Исихазм



22 Августа 2019, 03:08:30

Автор Тема: Единство вербального и невербального восприятия в духовной жизни  (Прочитано 1942 раз)

Игорь Спасский

  • Сообщений: 4977
    • Просмотр профиля

Вербальное и невербально восприятие или левополушарное и правополушарное видимо должны образовать целостное видение. Расскажу как у меня. Процесс мышления, вербального общения, восприятия в чистом виде проявляется в некоем потоке слов и образов, он как-бы сухой, безблагодатный. Невербальное восприятие, проявляемое в тишине ума, эмоций чувств - это восприятие благодати, Присутствия, может проявляться в рождении духовных метафор, притч, мифов, содержащих духовный поток. Вопрос в том как эти два типа восприятия объединить? Можно ли? Надо ли? Ощущаю некое расслоение и нецелостность от их разделенности. Коммутация между данными способами восприятия иногда осуществляется спонтанно, иногда посредством целенаправленного направления внимания.

Игорь Спасский

  • Сообщений: 4977
    • Просмотр профиля

Среди православной духовной литературы можно выделить ярко-доминирующую левополушарную логическую составляющую. Например свет. Игнатий Бренчанинов, свт. Феофан Затворник. И с левополушарно-невербальной доминантой - Симеон Новый Богослов, апокриф Иоанна Богослова, стихи прп. Силуана Афонского, Евангелие, пророки - полные Духа, духовных метафор и Смысловых невербальных уровней. Еще раз вопрос по движению к целостности. Дао Дэ Дзин, глубокая поэзия типа Гамлета, суфийская поезия и т.д. Утверждение в невербальном канале восприятия приведет ли к соединению с логическим вербальным восприятием?

Игорь Спасский

  • Сообщений: 4977
    • Просмотр профиля

И еще. Хочу попросить примеры сильных метафорой и духовной глубиной текстов. Почему-то именно такие более всего помогают настроиться на практику. А еще интереснее соединяющие логическую и невербальную компоненты. На форуме уже неоднократно говорилось про невербальное восприятие богослужения, внешней молитвы. Что происходит с восприятием, когда ум перестает быть жестко привязанным к мозгу? Когда ум в сердце или растекается по телу? или даже выходит за его пределы?

Игорь Спасский

  • Сообщений: 4977
    • Просмотр профиля

В последнее время тяжело читать книги где нет поезии. Почему так? Тяжелы сухие левополушарные научные тексты, лишенные смысловых объемов и метафор

Игорь Спасский

  • Сообщений: 4977
    • Просмотр профиля

Еще хочется этой темой подчеркнуть важность невербальной компоненты, доносящей до 80% всего смыслового объема, в отличии от 20% вербальной коммуникации. Отсюда думается и притчи Господа и поезия пророков

Игорь Спасский

  • Сообщений: 4977
    • Просмотр профиля

Собственно поиск единства вербального и невербального восприятия и осознания видимо должны привести к Христовым сердцу и уму.  В моей жизни идет как бы движение от стенки до стенки: от право-полушарного до лево и обратно. А вот в целостности не выходит. Единое совместное видение не складывается. Почему такое расслоение?
Почему рассуждение вербальное как-бы исключает невербальный канал? Как их соединить?  Например вчитывание в слова молитвы, концентрация на словах перекрывает сердечное проживание и наоборот. Как достичь единства? Возможно метафорно-притчевый способ внешнего мышления позволит их синхронизировать? Возможно приучение ума к метафорическому мышлению поможет организовать поток внешнего ума для создания условий восприятия Духа. Кому знаком такой опыт?
« Последнее редактирование: 29 Июня 2015, 22:52:26 от Игорь Спасский »

Игорь Спасский

  • Сообщений: 4977
    • Просмотр профиля

Заметил, что у меня лично тяготение к логически-вербальному восприятию порождает то, что называется словами маловерие, уныние, пустая ментализация и т.д. Из этого приходится себя буквально выдергивать. В частности в практику тишины (40 мин. в день), которую посоветовал Родион. Само воспоминание о существовании невербального канала, рождает другой поток внимания. И еще заметил, что часто невербальное восприятие подменяется рассуждениями о нем. Так что логическая наша часть его как-бы подменяет собой. Искомая цельность видимо предполагает осознание "места" данных восприятий. Но у меня так не происходит. Вот сейчас пытаюсь описать, но вижу, что словами не могу выразить то, что хочу про это сказать. Не хватает метафоричности и поэтичности, как раз присущим невербальному каналу. Целью создания данной ветки вижу во первых выяснение для себя объемного взгляда на эти вещи более опытных. Во вторых - привлечение внимания к этой теме, вдруг кому-то будет полезно. В третьих поиск практики объединения данных восприятий, именно в практическом смысле. Заметил, что в популярной психологии данная тема буддируется очень часто, но не менее часто искажается втискиванием невербального в вербальное. Можно ли говорить, что ум, привязанный в голове - это вербальное восприятие? А ум в сердце - невербальное? А что такое их соединение? Может быть это знакомый опыт, просто не могу его разглядеть.Есть ли у кого из Вас ощущение тех или иных долей головного мозга, включающиеся в различных видах восприятия?
« Последнее редактирование: 30 Июня 2015, 07:43:45 от Игорь Спасский »

Игорь Спасский

  • Сообщений: 4977
    • Просмотр профиля

Очень интересная практика по расширению невербального канала представлена здесь
 youtube.com/watch?v=tPQ3x0spyH8&itct=CB8QpDAYAiITCJnuq5XKtcYCFWc_DQodhBUA61IX0JzQuNGF0LDQuNC7INCk0L7QvNC40L0%3D&gl=UA&hl=ru&client=mv-google

На примере контакта с ребенком во время беременности приводится пример практики, позволяющей ощутить сердцевину себя и из нее прожить все прочие Вещи.

Что сказано в православной традиции про вербальное и невербальное восприятие? Это ум в сердце или другое?
Причем важно обратить внимание, что внимание к сердечной области из головы очень отличается от стекания ума в сердечную область. и от распространения ума по всему телу. Все ли что из головы вербальное? а как с разными полушариями и более мелкими отделами мозга? В самой молитвенной практике невербальное восприятие ощущаю как расширение и углубление, как переход от меньшего к большему. Хотя при этом возникает ощущение, что невербальное восприятие заслоняет собой вербальное.Именно заслоняет, а не дополняет. Как сделать так, чтобы дополняло и взаимоусиливало?
Звучит слово метафора или метафоричность в мышлении, как источник его расширения до созерцательного опыта, причем без образов, именно в духовных метафорах, как в Евангельских притчах
Если умное делание - такая тренировка ума-сознания, чтобы сделать возможным Созерцание и Откровение. Т.е. приведение его в ясное прозрачное состояние.То какую роль здесь играют притчи, метафоры, невербальное восприятие, вербальное восприятие? Сознательное волевое усилие? Божье действие? Вербальное Божье действие? Невербальное? Можно ли так его делить? Заметил, что не деля вербальность захватывает все пространство внимания и создает идол, закупоривая прямое восприятие, осуществляемое по невербальному каналу.
« Последнее редактирование: 30 Июня 2015, 08:18:38 от Игорь Спасский »

Aндpeй

  • Сообщений: 2662
    • Просмотр профиля

Да, тема противопоставления буквы закона и силы духа, это важнейший момент в христианстве, вербальная ветхая буква, должна уступить невербальной силе Нового.

Родион

  • Возвысь свое сердце и вернись к обыденному.
  • Сообщений: 8895
    • Просмотр профиля

Aндpeй, человеку не дано ничего лишнего. Важное место это не то, где одно уступает место другому. А когда обьединяется. Когда внешнее становиться внутренним а внутреннее внешним. Причем не меняясь местами, а обьединяясь. Когда впитывая внешнее привносишь в него поэзию.
В выражении «Бог Есть Любовь» одно слово лишнее… Ты догадался какое?.. Правильно, любое!..
Тогда два!.. Догадался какие?.. Правильно, любые!.. Тогда три…

Aндpeй

  • Сообщений: 2662
    • Просмотр профиля

Aндpeй, человеку не дано ничего лишнего. Важное место это не то, где одно уступает место другому. А когда обьединяется. Когда внешнее становиться внутренним а внутреннее внешним. Причем не меняясь местами, а обьединяясь. Когда впитывая внешнее привносишь в него поэзию.

Это следующий этап :-), отвергнув букву и приняв силу, этой силой оживить весь Закон.

Игорь Спасский

  • Сообщений: 4977
    • Просмотр профиля

Это объединение как раз представляет реальную сложность. Именно в практическом смысле

Игорь Спасский

  • Сообщений: 4977
    • Просмотр профиля

Найти поэзию в самых прозаических вещах. Наполнить поэтическими Смыслами и метафорами жизнь.

Игорь Спасский

  • Сообщений: 4977
    • Просмотр профиля

Вот еще к примеру практический пример. Когда приходит блудная брань, ее восприятие в вербальном аспекте или расширенное невербальное рассмотрение. Что меняется? Что дает большая широта видения в этом случае? Отличается ли молитва? Сильнее ли брань для пребываюшего в вербальном восприятии? Переход к невербальному что дает?

Aндpeй

  • Сообщений: 2662
    • Просмотр профиля

Вот еще к примеру практический пример. Когда приходит блудная брань, ее восприятие в вербальном аспекте или расширенное невербальное рассмотрение. Что меняется? Что дает большая широта видения в этом случае? Отличается ли молитва? Сильнее ли брань для пребываюшего в вербальном восприятии? Переход к невербальному что дает?

Блудная брань это телесное, к вербальному отношения не имеет, плоть ищет сродного себе, здесь нужно или ежедневно утомлять плоть что бы ничего не хотелось, или найти законный объект обожания. :-)
 

Поиск