Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Исихазм



18 Ноября 2017, 18:44:12

Автор Тема: Темная Ночь Души  (Прочитано 6255 раз)

прозелит

  • Сообщений: 5176
    • Просмотр профиля

Темная Ночь Души
« : 02 Ноября 2014, 21:14:21 »
Пример: не стало эго. И образовалась пустота. Где Бог? А Он здесь, просто прежде человек его воспринимал посредством эго. А теперь -хлоп-и воспринимать нечем. Смотрит человек в свою глубину, видим там зияющую пустоту. Наступила Ночь Духа. Искать ему и искать теперь Бога, как бы заново, с новыми инструментами поиска, в этой космически черной ночи...но только Бог его не оставлял.
Прозелит, может в другой теме, раскройте эту мысль. Пожалуйста. :-) Как раз здесь топчусь ....
Давайте попробуем, но прежде хочу сказать – пытаясь раскрыть эту мысль, и сам стараюсь некоторые вещи понять и усвоить. Далее приведу несколько цитат из книг Бернадетт Робертс, в прошлом монахини-кармелитки, а ныне – практика-созерцателя в католической традиции. Ее систематизация опыта, ее дотошность в картографировании и описании тайных пространств и "стоянок", как и ее опытные выводы имо весьма ценны.

прозелит

  • Сообщений: 5176
    • Просмотр профиля

Re: Темная Ночь Души
« Ответ #1 : 02 Ноября 2014, 21:19:31 »
Цитировать
Наше духовное странствие начинается всерьез тогда, когда мы следуем за благодатью, что дается нам даром, как откровение или просвещение, которое буквально переворачивает нашу жизнь. Чтобы найти эту  изобильную благодать, и стать достойными ее, наши энергии фокусируются на преобразовании жизни, на приверженности духовной практике, на всецелой преданности следованию внутренней глубинной жизни с Богом. Хотя нам и следует заниматься этим преобразованием, но наши лучшие усилия далеко заведут нас в этом деле. Перемены, которые мы можем привнести собственными усилиями, относительно непостоянны и
поверхностны: но прежде всего, они все еще обратимы. Именно там, где нашим собственным усилиям приходит конец – когда мы сделали все что смогли – тогда Бог принимает инициативу и начинается процесс подлинного преображения. Поскольку только преображающая благодать Божья может вызвать абсолюную, необратимую перемену в нашем глубочайшем опыте бытия, то мы можем сказать – где заканчивается реформация, там начинается подлинное преображение.

Поскольку существует великое множество работ по начальным  или реформационным стадиям духовного странствия, то изложение в данной книге начинается с преображающего процесса. В христианской мистической традиции начало этого процесса называют "Пассивной Ночью Души". Хотя эта фраза была выкована Иоанном Креста (Хуаном де ла Крусом), для обозначения специфического опытного "набора", этот же опыт был хорошо известен и созерцателям. В терминах современной психологии, вход в Пассивную Ночь Души – это отпадение первоначального центра-себя, то есть – эго, и последующий за ним контакт с великой пустотностью или пустотой в нас самих. Там где прежде мы встречали Бога, теперь лишь тьма и ничто. И хотя это исходное состояние переживается нами как отсутствие Бога, мы знаем, что Бог отсутствовать не может.

Неизведанное нами, вплоть до этой точки в нашем странствии, эго было завесой, сквозь которую мы видели или встречали Бога. Эго, перекрывавшее в нас божественный центр, и было в нас тем, что опытно переживало божественное. Когда эго отпало, оно забрало своё переживание Бога с собой. Хотя это переживание сопровождается ощущением утраты самих себя, эта утрата себя бывает буквально погребена, под колоссальным чувством утраты Бога. Без Бога у нас нет ощущения глубины себя, и потому, без глубинного себя (в данном случае, без эго), у нас нет чувства Бога.

Важно отметить, что пока не отпадет эго, наше самое глубокое и истинное себя, какое мы знаем – это эго. Только в ретроспективе, можно идентифицировать или узнать истинную природу эго, по его отсутствию. В качестве исходного центра нашего себя, эго не фальшивое, не плохое, и необязательно эгоистичное. Бесспорно, именно это эго имело переживание Бога и вкладывало всю свою энергию в устремление к Нему и к святой жизни. Эго фальшиво тогда лишь, когда оно отвергает Бога и цепляется единственно за себя. В моем странствии, то что позже я распознала как "эго", поначалу я называла моим "подлинным себя", а иногда – "истинным себя". Ни на секунду мне не приходило в голову, что это "глубочайшее себя" отпадет.

« Последнее редактирование: 02 Ноября 2014, 21:31:53 от прозелит »

прозелит

  • Сообщений: 5176
    • Просмотр профиля

Re: Темная Ночь Души
« Ответ #2 : 02 Ноября 2014, 21:25:12 »
Цитировать
Примечание в книге:
Хуан де ла Крус говорит о нескольких Темных Ночах: активной и пассивной Ночи Чувств и об ативной и пассивной Ночи Души. Под "активной" он понимает то, что можем сделать мы, под пассивной – что может сделать лишь Бог.
1 Активная Ночь Чувств:  отсоединить себя от недостатков и мирских отвлечений, чтобы вместо того присоединиться к Богу.
2 Пассивная Ночь Чувств: периодически Бог, видимо, отнимает Свое присутствие, и так, мы чувствуем духовную опустошенность, сухость или безводность. На самом деле, это начало созерцания Божьего присутствия на более глубоком уровне – которое нам еще только предстоит оценить.
3 Активная Ночь Души: отсоединить себя от духовных благ и усилий, чтобы стать более пассивными в Божьем присутствии; узнавание того, что Божье пребывающее присутствие глубже или превыше всех мыслей и всех чувств.
4 Пассивная Ночь Души: перманентное и необратимое действие Божье, которое есть отпадение нашего центра себя или эго, столкновение с ужасающей пустотой в нас самих – с черной дырой, с тьмой и ничто.

Переживания второй и третьей ночи накладываются и пересекаются, а первая и четвертая ночь четко и явно маркированы.

прозелит

  • Сообщений: 5176
    • Просмотр профиля

Re: Темная Ночь Души
« Ответ #3 : 02 Ноября 2014, 21:36:36 »
Цитировать
По убеждению, рожденному из опыта, отмечу характерное вхождение в Темную Ночь Духа, как первую фазу  жизни в единстве. Начинается она с клеймения, прожигающего нас до глубочайшего центра бытия, что болезненно и разбивает вдребезги все аспекты нашего себя. Лишенная глубоких, детерминистских поводьев самоконтроля, растворяется сила воли, которая склеивала это хрупкое единство. Отселе, поводья нашей судьбы – в руках огромной силы, высшей Воли, и хотя мы можем неосознанно протестовать против ее понуждения, в своем болезненном мятеже, но все тщетно. Единственный исход – быть покорным, принять свою беспомощность и распознать что  мир души – в тот день в который его найдете – наш величайший союзник. Когда некуда больше идти, и больше некуда обратиться, у нас нет иного выбора, как только нисходить в глубины нашего ничто, где на каменном дне Бог со временем открывает Себя и раскрывает нам укорененность нашего бытия – в Нем. Так, пройдя в странствии бездонную пустоту нашего бытия, в конце концов мы приходим к отдохновению, в глубоком союзе с Богом, к пребыванию в точке покоя, в центре бытия.

прозелит

  • Сообщений: 5176
    • Просмотр профиля

Re: Темная Ночь Души
« Ответ #4 : 02 Ноября 2014, 21:41:15 »
Цитировать
Вторая фаза начинается с открытия – где была боль, теперь там мир: отселе, работа души в том, чтобы поддерживать мир, вопреки всем устремлениям к противоположному. Это исполняют, оставаясь пассивными в мирном, недвижном центре и подчинить этому всё, поскольку теперь мы начинаем видеть, хотя и мимолетно, что этот мир на дне есть безмолвие и покой Самого Бога. С этого момента, мы получаем постоянный доступ к этой неподвижной точке нашего существования, с которой теперь должны сообразовываться все аспекты нашего бытия, так что никакое движение ума, ни эмоция не окрадет нас этого безмолвия, и не сдвинет нас от этого центра. Учишься исполнять это, в процессе активной пассивности,  которая в конце концов, приносит  новую форму единения – нашему себя.

Вокруг этого центра сойдутся все разбитые вдребезги, фрагментированные осколки нашего себя, которые сместились и слетели с петель, когда отворился центр. Этот процесс пре-образования есть создание цельного субъекта – нового человека – интеграция, не сотворенная и не поддерживаемая рукой человека, но силой и магнетизмом центра, который притягивает все части к самому себе, переупорядочивая их таким образом, о котором доселе душа и не подозревала. После чего, все части будут функционировать как единое соединение (единица), и все действия будут исходить от центра. И когда этот процесс объединения завершится, кончится Ночь Души.

прозелит

  • Сообщений: 5176
    • Просмотр профиля

Re: Темная Ночь Души
« Ответ #5 : 02 Ноября 2014, 22:06:21 »
Это – личный опыт Бернадетт, и естественно, что во многих деталях он может расходиться с опытом других людей. Так было и для меня.

Поначалу, мое прохождение Пассивной Ночи Души (ПНД) весьма отличалось в деталях, и как понимаю причина существенного различия в том, что не было у моего эго ни всецелой преданности, ни приверженности, ни тех усилий, о которых пишет Бернадетт.  То есть, когда отвалилось эго, внутрь меня возникла черная дыра и ничто и пустота без Бога – все это было, именно так, но чувства острой потери не было, только ноющее и тупое – потому что теплохладная моя душа мало что теряла в сравнении с тем, о чем говорит Бернадетт.

Все глубже входя в глубину, встречал там лишь ничто. Да, то что Сахаров называет светом ума – было, но Бога не было и в помине! Тогда, отчаиваясь, полностью выходил – вне всякого себя, в единое пространство без субъекта и без объекта и оставался там (благодаря прежним практикам, в иных традициях). Хотя кто оставался – это лишь фигура речи, не было того кто где-то оставался. Но и там не было Бога!! – меня не было, но и Его, одно мертвое ничто, жёсткий космос. И это было тихое, безысходное отчаяние, без совета, без подсказки. Много позже я прочел у Бернадетт то, что процитировал выше. А тогда не понимал, что происходит и как быть. Поэтому постарался принять такое положение как есть. И расслабился в этом,  как мог, вверив себя Богу...

Краевед

  • Немножко еврей.
  • Сообщений: 3495
  • Сергей. (во Святой земле)
    • Просмотр профиля

Re: Темная Ночь Души
« Ответ #6 : 02 Ноября 2014, 22:41:52 »
"Вторая фаза....нового человека...." :)
Очень хорошо описано.


"И.3:7 Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: должно вам родиться свыше."
а́  е́  и́  о́  у́  э́  ы́  ю́  я́       У каждого свои тараканы в бестолковке.
"Доктор сказал, что во время пребывания в стационаре я не смогу реализовывать свои планы по завоеванию Вселенной.  Жалкий наивный раб…"

иерей Андрей

  • Сообщений: 390
  • Гриша, Саша, Ксюша - помолитесь о них
    • Просмотр профиля

Re: Темная Ночь Души
« Ответ #7 : 02 Ноября 2014, 22:52:32 »
Довольно давно сам понял, теперь на исповеди и людям иногда о том же говорю(не знаю так ли): все усилия в попытке преодоления ветхого человека в себе, приводят не к успеху в этом преодолении, а глубочайшему чувству потребности в Боге. Чем больше усилий - тем больше душа изранена и... "делаю не то доброе что хочу , а то злое что ненавижу. Леонид, помниться говорил, что ап. Павел мог так говорить только в безблагодатном состоянии. Но ведь пока не дойдёшь до этого дна, то и благодать не утвердиться в нас, как мне кажется.
         
 
Может я и не прав, но под высокими словами про " пустоту нашего бытия", и"активной пассивности",  проще взять то самое апостольское... в глубоком чувстве малой значимости своих усилий.
  "Отпадение нашего центра себя или эго, столкновение с ужасающей пустотой в нас самих – с черной дырой, с тьмой и ничто" - имхо, откровение как рефлексирущая психолог пытается достичь Бога(не для осуждения, для дискуссии здесь).
   У Исаака Сирина же ведь есть о том же - "Добродетель есть матерь печали о Боге, а от такой печали рождается смирение, а смирению дается благодать. Воздаяние же бывает уже не добродетели и не труду ради нее, но рождающемуся от них смирению."
  Иначе, Ночь Души это просто... - смирение.
 

 
« Последнее редактирование: 02 Ноября 2014, 23:05:53 от иерей Андрей »

Владимир Б.

  • Сообщений: 1718
  • "клавиатуроносец"
    • Просмотр профиля

Re: Темная Ночь Души
« Ответ #8 : 02 Ноября 2014, 22:57:20 »
Прозелит, спасибо!
Сейчас в поезде, потом внимательно перечитаю и помучаю вопросами.:-)
"Спасение=Истинное Смирение. На этом стоит и Святое Писание, и Святое Предание, в этом всё Христианство."

прозелит

  • Сообщений: 5176
    • Просмотр профиля

Re: Темная Ночь Души
« Ответ #9 : 02 Ноября 2014, 23:43:39 »
иерей Андрей, весь "маршрут" УД - это о смирении, не ошибетесь  :-)

Здесь же, в цитатах весьма тщательно описан частный случай, конкретный происходящий процесс -  демонтажа и перестройки.
Однако, в приведенных цитатах Бернадетт не говорит об этапах касательно  воли, а ап.Павел как раз говорит об этом, о вожделевательной части души, если не ошибаюсь. Это отдельная интересная тема - и о том, о чем апостол говорит, и о том как бывает полностью утрачена прежняя привычная воля и наступает "паралич", и как потом (далеко не сразу) находится совершенно иной движитель воли.

И насчет терминов не соглашусь с Вами - сам ни грамма не психолог, но применительно к тому, с чем сталкиваешься в этом этапе, такие термины хорошо подходят, они вполне к месту.

 Перечитайте еще раз примечание курсивом, где сказано про 4 Ночи, по де ла Крусу.
Там явно видна роль и видно место со-работничество человека на этом этапе делания.
И результат этого соработничества не сводится к одному "глубочайшему чувству потребности в Боге", хотя и это архиважно.
« Последнее редактирование: 03 Ноября 2014, 00:16:19 от прозелит »

Александр*

  • Сообщений: 295
    • Просмотр профиля

Re: Темная Ночь Души
« Ответ #10 : 03 Ноября 2014, 11:19:17 »
Час перед зарей - самый тёмный час )

Колхозник

  • Сообщений: 2111
  • Владимир
    • Просмотр профиля

Re: Темная Ночь Души
« Ответ #11 : 03 Ноября 2014, 13:13:48 »
Поначалу, мое прохождение Пассивной Ночи Души (ПНД) весьма отличалось в деталях, и как понимаю причина существенного различия в том, что не было у моего эго ни всецелой преданности, ни приверженности, ни тех усилий, о которых пишет Бернадетт.  То есть, когда отвалилось эго, внутрь меня возникла черная дыра и ничто и пустота без Бога – все это было, именно так, но чувства острой потери не было, только ноющее и тупое – потому что теплохладная моя душа мало что теряла в сравнении с тем, о чем говорит Бернадетт.

Все глубже входя в глубину, встречал там лишь ничто. Да, то что Сахаров называет светом ума – было, но Бога не было и в помине! Тогда, отчаиваясь, полностью выходил – вне всякого себя, в единое пространство без субъекта и без объекта и оставался там (благодаря прежним практикам, в иных традициях). Хотя кто оставался – это лишь фигура речи, не было того кто где-то оставался. Но и там не было Бога!! – меня не было, но и Его, одно мертвое ничто, жёсткий космос. И это было тихое, безысходное отчаяние, без совета, без подсказки. Много позже я прочел у Бернадетт то, что процитировал выше. А тогда не понимал, что происходит и как быть. Поэтому постарался принять такое положение как есть. И расслабился в этом,  как мог, вверив себя Богу...

Цитировать
у нас нет иного выбора, как только нисходить в глубины нашего ничто, где на каменном дне Бог со временем открывает Себя и раскрывает нам укорененность нашего бытия – в Нем.
Цитировать
В терминах современной психологии, вход в Пассивную Ночь Души – это отпадение первоначального центра-себя, то есть – эго, и последующий за ним контакт с великой пустотностью или пустотой в нас самих. Там где прежде мы встречали Бога, теперь лишь тьма и ничто. И хотя это исходное состояние переживается нами как отсутствие Бога, мы знаем, что Бог отсутствовать не может.

Неизведанное нами, вплоть до этой точки в нашем странствии, эго было завесой, сквозь которую мы видели или встречали Бога. Эго, перекрывавшее в нас божественный центр, и было в нас тем, что опытно переживало божественное.

Думаю, что для рассмотрения вопроса Ночи Души, нужно коснутся понимания нашей внутренней антропологии, нашего устройства.

Есть духовные глаза и уши, есть душевные и телесные. Если наше сознание уходит из области нашей Души в пространство Ничто, за "завесу", где оно остается как бы голым, без естественных по логосу органов мироощущения, чем ему там видеть или чувствовать Бога?

В области Души естественным образом мы можем чувствовать Бога, вернее Его энергии, доступные тем глазам и ушам в котором находится наше сознание и внимание на данный момент. И тут я полностью согласен с Бернадетт. Наше "я" (эго) это не просто индивидуальность, но еще и целый комплекс органов чувств. Если мы выходим за "завесу", в Ничто, где совлекается с нас эго (индивидуальность) остается чистое сознание, которое еще не приобрело божественных глаз и ушей способных видеть не просто энергии Бога, а Его самого как Он есть, глаза и уши самого Христа, то чем же Его усмотреть? Вот и видим мы пустоту и Ничто. ИМХО

прозелит

  • Сообщений: 5176
    • Просмотр профиля

Re: Темная Ночь Души
« Ответ #12 : 03 Ноября 2014, 15:02:08 »
Колхозник, спасибо что перевел беседу в святоотеческие координаты ))

Согласен с твоим комментарием, все так. При совлечении эго, умные чувства оказываются вообще не "подключенными". Сознание в растерянности  :-)
Поэтому не то что видеть и слышать, но и хоть как-то ощущать, воспринимать энергии Бога - нечем. И пока новые чувства "включатся", возможно, пройдет немалый срок, по земному времени...

Aндpeй

  • Сообщений: 2662
    • Просмотр профиля

Re: Темная Ночь Души
« Ответ #13 : 04 Ноября 2014, 18:08:52 »
Не совсем понял как эго может воспринимать духовное,

по моему мнению, эго воспринимает мирское, отказ от эго-воспиятия показывает отсутствие духовного восприятия более наглядно и доходчиво и человек начинает искать, но потерять восприятие Бога отказавшись от эго, это как то странно.

прозелит

  • Сообщений: 5176
    • Просмотр профиля

Re: Темная Ночь Души
« Ответ #14 : 04 Ноября 2014, 19:46:23 »
Нужно сказать, о том, что в данной теме возможна путаница в терминах. У Бернадетт Робертс, эго - это как бы "грубая поверхностная фракция" нашего я, и именно этим эгом   8-) мы поначалу предстоим пред Богом. В этой грубой фракции привычно обитает наше сознание. У эго есть свои привычные душевные и телесные инструменты восприятия. Эти инструменты, хотя и непредочищенные и искажающие, все же дают хоть как то воспринять Бога.

Когда эта грубая фракция эго отпадает, остаются "тонкие фракции", которые Бернадетт называет "нашим себя". Сознание начинает новую жизнь, в нашем себя. Но не сразу находит новые инструменты, умные чувства, и на автомате ищет старые, которые для восприятия Бога уже негодны или их вовсе нет...

Впрочем, и сама Бернадетт иногда путается в терминологии, и все описанное - лишь общая схема происходящего на данном этапе ))


 

Поиск