Исихазм

Автор Тема: Жизнь в исихазме.  (Прочитано 20055 раз)

Татьяна Д.

  • Сообщений: 38
    • Просмотр профиля

Re: Жизнь в исихазме.
« Ответ #15 : 22 Январь 2015, 18:34:18 »
Имея более, чем 20-летний опыт самых всевозможных практик,
которые проходит обычный человек от состояния полного атеизма,
я легко могу останавливать болтовню ума, и если нет эмоциональной ситуации, то и надолго.
Но это мало способствует избавлению от страстей, таких как
гордыня, нетерпимость, осуждение (можно осуждать и молчА умом),
если Бог - как сказал Александр - не является смыслом жизни.

Ежедневная и ежечасная внутренняя брань с ветхим нутром только на начальной стадии...

Aндpeй

  • 3
  • Сообщений: 3015
    • Просмотр профиля

Re: Жизнь в исихазме.
« Ответ #16 : 22 Январь 2015, 18:40:00 »
У Иоанна Кассиана есть собеседование о молитве, но не Иисусовой а о краткой молитве которую удобно повторять в течении дня, "Боже, в помощь мою вонми, Господи, помощи ми потщися." а это 4 век.

Конечно там нет такой сложной системы как в 14 веке, но учение уже было.

Краевед

  • Сообщений: 3596
    • Просмотр профиля

Re: Жизнь в исихазме.
« Ответ #17 : 22 Январь 2015, 19:23:51 »
Hesychia, это не совсем новое изобретение... Это старая практика, поставленная на новые рельсы.

а́  е́  и́  о́  у́  э́  ы́  ю́  я́

Hesychia

  • Сообщений: 74
  • Красноярский край.
    • Просмотр профиля

Re: Жизнь в исихазме.
« Ответ #18 : 23 Январь 2015, 17:53:44 »
я легко могу останавливать болтовню ума, и если нет эмоциональной ситуации, то и надолго.
Но это мало способствует избавлению от страстей, таких как
гордыня, нетерпимость, осуждение (можно осуждать и молчА умом),
Согласен если если безмолвие не рождено Молитвой Иисусовой.
"-_-_-_И мне не имейте веры, ибо всяк человек лож!Пс.115:2 Верте лишь Евангелию-_-_-_"

Hesychia

  • Сообщений: 74
  • Красноярский край.
    • Просмотр профиля

Re: Жизнь в исихазме.
« Ответ #19 : 23 Январь 2015, 17:59:27 »
У Иоанна Кассиана есть собеседование о молитве, но не Иисусовой а о краткой молитве которую удобно повторять в течении дня, "Боже, в помощь мою вонми, Господи, помощи ми потщися." а это 4 век.

Конечно там нет такой сложной системы как в 14 веке, но учение уже было.
Да я читал что раньше были короткие фразы. Кроме вашей предложеной использовались и другие подобные фразы с псалтири.
"-_-_-_И мне не имейте веры, ибо всяк человек лож!Пс.115:2 Верте лишь Евангелию-_-_-_"

Hesychia

  • Сообщений: 74
  • Красноярский край.
    • Просмотр профиля

Re: Жизнь в исихазме.
« Ответ #20 : 23 Январь 2015, 18:00:33 »
Hesychia, это не совсем новое изобретение... Это старая практика, поставленная на новые рельсы.
Ну как 600 лет наверно точно есть ))
"-_-_-_И мне не имейте веры, ибо всяк человек лож!Пс.115:2 Верте лишь Евангелию-_-_-_"

Hesychia

  • Сообщений: 74
  • Красноярский край.
    • Просмотр профиля

Re: Жизнь в исихазме.
« Ответ #21 : 23 Январь 2015, 18:18:30 »
Из всего выше сказанного можно предложить что вместо Иисусовой молитвы использовалась "память Божия" - к этому можно отнести и слова апостола "непрестанно молитеся" -Непрестанное молитвенное занятие при разном действии. Идём ли или едим или трудимся. Как есть пословица "без Бога не до порога".
Ну а потом скорее всего эта память Божия и родила молитву Иисусовою.
"-_-_-_И мне не имейте веры, ибо всяк человек лож!Пс.115:2 Верте лишь Евангелию-_-_-_"

Aндpeй

  • 3
  • Сообщений: 3015
    • Просмотр профиля

Re: Жизнь в исихазме.
« Ответ #22 : 23 Январь 2015, 21:40:18 »
Из всего выше сказанного можно предложить что вместо Иисусовой молитвы использовалась "память Божия" - к этому можно отнести и слова апостола "непрестанно молитеся" -Непрестанное молитвенное занятие при разном действии. Идём ли или едим или трудимся.

В ветхозаветной церкви тоже была похожая практика,  В книге царств упоминается визит царя Саула на гору пророчащих, где сам царь приняв духа начал пророчествовать, под пророчащами обычно понимаются подвижники неперстанно пребывающие в молитве.

Так что слова апостола о непрестанной молитве продолжали приемство практики древней церкви.

Антиквар

  • Сообщений: 5219
    • Просмотр профиля

Re: Жизнь в исихазме.
« Ответ #23 : 24 Январь 2015, 14:25:39 »
Из всего выше сказанного можно предложить что вместо Иисусовой молитвы использовалась "память Божия" - к этому можно отнести и слова апостола "непрестанно молитеся" -Непрестанное молитвенное занятие при разном действии. Идём ли или едим или трудимся. Как есть пословица "без Бога не до порога".
Ну а потом скорее всего эта память Божия и родила молитву Иисусовою.

На практике для меня повторение слов Иисусовой молитвы всегда было возвращением к памятованию о Боге и погружением в пространство этого памятования. В течение дня молитва по большей части повторялась скорее механически, но время от времени, что называется, "проскакивала искра" и происходило погружение в памятование, иногда краткое, иногда длительное. Не думаю, что этот мой опыт идеален или просто хорош, просто пытаюсь рассказать, как это было у меня.
С годами возник навык погружения в пространство тишины (я избегаю слова "безмолвие", поскольку уверен, что это нечто гораздо более глубокое, чем то, что мне сейчас ведомо). Это пространство в груди как бы зажато между умом, еще не успокоенным, норовящем сорваться с якоря, открытым обрывкам мыслей, мельтешению образов и тд, и более низкой сферой откуда исходят тяжелые, ядовитые  страсти. С неуспокоенным умом справиться можно, а вот нижняя часть - это такой Мордор, что любая попытка сунуться туда пока приводит лишь к тому, что оказываешься по уши в грязи и теряешь на время молитву. Ну и когда из Мордора вылезают тамошние "орки", тоже пока оказываешься бессилен...
 
 

иерей Андрей

  • Сообщений: 467
  • Гриша, Саша, Ксюша - помолитесь о них
    • Просмотр профиля

Re: Жизнь в исихазме.
« Ответ #24 : 24 Январь 2015, 20:29:24 »
Спасибо за ответ. Моё иследование молитвы Иисусовой привело меня к другому мнению. Можно даже создать новую тему на тему "Иследования" что может так и сделаю. молитва Иисусовая это уникальное новое изобретение.
Это следует из жития Григория Синаита цитата"  Он обошел всю святую (Афонскую) гору и, сделав тщательное разыскание делателей этой молитвы, не нашел в ней ни одного, который бы имел хотя малое понятие об этой молитве" Прп. Григорий Синаит посетил Афонскую гору в 14 веке по Рождестве Христовом. Из этого следует что в то время небыло известно ничего о этой молитве. А все цытаты взяты с псалмов и святого писания св. отцами......если здраво разобраться "за уши притянуто" Да и Евангелее об этом ничего не говорит. Даже апостольское указание "непрестанно молитеся не имелось в виду о молитве Иисусовой.
Ну да ладно я на эту тему иследований могу много рассказать и даже запутать всех ))
Но уникальность этой молитвы в том ,что как то, кто то или нек то.....очень мудро решил задачу всего Евангелия в этих 7-8 словах.
Ведь если мы непристанно будем молиться..то ум наш не будет блуждать в суете мира сего. Мы не сможем никого осуждать..гневаться..блудно взирать...кичиться в душе..ревновать..мечтать..празднословить..и в целом можно перечислить все грехи мира.
Какая гениальность? Молитва которая очищает человека от всего греха..Возводит на ступень безстрастия! Это почти выполнение всех заповедей Христа!
Кроме того на этом её ценность не заканчивается..........)

  Я так и не понял, какое ваше иное мнение? если кратко...

Владимир Б.

  • Сообщений: 1735
    • Просмотр профиля

Re: Жизнь в исихазме.
« Ответ #25 : 24 Январь 2015, 20:41:29 »
На практике для меня повторение слов Иисусовой молитвы всегда было возвращением к памятованию о Боге и погружением в пространство этого памятования. В течение дня молитва по большей части повторялась скорее механически, но время от времени, что называется, "проскакивала искра" и происходило погружение в памятование, иногда краткое, иногда длительное. Не думаю, что этот мой опыт идеален или просто хорош, просто пытаюсь рассказать, как это было у меня.
С годами возник навык погружения в пространство тишины (я избегаю слова "безмолвие", поскольку уверен, что это нечто гораздо более глубокое, чем то, что мне сейчас ведомо). Это пространство в груди как бы зажато между умом, еще не успокоенным, норовящем сорваться с якоря, открытым обрывкам мыслей, мельтешению образов и тд, и более низкой сферой откуда исходят тяжелые, ядовитые  страсти. С неуспокоенным умом справиться можно, а вот нижняя часть - это такой Мордор, что любая попытка сунуться туда пока приводит лишь к тому, что оказываешься по уши в грязи и теряешь на время молитву. Ну и когда из Мордора вылезают тамошние "орки", тоже пока оказываешься бессилен...
Как замечательно Вы описали это состояние. Всегда чувствовал родственность опытов, спасибо!

В последнее время есть вопрос: низовые страсти - это принадлежность тела и бесов? Ведь не может быть такого, что ум уже отвращается от этих мерзостей, всплывающих оттуда, сердце тоже гнушается ими, а какая то часть души имеет это всё в себе.
Если принадлежность тела и бесов, то вероятно, одного игнора достаточно, а вот если часть души.... Кто туда «заходил», поделитесь опытом.
"Спасение=Истинное Смирение. На этом стоит и Святое Писание, и Святое Предание, в этом всё Христианство."

veresk

  • 3
  • Сообщений: 4514
  • Обыкновенный
    • Просмотр профиля

Re: Жизнь в исихазме.
« Ответ #26 : 24 Январь 2015, 23:40:48 »
а разве ум, так светел что всесветел, а разве сердце так широко, что всеохватно, и разве сила игнора и гнушения, единственная сила души способная вести брань? Раз возник вопрос видимо ум уже вырос из тупого игнора, и уже опыт расширяется к новому пониманию. Вот и можно попытаться посмотреть по новому на силу игнора, и увидеть что провоцирует пользоваться этой силой, так-же можно попытаться увидеть то что сила эта сама является искаженной и требует работы над собой, очищения, выпрямления. Так работа, вглядывание в игнор, и гнушение, может стать ступенькой вниз, и к ясности что и как там в низу...О страстях в целом, постоянно говорится, что это искаженные силы души...Но в практическом смысле это мало что дает, пока сердце не укрепиться смирением в уповании,  не вооружиться милостью, низ для проработки будет закрыт. Одной такой дверью что прикрывает низ, является наша сила игнора, до определенного этапа она нужна и полезна в своем прямом проявлении, но далее может уже стать и стеной заграждающей рост души...
« Последнее редактирование: 25 Январь 2015, 00:12:04 от veresk »

Владимир Б.

  • Сообщений: 1735
    • Просмотр профиля

Re: Жизнь в исихазме.
« Ответ #27 : 25 Январь 2015, 00:15:40 »
...Но в практическом смысле это мало что дает, пока сердце не укрепиться смирением в уповании,  не вооружиться милостью, низ для проработки будет закрыт. Одной такой дверью что прикрывает низ, является наша сила игнора, до определенного этапа она нужна и полезна в своем прямом проявлении, но далее может уже стать и стеной заграждающей рост души...
Тогда иначе вопрос: может нет смысла терять время на то, что само собой отвалится при прохождении врат смерти?
Игнор, как раз, очень неплохо получается, хотя иногда выбросы снизу прорывают его. Но эти прорывы не бывают хаотично, только вслед за ростом гордыни, т.е. попустительно. Может тогда есть смысл положить все силы на борьбу с гордыней (даже не знаю как), чем бороться с низами?
"Спасение=Истинное Смирение. На этом стоит и Святое Писание, и Святое Предание, в этом всё Христианство."

Raisa

  • Сообщений: 3749
    • Просмотр профиля

Re: Жизнь в исихазме.
« Ответ #28 : 25 Январь 2015, 00:47:50 »
Что разумеется под низовыми страстями? Могу только рассказать пока как поняла действие сексуальной силы (мне не совсем нравится слово "секс" - оно нерусское, лишено как бы корней и искуственное. Было бы хорошо придумать новый термин для обозначения. Похоть - тоже не верно, т.к. несёт заведомо отрицательную оценку, желательная сила - нет конкретности, ибо можно желать многое).
Сама по себе сексуальная сила нейтральна, это данность, Божий дар, как дар речи, к примеру. Но сила эта - бомба, и с помощью неё можно много бед натворить или наоборот, сотворить много прекрасного.
Тем, кто задвинул её от страха подальше, сначала нужно просто её принять, осознать её присутствие, понять, что совершенно ничего плохого в ней нет. И... спустить с цепи. Не в том смысле, что пуститься во все тяжкие, а направить её на бытие. На посвящённую Богу жизнь, на повседневность, на любовь, на служение, вообще в верхнюю часть туловища. И тогда человек, наверное, в идеале будет пребывать в непрестанном лёгком таком оргазме. Возможно, у перволюдей в раю именно такое состояние и было. А потом вот пали, и возможно (на уровне предположения) восстановление, приведение в порядок сексуальной силы в том и заключается: из единоразовых взрывов - в лёгкий и постоянный оргазм.

veresk

  • 3
  • Сообщений: 4514
  • Обыкновенный
    • Просмотр профиля

Re: Жизнь в исихазме.
« Ответ #29 : 25 Январь 2015, 00:56:31 »
Владимиру...вот поэтому и было сказано, не о прямом столкновении с низом, а о постепенном спуске...и если в начале этот спуск можно назвать борьбой, то далее борьба истончается, душа научается смирению, смирение научает веденью, веденье очищает ум...очищает от фантазий о низе, верхе, вообще о духовном итд...эти фантазии часто держаться на гордыни, следовательно в таком делании отлетают грубые(фантазийные) пласты гордыни...но далее открывается другие пласты гордыни которые видимо можно назвать деятельные, если мы попытаемся с ними бороться, а бороться с ними мы можем лишь тупо, задавливая, перекрывая итд...то этим самым перекроем и рост души...вспомним притчу о плевелах...поэтому цель иная, учиться осваивать пространство души...цель для ума это воспитание, а не борьба, борьба средство(одно из) для воспитания..гордыня побеждается ростом души, целостным ростом человека, попытка давить её только умом, что суть представлениями о ней, открываю дверь лишь для прелести...суть глупости, зацикленности, тупому невежеству...вот это и следует бояться, а то нынче делатели бояться падений, да гордыни, хотя в рамках конкретно духовного на само деле ничего путного и не достигли...тут Владимир не берите все на свой счет, здесь о тенденции в целом...