Исихазм

Автор Тема: Моё второе я  (Прочитано 1534 раз)

Грешник

  • Сообщений: 30
  • Смерть, где твоё жало?
    • Просмотр профиля

Моё второе я
« : 17 Сентябрь 2014, 23:57:58 »
Мир вам, братья!
Подскажите, случалось ли у кого нечто подобное.
Когда начинаю о чём либо рассуждать, и например прихожу к благочестивым мыслям и мысленно их принимаю и соглашаюсь с ними,
то замечаю, что во мне некто (или нечто) как будто бы я, наблюдает за ходом этих мыслей, холодно, молчаливо и как будто надменно.
И с благочестивыми мыслями ничто в нём не резонирует. И получается, что я говорю эти мысли (про себя конечно рассуждая) как бы "для Бога", чтобы он их услышал, мол вот какой я хороший, а сам так не думаю, как бы лицемерю. Но это не так, ведь я начинаю об этом рассуждать без "задних" мыслей, чтобы самому разобраться. А (э)тот холодный человек внутри совершенно так не думает. Так вот собственно не могу понять, этот второй и есть я? Или это часть меня, повреждённая грехом. Или это не я вовсе - ну типа как моя гордость. Или какая инерция разума, который привык десятилетиями мыслить совершенно иначе?
Или это просто бесовы наваждения?
Прошу прощения за сумбур.
Атеист, научи меня верить...

Игорь Б.

  • Сообщений: 254
    • Просмотр профиля

Re: Моё второе я
« Ответ #1 : 18 Сентябрь 2014, 07:07:32 »
Дело в том, что "Я" в человеке в количестве двух штук имеется.
Одно из них - эгоистическая самость, марионетка различных сил и сущностей.  А вторая - искра божия в нас, терпеливо ждущая нашего отождествления с ней на пути к Духу.
Какое "Я" предпочесть - мы решаем это ежесекундно.

Elena

  • Сообщений: 6707
  • ...
    • Просмотр профиля

Re: Моё второе я
« Ответ #2 : 18 Сентябрь 2014, 13:20:13 »
И с благочестивыми мыслями ничто в нём не резонирует.

Вы не пробовали направить в этот момент внимание к Богу? Часто благочестивые мысли имеют вид отвлеченного морализаторства и не стыкуются с сосредоточенным внутренним предстоянием перед Богом.

У меня когда-то было похожее - внутренняя речь (чуть ли не болтливость). Потом поняла, что сами эти мысли - они как-то неуместны (хоть мысли и правильные). Лучше иногда помолчать. Мне почему-то больше по душе ваш внутренний скептик. Если идет глубокий душевный порыв мысли - тогда состояние цельное. А если как у вас (налицо рефлексия) - значит ваши благочестивые мысли имеют поверхностное качество.

А вообще, такое состояние - это признак утончения внутреннего восприятия. Получаешь возможность наблюдать в себе ранее скрытое.

Aндpeй

  • 3
  • Сообщений: 3015
    • Просмотр профиля

Re: Моё второе я
« Ответ #3 : 18 Сентябрь 2014, 18:46:48 »
Внутренний человек, в данном случае, это влияние "мирского общественного сознания",
благочестивые мысли это влияние церковного сознания.

Вам мир, ближе чем церковь по жизни, вот его влияние и воспринимается как более внутренние.

Neovit

  • Сообщений: 678
    • Просмотр профиля

Re: Моё второе я
« Ответ #4 : 18 Сентябрь 2014, 21:01:08 »
Так вот собственно не могу понять, этот второй и есть я? Или это часть меня, повреждённая грехом. Или это не я вовсе - ну типа как моя гордость. Или какая инерция разума, который привык десятилетиями мыслить совершенно иначе?
Или это просто бесовы наваждения?
О раздвоенности хорошо сказано у Валентина Свенцицкого. Приведу некоторые выдержки:

Вторая трудность на пути духовной жизни  - "двоящиеся мысли"
Апостол Иаков говорит: "Человек с двоящимися мыслями не тверд во всех путях своих" (Иак. 1,8).

На первой ступени эта раздвоенность как бы вытекает из самой природы нашей. Это не раздвоенность души, а раздвоенность, проистекающая от равной силы в нас воли плотской и воли духовной.

С первых же шагов молитвы эту раздвоенность свою и почувствует каждый.
Кто-то начнет в душе молящегося как бы смотреть со стороны на его внешние при молитве действия.
Читает молитву. Крестится, кладет поклоны. Перебирает четки. Это один человек.
Другой - наблюдает, точно совершенно посторонний, откуда-то изнутри. Наблюдает холодно. В молитве не участвует. Молится лишь "внешне" - "внутреннее" безучастно.

Когда преодолеет молящийся этот соблазн, работа его еще только начинается. Раздвоенность не уничтожена, она уходила внутрь. Там она в скрытом убежище. Ее труднее заметить и труднее победить.
Наблюдавший ранее за внешними действиями во время молитвы начинает теперь так же со стороны относиться к внутренним состояниям души. А другой, крестившийся, клавший поклоны, читавший молитвы и чувствовавший наблюдение за своими внешними молитвенными действиями, чувствует его в своих молитвенных переживаниях. Оба они уже не безмолвны. Внутреннее разделение начинает выражаться в словах, мысленно произносимых. В душе начинаются споры, как бы между разными людьми. "Смотрящий" делает свои замечания, мешает другому, молящемуся.

Враг зорко стережет состояние раздвоенности и сейчас же старается овладеть "наблюдающим". Не имея цельности, человек не имеет силы сразу защититься от врага. Молитва постоянно в опасности. Чем слабее молитва, тем сильнее враг, который иной раз настолько овладевает душой, что заставляет наблюдающего, вопреки его воле, смеяться над молящимся, делать кощунственные замечания или просто обсуждать вопросы, ничего общего с молитвой не имеющие. Молитва становится ареной мучительной борьбы, от которой душа в смятении и не знает, куда укрыться.

Но бывает еще более опасное состояние раздвоенности. Это тогда, когда враг овладевает "наблюдающим" не для того, чтобы вооружить его на "молящегося", а для того, чтобы прельстить кажущейся его высотой. Если пагубно для души молиться "напоказ" перед людьми, то вдвойне пагубно молиться "напоказ" перед самим собою, перед этим внутренним зрителем.

"Двоящиеся мысли" в большей или меньшей степени болезнь всеобщая, и лишь большими усилиями и терпением, путем молитвенного и общежизненного подвига, по милости Божией, достигается то единство, та "простота", которая сложные две воли в человеке превращает в одну "простую", отданную водительству Духа Святаго.

Эту опасность надо помнить всегда и не надо ставить себе непосильной задачи сразу усилиями воли избавиться от нее.


Грешник, я не стал приводить советы Валентина Свенцицикого о том, как избегать раздвоенности. Если вам интересно, почитайте в библиотеке сайта.

Чайка

  • Сообщений: 27
    • Просмотр профиля

Re: Моё второе я
« Ответ #5 : 18 Сентябрь 2014, 23:48:40 »
Всем здравствуйте! :-)
 Мне, кажется, знакомо это раздвоение, о котором говорит Грешник.  Когда мною овладевал гнев, и я совершала непростительные поступки, во мне появлялся второй "я". Это очень холодный бесстрастный наблюдатель. Я его называла "Контролер" Я понимала, то что  делаю,  нельзя, и я сама была бы рада остановиться, но мне никак, меня буквально несло. Как автомобиль, когда нажимаешь на тормоз, не сразу останавливается, так и я продолжала творить ужасное не в силах остановиться. А этот "контролер" смотрел на меня изнутри и молча осуждал. ...
Был еще момент раздвоения, когда Бог испытывал меня, но было по-другому. "Я", которая не явственно чувствовала опасность, и страдала,  и  "Я" вторая, которая верховодила мной первой,   находясь как бы под гипнозом, видя черное белым и наоборот. Тогда было чувство, будто тону, хотелось кричать "Спасите!", но не знала кто спасет меня. Этот внутренний раздрай длился долго, я страдала, но не понимала, что со мной... Сейчас мне кажется, что это он "внутренний человек" или Дух страдал во мне, чувствуя свою гибель, а душа безумная шла на смерть не понимая.
...Мне кажется, о разном говорит Грешник и Neovit. Тот  наблюдатель, совесть или Дух, ощущением внутренней дисгармонии дает нам понять, что мы где-то совершаем ошибку. .А то, о чем говорит Neovit, это всего лишь игра нашего внешнего человека, который примеряет маску "молитвенника". Масок может быть много, стоит только осознать это и потихоньку избавляться от них
P/S. если что не так сказала, прошу простить меня :-)

Сергий

  • "Россия управляется непосредственно Господом Богом. Иначе невозможно представить, как это государство до сих пор существует".(с)
  • Сообщений: 7511
  • "αγαπατε друг друга" - основа ученья (с).
    • Просмотр профиля

Re: Моё второе я
« Ответ #6 : 19 Сентябрь 2014, 00:44:59 »
Ум работает как параллельный компьютер. Мысли скачат в параллель, но актуальна всегда только одна мысль, на которой сосредоточено внимание. Вопрос внимания - вопрос воли. Нет внимания - и наступает безумие, когда роящиеся мысли правят несчастным. Соединение ума с сердцем (рассуждения-мысли-слова с вниманием сердцем ума) воедино задача молитвенника, ибо тогда даруется сердечная молитва (разумеется, внимательная и непрестанная), которую не с чем не спутаешь, когда слова - мысли молитвы (знакомой и, казалось бы, ясной) раскрываются НЕВИДАННЫМИ прежде глубинными смыслами. Собственно, молитвенник и учится управлять умом (скачущими мыслями), чтобы собрать себя воедино для отдания себя в волю Бога, так как отдать себя в волю Бога "по частем" (оставив без управления неуправляемые роящиеся мысли) невозможно...
ИМХО ...
Не нам, Господи, не нам, но имени твоему даждь славу о милости твоей и истине твоей:
Ей гряди Господи Иисусе!  Егоже Царствию не будет конца!  Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе! Аминь.

Elena

  • Сообщений: 6707
  • ...
    • Просмотр профиля

Re: Моё второе я
« Ответ #7 : 19 Сентябрь 2014, 01:53:02 »
Меня насторожило словосочетание "благочестивые мысли". Возможно, просто неточно сформулировано автором темы.

Благочестие - это у меня проходит в ранге "условных" дел (временно необходимых, пока нет настоящего). Благочестие предъявляет искреннее желание как-то служить Богу, этим оно и ценно.  В области дел благочестие уместно (когда человек еще живет внешней деятельностью), но в области мысли в этом может скрыться фальшь.   

Может, автор обнародует, какое-нибудь размышление, проходящее под грифом "благочестие"... простите.

stranik

  • 3
  • Сообщений: 2635
    • Просмотр профиля

Re: Моё второе я
« Ответ #8 : 19 Сентябрь 2014, 11:38:40 »
Поступают помыслы от Бога или от бесов и для различения есть сердце и совесть -которые говорят не делай или делай что предлагает помысел ..Если безсовестный и хам то он с бесом всегда согласен..Сердце не работает он пойдёт на смерть за грехом..Умрёт но грех сделает..В ад пойдёт с  полной уверенностью..Другой с сомнением -скажет совесть мне запрещает это но приказ пришел от хама и куда деться..А есть такие которые наоборот до смерти будут бороться против греха..
В голове выборы идут-Дума заседает-а сердце сразу отвечает если оно очишено..
Отличает добро от зла что от Бога что от диявола..