Исихазм

Автор Тема: Об унынии  (Прочитано 2564 раз)

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11889
    • Просмотр профиля

Об унынии
« : 21 Октябрь 2014, 18:14:39 »
http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=1120.msg10628#msg10628

Уныние и безблагодатное "бесстрастие" может быть следствием неверного подражания духовному созерцанию и созерцательному образу жизни.

Есть одна неприятная и опасная область на аскетическом пути, уже не в его начале, но после очищения эмоциональной части души, когда эмоциональность - подобная до момента очищения каше и соплям - высушивается вместо наполнения этой сферы чистыми, прозрачными и светлыми чувствами, приходящими из мира милосердного и сострадательного переживания, жертвенности, соприкосновения с природой, вхождения в творчество художественного слова и образа. Высушенность эмоций и черствость чувств, если они еще и культивируются, порождают отстраненное и бездеятельное бесстрастие. Такая "психическая анестезия" может быть сорвана и взорвана низовыми грубыми страстями, от которых можно долгое время бегать именно физически - уходя в уединение, отказываясь от общения. И в этом тонком унынии-"бесстрастии" часто звучат танатические нотки - как ощущение собственного умирания и скрытое желание, чтобы весь этот гадкий мир скорее провалился в тартарары. Или ностальгия...

 

http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=1120.msg10635#msg10635

Когда мы говорим об истинной безОбразности (молитвы), то помним, что это не просто отсутствие образов, а сверхобразность. Абсолютно безОбразная молитва невозможна - она остается идеалом - до тех пор, пока не найдет на молящегося Дух Святой и не восхитит его ум, поднимая над образом в "сверхобразие" нетварных энергий. А пока Дух Святой не найдет и не восхитит, безОбразность молитвы - лишь один из вариантов образного представления. Это, вообще-то, серьезное заявление и вряд ли его кто-нибудь услышит...

Также и бесстрастие, понятое негативно или апофатически, есть умирание страстей - их угасание и высушивание. Бесстрастие, понятое в утвердительном смысле, есть преображение страстей - "сверхстрастие" и, как выражение в земной жизни, страсти бесстрастные. Человек с неочищенными страстями подобен сосуду с нечистотами. Умерщвление страстей опустошает сосуд, и, наконец, преображение страстей подобно чуду в Кане Галилейской, когда вода в сосудах превратилась в вино.

Чем отличается пустой сосуд, закрытый пробкой, от сосуда, полного вина?.. Из пустого сосуда, вынув пробку, нельзя напиться! Поэтому-то человек, играющий в бесстрастие, но его не имеющий, показывает только горлышко своей души с запечатанной пробкой слова. И это будет правильное слово - только не живое, не свое и очень скучное.

Границу между деятельным "невысушенным" бесстрастием и черствым бездеятельным "абулическим" унынием проводит стяжание благодати - синергийное, соработническое, когда действие Духа направляется на преображение душевного состава. Только... жатвы много, а делателей мало. Ведь можно научиться (и научить) не преображать свой состав, а сбегать на высоты душевные и духовные, оставляя тело и низовые страсти на забвение и опустошение. И получается: вроде духу причастен подвижник и немалый опыт молитвенный имеет, а тело его разрушено, страсти подавлены или изгнаны, ум не развит...

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11889
    • Просмотр профиля

Re: Об унынии
« Ответ #1 : 21 Октябрь 2014, 18:17:08 »
http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=1120.msg10643#msg10643

Цитата: В переложении же на опыт Умной молитвы можно сказать, имхо, что такое отрицательное состояние бесстрастия есть одно из тонких бесовских нападений и соблазнов. Имхо, особенно им может быть подвержен человек честолюбивый и гордый.
Ответ: Маловато будет.  Ладно, примем это утверждение за гносеологическую основу , Тогда зададимся вопросом: как раскрывается в истории, примешиваясь к жизни церкви, это тонкое бесовское нападение и соблазн? Один пример привел Igor, говоря об влиянии ακηδια на подвижническую жизнь. А в жизни православного общества и государства усматривается ли такое влияние?

 
http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=1120.msg10649#msg10649

Т.е. Запад стоит перед тайной Бога "стигматически": на теле через язвы, в душе - через чувственность переживания, в уме - через рациональное уязвление-проникновение? И это унылое стояние не разрешилось наполнением Духом, и поэтому перешло в отступление - "закат Европы"...

А Восток? Его акидия, какая она? Уход (или изгнание) в "горы и леса", пренебрежение тварным, "законсервированность", обрядовость, суеверность и магичность?
 

http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=1120.msg10654#msg10654

Т.е. "Запад" постоял-постоял перед Крестом - на расстоянии - вылил потоки слез и крови (не только своей) и отвернулся от Христа, а "Восток" пошел на Крест, теряя себя по дороге, истаивая и развоплощаясь в созерцании, порывая с плотью, разрывая связи и... истончился, и исчез. Осталась одна икона - образ Божий на плоской доске обрядовой жизни и слова молитвы...

Вопрос: P.S. Причем надо отметить упорство, а лучше сказать, упертость  в акидическом стоянии. Но готов ли сей "упертый" сосуд вместить Небесное Вино? И годится ли он для вмещения? This is the question.

Ответ: "Упертый" сосуд... а может быть завязанный/запертый, и его можно развязать (пробку вынуть)? Не знаю... Господь говорит, что не вливают вино новое в старые мехи. "Старые мехи" очень хорошо понимают опасность для себя "нового вина" и дают ответ на вопрос: не быть сему. А мы тут пытаемся все тугие завязочки ослабить

 
http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=1120.msg10656#msg10656

Цитата:И действительно, линия Востока - Преображение - Пасха. Здесь Гефсиманская ночь и Великая Пятница скрадываются в великой радости Воскресения.

Ответ: Да... как икона. Надо войти в этот образ, наполнить его и пройти дальше - в Преображение, иначе скоро останется одна лубочная картинка от иконы сей.

 
http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=1120.msg10660#msg10660

Две тысячи лет...  Живая память о Фаворе давно ушла. И наши "иконно-богословские" знания о Преображении только отдаляют его. Две тысячи лет забывания Христа и строительства собственной темницы... Впрочем, это уже уныние 

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11889
    • Просмотр профиля

Re: Об унынии
« Ответ #2 : 21 Октябрь 2014, 18:19:04 »
http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=1120.msg10673#msg10673

Когда читаю Евангелие, там нахожу страшные и беспощадные слова. Не делать из Св.Писания (в своей жизни) сладенько-святую водицу для всякой потребы, и ляжет путь - как над пропастью - и не упадешь, если только не тяжел...

Еще несколько слов об унынии. "Упертое" уныние, как пауза перед новым этапом становления, частое явление на молитвенном пути. Уходит вдохновение, покидают жизненные силы - блекло, серо, плоско тянутся дни и недели, и не сделать простого движения... Некая стадия перехода от спящей "куколки" в новое душевное существо, обновление душевного состава, происходящее прикровенно. И опасность - принять состояние "куколки" за истинную жизнь и не войти в преображение душевных и умственных сил. Это большая опасность, потому что "куколка" должна "умереть", а она не желает своей смерти...

Однако, и в унынии есть движение. Энергетика этого состояния весьма специфична, она действует на исчезновение и растворение (disappear) - это движение в вязком болоте с кислотными испарениями. Чтобы не утонуть в этом "болотном" состоянии, нужно идти - через силу, влекущую на дно душевного болота.

 
http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=1188.msg12298#msg12298

Цитата: Оказывается, в Киев для крещения русских приехали монахи из Охридского монастыря в Болгарии, который был в это самое время главным рассадником богумильской ереси. Поэтому-то и завелась в русском Православии эта, присущая богумильству черта, отрицания всего плотского…

Ответ: Не знаю, насколько можно доверять выводу "филолога из Ленинграда", но избыточествующая скорбь-печаль действительно присуща современному русскому монашеству.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11889
    • Просмотр профиля

Re: Об унынии
« Ответ #3 : 21 Октябрь 2014, 18:21:02 »
http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=1188.msg12303#msg12303

Цитата: Я читал, что Он не смеялся потому, что был подобен матери, которая видя своего больного ребенка - не смеется. Улыбаться, чтобы облегчить страдания - может, а смеяться - вряд ли.

Ответ: Эта тема (о смехе Господа) обсуждается давным-давно, нелепые представления все накручиваются и накручиваются... Давайте, поставим вопрос по-другому: радовался ли Господь, постоянно призывающий к радованию? А если радовался, так ли важна конкретная форма выражения радости: внутренняя улыбка, улыбка на Его лице или счастливый смех детей - ибо таковых есть Царство Небесное?!
 

http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=1188.msg12351#msg12351

Довесок: "думы" о природе смеха (и зевоты)

В смехе есть негативная и слабая сторона - сбрасывание сил (умственных, эмоций, страстей), которые не понести (есть желание скинуть), или сил, как бы надломленных, разноуровневых, но внутренне крепко связанных - через трещину или пропасть противопоставления. И сильная сторона - освобождение, расширение, принятие противоположности - это выражение радости наполнения и восторга бытия.

Человек, которому запрещено смеяться, например, по каким-то выдуманным религиозным мотивам, будет сбрасывать с себя несовместимое и неусвояемое иным способом. Сначала будет бессознательное "отпихивание" от себя (и закрывание глаз - якобы не вижу), а затем бес(под)сознательное спихивание вниз - в то самое подсознание с утрамбовкой и задраиванием люков. И когда-то нечистоты прорвутся в буйном и черном осуждении чужих (а это свои) пороков. Примеров тому бездна...

Зевота - попытка принятия мощного - обычно превышающего возможности по усвоению - потока сил. Открывается, с некоторой судорогой, "окно", вливается поток более высокого порядка - человек зевает: это символическое и энергетическое выражение принятия. В результате происходит реорганизация и сонастройка каких-то элементов душевного тела (и ума).

Забавно наблюдать, как безудержно начинают зевать люди, желающие и не способные принять, например, большие знания.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11889
    • Просмотр профиля

Re: Об унынии
« Ответ #4 : 21 Октябрь 2014, 18:22:46 »
http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=1196.msg12397#msg12397

Цитата: "молитва без начала, молитва без конца, без божьего лица, и всё ж она звучала..."
Бедная истина, бедная религия, бедная молитва... Знакомо?

Ответ: Знакомо... как фон. Выходишь на улицу - там грязь, серые лица - в метро, город без начала и конца, многоэтажные дома, дымящие трубы заводов и озабоченные требами храмы... Бедный вид!  Однако, жизнь другая: многоцветность и наполненность ее в ином.
 

http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=1591.msg24855#msg24855

Вопрос: Александр, как, на ваш взгляд, следует различать уныние и самобичевание от сокрушения?

Ответ: Я думаю, основное отличие в том, что в сокрушении присутствует упование на Господа, надежда на Него. В унынии упование утеряно, а в самобичевании присутствует упование на себя.


http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=1653.msg26878#msg26878

Вопрос: У каждой страсти есть противоположная ей доббродетель А как насчет уныния?

Ответ: Радостность или радостопечалие.
 

http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=1653.msg26903#msg26903

Цитата: Согласно свт. Игнатию, добродетелью, противоположной страсти уныния, является трезвение - постоянное бодрствование над собой.

Ответ: Искать дурной страсти противоположную добродетель и не обязательно.

Все-таки трезвение скорее противостоит духовному (и душевному) пьянству - в узком смысле.

В унынии же нет (деятельной и спокойной) радостности прежде всего.
 

http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=1654.msg27005#msg27005

Лучше читать надо подвижников и святых отцов, а не их начальников.

В унынии не просто отсутствие сил. Уныние энергетически наполнено. Только это наполнение как бы противоположно по знаку.
 

http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?PHPSESSID=cad46e5ce0bc7e03342a6c3493a44356&topic=751.msg29025#msg29025

Я думаю, слова Келейника о смехе над собой можно понять в двух ключах. Первый предложен книголюбом, и он верен, если мы под смехом подразумеваем именно высмеивание - бесовский смех. Но есть и другая опасность - относиться с полной серьезностью к своей ничтожной персоне, раздувать свои проблемы, в конце концов, делать унылое лицо во время поста. И тогда улыбка над собой позволит снизить собственную значимость...

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11889
    • Просмотр профиля

Re: Об унынии
« Ответ #5 : 21 Октябрь 2014, 18:23:47 »
http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=31.msg82020#msg82020

Вопрос: Как Вы думаете, каков предел терпения унижений со стороны других людей? Меня один человек-коллега по работе профессионально макает уже около месяца. В начале казалось, что это полезно для очищения от тщеславия, гордости. Но накатывает большое уныние ... Что Вы про это думаете?

Ответ: Предел - в обретении смирения. Уныние накатывает от ущемленного самолюбия.

Только в смирение нельзя играть. Это верный путь в хроническую болезнь эгоизма, которой болеют многие новоначальные. Для начала надо хотя бы рациональным умом понять, что Вам указываются на неочищенные области ума и души, которые, скорее всего, находятся глубже области внешнего сознания (в засознании или подсознании). Эти области - по каким-то грехам - резонируют на домогательства Вашего коллеги. Т.е. Вы в этой области (скрытого) греха, как минимум, такой же, как и Ваш обидчик, если еще не хуже. Как только эта область будет очищена (плюс еще некий промежуток времени - для отработки и закрепления), проблема исчезнет.

Первая сложность - признать наличие собственной проблемы. Вторая - войти в проблемную область. Третья - выстоять в ней, призывая благодать...
 
 
http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=31.msg82023#msg82023

Цитата: Попробуйте желать ему счастья, любви ..здоровья, эту часть себя, которую отражает ваш коллега нужно полюбить, принять и она трансформируется. И еще благодарите Бога и этого товарища за то что он показывает вам то что скрыто)))

Ответ: И это можно делать, хотя и представляет всего лишь магию самовлюбленного эгоизма. Т.е. подавляет на время симптомы, а болезнь усугубляет.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11889
    • Просмотр профиля

Re: Об унынии
« Ответ #6 : 21 Октябрь 2014, 18:24:52 »
http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=3144.msg134161#msg134161

Вопрос: По мере занятий духовной жизнью всё больше и больше стала наблюдаться какая-то телесная немощь. Всё больше усталость от внешней работы, больше требуется времени на восстановление. Всё меньше сил на какое-либо общение…Иногда даже буквально "нет сил" сварить еды или прибрать в доме…почти рвотный рефлекс при малейшем намёке на сигаретный душок.
Так вот вопрос - всё это хорошо или плохо? как вообще правильно реагировать и "дружить" с этой немощью?

Ответ: Это нормально. Более того, периоды потери жизненных сил неизбежны. Да, и чувствительность обостряется. Через это надо пройти без страхов, воспитывая тишину ума и душевную ровность. И отдыхать на природе, наполняясь природными силами, неизмеримо более чистыми, чем городские.

Всяческие рвотные рефлексы на дурное (этим дурным может быть "просто" обычное дебелое состояние другого человека) не подпитывать в себе, отворачиваться от них, как бы не замечать. И, по возможности, не болтаться долго в испорченных местах. Учиться быстро восстанавливаться.

Если нет сил даже сварить еду и прибрать в доме, нудить себя на такую работу, чтобы пройти через барьер (мнимой) немощности.

Это не такая серьезная проблема, и она решается. Сложнее, когда вместе с такой душевной немощью приходят физические болячки и бесовские нападения.
 

http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=3144.msg134165#msg134165

Цитата:… Это называется уроками оставления благодати, чтобы познал человек немощь свою и сладость благодати и взмолился о возвращении любимой…

Ответ: Оставление благодати - это несколько иное. Присутствие благодати с одновременным истощением жизненных сил может соединяться. Более того, приходящая благодать может вызывать периоды немощности, поскольку меняет строй и состав души.
 

http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=3144.msg134195#msg134195
Классический вариант оставления благодати (на первых этапах) выражается просто: сначала человек испытывает некий подъем сил, умиление, очищение, чувство покаяния... а затем чистота, мягкость, мир и т.п. уходят, и возвращается прежнее ветхое состояние, которое воспринимается уже  жестким, не чистым, не должным. И тогда страдает человек, и начинает искать потерянное. Посему повторю: у Раисы несколько иное.
 
http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=3144.msg134198#msg134198

Вопрос:  У меня что похожее происходит уже наверное около года, если описать кратко то можно сказать так: "пропал интерес к окружающему миру, точнее почти все события происходящие вокруг меня потеряли всякую важность и значимость."… Кто через это проходил что можно ожидать дальше, может быть это начальная стадия безразличия к жизни и депрессии, или это начало осознания того что весь наш мир не стоит спасения души - это самое главное.

Ответ: Ian, у Вас, скорее всего, происходит угасание эгоистических устремлений и интересов. К примеру, уменьшение эгоистического огня в эмоциональной сфере при одновременном ее очищении воспринимается как уменьшение эмоций, но без впадения в инертное состояние.

О депрессии. Она может начаться при очищении более глубоких пластов души - при вхождении в подсознательную сферу. Слишком много очищать, слишком тяжело, слишком большой груз неочищенного и застывшего подсознания. Кроме того, внизу есть кислотные поля разрушающих и разлагающих энергий, вгоняющих в уныние.