотреть что ты можешь из него вывинтить для себя, а можно смотреть куда ты можешь это пристроить. И где ему место. Первый подход эгоистичен и деструктивен, второй наоборот.
Можно читая пост разобрать экран по пикселям. И уже не сложить то, что было. Но можно придумать своё. А можно окинуть взглядом и понять, не разбирая даже на буквы.
- Путеводитель хороший не посоветуете?
- Пожалуй вот... возьмите Данте.

Raisa

  • Сообщений: 3749
    • Просмотр профиля

Re: Православие и эзотерика
« Ответ #11 : 07 Август 2015, 21:33:39 »
Просто когда видишь что либо, можно крутить его и смотреть что ты можешь из него вывинтить для себя, а можно смотреть куда ты можешь это пристроить. И где ему место.
:-)

Ian

  • Сообщений: 378
    • Просмотр профиля

Re: Православие и эзотерика
« Ответ #12 : 08 Август 2015, 13:39:15 »
Любая религия содержит знание и разделена на то что доступно всем, и то что доступно немногим - екзотерика и изотерика, и Христос говорил об этом своим ученикам, многие его проповеди в притчах, и каждый может вместить только то что ему открыто, то что позволяет наша собственная сущность наше "Я". Другими словами если я и Отец одно, то мне открыты Путь, Истина и Жизнь вечная.

“Никто не приходит к Отцу иначе как через Меня”, — сказал Иисус. Многие слышали, но немногие поняли, и потому ищут Отца путем веры во внешнего обективного Бога, который воплотился в человека, и который пришел к нам на землю. Веруя во Христа - Богочеловека мы надемся спастись этой верой и внешними делами не понимая того что с Богом нас обединяет покояние, изменение нашего ума, изменение нашего субективного "Я", нашей души.

Нет разделения между человеком и Богом... мы едины, но только в той степени в какой это хочет наш внутренний человек наше "Я".

Если понимать учение Христа как спасение через веру в Него как во Внешнего отделенного от человека Бога Отца, то естественно у нас возникают разхождения в традициях и обрядах с другими религиями и даже внутри православия. Мы соревнуемся в том у кого вера правильная у кого нет, что в отношении веры является вообще абсурдом. Если же мы понимаем учение Христа как внутреннее единение нашего ума и сердца с Богом, как Путь в бессмертие то все внешнее перестает иметь первостепенное значение. Я и Отец одно, и об этом единении говорят мистики всех основных религий, но это субективный опыт единения человека с Богом через святого Духа, и этот субективный опыт нельзя втиснуть ни в какие обряды или постановления соборов. Судить о том чей субективный опыт истина, а чей нет мы можем только частично, по видимым делам, Высший суд остается Богу.

Raisa

  • Сообщений: 3749
    • Просмотр профиля

Re: Православие и эзотерика
« Ответ #13 : 08 Август 2015, 16:22:43 »
Спасибо.