Исихазм

Автор Тема: Каноны и покаянные молитвы вредны?  (Прочитано 16148 раз)

Симеон

  • 3
  • Сообщений: 3025
    • Просмотр профиля

Re: Каноны и покаянные молитвы вредны?
« Ответ #150 : 02 Август 2015, 14:15:09 »

Во-вторых, о втором круге, о второй сфере духовной жизни, об "аскетике веры", у нас речи нет. Мы почитаем проявление и плоды этой сферы у великих святых, скажем, у препп. Симеона Нового Богослова или Серафима Саровского, но сами туда - ни-ни. Свт. Игнатий всем нам объяснил: это страшная прелесть, стремиться к высоким духовным состояниям ни в коем случае нельзя. Нужно только каяться, каяться и каяться.

...Каяться, несомненно, нужно.
Тут загвоздка в том что они не объясняют дотошно в чем каяться. Почему я не знаю, может сам Игнатий до конца не понимал, либо это само собой было дано либо сохранено с детства, в ту пору (не так быстр был мир и соответственно не так быстро ожесточал душу). И мы каемся во всякой чепухе, кроме главного. В буддизме везде пишут про сострадание, у нас - редко. Православные аскеты говорят о самоуничижении везде, и вот народ божий топчет себя ногами. Дак вот каяться надо в том что нету любви, грех поразил душу, нету сострадания, и это суть и есть главное последствие греха. И бог на самом деле растапливает сердце. Тогда уже не до высоких состояний, типа там света и прочего. И хочется любить любить ненасытимо отдавать себя дальше и дальше, и такому покаянию и восстановлению себя в человеческом состоянии нету конца до гроба. Но это , по- моему, я не претендуют на истину, трудно пока не снизошел явно Дух божий в душу. Правда я не знаю, может этому надо с самого начала учиться, я сужу по своему опыту. Сначала я обрёл соединение веры, потом долго не мог понять что делать, в сознании смирился до вечной погибели. И когда благодать перестала отходить из-за этого, то потихоньку началось прозрение в том что любви то собственно и нету. А без исполнения второй заповеди - люби каждого как себя, думать что полюбил бога - это абсурд, хотя кажется что вот всей душой мучаюсь как в аду лишь бы господь не оставил. Нет, это самое малое, лишь зачаток. И судя по тому что Софроний Сахаров пишет это общий порядок

Oxygen

  • Сообщений: 2043
    • Просмотр профиля

Re: Каноны и покаянные молитвы вредны?
« Ответ #151 : 02 Август 2015, 14:25:09 »
Каяться - это ум менять, а не навешивать на себя регулярные порции вины. Покаяние -  не из области психологии. А любить...ну, невозможно заставить себя..это дар. Приуготовление к нему есть тотальный процесс. Что же касается со-страдания - вот этому, думаю, можно научиться.
Все же обнаруживаемое делается явным от света, ибо все, делающееся явным, свет есть (с)

Симеон

  • 3
  • Сообщений: 3025
    • Просмотр профиля

Re: Каноны и покаянные молитвы вредны?
« Ответ #152 : 02 Август 2015, 14:40:11 »
Oxygen "Если же ты не можешь отпустить и оставить себя (ибо многозаботливое наше сознание хочет всё совершать само), тогда смиренно, уповая на Бога, терпи себя. Если же не можешь и этого, ибо слишком это тяжело тебе, то брось себя там, где ты есть, и не входи в разбирательство, где уронил ты себя самого, и сам больше не подбирай себя. И это есть ответ на твой второй вопрос. Во всяком унынии, беспокойстве и печали лучший выход — отбросить, уронить себя как некую вещь, которая отныне не принадлежит тебе — но Кому-то Другому. И именно этот Другой, и больше совсем не ты сам, будет иметь благое попечение о сей вещи. О, сколь долго рассматриваем мы себя самих и занимаемся собою! Не пора ли уже нам, наконец, устремить взор только на Бога и возлюбить Его, без воззрения на себя! Ибо Он любит нас, невзирая на то, в каком мы [в данный момент] пребываем состоянии."
золотые слова мне кажется. Но, наверно они могут быть преждевременным, какое-то время может быть надо получиться. Впрочем и Господь не даст понять их раньше времени, наверное
Просто жить я понимаю в плане как успокоиться. Это трудно, потому что колоссальный фарисейский маховик всех закручивает на исполнение всякой формы, и отмотаться от него тоже требует времени. Так же он закручивается и на осуждение всех и вся. Плюс тот небольшой опыт духовный, и возрастание в вере, неизбежно из-за эгоизма греховного, заводит нас на высокую очень злую такую гору, с которой мы все судим и обычно думаем что это и есть то, о чем писал Павел - духовный судит вся, а о духовном не может судить никто. Но Павел писал и "аще любви не имею, я ничего не значу". Тут моя догадка о том, почему никто из преподобных, и даже евангелие, не развивает тему сострадания как скажем в том же буддизме - из-за большой опасности спутать наше естественное с тем что даёт Дух. Естество может дойти до больших степени самоотдавания, но тем самым эгоизм далее не даст смириться и все-равно понять что эта любовь ничтожна. Поэтому нам предлагают путь самотоптания, хуже всех, в ад, и тому подобное, а в сове время Бог откроет и свою любовь ко всем, и тем самым и наше ничтожество. Трудно говорить но думаю в целом солбражение понятно. Типа - как выросший буддист мы можем сказать - а, да я там всех люблю уже и зачем мне Христос, я такой же. Но это не так. Господь уничтожил на кресте первородный грех с его главным последствием - отсутствием любви, и никто за него это не сможет сделать, каким бы просветленной не был. А нам Бог предлагает распяться рядом для достижения той же любви. И это подвиг совсем иного порядка чем в других учениях, которые кажется учат тому же - любви. Как там Софроний Сахаров назвал книгу - " по образу святой троицы"...

Симеон

  • 3
  • Сообщений: 3025
    • Просмотр профиля

Re: Каноны и покаянные молитвы вредны?
« Ответ #153 : 02 Август 2015, 14:42:09 »
Каяться - это ум менять, а не навешивать на себя регулярные порции вины. Покаяние -  не из области психологии. А любить...ну, невозможно заставить себя..это дар. Приуготовление к нему есть тотальный процесс. Что же касается со-страдания - вот этому, думаю, можно научиться.
Это отдельный и трудный вопрос - как каяться в нарушении второй заповеди. Но он главный

Oxygen

  • Сообщений: 2043
    • Просмотр профиля

Re: Каноны и покаянные молитвы вредны?
« Ответ #154 : 02 Август 2015, 15:15:17 »
elm, а больше каяться уже не в чем?-)
Гордыня - брать не по силам, в том числе.
Осознанность каким-то образом явно связана с любовью. И если над вторым работать анрил (имхо), то над первой очень даже можно.
Все же обнаруживаемое делается явным от света, ибо все, делающееся явным, свет есть (с)

Симеон

  • 3
  • Сообщений: 3025
    • Просмотр профиля

Re: Каноны и покаянные молитвы вредны?
« Ответ #155 : 02 Август 2015, 15:29:42 »
Oxygen, ну почему же не в чем)) это пропасть. но на первых двух заповедях строится все остальное. И Дух свидетельствует, что кроме них ничего и не надо, все из них выходит само собой. Как там - полюби Бога и делай что хочешь. Но как это полюбить Бога когда нет любви ко всему человечеству? Я не знаю, может быть вы знаете. Помните:
   Он же сказал ему: что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог. Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди.
   18   Говорит Ему: какие? Иисус же сказал: не убивай; не прелюбодействуй; не кради; не лжесвидетельствуй;
Исх 20, 12-16 Лев 19, 18 Втор 5, 16-20
   19   почитай отца и мать; и: люби ближнего твоего, как самого себя.
   20   Юноша говорит Ему: всё это сохранил я от юности моей; чего еще недостает мне?
   21   Иисус сказал ему: если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною.
   22   Услышав слово сие, юноша отошел с печалью

Юноша заявляет что любит ближнего как самого себя и Господь не говорит что он врёт. Стало быть это выполнимо, и с детства если человек хранит себя, то вправду любит ближних как себя. Однако это ещё не божие дело. Божие дело и дело подобных богу, сыновей, любить всех и пойти на крест, пить чашу Христову. Есть в чем каяться. И в этом покаянии отпадает потреба топтать себя ногами, выживать вину, впадать в депрессию и тд. А главное признание этого греха постепенно отверзает глаза слепого на то в каком ужаснейшем состоянии мы находимся и тем самым само собой, по умолчанию смиряется. Это открывает бездну, над которой носится Дух божий

Oxygen

  • Сообщений: 2043
    • Просмотр профиля

Re: Каноны и покаянные молитвы вредны?
« Ответ #156 : 02 Август 2015, 15:42:17 »
elm, самого себя я люблю эгоистической любовью. Ближнего также надо полюбить?-) Неа.
Повторюсь, для меня решение вопроса лежит в области осознания.

Лествица движется от простого к сложному, а не прыг и в дамки. Хотя...я не отрицаю неких мгновенных разовых "взаимодействий", но и их результаты должно укреплять.
Вы можете признать, что вы слабы и хотя бы сутки не "рыпаться" ? Осознание своей слабости тоже надо испить. Прежде чем начинать бег впереди паровоза.-)
Все же обнаруживаемое делается явным от света, ибо все, делающееся явным, свет есть (с)

Краевед

  • Сообщений: 3596
    • Просмотр профиля

Re: Каноны и покаянные молитвы вредны?
« Ответ #157 : 02 Август 2015, 16:24:09 »
Несомненно также, эгоистической любовью. Ведь сначала другой любви просто нет (зачастую).
а́  е́  и́  о́  у́  э́  ы́  ю́  я́

Родион

  • Сообщений: 9255
    • Просмотр профиля

Re: Каноны и покаянные молитвы вредны?
« Ответ #158 : 02 Август 2015, 16:35:09 »
На самом деле нету проблемы в чём каятсья, нету и в том, как каяться, огромная проблема в том - что это такое "покайтесь". И пока она не решится будет это недоумение. Уже понятно что это связано с изменением ума. Но и этого мало похоже. Потому что это все слова. Можно дополнить что еврейское т'шува означает поворот, возвращение и слова Иоанна Крестителя звучат "обратитесь от грехов своих к Богу", то есть не только ум а и образ жизни затрагивается. Покаяние это и осознание промахов и изменение и не только ума, а и образа жизни к Богу. Что включает механизмы заповедей, без них (вернее в отдельности от них) понять любовь практически, не реально. Начинает работать комплекс со множеством обратных связей. Это и есть практика. И нет в ней ничего общего с вырыванием волос , хотя такая форма раскаяния возможна.  Возможны сильные эмоциональные потрясения в разном проявлении. Но они не обязательны и вторичны. Так можно симулировать раскаяние, но кому в этом польза? И вторую беду вижу - это то, что в покаяние вкладывают какой то высокий смысл, забывая что основной признак верного направления простота. Начните с малого. С элементарной щедрости. Откажитесь от жёсткого "моё" и смотрите на результат, где гордость полезет, где что. Вот и покаяние. И любовь. И заповедь. И это не головой об пол биться.
- Путеводитель хороший не посоветуете?
- Пожалуй вот... возьмите Данте.

Симеон

  • 3
  • Сообщений: 3025
    • Просмотр профиля

Re: Каноны и покаянные молитвы вредны?
« Ответ #159 : 02 Август 2015, 17:11:54 »
Oxygen, не понимаю, это же не прыг в дамки. какой может быть прыг в дамки когда начинаешь жалеть перед богом о том что потерял детскую любовь ко всем. И она простая (Родион), детская, хотя и тоже извращена и дети далеко не идеальны а также прокажены грехом, однако Господь ставит ребёнка посреди. И в этом то и дело, что на практике, от этого воздыхание перед Богом, сердце начинает растапливаться. Господь умягчает злое сердце. А ведь им то его все и распяли. А когда сердце умиляется то и уходит смысл рвать волосы. Рви не рви, больше сердце не умилишь как правило. Я конечно этого не знаю, может вам нет потребы сожалеть об ожесточённом сердце. А я вот за годы пришёл к видению что вот он мой колоссальный грех и есть в этом в самой большей своей части, и диву даюсь какже раньше дурак не чувствовал этого так ясно. И уже после сего стал понимать что Господь только начинает меня подумать из могилы. А раньше думал, вот сверкнула звезда, и все живи веселись, дальше все само придёт. А не пришло само. И я жалею что никто меня не научил этому да и я дурень не слушал, и не был внимателен к тому что читаю.

Родион

  • Сообщений: 9255
    • Просмотр профиля

Re: Каноны и покаянные молитвы вредны?
« Ответ #160 : 02 Август 2015, 17:31:19 »
elm,  это нормальное осознание, слава Богу что пришло. А сожаление такое гипертрофированное зачем включать? Что нужно - умиление или изменение? Если умиление, то сожаление путь в уныние. Если изменение, то такое сожаление не нужно. Нужен плод. Сделал выводы и как сказано - "ступай, и не греши больше". Как бы тут поосторожней надобно. Лишнее это. Хотя все люди разные и по разному проходят.
- Путеводитель хороший не посоветуете?
- Пожалуй вот... возьмите Данте.

Симеон

  • 3
  • Сообщений: 3025
    • Просмотр профиля

Re: Каноны и покаянные молитвы вредны?
« Ответ #161 : 02 Август 2015, 17:52:50 »
Родион, верно, я сам думаю что конечно много перегибов, однако не думаю что они весьма великт. Но само видение этого падшего состояния, не лукавя - большое, огромное. Да хотя я совсем мутно это еще осознаваю, честно сказать просто колоссальное. И тут как-бы складывается все прожитое в молитве, да и вообще все наверное. От осознания напряжение, и по другому опыту почитания себя хуже всех, наверное главные вещи которые такую создают картину, гипертрофированную. Да и вообще Господь тянет сквозь огонь, как тут не преувеличить. Главное что плод сам по себе не такой как в делах. Просто любовь потеряна. Дел то каких то я совершил, да вот вижу что все это чепуха. Сопереживание которое я помню у себя в маленьком возрасте - его нету, делами сердце растопить я не смог, и вижу что в какой-то момент начал уже вредить себе этими "добрыми делами". Хотел опять сказать тем кто борется с блудом - кажущаяся тяжесть от падений, она только от того что блуд очевиден. Но начни каяться в том что потерял любовь, во всех её близких проявлениях - как сострадание, сочувствие, милосердие, отзывчивость, в общем ожесмтел сердцем. Софроний Сахаров это просто называет - разделение. И тогда тяжесть от блуда сменится этой бездной со временем, я не говорю сразу. Которая не так тяготит душу, а вот блудную страсть убивает и душу смиряет прямо туда вниз.